Но события были ускорены появлением предателя из Двенадцати апостолов. Его появление давало шанс иудеям, несмотря на праздничные дни и толпу, взять Христа без шума. Иуда Искариот сам пришел к первосвященникам с инициативой предательства. Евангелист Матфей отмечает, что он стал предателем ради денег: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» ( Мф. 26: 15 ), и члены Синедриона предложили ему тридцать сребреников. Евангелисты Марк и Лука не говорят прямо, что Иуда требовал вознаграждения, но это предполагается текстом: «И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники» ( Мк. 14: 10–11 ); «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег» Лк. 22: 4–5 ). Евангелист Иоанн в согласии с явными и косвенными указаниями других апостолов на сребролюбие как основание для предательства говорит о его воровстве: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» ( Ин. 12: 4–6 ). Вызывает обычно недоумение, почему Господь, знающий все грехи и слабости человека, поручил Иуде ящичек с деньгами; это положение воспринимается как провоцирующее грех (рассуждение в том же роде: зачем в раю Адаму и Еве было дано дерево познания добра и зла и запрет вкушать от него; не будь дерева и запрета, может быть, и грехопадения не случилось бы). Прп. Ефрем Сирин понимает эту ситуацию ровно наоборот, как путь для исправления Иуды и сохранение его от большего греха: «“Можно было продать это миро за триста динариев и отдать бедным” (ср.: Ин. 12: 5 ). Это сказал Иуда, которому Господь, усмотрев в нем жажду денег, поручил раздачу денег, как распорядителю и носителю кошелька, дабы насытился и не делался предателем ради денег. Потому что полезнее было ему красть серебро, чем предавать Творца серебра. Ведь кому иному [кроме Иуды, которого надлежало исправить] нужен был кошелек там, где налицо было чудо пяти опресночных хлебов, или вина из воды, или врачевства, данного глазам сына Тимеева, или то чудо, которое произошло при взимании дидрахмы?» 378

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей-мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Посмотри на смирение Матфея: себя поставил после Фомы, а, дойдя до Иуды, не сказал: " этот мерзкий человек, этот враг Божий " , но назвал его Искариотом, по отечеству, потому что был и другой Иуда - Леввей или Фаддей. Итак, были два Иакова: один Зеведеев, другой Алфеев, и два Иуды: Иуда Фаддей и Иуда-предатель, и три Симона: Петр, Кананит и предатель, ибо Иуда Искариотский назывался Симоном. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. " Сих " - кого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Под Царством Небесным разумеет блаженство. Господь дает апостолам чудеса, как оружие, говоря им: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте. Ничто так не приличествует учителю, как смирение и нестяжательность. Поэтому эти две добродетели показывают здесь, когда говорит " даром получили, даром давайте " . Не превозноситесь, имея такие блага и раздавая их, потому что вы получили их даром и по благодати. Но при смиренномудрии будьте и нестяжательны: " даром, - говорит, - давайте " . Исторгая же совершенно корень всех зол, говорит: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания. Приучает их ко всякой строгости. Поэтому, отвлекая их от всякого излишества и делая их совершенно беспечальными, не позволяет носить и жезлов. Ибо это подлинно нестяжательность, побуждающая верить Тому, кто учит о нестяжательности. Затем, чтобы не сказали: " откуда же будем добывать пропитание " ? - говорит: " трудящийся достоин пропитания " , то есть будете питаться от своих учеников, ибо они должны доставлять вам это, как делателям. Пропитания, сказал, а не роскоши, ибо учителям не должно жить в роскоши.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Мнение, что Иуда, желая симулировать свою преданность ко Христу, старался как можно чаще опускать вместе с Ним руку в блюдо, ни на чем не основано. Под блюдом разумеется обыкновенное блюдо или миска; τρυβλον δ στιν εδος πνακος (Евфимий Зигавин). Мф.26:24 .  впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (Ср. Мк.14:21 ; Лк.22:22 ). Вместо «как писано» лучше – «как написано» ( καθς γγραπται); вместо «которым» буквально «через которого»; вместо «лучше было бы» – «лучше было» ( καλν ν). Весь стих у Матфея и Марка (в греческом тексте) буквально одинаков, за исключением у Марка начального τι. У Луки – другие выражения. Смысл их у всех синоптиков заключается в том, что если предательство и соединенные с ним страдания предатель (опять без указания на личность) хочет поставить в зависимость от себя, от своих собственных действий, переговоров и сделок с иудейскими начальниками, то на самом деле все это от него не зависит. Сын Человеческий предается потому, что об этом «написано» в священных книгах, а написанное служит выражением того, что предопределено в самом Совете Божием. На какое-либо отдельное место Писания не указывается (ср. Лк.24:26–27 ). На то, что Христу надлежало пострадать и умереть и таким образом войти в славу Свою, указывали все священные книги, все Священное Писание Ветхого Завета. Это могло бы дать повод к мысли, что предатель был невиновен, являясь только невольным орудием вечного Совета Божия. Но это не так. Сын Человеческий предается, как о Нем написано, но ( δ) горе тому человеку, который служит орудием ( δ ο – через которого) предательства. Отцы Церкви и церковные учители в общем согласно истолковывали это выражение. Ориген : «Не сказал: горе человеку тому, которым предается, но: «через которого предается», – показывая, что предается другим, т.е. диаволом; сам же Иуда был исполнителем этого предательства». Златоуст: «Но иной скажет: если написано, что Христос так пострадает, то за что же осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с той мыслью, а по злобе. Если же ты не будешь обращать внимания на намерения, то и диавола освободишь от вины. Но нет, нет! И тот и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Не предательство Иуды сделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу». Евфимий Зигавин: «Некоторые говорят, что (Иуда) невиновен, потому что совершил то, что предопределено. Таким людям скажем, что Иуда предал не потому, что так было предопределено, а потому, что предал, и было предопределено, так как Бог предвидит все, что будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прокимны, гл. 1: 1. «Избавь меня, Господи, от человека злого, сохрани меня от притеснителя». Стих: «Они мыслят злое в сердце всякий день»(Пс. 139; 1–2), 2. Гл. у: «Избавь меня от врагов моих, Боже мой, Защити меня от восстающих на меня». Стих: «Избавь меня от делающих беззаконие»(Пс. 58; 2–3). Прокимен перед чтением Апостола, гл. 7: «Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Стих: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?»(Пс. 2; 2. 1). Вместо Херувимской: «Сын Божий, сделай меня сегодня участником Твоей таинственной Вечери, да не открою я тайны врагам Твоим и не. дам Тебе такого целования, какое дал Иуда, но как благоразумный разбойник исповедую Тебя: «Вспомни меня, Господи, в царстве Твоем». В Св. Великую пятницу на утрени (в четверг вечером). Тропарь тот же, что в четверг: «Когда славные ученики….» (Стр. 328). 1 Евангелие от Иоанна 13:31–18:1 . Антифоны, Гл. 8: 1.,, Народные начальники собрались против Господа и Помазанника Его. Беззаконно обвинили они Меня; Господи, Господи, не оставь Меня». 2, гл. 6: «Пошел Иуда и сказал беззаконным книжникам: «Что вы дадите мне и я вам предам Его?«А среди совещавшихся невидимо стоял Ты Сам, о Котором было совещание. Сердцеведец, пощади наши души», 3. Гл. 2: «Вследствие воскрешения Лазаря еврейские дети восклицали Тебе, Человеколюбец: «Осанна». Но преступный Иуда не пожелал уразуметь этого». Седален, гл. 7: «Питая на Вечери учеников и зная предательский умысел, Ты обличил на ней Иуду. Хотя Ты видел его неисправимым, но этим захотел открыть всем, что Ты добровольно предался, чтобы избавить мир от врага. Долготерпеливый, слава Тебе». 2 Евангелие: Иоанна 18; 1–28 . Антифоны, гл. 5: 4. «Сегодня Иуда покидает Учителя и принимает в себя диавола. Ослепленный страстью сребролюбия и об " ятый мраком, он лишается счета, ибо как мог видеть продавший Светило за тридцать сребренников? Пострадавший же за мир, воссиял нам Солнцем, и Ему мы воспеваем: Пострадавший и к людям сострадательный Господи, слава Тебе». 5. гл. 6 «Ученик договорился о цене за Учителя и за тридцать сребренников продал Господа, коварным поцелуем предав Его преступникам на смерть». 6. гл. 7: «Сегодня Иуда бодрствует, чтобы предать Господа, Предвечного Спасителя мира, Насытившего пятью хлебами множество народа. Сегоднд преступник отрекается от своего Учителя. Будучи учеником, предал Владыку, продал за деньги манною Листавшего человека». Седален, гл. 7: «Что сделало тебя. Иуда, предателем Спасителя? Разве Он исключил тебя из числа Апостолов, или лишил тебя дара исцелений, или во время вечери отверг тебя от трапезы, или омыв ноги остальным, Он обошел твои? О, сколько милостей забыл ты, и теперь обличается твоя неблагодарность» Его несравненное долготерпение и великая милость проповедуется в поучение».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

АМИНЬ. Грех Иуды    «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвешахуся,    тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся».    Как могло случиться, что Апостол Иуда Искариотский предал своего Учителя и Бога? Ведь он был приближенным учеником Спасителя, не из 70 даже, а из 12 учеников Его (Mapk.III,13—19). Иуда Искариотский, подобно другим Апостолам, имел дар исцелений: изгонял бесов и творил чудеса, он внимал глаголам Божественного Учителя (Uoah.VI:67—71), постоянно был с Ним (Дeяh.I:20—22). И, однако, Его предал. Где причина сего предательства? В страсти сребролюбия.    Апостол Иуда Искариотский был казначеем небольшого общества учеников Христовых, «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». (Uoah.XII,6). И привязался сердцем к деньгам, так что стал, по выражению того же Евангелиста, вором. Любовь к деньгам омрачила сердце Иуды, и он из-за денег согласился предать Спасителя книжникам и фарисеям. «Тогда, повествует св. Матфей, один из двенадцати, называемый Иудой Искариотом, пошел к первосвященникам и сказал: » что вы дадите мне, я вам предам Его. Они предложили ему тридцать серебренников. И с того времени он стал искать удобного случая, предать Его». (Mф.XXVI,14—16). В чем же состояло предательство Иуды? Книжники и фарисеи хотели взять и убить Спасителя, но не на людях, т.к. они боялись народного возмущения, ибо народ любил Спасителя (Mф.XXVI,3—5). Иуда же помог им, указав им уединенное место Спасителя – Гефманский сад. Ночью Иуда, окруженный слугами первосвященника и воинами, пришел в Гефманский сад и дал знак: кого я поцелую, тот есть, берите его. И поцеловал Спасителя. Тогда воины взяли Спасителя и повели Его на суд. (Mapk.XIV,43—46)... Предательство Иуды говорит нам о том, чтобы мы постоянно следили за чистотой своего сердца, чтобы никакая страсть не овладевала нами: ни сребролюбие, ни блуд, ни гордость, ни честолюбие или иные. Когда на душе у нас нет грехов, тогда мы с Богом пребываем в единении, а когда сердцем нашим овладевает какая-либо страсть, она отделяет нас от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Да, Он – Мессия, и однако не такой мессия, о котором, он, Иуда, имел свою идею, и ради нее пошел на предательство. Он не хочет совершать чудес для торжества над своими врагами, хотя и сохраняет Свою чудодейственную силу. Он не призывает легионов ангелов в Свою защиту, но отдается безропотно в руки врагов, согласно древнему пророчеству о страждущем праведнике, невольно встающему в сердце при зрелище страданий Его: «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих: как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стригущим Его, безгласен» ( Ис. 53:7 ). И все многократные слова Его о предстоящем вольном страдании во искупление многих, начиная от Кесарии Филипповой до Тайной вечери, стали понятны в своей истине и действительности: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Он предается» ( Мф. 26:24 ). Прав ли был Иуда в своей идее мессии-царя? И пред лицом страждущего Господа эта идея рассеивается, как сатанинский соблазн, как ослепление. Иуда уже не разумеет умом происходящего, не может связать своих мыслей. Если Христос не являет Себя, как мессианский царь даже пред лицом смертной опасности, пред которой он, Иуда, намеренно Его поставил, то кто же Он? Безумец, иллюминат, и, однако, чудотворец? Или же столь великое и святое, что доселе еще не вмещалось в сознании Иуды, Кровь Неповинная? Стало быть, он ошибся, впал в заблуждение, которое привело к предательству, чернейшему из черных преступлений, имя ему на все века есть «лобзание Иудино». Он предал на истязание и смерть Учителя, которого он не переставал любить и в самом предательстве. И теперь он видит Его среди мучителей и сознает, что это он, Иуда, тому виновник. Он теперь только начинает вспоминать всю любящую скорбь о нем Иисуса на Тайной вечери, и все слова Его, которыми Он тихо взывал к его сердцу. Он постигает, что Иисусу было открыто сердце его, и мысли его, и намерения его, и тем не менее Учитель, не воспротивившись сам, пошел навстречу предательству. То мятежное своеволие, с которым он хотел исправить путь Учителя, заставив Его исполнить его волю, теперь растаяло в нем, сменившись невыносимыми муками совести, адом на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Иуда! Предатель. «Лучше было бы этому человеку не родиться», — это слово Господа. Но почему же Ты, Господи, Начальник жизни, дал Твоему творению увидеть белый свет и позволил, чтобы тьма навсегда поглотила его? Самая темная из ночей — ночь Иуды. Неужели Крестные Страдания Сына Божия требовали, чтобы один из учеников продал своего Господа Его врагам как наемный убийца? «Так написано, и так надлежало пострадать Христу», — говорит Господь. Может быть, действительно кто-то рождается под звездой злого рока? Почему этот человек был избран, чтобы осуществить то, что решено заранее? В чем же его свобода? Иуда! Вор. Он ведал расходами Церкви. Господи, почему Ты избрал апостолом жулика? Иуда! Христопродавец. Тот, кто предал Бога за несколько ничтожных монет. Искариот, приложивший к лицу Праведника свои уста, искривленные всеми гримасами падшего человечества. Этот поцелуй Иуды — оскал смерти в погибающей человеческой душе. Иуда! В нем — бес. Почему Ты, Господи, столько времени посвятивший изгнанию бесов, позволил диаволу обладать им — ибо как сказано в Евангелии от Иоанна, «сатана вошел в него». Почему на этот раз Ты его не изгнал? Твоя Кровь, за многих изливаемая, не омоет ли отчаяние повесившегося? Разве объятия Твоих рук, простертых на Кресте, не достаточно широки, чтобы принять в них Иуду? И Ты уже не можешь поцеловать его поцелуем, восстанавливающим его? Или слишком поздно? Слишком поздно — даже для Бога в Его вечности? Единственная возможность спасти пребывающего в беспросветном отчаянии — продолжать надеяться на него. Бог всяческого милосердия не мог ли дать ему эту надежду? Иуда! Повесившийся на суку. Дважды отвергнувший дар жизни — земной и вечной. Вопреки Богу избравший смерть, первую и вторую. И мы снова слышим чей-то голос: «Как поверить в спасение всех, если хотя бы один отвергнут? Как принять слово Христа, сказанное Закхею: «Я пришел взыскать и спасти погибшее»? Что такое одна погибшая овца?» Одна погибшая овца — это каждый без исключения человек. Крест Христов, Пасха Господня — свет, в котором нет никакой тьмы. Ни один человек не может быть исключен из этого света, не должно быть за счет кого бы то ни было дано место диаволу. Уступите ему хотя бы одного человека, и вы утратите дух Христов. Есть только одно предопределение — к спасению. Все предопределены спастись. Это значит, что каждому человеку, как бы ни были велики его грехи, Господь предлагает Свою любовь и ждет от него ответной любви — покаяния. Иуда раскаялся, но у него не было покаяния, не было любви ко Христу и не было веры в любовь Христову. От Господа ничто не сокрыто, Он читает как в открытой книге все, что будет с нами прежде нашего рождения, и потому мы говорим, что судьба человеческая уже написана, и в то же время она пишется.

http://moral.ru/judas/

Евангелист Иоанн еще называет его Симоновым – видимо, его отца или старшего брата звали Симон. Если старший брат, то не мог ли это быть один из апостолов? Симон-Петр, брат Андрея – едва ли, слишком много о нем говорится, чтобы пропустить такую деталь. А вот другой Симон, по прозванию Зилот или Кананит, в принципе мог. Может быть, оба они даже в свое время принадлежали к «вооруженному подполью», как намекает прозвище Симона – и тогда Иуда действительно был «сикарием», а не просто «человеком из пригорода». В любом случае, в Евангелиях о нем практически ничего не говорится, за исключением того самого предательства. Есть только одно исключение: Иоанн повествует, как одна женщина помазала Иисуса драгоценным ароматическим маслом. И тогда Иуда возмутился: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» И дальше Иоанн комментирует: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». Получается, он был самым обычным коррупционером: просто таскал понемногу деньги, которые люди жертвовали Иисусу с Его учениками. Интересно, что в версии Марка то же самое говорят «некоторые», т.е. не один Иуда, и уж наверняка не потому, что все они надеялись получить часть этих денег себе лично. Но это так легко можно понять: апостолы странствовали по всей Иудее, не всегда им хватало пропитания, а уж удобный ночлег и вовсе казался роскошью… и вдруг какая-то женщина безрассудно тратит в один миг сумму, которую поденщик зарабатывает за год! Они не знали, что странствия их подходят к концу и что Иисус скоро будет подвергнут самой мучительной и позорной казни, и даже хоронить Учителя придется поспешно, в чужой гробнице. Женщина тоже не знала всего этого, но принесла всё, что могла в знак своей любви и признательности. Слова Иуды о деньгах служат своего рода прологом к истории предательства. Но только ли в деньгах дело? А не в том ли еще, что апостолы связывали с Иисусом какие-то надежды и ожидания – и только та женщина в тот момент просто всё отдала, ни о чем не прося, ни на что не рассчитывая? Логика предательства

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Ученики смутились от этих слов, стали смотреть друг на друга, не понимая, кто такой между ними предатель, и начали один за другим спрашивать Иисуса Христа: «Господи, не я ли?» – Спаситель ответил: «Предаст Меня один из вас, обмакивающий со Мною руку в блюдо». (У евреев, когда ели за столом, обмакивали куски хлеба в одно блюдо). «Но горе этому человеку! Лучше бы ему не родиться на свет». Ученики все-таки не понимали, кто предатель, потому что руку с хлебом протягивали к блюду все. Один из них, св. Иоанн Богослов, приклонившись к груди Христа, тихонько спросил Его: «Кто это, Господи! – Христос так же тихо ответил ему: «Тот, кому Я, обмакнувши, подам кусок хлеба», – и подал его Иуде, при этом сказал ему: «Делай же скорее свое дело». Прочие ученики не поняли этого намека и подумали, что Спаситель посылает его что-нибудь купить для праздника, либо раздать нищим милостыню. Иуда принял кусок и так же, как и прочие, осмелился спросить Христа: «Учитель, не я ли предатель твой?». Христос ответил ему: «Да, ты сказал!». После этого Иуда больше не оставался в горнице, – пошел к еврейским начальникам делать то, о чем сговорился с ними. А была уже ночь. Когда ушел Иуда, Спаситель берет один обыкновенный пшеничный хлеб, благословляет его, разламывает на части и, подавая ученикам, говорит: «Примите, ядите, сие есть тело Мое за вас ломимое». Потом берет чашу с виноградным вином, разбавленным водою и, подавая ее ученикам, говорит: «Пейте из нее все, это кровь Моя за вас и за многих проливаемая во оставление грехов». И прибавил такое повеление: «Так вы делайте для воспоминания обо Мне». По заповеди Спасителя мы, христиане, всегда делаем это за обедней и будем делать до кончины света. Кто не ходит по праздникам к обедни, по лености или из-за своих житейских хлопот тот, значит, не хочет воспоминать о Спаситель, как Он Сам заповедал ученикам Своим. А кто самовольно не причащается ни разу в год, для того, стало быть, ничего не значит этот величайший дар Божий – Тело и Кровь Его, тот не дорожит своим вечным спасением, для которого Христос и оставил нам такой дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

В изложении Матфея остается неясным: а) одновременно ли и сразу каждый ученик, и среди них и Иуда, обратился к Господу с вопросом, так что в общей сумятице ответ Господа Иуде: «ты сказал» мог остаться не замеченным учениками? – б) словами «погрузивший со Мною руку в блюде» указал ли Господь лично на Иуду, или же выразил только то, что Его предатель находится среди вечерявших и есть один из участников вечери (вариант: «погружающий», сотрапезник)? – в) и ответ Господа: «ты сказал» слышали ли все апостолы или же один только Иуда, и иритом – до евхаристии или после в самом конце вечери, так что Иуда мог немедленно после этого ответа удалиться из комнаты? Ответы на эти вопросы находим у других евангелистов. Так ев. Марк, в общем излагая текст Матфеев, однако ж видоизменяет его так, что устраняется личное указание Господа на Иуду. «И когда возлежали они и ели. Иисус сказал: верно говорю вам, что один из вас предаст Меня, ядущий (ACD др. все, но В Саг Копт: «ядущих») со Мною. Начали скорбеть и говорить Ему один по одному: не я ли (Алекс. код. приб: «равви»), др. приб: «и другой: не я ли»). Он же сказал им: один из двенадцати, погружающий со Мною (др. приб. «руку») в (др. приб. «одно») блюдо, потому что (предание есть исполнение божественного совета) Сын Человеческий идет (D предается), как написано о Нем. Горе же человеку тому, чрез кого Сын Человеческий предается. Хорошо бы ему (др. приб. «было») если бы не родился человек тот». «Один из двенадцати, погружающий (настоящее и обобщающее, вместо аориста однократного, частнее указывающего на действие единичное и единичного лица) со Мною (руку) в (одно) блюдо» и опущение вопроса Иуды и утвердительного ответа Господа ясно дают видеть, что евангелист разумеет только общее указание Господа на предателя, как на одного из участников вечери. По Мф. и Мк. это указание на предателя изложено ранее евхаристии, притом у Мф. Господь, по-видимому, лично указал на Иуду. Но в таком случае остается необъяснимым у Мф. отсутствие выразительного указания на немедленное удаление предателя, ибо дальнейшее присутствие его было бы непонятно. У Мк. с устранением личного указания на Иуду в словах Господа дальнейшее пребывание Иуды хотя и не представляется странным, но все же вызванное ими смущение и переполох среди учеников кажутся несколько не своевременными.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010