Скачать epub pdf Перевод из книги Лактанция «Эпитомы 70 и 71» (С латинского – Epitome capp. LXX et LXXI ad lib. VII. De divinibus institutionibus, переведено с издания Миня (Migne) – Patrologia Latina V. VI. col. 1088–89–90. Христианский писатель Лактанций почти совершенно неизвестен нашей церковной публике, мало на него ссылались и изучали его и наши и других вероисповеданий богословы, и на всем его творчестве, действительно, лег «прах забвения» – более чем на других сочинениях Древней Церкви. Никогда Лактанций серьезно не переводился у нас, что, конечно, является ущербом, ибо у Лактанция есть несколько прекрасных сочинений, которые и теперь могут быть полезны для нас. В его время он пользовался большим уважением (250–317?), и назывался «Христианским Цицероном» – он был учеником Арновиа и уроженцем Африки, христианином он стал в зрелых годах, и все свои силы отдал на служение Церкви; он был назначен Диоклитианом профессором риторики, но гонение на христиан положило конец его профессорской деятельности; будучи уже в глубокой старости – он был назначен преподавателем царевича Криспа в Галлии. Сочинения его написаны прекрасным языком, и позже от Западных Отцов мы находим большую похвалу его учености и приятности и изящности стиля. Главное его сочинение, конечно, – De divinibus institutionibus, являющееся в одно и то же время и апологетикой и догматикой (в главных её чертах) Христианства. De Opificio Dei главным образом разсуждает о природе человека, являясь некоего рода христианской антропологией. De Ira Dei подробно и тонко разсуждает о том, как гнев Божий и Его благость совершенно совместимы. Epitome, написанные после 314 г., являются дополнением к De divinibus institutionibus. Исторически важное сочинение приписывается Лактанцию: De mortibus persecutorum, где он говорит о смерти – Божием наказании, постигавшем императоров – гонителей христиан. Особенно подробно он разсказывает о последнем гонении на христиан при Диоклитиане. Поэмы De ave Phoenice и Pascha приписываются Лактанцию, но вопрос их авторства остается открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-p...

Правление Максимина, одного из свирепых и кровожадных злодеев, означилось убийствами и разного рода бесчеловечными казнями. Когда Сенат, в его отсутствие, объявил его врагом отечества, то вспыхнул мятеж между преторианцами и народом; большая часть Рима была сожжена, храмы поруганы, все улицы обагрены кровью 87 . При юном Гордиане кровавые зрелища утихли на несколько времени, то народ, пишет историк, предался всем увеселениям и забавам, чтобы усладить горечь предшествовавших печальных событий 88 . До такой степени повреждена была нравственность Римлян! А между тем вся Империя потрясалась раздорами; императоры сменялись, возводимые и убиваемые войском. В царствование Галлиена пламя междоусобия охватило всю Империю; насчитывают до тридцати мятежников, которые в одно время присваивали себе в разных провинциях титло цезаря или императора; повсюду убийства, грабежи и опустошения были единственными зрелищами. Такое состояние дел Империи продолжалось до самого ее падения. Появлялись по временам императоры умные, храбрые и достойные управлять народами Римской Империи; но явление их было кратковременное: скоро они падали под ударами вероломных убийц. Я не описываю здесь всех многочисленных кровавых мятежей – пишу не историю. Чем ближе приходила Империя к своему концу; тем кровопролитнее происходили междоусобные войны. Когда Диоклитиан отказался от правления, то цезари восставали друг против друга с огромными массами войска; и Константину Великому возможно было достигнуть до единовластия не иначе, как по кровавому пути. То же происходило между его сыновьями. Но когда запад Империи отделися от востока, тогда провинции Рима и самый Рим, кроме нападений от варваров, испытали на себе все ужасы самых убийственных внутренних раздоров, вероломств и взаимного ожесточения. – Так исполнялось пророчество Апокалипсиса во всей его точности! Так оно исполнится и при конце времен этого мира! То, чтò сбылось с Римом, сбудется с целым миром в тех ли, или других им подобных размерах. – А когда это случится, от нас сокрыто.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

По этому распоряжению, замечает Лактанций , доступ к судьям делался как доступ к богам. Все это устраивалось единственно для открытия Христиан – это для них была сеть принести жертву, – это отступничество, на которое тогда ни один истинный Христианин никак бы не согласился; а не принести значило бы обнаружить свою веру и не только лишиться успеха в своем деле, как бы ни было оно справедливо, но идти прямо на мучение и смерть. – В царствование Юлиана Христианство стеснено было до невообразимой степени. Хотя кровь Христиан не проливалась явно и гласно, как при Диоклитиане и прочих гонителях, но приняты были меры, не менее убийственные для искоренения Христианства: Христиане исключены были из всяких гражданских и военных чинов и должностей; храмы их были разрушаемы; священнослужители разогнаны; священные книги предаваемы сожжению 141 ; школы упразднялись, и даже Христианам было запрещено учиться. А чтобы стеснить их в продаже и покупке, то везде на площадях и рынках расставляемы были статуи и другие знаки идолопоклонства; товары окроплялись идоложертвенной водой, даже в колодцы и ручьи бросаемы были куски мяса животных, заколотых в жертву идолам 142 . В царствование благочестивого Констанина военные знамена развевались, украшенные крестом Христовым. Напротив Юлиан приказал на знаменах изобразить себя, окруженного Юпитером, Марсом и Меркурием, из которых первый подавал ему из облака венец, а два другие, имея взоры, обращенные на него, как бы любовались на его воинственность и красноречие, которыми его одарили. Такому знамени все воины, во время раздачи им наград, должны были курить фимиам и отдавать почесть поклонения. – Предлог как бы законный, но самый лукавый: воины из Христиан, отдавая по долгу и дисциплине честь знамени и императору, невольно поклонялись языческим богам, нарисованным вместе с изображением государя. – Многие, не подозревая обмана, так и поступали. – По всем этим чертам, сходственным с пророчеством Апокалипсическим, можно заключить с довольною вероятностью, что гонители Церкви Христовой, злочестивые Римские императоры были явственнейшие лжепророки, предшественники того, который описан в пророчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Agnus (in Apocalypsi cap. V. vers 5) librum signatum aperuit, quem nullus ante aperire poterat; quia solus Dominus Iesus in Evangelio suo Prophetarum ænigmata et legis mysteria revelavit (Ambros. in psalm. CXVIII. num. 59. – Ceillier Tom. VII pag. 580 editione supra nominata). 63 Лактаиций, современник и очевидец ужасов, происходивших в правление Диоклитиана, Максимиана и Галерия, описывает, зверство последнего такими чертами: Nulla pœna penes cum levis, non insulæ, non carceres, non metalla, sed ignis, crux, feræ, in illo erant quotidiana et facilia (Lucii Cælii Lactantii Frmiani opera omnia. Tom. II. de mortibus persecutorum ad Donatum cap. XXII. num 2 editione Bünemanni. Ilalæ 1765 an), т. е. Галерий не любил легких казней, как то: ссылки, заключения в тюрьму или на рудокопни; ежедневные и легкие казни у него были: огонь, кресты и звери. 64 У Галерия собраны были огромные и свирепые, как Он, медведи, которым отдавались на растерзание люди, им назначаемые поименно. Такими зрелищами он любовался с удовольственным хохотом, ridebat svavissime (ibidem, cap. XXI. num. 5 et 6). Christianos ad leones, «Христиан на растерзание львам». Это был обычный крик Римлян, когда они раздражались против христиан (Apolog. Tertullian. num. XXXIX). Свят. Игнатий Богоносец предан был на растерзание львам по повелеванию Траяна в 107 году от Р. Х. 65 Vexabatur universa terra, et, præter Gallias, ab oriente usque ad occasum tres acerbissimæ bestiæ seviebant. «Три лютейшие зверя (Диоклитиан, Максимиан и Галерий) свирепствовали по всей Империи, кроме Галлии». Так писал Лактанций , современник и очевидец тогдашних ужасов. Считаю не неуместным приложить его трехстишие, в котором он кратко выразил убийственные действия кровожадных тех Императоров: Non, mihi si linguæ centum sint, oraque centum, Ferrea vox, omnes scelerum comprendere formas. Omnia pænarum percurrere nomina possim – (Lact. de mort. persec. cap. XVI. num. 1 et. 2). «Будь у меня сто языков и уст, – будь голос железной твердости, – и тогда бы я не мог исчислить все формы злодеяний, все названия казней».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Следуетъ одному простить неосторожный вопросъ, а другому необдуманный ответъ. Императоръ рекомендуетъ имъ взять примеръ съ философовъ, которые хотя и спорятъ между собой, но уживаются мирно. Притомъ Арий и Александръ стоятъ на общей почве: оба признаютъ Божественное провидение и Иисуса Христа и потому примириться имъ легко. «Возвратите же мне мирные дни и спокойныя ночи, — заканчивалъ свое послани Константинъ, — дайте и мне насладиться безмятежною жизнию, позвольте увидеть васъ и вместе вкусить радость всехъ другихъ народовъ». Вместе съ письмомъ Константинъ отправилъ въ Александрию и своего посланца Осию, или, вернее, Осия, еп. кордубскаго, который долженъ былъ передать писъмо и изследовать все дело на месте. Выборъ такого посланника показываетъ какъ политическую осторожность Константина, такъ и то значение, какое онъ придавалъ умиротворению Александрии. Помимо того, что Осий, какъ западный епископъ, былъ незаинтересованъ въ арианскихъ спорахъ и, следовательно, оказывался наиболее пригоденъ для примирительной миссии, онъ выдавался еще изъ ряда другихъ епископовъ, какъ своими достоинствами, такъ и влияниемъ на императора. Въ истории арианскаго движения вообще Осию выпала на долю передовая роль, такъ что ни одно крупное событие не обходилось безъ того или иного влияния со стороны его. Это былъ придворный епископъ въ наиболее благородномъ значении этого слова. Родомъ изъ Испании, онъ въ течение около 60–ти летъ (до 359 г.) занималъ епископскую кафедру Кордубы; въ диоклитиановское гонение онъ прославился, какъ исповедникъ за Христа. Константинъ вскоре же после провозглашения себя императоромъ призвалъ Осия къ своему двору и окружилъ его любовью и попечениемъ. «Царь очень любилъ и уважалъ его» — замечаетъ ο кордубскомъ епископе Сокрагь. Въ христианскомъ обществе были широко распространены представления ο безграничномъ влиянии Осия на императора, и эти представления подтверждались темъ довериемъ, какимъ наделялъ его Константинъ въ разнаго рода порученияхъ. Когда въ 313 году императоръ послалъ крупную денежную сумму въ помощь христианамъ карфагенской церкви, то онъ именно Осию поручилъ распределение этой суммы между нуждающимися по своему усмотрению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Весьма многих, целыми сотнями, ссылали в рудники и каменоломни. И все это продолжалось не короткое время, не несколько дней, но целые годы. Гонители думали уже торжествовать: медали, выбитые в память уничтожения христианства, гласили, что имя христиан, врагов общества, истреблено, суеверие их рассеяно и распространено служение богам 318 . Перемена дел к лучшему Восемь лет (303–310 г.) продолжалось таким образом гонение, и на востоке – повсеместно. По временам оно как бы утихало несколько, и христиане начинали ободряться; но как скоро враги веры замечали, что не совершенно еще успели уничтожить христиан и дать язычеству прежнюю всеобщность, фанатизм их пробуждался снова, и гонение опять усиливалось 319 . Между тем Диоклитиан и Максим Геркул, по настоянию Галерия, сложил с себя достоинство императоров, и место их с 305 года заняли прежние кесари: Констанций Хлор и сам Галерий. Из кесарей, избранных вновь, Максимин, управлявший Сирией и Египтом, по природной жестокости характера, суеверию и вражде против христианства, был достойным сотрудником Галерию в войне против Церкви. Но другой, Север, получивший в управление Италию, Сицилию и Африку, не имел времени заняться христианами. Максентий, с 306 года заступивший его место, также, хотя был человеком крайне порочной жизни, не находил в себе довольно охоты преследовать исключительно христиан и вообще не способен был долго и внимательно следить за каким-либо делом. Итак, в то время, как гонение на востоке продолжалось с новой силой, «церкви западные, то есть: вся Италия, Сицилия, африканские области, так же Галлия, Британия и Испания, не страдав от войны и полных двух лет, наслаждались уже миром» 320 ; потому что и управлявший тремя последними областями, император Констанций Хлор, а тем более преемник его с 306 года – император Константин, не был гонителем. Констанций Хлор даже весьма уважал христиан, особенно тех, которые имели случай показать свою твердость в вере, и говаривал обыкновенно, что тот не будет верен царю, кто не верен Богу, хотя рассказ Евсевия 321 о том, как он испытал твердость их в вере, представляется не очень вероятным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

II. Хронологический перечень римских и греческих императоров, восточных патриархов, римских пап, русских князей, царей и императоров А. Римские и греческие императоры Октавиан Август 30 до P. X. – 14 по P. X. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба, Оттон и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Пертинакс 192. Дидий Юлиан 193. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Макрин 217–218. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–­249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Фацит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283­–284. На востоке. Диоклитиан 284–305. Максимиан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Св. Константин В. 306–337. Ликиний 307–324. Константин II 337–340. Констанций II 337–361. Юлиан Отступник 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На западе. Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций I Хлор 305–306. Св. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций 353–361. Юлиан Отступник 361–863. Иовиан 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Максим 455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Олибрий 472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На востоке. Анастасий I Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий II 578–582. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Константин III 641. Констанс или Константин (1V) 641–668. Константин Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–695. Леонтий 695–698. Тиверий III 698–705. Иустиниан II (вторично) 705–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Исполняя эти работы, святой мученик дошел до полного изнеможения, но непрестанно исповедывал Христа Богом, за что язычники и отсекли мечом голову ему, а также и сорока другим мученикам, которые были наставлены им в Христовой вере [ 5 ]. Святой священномученик Алвиан пострадал в царствование императора Максимиана [ 2 ], когда Асия [ 3 ] находилась под управлением Элиана. Святой Алвиан схвачен был в то время, когда некий языческий жрец, по имени Агрипин, совершал жертвоприношения идолам. Святого стали принуждать принести жертву идолам и повергнуть на жертвенник ладан, но он на это с достоинством ответил: «Я воздаю хвалу вере во Христа, а служение идолам поношу». За это ему сперва обожгли раскаленными железными прутьями живот и голени, а потом без всякой пощады стали бить палками. Такими истязаниями мучители хотели принудить святого отречься от Христа и принести жертву идолам, но на это не согласился ни он сам, ни ученик его, вместе с ним подверженный мучениям. После сего он осужден был на сожжение, для чего раскалили печь и бросили в нее его и его ученика, где святые мученики и скончались [ 4 ]. Страдание святого мученика Еразма Блаженный Еразм, с юных лет своих воспылав любовью ко Христу, ревностно исполнял Его заповеди и поставлен был епископом города Формии [ 1 ]. Когда нечестивый император Диоклитиан, подвергая христиан мучениям, привел в смятение жителей городов своего царства, то святой Еразм оставил свою кафедру и бежал в Ливанские горы [ 2 ], где и пробыл, скрываясь от гонителей, семь лет. Однажды он услышал с неба голос ангела, который сказал ему: «Еразм! никто не победит врагов, если будет спать. Иди же в город свой, мужественно подвизайся и победишь врагов». Когда после этих слов Еразм отправился в указанный ему ангелом путь, то его встретили воины и спросили: «Какого Бога ты почитаешь?» Святой Еразм объявил себя христианином. Тогда воины схватили его и привели в Антиохию [ 3 ] к императору Диоклитиану. На дороге святой открыто признал себя христианином, и император приказал бить его палками, но он обличил императора. Тогда последний повелел бить его свинцовыми прутьями и, так как и после этого он остался непоколебимым в своей вере, то по приказанию мучителя его подвергли новым мучениям: железными скобами острогали сперва всю кожу на теле его, а потом растопили смолу и серу и стали лить ее на раны, но это не причинило ему никакой боли. После этого мучитель повелел наложить на его шею тяжелые железные оковы и заключить его в темницу, но ангел Господень, открыв двери темницы, освободил его от оков и сказал ему: «Иди за мною, я отведу тебя в Италию. Много людей и там ты приведешь ко спасению».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

(Четьи-минеи 17 июля, 118 лист. на обор.). 3 Впрочем, между сказаниями, о св. муч. Марине-Маргарите в восточной и западной церквах заметны некоторые черты несходства, но они так незначительны, что из-за них нельзя отвергнуть тождества католической Маргариты со св. муч. Мариной – православной. Так: 1) несогласны указания сказаний о месте рождения св. мученицы. В православных жизнеописаниях её говорится, что св. Марина родилась въ (Четье-Мин.) бше (Синаксарь), а в Dictionnaire de la theologíe catholique сказано: qu’elle naquit en Pisidie. (t. XIV 228). Но очевидно здесь писатель говорит о целой стране, из которой была родом св. Марина; а в Писидии был главный город Антиохия. В других же католических жизнеописаниях святой сказано, что Маргарита родилась в Антиохии Писидийской: Marguevete naquit á Antiochie (Legend doree стр. 376), и таким образом и по католическим сказаниям выходит, что св. Марина-Маргарита была родом из Антиохии Писидийской. 2) Отец св. Марины – в сказаниях восточной церкви назван Едисием а в католических Феодосием (Elements d’ Archeologe chvetienne стр 376), что касается до изменения имен греческих в переводе на латинский язык и на оборот, то это легко могла случиться или через описку особенно при видимом сходстве имен, а имена Едесий и Феодосий – сходны между собою, а потому легко могло случиться, что латинский писатель вместо Едесия назвал отца св. Марины Феодосием. 3) Что же касается до имени императора, при котором пострадала св. мученица Марина-Маргарита, то в этом отношении ни сказания восточной, ни сказания западной церкви – не согласны между собою. По одним – мученичество её относится к императору Диоклитиану, как-то: Четьи-Минеи 17 июля; Acta sanctovum Suvii v. 24; julii 17 июля, а по другим ко временам императора Аврелиана, как-то: Синаксарь 17 июля; Болландисты в Dictionnaire de la theologie catholique. К какому же времени относится страдание св. муч. Марины-Маргариты трудно определить. Автор статьи Marguerite в Dicteonnaire par Wetzer говорит, что ничего определенного неизвестно о времени мученичества святой (tom. XIV. 228). Протоиерей Дим. С. Вершинский, которого многолетний труд – месяцеслов православной католической восточной церкви высоко ценится исследователями церковной истории и восточной Агиологии, относит время кончины св. мученицы Марины к царствованию Диоклитиана (см. 339 стр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Три века продолжалось это гонение. Три века самая могущественная власть, какую только люди могут иметь на земле, употребляла все усилия искоренить христианство, но все усилия ее оказались тщетными: чем яростнее было преследование, и чем мучительнее изобретались для христиан муки, тем более распространялось оно. Твердость исповедников и мучеников, их благоговейный, сияющий высшим миром и упованием, вид, часто так поражал самых мучителей, что и они делались Христианами, исповедниками и мучениками, принимая крещение в своей крови. Последнее гонение при императорах Диоклитиане и Галерии Последнее гонение, воздвигнутое Императорами Диоклитианом и Галерием, было самое ужасное и бесчеловечное. Тогда было положено: истребить христиан, а для сего по всей империи разосланы указы, что исповедующие веру Христову, невзирая ни на какой сан, лишаются защиты законов, всякой почести и подлежат пыткам; что в угодность богам языческим, власти должны преследовать вообще всех тех, которые будут чуждаться их жертвы. И вот возгорелось с новою силою гонение: церкви христианские разрушали; книги Св. Писания сожигали; Епископов и клириков повлекли в темницы; повсюду рассеяли в народе хульные писания против религии христианской, осмеивая в них самые священные догматы; по стогнам расставили судилища судей с жертвенниками для возжжения фимиама, и влекли к ним христиан; изобрели множество новых мучений, как бы по недостатку прежних, – для устрашения и вынуждения исповедников к отречению от Христа; затем начались пытки и убийства: одних убивали мечом, других сжигали толпами, или толпами погружали в море. Так в Никомидии, в день Пасхи, погибло до 20,000 верных, а в Египте, говорит очевидец, тупились мечи от множества отсеченных голов, и ослабевали руки палачей; осужденные же с радостными гимнами встречали разнообразную смерть: одни на крестах, другие пригвожденные вниз головой, кто в огне, кто под бичами, кто под строганием железных когтей; иных расторгали на части напряженные деревья; казни эти продолжались несколько лет сряду, и каждый день падало по нескольку десятков жертв всякого возраста и пола: в один месяц погибло там до 17,000.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010