Михалков уверен, что именно сейчас настал тот момент, когда мы все должны определиться. Пора дать отпор всем этим телевизионным призывам к красивой жизни на дармовщинку. Кто-то должен сказать народу: работай, не бывает пустых денег. Многие ли из тех, кто " ваяет " рекламную продукцию, хотят, чтобы их дети вели подобный образ жизни? За всем этим пустым гламуром должен стоять национальный иммунитет – человеку, обладающему подобным иммунитетом ничего не страшно. Каким будет Россия для России – таким будет и мир, считает режиссер: " Если мы сами не будем рулить своей жизнью, то ей начнут рулить другие и именно в нужном для них направлении " . " В последнее время у нас повсеместно любят повторять фразу: " Патриотизм – последнее убежище для негодяев, – с негодованием высказался режиссер. – Но и тут перевирают. Правильно фраза звучит так: " Патриотизм – последнее убежище даже для негодяев " . Выкидывают маленькое слово " даже " , а как меняется весь смысл сказанного! Нам часто искажают понятия слов и фраз. Например, нам предлагают быть понятными – то есть усредненными, подогнанными под общий масштаб. А я не хочу быть понятным. Я, как и большинство сидящих в этом зале, хочу быть понятым. Чтобы люди из разных уголков Земли захотели побольше узнать обо мне, прочитать и понять. Под словом " я " имеется в виду русский человек " , – завершил свое выступление Никита Михалков. " Наступает пора, – говорил советник президента России Юрий Лаптев, – когда каждый художник должен понимать свою просветительскую миссию. Нам необходимо рассказать нашему зрителю, что такое Россия, что досталось нам в наследство, что же мы должны беречь и передать дальше. Это очень важная гражданская миссия, которая должна стать приоритетной, когда человек занимается творчеством. Мы похоронили в 90-х годах главную идею, а новую до сих пор не придумали. Мы не даем возможности людям гордиться своей страной. Вспомните советские фильмы, которые делались на высочайшем художественном уровне. Ни один учебник не даст тех эмоций, которые можно получить, смотря отечественные фильмы, ставшие уже классикой кинематографа: " Нахимов " , " Адмирал Ушаков " , " Суворов " , " Петр Первый " , " Иван Грозный " ... Мальчишки играли в Чапаева, то есть была идея, ценности, была точка опоры.

http://religare.ru/2_65342.html

В результате апология христианства и евангельская миссия как-то незаметно начинают отождествляться с пиаром – разъяснением и популяризацией текущей позиции начальства по ключевым для него вопросам. Более того, именно это и называется многими самой главной задачей «православной журналистики». Это очень важная задача, спору нет, но это не журналистика и не апологетика, а официальная пропаганда. Я употребляю это выражение безо всякого пренебрежительного отношения: всякая серьезная организация нуждается в том, чтобы позиция ее руководства была грамотно и своевременно разъяснена окружающим, и чтобы нападки противников получили отпор. Но это земное, слишком земное занятие… И потенциально довольно опасное. Взять, к примеру, любой межнациональный конфликт: с двух сторон будут говорить практически одно и то же. Наш народ всегда прав, он всегда выступает жертвой этих коварных и жадных соседей, они его унижают и притесняют, но теперь мы встали с колен, мы постоим за себя, ведь мы-то воины добра и света… Фото: anmier, photosight.ru И с другой стороны звучит ровно то же самое, только приводятся другие факты, иначе реконструируется история. А что на выходе? Вражда и порой кровь, причем такая вражда, которая объявляется вековечной и священной. Это уже не просто конфликт, который может быть разрешен путем переговоров и взаимных уступок, это священная война до победного конца. Конечно, во всем этом обычно очень много пустозвонства и хвастовства – но с чего-то ведь начинаются и войны. Двух соседей не так-то просто заставить взяться за оружие и начать убивать друг друга, тут должна быть очень серьезная причина. Лучше всего – освященная некими высшими авторитетами: религией или демократией, национальными интересами или гуманистическими принципами, свободой или порядком. Чем-то таким, ради чего и через кровь можно переступить. И высшая правота будет исключительно на нашей стороне… Когда сегодня смотришь фильмы или читаешь книги о российской истории, то и дело натыкаешься на этот подход: «а вот они там еще хуже!» (имеется в виду там, на Западе). У нас был Сталин – а они поддерживали Гитлера. У нас Иван Грозный – а у них Генрих VIII и еще Варфоломеевская ночь. И так далее, и тому подобное…

http://pravmir.ru/dialog-gluxix/

Но ни разу мой правящий архиерей не сказал мне ни единого замечания или тем более не дал «установки», как и про что писать. Только в самом начале моего публицистического пути, когда я брал благословение на сотрудничество со светскими СМИ, мой епископ попросил меня не связываться с откровенно желтыми изданиями. И все. Мне непонятны все эти постоянные намеки на неприличность конструктивных взаимоотношений с властью. Складывается такое ощущение, что нравственный долг патриарха, архиерея и любого рядового попа - это непрестанно проклинать власть и повсеместно ее критиковать, как это некогда делал, например, митрополит Филипп. Но Владимир Владимирович - это не Иван Грозный, с одной стороны. А с другой, когда это требуется (например, в вопросе ювенальной юстиции, абортов, образования и некоторых социальных проблем), церковь в лице патриарха довольно часто критикует власть. 5 Еще интеллигентам очень свойственна патологическая боязнь кого-либо обидеть. Причем боятся часто не за себя, а за того парня, который, возможно, кого-то обидел или вот-вот обидит, ежели ему не попенять. Именно в среде верующей интеллигенции уже звучало стыдливое сожаление в связи с поддержкой РПЦ намерений госвласти восстановить изначальный вид московского Кремля, вернув туда монастырь и несколько храмов. Нередко теперь в этой же среде, говоря о церкви, неким особым языком высказываются и «против войны», не всегда поясняя, что именно здесь имеется в виду. Так, недавно один из известных православных ресурсов, pravmir.ru , который, к слову, в структурном плане к РПЦ не относится, провел конференцию под названием «Нравственность и нейтралитет: стратегия православного СМИ в условиях информационной войны». В преамбуле к материалам конференции раздаются сетования, что «мы столкнулись с ситуацией, когда взвешенность и объективность приходится имитировать за счет здравого смысла. Если в информационном поле страны все меньше информации и все больше пропаганды, нравственная позиция начинает противоречить принципу нейтралитета». Но, к сожалению, из выступлений не совсем понятно, о каком нейтралитете идет речь и о какой конкретно нравственной позиции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Каменный собор в центре верейского кремля, как и само городище, историки считают постройкой также древнейшей в этих краях. О том, что заложен он был 15 мая 1552 года, сообщает медная, прикреплённая над дверью табличка (по мнению исследователей, она является копией другой, более ранней, " выполненной на камне " ). На ней выгравирован такой текст: " Божиею милостию по благословению приосвященнаго митрополита Макария всея России заложена бысть сия церковь Рождества Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7060 мая 15 дня при державе благовернаго царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России повелением великаго князя Владимира Андреевича и матери его благоверныя княгини Евфросиньи " . Имеется в виду царь Иван Грозный и князь Владимир Андреевич Старицкий, которому тогда исполнилось 17 лет и который должен был принять участие в походе на Казань. Скорее всего, именно в честь этого события мать князя и решила построить сей храм. Впрочем, история не сохранила для нас сведений о строительстве храма тех лет. Даты окончания строительства и освящения собора также неизвестны. В древних документах он впервые упомянут в Писцовой книге, датированной 1625 годом: " ...А в осыпи соборная церковь Рождества Христова камена с приделы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево... " . От древнего здания, заложенного в 1552 году, сегодня сохранились лишь подклет, куда ведёт лестница в середине южной стены собора, а также алтарная часть, в настоящее время опасно накренившаяся и требующая серьёзного ремонта. За долгие годы существования, включая две Отечественных войны - 1812-го и 1941-1945 годов, собор пережил многочисленные перестройки. Достоверно известно, что собор капитально реставрировали и заново освятили в 1701 году. Однако ремонт продержался недолго - уже в 1729-м тогдашний настоятель Василий Григорьев с прихожанами подал " доношение " в синодальный Казённый приказ с сообщением: " Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения.

http://sobory.ru/article/?object=01124

Характерно, что император здесь вовсе не уступает своего титула и центрального места как покровителя всего православного мира, но как бы присоединяет к своему служению русского князя — признаваемого «вольным и самодержавным» царем Великой России. Именно этот титул и «восстановит» в 1547 году Иван Васильевич Грозный во время своего знаменитого венчания на царство.  Самым известным текстом, содержащим концепцию новой миссии Московского государства, стало послание монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину, составленное в 1523 году. В конце своего письма (посвященного весьма актуальной в то время теме — опровержению предсказаний западных астрологов) ученый старец сообщает адресату «нечто прикровенное» «о нынешнем православном царстве пресветлейшего и высокостольнейшего государя нашего» (имеется в виду великий князь Василий III Иванович):  «Ведай, христолюбче и боголюбче, что все христианские царства пришли к концу и сошлись во едино царство нашего государя — по пророческим книгам то есть Ромейское царство. Два убо Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти. Многажды и апостол Павел поминает Рим в посланиях, и в толковании сказано: «Рим — весь мир». … Видишь ли, избранниче Божий, яко все христианские царства потоплены неверными, только единого государя нашего царство едино благодатию Христовой стоит. Подобает царствующему держать сие с великим опасением и Богу обращением, не уповать на злато и богатство исчезающее, но уповать на все дающего Бога». В последних словах и заключен подлинный смысл «формулы Филофея»: бремя «Третьего Рима», последнего земного царства, налагает на русского государя огромную нравственную ответственность. Теперь он в ответе за весь мир, и должен править «с великим опасением», уповая не на земные богатства, но на помощь Божию. Вопреки расхожему мнению, русские великие князья и цари никогда не претендовали на так называемое византийское наследство. Брак Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего константинопольского императора Константина XI, никаких правовых последствий не имел, так как наследником считался брат Софьи, Андрей, а тот продал свои права французскому королю Карлу VIII (а потом еще и Фердинанду Испанскому). Так что если и могла идти речь о Москве как преемнице Второго Рима — то только в отношении духовного наследия и мистического бремени «последнего царства». Иеремия Константинопольский и Московское патриаршество

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/86...

L. 1) Kurbskii–Groznyi Apocrypha. P. 31–45, 73–76; 2) Kritika. Cambridge, Mass., 1973. Vol. 10. 1. P. 21). Публикуемый список Послания Курбского, датируемый концом XVI в., полностью снимает проблему предполагаемого Э. Кинаном авторства князя С. И. Шаховского своей древностью, ибо в конце XVI в. князь Семен был слишком мал, чтобы быть писателем. 44 ...царю Констянтину... – Константин Флавий I (307–337), византийский император, сделавший христианство государственной религией. 45 ... Владимира Мономаха , иже от грекъ высокодостойнйшую честь приимшу... – Иван IV опирается на публицистические памятники начала XVI в. («Послание о Мономаховом венце», «Сказание о князьях Владимирских»), утверждавшие, что киевский князь Владимир Мономах (1113–1125) получил «шапку Мономаха» и другие царские регалии от своих византийских предков. 47 Исавръ, Гноетезный, Арменинъ – византийские императоры-иконоборцы: Лев III Исавр, Константин Копроним (т. е. «Навозоименный», по-древнерусски «Гноетезный») (оба – VIII в.), Лев V Армянин (IX в.). 48 ...быти ярославскому владыце... – Курбский именовал себя князем ярославским в связи с тем, что род его вел происхождение от ярославских князей. 49 ...друзи и служебники... – Грозный обращается не только к Курбскому, но и к другим «крестопреступникам», разделяя их на две категории – «друзей» Курбского и «служебников». К друзьям он причислял таких, например, эмигрантов, как князья-рюриковичи Заболоцкие, к слугам – подлинных слуг Курбского (братья Калыметы и др.) и, вероятно, независимых, но не знатных лиц, как Тимоха Тетерин, Марк Сарыгозин и т. п. Послам указывалось, что упрекать за «измену» следует только Курбского и других «радных», а «худому излаяв, да плюнути в глаза». 50 ...мняще насъ аки безплотныхъ быти... – Грозный обвиняет Курбского и его сподвижников в «наватской» ереси (ереси Навата, или Новициана, III в. н. э.), требовавшей от людей, чтобы они были выше (нравственней) «человеческого естества». 51 ...на германы и литаоны... – Имеется в виду Ливонская война (с 1558 г.) и война с Польско-Литовским государством (с 1560 г.). 52 ...нсть християнъ... – Иван IV не признавал подлинным христианством ни господствующее в Польше и Литве католичество, ни возникшую в Ливонии и польско-литовских землях протестантскую (реформационную) церковь . 53 ...литовская брань учинилася вашею измною и недоброхотствомъ и нерадниемъ... – Грозный считал, что вмешательство Польско-Литовского государства в Ливонскую войну в конце 1559 г. было вызвано задержкой в военных действиях из-за нежелания «Избранной рады» вести Ливонскую войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Культурологическое преподавание – это реконструкция мира, о котором свидетельствует тот или иной текст. Причем текст имеется в виду не только литературный, но и живописный и музыкальный и событийный…. Почему этот человек (или персонаж) поступил так? Какой он должен был видеть ситуацию, чтобы реагировать именно таким образом? В каком из миров такой поступок понятен и логичен? Так что культурология – то не только разговор о сюжетах картин; прежде всего это разговор о человеческих мирах. Вот, к примеру, Иван Грозный. В истории почти любого народа, хоть чем-то проявившего себя на арене мировой истории, есть подобный тиран. Но Иван Грозный уникален. Да, он мстил и убивал, да, он бывал рационально-бессердечен и жестоко беззрасуден. Но еще он – каялся. Искренне, надрывно каялся. Почему о таких приступах покаяния не говорят биографии Тамерлана и Чингисхана, Нерона и Ленина? Значит, что-то кроме тиранического «окаянства» было в душе у этого русского царя. Что? Не то ли, о чем как-то сказал академик Сергей Аверинцев: «христианство создало поистине виртуозную культуру усмотрения собственной Вот поэтический плод этой культуры: Даже самое белое До конца не бело. Все, что в жизни я сделала, Не алмаз, а стекло. (Надежда Павлович). Вот фантастический (а литературном смысле) плод этой культуры: главный и положительный герой «Властелина Колец» Толкиена – хоббит Фродо - в решающую минуту все-таки ломается и не может найти в себе сил, чтобы расстаться «кольцом всевластья». Толкиен сам комментировал этот эпизод на христианском языке: «Фродо пал…». Читают российские подростки Толкиена? - Да. Понимают ли христианский подтекст этой великой сказки? – Увы, далеко не всегда (а тем временем на книжном рынке появились сатанинские переделки трилогии Толкиена). И великий может пасть, и падший может подняться, - об этом говорят евангельские истории об отречении апостола Петра и о покаянии апостола Павла… Без этих сюжетов никак нельзя представить себе европейской литературы. А многие ли выпускники наших школ знают, чем кончаются «Господа Головлевы»? Многие ли знают о светлой кончине Иудушки? О его покаянии в Великий Четверг и о его пути к могиле матери?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1072 ...святйшему митрополиту Антонию всеа Русии... – Полоцкий архиепископ Антоний был избран митрополитом в мае 1572 г. При нем по приказу царя Ивана Грозного собирались два собора (1573 и 1580), на которых были существенно ограничены имущественные права Церкви. Митрополит Антоний скончался в начале 1581 г. 1073 ...благоверных царевичах Иване Ивановичи и Феодоре Ивановиче...Иван Иванович (1554–1581) – старший сын Ивана IV Грозного, участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры, чему посвящена картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Иван Иванович был автором ряда произведений, посвященных Антонию Сийскому (см.: Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича в наст. томе, с. 668–677). Федор Иванович (1557–1598) – сын Ивана Грозного и Анастасии Романовой, последний русский царь из династии Рюриковичей (с 1584 г.). 1074 ...повергох в землю и сокрых сребро Господа и Царя моего. – Имеется в виду евангельская притча о талантах (денежная единица у древних евреев): «добрые и верные рабы», получив от господина серебро, приумножили богатство, употребив таланты в дело, а «лукавый и ленивый раб» зарыл деньги в землю и не получил прибыли, за что был наказан. Ср.: Мф. 25, 14–30 ; Лк. 19, 11–27 . 1087 Андрей Критский – святой, церковный проповедник и писатель, живший в VII–VIII вв. и бывший архиепископом о. Крит. Среди его многочисленных церковных песнопений особой популярностью пользуется «Великий покаянный канон», содержащий около 250 тропарей (стихов). 1088 Герман Цареградский – святой, патриарх Константинопольский (715–730). Известен как проповедник и автор церковных песнопений. Ему принадлежат толкование на Литургию, сочинение против еретиков-иконоборцев, а также богословский трактат «О пределе жизни», где главной является проблема жизни и смерти человека. 1090 Ефрем Сирин – великий церковный проповедник, живший в IV в., удивлявший своих современников, например Василия Великого , ученостью: он хорошо знал не только христианскую литературу, но и «эллинскую мудрость», и мифологию. Еще при жизни его сочинения были переведены на греческий язык и читались в церкви после Священного Писания. Среди большого литературного наследия Ефрема Сирина выделяются произведения аскетического характера, толкования библейских книг, церковные песнопения, молитвы, в частности покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего», читаемая во время Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 У Вл. Соловьева и его последователей, так называемая «Софиология» (см. II том), очень тесно связана с истолкованием икон, посвященных Софии – Премудрости Божией. 18 См. об этом интереснейшие, хотя и устаревшие уже укзания Буслаева, например, его статью «Русская эстетика XVII века» в «Очерках по русской литературе и искусству». Т. II. Оба тома исследований Буслаева – исключительно ценны. ( Буслаев Ф.И. (1818–1897), русский языковед, фольклорист, историк искусства. Имеется в виду его труд «Исторические очерки русской народной словесности и искусства»(т. 1–2, СПб., 1861)) 20 См. об этом очень существенные и верные замечания у Федотова. (Стихи духовные, стр. 14, а также в заключении книги). Федотов Т.П. Стихи духовные. М.: Прогресс, 1991. 26 См. о нем специальный этюд Тихонравова в собрании сочинений (у меня под рукой немецкий перевод. Рига. 1873. – См.: Тихонравов И.С. Квирин Кульман//Соч.Т. II, 1898) 28 Ю. Виппер. – «Иоанн Грозный» (1922), стр. 35. (См.: Виппер Р.Ю. Иван Грозный. Изд. 3. М.–Л., 1944). 29 Подробнее всего см. об этом в книге Малинина. – «Старец Филофей и его послания». Киев. 1901 г. 31 См. упомянутую выше книгу Малинина, а также новое исследование Hild Schilder, Moskau der dritte Rom, Hamb. 1929. 32 Об эсхатологических мотивах в древней Руси есть специальное исследование Сахарова (Тула, 1879), но оно относится лить к произведениям народной словесности. 34 Это есть по существу библейская концепция. См. Малинин. Ор. cit, – стр. 315. Не здесь ли следует искать основной источник тех историософских построений в более позднее время, согласно которым все народы делятся на «исторические» и «неисторические»? Эти построения были особенно распространены в конце XVIII века, как на Западе, так и у русских мыслителей. 35 Именно отсюда (и только отсюда) надо выводить те учения о «всечеловеческом» призвании России, которые заполняют историософские построения первой половины XIX века (продолжаясь, впрочем, у отдельных мыслителей до наших дней). См. ниже гл. III-V во 2-ой части I тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

258 ...яко и во перших епистолиях воспомянухом ти... беззакония ради твоего... – Под «першими», т. е. первыми, «епистолиями» Курбский имеет здесь в виду свои Первое и Второе послания к царю. 259 ...и отечества твоего преславнаго града Москвы сожжения от безбожных измаилътян... – Имеется в виду грандиозный пожар Москвы, который произошел 24 мая 1571 г. 260 ...фараоницкое непокорение и ожесточение сопротив Бога и совсти... – Курбский имеет в виду эпизод библейской истории, связанный с исходом евреев из Египта, когда древнеегипетский фараон в своем ожесточении и непокорстве не желал выполнить волю Бога и отпустить богоизбранный народ из Египта, благодаря чему он заслужил страшную гибель со своим войском в волнах Чермного моря (см. Исх. 5–14 ; ср. Рим. 9:17 ). 261 ...ни единаго Непотияна и прочих дву неповинных... – Курбский в опущенном в наст. изд. тексте вспоминал эпизод из легендарного Жития Николая Чудотворца, спасшего трех оклеветанных воевод – Непотияна, Урса и Ерпилиона, которые были неправедно осуждены на казнь римским императором Константином I Флавием. Деятельность Николая Мирликийского относили к IV в. н. э., но сказания о нем стали складываться позже – в IX–X вв. На Руси был известен перевод Жития Николая Мирликийского, составленный Симеоном Метафрастом , византийским автором X в., который во времена митрополита Московского Макария был включен в состав Великих Миней Четьих. Однако текст рассказа Жития дается Курбским в Третьем послании к Ивану IV не в переводе Макарьевских Миней Четьих, о котором он, очевидно, не знал, а в переводе, осуществленном Курбским совместно с сотрудниками своего литературно-переводческого кружка в Миляновичах (см.: Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. С. 51–52). 263 ...бесчисленных воевод и стратилатовъ благородныхъ... различными смертми разтерзал ecu и всеродне погубил без суда и без права... – Курбский имеет в виду несчетное множество опал и казней русских воевод, начавшихся в России после падения правительства так называемой «Избранной рады» по наущению новых советников царя Ивана IV – «презлых ласкателей». Впечатляющую и красочную картину этих опал и казней Курбский нарисовал в своей «Истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010