Вмч. Никита. Роспись кафоликона Никитского мон-ря в Чучере, Македония. 1314 г. Вмч. Никита. Роспись кафоликона Никитского мон-ря в Чучере, Македония. 1314 г. Образ Н. в воинском облачении был одним из любимых в серб. искусстве, особенно часто его включали в роспись балканских церквей с XIII в.: Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208/09); вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18, на юж. стене); Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия (ок. 1320); Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); Пресв. Богородицы в мон-ре Каленич (ок. 1413); Св. Троицы в мон-ре Ресава (Манасия) (до 1418). В ц. свт. Николая Чудотворца в Куртя-де-Арджеш, Румыния (сер. XIV в.), на одном из центральных столбов в подкупольном пространстве Н. изображен сидящим на троне, летящий ангел венчает его короной. В греч. искусстве XIV-XVII вв. нередким становилось изображение Н. в хитоне и плаще, напр. в росписи кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне (XIV в.); в Метеорах - в мон-ре вмц. Варвары (1546); в кафоликоне мон-ря Преображение (1552, мастер Дзордзис (Зорзис) Фукас); в кафоликоне мон-ря Варлаама (1548, мастер Франгос Кателанос); в парекклисионе св. Архангелов собора в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634); в мон-ре в Хорезу (1654) и мн. др. Имя Н. было хорошо известно в Др. Руси: в частности, святой был небесным покровителем свт. Никиты, затворника Киево-Печерского и еп. Новгородского († 1109). Великомученику был посвящен ряд храмов, о них упоминают летописи, мн. храмы сохранились: в Вел. Новгороде в Плотницком конце (деревянный - 1378, 1-й каменный - 1406, 2-й каменный - 1556), каменный монастырский Никитский собор (освящен в 1561-1564) в Переславле-Залесском. В эпоху позднего средневековья в Москве Н. были посвящены Никитский мон-рь (собор - 1534, 80-е гг. XVII в.), храм на Ст. Басманной (деревянный - 1518, 1-й каменный - 1685, 2-й каменный - 1751), ц. Св. Троицы с приделом во имя Н. (Троицы в Никитниках) на месте деревянной ц. во имя Н. (XVI в.) (1628-1651); храмы, носящие его имя, сохранились в Ярославле (1641) и др. местах.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Среди других знаменательных событий церковной жизни Москвы в 1995 году и освящение храма-памятника во имя святого Георгия Победоносца на Поклонной горе, и возобновление монашеской жизни в Новодевичьем монастыре. Значительными событиями и деяниями ознаменовался по милости Божией и минувший 1996 год. Православными паломниками был принесен в Иверскую часовню у Воскресенских врат в Москве благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме. Незабываемой не только для москвичей, но и для многих россиян останется встреча честной главы святого великомученика и целителя Пантелеимона, прибывшей в Москву 25 апреля 1996 года из Свято-Пантелеимонова монастыря Святой Горы Афон. Во все дни полуторамесячного пребывания честных мощей великомученика в Москве храмы, где они находились, были переполнены верующими, которые приезжали со всех концов России, из других стран СНГ и Балтии. Длинные очереди православных людей растягивались на сотни метров от храмов, в которых находились святые мощи, и люди по 10-12 часов выстаивали в них, чтобы приложиться к святыне. Это было впечатляющим свидетельством веры в предстательство целителя Пантелеимона. 12 июня 1996 года мощи были возвращены Свято-Пантелеимонову монастырю. Честную главу святого великомученика провожали из Москвы многие тысячи верующих. По окончании богослужения в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, следуя древней традиции, на паперти кафедрального собора я выпустил из клеток на свободу голубей, напомнив всем собравшимся о том, что в день Благовещения люди услышали благую весть о скором избавлении человечества от уз греха и смерти. В июле 1996 года по милости Божией в Троице-Сергиевой Лавре были обретены святые мощи преподобного Максима Грека. 21 августа того же года мною был освящен храм в память о воинах, погибших в Афганистане и Чечне. Имели мы в истекшем году и радость встречи чудотворных икон Царицы Небесной: Владимирской - при освящении храма Святителя Николая в Толмачах - и Донской - в день ее празднования в Донском монастыре. Следует отметить, что достигнута договоренность, согласно которой главные святыни нашей земли - образ Святой Троицы, написанный преподобным Андреем Рублевым, и Владимирская икона Божией Матери - будут находиться в приходском храме Святителя Николая в Толмачах, расположенном на территории Третьяковской галереи.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

С каждой из четырех сторон к храму примыкают крыльца с парапетами. Парадная западная лестница, шириной почти 6м, ведет на большую площадку, верхней, третьей ступени, к порталу с полукруглой вырезкой для двери, представляющей тип веерного окна. Звонницу двухъярусной колокольни, устроенную над западным притвором, составляют восемь колоколов, первый из которых — благовестник находится здесь с 1980г., остальные семь были отлиты в 2006г. на средства прихожан и местного предпринимателя Каталей В. О., при этом средний, обычно именуемый полиелейным, появился благодаря материальной помощи оказанной бизнесменом Шестопаловым В. А. Расстояние, отодвинутой от главного объема храма на 5м. колокольни, компенсировано крытой галерей (рукавом), соединяющей две формы в объемно-пространственную композицию единого здания. По характеру организации внутреннего пространства храмовое здание во имя Святой Троицы относится к типу четырехстолпного крестово-купольного храма, но с особенностью образования второй пары вертикальных опор, путем выступов, при пересечении продольной и поперечной стен, они поддерживают световой барабан с куполом, переходы к которому заполнены парусами. Разновеликие рукава четырех прямоугольных параллелепипедов, перекрытых цилиндрическими сводами и ориентированных по сторонам света, примыкают к главному кубическому объему храма. В храмовом сооружении, западный притвор имеет плоское потолочное перекрытие и два вспомогательных помещения, за дверью одного из которых скрыта лестница, ведущая в звонницу колокольни. Интерьер храма во имя Святой Троицы почти ничего не сохранил от первоначального убранства, за исключением деревянного пола с толщиной доски равной 7–8 см. и мраморного обрамления иконостаса, в котором частично находятся иконы, перенесенные из разрушенного в 1970-е годы храма великомученика Георгия Победоносца. Имя мастера, работавшего над созданием иконостаса, утрачено. Размеры икон при установке в иконостас косвенно подтвердили предположение, что оба храмовых здания были идентичны не только своим экстерьером, но так же решением внутреннего убранства.

http://sobory.ru/article/?object=24611

Козино. Церковь Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первое упоминание о Козине восходит ко времени игуменства преподобного Саввы Сторожевского. Село было приписано к монастырю, и, надо полагать, церковь в нем существовала еще до XV в. Во время войны 1812 г. деревянный храм сгорел. В 1813 г. на его месте возведена каменная Троицкая церковь, просуществовавшая до 1934 г. В годы сталинского террора церковь была полностью разграблена и разобрана вплоть до фундамента. Архивные данные о судьбе духовенства не найдены. Церковная община возрождена в 1998 г. В 1999 г. выстроена и освящена архиерейским чином малая кирпичная церковь в честь святителя Иоанна Златоуста. Уцелевшая при разграблении церкви, чтимая до революции икона Божией Матери " Умиление " (Кикская), ныне находится в Звенигороде в храме Успения Пресвятой Богородицы на Горке. В 2002 г. начато строительство деревянного Троицкого храма по проекту архитектора П. Паршикова. На церковной территории предполагается строительство приходского здания, в котором должны расположиться воскресная школа и медицинский консультативно-диагностический центр.   В храме находятся частицы мощей: святого апостола Андрея Первозванного, священномученика Игнатия Богоносца, святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, святителя Феофана Затворника Вышенского, священномученика Петра (Зверева), святителя Лаврентия епископа Туровского, великомученика Георгия Победоносца, великомученика Пантелеимона, мученика Иоанна Воина, святого праведного Иоанна Русского, святой благоверной княгини Анны Кашинской. В дни их памяти, а также в дни памяти преподобного Саввы Сторожевского совершаются праздничные богослужения. МОСКОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ 3 2004 г. Существовавшая ранее церковь Введения Пресвятой Богородицы в селе Козине. Село Козино в 1536 г. было дворцовым в Звенигородском уезде. В селе находилась церковь (во имя какого святого неизвестно). Во время бывшего нашествия польского королевича Владислава в этом селе в 1618 г. стояли польские и литовские войска.

http://sobory.ru/article/?object=07367

Придел при Архангельском Соборе, вновь украшен и освящен в 1825 году. – при церкви Иоанна Богослова, под Вязом, близ Ильинских ворот. – Спаса на Глинищах. – Сошествия Св. Духа, у Пречистенских ворот. – Воскресения Христова, на Стоженке, именуемое Новое. – Св. Троицы, в Зубове. – Св. Николая Чудотворца Явленного, на Арбате. – Св. Троицы на Листах, близ Сухаревой башни. – Сошествия Св. Духа, в Толмачах. – Св. Троицы, на Шаболовке. 5 . Св. Петра, Алексея, и Ионы Митрополитов Московских. Придел при церкви Николая Чудотворца, в Воробине. 9 . Святого Апостола Иакова Алфеова. В Новодевичьем монастыре в Успенской церкви Придел, устроенный в 1813 году, в благодарность Господу Богу за сохранение монастыря сего от взрыва, предположенного неприятелями в 1812 году, кои в сей день удалились из оного. Придел при церкви Положения Риз, близ Донского монастыря. – Казанской Богородицы, в Казенной. 11 . Воспоминание седьмого Вселенского Собора, бывшего при Константине и Ирине на иконоборцев. Церковь близ Девичьего монастыря, первоначально была построена во имя Св. Иоанна Крестителя, потом в 1812 г. 11 числа октября была разрушена Французами, по чему в память сего дня выстроена ныне вновь. 12 . Празднество образу Иерусалимской Богородицы. Придел при церкви Великомученика Георгия на Всполье, за Никитскими воротами. 14 . Пренесение мощей Преподобные Параскевы. Церковь нижняя в Охотном ряду, построена в 1667 году. – у Пречистенских ворот, именуемая Ржевская. – кладбищенская за Крестом, построена в 1771 году. Святого мученика Лонгина Сотника. Придел при церкви Введения Богородицы, в Барашах. 18 . Святого Апостола и Евангелиста Луки. Придел при церкви Сошествия Святого Духа, на Лазарьевском кладбище. 19 . Святого мученика Уара. Придел при церкви Рождества Св. Иоанна Предтечи, в Кремле, близ Боровицких ворот, построен по повелению В. Кн. Василия Васильевича Темного, в 1462 году. 20 . Пренесение мощей Св. Артемия Веркольского. Придел при церкви Святой Мученицы Параскевы, на Пятницкой. 22 . Празднество иконе Казанской Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Георгиевский храм (Подольск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Георгиевский храм (Подольск) Новая небольшая деревянная церковь на юго-восточной окраине города, в микрорайоне Кутузово, построенная в 2006-2007 г. Шатровое здание с боковыми притворами и колокольней. Освящена великим чином 15 сентября 2007 г. Содержание История [ править править код ] 9 августа 2006 г. по инициативе православной общины и главы города Подольска Николая Игоревича Пестова начали возводить церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца. На памятном камне, поставленном на месте строительства храма, была высечена надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася сия церковь в честь и память великомученика Георгия при Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, при святительстве Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, при подольском благочинном протоиерее Олеге Сердцеве, настоятеле сей церкви священнике Алексии Сурикове и при подольском градоначальнике Николае Игоревиче Пестове в лето от Рождества Христова 9 августа 2006 года». Пока велись работы по заливке фундамента, было решено пристроить к основному четверику два боковых придела. 8 сентября 2006 г. митрополит Ювеналий вместе с главой города Н. И. Пестовым заложил памятную капсулу в основание храма. В своем обращении к верующим владыка отметил особую роль церкви в жизни человека: здесь, в купели Крещения, начинается духовный путь каждого христианина, и здесь же он завершается, когда его провожают в путь всея земли. 15 февраля 2007 г., в праздник Сретения Господня, в строящемся храме была совершена первая Божественная литургия. Ее возглавил благочинный церквей Подольского округа протоиерей Олег Сердцев. Это богослужение ознаменовало окончание возведения храма и начало внутренних отделочных работ. Менее чем через месяц, 9 марта, на Георгиевской церкви установили пять куполов с крестами. Они выполнены из нержавеющей стали и покрыты нитридом титана. С праздника Святой Троицы богослужения стали регулярными.

http://azbyka.ru/palomnik/Георгиевский_х...

Ин тропарь, глас той же Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим. АКАФИСТ Кондак 1 Возбранному воеводе и победоносцу Георгию составим похвалу, яко ходатаю нашему и скорому помощнику: ты же святой великомучениче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся Георгие, великий победоносче. Икос 1 Ангелов Творец и всея твари содетель, явивый тя Церкви Своей веры поборника, и за веру непобедимаго страстотерпца, внушает нам, за подвиги страданий твоих восхваляти тя, святе Георгие, сице: Радуйся, до конца Иисуса Сына Божия возлюбивый; радуйся, за имя Его с любовию душу свою положивый. Радуйся, исповедниче от Бога призванный; радуйся, подвижниче Божиею благодатию прославленный. Радуйся, ангелов сожителю; радуйся, пророков равностоятелю. Радуйся, Георгие, великий победоносче. Кондак 2 Видя гонение нечестивых на христианы, не убоялся еси козни их и мучительства, богомудре, но яко добрый воин Христов, вся своя нищим раздав, волею потекл еси на совет их неправедный, Христу вождю и Богу своему поя: Аллилуиа. Икос 2 Разумно уразумев единаго Бога, в триех Ипостасех боголепно покланяемаго, твердым умом исповедал еси Его, на соборищи нечестивых, и тако обличил еси безумнаго царя безумное поклонение твари. Сего ради за твое высокое любомудрие приими от нас, Георгие, усердныя похвалы: Радуйся, единаго истиннаго Бога проповедниче; радуйся, Пресвятая Троицы верный защитниче. Радуйся, велию православного исповедания тайну неверным показавый; радуйся, идольскаго служения прелесть обличивый. Радуйся, риторе божественный; радуйся, витие премудрости исполненный. Радуйся, Георгие, великий победоносче. Кондак 3 Сила Божия просвещающая всякаго человека грядущаго в мир, и в темнице тя страждущаго посетила есть, смиренномудро Георгие: понеже ты вся жития сего тленная яко уметы презрев, единому Христу прилепился еси, да за имя Его добре воинствовав, сподобишися тому со ангелы вечно воспевати: Аллилуиа.

http://isihazm.ru/?id=634&c_pid=5

В Лампожню со святынями (+ФОТО) Два года назад жители Лампожни решили поставить на месте, где когда-то стояла Троицкая церковь, часовню. Начали сбор средств, насобирали на бревна, а вот на начало работ средств пока маловато. Чтобы помочь лампоженцам испросить помощи у Господа о скорейшем возведении часовни прихожане Свято-Богоявленского собора в Мезени решили возродить крестный ход из Мезени в Лампожню. 4 июля, 2013 Два года назад жители Лампожни решили поставить на месте, где когда-то стояла Троицкая церковь, часовню. Начали сбор средств, насобирали на бревна, а вот на начало работ средств пока маловато. Чтобы помочь лампоженцам испросить помощи у Господа о скорейшем возведении часовни прихожане Свято-Богоявленского собора в Мезени решили возродить крестный ход из Мезени в Лампожню. В 18 километрах от города Мезень, административного центра Мезенского района  Архангельской области, стоит село Лампожня. В незапамятную старину здесь шумело богатое торжище, на лампоженские ярмарки съезжались  промышленники и купцы со всего огромного Мезенского уезда, ненцы, самоеды и иноземные торговцы. И за промысловую и торговую удачу жители села благодарили Господа, осеняя  себя крестным знамением на храм, освящённый в 1603 году во имя Живоначальной Троицы. Одно из важных событий села, о котором до сей поры мало кто вспоминал — обретение чудотворной иконы Святой Троицы, в честь которого и был выстроен храм. Из краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии: «В церкви хранилась икона, считавшаяся явленной — образ Святой Троицы, величиной в 1 вершок, изваянная из меди и после позолоченная. В 7110 (1602) г., в царствование Бориса Годунова, был страшный голод. Лампоженские крестьяне Симеон, Иоанн и Козьма ездили для покупки хлеба в Чакольскую волость. 1 февраля Симеон около д. Шаймогорской, в стороне от дороги, на только что выпавшем снегу увидел икону, изваянную из меди, и привез ее домой. Во время ужина дочь его Акилина вдруг онемела, а жена Мамелфа «в поражении вопияла к нему, что есть у него в возу образ Святой Троицы, который должен быть поставлен в церкви великомученика Георгия, где достоит пред ним молебное совершати пение, а он не в нашем дому стояти должен».

http://pravmir.ru/v-lampozhnyu-so-svyaty...

6) Св. Живоначальныя Троицы. Келлия эта стоит на восток от монастыря, менее версты расстоянием от него. Называется иногда «Серафимовскою», ибо при ней жил схимонах о. Серафим Комаров (бывший С.-Петербургский купец), большой благотворитель обители, скончавшийся 12 апреля 1864 г. Им и построена эта келлия на собственный средства, и разведен близ нее большой виноградник. Церковь освящена покойным игуменом Герасимом в 1853 году. 7) Св. Григория Неокесарийского , не в дальнем расстоянии от Троицкой келлии, древняя, возобновлена в 1838 г. монахом Парфением греком, а самая церковь в 1842 году духовником иеросхимонахом Мефодием, некоторое время жившим на противоположном Афону пустынном острове. При ней и теперь живет духовник греческой и болгарской братии иеросхимонах Гавриил (болгарин). С полчаса ходу от сей келлии, на значительной горной высоте, находятся развалины сгоревшей в 1870 г. келлии с церковью во имя преподобных печерских, построенной русским архимандритом из Киево-печерской лавры о. Амвросием несколько лет жившим на Афоне и уехавшим в Россию. По отъезде о. Амвросия жил на той келлии замечательный живописец иеромонах о. Василий (теперь покойный) с своими учениками. 8) Св. великомученика и победоносца Георгия (другая), позади вышеупомянутой сгоревшей келлии, от монастыря на северо-восток, верстах в двух трудного пути в гору, стоит на большой равнине, на которой разведен огород и сад масличных и других плодовых деревьев. Отсюда открывается прекрасный вид на раскинутый внизу под горою монастырь и на залив Монте-Санто с противоположным берегом. С восточной стороны ее тянется гряда гор, где в древности было множество пустынников, живших в пещерах, рассыпанных по этой горной цепи, и все они приходили в церковь этой келлии для причащения Св. Христовых Таин и на праздничные бдения, так что церковь этой келлии была для всех их соборною и существовала до недавнего возобновления своего, как говорить местное предание, около 800 лет. Возобновлена она в 1863 году усердием жителя г. Острогожска, отставного капитана Е. Г. Хабарова для покойного иеросхимонаха Илариона грузинца, великого подвижника, окончившего святую жизнь свою на этой келии 14 февраля 1864 г. – До прибытия своего на Афон о. Иларион был духовником последнего Имеретинского царя Соломона II и его семейства. Об о. Иларионе упоминает автор «Писем с Востока» А. Н. Муравье в. посетивший сего старца тогда, когда он жил еще на келлии Дионисиатского монастыря. Церковь св. великом. Георгия освящена бывшим митрополитом варнским Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из последующих владельцев Чистухи в эпоху правления Елизаветы Петровны и Екатерины II, был князь Александр Иванович Вяземский, помимо ещё одной собственной вотчины, сельца Коверино, что в 40 верстах от Владимира и в 12 верстах от села Усолье на Уводи, не забывал он и про Чистуху. Так, например, в 1742 году А. И. Вяземский пожертвовал в Георгиевский храм села Чистуха, серебряный позолоченный крест с частицами святых мощей. Выйдя в отставку, он заботился о чистухинской церкви, продолжая поддерживать её в благопристойном виде. К 1771 году князь Александр Иванович Вяземский скончался, после чего был погребён у алтаря сельского храма. Его вдова, княгиня Пелагея Андреевна Вяземская, после смерти мужа, решила построить новую каменную церковь с шатровой колокольней взамен обветшавшего деревянного храма. Этот храм сохранился до наших дней и благодарными сельчанами недавно был отреставрирован. От прежней же дворянской усадьбы не осталось и следа. Её прежнее расположение лишь ещё как-то можно угадать по немногим вековым липам сохранившимся недалеко от церкви и сельского пруда. Известна численность населения, проживавшего в Чистухе: в 1859 г. - 398 чел., в 1897 г. - 656 чел., в 1905 г. - 716 чел., в 2010 г. - 4 муж. и 5 жен., всего 9 человек. Церковь, которую вдова князя Александра Ивановича, Пелагея Андреевна выстроила на свои средства в память о своём муже, была освящена в честь Живоначальной Троицы в 1772 году. Престолов в храме два: в холодной - во имя Пресвятой Троицы, в тёплой - во имя святого великомученика Георгия. Из святых икон особенным почитанием в приходе пользовался образ святой мученицы Параскевы, принесённый ещё в деревянный храм в 1742 году. В том же году князем Вяземским устроен в церкви серебро-позолоченный крест с частицами святых мощей. В 1873 году приход с. Чистухи был приписан к церкви соседнего села Палашкино. В кон. XIX в. штатного причта при церкви не было, но имелись викарные священник и псаломщик. Дохода они получали от прихода около 200 рублей в год. Землю же причт Палашкинской церкви сдавал в аренду за 38 рублей в год. Для викарного священника имелся общественный деревянный дом.

http://sobory.ru/article/?object=02476

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010