«Апостол Павел», Рембрандт Харменс ван Рейн Апостол Павел — по крайней мере, до своего чудесного обращения ко Христу — прямая противоположность Петра. Он родился в семье римского гражданина иудейского происхождения. В те времена гражданство было высокой привилегией, которая давалась очень немногим жителям провинций. Павел, получивший при рождении еврейское имя Савл (имя Павел имеет римское происхождение и очевидно было дано мальчику как римскому гражданину в качестве второго имени) вырос в среде фарисеев — ревностных приверженцев и скрупулезных исполнителей Моисеева закона и преданий старцев Неписаный свод правил, представляющий собой расширительное толкование общих принципов Ветхозаветного закона и включающий в себя множество норм и предписаний, которые регламентировали малейшие обстоятельства жизни верующего иудея. Он с детства знал греческий язык и получил прекрасное богословское образование под руководством учителя Гамалиила, пользовавшегося абсолютным авторитетом в ученой среде. Павел — спокойный, рассудительный полемист, тонкий богослов, объединивший в себе иудейскую религиозную мудрость и греческий философский инструментарий, и дипломат, умевший находить нужный подход к самым разным собеседникам. Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых , — свидетельствовал он о себе в послании к коринфянам (1 Кор 9:20-22). И еще — Павла не было среди учеников Христа . Напротив, до своего обращения он был яростным гонителем христиан. Но были качества, которые роднили этих двух непохожих друг на друга людей — твердая вера, искреннее искание истины, горение сердца и огромное желание всей жизнью послужить Богу и передать эту истину другим людям. Эти качества во многом и обусловили выдающуюся роль апостолов Петра и Павла в истории Церкви и их авторитет в раннехристианской общине. Вчерашние иудеи против бывших язычников

http://foma.ru/govorjat-apostoly-petr-i-...

«Мы веруем, — закончил свою речь Апостол, — что только благодатью Господа Иисуса Христа спасемся». Эти мысли подробно раскрывает также святой Апостол Павел в своих посланиях к Галатам (напр., Гал.3:10), к Римлянам (Рим. 3:9—19), к Коринфянам (1 Кор. 1:3). Деян.15:12. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.    Впечатление от слов Петровых было таково, что все собрание умолкло, то есть прения совсем прекратились. Как показывает дальнейшая история христианства, лжеучение иудействующих не было совсем сразу искоренено и долго еще продолжало волновать Церковь, но здесь на собрании оно было побеждено словами Петра, и поборники его затихли. Спокойно и молча, без перерывов слушало все собрание Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников во время их миссионерского путешествия.    Все это подтверждало истину того, что говорил Петр — обращение язычников ко Христу, игнорируя жесткое соблюдение некоторых обрядовых уложений иудейского закона — есть дело Божье и, следовательно, не нужно христиан из язычников принуждать к исполнению обрядовых уложений Моисеева закона. Деян.15:13. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.    Затем начал речь святой Иаков, брат Господень, которому, как предстоятелю Иерусалимской Церкви и вместе с тем, как председателю собора, принадлежало последнее слово. Слово его было решающим еще потому, что сам он слыл строгим ревнителем закона и получил за это не только у христиан, но и у самих иудеев, наименование «праведного».    Речь святого Иакова состоит из двух частей: в первой он подтверждает истину слов Петра пророческим словом, во второй предлагает окончательную формулу решения собора. Деян.15:14. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.     «Бог призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» — замечательно утверждение Иакова. До сих пор иудеи думали, что только они — избранный народ Божий; теперь святой Иаков свидетельствует, что и христиане из язычников такой же избранный народ Божий, как и евреи. В доказательство он ссылается на пророчество Амоса (Ам.9:11), в котором Бог обещает восстановить падший дом Давидов, так что он будет царствовать над всеми народами, которые обратятся к истинной вере. Здесь разумеется устроение Мессией Царства Божьего на земле, в которое войдут не только иудеи, но и язычники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

г. Благословен Бог наш и Отец Господа нашего Иисуса Христа Опыт новой жизни в Святом Духе, о котором свидетельствуют писания апостола Павла, есть исполнение пророческих предчувствий в отношении пришествия Духа Божия. Пророки говорили о будущем непрерывном излиянии даров Духа, и это нисколько не противоречило самой строгой иудейской монотеистической доктрине. Апостол Петр возвещает в Пятидесятницу исполнение пророческих слов Иоиля о том, что в последние дни, когда вновь прийдёт Дух, «всякий, кто призовет Имя Господне, спасется» ( Деян.2:21 ). Отныне призывание Бога стало возможно, потому что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). Главный плод Святого Духа, полнота Его присутствия, выражается в непрестанной хвале и благодарности Богу в Иисусе Христе: «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.5:18–20 ). Для апостола Павла Бог остается целью и источником всякого «благословения» (евр. barakh), понимаемого во всем богатстве и разнообразии присущего этому термину смысла в еврейской духовности, в которой он одновременно совмещает хвалу, восходящую от твари к Господу («Всякое дыхание да хвалит Господа»), и благодеяния Божии, нисходящие, как роса, с неба на землю и ее насельников. Апостол Иаков в своём послании пишет: «Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца Светов» ( Иак.1:17 ). Практически все послания апостола Павла начинаются с благословения Бога во Христе Иисусе, выраженного языком литургической хвалы. После своего обращения на пути в Дамаск, апостол Павел не различает более традиционную хвалу Богу, которой он научился у ног Гамалиила, и новое благодарение за дело, совершенное Иисусом Христом. В его Посланиях мы находим повторение главных идей, выраженных в проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы. А) Троичное учение в посланиях апостола Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

В том же послании к Галатам он впоследствии вспоминал об этих днях: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо я принял его не от человека, но через откровение Иисуса Христа» ( Гал. 1:11–12 ). Впрочем, о пребывании апостола в Аравии мы знаем мало; известно только, что, возвратившись в Дамаск, он продолжал там проповедь. Когда же прошло довольно времени, иудеи согласились убить Павла (9:23). Вступив в соглашение с областным правителем царя Ареты, иудеи день и ночь стерегли у ворот, чтобы при выходе Павла из города тут же умертвить его. Но Павел, узнав об этом умысле, избежал смерти. Ученики, т. е. христиане, ночью спустили апостола по стене в корзине ( 2Кор. 11:32 ) и он, благополучно покинув Дамаск, прибыл в Иерусалим. Это было спустя три года после явления Господа Иисуса Христа Павлу на пути его в Дамаск. В Иерусалиме Павел старался войти в общение с христианской Церковью, но все боялись и сторонились его, не веря, что он стал учеником Христовым. Тогда Варнава, один из новых великих проповедников, привел его к апостолам и рассказал им, как на пути Павел видел Господа, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса ( Деян. 9:27 ). Тогда апостол Павел свиделся с апостолом Петром и оставался у него около пятнадцати дней. Виделся он также с апостолами Иаковом и Иоанном, но других апостолов не видел. Тем временем Павел, как раньше в Дамаске, теперь начал смелую проповедь во имя Христа в синагогах иерусалимских. Он состязался там также в горячих спорах с членами синагоги эллинистов, и те, не имея возможности возражать Павлу, решили убить его, как три года тому назад убили Стефана. Но ученики, узнав об этом, отправили Павла в Кесарию, а оттуда в Тарс, на родину . 7. Проповедь Апостола Петра вне Иерусалима ( Деян. 9:31–11:18 ) Гонение на христиан в Иерусалиме хотя и продолжалось, но несколько ослабело. По всей Иудее, Галилее и Самарии «Церкви были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем и при утешении от Святого Духа умножались» (9:31).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (5:14–16). О правдивости без клятвы : «Прежде всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою: но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет»; дабы вам не подпасть осуждению» (5:12). 2. Два соборных послания Апостола Петра Свои послания св. апостол Петр написал в конце жизни, в Риме, который он условно называет «Вавилоном», и адресовал к христианам, «рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Он называет этих христиан «пришельцами», т. е. переселенцами. Откуда? Очевидно из Иудеи, Самарии и Галилеи, т. е. вообще из Палестины. Может быть, и в более общем смысле: «пришельцами» в этот мир. Но, несомненно, среди этих пришельцев было не мало христиан и из язычников, коренного местного населения, которым в свое время проповедовал Евангелие св. апостол Павел. Из Рима послания были доставлены Силуаном, сотрудником сперва апостола Павла, а затем и апостола Петра. В Риме правил тогда император Нерон, а в Палестине происходили страшные беспорядки, предшествовавшие иудейской войне. Начиналась борьба между Иудеей и Римом. Голод, повсеместные убийства и грабежи, принуждали евреев бросать родные очаги и массами бежать в Малую Азию и другие более безопасные места. Эти переселенцы увеличивали собою еврейскую колонизацию более древних эпох и времен завоевания Палестины Александром Македонским, а затем римским полководцем Помпеем. Жизнь всех этих «пришельцев» в рассеянии сущих в материальном и правовом отношениях была, конечно, далеко не легкой. В духовном же смысле евреи должны были свои иудейские верования и обычаи противопоставлять сильному влиянию духа эллинистических городов с их языческими верованиями и общим укладом языческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Образ апостола Павла всегда привлекал иконописцев – одной из вершин русской иконописи является икона апостола Павла из Звенигородского деисуса работы преподобного Андрея Рублева. На иконе Рублева апостол Павел предстает философски углубленным и созерцательным. Одежда апостола своим колоритом, ритмом складок, тонкостью тональных переходов усиливает впечатление возвышенной красоты, покоя, просветленной гармонии и ясности. Апостол Петр До призвания О жизни апостола Петра до призвания его Господом известн о очень немного. Изначально апостола звали Симоном. Он был уроженцем Вифсаиды – небольшого рыбацкого городка на берегу огромного Галилейского озера, иначе называемого Галилейским морем. Отца Симона звали Иона и он, согласно преданию, был рыбаком. Как известно, в семье рыбака Ионы был еще один сын; он в отличие от брата, названного традиционно еврейским именем Симон, носил эллинистическое имя Андрей. Можно предположить, что, достигнув совершеннолетия, Симон женился и перебрался в Капернаум в дом родителей своей супруги. Из Евангелия известно, что в доме вместе с семьей Симона проживала его теща. Также можно предположить, что и Андрей, брат Симона, также жил в его доме. В Евангелиях неоднократно упоминается, что своим ремеслом – рыбной ловлей – братья промышляли совместно. В любом случае, до призвания Господом Иисусом Симон – глава и кормилец семьи. Он, унаследовав ремесло своего отца, добывал средства рыболовством. Это занятие было скорее рискованным и тяжелым, чем доходным – он имел всего одну лодку и не располагал достаточными средствами, чтобы нанять помощников. Несмотря на трудную жизнь и отсутствие должного образования, Симон – пылкий по характеру – отличался горячей искренней верой, стараясь по мере возможностей соблюдать заповеди. Вообще религиозная пылкость – семейная черта Симона. Известно, что его брат Андрей, услышав проповедь Иоанна Крестителя стал его учеником. Симон часто навещал брата, подвизавшегося в Иудейской пустыне. Однажды, когда Симон пришел к брату, тот рассказал ему, что встретил Спасителя – ожидаемого Мессию. Симон также пожелал увидеть Господа, и Андрей привел его к Спасителю. Евангелие от Иоанна так рассказывает об этой встрече: Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр (Ин. 1, 40–42).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Братие! Святая вера наша учит пленять зложелателей и врагов наших таким искусством. Благословляйте гонителей ваших, а не проклинайте. Если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья ( Рим.12:20, 21 ), т. е. ты сделаешь то, что он не вытерпит огня любви твоей к нему, и перестанет враждовать против тебя. Зло целого мира некогда сражалось против первенствующего христианства, и это зло было побеждено добром: гонение – терпением, лукавство – прямодушием, ярость мучителей – кровью мучеников, и благо христианства овладело всем миром. Потщимся и мы побеждать зло добром, станем благословлять клянущих нас, памятуя, что мы призваны наследовать благословение пренебесное и жизнь вечноблаженную, – памятуя и то, что кто духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). Аминь. Н.В. (Вишневский Н.Л.) Поучение в день свв. апостолов Петра и Павла//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 55–59 (Об апостолах и их преемниках) Сегодня у нас, братия, праздник свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Побеседуем с вами о том, кто такие были апостолы, каково их служение и кто теперь заменяет их служение в Церкви Христовой. Апостол значит посланник. Так назывались избранные последователи и ученики Господа нашего Иисуса Христа. Когда Иисус Христос жил на земле, у Него было много учеников и последователей. В один день Он «позвал к Себе, кого Сам восхотел» из Своих учеников, «и поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» ( Мк.3:13–14 ). Этих то двенадцать избранных учеников Сам же Господь и назвал апостолами ( Лк.6:13 ) и «послал их проповедовать царствие Божие» ( Лк.9:2 ). Впоследствии Он избрал еще семьдесят других апостолов и также послал их на проповедь ( Лк.10:1 ). Для чего же Господь избрал апостолов? Во-первых, для того, чтобы они проповедовали пришествие царствия Божия и научили людей, что им нужно делать для вступления в это царствие. Иными словами, апостолы должны были проповедовать евангелие, обращая людей к вере во Христа. Посему пред вознесением Своим на небо Господь сказал им: «идите по всему миру, и проповедуйте евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ); при чем дал им власть крестить обращающихся к Нему и совершать и другие Божественные священнодействия, говоря, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Наконец, дал им власть научать и тех, которые уверуют в Него, и управлять ими в их духовной жизни ( Мф.28:20 ; Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В некоторых случаях перед крещением мы слышим вопрос, подобный евангельскому: “ Что мне делать , чтобы наследовать жизнь вечную?” В ответах на этот вопрос и следует искать сердце апостольского катехизиса. Так, например, люди, пораженные проповедью Петра в день Пятидесятницы, спрашивают, обратившись к апостолам: “ Что нам делать , мужи братия?” Петр отвечает: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа” (Деян.2:37–38). В другом случае темничный страж, потрясенный верой Павла и Силы, задает им один-единственный вопрос: “ Что мне делать , чтобы спастись?” И получает ответ: “Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой” (Деян.16:31). В обоих случаях быстрота, с которой принимается решение креститься, связана с прямым свидетельством Духа: люди, окружавшие апостолов в Пятидесятницу, поражаются тому, как эти иудеи могут проповедовать на разных языках; темничный страж потрясен и испуган тем, что двери темницы сами собою растворились. По свидетельству ап. Павла: “И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией” (1Кор.2:4–5). Таким образом апостольская катехизация была не только в слове, но и в силе изливающегося Духа 30) . Можно ли из ответов на вопрос “что делать?” составить представление об основном содержании той веры, которую принимали крестившиеся в апостольский век? Эфиопский евнух прямо задает вопрос ап. Филиппу: “Вот вода; что препятствует мне креститься?” Филипп отвечает, что ничего не требуется, кроме искренней веры. Тогда из уст евнуха звучат слова, которые многие исследователи считают одной из первых вероисповедательных формул: “Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий” (Деян.8:36–37). Впрочем, древнейший христианский катехизис не сводился к признанию и заучиванию одной только формулы, точно так же как и современный катехизис не сводится к одному символу веры или даже его толкованию. Ведь принять Иисуса как Мессию и Спасителя означало одновременно и постепенно войти в провозглашенное Им Царствие. Принять Учителя значило признать Его учение во всей его полноте и радикальности. Процесс приобщения к жизни в христианской общине лишь начинался с крещения. Не случайно св. евангелист Лука упоминает о том, что крестившиеся на Пятидесятницу “постоянно пребывали в учении апостолов” (Деян.2:42). Сами апостолы “всякий день пребывали в [иерусалимском] храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе” (Деян.5:42). Крестившиеся в Кесарии просили Петра пробыть у них несколько дней, на что он, надо полагать, согласился (Деян.10:48).

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

В то время, когда св. Петр проповедовал в Вавилоне, Павел собирался оставить Ефес, чтобы возвратиться в Грецию. Перед отъездом своим, он был свидетелем смут, произведенных мастеровыми, которые занимались изготовлением серебряных вещей, для суеверного воспоминания посещавших храм Дианы; 478 они возмутились и своими криками: «велика Артемида Ефеская!» старались возбудить народ против христиан, подвергавших упадку их промышленность, однако блюститель порядка, собрав их, успел успокоить. Христиане в Ефесе были многочисленны, вследствие проповеди Павла и чудес, которые Бог творил его руками; 479 так что на больных возлагали даже платки и опоясания Павловы, болезни прекращались, и злые духи выходили из них. Семь сыновей иудейского первосвященника Скевы, полагая, что могут чудотворствовать, подобно Павлу, стали употреблять имя Иисуса Христа на заклинание злых духов, но злой дух сказал в ответ: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» За тем, беснующийся, которого хотели они исцелить, немедленно бросился на них, так что, нагие и избитые они едва выбежали из дома. Это устрашило в Ефесе всех, а из занимавшихся чародейством многие исповедывали грехи свои и пред всеми сожгли книги своего пагубного искусства. Считали, что сожженных книг было на страшную сумму 50 000 480 драхм. Прежде нежели оставить Ефес, Павел написал послание к Галатам. Между ними имел он большой успех, и множество язычников обратил к вере. Но когда Апостол их оставил, то пришел к ним лжеучитель, из ревнителей иудейства, убеждая их обрезываться и говоря, что обряд этот необходим для спасения. Уже было сказано, что Апостолы, которые наиболее оказывали уважения к закону Моисееву, как Иаков праведный, Петр и Иоанн, не считали обрезания обязательным и что язычники положительно были от него совсем освобождены Собором Иерусалимским. Но фанатическое рвение некоторых иудействующих христиан было до того сильно, что постановление Собора казалось для них правилом недостаточно верным, а в подтверждение мнения своего, они даже осмеливались приводить авторитет Иакова Праведного, Петра и Иоанна, хотя Апостолы эти в сущности проповедовали совершенно как Павел и даже на Соборе Иерусалимском осудили крайности ревнителей Иудейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Домыслы Блаватской строятся на двух действительных обстоятельствах: во-первых, язычники иногда действительно называли христиан хрестианами; во-вторых, сами христианские апологеты иногда пользовались этой ошибкой своих языческих оппонентов. Употребление язычниками имени “хрестианин” есть не более чем обычная языковая ошибка. Как показал И. М. Тронский, “Хрестус” получилось из греческого “христос” в результате закономерной передачи греческих звуков в народно-разговорной латыни . И во всяком случае античные авторы понимали, что именование христиан прямо связано с именем основателя христианства: “Христа, от имени которого происходит это название (христиан) казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат” (Тацит. Анналы. 15,44). Но при этом ни один языческий критик христианства не дает ”эзотерического” понимание имени “хрестианин”. Христианские же писатели видят мистериальный смысл только в имени “христианин” , но не видят ничего глубинно-религиозного в слове “хрестианин”. Действительно, слова hrestos и hristos – почти омонимы. Первое означает “благой, добрый, чистый”, второе — “помазанный”. Есть ли игра этих слов в Новом Завете? Да. Означает ли это, что всякий раз, когда речь идет о том, что Христос спас людей, новозаветные авторы имеют в виду всего лишь то, что следование закону добра спасло людей? — Нет. Да, в Синайском кодексе в 1 Петр. 4,16 ученики Иисуса называются “хрестиане”. Однако, прежде всего стоит обратить внимание на то, что это — текст ап. Петра, а не ап. Павла. Блаватская же полагает, что “посвященным” можно считать только Павла. Но если Павел был “гностическим оппонентом Петра” , то с какой же стати вычитывать в посланиях именно Петра гностические реминисценции? Даже если в петровом послании прочитать “хрестианин”, оно от этого не станет ни на йоту ни “эзотеричнее”, ни “теософичнее”. Апостол увещевает быть стойким в гонениях. “Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь”. Страдания верующего уподобляются здесь конкретным страданиям Иисуса Христа — и потому вполне уместно последовать большинству древних рукописей и все-таки читать “христианин”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010