на севере Палестины (иначе — Кесария Филиппова). ветхозаветный великий праведник; хранитель истинного откровения и богопочтения в роде человеческом, во время усиления языческого суеверия после рассеяния народов; известен своим благочестием и непорочностью жизни; был испытан от Бога всеми несчастьями, среди которых, однако, остался непоколебимым в вере и добродетели. История Иова подробно изложена в книге его имени. брат Юлиана, был сделан императором Констанцием — не имевшим детей — наследником престола, но потом возбудил против себя гнев Констанция тем, что явно стал стремиться к ниспровержению с престола Констанция. Последний послал доверенных своих людей, чтобы лишить Галла власти над восточными провинциями, а эти посланные, из желания угодить своему государю, умертвили Галла. пригород Антиохии. Это была чрезвычайно красивая местность, где росло множество всяких деревьев, где повсюду струились прозрачные ручьи, и где стояло изображение бога солнца, Аполлона, которого Юлиан почитал больше всех других богов. особое отличие военачальника. и ноги истязуемых привязывали к четырем кольям, вбитым в землю, чтобы наказываемые не могли помешать наказанию. этом месте идет речь об евреях, для которых пребывание в плену Вавилонском было тем же, чем пребывание серебра в раскаленной печи или пребывание птицы в сети. Скорби на хребте, — побои по спине. Человеки на главы, — мучители, имеющие в своей власти нашу жизнь. собственно говорит о будущих страданиях Спасителя, но его слова могут быть прилагаемы и к верующим, которые берут на себя иго страданий Христовых. один из оазисов в Аравии. Оазисами в Аравийской пустыне называются места, снабженные растительностью и водою. их 19 февраля. важна была должность верховного жреца — видно из того, что название «верховный жрец» было одним из титулов римского императора. Этот жрец имел право обрекать непослушных ему низших жрецов на смертную казнь. Жил он в старинном царском дворце Нумы. западной империи Максимиан Геркул царствовал с 284 до 305 г. по Р. Хр. — Констанций, прозванный Хлор, его преемник, был женат сначала на Елене (св. равноапостольная Елена), потом, по требованию императора Диоклитиана, развелся с нею и женился на Феодоре, дочери Максимиана Геркула. Константин Великий, все-таки, как старший его сын, был сделан наследником престола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1375 ...им от Бога данными, но на таковыя возставают и побивают [в списке: возставляют и погибают] или от властелинства отставляют. – Ни в «Театре», ни в «Саде» этих социально-политических мотивов нет. 1376 ДиоклитианДиоклетиан (225/239–313/316), император в 284–305 гг. Отстранением сената от решения государственных вопросов и прижизненным обожествлением императорской особы открыто порвал с конституционными традициями. Ввел прямые налоги со всех сословий, твердую оплату всех форм труда и предельно допустимые цены на товары и продукты. Требовал подчинения личных интересов благу государства. В 303–304 гг. объявил четыре эдикта против христиан. В 305 г. отказался от власти. 1377 Максимиан – Максимиан Геркулий (240–310), соправитель Диоклетиана, усердно поддерживавший гонения на христиан и вместе с Диоклетианом отказавшийся от власти. Уступив настояниям своего сына Максентия, в 307 г. пытался вернуться к власти, но после поражения в Галлии от Константина (сына Констанция Хлора) покончил самоубийством. 1378 ...сотвориша кесаря Константина Великаго . – Ошибка Виниуса, перешедшая к переписчикам и в печатное «Зрелище». У Саделера и Вондела – «избрали Констанция» (erwehleten Constantium), т. е. Констанция Хлора (254–306), цезаря с 293 г., императора в 305–306 гг., отличавшегося терпимостью к христианам, Константин же (впоследствии «Великий») – его сын.. 1379 Галерий (242/250–311) – цезарь с 293 г., император с 305 г. Правил на востоке Римской империи, сурово преследуя христиан. 1381 Максеньтий (280–312) сын Максимиана, – император в 307–312 гг. Известен приверженностью к староримским традициям и неприязнью к христианству. После поражения под стенами Рима, отступая, утонул в Тибре. 1382 ...многия от них уби, иныя же в заточение посла, имния их похити...– В «Театре» исчислены не репрессивные меры, а пострадавшие: «малых и великих, юных и старых, мужчин и женщин» (S. 145). 1383 «Житие кесарей Римских» – книга биографий римских императоров II–III вв. «История Августов», составленная на рубеже IV–V вв. и впоследствии дополнявшаяся (см. также коммент. к басне 83). Русский перевод – «Шесть писателей Истооии о Августах» (СПб., 1775).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неистовство императора простерлось на всех христиан без различия. Он принудил дочь свою Валерию и супругу Приску отречься от христианства 305 . Вслед за тем, могущественные некогда придворные сановники были лишены жизни; пресвитеры и диаконы никомидийской церкви вместе со своим епископом Анфимом без всякого приговора и допроса преданы смерти; множество других христиан подверглось той же участи: одних умерщвляли мечем, других топили в море или жгли, и не порознь, потому что их было слишком много, но целыми толпами. Император сам неоднократно присутствовал при совершении казни, и языческие сановники, уполномоченные им, по его мановению усиливались превзойти один другого в жестокостях и смертоубийстве 306 . Между тем почти в тоже время вспыхнули против правительства мятежи в Мелитине и Сирии. Без всякого основания их приписали влиянию христианского духовенства; по крайней мере, по этому именно поводу 307 вышел второй императорский эдикт против христиан – о заключении всех предстоятелей Церкви в темницы и узы. «Тогда, – говорит Евсевий, – открылость зрелище выше всякого описания: повсюду заключали христиан целыми тысячами; темницы, предназначенные для убийц и злодеев, расхищающих гробницы, наполнились епископами, так что осужденным за злодеяния не оставалось в них места». Вслед за вторым последовал третий эдикт, которым узников, принесших жертву, позволялось отпускать на волю, а противившихся предписывалось мучить тысячами пыток 308 , – и наконец, по наступлении 304 года, четвертый, которым тоже повеление распространялось на всех христиан поголовно 309 . Все эти эдикты, изданные под влиянием кесаря Галерия старшим из императоров Диоклитианом, были препровождены и на запад, где император Максимиан Геркул охотно дал им полное действие 310 . Порядок, ожесточенность и продолжительность гонения Так началась повсюду открытая и жестокая война против христианства. Немедленно по издании третьего эдикта заключенные в темницах священнослужители Церкви были преданы разного рода мучениям и оставшиеся непоколебимыми осуждены на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

В царствование нечестивого императора Римского Диоклитиана (271–306г. по P.X.), городом Халкидоном 9 управлял императорский проконсул по имени Приск, язычник. Однажды, намереваясь сделать торжественный праздник идолу Арею или Марсу, капище коего находилось в Халкидоне, проконсул послал свои указы в окрестные города и села, повелевая от имени императора собраться всем в Халкидон на праздник с тем, чтобы здесь каждый по своим силам принес жертву идолу. Нечестивец в указах своих угрожал великими муками тем, которые дерзнули бы ослушаться его повеления и не явиться па показанный праздник, который назначен был через восемь дней. С наступлением дня, назначенного для бесовского праздника, собралось в Халкидон множество народа со скотом, обреченным на жертву идолу. Принося в жертву овец и волов, народ предавался необузданному веселью с пляской и покланялся бездушному идолу, или точнее – бесу, в нем живущему, вопреки ясной заповеди Божией: не сотвори себе кумира, ни всякого подобия... ни поклонишися ни послужиши им ( Исх.20:4–5 ). Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши ( Втор.6:13 ). Христиане, в тех пределах жившие, гнушаясь этим богопротивным праздником и, боясь угроз проконсула, скрылись там и сям, и собираясь в потаенных местах, совершали службы истинному Богу и Господу нашему Иисусу Христу. Между тем проконсул тщательно разведывал, нет ли кого, кто не слушается его повеления и не поклоняется идолу: и вот – оказались в разных местах христиане, которые действительно не хотели исполнить повеление тирана. Проконсул, раздраженный их непослушанием, приказал отыскивать их и приводить к нему для мучений. В это время в одном потаенном месте скрывалось сорок девять человек христиан, совершавших там свои молитвы. Между ними была прекрасная и благородная девица, по имени Евфимия, дочь благочестивых родителей – сенатора, именем Филофрона и матери Феодосии. Тирану донесено было об этих скрывавшихся христианах, и он приказал всех их взять и представить к нему на суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

император Muxauл III умер в 867 году. что это нынешний Батак, в пределах города Пловдива или Филиппополя. разумеется здесь война императора Muxauлa III с арабами в 865 г. чуда со змеем в печатном Прологе названо Раифским, и преосвящ. Филарет полагает, что здесь разумеется известная Раифская пустыня в двух днях пути от Синая. Но в рукописных древних житиях говорится не о Раифском месте, а Стыранском или Тиранском. Может быть, под «Тиранским местом» разумеется, по мнению акад. Веселовского, Тиранна, город и область близ Дураццо и Алессио на Балканском полуострове близ Адриатического моря. XIV b. при последнем терновском патриархе Евфимии, составившем святому Михаилу похвальное слово, мощи почивали в Тернове в патриаршем соборном храме. В начале XIX столетия они перенесены в Валахию. Память святого мученика Прокопия разумеется Кесария Палестинская — город на восточном берегу Средиземного моря; по разрушении Иерусалима (в 79 г.), была главным городом Палестины и местопребыванием епископа, которому подчинен был некоторое время и Иерусалим. Впоследствии Кесария была разрушена и ныне представляет совершенную пустыню с грудами развалин. императоре Диоклитиане (294–305). Диоклитиан разделил власть над империей с Максимианом, которому уступил восточную половину. При этом каждый император имел своего соправителя: Диоклитиаи имел соправителем Максимиана Галерия, который по смерти Диоклитиана стал императором востока; а на западе империи правил Максимиан Геркул с Констанцием Хлором. Таким образом, во время мученичества святого Прокопия в 303 голу, были четыре правителя в Империи. А цари почитались язычниками наравне с богами и в честь их ставились жертвенники и статуи и им приносили жертвы. Этому заблуждению язычников и не хотел послужить мученик Прокопий. Память святого мученика Менигна северная область Малой Азии, по берегу Черного моря. римский император, царствовал с 249–251 г. Память преподобного Агаввы подвигов и преставления преподобного Агаввы относят к V b. Житие святого отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

238 Первоначально был открыть Розьером персидский паиятник в 6 1 / 2 часах пути к северо-востоку от Суеса, описанный в Notice sur les ruines d’un monument Persepolitain... (в Description de l’Egypte. Antiquites Memoires. I, 265), и признанный им, на основании покрывавших его письмен, за памятник, сооруженный Дарием Гистаспсом. В новейшее время этот памятник осмотрен Лепсиусом, который кроме него указывает еще по направлению Лессепсова пресноводного канала два небольших холма с подобными же развилинами; один из них, ближайший к долине Тумилат, Лепсиус указывает на месте так называемаго Серапеума, где он навел на камне персидское изображение солнечного диска, а на другом – клинообразные письмена; другой холм – у станции Madamch на 83-ем километре канала, где им найдены обломки гранита с клинообразными и иероглифическими письменами (Monatsbericht d. к. preuss. Akad. d. Wissensch. zu Berlin. 1866. 287). 239 Ibid. 288, где Лепсиус говорит след. о происхождении и назначении этих памятников: ·Что касается (вышеуказанных) персидских памятников, то ясно, что сооружение их имеет отношение к прорытию канала Дария и что они воздвигнуты были для увековечения памяти об этом великом предприятии. Я заметил во всех трех местах, что для них избраны были самые высоте пункты для того, без сомнения, чтобы их могли видеть плывущие по каналу. Во всех этих трех местах заметны еще и следы существовавшего вблизи их древнего канала, который я сам переходил даже в двух последних местах (разумеется место памятника, описанного Розьером и указываемого Лепсиусом около станции Шалуф, и место памятника в Серапеуме). Одну из клинообразных надписей этих памятников, переведенных Оппертом, приводит Brugsch в Gescli. Aeg. 755. 240 Под этим заглавием издали этот памятник G. Parthey et М. Pinder. Berolini. 1848; предшествующее его издание носит заглавие: Vetera Romanorum Itineraria sive Antonini Augusti Itinerarium... curante P. Wesselingio. 1735. 241 По исследованию Партея и Пиндера (Praefatio, p.VI, к изданию Itiner. Anton.), о составлении указателя дорог по областям римского государства заботился еще Агриппа и сам Август; затем «при одном из Антонинов, может быть, при Каракалле», существовавший указатель был пересмотрен и сохранил навсегда в своем названии имя этого императора, хотя и в последующее затем время делались τе или другие изменения и дополнения; лучшие кодексы этого Itinerarium, по мнению этих исследователей, «не древнее, но и не позднее времени Диоклитиана».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

—77— гим бедствиям, так что между людьми не оставалось ни рода их, ни племени, ни имени, ни памяти. 119 В этом порядке мыслей не было ничего странного, необычного для того времени, когда они были высказаны. Сомневаться в реальности христианского Бога язычник не имел никакого повода; в его сложном религиозном, синкретизме христианской Бог также хорошо мог найти своё место, как и боги других народов. Христиан преследовал не за то, что они почитали своего Бога, а за то, что, почитая Его, они совершенно пренебрегали отечественной религией и не сдавались ни на какие компромиссы. В свою очередь и христиане не отрицали действительности языческих богов; простой христианин, как и образованный апологет 120 , верили, что Аполлон предсказывает будущее и Эскулап производит чудесные исцеления; они утверждали только, что здесь действуют злые демоны, сила которых склоняется пред именем Христа. Спор между язычеством и христианством шёл вовсе не о том, существуют ли боги, ими признаваемые, а о том, кто из богов – христианский или языческий, может доставить больше милостей своим исповедникам и сильнее повредить их врагам. Чтобы стать христианином для простой массы с её грубыми религиозными верованиями достаточно бывало иногда какого-либо одного сильного впечатления, полученного под влиянием случайных обстоятельств. В гонение Диоклитиана в Александрии девица Феодора была осуждена на публичное опозорение; правом первенства на невинность удалось воспользоваться воину Дидиму, то же христианину, и он, войдя в лупанарий, предложил Феодоре облечься в свои военные доспехи, а сам надел её женские одежды и покрылся покрывалом. Когда Феодора, никем не задер- —78— живаемая, спокойно удалилась, вошёл язычник, и каково же было его удивление, когда вместо женщины он встретил там мужчину! Глубоко потрясённый, язычник воскликнул: „неужели Иисус может моментально превратить девицу в мужа?“ – и объятый страхом, выбежал в опасении, как бы и его Иисус не обратил в женщину 121 . Ещё с половины 3-го века этот спор перенесён был в политические сферы: систематические гонения на христиан, открытые императором Децием Траяном, в сущности решали, только кровным путём, вопрос о том, кто должен господствовать в государстве, прежние ли языческие боги, или христианский Бог , приобретавший себе с каждым десятилетием всё более и более многочисленных поклонников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На высшие гражданские и военные должности империи он ставит по преимуществу христиан и, чтобы не соблазнять их совесть, отменяет языческие обряды, соединённые с прохождением их 159 . В своей домашней и личной жизни он стремится осуществить христианские начала и своим сыновьям – наследникам империи – даёт христианское воспитание, правильно усматривая в этом самое верное ручательство за дальнейшее продолжение его политики 160 . Все эти новые идеи и стремления, охватившие Константина, своё документальное подтверждение получают в монетах этого времени. Языческие символы на них совсем исчезают, монограмма получает ясно выраженный христианский характер и сами надписи становятся исповеданием новых надежд императора. „Слава войска“, „благополучие и надежда республики“, „победа и мир августов“, „радость римлян“ – вот знаменательные слова, сопровождающие монограмму на лабаруме или на монетах взамен прежних: солнцу непобедимому спутнику или Марсу охранителю. Сам Константин изображает себя на монетах, уже не с лучами, окружающими голову на подобие солнца, а в виде молящегося, с руками, распростёртыми вверх, и взором, устремлённым на небо 161 . Но как ни страстно он желал теперь окончательного торжества христианства, как ни глубоко было его презрение к язычеству, он ни одну минуту своей жизни не думал о каких-либо насильственных мерах против него. Сцены гонения на христиан, запеча- —93— тлевшиеся кровавыми пятнами в его памяти, когда он в своей юности находился ещё при дворе Диоклитиана, поселили в нём отвращение ко всяким принуждениям в делах веры. „Хочу, – говорит он в одной грамоте, разосланной всем правителям областей, – хочу для общей пользы мира и всех людей, чтобы подобно верующим приятности мира и тишины вкушали и заблуждающиеся..., пусть никто не беспокоит другого, пусть каждый делает то, что хочет душа“ 162 . Ещё в 337 г., накануне своей смерти, он особым указом подтвердил привилегии языческих жрецов Африки, где многочисленное христианское население, по-видимому, сделало попытку лишить их обычных привилегий 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евлалии было только 15 лет, и в это время Диоклитиан воздвиг гонение на христиан. Сердце Евлалии исполнилось радости, когда она услышала о гонении, но никому не открывала о причине своей радости. Однажды тайно ночью, помолясь Богу и не сказавшись никому, она отправилась в город. Там предстала к сидевшему на высоком месте правителю Дакиану и обличила его в идолопоклонстве и жестокости. Разгневанный правитель, узнав, что она христианка, приказал бить ее палками, и во время побоев убеждал пощадить свою молодость и красоту. Но св. дева отвечала, что она сказала правду и что для нее терпеть муки дороже всего. Тогда правитель велел повесить ее на дерево и жечь свечами до тех пор, пока не умрет; но она, страдая, не переставала молиться. Святая душа мученицы в виде белой голубицы вылетела из уст ее и возлетела к небу. Родители же, не найдя Евлалии дома, искали ее всюду. Когда узнали, что дочь их предана мучениям, пошли в город и, нашед ее уже мертвой, висящей на дереве, плакали и вместе радовались, что дочь их получила мученический венец. Когда погребали тело св. мученицы, то некто Филипп, который пострадал за Христа после, смотря на лицо ей, со слезами сказал: «Евлалия, ты прежде нас удостоилась мученического венца»; тогда лицо ее, как живое, улыбнулось говорившему (Ч.-М. 22 август.). в) Святая София и три ее дщери: Вера, Надежда и Любовь – жили в Риме при императоре Адриане. София научила дочерей страху Божию, заставляла их читать Священное Писание и усердно заниматься хозяйством. Один из начальников римских, узнав, что они – христианки, донес о них Адриану. Они, после усердной молитвы, чтобы Господь укрепил их на страдания, пошли во дворец и, с крестным знамением, предстали лицу царскому. На вопросы царя о происхождении и вере, София твердо исповедала себя христианкой. Царь поручил ее с детьми одной женщине в надежде, что она отвратит их от христианской веры, и приказал ей через три дня представить их всех к нему на суд. Все это время София провела в молитве и в увещаниях к дочерям – подвизаться за веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

—316— единовластительство Бога, он и сам царствовал над римлянами и управлял всем миром единовластительно. Исчез всякий страх бедствий, которые пред тем всех удручали, и люди, до того времени поникшие взором, теперь смотрели друг на друга с улыбающимися лицами и светлыми глазами... Забыли они. о минувших бедствиях и всяком несчастии и, наслаждаясь настоящими благами, ожидали будущих»... Как твердо христианство вошло, под ангельским распоряжением, в область государственной жизни и государственного устройства Империи, доселе упорной во вражде против христианства, это более всего видно из императорских законов и воззваний в пользу и славу христианства, и из принятия оных подданными без всяких беспокойных движений. Крест, за три столетия доселе бывший для римлян только символом преступления и позора 2437 , Крест Христов, еще за десятилетие нетерпимый властями и народом Римской Империи, теперь украшает знамена воинские и служит украшением публичному памятнику победы 2438 , как знамение спасающей и победоносной благодати 2439 . Лоренц с удивлением говорит: «За одиннадцать лет пред сим Императоры хотели эдиктом подавить христианскую религию, а теперь их легионы украшаются ее символами, молятся ее словами и приписывают свою победу Божескому чуду (стр. 127, Истор. Лор.). И такой переворот, что доселе нетерпимая религия вдруг является господствующею в Империи и вековое язычество —317— низлагается гонимою им столь долго и жестоко Церковию, не потрясает государственного устройства и не возбуждает смятений в общественной жизни. Напротив, преобразование форм государственных, учиненное жесточайшим гонителем христианства – Диоклитианом, чрез Константина Великого мирно довершается и подчиняется христианству. Порядок государственной жизни не нарушается, а воссозидается и утверждается. Так Ангел христианства поставил свои стопы, истинно, как огненные столпы, на море и земле! Явившийся в раскрытом уже нами виде Ангел возопи гласом великим, яко лев рыкая: и егда возгласи, глаголаша седмь громов гласи своя. И егда возгласиша седмь громов гласи своя, хотех писати: и слышах глас с небесе глаголющ ми: запечатлей, яже глаголаша седмь громов, и сего не пиши (3–4). Такова другая часть видения вступительного или переходного от прежних откровений к новому их ряду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010