1Пет.4:10 .  Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. 1Пет.4:11 .  Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог , дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Во имя закона любви христианской Апостол наставляет всех христиан служить всеми естественными и благодатными дарами благу и пользе ближним, внушая верующим не превозноситься своими дарованиями, но все обращать их на служение ближним, по заповеди и примеру Самого Господа (Мф 20сл.). В таком же смысле неоднократно о служении ближним поучал христиан и Апостол Павел ( Рим.12:6 и след.; 1Кор.12:4 и сл.; 2Кор 8:14 ). Общая мысль наставления о служении у Ап. Петра, как и у Ап. Павла, одна: служить ближним своими дарованиями должно с верностью и смирением. Из ряда дарований Апостол в ст. выделяет дар слова ( ε τις λαλε) или дар «пророчества» ( Рим 12:6–8 ; 1Кор 12:8–10 ), – в смысле учения, увещания, утешения, убеждения, – имевшие в апостольское время особенное значение ( 1Кор.14:3 и сл.). Ап. Петр требует здесь, чтобы имеющий дар пророчества должен говорить, как «словеса Божия» ( λγια θεο) – как истинное Слово Божие (ср. Деян 7, 38 ; Рим 3:2 ), чуждое человеческих примесей, всего земного и нечистого. Равным образом «служение» ( διαχονειν), т. е. особенно помощь и благотворение бедным (ср. Рим 12:8 ; 1Кор 12:28 ) должно совершаться «свято, бескорыстно, как если бы здесь действовал непосредственно Своею Силою Сам Бог» (еп. Георгий). Конечная же цель всех этих нравственных действий есть слава Бога и Иисуса Христа. «К этому, говорит, я убеждаю вас для того, чтобы Бог прославлялся во всех, будут ли то язычники или близкие ваши» (блаж. Феофил.). 1Пет.4:12 .  Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, 1Пет.4:13 .  но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вот думали, что избавятся от Христа и соблазн прекратится, а с Его-то смертью как раз всё и началось. Всё и началось. И все попытки приостановить проповедь – они не имели никакого успеха; и посмотрите книгу Деяний, 4-ю главу. В этой главе вы найдёте такие слова Апостола Петра, которые он произнёс перед Синедрионом. Это первое гонение на Апостолов, смотрите: 4-я глава, 5-й стих: «На другой день собрались в Иерусалим начальники их, и старейшины, и книжники [Синедрион. Синедрион полный состоял: семьдесят человек плюс один – председательствующий. Вот, смотрите, старейшины, книжники (это богословы, которые отвечали на запросы, какие нужно было, подготавливали материал)], и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? [А речь идёт об исцелении безногого – в 2-й главе это чудо и описывается. Вот он сидел много лет и просил милостыню у входящих в Храм. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: “серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи ”. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и, вскочив стал, и начал ходить, и вошел с ними в Храм, ходя и скача [от радости, прыгая] и хваля Бога, и весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей Храма ; исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним (см. Деян. 3:4–10 ). Вот об этом имени и спрашивают Петра: Каким именем ты совершил это? И что же говорит Пётр?] Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго [смотрите, не эмоционального какого-то восторга или вдохновения какого-то – вот, знаете, осенило его нечто поэтичное; а вот это чётко различается: исполнившись Духа Святаго. Есть признаки, когда мы говорим от себя, а когда действует Дух Святой; вот их нельзя смешивать – можно ошибиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Итак, возлюбленные братья и сестры, осознав свою неправость в жизни, мы должны хорошо уяснить и учение Христово, и учение апостольское, что для спасения вечного необходмо совершать все без исключения добродетели. Ибо мы слышим у ап. Павла такое наставление: «Если,— говорит он,— я имею веру, что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто. Если я отдам свое имение и тело свое отдам на самосожжение, а любви не имею, то я ничто. Я кимвал бряцающий, как медь звенящая». Необходимо иметь всецелое доброделание. Поэтому если на спасительном пути мы заметим недостающие для вечной жизни те или иные добродетели, то постараемся их осуществить в жизни своей. Если мы заметим, что допускаем тот или иной, хотя и малый, грех,— укорим самих себя, задумаемся: если мы не в силах справиться с малым грехом, то как же преодолеем большие грехопадения?! Будем просить у Господа прощения за свои прегрешения и гюмощи в избавлении от них. И совершая таким образом путь своего очищения, путь спасения, мы сможем твердой поступью шествовать к благой цели — к жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь. Часть II. Архипастырские послания 1992 год Против ересей и сект Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братия и сестры! Долг архипастыря и совесть христианина побуждают меня обратиться к вам со словами отеческого предостережения. В нынешний тяжкий для Святой Руси час, когда делается все, чтобы «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24); когда, по слову апостола Петра, «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8), нам — русским православным людям — необходимо с особым благоговением и сугубым трезвением блюсти чистоту и неповрежденность Святого Православия. Как великий дар, как жертвенный, исповеднический подвиг, вручил нам Господь это благодатное служение: быть хранителями и защитниками тысячелетних святынь веры. Возлюбленные! Услышьте огненный глагол святого первоверховного апостола Петра: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9). Достойны ли мы ныне этого избрания? Ревнуем ли о благе и крепости русского Православия?

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Спаситель не отворачивается от раскаявшегося Петра. Он принимает выражение его любви как ответ на Свою великую жертвенную любовь. Однако любовь должна быть не только на словах, но главное – на деле. Паси овец Моих ( Ин.21:17 ), – говорит Петру Спаситель. Чего ждет Богочеловек от Своего ученика? Чтобы Петр приводил людей от греха и смерти к Вечной Жизни со Христом. Ведь человек – самое дорогое и драгоценное творение Божие на земле, образ Божий, призванный стать Божиим подобием. Всю жизнь, вплоть до мученической кончины (в 67м году от Рождества Христова), святой апостол Петр проповедовал Евангелие и основывал церковные общины. И во всех его трудах постоянной спутницей и верной помощницей Петру была его жена. Апостольский подвиг святого Петра был, по сути, гимном любви к воплотившемуся Сыну Божию. Его стараниями тысячи и тысячи людей благодатно обновились и наследовали Вечную Жизнь. И в последующие века миллионы и миллионы людей в Церкви, устроенной святыми апостолами, находили и находят путь к Богу и духовному преображению своей жизни… Совсем иным был путь ко Христу святого апостола Павла. Савл (такое имя он носил первоначально) родился в семье ревностных иудеев – фарисеев. Его юношеские годы прошли в школе одного из самых уважаемых фарисеев – Гамалиила. В 34м году Савл был свидетелем и участником расправы над первомучеником диаконом Стефаном. В книге Деяний святых апостолов сообщается, что убийцы святого диакона, побивая его камнями, положили свои одежды у ног юноши, именем Савла… Савл же одобрял убиение его ( Деян. 7, 58; 8, 1 ). Будущий апостол считал христианство ошибкой, уходом в сторону от откровения Ветхого Завета. Понимая громадное значение истинной веры для человека, Савл решил все свои силы направить на борьбу с новым «суеверием», то есть с христианством. В одном из своих Посланий он пишет: Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий ( Гал.1:13-14 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Таким образом, если воля Божия не исполняется в мире столь же совершенно, как она исполняется на небе, то это происходит от дьявола, мира и нашей собственной плоти. И если бы мы могли представить себе все неисчислимые нарушения воли Божией, которые проистекают от этих врагов наших, то ужаснулись бы и глубоко почувствовали бы всю важность молитвы: «да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». После всего сказанного понятно, чего, собственно, мы должны просить для того, чтобы воля Божия совершалась в нас. Мы должны именно просить, чтобы Бог разрушал все злые наветы, которые врагами нашего спасения выставляются против нас. А что Бог действительно разрушает все подобные наветы, это подтверждается бесчисленными примерами. Так, сатана хотел отклонить от веры апостола Петра, но это ему не удалось. Ирод хотел умертвить Петра, и заключил его в темницу, но Бог разрушил этот злой совет его. Многие иудеи хотели умервить также апостола Павла, когда он в последний раз посетил Иерусалим, но Бог не допустил их до сего. Но нет возможности перечислить все те случаи, когда Бог разрушал злые советы людей нечестивых и направлял все сообразно со Своею благою волею. Истинный христианин во всякое время может сказать врагам своим то, что некогда говорил Иосиф братьям своим: «вот вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро». На себе самом он испытывает, как истинно слово пророка Исайи: «замышляйте замыслы, но они рушатся, ибо с нами Бог». Кто имеет глаза, чтобы видеть, тот должен признать, что в мире этом рядом с Царством Божиим существует царство зла, лжи и заблуждения. Все, принадлежащие к этому царству тьмы, восстают против Бога, не желая, чтобы святилось имя Его святое и приходило Царство Его. Но имеющие глаза, чтобы видеть, должны признать также и то, что Бог никогда не оставляет верных Своих, но всегда спасает их от всякого зла. Верно то, что воля Божия совершается нередко там, где мы этого и не замечаем. «Ибо по воле Своей Он действует как в Небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

10. Дальше он пишет письмо: «Иоанн семи Церквам в Асии: благодать и мир с вами». Евангелист же не поставил своего имени во главе Соборного Послания, но начал, избегая всего лишнего, прямо с Божественного откровения тайны: «О том, что было от начала, что мы слышали и видели очами своими». За такое откровение и Господь объявил блаженным Петра: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой Небесный». 11. Ни во Втором, ни в Третьем посланиях, которые считают Иоанновыми, хотя они и кратки, Иоанн не называет себя по имени, а пишет как о безымянном: «старец». Этот же счел недостаточным, однажды назвавшись, приняться за рассказ, а начал вновь: «Я, Иоанн, брат ваш, соучастник в скорби, и в царствии и в терпении Иисуса, был на острове Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса» и под конец добавляет: «Блажен соблюдающий слова пророчества этой книги и я, Иоанн, видевший и слышавший это». 12. Следует верить словам Иоанна, что написал это именно он. Но кто он, это не ясно. Он не сказал, что он тот самый, который, как это неоднократно упоминается в Евангелии, был любимым учеником Господа и возлежал у Него на груди, что он брат Иакова, что он сам видел и слышал Господа. 13. Если бы он хотел точно указать, кто он, он сослался бы на что-нибудь из вышесказанного. Ничего подобного нет: он называет себя нашим братом и соучастником, свидетелем Иисусовым и блаженным, ибо видел и слышал откровение. 14. Я думаю, что у апостола Иоанна много тезок. Любовь к нему, восхищение им, желание быть таким же возлюбленным от Господа – все это делало его имя дорогим: так в семьях верующих часто называют мальчиков именем Петра или Павла. 15. В Деяниях есть и другой Иоанн, прозванный Марком, которого Павел и Варнава взяли с собой и о котором сказано: «Был у них прислужником и Иоанн». Он ли написал это Откровение? – Вряд ли. И того ведь не написано, что он отправился вместе с ними и Асию, а только сказано: «Отплыв из Пафоса, Павел и его спутники прибыли в Пергию Памфилийскую; Иоанн же отделился от них и вернулся в Иерусалим».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

(10) Дальше он пишет письмо: " Иоанн семи Церквам в Асии: благодать и мир с вами " . Евангелист же не поставил своего имени во главе Соборного Послания, но начал, избегая всего лишнего, прямо с Божественного откровения тайны: " О том, что было от начала, что мы слышали и видели очами своими " . За такое откровение и Господь объявил блаженным Петра: " Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой Небесный " . (11) Ни во Втором, ни в Третьем посланиях, которые считают Иоанновыми, хотя они и кратки, Иоанн не называет себя по имени, а пишет как о безымянном: " старец " . Этот же счел недостаточным, однажды назвавшись, приняться за рассказ, а начал вновь: " Я, Иоанн, брат ваш, соучастник в скорби, и в царствии и в терпении Иисуса, был на острове Патмос за слово Божис и за свидетельство Иисуса " и под конец добавляет: " Блажен соблюдающий слова пророчества этой книги и я, Иоанн, видевший и слышавший это " . (14) Я думаю, что у апостола Иоанна много тезок. Любовь к нему, восхищение им, желание быть таким же возлюбленным от Господа — все это делало его имя дорогим: так в семьях верующих часто называют мальчиков именем Петра или Павла. (15) В Деяниях есть и другой Иоанн, прозванный Марком, которого Павел и Варнава взяли с собой и о котором сказано: " Был у них прислужником и Иоанн " . Он ли написал это Откровение?— Вряд ли. И того ведь не написано, что он отправился вместе с ними и Асию, а только сказано: " Отплыв из Пафоса, Павел и его спутники прибыли в Пергию Памфилийскую; Иоанн же отделился от них и вернулся в Иерусалим " . (16) Я думаю, что автором был кто-то другой, тем более, что в Эфесе, говорят, есть дне гробницы и каждая называется Иоанновой. (17) Судя по мыслям, подбору слов и построению предложений, догадываешься, что автор Откровения и евангелист Иоанн—разные лица. (18) Евангелие и Послание согласуются между собой и даже начинаются одинаково; в одном: " В начале было Слово " , в другом: " Он, Который был в начале " ; в одном: " И Слово стало плотью и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца " , в другом — то же самое с незначительными изменениями: " Что мы слышали, что видели глазами своими, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,— ибо жизнь явилась " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

А как мы будем взирать на святую икону, где изображена глава св. Иоанна Предтечи, лежащая на блюде? Со страхом, трепетом, с благоговением преклонясь перед великим подвигом того, чья жизнь была сплошным служением высшей правде. С любовью и благоговением будем взирать на эту икону, будем молиться великому мученику Христову, названному в Св. Писании Ангелом, уготовляющим путь Спасителю нашему. Будем воссылать к нему молитву, чтобы не быть малодушными и трусливыми, когда потребуется исповедать имя Христово, восстать за поруганную правду. Будем просить и Того, Кого крестил он в Иордане, чтобы благодатной Своей силой помог и нам подвизаться за истину. Аминь. 12 сентября 1950 г. Слово в день святых апостолов Петра и Павла Святой первоверховный апостол Павел был призван на свое великое служение чудесным образом. Когда он приближался к Дамаску со злым умыслом хватать, сажать в тюрьмы, истязать всех уверовавших во Христа, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» ( Деян. 9:3–6 ). Как изумительно Божией силой, явлением Самого Господа Иисуса Христа этот жестокий гонитель христиан был обращен к вере в Него и стал самым пламенным из всех апостолов! Почему такого чуда был удостоен именно он? Ведь других апостолов Господь призвал просто, проходя по берегу Генисаретского озера, где сушили свои сети рыбаки, бедные галилеяне, неграмотные, ничему не учившиеся. Христос остановился, увидев Петра и Андрея, и сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков ( Мф. 4:19 ; Мк. 1:17 ). Несколько далее так же, одним властным словом, Он призвал и двух других рыбаков, будущих великих апостолов Иакова и Иоанна. И по первому слову Христа они оставили в лодке своего отца Зеведея и последовали за Ним. Живительно призвание апостола Нафанаила: он был поражен всеведением Господа Иисуса Христа, проявленным в разговоре с ним. Его изумление было так велико, что он вполне уверовал и сказал: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев ( Ин. 1:49 ), – и стал апостолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Верующие называли друг друга братьями. Священный писатель в этом месте употребляет это прекраснейшее именование; как мы уже видели, они также называли себя святыми, напоминая тем ту святость, которая должна быть целью всей нашей жизни в этом мире. На следующий день, когда пришли они в Кесарию, то Корнилий уже ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда же Петр входил, то Корнилий поспешил ему навстречу и поклонился, падши к ногам его. Петр же поднял его, говоря: «встань; я тоже человек». Беседуя с ним, вошел в дом, где нашел многих собравшихся и сказал им: «вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником: по мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Таков был смысл его видения. Три рода животных, ему показанных, обозначали три племени человеческие, среди которых не следовало ни одного считать нечистым, потому что к Новому Завету призывалось все человечество. «Получив такое откровение от Бога, продолжал Петр, и будучи позван, я пришел беспрекословно. Итак, спрашиваю для какого дела вы призвали меня?» Корнилий рассказал ему свое видение, прибавив: «ты хорошо сделал, что пришел, теперь все мы предстоим перед Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога». – «Истинно познаю, начал тогда говорит Петр, что Бог зрит не на лица, но что во всяком народе боящимся Его и поступающий по правде приятен Ему». Затем благовествовал он Иисуса Христа, чудеса Его, благодеяния, смерть Его и воскресение. Петр объяснил, что все пророчества совершились над Ним, как над действительным Мессией, истинным Сыном Божиим. Когда Петр еще продолжал сию речь, Дух Святый видимым образом сошел на всех слушавших слово. Это было чудом пятидесятницы для язычества. Корнилий и ближние его начали величать Бога, и хотя говорили на своих национальных наречиях, но Иудеи, пришедшие с Петром понимали их, потому что сами, подобно апостолам, получили дар разумения языков. Но спутники Петровы, еще пропитанные своими народными предрассудками, изумлялись, что язычники получили дар Святого Духа; тогда Петр сказал: «кто может запретить креститься водой тем, которые, как и мы, получили Святого Духа». Тогда приказал он спутникам своим крестить их во имя Иисуса Христа. По просьбе новых христиан Петр пробыл у них несколько дней и потом возвратился в Иерусалим. 319 Возвращение Петра в Иерусалим и его оправдание в общении с язычниками

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Да и повсюду он показывает, что уверовавшие из язычников не так были преследуемы оставшимися в язычестве, как были гонимы уверовавшие из иудеев своими единоплеменниками, потому что иудеи — самый жестокий народ из всех народов. Вот почему (апостолы) так много заботятся о верующих из иудеев, проявляя по отношению к ним все свое усердие, да и (сам апостол Павел) пишет о них и к римлянам и к коринфянам. И он не только собирает для них деньги, но и сам относит их (1 Кор. 16), и говорит: « А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым » ( ныне же гряду во Иерусалим, служай святым ) (Рим. 15:25), так как они нуждались и в самой необходимой пище. Так и здесь, указывая на это, говорит, что ему поручено было помогать им в этой нужде, и он принял это поручение и не уклонился от него. Показав таким образом свое согласие и единомыслие (с апостолами), он далее находит нужным упомянуть и о разговоре своем с Петром, происходившем в Антиохии, и говорит: « Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных » ( егда же прииде Петр во Антиохию, в лице ему противу стах, яко зазорен бе. Прежде бо даже не приити неким от Иакова, с языки ядяше: егда же приидоша, опряташеся и отлучашеся, бояся сущих от обрезания ) (ст. 11, 12). Многие, читая эти слова послания без должного внимания, думают, что Павел обличает ими лицемерие Петра; но это совершенно не так, этого допустить невозможно, так как мы найдем здесь великое благоразумие и Петра и Павла, сокровенно направленное в пользу слушателей. Но прежде необходимо сказать о дерзновении Петра и о том, как он всегда предварял всех учеников (Христовых). Благодаря этому он получил и имя свое за твердую и непоколебимую веру: когда были спрашиваемы все вообще, он, предварив других, отвечает: « Ты — Христос, Сын Бога Живаго » ( Ты еси Христос Сын Бога живаго ) (Мф. 16:16), за что ему тогда вверены были и ключи царства небесного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010