Дипломат и богослов Иван Висковатый, возмущаясь новописанными иконами, замечает, что они не только не научают вере, но и вводят в смущение народ далекими от евангельского откровения сюжетами. Некогда единые слово и образ в храме теряют взаимосвязь. Эпоха погружается не только в темноту, но и в немоту. Единственным вызовом духу времени, как «глас вопиющего в пустыне», был голос митрополита Филиппа Колычева, святителя московского. Он единственный, кто осмелился бросить в лицо тирана обвинение, что Иван Грозный повинен в крови христиан. За это митрополит Филипп и пострадал, как некогда страдали первохристианские мученики, как Пророк и Предтеча Господень Иоанн, павший жертвой тирании Ирода. Не случайно самым выразительным образом грозненской эпохи являются иконы с редким дотоле сюжетом «Иоанн Предтеча — ангел пустыни». Иоанн Предтеча Ангел пустыни. 1560-е гг.   Здесь Креститель изображается крылатым — крылья знак его посланничества в мир (ангел значит посланник). Он послан проповедовать покаяние и приготовить путь Господу. Этот образ, с точки зрения строгого богословия, неканоничен, против него возражали некоторые богословы. Но для своего времени он оказывается настолько актуален, что сила его воздействия намного превышает все остальные образы, созданные в тот период. Даже мрачный тон колорита и светонепроницаемость красок воспринимаются как художественный прием. Основная тема иконы — покаяние. На свитке, который держит Иоанн, написано: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3.2), чаша в его руке напоминает о жертве. Это жертва Предтечи, казненного по приказу Ирода, это также искупительная жертва Иисуса Христа, Агнца Божия, это и та чаша, которую будут пить все, следующие за Спасителем ( «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься», Мф. 20.23). Возле ног Крестителя — секира, как напоминание его слов, сказанных на Иордане: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

13. Вышел указ, и мудрецы были убиваемы, и хотели убить Даниила и товарищей его. 14. Тогда Даниил предложил совет и мнение Ариоху начальнику Царских телохранителей, который шел убивать мудрецов Вавилонских. 15. Он сказал Ариоху, чиновнику Царскому: за что вышел такой грозный указ от Царя? Тогда Ариох все пересказал Даниилу. 16. Даниил пошел, и просил Царя, чтобы он дал ему срок; он откроет Царю истолкование сна. 17. После сего Даниил пошел домой, и уведомил о сем Ананию, Мисаилу и Азарию, друзей своих, 18. чтобы они просили милосердия Бога небесного в рассуждении сей тайны, дабы не погибнуть Даниилу и друзьям его с прочими мудрецами Вавилонскими. 19. Тогда Даниилу в ночном видении открыта тайна, и Даниил благословил Бога небеснаго. 20. Даниил говорил так: да будет благословенно имя Божие от века до века! ибо Его есть мудрость и сила. 21. Он изменяет времена и годы, низвергает Царей, и возставляет Царей, дает мудрость мудрым и знание знающим. 22. Он открывает глубокое и сокровенное; знает то, что во тьме, и свет при Нем пребывает. 23. Тебя, Боже отцев моих, я благодарю и славлю, что Ты дал мне мудрость и силу, что Ты сказал мне, о чем молили мы Тебя, и что Ты открыл нам то, что сказано Царю. 24. После сего Даниил пошел к Ариоху, которому приказал Царь погубить мудрецов Вавилонских; пришел, и так сказал ему: мудрецов Вавилонских не погубляй, отведи меня к Царю, я открою Царю истолкование сна. 25. Тогда Ариох немедленно привел Даниила к Царю, и так сказал ему: Я нашел человека из преселенных Иудеев, который скажет Царю истолкование сна. 26. Царь отвечает, и говорит Даниилу, коему имя Валтасар: можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и истолкование его? 27. Даниил отвечает пред Царем, и говорит: тайны, о которой спрашивает Царь, не могут открыть Царю мудрецы, звездочеты, истолкователи иероглифов и гадатели. 28. Но есть Бог на небесах, который открывает тайны, и возвещает Царю Навуходоносору, что будет в последствии дней. Сон твой и видение твое на ложе твоем было сие: 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

                 -Батюшка, а как можно объяснить, что сам предмет в этом действе попытаемся наделить особой святостью? Если накладывать четки на мощи святых, на святые места какие-то.                  -Ну, вот давайте вспомним известное место. Это книга «Деяния святых апостолов» (Деян 19, 11-12):  «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Здесь, казалось бы, все понятно. Вот есть святой, есть его благословляющие руки, которые творят чудеса. Но смотрите что дальше : так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Здесь уже ситуация без участия Павла. Но присутствуют его платки, опоясания. И здесь как подсказывается: с тела его. То - есть то, что соприкасалось со святым человеком. И у этих людей прекращаются болезни, злые духи выходят из этих людей. Вот здесь мы видим прецедент, когда действие от святого идет не на прямую, а опосредственно. 11 стих говорит, что   руками Павла творилось немало чудес, а 12 стих 19 главы книги «Деяний» говорит об  опосредованном воздействии платков и поясов, которые соприкасаются с ним. И результат удивительный  - не только исцеление, но и даже злые духи шарахались от этих людей, к которым  эти платки и пояса прилагались.                     -Батюшка, я сейчас понял эту ситуацию, когда в Киеве-Печерской лавре пребывали Дары Волхвов, которые мы там охраняли. И я сейчас понял, для чего многие люди несли с собой пакеты. Они шли с пакетами, в которых были детские носочки, женские платочки, полотенца. Мы сначала удивлялись, зачем с сумками заходить в храм. И женщины просили приложить их. А теперь понял, в чем было дело.                  -Это забота о детях. Вот, кстати, когда родился будущий царь Иван Васильевич Грозный, его отец великий князь Московский Василий III, он младенца привез в Троице-Сергиеву лавру и положил прямо на раку с мощами, чтобы преподобный Сергий благословил этого младенца. Вот такое представление было у наших предковИ чем ближе младенец оказывается к святыне -  тем более удачно могла состояться его судьба, его жизнь как православного христианина.

http://radonezh.ru/text/rasskaz-o-vseros...

Виктор 21 октября 2016, 22:28 Мономах канонизирован в 2009 году. Darina 21 октября 2016, 21:15 Укрепление России, единственной православной страны, способной на ведение самостоятельной политики, - это ли не миссия? Не были ли для выполнения этой миссии особых полномочий? Ольга 21 октября 2016, 18:31 Вызывают смущение комментарии после прочтения книги о нижегородском митрополите Питириме, времен Петра I, друзьями они являлись, совместно боролись на нижегородских землях с раскольниками, приемы борьбы были примерно те же, что описываются в статье. Митрополит! А вы обсуждаете царя с больным детством. Вся жизнь людей в миру в той или иной степени, это причинение боли другим, душевной или телесной. Православные очень воцерковленные люди порой ранят похлеще палачей, разве такого не было в вашей жизни? Антоний 21 октября 2016, 17:47 Добрый вечер, братья и сестры! Искренне благодарю редакцию и отца диакона Владимира за публикацию последних материалов об одном из самых значительных и неоднозначных правителей в истории нашего Отечества. Как всегда, объективно, четко и аргументированно! Спасибо и низкий поклон! Ольга 21 октября 2016, 15:34 Александр А.Б. пишет: " Но ведь всё познаётся в сравнении – не так ли? Ну так сравните «миролюбивые нравы» тогдашней Европы с «террором» Иоанна Грозного " . Александр, не знаю, кто вы по вероисповеданию, но для православных возможно сравнение ТОЛЬКО с тем, чему учил Христос. И судить каждого человека Христос будет по Своему Евангелию, по Своим заповедям. " Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорил, говорю, как сказал Мне Отец " (Ин. 12. 48–50). Поэтому ваше апеллирование к сравнению со злодеяниями других душегубцев в контексте православного учения совершенно несостоятельно. И еще по поводу вашей инсинуации: " Но у меня встречный вопрос: почему нет такого неприятия памятникам действительным душегубам и кровавым злодеям как Ленин, Войков?! Неужто эти кровавые тираны вам милее Царя? " . Православным ненавистны дела этих красных злодеев, но этих злодеев по крайней мере не пиарят священники и позиционирующие себя православными люди (до этого, слава Богу, не дошли, но тенденция есть и Сталин, в частности, уже реабилитирован многими именующими себя православными). Однако если уж доживем до такого времени, когда на православных ресурсах начнут красных палачей восхвалять,то, не сомневайтесь, реакция православных последует.

http://pravoslavie.ru/97925.html

И яростию низложиши языки: то есть тех, которые превозносятся, сокрушаешь наказаниями» 650 . Св. Кирилл Александрийский прилагает слова пророка к наказанию, постигшему иудеев за неприятие Христа. «Прещением умалиши землю, и яростию низложиши языки. Сими словами пророк указывает нам на опустошение оставленной страны Иудейской и на погибель живущих в ней народов. Поскольку они отвергли веру во Христа и восстали против Него и убили Начальника жизни, то и преданы были на опустошение» 651 . Пророческие слова ярко и образно раскрывают проблему теодицеи. Бог, взирая на людское нечестие, потрясен гневом. Он не может и не хо­чет удерживать его и начинает попирать землю. Люди, в свою очередь, такого от Бога не ожидали, ведь Он благ и долготерпелив. Исчезло дол­готерпение Божие, и Он яростию Своею изумил народы. Даже тираны удивлены. Они и то не поступают так, как Бог. Тираны уничтожают лю­дей по бредовым идеям своим, по подозрению – но не так же! Цунами, землетрясение, мор – и уничтожены почти в миг все – злодеи и правед­ники, старики и младенцы, виновные и невиновные. Не мудрено, что и Ирод-царь, и Иван Грозный, и Сталин удивлены. Изумлены и правед­ники и злодеи, взирая на небо... А Потрясенный гневом попирает землю... Пришел его час и да молчит вся­кая плоть. А она не молчит, изумленная!!... Ханжеские объяснения тут не приемлются. Возможны только два пути. Одни приемлют ислам – покорность Богу-Аллаху такому, какой Он есть; другие – Христа, не объяснившего, а испившего за людей вино ярости Божи­ей, которое стало для них Чашей благословения. Первое смиряет, но не дает покой душе, ищущей правду, разве лишь в вечности. Второе – упраздняет сам вопрос и наполняет сердце радостью. Из дали веков, из глубин алчущего правды сердца поет пророк: 3.13–14 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но видимое присутствие Господа среди народа израильского под образом храма имени Его ( Лев. 26: 11–12 ) возможно было лишь под условием послушания Израиля воле Божьей. Посему Господь говорил: «Если вы отступите и оставите уставы Мои и заповеди Мои, то Я истреблю Израиля с лица земли Моей, которую Я дал им, и храм сей, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и сделаю Его притчею и посмешищем у всех народов» (2Парал. 7: 20). Грозный приговор Иеговы не замедлил исполниться, лишь только Израиль пошел вослед иным богам. Господь скрыл от него лицо Свое ( Втор. 31: 17–18 ), и отверженный храм был разрушен халдеями, а Израиль отведен в плен и обращен ими в раба. Но и в плену Израиль устами лучших своих сынов воспевал Бога, «восседающего на херувимах в храме Святой Славы Своей» ( Дан. 3: 53–54 ), и молился, согласно воле Соломона ( 3Цар. 8: 48 ), обратившись лицом к месту, где стоял город Иерусалим и святая гора Сион и дом молитвы – жилище Иеговы ( Дан. 5: 10 ). С сокрушенным сердцем и смиренным духом он верил слову пророков, что Господь отомстит за разрушенный храм Свой ( Иер. 51: 11 ) и снова водворит Израиля во святом граде Своем, на святой горе, и воздвигнет дом Свой ( Иер. 25: 12; 30: 18; 50: 28 ; Захар. 1: 16–17 ). Надежды раскаявшегося Израиля сбылись: Кир, во исполнение воли Господа, отпускает народ Его в Иерусалим и велит «строить дом Господа Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме» ( 1Ездр. 1: 1–11 ). И Израиль возвратился в Иерусалим. Надлежало строить храм Господу, но, очутившись на свободе, он забыл тяжкие уроки прошлого и занялся украшением своих домов, оставляя дом Господень в запустении. Тогда Господь чрез пророка Аггея грозно обличает свой народ за небрежение о «доме Господнем» ( Агг. 1 ), и Израиль взялся за построение «дома Господня», и воздвигнутый им храм был «последним» ветхозаветным храмом. Приближалось время пришествия Мессии. Уже среди Израиля раздавался тревожный голос пророков: «Вот внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы желаете, вот он идет, и кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?» ( Малах. 3: 1–2 ), и «придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, и слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2: 7–9 ). И с трепетно-радостным сердцем лучшие сыны Израиля внимали слову пророков и верили, что придет в храм Свой Господь во плоти, и освятит, и прославит его на веки ( Мал. 3: 1 ; Агг. 2: 7–9 ; Сирах. 49: 14 ), и сделает его местом жилища Своего среди христиан и святилищем Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

Православный христианин должен быть любвеобильным, радостным, миролюбивым, долготерпеливым, благостным, милосердным и истинно верующим ( Гал.5:22–23 ). Противоположность сих добродетелей: агрессивность, злость, интриганство, нетерпимость, коварство, мстительность и фанатизм. Сейчас часто, особенно среди неофитов, можно встретить хмурых и агрессивных людей, которые не понимают и не чувствуют светлого и радостного Евангельского Благовествования. Для них исповедание веры – война с иноверцами, праведность – сплетни о грехах других людей, а долготерпение – терпеливое отношение к своим собственным недостаткам и порокам. Но Евангелие учит нас другому. Сказано: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал.6:10 ). И такими Господь и хотел видеть среди Своих первых учеников – первых граждан Своего Небесного Царствия, сограждан Ангелам. И мы читаем далее: Мф.4:18–19 . «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Здесь для нас, для русских, важным обстоятельством является тот факт, что первым призванным апостолом был апостол Андрей, которого в церковной традиции называют «Первозванным». Летопись преподобного Нестора «Повесть временных лет» рассказывает нам о приходе апостола Андрея на нашу землю. Есть и греческие свидетельства о приходе апостола Андрея на Русь, например, в риторических похвалах, составленных Никитою-Давидом Пафлагонским в конце IX-ro века. Об этом говорит и первый церковный историк Евсевий словами: «получил в жребий… Андрей  – Скифию». Когда иезуит Антоний Поссевин склонял в унию государя Иоанна Васильевича (Грозного), ссылаясь на пример продажных греков, вступивших в унию с латинянами, на это царь Иван Грозный отвечал: «Греки для нас не Евангелие. Мы верим Христу, а не грекам. Мы получили веру при начале христианской Церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим. Таким образом, мы в Москве приняли христианскую веру в то самое время, как вы в Италии, и содержим ее нерушимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Я хотел бы также выразить свою благодарность преподавателям и сотрудникам следующих учебных заведений: Свято-Владимирской Православной Духовной Академии (Крествуд, Нью-Йорк) – моей Alma Mater, Pontificio Collegio Russo (Рим, Италия), где я провел весенний семестр 1987 г., посвященный работе в библиотеке Восточного Папского института, и, конечно, Фордхемскому университету (Нью-Йорк) – за интеллектуальную и материальную помощь. К сожалению, невозможно упомянуть здесь всех, кто оказал мне помощь в написании этой работы. Тем не менее я хотел бы особо выделить диакона Кеннета Павла Веши, жертвенно взявшего на себя нелегкий труд редактирования английского оригинала этого текста, Елеану Силк, осуществившую компьютерную верстку, и Сандру Труэкс, внесшую в текст многочисленную правку. Последнее было бы невозможным без помощи Григория Дормана и протоиерея Фомы Хопко , предоставивших автору для этой цели свои компьютеры. Я глубоко признателен москвичу Александру Кантору, который откликнулся на мою просьбу и отыскал в московских библиотеках несколько необходимых мне редких публикаций, а также моей матери, Брониславе Зиновьевне Букчиной, переписавшим эти статьи от руки, чтобы послать их для меня письмом в далекую Америку. Я также хотел бы поблагодарить библиотекаря Св.-Владимирской Академии Стефана Осиповича Бескида, часто делавшего невозможное, чтобы найти нужные книги. И, наконец, помощь Барбары Коста – секретаря кафедры средневековой истории Фордхемского университета – была для меня просто бесценной. Необходимо выразить благодарность и приснопамятному протоиерею Сергию Булгакову , которому я обязан названием своей работы – оно является частичным заимствованием названия его брошюры “Карл Маркс как религиозный тип” ( Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип. Париж, 1929). Ну и, конечно, необходимо отметить, что за все возможные ошибки и недостатки этой работы никто из вышеперечисленных лиц ответственности не несет. Александр Дворкин. Крествуд. Нью-Йорк, 1988 г. «И сказал [Самуил]: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его И дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим. И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим. И рабов ваших, и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела. От мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами. И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушать голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами; и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.» ( 1Цар. 8:11, 13–20 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«В 1990-е началась политика денежного террора». «Гайдар перевел Россию на рыночные рельсы. А Ельцин, между прочим, на них обещал лечь, но не лег. Распродал все иностранным вкладчикам. Гайдару, кстати, не так много досталось». ИВАН ГРОЗНЫЙ «Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития». «Среди опричников Иван Грозный имел авторитет. Остальные относились к нему, как к психу». «Опричники Ивана Грозного были как анархисты на службе у государства». «Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни». «При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало». «Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Иван Грозный все-таки был не Сталин». «Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах». «При Иване Грозном никого не спас бы и философский пароход». «Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни». «Лучшие умы отрубил палач Скуратов». «Современные милиционеры обижаются, когда их называют опричниками. Мой папа-милиционер бьет таким морду». «Кто не любил работать шел в опричники». «Опричники помогли Ивану Грозному укрепить рубль». «В Сибирь опричники не полезли, послали туда казаков». «Опричникам мы обязаны присоединением Сибири». «Иван Грозный после всего попробовал заставить опричников заниматься сельским хозяйством. Но ничего не получилось. Они не хотели трудиться. Пришлось их тоже убить». «Иван Грозный это создатель тоталитаризма». «Иван Грозный запретил все газеты». «Царь положил конец боярскому беспределу, кого не убил, того выгнал». «Иван Грозный был враг стабильности. Его враг Курбский, впрочем, тоже». «Иван Грозный разделил страну на зону террора и зону безвластия». «При Иване Грозном бояре нервничали, им было действительно страшно». «При Грозном происходила гибель больших масс боярского населения». «Покорность народа при Иване IV выросла, но кому от этого легче, если каждую ночь снятся кровавые мальчики». «При Иване Грозном военные могли хорошо зарабатывать».

http://pravmir.ru/ege-po-istorii-kollekc...

1993. Vol. 52. N 4. P. 769-809; Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.; Л., 19943; Граля И. Иван Михайлов Висковатый: Карьера гос. деятеля в России XVI в.: [Пер. с польск.] М., 1994; Rowland D. Biblical Military Imagery in the Political Culture of Early Modern Russia: The Blessed Host of the Heavenly Tsar//Medieval Russian Culture/Ed. M. Flier, D. Rowland. Berkeley, 1994. Vol. 2. P. 182-212; Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция рус. средневек. концепции (XV-XVI вв.). М., 1998; Филюшкин А. И. История одной мистификации: Иван Грозный и «Избранная рада». М., 1998; он же. Титулы рус. государей. М.; СПб., 2006; Хорошкевич А. Л. «Измена» Пимена и поход Ивана Грозного на Новгород//Великий Новгород в истории средневек. Европы: К 70-летию В. Л. Янина. М., 1999. С. 225-231; она же. Россия в системе междунар. отношений сер. XVI в. М., 2003; Шапошник В. В. Церковно-гос. отношения в России в 30-80-е гг. XVI в. СПб., 2002; Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 20033; Колобков В. А. Митр. Филипп и становление моск. самодержавия: Опричнина Ивана Грозного. СПб., 2004; Чумичева О. В. Иван Грозный и Ян Рокита: Столкновение двух культур//Конфессионализация в Зап. и Вост. Европе в раннее Новое время: Докл. русско-нем. науч. конф. 14-16 нояб. 2000 г. СПб., 2004. С. 134-155; Булычев А. А. Между святыми и демонами: Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М., 2005; Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. Н. Новг., 2005, 2009; Halperin C. J. Ivan IV " s Insanity//Festschrift for R. Hellie/Ed. Z. Zanger, P. Brown. Leiden, 2007. Pt. 1. P. 207-218. (Russian History; Vol. 34. N 1/4); Bogatyrev S. Ivan the Terrible Discovers the West: The Cultural Transformation of Autocracy during the Early Northern Wars//Ibid. P. 161-188; idem. Reinventing the Russian Monarchy in the 1550-s: Ivan the Terrible, the Dynasty and the Church//SEER. 2007. Vol. 85. N 2. P. 271-293; Мадариага И., де. Иван Грозный: Первый рус. царь/Пер. с испан. ред.: М. А. Юсим. М., 2007. Б. Н. Флоря Литургическое творчество И.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010