14 августа, начинается Успенский пост. Этот пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. 14 августа, начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. «В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется.» (митрополит Антоний Сурожский) Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня. Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть ?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

http://pravmir.ru/uspenskij-post-smysl-t...

1. Сегодня любви вашей предстоит выслушать речь о нас самих. «мы, – как говорит апостол, – сделались позорищем (spectaculum) для мира, для Ангелов и человеков» ( 1Кор.4:9 ). Те, которые любят нас, ищут, что бы похвалить в нас. Которые же ненавидят, упрекают нас. Мы же, поставленные в средине между теми и другими, при помощи Господа Бога нашего, так должны оберегать жизнь и имя наше, чтобы прославляющие нас не оставались в стыде перед нашими поносителями. А как мы хотели бы жить, как, по милости Божией, уже живем, о том хотя из Священного Писания многие из вас знают, однако, для напоминания, вам будет прочитано место из книги Деяний Св.Апостолов, чтобы вы видели, где указан тот образ, которому хотим мы подражать. Во время чтения я желаю, чтобы вы были особенно внимательны, чтобы после прочтения мог я высказать вниманию вашему, при помощи Божией, то, что решил. [После слов этих диакон Лазарь читает]. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:31–35 ). [Когда диакон Лазарь прочел и отдал книгу епископу, Августин епископ продолжал: «Я еще прочитаю. Больше мне доставляет удовольствия быть чтецом этого слова, нежели говорить свое слово " ]. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

219. Слово по освящении храма Святаго Духа, в Рождественском монастыре (Говорено Сент. 18; напечатано в Твор. Св. От. l848 г. и в собр. 1861 г.) 1847 год Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог. ( 1Kop. III. 16–17 ). Между тем, как боголюбивые подвизаются, чтобы создать, или лучше прежняго пересоздать, украсить, освятить храм Богу, Апостольское слово указывает нам инаго рода храм Божий, кажется, совсем готовый. И как близко! В лице каждаго христианина, в собственном теле нашем. «Не весте ли, – говорит, – яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» И еще: «или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть» ( 1Kop. VI. 19 )? Апостол говорит о сем, как о деле весьма известном: «не весте ли? или не весте?» Неужели вы не знаете? Но сомнительно, все ли мы довольно знаем, каким образом христианин есть храм Божий? И если это так, и следственно мы очень богаты нерукотворенными живыми храмами Божиими: то можно спросить, для чего созидаем и освящаем рукотворенные храмы Божии? Пусть же сии вопросы введут нас в размышление. Сущность храма Божия составляет особенное благодатное присутствие Божие. Говорю: особенное благодатное присутствие Божие, различая сие от общаго вездеприсутствия Божией силы творческой и промыслительной во всех сотворенных существах. Так определил сущность храма Своего Сам Бог, когда, благословляя храм Соломонов, глаголал: «освятих храм сей, егоже создал еси, еже положити имя Мое тамо во веки, и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» ( 3Цap. IX. 3 ). «И вселюся посреде сынов Израилевых» ( 3Цap. VI. 13 ). Посему, если надобно и человеку быть храмом Божиим: то надобно, чтобы вселился в него, и пребывал в нем Бог. Так точно и определяет Апостол храм Божий в человеке, когда говорит: «вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду» ( 2Kop. VI. 16 ). Вы церкви живаго Бога, потому что Бог, по Своему древнему, чрез Моисея еще данному обещанию, Своею благодатною силою в вас вселился, и в вас пребывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Евангельская притча говорит нам о Христе-сеятеле, Который вышел сеять семя Слова Божия, для того, чтобы оно взошло и дало великий плод – плод Божественной жизни, плод соединения человеческих душ с Богом. Божественное семя падает в землю – в сердце человека. А вот дальше все зависит от нас, от нашего сердца. Сможем ли мы отдать всего себя этому Божественному семени или не сможем. Спаситель говорит, что на одной земле семя было поклевано птицами, другое семя заросло тернием, третье пало на каменистую почву. Все это – те люди, которые не способны были воспринять слово Божие. А вот иное зерно дало плод в 30, в 60 или в 100 раз больший. Сегодня мы приехали посетить великое семя Божие, положенное в землю здесь на острове Залит – старца Николая, протоиерея Николая, нашего батюшку. Смотрите какое поле выросло здесь, на этом острове – поле живых семян, колосьев, ради которых и трудился отец Николай. Живые колосья, рабы Божии, друзья Божии, люди, которые возрождены к жизни с Богом от жизни греховной, от жизни, ведшей к диаволу и вечной смерти, от жизни, которой в конце концов должно было потерять смысл. Вот поле, которое взошло от одного семени – раба Божия протоиерея Николая. И в 30, и в 60 и в 100 крат оно дало урожай нивы Господней. Что можно сказать? Можно только поблагодарить Господа, поблагодарить отца Николая за его великое терпение, за его мудрость подвижничества, а самое главное – за его великую любовь, которую он являл каждому без исключения, приходящего к нему. Эта любовь была равной и одинаковой, как яркий солнечный свет. И более чем 40 лет назад, когда я первый раз побывал у батюшки, и незадолго до его смерти, он был абсолютно одинаков в выражении любви. Но эта одинаковость была не единообразием. Это было проявление неоскудевающей силы. Это было поразительное, когда-то полученное им от Бога дарование любви к людям. Как часто сейчас понятие любви пытаются третировать: «Ну ладно, хватит об этом, давайте о чем-нибудь более конкретном – о подвижничестве, об исполнении канонов и правил, о борьбе с нашими врагами». Все это так. И таких задач, наверное, немало. Но все они второстепенны.

http://pravoslavie.ru/115328.html

     При чтении Божественного Писания душа человека очищается от извращений и пороков, и очень важно питать ум словами и мыслями, почерпнутыми из Священного Писания. Поэтому-то древние иноческие уставы и предписывали, особенно начинающим, учить Псалтирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. Среди ветхозаветных книг Священного Писания особое место занимает книга Псалтирь, заключающая в себе собрание богодухновенных песен. Такое название, по свидетельству святителя Василия Великого, она получила от часто упоминаемого в ней музыкального инструмента, к которому пророк Давид приспособил пение своих псалмов. Мы можем только смиренно размышлять о том, где берет начало божественное псалмопение. Несомненно одно: всякое новое откровение свойств и совершенств Божиих, всякое новое познание красоты и гармонии в новозданной природе, возвещающих славу Творца, в раю служили для человека обильным источником молитв и духовных песен. Но недолго он наслаждался райским блаженством, вскоре он потерял его через преступление заповеди Божией. Грехопадение и последовавшее за ним наказание Божие вместе с первообетованием о семени жены вызвали в его душе глубокие чувства раскаяния и радостной надежды на будущее избавление. Эти чувства нашли соответственное себе выражение в словах молитв и песен. Первые люди хорошо осознали, что они потеряли через свое грехопадение, и стали призывать имя Божие с покаянием и плачем, моля о помиловании (Быт. 4, 1, 4, 26). Однако не все человечество пожелало путем покаяния возвращаться в рай. Каин и его потомки начали искать средства, которые позволили бы обрести райское блаженство без Бога. Одним из таких средств явились изобретенные сыном Ламеха Иувалом музыкальные инструменты (Быт. 4, 21). Музыка оказалась чудесным подспорьем в попытке вернуть утраченное райское состояние, заменить его наслаждением, полученным от игры на музыкальных инструментах. Музыкальная культура стала быстро развиваться и настолько укоренилась в сознании древних людей, что пение и славословие Богу тоже начало сопровождаться инструментальной музыкой. Вот почему царственный псалмопевец Давид призывал петь Богу на тимпанах и гуслях, хвалить Его со звуком трубным, на псалтири, струнах, органе и на кимвалах доброгласных (Пс. 149, 3; 150, 3–5). И Бог позволял это, снисходя к немощи человека, до тех пор, пока святые апостолы, наученные Господом Иисусом Христом и просвещенные благодатью Духа Святого, полностью не исключили музыкальные инструменты из богослужения и соответственно из псалмопения.

http://pravoslavie.ru/102925.html

     Революция совершалась под очень привлекательными лозунгами Люди действительно видели в Патриархе того, кто вдохновляет и духовно укрепляет всех, кто не утратил национальное самосознание, кто сохранил любовь к Родине, кто мечтал о возрождении страны. Но это понимали и те, кто пришел к власти и с первых дней стал уничтожать архиереев, священников, активных мирян. Гонения обрушились на нашу Церковь с первых дней Октябрьского переворота. Мы знаем, что революция совершалась под очень привлекательными для народа лозунгами. Говорили о мире, что было так важно для действительно истерзанной войной страны. О передаче земли тем, кто на ней трудится, что было так важно для тех, кто реально трудился и производил материальное богатство страны. Но, как заявила новая власть, для достижения этих целей необходимо бороться с нажившими свое богатство за счет народа. Таких людей назвали эксплуататорами, капиталистами и на них обрушили свой гнев. При чем же здесь Церковь? А Церковь стала страдать раньше всех капиталистов. Четыре года спустя в стране снова появились капиталисты, которых прозвали нэпманами, и для многих стало очевидно, что не с капиталистами боролись, совершая переворот, – боролись с чем-то более значимым, в первую очередь с Церковью и духовной жизнью. И борьба не прекращалась на протяжении семи с лишним десятилетий: кровавые гонения, начавшись сразу после революции, усугубились тем, что происходило и в 1930-х годах, и в послевоенное время. Вера в Бога дает людям внутреннюю силу Если есть желание строить справедливое общество, то зачем уничтожать Церковь и веру в Бога? А только потому, что вера в Бога дает людям внутреннюю силу и автономию от внешних давлений, способных разрушить сознание человека и его внутреннюю духовную жизнь. Вот и сегодня то, что происходит в мире, в так называемых просвещенных странах, удивительным образом напоминает случившееся после нашей революции. Изгоняется имя Божие из сознания людей, насаждаются греховные идеи и модели поведения, которые разрушают нравственную основу человеческой жизни. Для чего это делается? Прежде всего для того, чтобы люди потеряли внутреннюю автономию, внутреннюю свободу, стали легко манипулируемыми. В послевоенные годы было необходимо заставить народ делать то, чего от него хотела власть. А власти не были нужны люди внутренне свободные, со взором, обращенным к небу, способные проверять все то, что они слышат, соотносить человеческие устремления с тем, что говорит Слово Божие. Ведь для того чтобы человека поработить, сделать его марионеткой, подчинить власти денег или идеологии, которая обслуживает интересы сильных мира сего, его нужно лишить веры, а тем самым – и нравственного чувства, и способности совершать подвиг жизни.

http://pravoslavie.ru/108327.html

А. Богоявление Аврааму, обетования ему и заветы с ним Глава XII, 1–9. Два первые Богоявления Аврааму в Уре Халдейском и близ Сихема а. Первое Богоявление Аврааму в Уре Халдейском И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей.... в землю, которую Я укажу тебе (Ст. 1). …пойди… от родства твоего. … С какою целью Господь изводит Авраама из отечественной ему земли? Господь изводит Авраама из отечественной земли его (Ура Халдейского) с тою целью, чтобы спасти как его, так и имевшую образоваться в его племени церковь ветхозаветную от всеобщего в то время разлива идолопоклоннического, и сохранить в людях чистое познание о Себе и об истинной религии. Иисус Навин называет идолопоклонником даже отца Авраамова 237 – так широко распространилось язычество, и так велика была опасность от него для истинного богопочтения! Хотя и в земле Ханаанской царствовало язычество, но там Авраам и следовавшие за ним патриархи были пришельцами и странниками, и, следовательно, не могли иметь крепких связей с туземцами. …в землю, которую Я укажу тебе... Повеление Божие к Аврааму какую имеет испытующую особенность? Ту, что, повелевая удалиться от родства и из дока отца своего, Господь даже не называет Аврааму ту землю, в которую надлежало идти ему, а просто велит собираться туда, куда будет приказано. Вот почему Ап. Павел говорит, что „верою Авраам, будучи призываем, послушался …и шел, не зная, куда идет» 238 . Хотя в предыдущей главе и говорится, что Сарра с Авраамом пошли в землю Ханаанскую, но это примечание Моисей делает уже от своего лица. 239 И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. Благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Ст. 2. 3.). В чем заключается главная сила и сущность обетования Божия Аврааму? В том, что благословятся в нем все племена земные, т.е. ради его, поскольку он будет родоначальником того племени, в котором родится Спаситель мира Иисус Христос . Так объясняет сие обетование Божие Ап. Павел, говоря: чрез Иисуса Христа благословение Авраамово распространилось на язычников ... Писание, провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 240 Прочие же слова обетования заключают в себе временные и земные блага, именно умножение потомства и возвеличение имени Авраамова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Август 3-го августа Благодарю Господа, сподобившего меня совершить путь от Кронштадта до Москвы и Рузы и обратно, всего на пространстве 1.600 верст (в одну неделю). Видел я Москву с ее храмами; истинно – это Русский Сион. Велика, грандиозна и прекрасна наша Москва. А святыни, святыни Господней сколько! Святых мощей, святых чудотворных икон! А древностей! В городе Рузе протоиерей Алекс. Иванович Вишняков очаровал меня своим истинно дружеским приемом и радушным собеседничеством! [Дьяк] Иван Алексеевич с семейством также приняли нас прекрасно! У преподобного Сергия Радонежского был, молился, прикладывался даже к святым мощам! Хорошо, что нищие за Вами гоняются, сказал митрополит Арсений Киевский 45 одному человеку (Василию Федоровичу Смирнову, чиновнику из духовных, служащему в гражданском ведомстве). Разговор с женщиной умной и образованной Ларисой Евграфовной о духовенстве вообще, о нетрезвой и соблазнительной жизни духовенства, о том, что духовенство не проповедует и как много могло бы оно сделать своими настойчивыми проповедями! Пример: Иван Никитич Палисадов. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить Божественную литургию позднюю и причаститься неосужденно пречистых и животворящих Его Таин, ожививших меня после тяжкой греховной смерти! За вечерню также благодарю Господа! Приложился я к святым мощам ангелов во плоти, граждан небесных, угодников Божиих: святителей митрополитов – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского! Как же после прикосновения к этим святыми мощам я буду еще работать греху? Прилепляться к земному? И во мне должно святиться имя Божие, придти Царствие Божие, быть воля Господня, да и сам буду вечен. 4 августа Вот тебе баня, вот тебе редька с квасом, вот тебе кисель сладкий, вот тебе чай крепкий на ночь! Никогда я так не был беспомощен, слаб, нервозен, раздражителен, как сегодня на утрени! От боязни бесовской я не мог говорить ектений, лишился всякого дерзновения, всякой помощи, отрады; диавол ликовал во мне и торжествовал – и я, увы, мучился мукою адскою! Стыд, срамота покрыли лице мое, и я не смел взирать на людей! В бане точно я совлекся благодати Божией и облекся в Велиара! О, я болен телом внутренно, а от того и духом: мне надо есть пищу скоромную, питательную, укрепляющую, а не редьку и кисель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Богоотступничество ...Оставившие Христа гибнут по своей вине (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 257). Облечься во имя Христово и не идти путем Христовым – не есть ли это предательство имени Христова, оставление спасительного пути... (сщмч. Киприан Карфагенский , 65, 319). Источник. ...Отчуждение и удаление от Бога несноснее мучений, ожидаемых в геенне; оно тяжело для страждущего, как для глаза лишение света, хотя и безболезненное, и как для живого существа лишение жизни (свт. Василий Великий , 9, 84). Источник. Посвятивший себя Богу, и потом бежавший к другому роду жизни, стал святотатцем, потому что сам себя похитил и присвоил себе Божие приношение (свт. Василий Великий , 9, 109). Источник. Кто отрекся от Христа, поругал таинство спасения, тот во все продолжение жизни своей должен плакать и обязан каяться; но когда отходит от жизни своей, да удостаивается святынь по вере в Божие человеколюбие (свт. Василий Великий , 11, 95). Источник. ..Отречение от Бога бывает двоякое – одно словом, другое делом. (Смотри, чтобы не уловил тебя враг; он непрестанно угрожает тебе тайными падениями (свт. Григорий Богослов , 16, 209). Источник. Что для нас страшно? Ничто, кроме уклонения от Бога и от божественного (свт. Григорий Богослов , 17, 302). Источник. ...Душа человеческая не иначе отчуждается от Бога, как страстным расположением. Поскольку Божество всегда бесстрастно, то постоянно пребывающий в страсти отлучается от общения с Божеством (свт. Григорий Нисский , 18, 395). Источник. ...О том, кто отпал от Сущего, говорим, что он, пришедши в ничтожество, уничтожился (свт. Григорий Нисский , 19, 53). Источник. Если ты сам удалил себя от Бога, то размысли, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во мраке и тьме. Если ты отстранен от молитв как недостойный, покаянием возврати себе прежнее состояние (свт. Григорий Нисский . 21, 479). Как удаляющийся от света не вредит нисколько свету, а самому себе весьма много, погружаясь во мрак; так и привыкший пренебрегать Всемогущею силою, ей не вредит нисколько, а самому себе причиняет крайний вред (свт. Иоанн Златоуст , 45, 5). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости , потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. Для тех, кто ждет его таким образом, оно, разумеется, придет: придет в глухую полночь, при дет, как Суд Божий, как вор, которого никто не ждет, как жених, который грядет, пока неразумные девы предаются сну. Не так должны мы ожидать Царствие и Суд. Мы должны вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже из своих глубин, настолько оно нам чуждо, - состоянию радостного ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда. Поразительно слышать в церкви, что мы провозглашаем Евангелие, благовестие о Суде, и провозглашаем, что День Господень - не страх, а надежда, и вместе с Духом Святым Церковь можем сказать: Гряди, Господи, и гряди скоро!.. Пока мы неспособны говорить в таких категориях, нашему христианскому сознанию не хватает чего-то очень важного. Что бы мы ни говорили, в таком случае мы все еще язычники, вырядившиеся в евангельские одежды. Бог для нас еще Бог вдали, и приход Его - мрак и ужас для нас; и суд Его - не искупление, но осуждение наше; и встреча лицом к лицу с Ним - страшное событие, а не час, к которому мы устремлены и ради которого живем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010