Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Священник и насельницы мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Копашнове. Фотография. 70-е гг. XX в. Священник и насельницы мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Копашнове. Фотография. 70-е гг. XX в. (Хустской и Виноградовской епархии УПЦ), в с. Копашнове (Копашневе) Хустского р-на Закарпатской обл., Украина). Основан в 1936 г. как женский скит настоятелем храма в с. Копашневе свящ. Георгием Кенизом по благословению архиеп. Пражского и всей Чехословакии Савватия (Врабеца) . Возглавила общину мон. Магдалина (Шелемба), насельницами стали монахини Матрона (Лев), Мелания (Попадинец). Первоначально были построены келейный корпус, часовня, а в 1952 г.- каменная ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В 1948 г. мон. Магдалина оставила настоятельскую должность, обитель возглавила мон. Евгения (Фарковец). 17 июля 1952 г. военным трибуналом погранвойск Закарпатского окр. мон. Магдалина (Шелемба) была осуждена на 10 лет исправительных лагерей, в 1955 г. освобождена, в 1992 г. реабилитирована. В нач. 60-х гг. XX в. скит был закрыт, храм обращен в приходский, другие постройки переданы на баланс местного сельсовета. Мон. Евгения с сестрами (ок. 20 чел.) перешла в Вознесения Господня женский монастырь в с. Чумалеве и в 1968 г. возглавила его (с 1969 в сане игумении); несколько сестер поселились в с. Липча (см. Рождества Пресвятой Богородицы монастырь ). Первоначально скит подчинялся архиепископу Пражскому и всей Чехословакии К-польского Патриархата, в 1946 г. вошел в новообразованную Мукачевскую и Ужгородскую епархию РПЦ. 1 сент. 1992 г. возрожден как монастырь, входит в состав Хустской епархии УПЦ. На его территории находятся храм во имя ап. Иоанна Богослова, 2 келейных корпуса с домовой ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, часовня во имя Всех русских святых, хозяйственные постройки, ограда. В обители служили почитаемые пастыри архим. Спиридон (Фарковец), архим. Стратоник (Легач; с 2004). К авг. 2009 г. в И. Б. м. проживало ок. 20 насельниц, настоятельница - игум. Любовь (Криванич). Лит.: Пагиря В. В. Moh-pi Закарпаття. Мукачево, 1994. С. 76-77; Дятлов В. Мон-ри Украинской Правосл. Церкви: Справ.-путев. К., 1997. С. 54; Гавриил (Кризина), игум. Правосл. Церковь в Закарпатье (век XX). К., 1999. С. 77, 121; Далинець Ю. Правосл. мoh-pi Хустського району, ХХ ст. Ужгород, 2004. С. 84-84, 102, 111; Хланта I. В., Мельник С. Ю. Konaшhibcьkuй Cb.-Ioahho-Бorocлobcьkuй жih. монастир. Ужгород, 2008. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/471585.html

Евдокии (БАН. Строг. 66. Л. 109, кон. XVIII в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 101). В рукописи Г. Д. Филимонова содержится более подробное описание: «И преподобныя матере нашея Евфросинии девицы, игумени обители святаго Спаса в Полоцке; подобием бледа лицем от пощения, ризы преподобническия, как у преподобномученицы Евдокии. Тщанием сея преподобныя принесен из Ефеса образ пресвятыя Богородицы Одигитрии, что Евангелист Лука написал, во град Полоцк, и поставлен во обители и в церкви Всемилостиваго Спаса» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 351-352). В руководстве для иконописцев 1910 г. о внешности Е. сказано: «...типа русскаго, преклонных лет, собой красива, но очень худа от поста и бледна, ростом высока; одежды монахинь... Ей можно писать хартию с ея изречением: Никакоже хотяше сочетатися земному смертному мужу, уязвлена бывши желанием Безсмертнаго Н[е]б[ес]наго Жениха Хр[ис]та С[ы]на Б[о]жия, весь бо ум свой преложи на любовь Б[о]жественную» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 291). К наиболее ранним сохранившимся изображениям святой в иконописи принадлежит небольшая (86×33 см) деисусная ростовая икона, находящаяся в верхнем ряду иконостаса в приделе во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего мон-ря. Икона написана в 1685 г. под рук. Ф. Е. Зубова (ГИМ). Святая представлена в молении, в мантии и в куколе, вполоборота вправо («одесную» Иисуса Христа), рядом с прмц. Евдокией. В том же ряду помещены изображения др. преподобных жен («Обитель пресветлая и дивно украшенная...»: К 480-летию основания Новодевичьего мон-ря: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 15-17; Гос. ист. музей: Альбом. М., 2006. С. 594. (Гос. музеи России)). Е. изображена также на шитом оплечье фелони с образами Киево-Печерских преподобных 1750 г. (НКПИКЗ), где в 2 ряда представлены святые перед образом Успения Пресв. Богородицы над Успенским собором Киево-Печерской лавры. Е.- в 1-м ряду крайняя справа, рядом с прп. Пименом Многоболезненным, в рост, фронтально, десница прижата к груди, в опущенной левой руке - четки.

http://pravenc.ru/text/187879.html

о том, что при возведении на Новгородскую кафедру архим. Геннадий «дал от того две тысячи рублев князю великому» (ПСРЛ. Т. 24. С. 235). Архиеп. Геннадий призывал И. забыть прошлые обиды и вместе «защитить православное христианьство от еретичьскаго нападания». В условиях, когда центральная власть, как духовная, так и светская, не прилагала достаточных усилий к пресечению ереси, Новгородский архиепископ искал поддержки у людей, которые ранее, как и он, были советниками вел. кн. Иоанна III - у И., старца Паисия (Ярославова), а также у прп. Нила Сорского. Свт. Геннадий просил И. привлечь преподобных Нила и Паисия, подвизавшихся в заволжских мон-рях, для полемики с «жидовствующими», поскольку И., по-видимому, поддерживал тесные связи с этими выдающимися представителями русского монашества того времени. Свт. Геннадий также спрашивал И. о наличии в Кирилловом Белозерском, Ферапонтовом и Спасо-Каменном в честь Преображения Господня мон-рях (с которыми И., по-видимому, также имел контакты) ряда книг, имевшихся у еретиков, к к-рым они, вероятно, апеллировали в полемике. Однако ни о каких действиях И. против «жидовствующих» после 1488 г. неизвестно. Последние годы жизни И. провел в Ферапонтовом мон-ре. Он упомянут во вкладной записи кон. 1510 г. в сб. Слов Григория Богослова, данном бывш. митр. Зосимой в Ферапонтов мон-рь «при старце при Осафе, при бывшем при владыке Ростовьском» (ВОКМ. 6 (7283); Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2. С. 56). Согласно Житию прп. Мартиниана Белозерского, И. хранил в обители «сокровище» «нужда ради монастырскыа». На этом основании большинство исследователей полагают, что именно И. являлся заказчиком строительства в обители собора в честь Рождества Пресв. Богородицы (1490) и его росписей, выполненных артелью иконописцев под руководством Дионисия , по всей видимости, летом-осенью 1502 г. И. был похоронен рядом с прп. Мартинианом. Во время погребения архиерея были обретены нетленные мощи прп. Мартиниана.

http://pravenc.ru/text/578100.html

100 См. рук. Кир. бел. б. 101 / 1178 . Другое доказательство, что этим монастырем был Кириллов, можно извлечь из послания преп. Нила к старцу Герману, где преп. Нил вспоминает о времени, проведенном вместе, в монастыре: «Егда в монастыре купно жили есмы» (Архан­гельский, о. с. стр. 64). Сравн. послание Нила Полева к Герману. Ж. М. Н. Пр. 1881; ч. 216, 189 стр. 101 Архангельский, о. с. – Прозвище «Пенько» (или «Пенко») в нач. XVI в. носил кн. Даниил Александрович, из рода Пеньковых, скончавшийся в 1520 г. ( А. А. Титова : «Ярославль, путев. по гор. Яро­славлю». М. 1883, стр. 122, 180 и прим.). 104 В рукоп. Кир. б. 101 / 1178 (в сборнике старца Германа) сохранились краткие заметки о событиях, современником или очевидцем которых был, очевидно, автор. Первые такие (хронологические) сведения относятся здесь к белозерским пустынникам и к событиям в Кирилловом монастыре, Белозере, Москве, Новгороде и проч. (о чем он мог узнавать в Кирилловом монастыре) и, наконец, к событиям в монастыре Подольном, перечень которых останавливается на 1510 году (см. л. 253 об. – 254 об.). Очевидно, что в Подольный монастырь автор сборника удалился уже из белозерских пределов. Между «Подольными» монастырями на севере Руси известен «Подольный Успенский в Кадниковском уезде на р. Ухтоме». Но неизвестно, когда он основан (Ист. Росс. V, 559; у Строева, Списки стб. 762 – игумены в нем упоминаются с 1617 г.) 105 В рук. Б. Погод., л. 25 отмечена кончина старца Германа в Кирилловом монастыре – 30 аптеля 1533 г. (7041 г.). Но тот ли самый это Герман или другой, неизвестно. 110 Послание это носит надпись: «Кириллова монастыря старцы н всех вологодцих монастырей совокупишася и... положиша тому посланию старца Иосифа свидетельство сопротивно». (Вивлиофика, изд. II, XVI, 1791, стр. 424). – Если принять в соображение, что старец Герман жил или в Кирилловом или в Подольнем Вологодском монастыре, и что в сборнике Германа есть несколько выписок, относящихся к казни еретиков, и заметны следы участия его в полемике, то догадка не будет произвольной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Слава о чудотворном образе дошла («во ушиса вниде») до царя Феодора Иоанновича. В 1597 г. по его приказу икону принесли в Москву. Здесь ее украсили жемчужной ризой и серебряным окладом, а также обложили рамой с изображениями Господа Саваофа и пророков. К иконе приложили пелену с вкладной надписью царя Феодора и его супруги Ирины, а «царица Арына Феодоровна сделала к иконе пелену с крестом и подним вышито золотом, в коем году сию пелену она государыня приложила и со всяким предивным украшением и велели устроить монастырь и поставить церковь Рождества Богородицы»; золотыми буквами было вышито: «Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Федора Иоанновича всея России самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их дочери Великой княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105 (1597)» ( Троицкий. 1884. С. 12-13). Пелена хранилась в курском Знаменском мон-ре в деревянном футляре (Там же; Путев. по г. Курску. 1901. С. 12); местонахождение пелены неизвестно. Царь повелел восстановить разоренный татарами Курск, намереваясь вернуть туда икону. Образ сначала перенесли в основанную на месте часовни Коренную пуст. (в 1597, см.: Зверинский. Т. 2. С. 187), а вскоре - в Курск, где поставили в соборном храме Воскресения Христова в приделе Рождества Пресв. Богородицы. В правление царя Бориса Феодоровича Годунова, с 1601 по 1604 г., по стране «был глад великий и мор на люди». Курск в это время не пострадал от неурожая, кормил и себя, и жителей соседних губерний. В этом видели знак особого расположения Пресв. Богородицы к Курску, находившемуся под защитой Ее образа. Узнав о чудесах от иконы, царь Борис прислал в Коренную пуст. «образа, книги, колокола, ладан, пелены и церковные украшения». В 1604 г. Григорий Отрепьев приказал привезти К. и. в свою ставку в Путивле. Жители не ослушались приказа, т. к. считали его истинным царем, и отправили икону с диак. Поликарпом. Григорий носил образ с собой в сражениях, привез в Москву и поставил там в царских чертогах.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Ист.: Описи Моск. Успенского собора, от нач. XVII в. по 1701 г. включительно//РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 295-874; Чиновники Московского Успенского собора и выходы патр. Никона/Предисл. и указ: А. П. Голубцов. М., 1908. Лит.: Левшин А. Г., прот. Историческое описание первопрестольного в России храма, Моск. Большого Успенского собора. М., 1783; Любопытный Месяцеслов московский и Всероссийской церкви… на 1794 год. М., 1794; [Казанский П. С.] Слава Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1853. Ч. 3. Отд. 2. С. 73-75; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. C. 95-97, 100-101; Толстой М. В. Святыни и древности Вел. Новгорода. М., 1862. С. 230-231; Панов Г. И. Историческое, хронол. и иконогр. описание 218 наименований и изображений Пресв. Богородицы. СПб., 1871. С. 40; Знаменский И. Ист. сказание о чудотв. иконе Богоматери, именуемой Корсунской, находящейся в г. Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе Псковской губ.//Псковские ГВ. Ч. неофиц. 1873. 9. С. 89-90; 10. С. 97; Ровинский. Народные картинки. Т. 4. С. 686-687; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 336-339; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 60-64; Бухарев И. Иконы. С. 341-342; Побойнин И. И. Торопецкая старина: Ист. очерки г. Торопца с древнейших времен до кон. XVII в. М., 1902; Бобринский А. А. Херсонес Таврический. СПб., 1905; [М. Р.] Благодеяния Богоматери роду христианскому через Ея св. иконы. СПб., 19052. С. 657 и сл.; Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. К., 1906; Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира//Сб. ст., посвященных… В. И. Ламанскому. СПб., 1908. Ч. 2. С. 1136; Поселянин Е. Богоматерь. С. 633-643; Ласковский В. П. Путев. по Новгороду. Новгород, 1910. С. 16-17; Кондаков. Иконография Богоматери. С. 161-165; Лихачёв Н. П. Историческое значение итало-греч. иконописи: Изображение Богоматери в произв. итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Г., Каткова С. С. Возрожденные шедевры//Памятники Отечества. М., 1991. 1(23). С. 24-37; Рубанкова Г. Ипатьевский мон-рь: Великое противостояние//Костромские вед. 1992. 15 июля; Нам кажется, пора остановиться: Обращение сотрудников КИАХМЗ к общественности г. Костромы и области//Костромской край. 1992. 18 сент.; Чернецов А. В. Золоченые двери XVI в.: Соборы Московского Кремля и Троицкий собор Ипатьевского мон-ря в Костроме. М., 1992; Заботкина О. К вопросу о вотчинном землевладении костромского Ипатьевского мон-ря (XVI-XVIII вв.)//Краеведческие зап. Кострома, 1993. Вып. 5. С. 14-19; Слепынина Л. Ю. История колоколов Ипатьевского мон-ря//«Минувшее, сливаясь с настоящим…»: IV Тихомировские чт. Ярославль, 1993. С. 19-21; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Васильев Л. С. Церковь Рождества Богородицы Ипатьевского мон-ря//Светоч: Альм. Кострома, 1996. С. 54-56; Румянцева О. Реставрация Ипатьевской обители//Там же. С. 57-60; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 1998. Вып. 1. Ч. 3. С. 4-36; Васильев Л., Зонтиков Н. Правильно ли мы датируем Троицкий собор Ипатьевского мон-ря?//Сев. правда. 2001. 11 окт.; Каткова С. С. Иконостасы храмов Ипатьевского мон-ря по переписным книгам 1595 г.// Она же. Века и судьбы: Сб. ст. Кострома, 2001. С. 68-81; она же. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского мон-ря сер. XVII в.//Там же. С. 82-107; она же. Иконостасы 1756-1758 гг.//Там же. С. 108-135; она же. Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского мон-ря//Светоч: Альм. 2008. 3. С. 67-75; она же. Наружные росписи Троицкого Ипатьевского монастыря. Закомары//Светоч: Альм. Кострома, 2009. 5. С. 183-188; Кострома: Ист. энциклопедия/Под ред. А. К. Шустова. Кострома, 2002. С. 208-209, 211-214, 247-252; Костромские святыни. Кострома, 2002. С. 18-33; Куколевская О. С. Ипатьевский мон-рь: Путев. М., 2003; она же. Тихвинская икона Богоматери (XVI в.) - чтимый образ Ипатьевского мон-ря//Краеведческие зап. 2003. Вып. 6. С. 177-187; она же. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Б. м. принадлежало 297 дес. земли с лесными угодьями. Обитель не являлась штатной и содержалась за счет собственной хозяйственной деятельности, а также пожертвований богомольцев. По данным, напр., на 1894 г., доходы мон-ря включали: свечной - 255 р., кошельковый - 96 р., кружечный - 1447 р., пожертвования деньгами - 628 р., проценты с капитала - 1570 р., доходы от подворья, от гостиницы, от продажи урожая фруктов, от сдачи в аренду земли - 1810 р. В 1921 г. Б. м. был закрыт, на его территории разместилась колония инвалидов им. Артёма. В 1929 г. решением Бахчисарайского горсовета мн. здания обители разобрали на строительные материалы, сохранилась лишь Успенская ц. Уничтожение монастырских храмов позже объяснялось последствиями землетрясения. Постройки Анастасиинского скита были переданы совхозу «Коммунар». После освобождения Крыма от нем. войск в 1944 г. в бывш. мон-ре размещался госпиталь, скончавшиеся от ран солдаты погребены близ обители. В 70-80-х гг. XX в. часть построек занимал психоневрологический интернат. Б. м. был возобновлен 20 авг. 1991 г. по благословению архиеп. Симферопольского Лазаря (Швеца) . К апр. 2002 г. в обители жили 13 чел. братии и 31 трудник. Трудами наместника архим. Силуана (Макея) восстановлены Успенский храм, ц. ап. Марка, дом настоятеля, колокольня, кельи верхнего яруса, трапезный корпус, благоустроен св. источник, восстанавливается храм равноапостольных Константина и Елены и др. постройки. В наст. время мон-рь испытывает давление со стороны т. н. меджлиса крымских татар, необоснованно претендующего на землю, на к-рой стоит мон-рь, и пытающегося вытеснить насельников из ущелья. В июле 2001 г. более 200 экстремистски настроенных крымских татар вторглись на территорию Б. м., сотрудники спецназа и прихожане защитили обитель от надругательства. Арх.: ЦГА Крыма. Ф. 118. Оп. 1. Д. 3250. Л. 5; Ф. 513. Оп. 1. Д. 2. Л. 11. Лит.: ЗапООИД. 1844. Т. 1; 1881. Т. 12; 1883. Т. 13; 1886. Т. 14; 1910. Т. 28; Дионисий, архим. Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. Симферополь, 1870; Ливанов Ф. В. Бахчисарайский Успенский скит в Крыму. М., 1874; Герцен А. Г. , Махнеева О. А. «Пещерные города» Крыма. Симферополь, 1989. С. 23-25; Катунин Ю. А. Из истории христианства в Крыму: Таврическая епархия (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Симферополь, 1995. С. 67-69; Севастопольское благочиние: Справ.-путев. Севастополь, 1997. С. 94-99; Ясельская Л. Центры православного паломничества в Крыму//Православный паломник. 2004. 3 (16). С. 13-15.

http://pravenc.ru/text/77718.html

Богоматерь с Младенцем на Престоле. Икона. 1808 г. Иконописец Герасим Зугравул (церковь в с. Когыльничены) Богоматерь с Младенцем на Престоле. Икона. 1808 г. Иконописец Герасим Зугравул (церковь в с. Когыльничены) Сохранившиеся документы не содержат свидетельств о существовании иконных мастерских при бессарабских мон-рях. Поэтому в иконописи после 1812 г. можно выделить 2 основных направления. Первое включает работы иконописцев, прошедших обучение в Молдавском княжестве (Иоанн Яворский, Иезекииль, Герасим Зугравул), 2-е представлено произведениями анонимных народных мастеров. В 1-м случае заметно тяготение к академической манере письма с использованием светотеневой моделировки, во 2-м доминирует народная эстетика с ее архаизмом и часто наивным восприятием. Примерно с сер. XIX в. можно говорить о появлении 3-го направления. Речь идет об иконописных работах художников, получивших образование в С.-Петербурге и Одессе. В последние десятилетия XIX и в нач. XX в. иконы все чаще привозили из известных в Российской империи центров производства икон. Известны и случаи обращения к светским художникам. Так, для церкви в Кухурештий-де-Сус спроектировавший ее архит. Щусев заказал цикл икон известной художнице авангардного толка, увлекавшейся народным и наивным искусством, Н. С. Гончаровой (2 хранятся в Художественном музее Одессы) ( Stavil . 2011. P. 10). Лит.: Роднин К. Д., Понятовский Н. И. Памятники архитектуры Молдавии XIV-XIX вв. Киш., 1960; Украина и Молдавия: Справ.-путев./Авт. текста и сост.: Г. Н. Логвин. М.; Лпц., 1982; Памятники архитектуры Молдавии (XIV - нач. XX в.)/Авт. текста и сост.: Я. Н. Тарас. Киш., 1986; Ciobanu C. I., Stavil T. Icoane vechi din colecii basarabene. Chiinu, 2000; Ichim D. Biserici de lemn din Basarabia i Bucovina de Nord. Bucur., 2000; Ciocanu S. Contribuii privind istoricul i arhitectura boierului Constantin Stati, biserica «Inalarea Domnului» de la manastirea Japca (judeul Soroca)//Arta: Annual. Chiinu, 2001. P. 21-25; Stavil T., Ciobanu C. I., Diaconescu T. Patrimoniul cultural al Republicii Moldova: Album. Chiinu, 2004; Ciorb V., preot. Arta bisericeasc din Basarabia (1812-1918). Chiinu, 2005; Stavil T. Icoana basarabean din secolul al XIX. Chiinu, 2011; Colecia icoane basarabene: Muzeul Naional de Arta al Moldovei/Coord. S. Pociumban, V. Galceno. Chiinu, 2012; lapac M. Arhitectura complexurilor monastice//Mnstiri i scituri din Republica Moldova. Chiinu, 2013. P. 48-80; Dragnev E. Pictur mural in mnstirile Moldovei//Ibid. P. 81-104; Ghila V. Muzica în mediul monastic//Ibid. P. 105-117; Chiro ca A. Icoane mariale din patrimoniul Muzeului Naional de Istorie a Moldovei (secolele XVII-XIX): Cat. Chiinu, 2014.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Лит.: Суворов Н. И. Путев. по Вологде с указанием на ее церк. древности и святыни. Вологда, 1897; Суслов В. В. Памятники древнего рус. зодчества. СПб., 1895-1901. Вып. 1-7; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание г. Устюжны с уездом Новгородской губ. М., 1897; Непеин С. А. , свящ. Вологда прежде и теперь (1147-1906). Вологда, 1906; Горностаев Ф. Ф. , Грабарь И. Э. Деревянное зодчество Рус. Севера//История рус. искусства. Т. 1: Допетровская эпоха. М., 1910; Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. Вологда, 1914, 1991р; Дунаев Б. И. Северно-рус. гражданское и церк. зодчество: Город Вологда. М., 1914; Макаренко Н. Е. Путевые заметки и наброски о рус. искусстве. Вып. 1: Белозерский край. Пг., 1914; Красовский М. В. Курс истории рус. архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. Пг., 1916 [переизд.: Энциклопедия рус. архитектуры. СПб., 2002]; Евдокимов И. В. Север в истории рус. искусства. Вологда, 1920; он же. Вологодские стенные росписи. Вологда, 1922; Забелло С. Я. , Иванов В. Н. , Максимов П. Н. Рус. деревянное зодчество. М., 1942; Бартенев И. А. , Федоров Б. Н. Архитектурные памятники Рус. Севера. Л.; М., 1968; Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI в: АКД. М., 1969; он же. Успенская церковь в Белозерске//Культура средневек. Руси. Л., 1974. С. 177-182; он же. Каменное зодчество Кирилло-Белозерского мон-ря в его отношении к строительству Троице-Сергиева мон-ря//ДРИ. М., 1989 [Вып.: Худож. памятники Рус. Севера]. С. 310-319; Кирпичников А. Н. , Хлопин И. Н. Великая государева крепость. Л., 1972; Вздорнов Г. И. Вологда. Л., 1978; Рыбаков А. А. Устюжна, Череповец, Вытегра. М., 1981; он же. Вологодская икона. М., 1995; Бочаров Г. Н. , Выголов В. П. Сольвычегодск. Вел. Устюг. Тотьма. М., 1983; Ферапонтовский сб. М., 1985-2001. Вып. 1-5; Ополовников А. В. Сокровища Рус. Севера. М., 1989; Искусство земли Вологодской XIII-XX вв.: Кат. выст. М., 1990; Устюжна: Краевед. альм. Вологда, 1992-2000. Вып. 1-5; Памятники отечества: Сев. Фиваида: Альм. ВООПИК. М., 1993. Вып. 30. 3-4; Седов В. В. Собор и колокольня Корнилиево-Комельского мон-ря//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 102-109; Белозерье: Краевед. альманах. Вологда, 1994-1998. Вып. 1-2; Вологда: Краевед. альм. Вологда, 1994-2003. Вып. 1-4; Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1994-1998. Вып. 1-4; Кочетков И. А. , Лелекова О. В. , Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов мон-ри: Архит. памятники. М., 1994;Вожега: Краевед. альм. Вологда, 1995; ГТГ: Кат. собр. Т. 1. Кат. 50-52; Тотьма: Краевед. альм. Вологда, 1995-2001. Вып. 1-3; Череповец: Краевед. альм. Вологда, 1996-2002. Вып. 1-3; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Вытегра: Краевед. альм. Вологда, 1997-2000. Вып. 1-2; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997; Чагода: Краевед. альм. Вологда, 1999; Смирнова Э. С. Иконы северо-вост. Руси: Сер. XIII - сер. XIV вв. М., 2004. С. 132-162.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010