Эта церковь в 1867 году капитально ремонтирована. Престолов в ней по-прежнему два: главный – во имя Пресвятые Троицы, в теплом приделе – во имя святого великомученика. Георгия. Утварью, ризницей, св. иконами ц богослужебными книгами церковь была весьма небогата. Из святых икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями икона святого великомученика Георгия; она почитается «явленной». От прежнего времени сохранилось в церкви следующее: 1) сребропозлащенный напрестольный крест, по преданию, оставленный здесь преп. Сергием при основании пустыни; 2) напрестольное Евангелие в лист в серебряном вызолоченном окладе, приложенное в 1691 году строителем Георгиевской пустыни старцем Прохором Спесивцевым; 3) напрестольное Евангелие в пол-листа, обложенное штофом, шитым по местам серебром, издания 1634 года; 4) 12 миней месячных, из них на некоторых надписи, а именно: а) на июньской подписано, что она приложена в 1650 г. старцами Георгиевской пустыни Игнатом Кондратовым и Ионою Никитиным, б) майская приложена старцем той же пустыни Ефремом Лосевым, в) на сентябрьской подписано: «сию снятую и с Богом святыми и богоносными отцы собранную книгу месяц сентябрь конархистной печатной дал вкладу в дом Живоначальныя Троицы – Сергиева монастыря в Георгиеву пустыню в церковь Живоначальныя Троицы и в.-муч. Георгия и преп. Сергия Радонежского Чудотворца того же Троицкаго Сергиева монастыря чернец Аверкий Шианов по родителех своих при священно-архимандрите Дионисии, иноке Феодосии и т. д. (перечисляются имена)... будет в той святой обители в Георгиевой пустыни игумен или строитель и священник и иноки и причетники церковные и им пожаловати по сей книге славя Бога родителей поминати, а из монастыря и церквей нигде не продали и не отдали и пели по ней и говорили, вредно не марати и воском не капати». Приход состоял из слободки Георгиевской и деревень: Перово, Митино, Круглово; в них по клировым ведомостям за 1897 год числится 502 души м. п. и 553 ж. п., из коих 253 души раскольников разных толков.

http://sobory.ru/article/?object=57740

Изменение в судьбе Георгиевской церкви наступили в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Храм был возвращен верующим, а его настоятелем стал протоиерей Владимир Симаков (1937-2003 гг.). 5 ноября 1988 года состоялось первое богослужение. В 1989 году началась реставрация церкви Георгия Победоносца, а также строительство дома причта с храмом Святой Троицы (архитектор — В.В. Овчинникова). Много сил и личных средств, вырученных от продажи своих картин, батюшка вложил в это богоугодное дело. И всегда верной спутницей и помощницей была его супруга — матушка Антонина Ивановна Симакова. По материалам сайта http://georg-prihod.ru Существовавшая ранее церковь Георгия великомученика в селе Стербееве, Старбеево, Тарбеево тож. Село Тарбеево на речке Гнилуше в XVI ст. принадлежало окольничему князю Петру Ивановичу Татеву. По писцовым книгам 1573 г. «за Григорием Неклюдовым и Михаилом Сомановым в поместье село Стербеево, в селе церковь страстотерпца Христова Георгия древянна, клетцки, у церкви двор попов, двор просвирницын и двор пономарев пусты, двор помещиков, 2 двора крестьянских и двор бобыльский, 3 двора пусты». В 1585 г. Тарбеево – вотчина Аксиньи Михайловны Яковлевой. Под 1623-24 гг. значится «за вдовою Марьею Мартемьяновой и сыном ее Лукою вотчина, по купчей, что купил муж ее Григорий и отец Луки, у старицы Вознесенского девичья монастыря у княгини Фитиньи Бахтеяровой – Ростовской, село Стербеево, на речке Гнилуше, а в селе церковь во имя страстотерпца Христова Егория; а в ней образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола вотчинниково строение; да в том же селе во дворе поп Сидор Андреев, во дворе дьячок Климко Данилов, двор вотчинников, 4 двора крестьян и 3 двора бобылей». Георгиевская церковь была обложена данью, которая собиралась в патриаршую казну с «жилых церквей» и записана в приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г.: «церковь св. мученика Георгия вотчины Мартемьянова в селе Стербееве, дани 3 алтына 1 деньга, по наказу гривна; апреля в 8 день на 1628 год те деньги взято».

http://sobory.ru/article/?object=45360

Сайт «История православных храмов г. Перми» http://istorjk.narod.ru/index.htm  Свято-Троицкий кафедральный собор - главный храм Пермской епархии, один из самых больших храмов в Пермском крае. История храма начинается в 1842 году. Строительству предшествовало следующее обстоятельство... В августе 1842 года пермское городское общество по предложению купца 2-й гильдии Егора Ивановича Шавкунова пожелало воздвигнуть на Слудской горе церковь в честь Святой Троицы с двумя приделами. Основные расходы, связанные со строительством, брал на себя Егор Шавкунов. Предполагалось объявить сбор добровольных пожертвований среди городских жителей, а также использовать доходы, получаемые от каменной часовни во имя св. Илии, стоящей на Сенном рынке. Архиепископ Аркадий (Фёдоров) разрешил передать доходы от часовни на строительство храма, так как в новой церкви предполагалось один из приделов освятить во имя пророка Илии. После получения одобрения в Духовной консистории идеи возвести грандиозный храм, губернским архитектором Григорием Павловичем Летучим был предложен проект будущей церкви. Был заготовлен необходимый кирпич, другие стройматериалы, вырыт котлован под фундамент. Строительство храма началось в 1845 году при непосредственном участии уже сына Егора Ивановича, Петра, на средства завещанные его отцом. В 1849 году был освящён один из приделов храма - во имя великомученика Георгия Победоносца. Южный придел освящён 9 (21) июня 1850 года во имя святого пророка Илии. 20 октября (1 ноября) 1857 года освящён главный престол в честь Святой Живоначальной Троицы. До 1917 года церковь имела в штате троих священников и свою церковно-приходскую школу. До закрытия храма, Троицкая церковь была выделена в отдельный приход юго-западной части города, который был одним из самых больших приходов Пермского уезда. В 1920-х гг. у Свято-Троицкой церкви новая власть отобрала принадлежавшие ей здания, деньги и церковные ценности. В 1920-е годы в церкви Живоначальной Троицы происходит пожар, который уничтожил верхний ярус колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=02912

Автор М.Г. Нечаев " Красный террор и уральское духовенство в 1918г. " Архиепископ Пермский и Верхотурский Аркадий в годы пребывания на пермской кафедре (1831-1851 гг.) прославился бурной церковно-строительной деятельностью. При нем число церквей в Пермской епархии увеличилось с 440 до 600, в том числе было построено несколько церквей в городе Перми. Среди прочих в 1845-1849 годах сооружался новый обширный храм во имя Св. Троицы на Слудке (Слудской горе). Из архивных документов известно, что в августе 1842 года пермское градское общество по предложению купца 2-й гильдии Егора Ивановича Шавкунова пожелало воздвигнуть на Слудке новый трехпрестольный храм с двумя приделами. Основные расходы, связанные со строительством, брал на себя Е.И. Шавкунов. Предполагалось объявить сбор добровольных пожертвований среди городских жителей, а также использовать доходы, получаемые от каменной часовни во имя св. Илии, стоящей на Сенном рынке. Архиепископ Аркадий разрешил передать доходы от часовни на строительство храма, так как в новой церкви предполагалось один из приделов освятить во имя пророка Илии. После смерти купца Егора Шавкунова, завещавшего деньги на Троицкий храм, строительство церкви завершил его сын, Петр Егорович Шавкунов. В 1849 году был освящен один из приделов храма - во имя Великомученика Георгия. Южный придел освящен 9 июня 1850 года во имя св. пророка Илии. 20 октября 1857 освящен главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы. С освящением церкви юго-западная часть города составила особый Слудский приход. До 1917 года церковь была трехштатной и имела свою церковно-приходскую школу. В годы гражданской войны начались репрессии против верующих и священнослужителей. У Свято-Троицкой церкви отобрали принадлежавшие ей здания, деньги и церковные ценности. В 30-е годы священники и дьякон Троицкой церкви, которые придерживались староцерковного направления, были репрессированы, а храм закрыт. Во время Великой Отечественной войны верующие г. Молотова обратились с ходатайством об открытии Свято-Троицкой церкви на Слудке. По этому вопросу состоялось решение Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР от 28.02.44г. В военные годы прихожане и священнослужители церкви принимали участие в сборе средств для нужд Красной Армии, в подписке на военные займы, в помощи детям-сиротам. В настоящее время Свято-Троицкая церковь на Слудке является кафедральным собором Пермской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=02912

С каждой из четырех сторон к храму примыкают крыльца с парапетами. Парадная западная лестница, шириной почти 6м, ведет на большую площадку, верхней, третьей ступени, к порталу с полукруглой вырезкой для двери, представляющей тип веерного окна. Звонницу двухъярусной колокольни, устроенную над западным притвором, составляют восемь колоколов, первый из которых — благовестник находится здесь с 1980г., остальные семь были отлиты в 2006г. на средства прихожан и местного предпринимателя Каталей В. О., при этом средний, обычно именуемый полиелейным, появился благодаря материальной помощи оказанной бизнесменом Шестопаловым В. А. Расстояние, отодвинутой от главного объема храма на 5м. колокольни, компенсировано крытой галерей (рукавом), соединяющей две формы в объемно-пространственную композицию единого здания. По характеру организации внутреннего пространства храмовое здание во имя Святой Троицы относится к типу четырехстолпного крестово-купольного храма, но с особенностью образования второй пары вертикальных опор, путем выступов, при пересечении продольной и поперечной стен, они поддерживают световой барабан с куполом, переходы к которому заполнены парусами. Разновеликие рукава четырех прямоугольных параллелепипедов, перекрытых цилиндрическими сводами и ориентированных по сторонам света, примыкают к главному кубическому объему храма. В храмовом сооружении, западный притвор имеет плоское потолочное перекрытие и два вспомогательных помещения, за дверью одного из которых скрыта лестница, ведущая в звонницу колокольни. Интерьер храма во имя Святой Троицы почти ничего не сохранил от первоначального убранства, за исключением деревянного пола с толщиной доски равной 7–8 см. и мраморного обрамления иконостаса, в котором частично находятся иконы, перенесенные из разрушенного в 1970-е годы храма великомученика Георгия Победоносца. Имя мастера, работавшего над созданием иконостаса, утрачено. Размеры икон при установке в иконостас косвенно подтвердили предположение, что оба храмовых здания были идентичны не только своим экстерьером, но так же решением внутреннего убранства.

http://sobory.ru/article/?object=24611

Одним из последующих владельцев Чистухи в эпоху правления Елизаветы Петровны и Екатерины II, был князь Александр Иванович Вяземский, помимо ещё одной собственной вотчины, сельца Коверино, что в 40 верстах от Владимира и в 12 верстах от села Усолье на Уводи, не забывал он и про Чистуху. Так, например, в 1742 году А. И. Вяземский пожертвовал в Георгиевский храм села Чистуха, серебряный позолоченный крест с частицами святых мощей. Выйдя в отставку, он заботился о чистухинской церкви, продолжая поддерживать её в благопристойном виде. К 1771 году князь Александр Иванович Вяземский скончался, после чего был погребён у алтаря сельского храма. Его вдова, княгиня Пелагея Андреевна Вяземская, после смерти мужа, решила построить новую каменную церковь с шатровой колокольней взамен обветшавшего деревянного храма. Этот храм сохранился до наших дней и благодарными сельчанами недавно был отреставрирован. От прежней же дворянской усадьбы не осталось и следа. Её прежнее расположение лишь ещё как-то можно угадать по немногим вековым липам сохранившимся недалеко от церкви и сельского пруда. Известна численность населения, проживавшего в Чистухе: в 1859 г. - 398 чел., в 1897 г. - 656 чел., в 1905 г. - 716 чел., в 2010 г. - 4 муж. и 5 жен., всего 9 человек. Церковь, которую вдова князя Александра Ивановича, Пелагея Андреевна выстроила на свои средства в память о своём муже, была освящена в честь Живоначальной Троицы в 1772 году. Престолов в храме два: в холодной - во имя Пресвятой Троицы, в тёплой - во имя святого великомученика Георгия. Из святых икон особенным почитанием в приходе пользовался образ святой мученицы Параскевы, принесённый ещё в деревянный храм в 1742 году. В том же году князем Вяземским устроен в церкви серебро-позолоченный крест с частицами святых мощей. В 1873 году приход с. Чистухи был приписан к церкви соседнего села Палашкино. В кон. XIX в. штатного причта при церкви не было, но имелись викарные священник и псаломщик. Дохода они получали от прихода около 200 рублей в год. Землю же причт Палашкинской церкви сдавал в аренду за 38 рублей в год. Для викарного священника имелся общественный деревянный дом.

http://sobory.ru/article/?object=02476

Так когда же были построены эти первые церкви – Николая Чудотворца и св.мучеников Флора и Лавра? Об этом можно судить лишь по приблизительным расчетам, так как никаких документов на этот счет не сохранилось. Если судить по грамоте митрополита Никона 1651 года, то церковь Флора и Лавра в деревне Весинская к этому времени была уже изрядно ветхой, а деревянные храмы стоят без ремонта 200-250 лет. Значит, построена она была в XV веке, также, вероятно, как и церковь Николая Чудотворца, стоявшая рядом. Известно, что по этой грамоте 1651 года обветшавшая церковь Флора и Лавра была разобрана и на ее месте возведен храм Святой Троицы с приделом Флора и Лавра. А что случилось с церковью Николая Чудотворца? Ни в одном документе мы не находим сведений, что он также был разобран. Возможно, он сгорел в 1613-1614 годах во время набегов польско-литовских отрядов, грабивших и разорявших Север Руси после поражения под Москвой. В 1693 году рядом с Троицкой церковью по грамоте митрополита Новгородского и Великолуцкого Корнилия на имя церковного старосты Онтошки Михайлова был построен новый храм Николы Чудотворца. К сожалению, в 1789 году оба храма (Николы Чудотворца и Святой Троицы) погибли в огне пожара. Но в 1796 году на высоком берегу реки Шорды в деревне Бархатиха была вновь отстроена деревянная холодная Троицкая церковь с северным приделом Казанской иконы Божией Матери и с южным – великомученика Георгия Победоносца. В конце XIX века храм внутри был украшен живописью и снаружи обшит тесом на средства крестьянина Семена Дедова. Внутри храма был установлен шестиярусный иконостас. В это же время крестьянин Назарий Бородин внес пожертвования на покупку полного священнического облачения стоимостью 43 рубля, а на средства крестьянина Семена Дедова было приобретено облачение для дьякона стоимостью 13 рублей. В 1902 году за усердие в пожертвовании средств на внешний ремонт Свято-Троицкой церкви епископ Архангельский и Холмогорский преподал крестьянам Церковнического прихода благословение с выдачей грамоты. Двумя годами позже такой же чести были удостоены крестьянин Лев Григорьевич Дедов и его жена Иулиания Артемьевна за пожертвования ими в приходской храм.

http://sobory.ru/article/?object=37857

Ин тропарь, глас той же Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим. АКАФИСТ Кондак 1 Возбранному воеводе и победоносцу Георгию составим похвалу, яко ходатаю нашему и скорому помощнику: ты же святой великомучениче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся Георгие, великий победоносче. Икос 1 Ангелов Творец и всея твари содетель, явивый тя Церкви Своей веры поборника, и за веру непобедимаго страстотерпца, внушает нам, за подвиги страданий твоих восхваляти тя, святе Георгие, сице: Радуйся, до конца Иисуса Сына Божия возлюбивый; радуйся, за имя Его с любовию душу свою положивый. Радуйся, исповедниче от Бога призванный; радуйся, подвижниче Божиею благодатию прославленный. Радуйся, ангелов сожителю; радуйся, пророков равностоятелю. Радуйся, Георгие, великий победоносче. Кондак 2 Видя гонение нечестивых на христианы, не убоялся еси козни их и мучительства, богомудре, но яко добрый воин Христов, вся своя нищим раздав, волею потекл еси на совет их неправедный, Христу вождю и Богу своему поя: Аллилуиа. Икос 2 Разумно уразумев единаго Бога, в триех Ипостасех боголепно покланяемаго, твердым умом исповедал еси Его, на соборищи нечестивых, и тако обличил еси безумнаго царя безумное поклонение твари. Сего ради за твое высокое любомудрие приими от нас, Георгие, усердныя похвалы: Радуйся, единаго истиннаго Бога проповедниче; радуйся, Пресвятая Троицы верный защитниче. Радуйся, велию православного исповедания тайну неверным показавый; радуйся, идольскаго служения прелесть обличивый. Радуйся, риторе божественный; радуйся, витие премудрости исполненный. Радуйся, Георгие, великий победоносче. Кондак 3 Сила Божия просвещающая всякаго человека грядущаго в мир, и в темнице тя страждущаго посетила есть, смиренномудро Георгие: понеже ты вся жития сего тленная яко уметы презрев, единому Христу прилепился еси, да за имя Его добре воинствовав, сподобишися тому со ангелы вечно воспевати: Аллилуиа.

http://isihazm.ru/?id=634&c_pid=1

С течением времени события в стране изменили и отношение к церквям. А. Крошеницын в той же газете пишет: «По мере того, как закон об отделении церкви от государства набирал силу, о том, что религия — опиум для народа, стало известно в деревне. Президиум окрисполкома Архангельской области поручил Емецкому райисполкому ликвидировать каменную церковь и передать ее Меландовскому сельсовету для переоборудования под школу... Не состоялась школа в каменной церкви, не увенчались успехом и попытки сделать в ней клуб, видимо, кресты кладбища напоминали об уважении к усопшим. Но зимой 1943 года сельскому Совету потребовался кирпич на строительство смолокурни. Было принято решение ломать каменную церковь. Однако качество кладки кирпича, его прочность не позволили сильно повредить здание, а под упавшей колокольней погиб уважаемый жителями деревни мой однофамилец Крошеницын... Позднее в каменной церкви сделали колхозный склад... В деревянной церкви организовали клуб, прокат кинофильмов, хотя зимой в ней было по-прежнему холодно. Уже много лет обе церкви в полном забвении, да и проживающих постоянно в деревне людей осталось мало». Из книги Т.В. Мининой " Тихая моя родина, или Емецк и его округа " Время образования Меландовского прихода неизвестно. На начало XX века в Меландовском приходе находились два храма: Каменный двухэтажный храм с колокольней, во имя Живоначальной Троицы, построенный в 1819-1826 годах. На первом этаже размещается зимний храм во имя великомученика Георгия Победоносца; на втором – летний храм во имя Святой Троицы; Деревянный летний храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1755-1759 годах. Приход закрыт в конце 1930-х годов. Каменный Троицкий храм восстанавливается силами местных жителей. Богослужения совершаются в нижнем Георгиевском храме раз в год, в Троицкую родительскую субботу. Владимирская церковь заброшена и находится в аварийном состоянии. В 2012-2014 годах инициативной группой (г. Москва) проводились работы по уборке мусора и консервации храма.

http://sobory.ru/article/?object=10111

В 1830-1831 годах во времена Николая I выстроена высокая каменная колокольня Троицкого собора, вместо старой обветшавшей. Она была построена в стиле классицизма, характеризующегося четкостью, организованностью и простотой. Колокольня Троицкого собора стала украшением города, его архитектурной. Троицкий собор был разрушен в апреле 1939 года. Так вместо красивейшего здания города на территории бывшей Петровской крепости появились развалины. В 1956 году «строители коммунизма» пытались уничтожить территорию бывшей крепости с помощью землеройной машины, но останки жителей города, похороненных под стенами храма в XVIII веке, напугали рабочих и работы прекратились. Территория Петровской крепости в 1961 году оказалась островом посреди слившихся Волги и Камышинки. 40 лет воды двух рек смывали этот клочок суши. Но как только вода добралась до уцелевшего в земле фундамента Троицкого собора, разрушение острова прекратилось на некоторое время. В 1997 году возрождён приход Свято-Троицкого соборного храма. Постановлением администрации города Камышина Волгоградской области под приход было отдано здание по улице Калинина,52 (угол Октябрьской 16). Это здание – памятник архитектуры XIX века, дом купца Шемякина. По словам отца Виталия Шкарупина (настоятеля Троицкого храма), это место было выбрано, потому что находиться недалеко от исторического положения прежнего Свято-Троицкого храма. В беседе с настоятелем храма, он сказал: «Внешний облик здания будет сохранён». Первое богослужение было совершено 25 апреля 1997 года: водосвятный молебен, освящение молитвенного помещения. troickij.prihod.ru Это было первое каменное здание в истории города. Строительство его началось в 1743 году. Свято-Троицкий собор стоял в Петровской крепости (городской кремль), окруженный с правой стороны­ – Волгой, с левой – речкой Камышинкой, а с третьей стороны – глубоким рвом. Храм этот находился на северо-восточной стороне города при устье Камышинки. Храм был освящен в 1751 году во имя святой Троицы. Построен во времена Елизаветы в стиле барокко, характеризующегося динамичностью композиции, преувеличенной декоративностью и пышностью. В 1765 году к Троицкому храму был пристроен придел с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1785 году стараниями купца Ковалёва пристроен второй придел с престолом во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

http://sobory.ru/article/?object=36663

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010