Закрыть itemscope itemtype="" > «Негоже священникам политиканствовать» Протоиерей Вячеслав Пушкарёв рассуждает о том, какими должны быть церковно-государственные отношения в России 20.10.2010 558 Время на чтение 3 минуты 21 октября состоится очередной круглый стол, организаторами которого являются Клуб национальной прессы и клуб «Ценности нации и национальные интересы России». Заседание будет посвящено крайне актуальной сегодня теме церковно-государственных отношений . Церковно-государственные отношения можно назвать нервом современной политической жизни России. От их состояния зависит решение очень многих важных для жизни общества проблем, более того, их решение определит вектор дальнейшего развития России. В связи с этим мы попросили нашего постоянного автора заведующего Миссионерским отделом Иркутской епархии, настоятеля Храма Святой Троицы с. Хомутово Иркутского района протоиерея Вячеслава Пушкарёва ответить на несколько вопросов, связанных с современными церковно-государственными отношениями в России. Современные взаимоотношения между Церковью и государством в России С точки зрения настоятеля отдалённого сибирского прихода мне видится, что отношения между государством и Церковью в сегодняшней России стоит расценивать как позитивные, конструктивные, основанные на условиях взаимопомощи и взаимопонимания. Говорю я это совершенно искренно. Самое главное, что ныне в России государство не мешает Церкви осуществлять свою миссию, по крайней мере, внешне не видно вмешательства государства в дела Церкви. Хотелось бы еще, чтобы государство вернуло Церкви то, что оно у нее когда-то забрало, починило то, что было им сломано. А ещё, нужно четко разобраться, что есть церковное имущество, а что есть имущество государственное. Это проблема имеет давние корни. С эпохи Императора Петра I Церковь была объединена с государством, и все строилось на народные деньги, причем никто не спрашивал налогоплательщиков, хотят они этого или нет. Поэтому много церковных помещений теперь оспаривается различными государственными учреждениями. Жаль, что государство пока не расставило все точки над «i» в этом вопросе.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/20/ne...

К вопросу создания «церковного музея» Финансирование церковных музеев необходимо осуществлять не только за счет РПЦ, но и из бюджета государства, поскольку в данных музеях будут храниться памятники, являющиеся общенациональным культурным достоянием страны. Здания, экспонаты и имущество церковных музеев должно являться собственностью РПЦ. 16 апреля, 2010 Финансирование церковных музеев необходимо осуществлять не только за счет РПЦ, но и из бюджета государства, поскольку в данных музеях будут храниться памятники, являющиеся общенациональным культурным достоянием страны. Здания, экспонаты и имущество церковных музеев должно являться собственностью РПЦ. (Материалы конференции 1991 года «Церковь, музей, культура». Публикуется с незначительными сокращениями). В настоящее время ведутся активные поиски оптимальных систем охраны национального культурного наследия… В этом отношении целесообразно обратиться к опыту «церковных музеев». Исторический опыт России дает возможность утверждать, что стержнем культуры и всего жизненного уклада на протяжении тысячелетия были православные духовные традиции; все развитие общества и в целом жизнь Русской земли определялись этими традициями. Вполне закономерно, что РПЦ была духовным центром, а также центром культуры и просвещения народа. Особую роль РПЦ сыграла в организации музеев. Это положение до сего времени не получило должного внимания и оценки. С разрушением храмов разрушалась не только православная традиция, разрушались духовные, нравственно-этические основы человека, разрушалась культура России, в том числе и великое множество церковных музеев. До 1917 года в стране существовало несколько типов церковного музея. Распространенным типом церковного музея являлась монастырская ризница. В соборах столичных, губернских и уездных городов также существовали ризницы. Ризницы хранили драгоценные предметы из золота, серебра, драгоценных камней, книги, иконы, одежды и т.п. Размещались ризницы, как правило, или в отдельных помещениях, а чаще — в одном из приделов храма. Вещи находились в шкафах, на стеллажах. В ризницах был тщательно организован учет вещей, о чем свидетельствуют многие памятники, ныне хранящиеся в государственных музеях страны, а также архивные документы, исторические описания монастырей и отдельных храмов.

http://pravmir.ru/k-voprosu-sozdaniya-ce...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Влияние Церкви на общество Лекция из курса «История сословий в России». Ключевский даёт чисто фактический материал, но открывается поразительная картина: Церковь в Др. Руси радикально изменила социальный ландшафт — исчезло сословие рабов, поднялась роль женщины. Более того — Церковь создаёт как бы второе государство, но на совершенно новых основаниях: «наибольшей властью в нем облекались лица, отказывавшиеся от всех благ мира — монахи — иерархи. Наиболее привилегированными, т. е. наименее обязанными, считались в нем люди наиболее беспомощные — убогие и бесприютные». Это была целая революция. Таково было начало русской Церкви. Лекция VII Положение церкви в русском обществе в первые века христианства на Руси. — Состав церковного общества. — Сходство церковного общества с государственным по составу. — Отличие церковного общества от государственного по устройству. — Отношение церковного деления общества к политическому. — Воздействие церкви на состав государственного общества. — Перемены, внесенные церковью в русское рабовладельческое право: 1) обычай благотворительного освобождения по завещанию, 2) случаи обязательного дарового отпуска на волю, 3) принудительный выкуп на волю. — Следствия перемен в рабовладельческом праве для личного и имущественного положения холопов. — Выводы из сказанного. Положение церкви в русском обществе в первые века христианства на Руси. Рядом с тем делением, какое вносилось в общество государством XI и XII веков, и церковь делила его по — своему. Христианская церковь явилась на Русь вполне организованным учреждением, с выработанными источниками права. Эти источники были двоякие: церковные каноны и византийские императорские законы с перебранными в них остатками римского права. Первые были для церкви обязательным руководством, вторые имели только авторитет привычной традиции и юридической выработки. Применение тех и других к жизни русского общества создавало много затруднений. По отношению к русскому праву те и другие источники представляли более новизны, чем противоречий, устанавливая такие отношения, которых не знала русская жизнь или не считала доступными юридической нормировке. Русь, например, не понимала, как может быть поводом к судебному иску брань, не причиняющая ни личного, ни имущественного вреда. Поэтому церкви приходилось более созидать, чем реформировать, более бороться с юридическим непониманием, чем с юридическими предрассудками. Это и определило ее образ действий. Она не столько противодействовала встреченному на Руси порядку, сколько приноравливалась к нему; терпеливее относилась к положительным порокам, чем к отрицательным недостаткам; ее более огорчало равнодушие к новому, чем упорство в старине.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башнин Н. В. Опись имущества и строений Дионисиева Глушицкого монастыря 1701 г. и переписные книги вотчины Дионисиево-Глушицкого монастыря 1702 г. В начале XV в. в окрестностях Вологды активно шел процесс монастырской колонизации одним из деятелей которой был прп. Дионисий Глушицкий С именем этого святого связано появление трех монастырей, одну обитель он возродил Монастыри, основанные преподобным, располагались на реке Глушице: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Иоанно-Предтеченский Сосновецкий и женский во имя св. Леонтия Ростовского, а также возобновленный Никольский Свято-Луцкий на реке Сухоне недалеко от Кубенского озера О времени возникновения Глушицкой обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы высказано несколько мнений. Митрополит Евгений (Болховитинов), Н. И. Суворов и В. К. Лебедев временем основания обители считали 1400 г. Эта дата была принята и глушицкой братией, поскольку именно в 1900 г. праздновалось 500-летие монастыря П. И. Савваитов считал, что Покровский монастырь прп. Дионисий основал в 1402 г., его поддержала А. П. Анишина В. В. Зверинский полагал, что начало монастыря было положено в 1403 г. Его мнение получило признание в трудах М. К. Любавского и В. А. Кучкина Предлагались и иные датировки. Самую раннюю дату основания монастыря — 1395 г.— указал А. Ратшин Несогласованные сведения приводит И. К. Степановский о том, что монастырь был основан в 1492 г., тогда как 1412-й г. он называет «годом преставления Дионисия Глушицкого» (в Житии — 1 июня 1437 г.). Две даты предложил А. А. Амосов — около 1392 г. и около 1403 г. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, сначала преподобный поставил «келейцу малу», на месте, которое он «усмотрел» Вскоре Дионисий «разчинил» место по «лаврскому строению», и через некоторое время к преподобному стали «приходити овогда един, иногда и два, и трие» инока Будущей братии Дионисий говорил: «Братие… хощу на сем месте монастырь съставити». Далее в Житии названа точная дата: «В лето 6908 (1400 г.)» и следует сообщение о том, что братия «сътвориста себе келийци мали» Полагаю, что именно с этого момента можно вести отсчет истории существования Глушицкого Покровского монастыря. В 1402 г. Дионисий ходил в Ростов Великий за благословением епископа Григория а на следующий год была создана церковь малая во имя Покрова Богородицы, появилась трапеза, кельи по чину и остальное, «потребное братии»

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (XVIII в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 24 янв. в день тезоименитства с прп. Ксенией (+ V в.) Св. блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути — ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на 26-м году ее жизни. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка... Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разговоров с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом как ей угодно. Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надевши на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436844/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковное управление и надзор. Распоряжение церковным имуществом. Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Церковное управление В область церковного управления, второй формы правительственной власти Церкви, входят такие функции, как учреждение и упразднение церковных должностей, их замещение, текущее администрирование, а также церковный надзор. Новые церковные должности, включая новые епископские кафедры или даже первосвятительские престолы, учреждаются или упраздняются постановлениями поместной церковной власти. Помимо учреждения и упразднения, церковные должности могут подвергаться и другим изменениям; это может быть соединение нескольких должностей, производимое либо путем слияния, когда, например, две епархии соединяются в одну, либо путем личного соединения двух однородных должностей в одном их носителе (так, долгое время в XVIII и XIX вв. две отдельные епархии - Новгородская и Петербургская - имели одного иерарха: митрополита Новгородского и Петербургского) и, наконец, путем присоединения одной должности к другой, главной (например, присоединение, приписывание одного прихода к другому, более важному). Изменения могут также заключаться в разделении одной должности на две или несколько самостоятельных (разделение одной епархии на две епархии и др.) или в отнесении части компетенции одной должности к другой (например, перевод нескольких приходов с их округами из одной епархии в другую). Кроме того, возможны превращения одной институции в другую, скажем, часто имевшее место в XIX веке превращение женской общины в женский монастырь. Что касается замещения церковных должностей, то оно, естественно, осуществляется компетентной церковной властью в соответствии с канонами и другими церковными законоположениями. Замещение церковных должностей - это область церковной жизни, где на протяжении всей истории Церкви особенно ощутимо было влияние светской государственной власти, в основном это касалось высших церковных должностей. Такое влияние, в том случае, если оно не противоречит воле епископата, клира и церковного народа, не может считаться противоправным, ибо замещение церковных должностей соприкасается с областью внешнего церковного права. Формы этого влияния в истории менялись и определялись, в основном, статусом Церкви в государстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/432467/

IX. Донос псковского провинциал-инквизитора на судью архиерейского дома, архимандрита Маркелла Родышевского в расхищении церковного имущества В судьбе Феофана Прокоповича и в событиях первой половины XVIII века огромное значение имеет малоизвестная личность Маркелла Родышевского, сначала близкого человека к Феофану, а потом враждебного до такой степени, до какой только могут дойти непримиримая злоба, оскорбленное самолюбие, обличенная неправда или, наконец, фанатизм. Он преследовал и мучил Феофан с изумительной настойчивости, с самоотвержением почти фанатическим и с искусством человека, довольно развитого для того, чтобы поражать неприятеля его же оружием. В этом преследовали все пущено было в ход – набожность и учёность, обман и хитрость, общественное положение и связи – все, что только было в руках этого хитрого противника. Впоследствии он стал орудием для других, которые также, как и он, враждебно относились к Феофану и, в свою очередь, употреблял орудиями менее сильные лица, неимевшие силы действовать самостоятельно. Мы проследим его историю, чтоб яснее понять образ его мыслей и действий и его отношения к Феофану. Маркелл, в мире Николай Романов Родышевский, знаком с Феофаном еще по Клеву. Кажется, в одно время они были учителями в Академии и относились между собою, как близкие люди. Маркелл говорит, вспоминая о том времени, что они были в дружбе между собою. По доверию к нему, Феофан рассказывал ему про себя такие вещи, которые не относились к его чести и которыми тот воспользовался впоследствии, чтобы чернить своего приятеля. Дружба их, кажется, продолжалась не долго. В своём рукописном сочинении: «О житии еретика Феофана Прокоповича », Маркелл пишет, что «когда Феофан начал распространять в Академии и за Академиею ложныя еретическия понятия, то, видя его на Церковь еретическия укоризны, киевскаго братскаго монастыря учители – иеродиакон Маркелл Родышевский и Гедеон Вишневский, часто от божественнаго писания с ним споривали и его нечестивое учение дерзко и смело обличали всенародно, а в 1713 году в братском училищном монастыре публично обличали. И сверх того учитель Гедеон, прибыв в Москву, обявил о том его еретическом учении письменно преосвященному Стефану и всему Освященному Собору».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В.Березин, В.Добронравов Безприходные гор. Шуи церкви Александро-Невская, что при Духовном Училище Церковь во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, зданием каменная, построена при Духовном Училище в 1884 году тщанием и иждивением шуйского потом. поч. гражданина Василия Киприановича Рубачева. При церкви колокольня каменная же, построена в 1895 году шуйским купцом Ф. И. Гундориным. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из священных предметов изяществом работы и ценностию отличаются: 1. Богослужебные сосуды, сребропозлащенные, весом 5 фун. 24 зол. Цена 299 руб. 25 коп. 2. Пятиглавый ковчег, сребропозлащенный, чеканной работы; весу в нем 4 фун. 89 зол.; цена ему 280 руб. 85 коп. 3. Евангелие в лист в сребропозлащенном окладе. 4. Плащаница, шитая золотом и серебром по малиновому бархату; цена – 240 рублей. При церкви состоит один священник, который за отправление церковных служб получает от уездного духовенства 100 руб. в год. Опись церковного имущества составлена в 1885 году, – хранится в церкви. Алексиевская церковь, что при Богоугодных заведениях Церковь в честь Св. Алексия человека Божия, зданием каменная с таковою же колокольнею, первоначально построена в 1887 году усердием г. Иваново-Вознесенска 1-й гильдии купца Авксентия Никаноровича Новикова. Престол в церкви один. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Копии метрических книг с 1887 года и исповедные росписи с 1888 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 году и также хранится в церкви. При церкви находится один священник, который живет в земском доме; жалованья от земства получает 180 руб., столовых 120 руб. и дохода от служб и требоисправлений до 160 рублей в год. Никольская, что при Тюремном замке, церковь Церковь Святителя и Чудотворца Николая, зданием каменная, сооружена и освящена в 1872 году. Устроена на средства доброхотных дателей, благодаря стараниям шуйского купца Ильи Сергеевича Гундобина. В 1887 году при церкви построена каменная же колокольня, вместо бывшей деревянной.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Владимир Легойда о юбилее хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла и вызовах мировому православию. — В эти дни прошли соборные богослужения по случаю 50-летия монашеского пострига и священнической хиротонии Патриарха Кирилла. Вы находитесь с Предстоятелем Русской Православной Церкви довольно много лет, и нам хотелось бы узнать о Ваших наблюдениях, какие итоги развития церковной жизни в России Патриарх считает наиважнейшими? — Ну, Вы знаете, что является для Патриарха самым важным, лучше у Патриарха спрашивать. А я могу сказать, что, конечно, благодаря его служению решены очень многие важные вопросы. Когда мы как-то, во время подведения предварительных итогов первого десятилетия его патриаршества, пытались оглянуться назад, то увидели, что решены три принципиальных вопроса в отношениях с государством, например. Это присутствие священников в армии и в тюрьмах: этот вопрос много лет не решался. Он дискутировался, обсуждался и не решался. Второй вопрос — это возвращение религиозным организациям имущества религиозного назначения. Сейчас, наверное, никто не вспомнит, но на 2009-й год даже из переданных Церкви храмов большинство оставалось в собственности государства: они были отданы только в пользование. А закон 2010-го года о возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения эту ситуацию изменил принципиально. И, конечно, это преподавание «Основ религиозной культуры и светской этики» в школах. И это только три центральных вопроса в отношениях с государством, которые не решались, повторяю, годами. Что касается отношений с обществом, то здесь Церковь стала намного более заметной. В силу этого есть и какие-то положительные изменения и динамика, как принято говорить. Есть, конечно, и недовольство, которое растет. Иногда нам задают правильные вопросы и критикуют, и на это надо отвечать или принимать эту критику. А нередко говорят просто вот: «Вы должны сидеть внутри церковной ограды и там махать кадилом, а все остальное не ваше дело», — и на это тоже отвечаем.

http://sinfo-mp.ru/pryamaya-rech-vladimi...

Сергей Мазур. Летопись жизни Архиепископа Иоанна Риижского Латвийский период: 1915 – 1921 годы. Хорошо известна традиция составления хронологических таблиц, которые служат дополнительной иллюстрацией к уже написанной биографии того или иного исторического деятеля. Существует и обратный подход – подробнейшие биографические росписи с указанием дат, имен, источников оказываются необходимым подспорьем для составления академической летописи жизни исторического героя. В случае с архиепископом Рижским и Латвийским Иоанном как раз подходит второй вариант. Несмотря на то, что уже несколько популярных жизнеописаний предстоятеля Латвийской православной церкви увидели свет в разные годы как на русском, так и на латышском языках, все-таки, в этих книгах (Келер Людмила. “Никем не сломленный. Жизнь и мученическая смерть архиепископа Рижского Иоанна (Поммера)”. М., 1999 г., Калниньш Янис “Святой Иоанн Рижский ”. Рига 2001 г. (на латышском языке) и игумен Феофан (Пожидаев) “Колокол на башне вечевой”. М., 2005) исторические картины, изображенные авторами, далеки от реальности. Латвийский период архиепископа Иоанна занимает 13 лет – с 24 июля 1921 года, т.е. со дня его приезда в Ригу до ночи 12 октября 1934 года – дня его убийства. Однако хронологическая таблица латвийского периода куда более шире. После убийства архиепископа Иоанна еще шло следствие, в прессе, прежде всего в газете “Сегодня” и “Сегодня вечером” при всех ограничениях свободы слова, при авторитарном режиме Карлиса Улманиса, в течение нескольких месяцев появлялись очень важные публикации, проливающие свет на личность, характер, трагические обстоятельства жизни и смерти предстоятеля Латвийской православной церкви. До появления архиепископа Иоанна (Поммера) в Риге завязался глубокий узел противоречий, который пришлось распутывать герою нашей летописи на протяжении нескольких лет. Архиепископ Иоанн (Поммер) вел интенсивную общественную жизнь. Для того, чтобы получить представление о его взглядах на происходящие события, оценить его деятельность, не обойтись без детального знания целого перечня ситуаций, с которыми он имел дело. Поэтому летопись жизни мы начинаем с 1915 года, т.е. со времени военной катастрофы Российской империи на фронтах Первой мировой войны и вынужденной эвакуации церковного имущества из Латвии. Много лет спустя возвращение колоколов и церковного имущества уже из новой России стало одной из первостепенных задач, которая решалась при участии дипломатов Латвийской республики, путем переговоров, бесконечной переписки, также этот вопрос широко освещался русской прессой того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010