К Александре Петровне Хвостовой А. П. Хвостова – киевская знакомая архим. Макария, на имя которой он просил отца адресовать ему письма 2). Начатая в 20-х годах переписка между ними, возобновилась в 40-х, при посредстве поселившегося в Киеве о. Алексия Глухарева. Восемь писем к ней архим. Макария, перепечатываются из издания 1860 г, т. II, где они помещены на стр. 153−163 под заголовком: «К А П. Х.». 50 Извещаю вас, что мы прибыли в Глинскую пустынь 29 декабря по милости Божией, благополучно. Промысл Всевышнего, изрекший волю свою в совете отца настоятеля, 259 разлучает меня с добрым другом моим. 260 Мы расстаемся в любви, как только можно расставаться в любви, и в ненарушимом мире. Скорбь от предстоящей разлуки, препятствует мне распространяться в описании мирной обители, в которую Бог привел меня по милосердию Своему. Кратко скажу: это школа Христова, это одна из светлых точек на земном мире, в которую дабы войти, надлежит умаляться до Христова младенчества. Простите и помолитесь обо мне грешном. Желаю вам обильного благословения Божия. 7 января 1826 г. Глинская пустынь. 51 Мир вам и Божие благословение! Я, слава Богу, молитвами святых отцов и братий, и сестер моих, благополучен, и вас на литургиях Божественных воспоминаю. И хотя худ и нищ, молю всемилосердного Господа, да очистит нас от всякого, в царствие Божие войти не могущие, скверны плоти и духа, соединит вскоре со всеми любящими, и призывающими пресвятое имя Его, в селении света, мира, любви и радости общей всех в едином Духе Святом! Простите. 6 февр. 1829 г. 52 Посылаю при сем книгу Б(лаженного) Кассиана о восьми главных страстях, которая хотя и в Добротолюбии находится, но она там сокращенно предложена, и в подлиннике совершенно другой имеет вид. В третьей тетради немногих статей недостает, для которых оставлено и место праздное, и которые не найдены в рукописи. В последней же, начинаются и беседы с блаженными пустынниками. У меня то в намерении, чтобы вы в порядке обозрели все сии бисеры духовного учения, в собрании коих столь великодушно помогаете мне. Простите, желаю вам всякого благословения Божия. 53

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«Пастырь» Ерма О книге «Пастырь» Ерма Послание Климента Римского к Коринфянам – не единственный дошедший до нас литературный памятник Римской Церкви времен послеапостольских, даже если исключить оставшееся с именем Климента второе послание. К нему тесно примыкает другое замечательное произведение из первой четверти II столетия, известное под названием «Пастырь». Эта книга по-своему происхождению принадлежит также Церкви Римской и в чертах ясных и поучительных представляет дальнейшую судьбу этой Церкви с ее внешним и внутренним состоянием. Там, в послании Климента, является Церковь Римская, благоустроенная внутри и со спокойной рассудительностью старающаяся водворить мир и порядок в дальней Церкви Коринфской; здесь выступает тайнозритель, удостоенный видений и откровений из мира сверхчувственного, чтобы передать их своим братьям по вере, – свыше возбужденный проповедник покаяния, которому поручено обличить и уврачевать недуги, возникшие в недрах Римской Церкви. Имя этому тайнозрителю – Ерм (Hermas), имя, которое встречается в приветствии апостола Павла ( Рим.16:14 ) между членами Римской Церкви. Он представляется жителем Рима 731 , не принадлежащим к церковному клиру, человеком простодушным, скромным, терпеливым и вместе спокойно-веселым (Вид. I, 2; II, 3; III, 1), но который за свои грехи и слабости навлек на себя наказание Божие. С одной стороны, при своем богатстве он вдался более, нежели следует рабам Божиим, в мipckue дела, всего вероятнее, по торговле (Вид. I, 3; II, 3; ср. Вид. III, 11; Зап. X, 1), причем не всегда соблюдал правду (Зап. III). С другой – по чрезмерной отеческой любви он слишком снисходительно смотрел на грехи своего семейства. Жена его отличалась злым языком. Сыновья его преданы были дурным страстям и прослыли предателями своих родителей, может быть, доносчиками пред языческим начальством (Вид. II, 2.3; Подоб. VII). Итак, за его собственные грехи и еще более за пороки его семейства, к которым Ерм был слишком снисходителен, его постигло наказание Божие: из богача он стал бедным, и вместо прежнего благосостояния теперь явились житейские заботы и нужды. Но Ерм не знал причины такой перемены своего внешнего положения, не знал своей виновности. Таково было состояние того лица, которое должно было получить откровения и уроки из высшего мира для того, чтобы быть вестником и образцом покаяния для всей Церкви, послужить ее вразумлению и нравственному очищению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Эта книга содержит прекрасные и таинственные слова – слова о Самом Творце миров. Все христиане крещены в Его имяимя Отца и Сына и Святого Духа и в Нем они имеют жизнь и на Него уповают. И разве есть что важнее, чем стремиться к Его познанию, к соединению с Ним, к постоянному размышлению о Нем? Бог не оставил людей в неведении: Он вверил Церкви Откровение о Самом себе, явил Себя в творениях, открыл христианам путь к бесконечному познанию Себя. Помочь приоткрыть современному читателю внутреннюю жизнь Бога ­Троицы и призвана эта книга. Введение Эта книга предназначена для тех, кто желает узнать нечто о внутренней жизни Создателя миров, для тех, кто или уже посвящен в тайну веры, приняв Божественное Крещение, или желает узнать о главной надежде христиан. Если вы вовсе не верите в существование Бога или убеждены, что Он не открывается людям (по неспособности ли к тому, или по злому умыслу и зависти), то эта работа вам не подойдет, вам надо сначала убедиться в существовании и благости Творца Вселенной, а уже затем узнавать о Его жизни. Ведь как говорит древнее изречение Бога: «Тайна Моя Мне и Моим». Вы же пока, по неразумному своему неверию, чужие для Господа (не по природе, конечно, ведь хотите вы или нет, но вы рабы Бога по творению) и потому для Вас закрыты те тайные знания, которые доступны посвященным. Если же вы верите в Бога Творца, признаете, что Он открывался людям, но не убеждены в том, что Библия есть Слово Божие, то и вам, конечно, эта работа покажется бездоказательной. Однако ваше положение не безнадежно. Ведь если Бог, будучи благим Создателем, пожелал бы открыть Себя, то вряд ли Он сделал бы Свое Откровение недоступным для людей. Понятно, что мы должны были бы ожидать, что Свое слово Бог постарается донести как можно большему количеству людей. Вряд ли откровение Божие ограничено узким кругом лиц, которым запрещено делиться им с окружающими, и никакая эзотерическая секта не может претендовать на то, что именно ей открылся Творец.

http://azbyka.ru/prostymi-slovami-o-tajn...

С. Успенский Святость имени Божия Святого мученика Ермия , после разных мучений, за твердость его веры во Христа приговорили выпить яд. Святой Ермий не смутился, он помнил слово Христово о верующих: если что смертное выпьет – не повредит ему. Осенив себя крестным знамением, он призвал имя Божие и выпил яд. И чудо совершилось на глазах у всех: яд, самый смертоносный, не подействовал, и святой мученик остался жив. Даже языческий волхв, приготовлявший яд, был поражен и уверовал во Христа. Вот так сильно имя Божие в устах благочестивого и благоговейного человека и так страшно в устах неблагоговейного, произносящего его с небрежением и всуе. К преподобному Авксентию подошли двое прокаженных и молили его исцелить их. На вопрос преподобного, за какой грех они наказаны, они только кланялись и просили об исцелении. «Знайте, – сказал Авксентий, – Господь наказал вас за то, что вы имеете обычай напрасно божиться и клясться». Прокаженные изумились прозорливости святого, покорно признали за собой грех и, покаявшись в нем преподобному, исцелились от проказы. Клятвопреступление Царь Навуходоносор пошел войной против Иерусалима и овладел им. Побежденного царя Седекию он оставил на престоле, но взял с него клятву в том, что он будет верен ему. Несмотря на это, Седекия заключил союз с египетским царем против Навуходоносора и, таким образом, нарушил данную клятву. За это клятвопреступление Господь тогда же обличил Седекию устами пророка Иезекииля: «...клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои; и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня» ( Иез. 17, 19–20 ). Божественная угроза скоро исполнилась. Навуходоносор снова взял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон, где его посадили в темницу, в которой он и умер. Таково было наказание, постигшее Седекию за клятвопреступление. А. Царевский Наказанное богохульство Сеннахирим, царь ассирийский, вздумал овладеть Иерусалимом, где царствовал благочестивый Езекия, царь иудейский. Он укрепил город и убеждал свой народ надеяться на помощь Божию. А Сеннахирим стал поносить Бога, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр. 6, 9–10,11 ). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917–1918 годах объявили: “Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников”. Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его “годиной лютой”. И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее – непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь , казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – Великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? “...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое...” ( Лк. 21, 12 ). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Слово на день Святой Троицы. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Поклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице! В нынешний праздник Пресвятой Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы наиблаговременно прийти и поклониться Отцу и Сыну и Святому Духу. Как же – каким образом поклонимся? В священном Писании пишется: да не явишися пред Господем тощ ( Втор. 16:16 ). Достанем же для поклонения дар угодный Святой Троице и положим его пред Святой Троицею. Господь принял и похвалил две малые лепты ( Мк. 12:42 ). Потому и я, недостойный и убогий, умыслил, Божией помощью, как духовная особа, из духовного богатого хранилища взять три таинственных златника святой веры во Св. Троицу, искованные в Священном Писании , и положить на поклон Святой Троице от трех частей человека – от души, от тела, от духа: от души – Богу Отцу, от тела – Богу Сыну, от духа – Богу Духу Святому. Священное Писание, научающее вере, есть как бы самое злато, почему великие учители веры и были называемы «злато устыми» и «златословесными». Итак, да будет позволено из этого злата делать златники, по доводу Давида, говорившего: благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра ( Пс. 118:72 ). И первее я пойду в сокровищницу блажен. Иеронима, духовным именем не убогого и не последнего в Церкви Христовой учителя, в сокровищницу его – в книгу его, в которой он пишет, что в древние века имя Божие у людей было в таком почтении, что позволено было писать его ни на чем ином, как только на одном чистом золоте, только на золотой дщице. Так будь же сия дщица для нас первым златником, на котором мы напишем имя Божие и принесем в дар первому лицу Святой Троицы. Златником или златом называю святую веру не от своего смышления, но из церковного пения, из того места, где (в предпразднественных Рождеству Христову гимнах) Церковь , воспевая о трех царях, пришедших ко Христу с тремя дарами, сравнивает святую веру с золотом в таких словах: «веру яко злато, любовь яко смирну, яко ливан деяния принесем Зиждителю».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово первое. Об испытании самого себя «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» ( 2Кор. 13:5 ). Слава Богу! Все мы называемся христианами, все мы исповедуем Единого Триипостасного Бога, Бога живого и бессмертного; все мы крестились во имя святой и единосущной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа; все мы веруем в распятого и из мертвых воскресшего Иисуса Христа Сына Божия, и в ознаменование этого, знаменуем себя крестом; все входим в Святую Церковь  и молимся, и призываем, поем и славословим святое имя Божие; все слушаем святое Божие Слово; все причащаемся святых и животворящих Тайн Христовых; все мы позваны к вечной жизни и небесному царству, и говорим в Символе святом: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Слава Богу за это и за все! Воистину преславны и великолепны Таинства христианства, слушатели! Велико и преславно быть христианином! Но осмотримся и испытаем себя, истинные ли мы христиане, по увещанию апостольскому: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы» ( 2Кор. 13:5 ). Ибо без веры христианин быть не может. Показываем знаки христианства, как выше сказано, но имеем ли внутри себя истинное христианство ? Ведь все внешнее без внутреннего – ничто, и внешние знаки без самой истины – ложь и лицемерие. Хвалимся все верой, но творим ли дела, сообразные вере, как апостол говорит всякому: «Покажи мне веру твою от дел твоих» ( Иак. 2:18 )? Называемся христианами от Христа, но распяли ли плоть со страстями и похотями, как подобает христианам, верующим в распятого Христа, чему и апостол учит: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5:24 ). Чувствуем ли внутри себя то духовное радостное помазание, о котором писал св. апостол Иоанн ( 1Ин. 2:27 )? Веруем в Евангелие, но достойно ли Евангелия живем? Исповедуем и призываем Бога истинного, но угождаем ли ему верой и чистой совестью, чего Он от нас требует? Слушаем святое Божие Слово, но внимаем ли ему и исправляем ли себя по его правилу? Причащаемся святых и животворящих Тайн тела и крови Христовых, но обновляемся ли мы от святого Причастия и созидаем ли в себе духовного, нового человека?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Содержание Вопрос 1. Иные догадываются, будто бы Нафан, как не позванный Адониею на пиршество, оскорбился и потому настроил Вирсавию донести царю о происшедшем (3 Цар. 1и далее)    Крайне несмысленно возымели они такое подозрение. Пророк знал Божие определение и потому объявил царю: «не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне в нем» (2 Цар. 7:5). «Се, сын тебе родится, сей будет муж покоя, и упокою его от всех враг его окрест, зане Соломон имя ему, и мир и покой дам ему над Израилем во дни его; той созиждет дом имени Моему» (1 Пар. 22:9—10). Пророк, зная сие и видя, что Адония вопреки Божией воле восхитил царскую власть, чрез Вирсавию напомнил царю Божие определение, а потом, вошедши сам, подтвердил слова ее. Вопрос 2. Что называет писатель Гионом (3 Цар. 1:38 )?    Гионом именуется Нил, потому что он есть одна из четырех рек (Быт. 2:11—14). Сие ясно показал Сам Бог, сказав чрез Иеремию: «и ныне что тебе и пути египетскому, еже пити воду геонскую?» (Иер. 2:18). Но и Силоам именовали также Гионом, называя его так или в насмешку, как поток весьма малый, или потому, что и он, подобно Нилу, выходит из сокрытых подземных истоков. А помазать Соломона получили повеление первосвященник Садок и пророк Нафан; военачальнику предпоставлен пророк и пророку — первосвященник. Посланы же с ними пращники и стрелки; их-то называет писатель херефи и фелефи. Вопрос 3. Почему князи, благословляя нового царя пред отцом, изъявили желание, чтобы он был славнее и знаменитее отца, ибо сказали: «да ублажит Господь имя Соломона сына твоего паче имени твоего, и да возвеличит престол его паче престола твоего» (3 Цар. 1:47 )?    Знали, что никто из имеющих нежную отеческую любовь не завидовал детям и что отцам свойственно желание увидеть детей в большей славе, нежели какую имеют сами. Только Арий и его исчадия страждут сим безумием. Давид же так обрадован был сказанным князьями, что при всей старости, препятствовавшей ему встать, лежа поклонился исполнившему обетования Богу, и сказал: «благословен Господь Бог Израилев, Иже даде днесь от Семене моего седяща на престоле моем, и очи мои видят» (3 Цар. 1:48). Сие славословие принес он Богу, а сыну, преемнику царства, заповедал хранить во всей чистоте благочестие; прежде же всего указал на общий конец. Ибо говорил: «аз отхожду в путь всея земли; ты же крепися, и буди мужем силы, и сохрани завет Бога Израилева, еже ходити пред Ним, хранить путь Его, и повеления Его, и определения Его, и судьбы Его, и заповеди Его, и свидения Его, как написано в законе Моисеове» (3 Цар. 2:2, 3). Не осмеливайся преступить хоть что-либо из написанного. Ибо сие означает словами «определения», «судьбы», «свидения», «заповеди» и «повеления». Показывает же и пользу, отсюда происходящую, а именно что благоуспешно будет все, что ни сделает и на что ни обратит взор свой. Ибо говорит, что если будет сие исполнено тобою, благий наш Господь твердо сохранит данное мне Им обетование: «не искоренится тебе муж с престола Израилева» (3 Цар. 2:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

Статистика Серафим (Звездинский), свт. Владыка Серафим Звездинский родился в Москве в мае 1883 года на Новоблагословенной улице в приходе единоверческого храма во имя Святой Троицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Отец будущего владыки, обратившись в юные годы из беспоповцев-раскольников, и оставив тайно своего родителя – начетчика беспоповской секты, - Иоанн Звездинский стал ревностным проповедником среди своих заблудших братьев, призывая их присоединиться к Христовой Церкви. Он принял священный сан в Петербурге, женившись на кроткой дочери иерея Василия Славского. День рождения владыки Серафима был день святителя Николая. Имя новорожденному было дано в честь святого дня и его милости было поручено малое дитя, осиротевшее на третьем году жизни. Николай рос под наблюдением отца, доброй няни и старшей сестры. Любимым занятием его было брать кадильницу и кадить. Однажды, во время Литургии, увидев своего отца, стоящего у Престола, вошел в алтарь через Царские Врата. В этом увидели указание Божие – дитя само будет священнослужителем и предстоятелем у Престола Божия. Шли годы. Преуспевая в духовных науках, Николай отставал от своих одноклассников в математике. Молитвенно вздыхал он о помощи и был услышан. Стал преуспевать, и впоследствии всегда был одним из первых учеников. Особенно усердно молился отрок своему небесному покровителю – святителю Николаю, - о своем заветном желании: “Святителю отче Николае, помоги мне проповедовать Слово Божие как можно лучше, без тетрадей и книг, твоею помощию прославлять Господа и обращать людей ко Христу”. Закончив Заиконоспасское училище, Николай продолжил учение в семинарии. В 1901 году Господь посетил семинариста Своим чудным посещением. Вечером 25 января, в субботу, он не пошел со своими домашними ко всенощной, а решил просто погулять по улицам. Оказавшись у церкви Богоявления в Елохове, несколько замедлил шаг и подумал, не зайти ли. Но потом решил, что уже поздно. Вернувшись домой, он почувствовал под правой рукой точечную боль, как бы какой укус, после чего рука стала сильно болеть. За ужином он сказал об этом своим домашним, а утром уже не мог подняться с постели, начался сильный жар. Приглашенный доктор нашел у него лимфаденит, воспаление лимфатических узлов, и советовал сделать операцию. От операции отказались и болезнь прогрессировала. Боли усилились до того, что Николай иногда впадал в обморочное состояние, метался, кричал.

http://lib.cerkov.ru/authors/600

Эфир от 24.12.2014 22:00. Редактор радиостанции «Радонеж» Илья Сергеев беседует с настоятелем храма во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Филях священником Илиёй Кочеровым о христианской вере. 02.04.2015 10:51:10 Кульков Сергей Андреевич И.Сергеев: - Здравствуйте, дорогие братья и сёстры! В студии радио " Радонеж " редактор Илья Сергеев и мой гость священник Илья Кочеров, настоятель храма во имя Спиридона Тримифунтского в Филях. И в прошлый раз мы с отцом Ильёй говорили об очень интересной теме - о свободе. Сейчас мы решили поговорить о теме не менее интересной и, наверное, ещё более важной для всякого христианина - это тема веры. Отец Илья, что такое вера? о.Илия: - Вера - это основа духовной жизни человека. И.Сергеев: - Мы знаем, что человек сотворён Богом не как все прочие живые существа. о.Илия: - По телу человек принадлежит земле. Он имеет такие же функциональные особенности своего организма, как и животные. Но при всём при этом, в отличие от всех других существ, человек получил при творении от Бога дыхание Божие. Это дыхание Божие является его духовной сущностью, сущностью человека, отличной от обычного его материального бытия. И это нематериальное бытие человека включает в себя несколько важных сторон его жизни. И вера - одна из важнейших основ духовного нематериального бытия человека. Верой обладают все люди. Только одни обращают внимание на свой духовный мир, другие не обращают или обращают настолько мало внимания, что им кажется, что в них веры нет. Но для того, чтобы нам правильно провести разговор, я обычно всегда предлагаю вначале договориться о терминах. Чтобы мы, подразумевая под словом " вера " одно, не говорили бы совершенно об ином, а наши слушатели, внимая нам, не понимали бы что-то своё третье. Так вот, что такое вера? Если следовать апостолу Павлу, то вера - это уверенность в вещах невидимых. Мы верим в то, чего своими глазами увидеть не можем. Потому что после того, как мы увидели своими глазами или осязали своими руками, предмет, увиденный нами - уже не предмет веры, а предмет нашего знания.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-24-12-20...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010