Порой нас, православных христиан, обвиняют в том, что мы – идолопоклонники, поскольку поклоняемся дереву – так называют иконы. Почему в Православии утвердилось иконопочитание? Что для нас икона? И разве Библия не запрещает поклоняться изображениям? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев . Отрицающие святые иконы обычно ссылаются на Священное Писание – Книгу Исход , где сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20: 4–5). Как кажется этим людям, здесь прямо содержится запрет делать изображения и того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. Однако в Священном Писании мы находим описание иерусалимского Храма, который был построен по прямому Божиему указанию – 3-я книга Царств, глава 6, стих 29. Читаем: «И на всех стенах Храма кругом сделал резные изображения херувимов…» А где обитают херувимы? – На небе. Далее: «…и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне…» А дерева, цветы где растут? – На земле. Как видим, в иерусалимском Храме, построенном по воле Бога, были изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. И когда освящался Храм, благодать Божия так наполнила это святое место, что какое-то время люди не могли там даже находиться. В чем же тогда смысл этого запрета: «Не делай себе кумира и никакого изображения»? Заповедь о кумирах надо читать не с 4-го, а с 3-го стиха 20-й главы книги Исход, где сказано: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», – и далее дается запрет на изображения других богов. А каким божествам, которые на небе, вверху, поклонялись древние язычники? – Солнцу, звездам, Луне. Язычники обожествляли их. А кому из «тех, кто на земле»? Поклонялись гадам, пресмыкающимся, разным животным. И Библия дает запрет на поклонение всем этим существам и, естественно, на изображения их.

http://pravoslavie.ru/90612.html

Василия — не так, но он говорит вообще о почитании, — так что твое мнение отпадает. Во-вторых, как может быть почитаемо то, чему, вместе с тем, не воздается поклонение, — видим ли мы это вверху или внизу? По крайней мере, мы почитаем животворящий крест и покланяемся (ему) и тогда, когда он является вверху, и тогда, когда видим его внизу. Так и в нашем примере, — царя (мы почитаем) и вверху сидящего и внизу видимого; точно также и военачальника, и начальника области, равно как господина и учителя. Но мысль нашу следует перенести к божественным словам. Что тебе представляется, когда (Писание) говорит: «достоин еси, Господи и Боже наш святый, прияти славу и честь и силу» (Апок. 4:11)? И опять: «достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь, и славу и благословение» (Апок. 5:12). И снова: «седящему на престоле и агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.» Аминь (Апок. 5:13). И опять: «благословение и слава, и премудрость и хвала, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков. Аминь» (Апок. 7:12). Вот во всех этих (местах) о поклонении нигде не упоминается; но разве, вследствие того, что оно не указывается, — мы откажем в поклонении Агнцу заколенному, т. е. Богу и Спасителю нашему? Или быть может ясно, что все то, что относится к одному и тому же порядку, является равномощным? Посему, достойный чести — достоин и поклонения, достойный крепости — достоин и силы, достойный благословения — достоин и славы; и все остальное провозглашается во взаимной зависимости. Итак, если ты откажешь в поклонении изображению первообраза, то, очевидно, откажешь и в чести, и в крепости, и в славе; но, когда есть одно свойство, невозможно, чтобы совместно не находились и другие, равные по значению. Прими также и другую мысль. «Иже не чтит Сына, — говорит Писание, — не чтит Отца пославшего Его» (Иоан. 5:23). Как тебе кажется? Неужели честь, воздаваемая Отцу и Сыну, чужда поклонения? Но это и подумать — неразумно. Опять Бог всего (существующего) говорит чрез пророка Исаию: «се Аз полагаю...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

иконы. Иконы сейчас есть почти в каждой семье, и первое, что предлагают «свидетели» сделать поверившему им человеку – это вынести и уничтожить всех «идолов», то есть надругаться каким-то образом над иконами. Предлагаем вам беседу об иконах известного православного миссионера о. Олега Стеняева , руководителя Московского Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий. «Сектанты, когда пытаются смутить православных христиан прежде всего стараются обратить наше внимание на то, как мы почитаем святые иконы. Они утверждают, что иконопочитание есть проявление язычества, идолопоклонства. Но давайте посмотрим, что в действительности говорит слово Божие о почитании святых икон. В 20-й главе книги Исход с 4-го стиха и ниже: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода». Как правило, инославные приводят именно этот текст и говорят: «Видите, здесь сказано: нельзя изображать то, что на небе вверху, и того, что на земле внизу», – и добавляют, – а ведь на ваших православных иконах изображается именно то, что на небе вверху, и что на земле внизу, и вы точно поклоняетесь этому, не является ли вот эта практика нарушением духа Священного Писания , нарушением Божией заповеди, которая свята?» Но на это недоуменное рассуждение сектантов надо задать один вопрос: «Есть ли в Библии противоречия?» Любой христианин, к какому бы исповеданию он не принадлежал, скажет, что в Священном Писании противоречий нет. Тогда вы можете предложить инославному текст из 3-й книги Царств 6-я глава, 29-й стих и в момент чтения этого текста задать два вопроса, читаю: «И на всех стенах храмов кругом сделал резные изображения херувимов»... Задаем вопрос: херувимы где обитают? ...и пальмовых деревьев и распускающихся цветов, внутри и вне». Пальмовые деревья, цветы где растут? Итак, мы видим, что когда строился Иерусалимский храм, который строился по воле Господа Бога, и мы знаем, что когда храм освящался, то Господь Бог наполнил его Своим присутствием так, что никто не мог в него войти.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

Поэтому и апостолы покрыли молодого осла своими одеждами ( Мф21:7 ), чтобы мягче было сидеть Господу и чтобы Он попирал путь, покрытый законом и пророками. Еретики же, наоборот, не расстилают одежд своих под стопы Спасителя, но связывают их при жертвеннике, чтобы прикрывать ими свои грехи и чтобы пить вино, [добытое] клеветой, или [вино] осужденных, которые осуждены потому, что вышли из церкви. Это – вино содомлян, ярости драконов и аспидов, такое, пьющий которое не может получить исцеления. Пьют же они вино не в доме Божием, в котором этот храм и Иерусалим, но в доме бога своего, которого они создали себе искусством слова. Ам.2:9–11 . А Я истребил пред лицем их Аморрея, которого высота, как высота кедров, и который крепок, как дуб, и истребил Я плод его вверху и корни его внизу. Я вывел вас из земли египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы получить вам во владение землю Аморрея, и из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших в назореи. LXX: А Я истребил пред лицом их Аморрея, которого высота была, как высота кедра, и который крепок, как дуб, и иссушил Я плод его вверху и корни его внизу. Я вывел вас из земли египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы получить вам во владение землю аморрейскую, и из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших для освящения. Вы продавали правого за серебро и бедного за обувь, нанося удары ему по голове или разбивая головы бедных о прах, и уклонялись от пути смиренных, так что отец и сын входили к одной и той же женщине и бесславили или оскорбляли святое имя Мое, и одежды свои, оскверненные в блудилищах и блудом, связывали узами грехов, так что в святом месте совершали блуд и, соединяя несправедливость с пьянством, пили чужое вино, и это делали в доме бога вашего. Но Я, наоборот, за зло ваше, причиненное вами Мне, воздал вам добром, так что при выходе вашем из Египта истребил пред лицом вашим Сеона, царя аморрейского, который был столь высок и крепок, как кедр и дуб, и истребил плод его вверху и корни его внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Это — вино содомлян, ярости драконов и аспидов, такое, пьющий которое не может получить исцеления. Пьют же они вино не в доме Божием, в котором этот храм и Иерусалим, но в доме бога своего, которого они создали себе искусством слова. Ам.2:9—11. А Я истребил пред лицем их Аморрея, котораго высота, как высота кедров, и который крепок, как дуб, и истребил Я плод его вверху и корни его внизу. Я вывел вас из земли египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы получит вам во владение землю Аморрея, и из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших в назореи. LXX: А Я истребил пред лицем их Аморрея, которого высота была, как высота кедра, и который крепок, как дуб, и иссушил Я плод его вверху и корни его внизу. Я вывел вас из земли египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы получить вам во владение землю аморрейскую, и из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших для освящения.    Вы продавали правого за серебро и бедного за обувь, нанося удары ему по голове или разбивая головы бедных о прах, и уклонялись от пути смиренных, так что отец и сын входили к одной и той же женщине и бесславили или оскорбляли святое имя Мое, и одежды свои, оскверненные в блудилищах и блудом, связывали узами грехов, так что в святом месте совершали блуд и, соединяя несправедливость с пьянством, пили чужое вино, и это делали в доме бога вашего. Но Я, наоборот, за зло ваше, причиненное вами Мне, воздал вам добром, так что при выходе вашем из Египта истребил пред лицем вашим Сеона, царя аморрейского, который был столь высок и крепов, как кедр и дуб, и истребил плод его вверху и корни его внизу. Я вывел вас из Египта, и после долгого странствования в течение сорока лет привел его в землю святую, чтобы вы получили во владение землю аморрейскую, о которой мы выше сказали и которую Моисей разделил между сыновьями Рувима и Гада и половиною колена Монассиина, и к этим благодеяниям присоединил еще то, что из сыновей ваших Я избирал Себе пророков и из юношей ваших или избранных делал назореев, которых LXX перевели словом «освященные.» Где говорится о славе Божией, там не должен быть соблюдаем исторический порядок, и часто случается, что о ранее бывшем говорится в конце, а что было после, о том говорится в начале.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7. – И в те дни наступит осуждение Господа духов, и откроются хранилища вод, которые вверху на небесах, и кроме них те источники, которые под небесами и внизу в земле. 8. И все воды на земле соединятся с водами, которые вверху на небесах; вода же, которая вверху на небе, есть мужеская, и вода, которая внизу на земле, есть женская. 9. И тогда будут уничтожены все, которые живут на земле и которые живут между пределами неба. 10. И чрез это они узнают свою неправду, которую они совершили на земле и за которую погибают. Глава 55 1. И после этого раскаялся Глава дней и сказал: «напрасно Я погубил всех, живущих на земле». 2. И Он поклялся Своим великим именем: «отныне Я не буду более поступать так с живущими на земле; и Я положу знамение на небе: оно будет залогом верности между Мною и ими до вечности, пока существует небо над землею. 3. – И тогда произойдет по Моему повелению: когда Я в Моем гневе и Моем осуждении решу схватить их рукою ангелов в день скорби и печали, то Мой гнев и Мое осуждение будут оставаться над ними навсегда, говорит Бог , Господь духов. 4. Вы, могущественные цари, которые будете жить на земле, вы должны увидеть Моего избранного, как Он сидит на престоле Моей славы и судит Азазела, и все его сообщество, и все его отряды, во имя Господа духов». Глава 56 1. И я видел там воинства идущих ангелов наказания, которые держали веревки из железа и руды. 2. И я спросил ангела мира, шедшего со мною, говоря: «к кому идут те, которые держат веревки»? 3. И он сказал мне: «каждый – к своим избранным и возлюбленным, чтобы бросить их в глубокую пропасть долины. 4. И тотчас та долина наполнится их избранными и возлюбленными, и день их жизни окончится, и день их обольщения не будет с тех пор более считаться». 5. И в те дни соберутся ангелы, и их начальники направятся к востоку к Парфянам и Мидянам – приготовить там возмущение между царями, чтобы нашел на них дух возмущения; и они поднимутся с своих престолов, чтобы выступить в средину их стада, как львы из своих логовищ и как голодные волки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Юноша спросил: какие? И Христос назвал заповеди как раз из Десятисловия. Существует такой странный миф, что Христос отменил закон. На самом деле Он сделал его значительно строже. Если раньше было сказано «не убий», Христос говорит, что всякий, кто гневается на брата своего напрасно, уже совершает этот грех убийства в своем сердце. Если раньше было сказано «не прелюбодействуй», то Христос учит в Нагорной проповеди, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем. То есть Евангелие вскрыло духовный смысл Божьего неизменяемого закона. А если говорить о том, как эти заповеди сообразовались с поступками царя Давида, Самсона, других людей, то здесь надо понять, что на каждую из десяти названных заповедей есть возможные комментарии, которые не совсем буквально им следуют. Например, сказано: не делай никакого изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. И в тоже время в книге Царей сказано: и на всех стенах кругом сделал резные изображения херувимов. Херувимы где обитают? - На небе. И также пальмовых дерев и цветов. А дерева и цветы где растут? -На земле. Так же и с заповедью «не убий». Сказано: не убий, и в то же время Господь давал повеление, в каких случаях можно применять смертную казнь, и в законе Божьем содержится и уголовная часть: какие наказания предусматриваются за те или иные преступления. А если уж совсем формально относиться к заповедям Моисея, например - что такое прелюбодеяние? Половой акт по существу, и вот кто -  то на этом основании будет требовать, чтобы все разводились с женами - это же будет нелепо. Поэтому надо понять, что Писание имеет в виду какие -  то конкретные  ситуации, когда заповедь надо исполнить от начала и до конца, что называется, а в каких ситуациях мы поступаем внешне вопреки этих заповедей, но мы не нарушаем волю Бога. Если Моисеев закон запрещает делать изображения того, что на небе наверху,  и того, что на земле внизу, а в Иерусалимском храме на всех стенах кругом были изображения и того, что на небе вверху и что на земле внизу, и Бог наполнил своим присутствием храм так, что никто не мог войти в него, это просто значит:  надо правильно понимать эту заповедь о кумирах.

http://radonezh.ru/text/kak-zhe-zhiteli-...

В законе Синайском, напротив, Моисей прежде всего излагает заповедь, что Бог не может быть изображаем под чувственными образами: «твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня» ( Втор. 4:15 ). Равным образом мы читаем то же самое повеление и в книге Исход, где оно прямо связывается с верованием в единство Божества. «Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим; не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли» ( Исх. 20:2–4 ). Закон, как он провозглашен во Второзаконии, еще более ясен и выразителен: «не делайте себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину и женщину; изображения какого-либо скота, которые на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» ( Втор. 4:16–18 ). Это запрещение выражено в таких словах и с такими подробностями, которые заключают очевидный намек не на идолопоклоннический культ Синайского полуострова или земли Ханаанской, но на культ Египетский. Храмы, которые израильтяне имели пред глазами в только-что оставленной ими стране, были переполнены всевозможными изображениями предметов небесных, земных и водяных: божество в них изображалось под видом солнечного круга, который можно постоянно видеть на памятниках, в особенности в верхней части всех памятников; изображения животных и рыб, как божественных символов также повсюду являются в изобилии. В одном гимне в честь Ра мы читаем: „О, благодетельный Ра-Гармахис! Ты образовала небо вверху, чтобы возвышать твою душу; Ты окутал небо, чтобы скрывать твои погребальный формы; Ты распростер небо вверх по длине твоих рук; Ты распространил землю по широте твоих шагов; Ты возвеселил небо вверху величием твоей души. Земля боится тебя, благодарность оракулу твоей статуи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

4 Не сотвори себе кумира – никаких изображений того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли. 5 Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я – Господь, Бог твой, Бог, Который ожидает безраздельной преданности Себе, Который и с детей взыскивает за грехи, что родители им передают до третьего и даже четвертого поколения, продолжающих отвергать Меня. 6 Но тем, кто любит Меня и соблюдает заповеди Мои, Я милость творю и в тысячном поколении. ( Исх. 20:4–6 , ББИ) Данный перевод 115 имеет межконфессиональный 116 характер и отличается принципом, сформулированным основателем проекта М. П. Кулаковым (руководителем Адвентистской церкви в СССР): переводить «буквально, насколько возможно, и свободно, насколько необходимо». 117 Видимо, именно необходимость избежать неточного понимания выражения «Бог-ревнитель» обусловило перевод смысловой заменой «Бог, Который ожидает безраздельной преданности Себе». Такая свобода в переводе не только однозначно определяет понимание, но и полностью соответствует смыслу, заложенному в ЦСЯ и Синодальном переводах, а также переводе РБО. 118 5) ТОРА. ШМОТ (ИСХОД). Русский перевод. 2012 год. 119 4 не делай себе изваяния и никакого изображения того, что вверху на небе и что внизу на земле, и что в воде, ниже земли. 5 не поклоняйся им и не служи им, ведь я – господь бог твой, бог-ревнитель, карающий сынов за вину отцов до третьего и четвертого поколения, тех, кто ненавидит меня, 6 и творящий милость тысячам поколений, любящих меня и соблюдающих мои заповеди (шмот, 20:4–6) Этот перевод особенно интересен тем, что выполнен не в христианском, а в иудейском мире, что может обуславливать совершенно иное восприятие смысла изначального текста. Авторы перевода особо подчёркивают во вступительном слове: «Переводчик – всегда интерпретатор. Полноценный перевод – это авторское произведение, он обязательно несёт на себе отпечаток личности переводчика (или переводчиков), его идей и чаяний». 120 Поэтому принципиальное соответствие иудейского перевода всем выше рассматриваемым переводам, выполненным в христианском мире, говорит о многом и особенно ценно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

    Во второй же день сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды и да будет раздел посреди воды и воды». Сотворил же Бог это видимое небо. как застывший лед. Хочу рассказать об этом деле наглядно, ибо достовернее видеть глазами, нежели слышать то, что может быть изъяснено словом. Скажем об этом так: «Допустим, что вода поднимается над землею в 30 локтей». Вот к тому же посреди вод она сгустилась, как лед, и половина вод вознеслась вверх, а другая половина осталась внизу. Как и написано: «Да будет твердь посреди воды, и да будет раздел посреди воды и воды». Почему же Бог называет ее твердью? Не потому ли, что от жидких и разреженных вод составил и сделал ее твердой? Потому и Давид сказал: «Хвалите Его на тверди силы Его».     И иное сравнение добавим к этому. Как дым, когда восходит от древа и от огня, бывает редким и слабым, а потом, когда устремляется на высоту, как облако, сгущается и уплотняется, так и Бог, водное естество и природные свойства вод возвысив, сгустил, уплотнил и утвердил. А что это сравнение истинно, свидетельствует Исаия, говоря, что «небо как дым утвердилось».     Утвердилось ведь посреди вод небо и вознесло половину вод наверх, а половину их оставило внизу. Для чего же вверху воды, на какую пользу? И кто хочет пить, а кто плавать по ним? А что вверху имеются воды, свидетельствует Давид,  говоря: «И вода, которая превыше небес». Обрати же здесь внимание на премудрость Творца! Как лед, было небо, сгущенное из вод. И поскольку надлежало теплоте солнца и всех звезд быть разлитой под ним, то все небо было исполнено огня. Чтобы от этого жара оно не сгорело и не разлилось, Бог распростер по плечам небесным ширины вод, чтобы они могли напоить и остудить небо, чтобы оно могло противостоять пламени и не сгореть. Есть и пример тому. Если кто-то поставит медный котел над углями, и если будет вода в нем, то выдержит он огонь, не расплавившись, а если же воды в нем нет, то расплавится. Так и Бог противопоставил огню противодействующую ему воду, чтобы оно небо постоянно выдерживало огонь, остужаемое горними водами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010