Наконец победа, одержанная Константином над Максентием силою животворящего креста, дала повод и русским благоверным князьям приписывать свои военные удачи действию силы крестной. «Велика есть сила крестная!» говорит Нестор по поводу избавления Всеслава из поруба 15 сент. 1068 г. «Крест бо князем в бранех пособит, в бранех крестом согражаеми вернии людье побежают супостаты противныя». (Лавр. л. 108) В 1120 г. Ярополк победил поганые силой честного креста (ibid 281). 13 авг. 1146 года Изяслав победил Игоря и вступил в Киев силой честного креста (ib. 297). В 1109 г. в борьбе русск. князей с половцами бысть помочь креста честного (ib. 342). В 1225 г. Ярослав силою креста честного победил Литву (ib. 425). В 1216 г, апр. 21 Новгородцы разбили суздальцев, а сами силою креста честного вси сохранени быша (ib. 473). Иван Грозный в переписке с Курбским восстановляет для нас связь исторических представлений, в силу которой военные удачи приписывались силе крестной. «Ныне вас нет!» пишет Ив. Грозный Курбскому – «кто же ныне претвердые грады германские взимает? Сила животворящего креста, победившая Амалика и Максентия. грады взимает» 76 . Если в лучших сторонах деятельности Константина в. – по изображению Амартола – с ним имеют сходство Владимир св. и другие идеальные древнерусские цари, то в худших сторонах, его деятельности – в отношениях к сыну Криспу и к св. Афанасию с ним сходен Иван Грозный. Об отношениях Константина в. к сыну Криспу Амартол сообщает следующее: «говорят, что сам отец убил Криспа, оклеветанного мачехою, будто бы он хотел проспать с ней; впоследствии же царь, узнав, что это ложь, убил и мачеху, как клеветницу на невинного» 77 . Это известие не укрылось от внимательности Ивана Грозного, который в послании к Курбскому писал следующее: «воспомяни в царях великого Константина: како царствия ради сына своего рожденного от себе убил есть? ... И во святых причитается како же рассудивши и се, яко такого благочестия царь на немощной чади силу свою и гнев показа?» 78 . В примере равноапост. Константина Грозный царь видел для себя аналогию своих жестокостей. Достойно замечания, что Иван Грозный писал вышеприведенные строки еще прежде, чем сделался сыноубийцей, но как бы пророчески намечая ту крайнюю черту, до которой имел дойти в своих жестокостях.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

163 Летописец начала царства (ПСРЛ, т. XXIX. М., 1965) составлен в 1553–1555гг. и наибольшее внимание уделяет покорению Казани 165 Возможно, летописец имел в виду известный случай, когда Иван, задумавшись во время Божественной литургии о сооружении нового дворца, был обличен в этом святым Василием Блаженным. 168 ИГР, кн. 5 (тт. VIII-IX). С. 188–189; т. VIII, примеч. 182. Следует отметить, что тексты такого рода, приведенные Карамзиным, заимствуются им из летописей (к которым он сам отсылает читателя в примечаниях) и цитируются с минимальной литературной обработкой. 172 О Стоглаве см.: Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав. СПб., 1909; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960; Он же. Иван Пересветов и его современники. М., 1958. 191 Как писал Генрих Штаден, “нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей державе – одна вера, один вес, одна мера”//Штаден Г. Записки немца-опричника. М., 2002. С. 72. 192 Об этом свидетельствует заявление Ивана вскоре после основания Свияжска: “Всемилостивый Боже устроил мя земли сей православной царя и пастыря – еже правити людие Его в православии непоколебимом быти»// Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви, т. 1. С. 441 205 Berry C. E. and Crummy R. O. Rude and Barbarous Kingdom: Russia in the Accounts of 16th Century English Voyagers. Madison, University of Wisconsin Press, 1968. P. 264f; русск. пер. цит. по: Путешествие сэра Еремея Горсея//ЧОИДР, 1877, кн. 1. С. 3. 211 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 293; Голохвастов Д. П., архимандрит Леонид. С. 72–73. 213 См.: Альшиц Д. Н. Иван Грозный и приписки к лицевым сводам его времени. С. 275–277; Скрынников Р. Г. Иван Грозный. С. 48–51 214 См.: Альшиц. Указ. соч. С. 276. Даже признания кн. Симеона Ростовского (ПСРЛ, т. XIII, 1-я пол. С. 238)- сомнительные, как и всякие другие, полученные под пыткой – находятся не в основном тексте, а среди маргиналий 220 В своей последней работе Гробовский также называет версию о “боярском мятеже” легендарной. См.: Гробовский А. Н. Иван Грозный и Сильвестр (история одного мифа). Лондон, 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через два дня, во время встречи опричного войска с новгородским духовенством на Великом мосту через Волхов, царь обвинил в измене архиепископа Пимена. Иван Грозный публично обвинил его в заговоре и обозвал скоморохом. А для большего унижения архиепископа раздели, привязали к лошади, которую назвали его женой, и водили в таком виде. Точный подсчёт жертв вёлся лишь на первых порах, когда Иван Грозный целенаправленно уничтожал местную знать и приказных, устроив суд в «Рюриковом городище» - было убито 211 помещиков и 137 членов их семей, 45 дьяков и приказных, столько же членов их семей. После этого царь начал объезжать новгородские монастыри, отбирая у них все богатства, а опричники осуществили общее нападение на новгородский посад. А потом начались казни, продолжавшиеся до 15 февраля. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода, Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и ещё живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; «а жён их, мужеск и женск пол младенцы» он повелел «взяху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду». Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами; живое предание об этом сохранялось ещё в XIX веке. Но самое страшное началось в городе потом. На 1569-1570 годы пришелся страшный неурожай. Тотальное же истребление немногочисленных припасов привело к ужасному голоду, от которого погибло намного больше людей, чем от рук опричников. В Новгороде широко распространилось людоедство. Довершила дело эпидемия чумы, начавшаяся на Руси до погрома, а в Новгород пришедшая уже после него. Общее число погибших в результате погрома учеными оценивается в 15 тысяч, при общем количестве населения Новгорода в то время - в 30 тысяч человек. А теперь легенда: «В конце 16 века во времена опричнины, подозревая новгородских князей в заговоре, Иван Грозный «потопил в крови» новгородскую вольницу. Уже потом, ужаснувшись своим деяниям, царь решил замолить грехи и пойти паломником по святым местам. А для людей того времени святым местом была Ладога. Иван Грозный подошёл со своим войском к городу, устроился на привал, поставил шатёр. Он долго думал, как обмануть ладожан: ведь если он зайдёт в город с войском, подумают, что царь хочет напасть, и дадут отпор. И, значит, снова войны не избежать. Долго думал – и нашёл решение. Он оставил своё войско, сам переоделся в одежды паломника и пешком пошёл в Ладогу, чтобы поклониться каждой святыни священного города. Ладожане его не тронули. Ведь если бы они убили паломника, то на город пал тяжкий грех. А Иван IV, повелел поставить часовню на том месте, где стоял его шатёр».

http://sobory.ru/article/?object=24681

Дальше, описывается Горсеем осада царем ливонских городов с проявлением страшнейшей жестокости, масса выдуманных деталей. Посмотрите, классическая картина наших художников, кстати, очень показательная. Иван Грозный въезжает в один из покоренных германско-ливонских городов. Посмотрите: пушки, осада, его встречает епископ. Посмотрите на самого Ивана Грозного — весь в черном, на черном вороном коне. Конь в золотом убранстве, царь тоже в черном костюме, в золотом шлеме, в золотых перчатках. Рядом красочные замечательные стрельцы в красных халатах. Вообще, стрельцы — это отдельная тема, я тут кое-какие вопросы уже посмотрел, пришли в записках просьбы рассказать о стрельцах, я обязательно в двух словах потом расскажу. Павел Соколов-Скаля. Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен. 1937-1943 Многие популяризаторы отечественной истории неслучайно называют стрельцов первым случаем регулярной армии в Европе. По крайней мере, такая версия есть. Именно стрельцы из рук и по идее Ивана Грозного получили первую в Европе унифицированную военную форму. До этого, если мы не берем времена римских легионов, в средневековых или раннесредневековых армиях, конечно, никакой военной формы не было. А вот у стрельцов появилась. Это было очень красиво по тем временам. Вот они в красных одеждах встречают царя, въезжающего в покоренный город. Рядом — иллюстрация из сочинений иностранцев об Иване Грозном, как это все происходит. Вот раздетые оголенные женщины, мало того, что их повесили, их еще зачем-то из луков эти самые татары-черкесы Ивана Грозного расстреливали, видимо, сразу после покорения Ливонской крепости. Это зверства в Ливонии Ивана Грозного. Там много других фантастических рассказов. Например, подробный рассказ Горсея о том, как Иван Грозный зачем-то решил эмигрировать в Англию со всеми своими сокровищами. С этой целью им было построено 40 больших кораблей, куда помещались вся та же несметная казна. Но по каким-то причинам не эмигрировал он в Англию. Горсей, естественно, описывает свои многочисленные встречи и длительные многочасовые беседы с Иваном Грозным. Я думаю, он себе немножко льстит. Наверное, он и беседовал с царем где-нибудь на приеме, перекинулся с ним парой фраз за столом, но иных подтверждений того, что много часов Иван Грозный беседовал с Горсеем о чем-то, нет. Я думаю, что это очередная нелепица.

http://pravmir.ru/ivan-groznyiy-i-inform...

Закрыть «Царь Иван Грозный — символ российского имперского централизма» Возвращение сегодня в русское сознание образа первого русского Царя — явление промыслительное, он будет нам подспорьем в грядущих потрясениях Александр Проханов   10:50 14.12.2019 1261 Время на чтение 4 минуты «В городе Александрове, в Александровской слободе, открыт памятник Царю Ивану Васильевичу Грозному . Грозный Царь перекочевал сюда из Москвы во время боярских неурядиц, и отсюда семнадцать лет он правил великим государством. На эти семнадцать лет Александрова слобода стала столицей государства Российского, о чём свидетельствует Александровский Кремль — его прекрасные храмы, крепостные стены и башни», - пишет в статье «Танк " Иван Грозный " » известный писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. Статья опубликована на сайте издания. Как отмечает писатель, открытие памятника было торжественным. «Сошёлся весь город, приехали гости: казачество, патриотические организации, православное братство. Памятник работы скульптора Василия Селиванова хорош, выразителен. Царь Иван выполнен в экспрессивной манере. Кажется, металл трепещет от его страсти, негодования, от стремления сотворить великое Царство», - говорится в статье. «Среди возбуждённых голосов, рукоплесканий, колокольного звона чудилось что-то таинственное, необъяснимое. Чувство неразгаданного сопровождало открытие монумента. Это было не просто городское торжество, не просто культурно-историческое событие. Здесь витало что-то ещё: огромное, сверхисторическое, что превращало открытие памятника в таинство, в мистерию», - отмечается в публикации. Проханов подчеркнул, что в русской истории проложен огромный световод — через все исторические времена, через века княжения, царствования, правления вождей. «По этому световоду несётся историческая энергия, лучистый свет русской истории сопутствует всем восхитительным взлётам российского государства и его падениям в пучину времён. Этот световод доносит энергию и до наших дней, омывает и наращивает кристалл сегодняшнего Российского государства, ещё не окрепшего, нуждающегося в потоках животворной энергии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/14/ca...

Световод русской истории во многих местах оказался разорванным, из этих разрывов происходит утечка драгоценной энергии. Если в трубе, по которой качают нефть или газ, происходит прорыв, то из этих дыр утекает топливо. Правление Ивана Грозного, его великая идеология были вырваны из истории. Диверсанты взорвали световод и иссекли из него бесценный фрагмент — иссекли царствование Ивана Васильевича Грозного. Свыше четырёхсот лет российской истории имя Царя замалчивалось, подвергалось хулению, клеветническому очернению. Из этого вырванного фрагмента светоносная энергия хлестала наружу и не достигала сегодняшних наших дней. Открытие памятника, возвращение в историю великого имени было восстановлением целостности этого световода. Народ Александрова и мы, приехавшие сюда, вживляли в разорванный световод, в разорванный кровеносный сосуд отсутствующий фрагмент, варили шов, возвращали русскому времени его целостность. Мы — историки, философы, представители общественных патриотических организаций, мы были ремонтниками, что выехали на ремонт повреждённого трубопровода, мы были ремонтники Господа Бога, который вдохновил нас на эту историческую работу. Почему нас, чем мы стали угодны провидению? Мы слабые, грешные, порой духовно немощные, самые обыденные люди. Почему именно на нас пал этот выбор?» - вопрошает писатель. «Царь Иван Васильевич Грозный совершил великие деяния, коими жива сегодняшняя Россия, деяния, которые сегодняшним русским правителям служат уроком и назиданием. Царь создал и укрепил централистское государство, что позволяло русским людям концентрировать усилия среди величайших подъёмов и кромешных бед. Царь Иван Грозный — это символ российского имперского централизма. Иван Васильевич расширил территорию России до Тихого океана, присоединил Сибирь. Сегодняшние сибирские заводы, космодромы, газовые и нефтяные месторождения, всё это — плод царских деяний. Грозный Царь сменил в государстве Российском элиту: боярскую, разложившуюся, сепаратистски настроенную, он сменил на новый класс худородных людей — дворян, и тем самым вывел из исторической тени могучую силу, которая потом верой и правдой служила России, подарила ей Суворова, Пушкина , Гумилёва», – пишет Проханов.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/14/ca...

639 О сыне цареве Феодоре небрегше. Федор Иванович, младший сын Ивана Грозного и первой жены его Анастасии Романовны, родился 11 мая 1557г. Он был женат на сестре Бориса Годунова Ирине, имел от нее дочь Феодосию, которая умерла через год после рождения. Перед смертью (1584г.) Иван Грозный объявил Федора наследником престола, назначив ему в помощь знатнейших бояр, среди которых самым близким к царю и влиятельным стал шурин царя Борис Годунов. Федор Иванович считал себя неспособным к правлению и уклонялся от государственных дел, проводя время в поездках по монастырям и посещении богослужений. Федор умер в начале 1598г. 640 Силентиары. Для наименования членов боярской думы Тимофеев употребляет латинское слово «силентиары», т.е. вельможи. 641 Освятованных – освященных, посвященных на служение Богу. Здесь разумеются высшие чины церковной иерархии – митрополиты и епископы, получающие особое посвящение. Тимофеев думает, что если бы Иван Грозный при своей власти захотел что-либо изменить в христианских догматах, то и среди высших представителей духовенства едва ли нашлись бы такие мужественные люди, которые, не боясь его гнева, осмелились бы сопротивляться ему. 642 Добре он грамотечное о истине по философех научение сведый. Характеризуя Ивана Грозного как писателя, С.В.Бахрушин говорит, что «никто, даже враги не могли отказать Ивану IV в остром и проницательном уме; „смышлением быстроумный“, он развил свои природные способности чтением, был „в науке книжного поучения доволен“ и „в словесной премудрости ритор“. Воспитанный в иосифлянских традициях, он с большой страстностью развивал идею преемственности самодержавной власти, делая из этой предпосылки соответствующие политические выводы, которые проводил на практике» (С.Бахрушин. Иван Грозный. М., 1942, с.65, 68). Иван Тимофеев говорит, что Грозный хорошо знал и учение философов об истине. Но так как ранее он хвалит его за «непоколебимое веры столповидное стояние», то под философами здесь следует разуметь не древних греческих философов, а «отцов церкви», объяснявших догматы христианской религии. Сохранившиеся письма и послания Грозного указывают, что он был хорошо начитан в исторической и церковной литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

10 самых известных произведений искусства, которые пострадали от нападений В Третьяковке уже не первый раз повредили картину «Иван Грозный и его сын Иван» 26 мая, 2018 В Третьяковке уже не первый раз повредили картину «Иван Грозный и его сын Иван» В Третьяковской галерее чрезвычайное происшествие – посетитель повредил один из шедевров коллекции. Пресс-служба сообщила, что картина получила серьезные повреждения. «В результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное — изображения лиц и рук царя и царевича — не пострадали». Это не первое нападение на шедевр Ильи Репина. Вспоминаем и другие случаи, когда пострадали выдающиеся произведения искусства. Начало XVIII века: картина Корреджо «Леда и лебедь». Исполосована Людовиком Орлеанским, сыном регента, в припадке безумия. 1913 год: картина Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» пострадала от ножа старообрядца-иконописца по имени Абрам Абрамович Балашов. Он нанес три удара ножом по лицам изображенных c криком «Довольно крови! Долой кровь!». Помещен в дом душевнобольных. «Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного — от середины виска, пересекая ухо, до плеча, — второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, наконец третий повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного» (И.Э. Грабарь). 1914 год: картина Веласкеса «Венера с зеркалом» была порезана ножом суфражисткой Мэри Робертсон, возможно, в знак протеста против ареста своей единомышленницы, произошедшего днем ранее. Осуждена на 6 месяцев тюрьмы. Ласло Тот, задержанный после совершения акта вандализма 1972 год: статуя Микеланджело «Пьета» была серьезно повреждена, когда душевнобольной Ласло Тот ударил ее геологическим молотком со словами «Я — Иисус Христос, восставший из мертвых!». Преступник провел 2 года в итальянской больнице для душевнобольных, после чего был депортирован на родину в Австралию.

http://pravmir.ru/10-samyih-izvestnyih-p...

«Что касается личности и деяний Ивана Грозного. Для русского сознания государство является понятием священным. Государство священно. Как только Россия теряет государство, как только к России приходит слабый, вялый, дурной государь и правитель, – распадается страна, наступают несчастья, беды, мы теряем гигантское количество людей, времени, ценностей. Поэтому в русской истории так ценятся князья, Цари и генсеки, которые государство создают, которые делают его спаянным, которые его заслоняют и защищают от бед, которые его украшают памятниками и святыми. В русской истории было три реальных Государя, которые сложили наше великое государство – более того, не просто сложили, они его и модернизировали. Это Иван IV, Пётр I и Иосиф Сталин. Именно Грозный создал великую Империю до Тихого океана. Грозный уничтожил стратегических врагов и соперников. Грозный провёл модернизацию и создал новую элиту. Он создал элиту Басмановых в противовес продажному боярству, он создал народную гвардию. Грозный поставил величайший в мире памятник, храм Василию Блаженному – образ русского рая. Правление Грозного закончилось созданием великой Империи между трёх океанов. И это империя, в которой мы живём поныне», - подчеркнул писатель. «Либеральная общественность устраивала скандал за скандалом до установки памятника и не собирается успокаиваться и после воздвижения монумента. Она скорбит по поводу любого проявления русской государственности. Ей бы ставить памятники не Ивану Грозному, а Курбскому в окружении ляхов. Но инициаторы установки не поддались на провокации. Хай, который либералы подняли вокруг памятника, был преодолен упорной, твердой позицией патриотической общественности Орла, властей, губернатора. Бог дал им силу, и они не дрогнули», - добавил он. «Но, - продолжил Проханов, - и ряд патриотов считают, что памятник не надо было воздвигать – это-де ведёт к расколу в обществе. Но ведь это чаяние моей газеты, моих друзей – соединить красных и белых, кончить вековую распрю. Сколько было для этого сделано! Я встречался и беседовал с митрополитом Волоколамским Иларионом на эту тему – не помогло. В какой-то момент втыкают некий клин, и опять всё взрывается. Мы сейчас живём в эпоху мощнейшего идеологического противостояния. Мы идеологизированное общество, и все наши благие пожелания: " Братья, давайте жить дружно, любите друг друга " , – не сбываются».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/15/gr...

Вот вы упомянули фильм «Царь». По-моему, эта масштабная работа Павла Лунгина принципиально отличается от его фильма «Остров». Первоначальное название «Иван Грозный и митрополит Филипп» обещало какую-то внутреннюю динамику и говорило о поиске смыслов в открытом противостоянии двух абсолютно разных исторических фигур. Но в окончательной версии фильм получил название «Царь». То есть драматургический центр тяжести резко сместился. Диалог между царем и митрополитом явно отошел на второй план, а в центре внимания оказался грозный самодержец. Такое укрупнение царственной фигуры, наверное, было логичным в рамках общей авторской установки на зрелищность — использование дорогих постановочных эффектов, организация масштабных массовых сцен и тому подобное. Грозный в фильме «Царь» фактически становится самым главным и самым зрелищным аттракционом — со всеми своими невероятными изуверствами. Определенный психологический объем его злодействам придает то, что Грозный не просто одержим властью — он играет властью, постоянно манипулируя словами апостола Павла из Послания к Римлянам: «Нет власти не от Бога». Экранный итог этой жуткой игры в постановочном отношении действительно впечатляет: в финале царь сидит на фоне Первопрестольной и как бы оторван от этого фона. «Где мой народ?» — спрашивает Грозный. А ответить некому: город, страна обезлюдели в правление царя-изверга. В общем, настоящая феерия тирании. Но в том-то и дело, что эта феерия не предполагает ни дискуссий, ни споров, ни поисков. С Грозным все понятно. У митрополита Филиппа нет никакой необходимости что-либо доказывать Грозному. Все точки над «i» расставлены еще в начале действия. И прославленный в лике святых митрополит словно призван узаконить предложенное автором положение вещей, явить некое монументальное воплощение православного совершенства, изобличающее страшное падение Грозного. В сюжетном пространстве, которое оставлено в фильме митрополиту Филиппу, Олег Янковский, сыгравший эту роль, сделал, по-моему, почти невозможное: силой личного актерского присутствия он как бы одушевил своего героя и, преодолевая очевидное, открыл перспективу сложного внутреннего существования. К сожалению, актерское достижение не изменило общий художественный настрой фильма.

http://foma.ru/ispyitanie-chudom.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010