Горнему месту обязательно кадят во время богослужений; проходя, кланяются, осеняя себя крестным знамением; на Горнем месте непременно возжигается свеча или лампада. Прямо перед Горним местом позади престола помещается обычно Семисвечник, который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является разветвленным на семь ветвей от одного высокого столпа светильником, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. Справа от горнего места и слева от престола расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и о упокоении. Справа от престола, чаще всего в отдельном помещении, располагается сосудохранилище и ризница, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды, облачение духовенства. Иногда ризница может находиться в отдельном от алтаря помещении. Но в таком случае справа от престола всегда имеется стол, на который полагаются ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения. По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято поставлять на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (с южной). Справа или слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее и место, где возжигается кадило. Перед престолом, справа от Царских врат у южных дверей алтаря, принято ставить кресло для епископа. Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующих несозданный троический свет Божества, или два раза по три (вверху и внизу), или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Господа и Иисуса Христа), или четыре (во имя Четвероевангелия). Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря, поскольку и в наши дни он содержится в особенной чистоте, устилается коврами, по возможности всячески благоукрашается. В православном Типиконе и Служебнике алтарь часто называется святилищем. Это, как полагают, происходит оттого, что древние учители Церкви часто именовали алтарь ветхозаветным названием Святое Святых. Действительно, Святое Святых Моисеевой скинии и Соломонова храма, как хранившие в себе ковчег Завета и другие великие святыни, духовно прообразуют собою христианский алтарь, где происходит величайшее Таинство Нового Завета – Евхаристия, хранятся в дарохранительнице Тело и Кровь Христовы. Употребление учителями Церкви понятия «Святое Святых» в применении к православному алтарю сближает его с ветхозаветным святилищем не по подобию устройства, а имея в виду особую святость этого места.

http://azbyka.ru/altar

Некоторые бывают почти ежедневно на Божественной Литургии, а иные держатся общего правила пустынножительства и приходят в обитель лишь для приобщения Святых Таин и на праздничные церковные богослужения. В некотором отношении пустынник, живущий близко к обители, имеет свои особые преимущества, а именно: во-первых, если он немощен и слаб здоровьем или в весьма преклонных летах, то близкое расстояние к храму составляет для него великое удобство, во-вторых, ему представляется возможность чаще других приступать к Чаше Жизни – два, а в Великий пост и три раза в седмицу, что для далеко живущих иноков составляет затруднение. И, в-третьих, приняв в себя в Пречистых Тайнах божественный огнь святейшего Тела и Крови Христовых, он ускоряет в свое жилище, стараясь сохранить Его неугасимым, тогда как для другого труднее сохранить сей пренебесный огнь, ибо при беседах и близком общении с другими он скоро угасает. Выше этих описанных калив занимают большое пространство верхние киперы. В этом месте путь раздваивается: одна дорога круто поворачивает на запад и полугорием вдоль моря ведет к отдаленным от обители каливам, размещенным вверху и внизу от нее в разных направлениях; минуя их, она переходит большой овраг и скрывается в лесу по направлению к Крумице. Вторая же дорога от кипера поворачивает на северо-восток и ведет по направлению к прудам вдоль оврага, или, иначе назвать, каменной канавы, по которой из прудов в известное нужное время пускают воду для орошения всех киперов. Проходит эта вода из оврага по каналам почти во все ближайшие к обители каливы, наполняет цистерны, из коих по мере надобности поливаются деревья и огородные овощи. Прудов всего три, в них скопляется дождевая вода, скатываясь с горных высот. Этой воды почти всегда хватает с избытком на орошение всех огородов, фруктовых садов и на другие хозяйственные потребности. Пруды эти, окруженные со всех сторон сосновым лесом и кустами, когда бывают наполнены до краев, ласкают взор проходящих своим живописным видом, и невольно вспоминаются псаломские слова: На горах станут воды и другого стиха: Посреди гор пройдут воды ( Пс.103 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 В мою бытность, до 1830-х годов, одни только площади были вымощены камнями, а улицы и тротуары деревом; столбики и жерди между ними расписаны были вкось полосками белыми и черными. На перекрестках были будки, в которых в торговые дни собирали с проезжавших на торг с товаром по четыре камня с лошади, или же деньгами, в пользу города на мостовые и выдавали билет. Общественных увеселений не было. В семик собирались несколько среднего сословия людей на поляну за городом, и еще на Троицкой неделе на парадное место, где вокруг катались в экипажах; еще катались на Масляной: вот и все увеселение. Я помню, что до моего вступления в монастырь два раза приводили верблюда, приезжал восковой кабинет, кукольная комедия, и два раза было конское ристалище 20 . Во всем городе был всего только один трактир, Архарова; внизу была харчевня, а вверху самый трактир, о трех окнах. Ходить туда почиталось зазорным, и человека, побывавшего там, почитали человеком потерянным.  В древнее время, при дедах наших, Вологда вела значительную торговлю с Сибирью, торговала мехами, белкою, кошкою и тканью, называемой китайка; впоследствии торговала хлебом с Архангельском, где были торговые домы, ныне перенесенные в самую Вологду. По устройстве Шекснинского какала Вологда стала торговать с С.– Петербургом, но не в больших размерах. Значительных заводов и фабрик нет, что весьма ощутительно для небогатых людей низшего звания, не имеющих постоянного ремесла. Особенных местных произведений нет, кроме прилуцких калачей, которые пекут из очень темной пшеничной муки. В зимнее время в Вологду приезжали из Архангельска архангельцы и поморцы в длинных и узких санях наподобие лодки, привозили с собою на возах сельдей, а когда им ехать в обратный путь, накупят прилуцких калачей и везут их за тысячу верст. Торговых дней в неделю три: понедельник, среда и пяток, а ярмарка продолжается целый месяц, с 1 генваря по 1 февраля. Мое семейство Родитель мой, Дмитрий Афанасьевич Мясников, имел еще брата, Ивана Афанасьевича, и шестерых сестер, из которых одна не была в замужестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В мою бытность, до 1830-х годов, одни только площади были вымощены камнями, а улицы и тротуары – деревом; столбики и жерди между ними росписаны были вкось полосками белыми и черными. На перекрестках были будки, в которых в торговые дни собирали с проезжавших на торг с товаром по четыре камня с лошади или же деньгами в пользу города на мостовые и выдавали билет. Общественных увеселений не было. В Семик собирались несколько среднего сословия людей, на поляну за городом, и еще на Троицкой неделе, на парадное место, где вокруг катались в экипажах; еще катались на Масляной: вот и все увеселение. Я помню, что до моего вступления в монастырь, два раза приводили верблюда, приезжал восковой кабинет, кукольная комедия, и два раза было конное ристалище. Во всем городе был всего только один трактир, Архарова; внизу была харчевня, а вверху – самый трактир, о 3-х окнах. Ходить туда почиталось зазорным, и человека, побывавшего там, почитали человеком потерянным. В древнее время, при дедах наших, Вологда вела значительную торговлю с Сибирью, торговала мехами, белкой, кошкой и тканью, называемой китайка; впоследствии торговала хлебом с Архангельском, где были торговые дома, ныне перенесенные в саму Вологду. По устройстве Шекснинского канала Вологда стала торговать с Санкт-Петербургом, но не в больших размерах. Значительных заводов и фабрик нет, что весьма ощутительно для небогатых людей низшего звания, не имеющих постоянного ремесла. Особенных местных произведений нет, кроме прилуцких калачей, которые пекут из очень темной пшеничной муки. В зимнее время в Вологду приезжали из Архангельска архангельцы и поморцы в длинных и узких санях наподобие лодки, привозили с собой на возах сельдей, а когда им ехать в обратный путь, накупят прилуцких калачей и везут их за 1000 верст. Торговых дней в неделю три: понедельник, среда и пяток, а ярмарка продолжается целый месяц, с 1 января по 1 февраля. Мое семейство Родитель мой, Дмитрий Афанасьевич Мясников, имел еще брата, Ивана Афанасьевича, и 6 сестер, из которых одна не была в замужестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Солнце стояло уже посреди неба, обдавая всё внизу своим палящим зноем. Далеко, далеко, куда только проникли взоры, — тянулись причудливые вершины Аварских гор. Долины между ними затянуло светом. Грохот горных потоков, рёв водопадов, заглушавшие всё по ночам и на рассвете, теперь притаились. Два или три раза среди общего молчания утомлённой зноем природы, раздавались внизу выстрелы, но на них никто не обращал внимания. Какой-то пернатый хищник, раскинув громадные, тёмные крылья, ринулся в одну из саклей и, выхватив с её двора курицу, взвился с нею опять в головокружительную высоту. Кабардинский князь взял было ружьё у своего нукера, да Джансеид остановил его. — Ради Аллаха! Что ты делаешь? — А что? — удивился тот, недовольный тем, что ему помешали. — Разве ты не знаешь нашего адата? — У лезгин на всё адаты! — Это старый. Не у нас одних! И по всей Чечне его соблюдают: когда старики перед лицом Аллаха совещаются в мечети, никто не смеет стрелять в ауле. Уздень передал ружьё слуге и нахмурился. — Долго ли они будут ещё болтать. Нет, у нас не так: наш джамаат перед всем народом. Но он не кончил: двери мечети растворились. Все жадно устремили туда горевшие страстным любопытством взоры. «Что-то покажется в дверях: вынесут ли муталлимы саблю или выйдут с пустыми руками?» С кровель поднялись женщины. В эту торжественную минуту они забыли осторожность, и чадры сами спали с них… Вдруг вся площадь точно ахнула… В темноте из мечети показался сам мулла Керим. Его никто не поддерживал, он шёл по-юношески легко и в правой руке высоко держал обнажённую саблю. И не успел ещё он ступить на накалившиеся каменья площади, как молодёжь выхватила из-за поясов пистолеты, у кого были — скинули ружья из-за спины, и весь аул, казалось, затрепетал на темени утёса от оглушительной трескотни беспорядочных выстрелов. Под этот грохот старики выходили из мечети. Гассан шёл позади, печальный, сумрачный. Мнение его не одержало верх. Он знал русских и предвидел гибель родного аула. Залпы вверху отдались в долинах. В скалах всё, что оставалось дома, выскочило на крыши и оттуда снизу тоже стало посылать выстрелы в бездонную синь огневого неба. С окрестных утёсов всполошились спавшие совы и филины, отдыхавшие кречеты и соколы. Всё это сослепа поднялось вверх, и долго жалобные крики встревоженных пернатых разбойников неслись с высоты в узкие улицы аула. Издалека другие аулы с других вершин отозвались такими же выстрелами. Там поняли, в чём дело, и точно приветствовали отовсюду вспыхнувший в Салтах газават. Сегодня весь Дагестан, таким образом, узнал о священной войне и стал снаряжать узденей на битву.

http://azbyka.ru/fiction/kavkazskie-boga...

Теперь уже не было нужды в старике, но он, тем не менее, вёл за собою товарищей. Его возбуждение не ослабевало. Ноги так же уверенно двигались, так же твёрдо рука несла ярко разгоревшийся факел. Старые рудники не были, впрочем, пусты, два или три раза от толпы шарахнулось что-то в сторону. Крот слепой заметил ли людей, или хорьки выбрали себе эти подземные ходы… Призрак следовал впереди, и Ивану слышалось, что Христос продолжает его манить за собою. Здесь повсюду было сухо. Очевидно, что если когда-то в руднике и журчала вода, просочившаяся сквозь каменные своды о стены, то она давно слилась куда-то по наклонным плоскостям штолен. Может быть, ушла туда же, в Воскресенский рудник. Изредка только слезились горные породы, но не было слышно громкого рокота ключей, глухих ударов воды, падавшей вниз, в пасти каких-то прослоин, которыми так были богаты рушившиеся штольни. Когда рабочие подошли к шахте, вверху, в её отверстие серел рассвет. Очевидно, отсюда до земли лишь несколько шагов. — Как же, братцы, подняться тут? — Лесенки погнили, только видать, стоят ещё! — Хорошо стоят, а как не сдержат? — Вот что! — заговорил штейгер. — Нужно кому-нибудь одному идти попытаться до верху. Он пусть даст знать в деревню. Где старик-то? Но старик следовал неотступно за своим призраком. На его глазах Христос поднимался вверх по лестнице. И Иван не оставался внизу. Ему уже было не до товарищей. Он даже забыл о них. Только чем выше цеплялся он по старым брёвнам, тем больше охватывала его усталь… Опять прежняя слабость возвращалась к старику. Ему казалось, что вместе с ним из шахты поднимаются вверх знакомые, давно забытые образы. Теперь уже он не мог бы дать себе отчёта: живые это или мёртвые вернулись к нему. Мать его… те же коты на ней, что торчали тогда из-под земли. Тот старик, что ласкал Ивана, когда он ребёнком бегал к нему… Ишь, и борода не изменилась, и та же сермяга на нём, с расстёгнутым воротом рубахи как прежде… Седым волосом грудь поросла, видна ему… Ласково улыбаются ему безмолвные спутники…

http://azbyka.ru/fiction/svjatochnye-ras...

Выносной (запрестольный) Крест С северной и южной сторон Престола, у семисвечника, принято ставить выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (так называемый запрестольный – с южной) на длинных древках. Умывальник для омовения рук и уст священнослужителей перед Литургией и после нее и место для кадила и угля может находиться как в северной, так и в южной части алтаря. Перед Престолом, справа от Царских врат у южной двери алтаря, в кафедральных храмах принято ставить кресло для епископа. Запрестольный Крест Разное количество окон в алтаре символизирует следующее: 1 . Три окна (или два раза по три: вверху и внизу) – несозданный Троический свет Божества. 2 . Три вверху и два внизу – Троический свет и два естества Господа Иисуса Христа. 3 . Четыре окна – Четвероевангелие. Иконостас Иконостас – особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. Уже в катакомбных храмах Древнего Рима существовали решетки, отделяющие пространство алтаря от средней части храма. Появившийся на их месте в процессе развития православного храмоздательства иконостас является совершенствованием и углублением этой традиции. Составляющие иконостас иконы таинственно содержат в себе присутствие Того, Кого они изображают, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону. Иконописный церковный канон (то есть определенные правила написания икон) так же непреложен и вечен, как канон священных богослужебных предметов и книг. Православная икона должна иметь два необходимых атрибута: нимб – золотое сияние в форме круга над головой святого, которое изображает его Божественную Славу; кроме этого икона должна иметь надпись с именем святого, что является церковным свидетельством соответствия образа (иконы) первообразу (самому святому). В соответствующих молитвах и прошениях, где поминаются все святые, а также в действиях богослужения Святая Церковь отражала общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало только такого внешнего образа, который бы явил собой ясным, видимым способом, невидимое, духовное покровительство Небесной Церкви, ее посредничество в спасении живущих на земле. Такой стройной совокупностью символов-образов, стал иконостас.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Чужд сый всякаго благоделания, не имам надежды спасения. Сего ради бедне припадая к тебе вопию: Михаиле первоангеле господень спаси мя, и вразуми с тобою пети, аллилуия. Спаси святе всех от всякия нужды, прибегающих под кров твой Можеши бо, яко первоангел божий, крепостию твоею спасати с любовию вопиющих тебе, аллилуия. Кто, яко же ты, чиноначальниче, зрится помогаяй в нуждех? Сущий бо в пучине зол, внегда тя призывают, имут тя скора и благосердна помощника. Всякое смертных песнопение недовольно к похвалению множества многих чудес твоих, чиноначальниче. Аще принесем ти, михаиле святе, немолчныя псалмы и песни; ничтоже сотворим достойно тех, яже подавши вопиющим, аллилуия. Радуется всякое сердце, предстателю господень, егда празднество твое совершается. О, первоангеле божий, первостоятелю чинов огненных, красото очес моих благолепнейшая, вонми пению моему умиленному, и от всякия напасти избави мя, яко тебе взях предстателя души моея, и будущия изми муки всех, вопиющих, аллилуия. Эти молитвы архангелу Михаилу дышат верою, любовью, надеждою, и простотой. Краткие, трогательные, умилительные, сладчайшие, они извитийствованы так сказать с особенным помазанием. Читая ах, сознаешь в творце их дар говорить языками сокрушения, покаяния, смирения, любви, величания, славословия. 12. Синайское подворье. Продолжение наших занятий в нем Два раза я с присными моими гостил и трудился в Синайском подворье, находящемся в особой части Каира, называемой по-арабски Джувания: что значит, среднее, или замкнутое место. Эта част отделяется от прочих домов и улиц особыми воротами, так что, когда их запрут, никто не войдет в нее. Почти вся она принадлежит Синайскому монастырю. План подворья. Тут христиане нанимают дома его за умеренные цены, и живут отдельно от магометан. А подворье есть нечто иное, как огромные дом, инде в два, инде в три жилья, с пространным двором внутри, который разделен на два продолговатые четвероугольника поперечным зданием. В сей двор обращены сквозные ходы пред келлиями, устроенные на деревянных столбиках. В первом четвероугольнике, против входа в подворье, вверху помещен так называемый синодикон(а), т. е. горница, в которой бывают заседания старцев Джуванийско-синайских. Смежно с нею по той же линии находится приемная комната узковатая, но длинная(б), и подле нее столовая. В юго-восточном углу второго четвероугольника устроена молельня старцев(в), в которой ест св. престол, иконы и богослужебные книги, но не совершается литургия, по настоянию Александрийских патриархов в Константинополе. В прочих отделениях подворья вверху размещены малые, тесные и убогие келлии монашеские, а внизу складочные клети и большой водоем, ископанный в 1812 году содействием старцев Синайских и некоторых христолюбцев, как о том гласит надпись на стене. Кровли на всем подворье плоски. По ним мы прохаживались по закате солнца, когда зной дневной ослабевал.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Не смотря на перемены, коим подвергалась Липенская Никольская церковь в продолжении 563-летняго существования, она сохранила свой древний первоначальный вид. Подобно другим древним церквам, она построена из камня и кирпича, квадратная с выдающимся на восток полукружием, была когда-то щекотурена и отбелена. Длина без восточного полукружия и ширина церкви равная по пяти сажень невступно; а в восточном полукружии 3 саж. 2 аршина. При церкви в одной связи с западной стороны почти новая колокольня с крыльцом, а между колокольнею и церковию паперть. Кровля церкви на четыре ската, покрыта листовым железом и окрашена мумией. У углов деревянные пристройки показывают, что кровля была прежде шатровая, на 8 скатов, потоками. Подобная кровля и на восточном полукружии, а на колокольне деревянная. Над кровлею церкви возвышается глава, имеющая вид опрокинутого шлема: она обита листовым железом и окрашена медянкой. Повыше главы небольшое яблоко, и на нем водружен четвероконечный железный крест с небольшими тремя крестиками по концам и с полулунием под ним. А на колокольне креста вовсе нет после повреждения оного. Церковь строена двуэтажною, и внизу, как видно, был также придел, но теперь его нет 1252 . Из окон три окна в восточном полукружии разделанные внизу, в средине и вверху, и по два маленьких окна с правой и левой стороны полукружия в средине и внизу. Из украшений на восточной стороне вверху небольшие полукружия, два изображения, почти сгладившиеся, Спасителя и Божией Матери, и над ними две ниши, в коих, вероятно, были также изображения. С южной стороны полукружия и впадины, окна внизу малое и другое большое сделанное из двери, в средине два окна и вверху одно узкое продолговатое. С северной стороны ниши в виде полукружий и фальшивых окон, и три окна, из коих одно вверху, другое среди церкви, а третье внизу, сделанное также из двери. С западной стороны одно небольшое окно вверху. У паперти с южной стороны два окна вверху и внизу; у колокольни внизу ход, а вверху пролет для колоколов, которых, впрочем, не имеется. С северной стороны у паперти вверху и внизу два окна, а у колокольни внизу пространство под аркою заделано тесинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

2) Холщевый белый, с тою же надписью вверху: «во храм Святого Николая Чудотворца " . Внизу надпись таже: «Повелением…….Петра Второго……священнодействован преосвященным Леонидом, Архиепископом Сарским и Подонским, лета мироздания 7256, от Рождества же Христова 1727 месяца сентемериа в 5-й день. Подписи нет. Мощи были. 3) Холщевый, белый, одинаковой меры с предыдущим и с теми же надписями вверху и внизу: «в храм Николая Чудотворца». Внизу: «Повелением…… Петра Второго 272 ……священнодействован преосвященным Сильвестром, Архиепископом Санкт-Питербургским и Шлютельбурхским лета 1751 года месяца иуниа 23-го дня. Подписи нет. Мощи были. 4) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущими и с тою же надписью вверху: «во храм Святых Апостол Петра и Павла». Внизу: «Повелением же благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашея Императрицы Елисаветы Петровны всея России и благословением Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода священнодействован преосвященным Сильвестром, Архиепископом Санкт-Петербургским и Шлютельбургским». Внизу под бордюром: в Богоспасаемом царствующем граде С.-Петербурге, лета 756 г. месяца июня 23-го дня. Подписи нет. Мощи были. Четыре такие же антиминса, как и прсдыдущий,с теми же надписями вверху и внизу, освященные преосвященным Димитрием Митрополитом Новгородским 273 1765 года декабря 14–го дня. 5) Холщевый белый, во храм святого Великомученика Димитрия Ростовского . 6) Холщевый белый, во храм святого Димитрия Ростовского . 7) Холщевый белый, во храм святого Николая чудотворца. 8) Холщевый белый, во храм Пресвятыя Богородицы Смоленския; год трудно разобрать. – У всех сих антиминсов подписи нет. Мощи были. 9) Холщевый белый, одинаковой меры с предыдущими и с теми же надписями вверху и внизу. Храм не означен. Кем и когда освящен – неизвестно. Подписи нет. Мощи были. 10) Холщевый белый, одинаковой меры с предыдущими и с теми же надписями вверху и внизу. Вверху приписано: «Живоначальныя Троицы». Внизу: «Феодосием Архиепископом С.-Петербургским и Шлютельбургским и Архимандритом Троицким Александроиевским. Год, месяц и число освящении не означены. Подписи нет. Мощи были.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010