В 1901 г. в М. е. имелось 1638 храмов, в т. ч. 1164 приходских. Клир епархии включал 95 протоиереев, 1401 священника, 714 диаконов и 1580 причетников. С учетом ставропигиальных мон-рей и Троице-Сергиевой лавры с приписными обителями в М. е. действовали 23 штатных и 11 заштатных мужских монастырей, в к-рых подвизались 896 монашествующих. В 19 жен. монастырях несли послушание 720 монахинь. К 1912 г. число храмов в М. е. составило 1645, в т. ч. 1226 приходских. Клир М. е. включал 195 протоиереев, 1545 священников, 814 диаконов и 1762 причетника. В 19 штатных и 11 заштатных муж. мон-рях подвизались 993 монаха, в 25 жен. мон-рях - 851 монахиня. Сестры милосердия Иверской общины с вел. кнг. прмц. Елисаветой Федоровной и кнг. М. А. Васильчиковой. Фотография. Нач. ХХ в. Сестры милосердия Иверской общины с вел. кнг. прмц. Елисаветой Федоровной и кнг. М. А. Васильчиковой. Фотография. Нач. ХХ в. При Московском митр. Владимире (Богоявленском) действовало Московское попечительство о бедных духовного звания, к-рое имело сотрудников в каждом уезде из местного духовенства. В ведении попечительства числилось ок. 20 богаделен, домов призрения, приютов, в к-рых жили 739 чел. Оно субсидировало обучение девиц-сирот в 3 епархиальных уч-щах. Заботились о больных и страждущих общины сестер милосердия - Покровская, Иверская и Марфо-Мариинская. Для борьбы с пьянством создавались об-ва трезвости, сначала при отдельных храмах (первое - при храме Всех святых); в 1910 г. было учреждено Московское епархиальное об-во борьбы с народным пьянством, к-рое возглавил митр. Владимир. Призрением бесприютных детей занималось Московское епархиальное об-во свт. Алексия, оно устраивало приюты и школы, размещало детей в крестьянских семьях. Московский епахиальный дом. Фотография. Нач. XX в. Московский епахиальный дом. Фотография. Нач. XX в. В нач. XX в. многообразной была деятельность Об-ва любителей духовного просвещения и церковной старины - исследование и сохранение памятников старины, издание и распространение духовно-нравственной лит-ры, устройство публичных богословских чтений, работа с преподавателями Закона Божия. Об-во славилось своими библиотекой и собранием рукописей (ныне в ГИМ). С 1908 г. работало Об-во содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, при котором был учрежден Союз христианских матерей. В 1909 г. было основано Покровское благотворительное общество вспомоществования учащим и учащимся церковных школ М. е. Христианско-просветительную деятельность среди рабочих вела Комиссия по организации общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих Москвы, действовавшая в 1902-1917 гг. Миссией среди простого народа занималось братство в честь Воскресения Христова (основано в 1909 митр. Владимиром). Во время учреждения в нем насчитывалось 1312 членов, оно устраивало религ. собрания, вело народно-миссионерские курсы. Большинство общественных орг-ций М. е. размещалось во Владимирском епархиальном доме (Лихов пер., 6).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петерьург) Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петерьург) В псковских синодиках содержится поминание «великой княгини Ефросинии иноки» (Помянник великих князей, княгинь, митрополитов и архиепископов новгородских (Стефановский синодик)/Публ.: Л. В. Столярова//Восточная Европа в древности и средневековье. М., 2001. С. 212), но в ней следует видеть жену владимирского и новгородского кн. Ярослава Всеволодовича, к-рая в 1244 г. приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и вскоре скончалась в новгородском Юрьевом мон-ре (НПЛ. С. 79; в Степенной книге жена Ярослава Всеволодовича кнг. Феодосия , в иночестве Евфросиния, названа святой (ПСРЛ. Т. 21. С. 279; ср. С. 287)). По-видимому, в Пскове 2 княгини были отождествлены. Этим может объясняться появление 2-го имени у Е., также неизвестного древнерус. источникам,- Евфросиния, впосл. оно стало считаться ее мирским именем. Летопись сообщает о том, что супруга кн. Ярослава Владимировича была убита пасынком в Медвежьей Голове. В агиографической лит-ре о Е. писали как о пострадавшей от «немецкого папизма», мстившего за неудачи в Сев.-Зап. Руси в 1240-1242 гг. (архиеп. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Димитрий (Самбикин) ). Вероятно, к митр. Евгению (Болховитинову) восходит произвольно реконструированная картина событий, приведших к гибели княгини: Е., будучи схимонахиней, была приглашена Ярославом в Оденпе и там умерщвлена его сыном от жены-немки ( Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75; см. также: Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 70-71 и др.). Прмц. Евпраксия Псковская. Хоругвь. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)

http://pravenc.ru/text/187266.html

Особый интерес представляет еще одно неопубликованное чудо П., происшедшее на Афонском подворье Свято-Пантелеимонова мон-ря в Москве, совершившееся по молитвам прп. старца Аристоклия Афонского и вел. кнг. прмц. Елисаветы. Сестра Стефанида из Марфо-Мариинской обители долго страдала от сильной головной боли, от к-рой не помогали лекарства, и консилиум ведущих московских врачей посоветовал монахине операцию. Прмц. Елисавета пригласила лейб-медика Императорского двора, к-рый подтвердил необходимость срочной операции и взялся сделать ее сам, назначив на следующее утро. Вечером прмц. Елисавета отправила Стефаниду на Афонское подворье с просьбой к иеросхим. Аристоклию дать благословение на операцию и отслужить молебен перед иконой П. Отец Аристоклий исполнил все просьбы вел. княгини и дал больной пузырек с елеем от лампады перед образом П., велев помазать голову на ночь. На следующий день хирург, который прибыл для операции, осмотрел Стефаниду и нашел ее совершенно здоровой. Отец Аристоклий немедленно известил игумена рус. обители на Афоне об этом чуде (Ath. Pantel. 20. 4115. 15. Fol. 76-76v). Поток писем из России в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с сообщениями о чудесах П., возникший в 40-х г. XIX в., продолжался вплоть до начала первой мировой войны в авг. 1914 г. Несмотря на утрату во время пожара в 1968 г. значительной части писем, хранившихся в архиве изд-ва Свято-Пантелеимонова мон-ря, сохранилось ок. 5 тыс. писем (не опубл.). После окончания первой мировой войны и последующего Октябрьского переворота переписка о чудесах П. рус. людей с Афоном практически полностью пресеклась, и письма о чудотворениях святого не поступали до 1990 г. Но и в советский период, несмотря на преследование религ. проявлений в народе, почитание П. полностью не угасло. Об этом свидетельствует немалая часть сохранившихся икон с изображениями П., написанных на Афоне в XIX и в нач. XX в. Постсоветский период ознаменовался быстрым возрождением особого почитания святого. Ныне практически во всех областях России строятся посвященные ему храмы; в Москве с 1990 по 2018 г. возведено 20 приходских и монастырских храмов и часовен во имя П., многие из них находятся при больницах и др. медицинских учреждениях. В столицу и мн. города России начиная с 1996 г. неоднократно торжественно привозили св. главу П. из Свято-Пантелеимонова мон-ря. Поклониться святыне собирались сотни тысяч верующих, совершались исцеления и др. чудеса, к-рые записывали и нек-рые из к-рых были опубликованы.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках. По проекту Г. была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню мон-ря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила больший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на Г. был в 1908 г. и донос, в к-ром его обвиняли в развале мон-ря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиеп. Никанор (Каменский) произвел ревизию в мон-ре, 15 мая 1908 г. Г. и казначей иером. Тихон были отстранены от должностей. По словам архим. Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впосл. был оправдан). Официально выселенный из обители, Г. нек-рое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани. Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Гавриил Седмиезерный. Икона. Кон. ХХ в. (Седмиезерная пуст.) Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Гавриил Седмиезерный. Икона. Кон. ХХ в. (Седмиезерная пуст.) Соч.: Пьяницы Царствия Божия не наследуют. Каз., 1898; Поучения и слова. Каз., 1900, 19022; Построение и освящение храма в Седмиозерной пуст. для поминовения усопших и непрестанного чтения Псалтири. Каз., 1901; [Яблоков А. П. ] Седмиозерная пуст., заботливость высокопреосв. Арсения, архиеп. Казанского о благолепии ее и совершенное им освящение новоустроенного в ней храма. Каз., 1901; О внутренней молитве Иисусовой, в сердце творимой. Каз., 1903; Завещание. Поучения и слова// Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. М., 1996. С. 339-374; [Письма]// Игнатия (Петровская), мон. Старчество на Руси. М., 1999. С. 188-213. Лит.: Симеон (Холмогоров), архим. Схиархим. Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пуст. Псков, 1915. СПб., 1996р; То же, изм.

http://pravenc.ru/text/161241.html

На сев. стене храма в 1874 г. находилась небольшая икона (81/2×63/4 вершков) - «пядница» с изображением Е. в молении между св. Иоанном Предтечей и ап. Андреем Первозванным ( Панов. 1874. С. 21). Необычная иконография иконы - над Е. «отроча Иисус на дискосе, а выше - Господь Саваоф и Св. Дух» - не нашла подтверждения у др. авторов. В 1913 г. образ указан «на гробнице преподобной» и без к.-л. подробностей в описании ( Дмитриев. 1913. С. 28); дважды кратко упомянута икона у Толстого ( Толстой. 1861. С. 71; 1887. С. 265). Прмц. Евпраксия Псковская, подносящая храм Иисусу Христу. Фреска ц. св. Иоанна Предтечи в Пскове. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. Прмц. Евпраксия Псковская, подносящая храм Иисусу Христу. Фреска ц. св. Иоанна Предтечи в Пскове. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. В наст. время эта икона находится в собрании ПИАМ (инв. 1724, размер 37×30 см; изображение скрыто под записью); в музейных документах образ датируется XVII в. Е. показана вполоборота вправо, коленопреклоненной, смотрящей вверх, между св. Иоанном Предтечей и ап. Андреем Первозванным, держащими над нею дискос с Младенцем Христом и свиток, вверху в облаках Господь Саваоф и Св. Дух в виде голубя. Е. облачена в монашеское одеяние (розовая ряса, коричневая мантия, синий параман), на голове куколь, руки раскрыты ладонями перед грудью, в левой - светлые четки. Икона могла быть написана не ранее XVIII в., когда в соборе был устроен придел ап. Андрея Первозванного и его образ начал вводиться в иконографические программы. Изображение Е. встречается в сер. XIX в. в стенописи масляными красками над монастырскими св. воротами в составе святых (ап. Андрея, евангелиста Матфея и прп. Марфы), предстоящих композиции Рождества св. Иоанна Предтечи ( Панов. 1874. С. 6); в нач. XX в. в ряду святых на изображении (не уточняется - иконописном или стенном) под Смоленской иконой Божией Матери «по левую сторону царских врат» (наряду с блгв. князьями Довмонтом и Всеволодом, Александром Невским, прп. Параскевой, блгв. кнг. Марией и равноап. кнг. Ольгой) ( Дмитриев. 1913. С. 24). Образ Е. вводился в сюжеты с изображением рус. блгв. князей, напр., на иконе «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) - под 4 мая, в княжеском одеянии, вместе с прп. Евфросинией Полоцкой.

http://pravenc.ru/text/187266.html

11. И взял я купчую запись, как запечатанную по закону и уставу, так и открытую; 12. И дахъ книг кпленї Вархови сн Ниріин, сна Маассеова, пред очима Анамеила сна брата оца моег, и пред очима стощихъ пслхъ, и вписавшихъ в книги кпленї, и пред очима всхъ Ідевъ, сдщихъ во двор темничнмъ. 12. И отдал эту купчую запись Варуху, сыну Нирии, сына Маасеи, в глазах Анамеила, сына дяди моего, и в глазах свидетелей, подписавших эту купчую запись, в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи. 13. И завщахъ Варх пред очима ихъ, глагол: 13. И заповедал Варуху в присутствии их: 14. Так реч Гдь Вседержитель Бгъ Ісраилевъ: возм кнг сїю кпленї запечатлнн, и книг прочтеню, и влож ю в сосдъ глиннъ, да пребдетъ дни множайшы. 14. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи, эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, и положи их в глиняный сосуд, чтоб оне оставались там многие дни. 15. к так реч Гдь Вседержитель Бгъ Ісраилевъ: ещ притжтс храмины, и села, и вїнограды на сей земл. 15. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: домы и поля, и виноградники будут снова покупаемы в земле сей. 11–15. Варух называется здесь в первый раз в книге пророка Иеремии, и потому его лице определяется прибавлением имени не только его отца, но и деда. Если Варух был брат тому Сарею, который в Иер. 51:59  также называется сыном Нирии и сыном Маасеи и который носил звание «начальника даров» (ср. тамже), – звание, вероятно, почтенное, потому что облеченного им посылал Седекия к царю вавилонскому, как своего представителя: то Варух происходил из знатного рода. Пророк Иеремия повелевает этому Варуху охранить «книгу купления»=купчую крепость, изготовленную в двух экземплярах. Один экземпляр называется «запечатанным по уставу и закону» ( Иер. 32:11 ), другой – «открытым». Первый долженствовал, вероятно, служить для охраны содержания последнего от повреждения случайного или злонамеренного. Запечатанный экземпляр имел значение, подобное значению наших, хранящихся в архивах, документов. Впрочем, и открытый экземпляр купчей, совершенной Иеремиею, не предназначался для того, чтобы пророк хранил его при себе. Оба экземпляра должны быть скрыты в сосуде глиняном на многие дни. Они могли иметь значение не в ближайшее к совершившейся сделке время, но спустя «многие дни». Тогда если не для Иеремии и Анамеила, то для их потомков совершившаяся сделка сохранит всю свою законную силу: право собственности тогда будет переходить от одного к другому по тому же закону, который действовал в Палестине тогда, когда совершена Иеремиею покупка поля. Поступок Иеремии для его очевидцев должен иметь смысл пророчества: ещ притжтс… на сей земл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

По мнению большинства исследователей, памятник имеет компилятивный характер, в нем соединены неск. изначально самостоятельных сочинений. Вопросы о времени возникновения и о первоначальном составе произведения, о времени создания его отдельных частей не решены, остается неясным, что именно в тексте принадлежит перу названного в заголовке И. М. Компилятивный характер «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» был доказан А. А. Шахматовым , к-рый указал на противоречия в тексте и отметил, что Похвала кнг. Ольге является вставкой, разрывает связный текст - сравнение Владимира с Константином Великим. По мнению исследователя, в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру...» до внесения в нее Похвалы кнг. Ольге были совмещены 2 агиографических сочинения о св. Владимире, причем одно испытало на себе влияние другого. Редактор, соединивший 2 сочинения, перераспределил текст так, что, напр., летописные заметки о Владимире (принадлежащие более раннему автору) были перенесены в конец произведения. Наблюдения Шахматова были развиты Бугославским, к-рому принадлежит наиболее полное исследование «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...». По мнению ученого, И. М. можно атрибутировать лишь 1-ю ч. памятника - собственно «Память и похвалу князю русскому Владимиру...», содержание которой отвечает заголовку всего произведения; именно в 1-й ч. автор называет свое имя и приводит сведения о себе. Впрочем, Бугославский не исключает, что конец 1-й ч. был изменен позднейшим редактором вставкой сравнения Владимира с Константином Великим. В целом же вся компиляция, по мнению Бугославского, есть результат творчества 5 лиц: И. М., писавшего, «может быть, в глубокой древности»; автора основной части Похвалы кнг. Ольге; позднейшего редактора этой Похвалы, внесшего легендарный рассказ о гробнице св. княгини; автора «Древнего жития»; позднейшего редактора, соединившего все эти тексты. Появление памятника в составе 3 частей Бугославский относил к XIII в., предположительно к Новгороду, и связывал с канонизацией св. Владимира, к-рую ученый датировал временем княжения св. вел. кн. Александра Ярославича Невского. Иначе смотрел на историю памятника Н. И. Серебрянский , к-рый считал И. М. автором почти всего сочинения, за исключением большей части Похвалы кнг. Ольге, а противоречия в тексте объяснял использованием различных источников, к которым относил летописи и «Слово о законе и благодати» митр. Илариона. По мнению Серебрянского, Похвальное слово кн. Владимиру было написано И. М. не раньше 2-й пол. XI в. Появление окончательной редакции памятника в севернорус. письменности историк относил ко времени не позднее XIV в.

http://pravenc.ru/text/200333.html

Последний акт вызвал возражения ряда членов Императорского дома, в т. ч. вдовствовавшей императрицы Марии Феодоровны. После кончины Кирилла Владимировича в 1938 г. главой Императорского дома стал его сын вел. кн. Владимир Кириллович, скончавшийся в 1992 г. Признание его дочери вел. кнг. Марии Владимировны (1953 г. р.) главой Императорского дома, по основным положениям российского законодательства о престолонаследии, включая «А. о н.», возможно в том случае, если династические права главы Императорского дома, каковым, бесспорно, являлся ее отец, приравнять к правам последнего императора, а также если считать брак ее родителей равнородным: в 1948 г. вел. кн. Владимир Кириллович вступил в брак с кнж. Леонидой Георгиевной Багратион-Мухранской, этому браку предшествовало признание царственного достоинства дома Багратидов, царствовавшего в Грузии до ее присоединения к России, из к-рого происходит вел. кнг. Леонида Георгиевна. В наст. время ряд лиц, принадлежащих по происхождению к династии Романовых , считают брак вел. кн. Владимира Кирилловича морганатическим и оспаривают главенство в Императорском доме вел. кнг. Марии Владимировны, а также принадлежность титула Императорского высочества ей и ее сыну Георгию Михайловичу (1981 г. р.), являющемуся членом прусской династии Гогенцоллернов по отцу, к-рый перешел в Православие перед бракосочетанием с Марией Владимировной (ныне этот брак расторгнут). В соответствии со ст. 146 «Учреждения о Императорской фамилии», включенного в «Основные законы» в редакции 1906 г., титулы великого князя, великой княжны и Императорского высочества принадлежат сыновьям, дочерям, братьям, сестрам, в муж. поколении всем внукам императоров; титулы высочества, князя и княжны имп. крови - правнукам императора, происшедшим от муж. поколения, а в роде каждого правнука - старшему сыну и его старшим, по праву первородства, потомкам муж. пола и муж. поколения (ст. 147); титулы светлости, князя и княжны имп. крови - всем последующим родам, происшедшим в муж. поколении от младших детей правнука императора.

http://pravenc.ru/text/63946.html

25 Бирок Ыбрайым мындай дейт: «Эй, балам, тирд кандай жашаганыды эстечи: сен жыргады, ал эми Лазар болсо куурады. Бирок азыр ал бул жерден сооронуч тапты, а сен болсо кыйналып жатасы. 26 Анын стн бул жактан силер жакка, силер жактан биз жакка ткс келгендер т албас чн ортобузга тпсз тугуюк орнотулган». 27 «Ата, андай болсо аны менин атамдын йн жиберип коюузчу, 28 беш бир тууганым бар эле, ошолор да бул азаптуу жайга келбес чн жакшылап эскертип, кб болуп берсин», — деп суранат бай. 29 Ыбрайым болсо мындай дейт: «Аларда Муса менен башка пайгамбарлар бар эмеспи, ошолорду билишсин». 30 «Жок, Ыбрайым ата, — дейт бай, — эгер лгндрдн бир аларга барса, алар ниеттерин згртшт». 31 Ошондо Ыбрайым айтат: «Муса менен пайгамбарларга кулак салбаган алар тирилип барган адамга да ишенишпейт».   17   Азгырыктар   1 Ыйса шакирттерине дагы мындай деди:   — Кнг батырган азгырыктар сзсз келет, бирок ким аркылуу келсе, ошонун шору куруйт. 2 Мына бул кичинекейлердин бирин азгырып, кнг батыргандан кр, ал чн мойнуна тегирмендин ташы байланып, деизге ыргытылганы о болмок. 3 Ошондуктан зрг этият болгула. Эгер боордошу сага жамандык кылса, зекип кой. Эгер кнсн мойнуна алып, кечирим сураса, кечир. 4 Эгер ал бир кнд жети ирет сага жамандык кылып, кайра жети ирет кнсн мойнуна алып, кечирим сураса, кечир.   Ишеним жннд   5 Элчилери Ыйсага:   — Ишенимибизди арттырчы! — дешти.   6 Эгебиз аларга мындай жооп берди:   — Эгер сары кычынын данындай ишенимиер бар болсо, мына бул турган тыт дарагына: «Тамыры менен жулун да, деизге олтургузул!» десеер, тилиерди алат эле.   Кудайга кызмат кылуу жннд   7 Ыйса дагы мындай деди:   — Араардан бирнн жер айдаган же кой кайтарган кулу болсун дейли. Кул талаадан келгенде, ага: «Тез келип, дасторконго т!» дейби? 8 Тескерисинче: «Мага тамак бер! Тамактанып бткнмч, мени тейлегин, андан кийин з тамактанарсы!» дебейби? 9 Ал буйругун аткарганы чн кулуна алкыш айтмак беле? 10 Ошол сыяктуу, силерге берилген буйруктардын баарын аткарган со: «Биз эч нерсеге арзыбаган кулдарбыз. Милдетибизди гана аткардык», — дегиле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Имп. Мария Феодоровна с дочерью вел. кнг. Ксенией Александровной при посещении госпиталя, оборудованного в здании Политехнического ин-та. Фотография. Ок. 1915 г. Имп. Мария Феодоровна с дочерью вел. кнг. Ксенией Александровной при посещении госпиталя, оборудованного в здании Политехнического ин-та. Фотография. Ок. 1915 г. В 1891 г. по инициативе императрицы было принято новое «Положение о детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии», упорядочивавшее их открытие и финансирование. Новое положение создавало благоприятные условия для привлечения капиталов частных лиц к благотворительной деятельности: устройству обездоленных детей, увеличению количества приютов в России, к-рые создавались в каждом губернском и во мн. уездных городах. Если в кон. 80-х гг. XIX в. в ВУИМ было только 129 детских приютов, в т. ч. 23 в столице и 13 в Москве, то к янв. 1901 г. общее число всех учреждений ВУИМ, относящихся к отделению детских приютов, составило 428, из к-рых в Москве и С.-Петербурге было 219; только за 1900 г. возникло 85 новых учреждений. Особое внимание М. Ф. уделяла развитию образования женщин. В 1882 г. по ее инициативе были открыты первые жен. училища для малообеспеченных девушек-горожанок всех сословий и вероисповеданий, чьи родители не располагали средствами для предоставления детям образования в гимназии. В честь основательницы эти уч-ща назывались Мариинскими; они служили переходной ступенью между начальными школами и средними женскими заведениями и имели целью предоставлять как общее среднее образование, так и обучение профессии, напр. рукоделию. В течение 4 лет девушки изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, отечественную историю и географию, естествознание, чистописание, рисование, пение. Каждая выпускница должна была к концу обучения уметь сшить для себя все необходимое. К 1897 г. в России существовало более 70 Мариинских уч-щ, где ежегодно обучались более 6 тыс. девушек. Число заведений ВУИМ постоянно увеличивалось. В 1880 г., когда М. Ф. приняла на себя управление Ведомством, учреждений было 459, а к 1902 г.- более 1 тыс. К янв. 1905 г. сумма капиталов составляла более 128 млн р., а ежегодный бюджет в нач. XX в. исчислялся 24 млн р. Благодаря инициативе и настойчивости М. Ф. было проведено обновление Правил налогового сбора в пользу воспитательных домов (такой сбор существовал с 1763). С 20 окт. 1892 г. со всех платных публичных зрелищ и увеселений в Российской империи (кроме Польши и Финляндии) дополнительно к цене билета зрители платили 2 к. для билетов дешевле 50 к., 5 к.- для билетов стоимостью от 50 к. до 1 р., 10 к.- для билетов дороже 1 р. Благодаря нововведению за следующие 15 месяцев было собрано свыше 1 млн р. с 1382 театральных, цирковых и спортивных учреждений. До 1917 г. этот сбор давал ежегодно 5% доходов Ведомства учреждений имп. Марии (1-1,5 млн р.).

http://pravenc.ru/text/2562160.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010