N. Y., 1988; Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990; Кириллин А. Общежитие юных добровольцев в Москве, 1915-1917//Цейхгауз. М., 1994. 3. С. 12-13; Елисаветинские чт./ИППО, Нижегородское отд-ние. Н. Новг., 1994; Святая прмц. вел. кнг. Елизавета: Житие. Акафист/Авт.-сост.: А. Трофимов. Поярково (Моск. обл.); М., 1995; Ebest-Schifferer S. The Darmstadt Museum. [P.,] 1996; О служении женщин в Рус. Правосл. Церкви: Вдали от мирской суеты [:Сб.]. Н. Новг., 1996; Максимова Л. Б. Вклад вел. кнг. Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России кон. XIX - нач. XX в.: Дис. М., 1998; Кучмаева И. К. Подвиг памяти: (Мат-лы к трилогии). М., 2000; она же. Жизнь и подвиг вел. кнг. Елизаветы Федоровны. М., 2004; она же. Когда жизнь истинствует... М., 2008; Савельева Л. И. Из фондов музея МХАТ//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 157-177; Вяткин В. В. Христовой Церкви цвет благоуханный: Жизнеописание прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. М., 2001; Елисаветинские чт./ИППО, Нижегородское отд-ние. Н. Новг., 2001; Маерова В. Елизавета Фёдоровна. М., 2001; Память как максима поведения: (Мат-лы Св.-Елисаветинских чт.). М., 2001; Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 2001; Миллер Л. П. Святая мученица Российская Вел. кнг. Елизавета Феодоровна. М., 2002; Три века С.-Петербурга: Энцикл. СПб., 2003. Кн. 2. С. 404-405; Лисовой Н. Н. «Президенты Палестины»: Памяти первых председателей ИППО вел. кн. Сергия Александровича и вел. кнг. прмц. Елизаветы Федоровны//ППС. 2003. Вып. 100. С. 103-131; он же. Гефсиманский во имя Марии Магдалины мон-рь//ПЭ. 2006. Т. 11. С. 436-438; он же. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006; Лобовикова К. И. А. А. Дмитриевский и вел. кнг. Елизавета Федоровна: (Неск. штрихов к биогр. ученого)//Мир рус. византинистики: Мат-лы архивов С.-Петербурга. СПб., 2004. С. 241-255; Фрейлины и кавалерственные дамы XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2004. С. 143, 147, 153, 161, 195; Отблеск Нетварного Света: Мат-лы VI юбил.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Елисавета Феодоровна и В. были канонизированы 4 нояб. 1992 г. на Архиерейском Соборе РПЦ. В 1995 г. на месте гибели мучениц был основан алапаевский во имя Новомучеников российских муж. мон-рь . В 1981 г. Елисавета Феодоровна и В. в составе Собора новомучеников Российских были канонизированы Русской Православной Церковью за границей . Арх.: ГАРФ. Ф. 656. Вел. кнг. Елизавета Федоровна; РНБ ОР. Ф. 897. Яковлева Амалия Ивановна. Ист.: Яковлева А. И. Восп. бывшей камер-юнгеферы имп. Марии Александровны//ИВ. 1888. Т. 31. Янв. С. 147-174; Февр. С. 393-413; март. С. 593-606; Отчет состоявшей при особом комитете Ее Имп. Высочества вел. кнг. Елисаветы Феодоровны исполнительной комиссии по бесплатному размещению больных и раненых воинов, эвакуированных с Д. Востока в русско-японскую войну 14 июня 1904 г.- 1 апр. 1906 г. М., 1907. Прил. 19. С. 59; Отчет Марфо-Мариинской обители милосердия за 1912 г. М., 1913. С. 42; Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990. С. 318-329; «Я знаю, на что они способны»: (Новое свидетельство о судьбе царственных мучеников: Письмо вел. кнг. Елены Сербской)/Пер. с франц., публ. Л. Б. Максимовой//Домострой. 1993. 26. С. 13; Воспоминания о диакониссах Москвы: ( Сенаторова А. Г. Восп. сестры Марфо-Мариинской обители)/Сост., коммент., публ. Л. Б. Максимовой)//Мера. 1995. 4. С. 137-142. Лит.: Серафим [Кузнецов], игум. Мученики христианского дома. Пекин, 1920; Послушница Елеонского мон-ря: Перенесение мощей св. новомучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и ее преданной келейницы инокини Варвары//Рус. возрождение. 1982. 19. С. 13-37; Миллер Л. Св. мученица Российская вел. кнг. Елизавета Феодоровна. Франкфурт-на-Майне, 1988. С. 241, 256, 257, 293-303; Максимова Л. Б. Благотворительная деятельность вел. кнг. Елизаветы Федоровны во время рус.-японской и первой мировой войн//Рус. возрождение. 1998. 73. С. 35-59. Л. Б. Максимова Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/154093.html

Между тем еще в 1903 г. духовенство Уфимской епархии разработало проект офиц. Уфимской миссии среди язычников, к-рых в сев. волостях Бирского и Белебеевского уездов насчитывалось более 100 тыс. чел. В поисках средств на миссионерский мон-рь в 1909 г. супруги Мацневы посетили Марфо-Мариинскую московскую обитель , рассказали вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне о положении миссионерского дела в Уфимской епархии, о нуждах К.-Б. м. и передали ей приглашение посетить мон-рь. 8 июля 1910 г. вел. кнг. Елисавета Феодоровна посетила с. Николо-Берёзовка и К.-Б. м. в сопровождении гофмейстера А. П. Корнилова и сестер Марфо-Мариинской обители. Гостей встречали губернатор и еп. Уфимский Нафанаил (Троицкий), возглавивший соединенный крестный ход из сельского и монастырского храмов с участием ок. 60 священников и сестер жен. мон-рей епархии. Княгиню приветствовал игум. Анастасий на черемисском (марийском) языке. Вечером гостья молилась за всенощным бдением, проходившем в мон-ре под открытым небом на специально устроенном деревянном помосте. Пели черемисский, татар. и чуваш. хоры певчих. Песнопения, чтения ектений и возгласы попеременно звучали на 4 языках: церковнославянском, черемисском, татарском и чувашском. Это небывалое для нач. XX в. богослужение произвело огромное впечатление и на великую княгиню, и на прихожан. 9 июля вел. кнг. Елисавета присутствовала при освящении в нижнем храме строящегося собора правого придела во имя прп. Сергия Радонежского (в память об убиенном супруге княгини вел. кн. Сергее Александровиче ), затем подарила обители икону прп. Сергия, освященную в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного. В храм был доставлен и др. великокняжеский дар - богатая ризница. По завершении богослужения княгиня посетила монастырскую школу, ознакомилась с выставкой рукодельных работ (шитьем золотом, жемчугом и шелками и проч.) из всех 10 жен. мон-рей епархии. Проект ц. прп. Серафима Саровского с колокольней. Литография. 1910 г. (ГПИБ) Проект ц. прп. Серафима Саровского с колокольней. Литография. 1910 г. (ГПИБ) В тот же день в Николо-Берёзовку возвращалась чудотворная икона свт. Николая, встречаемая на пристани крестными ходами из сельского храма и мон-ря. Приложившись к чудотворному образу, вел. кнг. Елисавета Феодоровна приняла его из рук еп. Нафанаила и несла 2 версты от пристани до мон-ря. В К.-Б. м. сразу же началось всенощное бдение - вновь на открытом воздухе. После чтения шестопсалмия были произнесены заранее составленные и отпечатанные для молящихся поучения на 5 языках: русском, черемисском, вотском, татарском и чувашском. 11 июля вел. кнг. Елисавета Феодоровна участвовала в проводах Берёзовской иконы в г. Сарапул, а затем уехала в Казань. В телеграмме, отправленной на имя еп. Нафанаила, великая княгиня выразила стремление принести посильную пользу «святому делу миссионерства».

http://pravenc.ru/text/1470151.html

сестричеств, организованная Отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на богослужении во время освещения ц. свт. Митрофана Воронежского сестричества во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы. Фотография. 5 нояб. 1995 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на богослужении во время освещения ц. свт. Митрофана Воронежского сестричества во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы. Фотография. 5 нояб. 1995 г. В 90-х гг. в М. е. появился ряд реабилитационных центров для наркозависимых людей: «Дом милосердия» - душепопечительский центр им. прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны при храме свт. Николая в с. Ромашкове Одинцовского р-на (1992), правосл. братство трезвости при храме святых Флора и Лавра в с. Ям Домодедовского р-на (1994), душепопечительский центр для лиц, пострадавших от оккультизма и псевдорелиг. орг-ций, во имя прав. Иоанна Кронштадтского на Крутицком Патриаршем подворье (1996). Реабилитационные мероприятия включали участие в таинствах, психологическую, социальную помощь, трудовые послушания, паломнические поездки, создание катехизаторских и психотерапевтических групп, психотерапию, работу в группах самопомощи. Оказывалась помощь в поиске рабочего места. Освещения паллиативного отд-ния при городской клинической больнице 51 прот. Михаилом Крутинем и сестрами милосердия сестричества во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 10 февр. 2017 г. Освещения паллиативного отд-ния при городской клинической больнице 51 прот. Михаилом Крутинем и сестрами милосердия сестричества во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 10 февр. 2017 г. В нач. 90-х гг. в Москве были зарегистрированы первые учреждения, оказывающие помощь детям-сиротам: школа-приют во имя прп. Сергия Радонежского (1992, с 1999 специальный (коррекционный) детский дом 43 СВАО Москвы), православный Свято-Софийский детский дом (смешанный) (1993), духовно-воспитательное благотворительное учреждение при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (1994), правосл.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Минский во имя прмц. Елисаветы мон-рь. Фотография. 2014 г. Минский во имя прмц. Елисаветы мон-рь. Фотография. 2014 г. (Минской и Заславской епархии Минской митрополии Белорусской Православной Церкви) (БПЦ), находится в г. Минске (Белоруссия). Основан 22 авг. 1999 г. постановлением Синода БПЦ. На территории монастыря с 7 дек. 1996 г. существовало сестричество, которое опекало Республиканскую клиническую психиатрическую больницу и 2-ю городскую клиническую больницу, а позже - психоневрологический интернат 3 для взрослых, дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, туберкулезный диспансер в пос. Новинки и минский интернат для детей с задержкой психического развития. В М. м. построены собор во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны (освящен 2 янв. 2005) с нижней ц. во имя свт. Николая Чудотворца (освящен 10 дек. 1999), храм в честь иконы Божией Матери «Державная» (18 окт. 2008) с ц. во имя Царственных страстотерпцев в крипте (13 окт. 2012), а также колокольня и сестринские корпуса, возведена ограда. В непосредственной близости от мон-ря расположены Дом трудолюбия с социально-реабилитационными мастерскими и дом паломников. В минском психоневрологическом интернате 3 освящен домовый храм во имя блж. Ксении Петербургской (6 февр. 1998), на территории детского дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития - храм во имя свт. Нектария Эгинского, в минском психоневрологическом интернате - домовый храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая», в здании правосл. школы М. м.- домовый храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В Елисаветинском соборе находятся иконы с частицами мощей вмч. Георгия Победоносца, сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского, преподобномучениц св. вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары, вмц. Екатерины, мч. Иоанна Воина, мучениц Татианы и Марины, свт. Тихона Задонского, преподобных Иова Почаевского, Саввы Сторожевского, Силуана Афонского, Александры, Марфы и Елены Дивеевских, Сергия Радонежского, старцев Оптинских, блж. Матроны Московской и др. В Никольской ц. хранятся частицы мощей свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, прп. Евфросинии Полоцкой, прав. Симеона Верхотурского, мч. Гавриила Белостокского.

http://pravenc.ru/text/2563292.html

В 1886 г. М. М. Антокольский выполнил мраморный бюст Е. Ф. для ее родственников, живших в замке в Дармштадте (сохр.). В. М. Клыков в 1990 г. для Марфо-Мариинской обители создал скульптурную фигуру Е. Ф. из белого мрамора (на правой руке четки), в 2004 г. по просьбе насельниц калининградского мон-ря во имя Е. Ф.- скульптуру преподобномученицы, сидящей на скамье. 9 июля 1998 г. в Англии в Вестминстерском аббатстве было установлено 10 образов христ. святых, в т. ч. мраморная статуя Е. Ф. на зап. фасаде собора ап. Петра. В 2007 г. Ю. П. Хмелевский вырезал миниатюрный рельеф на кости мамонта: Е. Ф. с крестом и прмц. Варвара со свечой, стоящие на краю шахты. В нач. 90-х гг. ХХ в. А. Д. Корноухов сделал мозаику для храма равноап. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме, к-рая была помещена над ракой Е. Ф. (святая в рост, с крестом в деснице и моделью храма в левой руке). К числу первых иконописных образов Е. Ф. в Москве принадлежит монументальная мозаика сер. 90-х гг. ХХ в. в нижнем храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (образ святой с храмом в руке на золотом фоне). К прославлению Е. Ф. в 1992 г. была написана поясная икона (иконописец В. Ю. Карпова), ее иконографию повторяли мастера Новотихвинского мон-ря в Екатеринбурге: святая с Покровским храмом в левой руке, десница приподнята к груди (ц. прав. Симеона Верхотурского в с. Меркушине, Крестовоздвиженский собор верхотурского Никольского мон-ря - см.: Тихон (Затекин), игум., Нечаева М. Ю. Уральская лавра. Екатеринбург, 2006. С. 433). На образе с частицей гроба Е. Ф. в Иоанно-Предтеченском мон-ре Москвы, исполненном М. Проскуровой в 1994 г., изображены прп. Елисавета, игум. К-польская, и Е. Ф., держащая икону Спаса Нерукотворного, с к-рой она встретила смерть. Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва) Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва)

http://pravenc.ru/text/189843.html

Рака с мощами прп. Корнилия Крыпецкого Рака с мощами прп. Корнилия Крыпецкого В 1913 г., спустя 10 лет после смерти преподобного, крестьянин Графов послал на имя обер-прокурора Синода В. К. Саблера подробное жизнеописание К. с просьбой исполнить последнюю волю почившего: предать его тело правильному погребению, да «не обрушатся на Россию бедствия», предсказанные подвижником. Прошение Графова на имя обер-прокурора было переправлено еп. Псковскому Евсевию (Гроздову) и «за недоказанностью прописанного» оставлено без ответа. 3 апр. 1913 г. благочинный муж. мон-рей осмотрел могилу К. и решил по ее «наружному расположению», что гроб с телом почившего поставлен по христ. обычаю правильно, а именно лицом к востоку. Братия назвала К. ничем не примечательным насельником, а игум. Иоанникий утверждал, что он «стаканами вино пил». В том же году Псковская духовная консистория просила Псковское городское полицейское управление представить справку об образе жизни, о занятиях, об имущественном положении, о поведении и об «умственных способностях» крестьянина Графова. В отзыве полицейского управления сообщалось, что он человек «не вполне нормальный». Надгробие на могиле прп. Корнилия Крыпецкого. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Надгробие на могиле прп. Корнилия Крыпецкого. Фотография. 50-е гг. ХХ в. В 1904 г., во время пребывания в Пскове прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны , Графов смог вручить ей записки о старце. 9 авг. 1916 г. Крыпецкую обитель посетила воспитанница Елисаветы Феодоровны вел. кнг. Мария Павловна - младшая, к-рая удостоверилась в народном почитании старца и услышала о его пророчествах. 7 февр. 1918 г. прмц. кнг. Елисавета писала патриарху Московскому и всея России св. Тихону об «иноке Корнилии - юродивом Псковской губернии», призывая исполнить волю старца о правильном погребении: «Время настало, и все, что это Божие дитя предсказало, исполняется - страшно заметить, как Господь открыл ему все бедствия, которые постигли Святую Русь. Он - маленький земной ангел - просил, чтобы вся Россия молитвенно обратилась к великому ревнителю и святому слуге Божию пророку Илии... Есть еще одна просьба инока Корнилия, очень легко исполнимая, но враг человечества уже 14 лет противодействует: о. Корнилий предсказал, что похоронят его неверно, ибо храм монастыря построен неправильно,- он умолял его прах переложить правильно» (ГАРФ. Ф. 4652. Оп. 1. Д. 3. Л. 231-232 об.).

http://pravenc.ru/text/2458685.html

В 1892 г. на средства и по поручению Палестинского Православного общества (ИППО) в сев.-вост. углу Гефсиманского участка был построен т. н. дом великого князя - 2-этажное здание для паломников благородного сословия в память вел. кнг. Александры Георгиевны († 12 сент. 1891), супруги вел. кн. Павла Александровича, и вел. кн. Константина Николаевича († 13 янв. 1892). Дом был освящен архим. Антонином (Капустиным) 12 сент. 1892 г. Место для строительства было выбрано в углу сада, перед большим серым камнем, на к-рый, по преданию, Пресв. Богородица бросила Свой пояс ап. Фоме в 3-й день по Успении. В 1904 г. по инициативе секретаря ИППО В. Н. Хитрово возле храма во имя равноап. Марии Магдалины было устроено рус. кладбище. Среди погребенных - видные представители рус. эмиграции, в т. ч. последний флигель-адъютант имп. Николая II, долголетний председатель ИППО в Иерусалиме ген. М. Г. Хрипунов († 6 апр. 1983). Рус. участок отделен от расположенного ниже по склону францисканского участка узкой асфальтированной дорогой. Напротив ворот рус. обители, на месте, где, по преданию, Иуда целованием предал Господа, установлен обломок колонны. До первой мировой войны здесь начинался коридор-отросток, к-рый вел к Камню Моления о Чаше, являвшемуся тогда общим достоянием католиков и православных. Попытки францисканцев сделать священный камень своим владением каждый раз оспаривались и пресекались совместными усилиями Иерусалимской Патриархии, РДМ и рус. консульством. После перехода (в кон. 1917) Иерусалима под брит. контроль францисканцы, воспользовавшись отсутствием РДМ (эвакуированной в Александрию) и рус. консульства, добились от греков отказа от их прав и построили стену, преградив доступ к этому св. месту. По проекту архит. А. Барлуцци , приглашенного кустодом Св. земли Ф. Диа Таллеви для строительства ц. Гефсиманской молитвы («Церкви всех наций», 1919-1924), священный камень оказался внутри храма, в алтарной части. После мученической кончины вел. кнг. Елизаветы Федоровны в Алапаевской шахте 18 июля 1918 г. ее мощи, как и останки др. погибших с нею, по мере отступления Белой Армии были перевезены игум. Серафимом (Кузнецовым) через всю Сибирь в Хабаровск, Пекин, Шанхай. Затем по желанию сестры Елизаветы Федоровны принцессы Виктории Баттенбергской мощи вел. княгини и инокини Варвары (Яковлевой) были доставлены в Иерусалим и 17/30 янв. 1921 г. погребены в крипте храма Марии Магдалины. После того как 1 нояб. 1981 г. Елизавета Федоровна и Варвара (Яковлева) были прославлены РПЦЗ в лике святых, было решено перенести их мощи из крипты непосредственно в храм. Торжественное перенесение состоялось 1-2 мая 1982 г. 9-11 янв. 1990 г. мощи были переложены в новые, мраморные раки по обеим сторонам солеи (мощи, прмц. Елисаветы Феодоровны - справа, инокини прмц. Варвары - слева).

http://pravenc.ru/text/164927.html

Изображения Д. И. как местночтимого или патронального святого встречаются в традиц. искусстве XIX - нач. XX в., напр.: на литых 4-створчатых складнях с сюжетами праздников; на мстёрской иконе «Ангел-хранитель, св. царевич Димитрий и равноап. кнг. Ольга» 1900 г. работы А. И. Суслова (частное собр.); на поле иконы «Прп. Сергий Радонежский» 1889 г. работы палехского мастера Д. М. Корина и на единоличной иконе святого кон. XIX в. (обе в собр. дома-музея Кориных в Палехе); на образе «Прп. Сергий Радонежский, прав. Елисавета и св. царевич Димитрий» нач. XX в. мастерской Н. Я. Епанечникова (ГММК) с изображением коленопреклоненных небесных покровителей вел. кн. Сергея Александровича, прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и, по-видимому, их воспитанника вел. кн. Дмитрия Павловича, в нижней части - панорама Московского Кремля. Д. И. также был патрональным святым кн. Д. М. Голицына - одного из устроителей московской Голицынской больницы, где в 1801 г. освятили домовую ц. во имя Д. И., для к-рой, очевидно, тогда же была выполнена храмовая икона. К небольшим паломническим иконам относится образ Д. И. нач. XX в. (частное собр.). Вместе с др. рус. и Московскими святыми (между блгв. вел. кнг. Евдокией Московской и прп. Сергием Радонежским) Д. И. изображен на иконе Божией Матери «Знамение» 10-х гг. XX в. из Александровского дворца в Царском Селе (ГЭ); на образе «Собор Московских святых» 2-й пол. XIX в. на вост. грани юго-вост. столпа Успенского собора ТСЛ (в 1-м ряду крайний справа, со сложенными на груди крестообразно ладонями); на 2 близких по иконографии пядницах Московских чудотворцев нач. XX в. (ЦМиАР) - в центре композиции, перед фигурой блгв. кн. Даниила Московского; на иконе кон. XIX - нач. XX в. из придела св. Василия Блаженного собора Покрова Богородицы на Рву (ГИМ) - царевич представлен в необычной для его иконографии княжеской шапке. Вместе с Ярославскими чудотворцами (слева - блгв. князья Феодор, Давид и Константин, справа - блгв. князья Василий и Константин, вверху - Толгская икона Божией Матери) Д. И. изображен в центре композиции с крестом в деснице и ножом в левой руке на эмалевой иконе кон. XIX в. (ГМЗРК).

http://pravenc.ru/text/178207.html

Храм был упразднен после продажи дома братством в 1995 г., иконостас по ходатайству митр. Кирилла (ныне Патриарх Московский и всея Руси) и при участии председателя братства Г. А. Рара возвращен в Россию, где в 2007 г. после реставрации установлен в нижнем храме кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде - храме-памятнике рус. воинам, павшим на землях Пруссии в Семилетнюю войну. В Бад-Наухайме в 1905 г. М. совершил 1-ю правосл. литургию в день памяти св. кнг. Ольги, в 1907-1908 гг. старейший в городе католич. храм был приобретен братством, перестроен; там был установлен иконостас (1805), пожертвованный еп. Тамбовским и Шацким Иннокентием (Беляевым) и привезенный из ц. преподобных Зосимы и Савватия Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни . При храме перед первой мировой войной был открыт дом престарелых. В 1910 г. церковь посещала семья имп. Николая II, покровительницами прихода были имп. св. Александра Феодоровна и прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна. В 2003 г. переулок рядом с храмом получил имя А. П. Мальцева. Планировалось сооружение собора во имя ап. Андрея Первозванного в самом Берлине. К 1907 г. на его строительство было собрано 250 тыс. марок. На воскресной службе и на праздник Покрова Пресв. Богородицы в 1889 г. в берлинской церкви молились имп. Александр III и вел. кн. Георгий Александрович. Посещали храм и были знакомы с М. прп. Алексий (Кабалюк) и мч. Константин Минятов , обратившийся к Богу после переезда в Германию в нояб. 1897 г. и регулярно посещавший посольскую церковь до возвращения в Россию в сент. 1900 г. Перед российскими властями М. ходатайствовал о прощении Минятову революционной деятельности в годы студенчества. По инициативе М. потсдамский храм неоднократно ремонтировали (в 1888 большой ремонт после постройки; 1893, 1895, 1898, 1902, 1907 гг.), установили оборудование для печного отопления (1890). В Потсдаме службы стали регулярными, когда псаломщиком (с 1890), а затем священником (с 1894) был определен В. Гёкен. Церковный хор, как и в Берлине, состоял из немцев.

http://pravenc.ru/text/2561766.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010