мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Вопрос Иисуса апостолам не желают ли и они отойти Иисус скорбел, конечно, что чувственно настроенная толпа не может отрешиться от своих предрассудков и лжеучений, не может возвыситься до понимания Его учения, но разделение всех следовавших прежде за Ним на верующих и не верующих в Него должно было произойти; оно было необходимо для успеха Его дела, и оно произошло теперь: Иисус остался с немногими учениками. Желая же испытать веру избранных Им Апостолов, Он спросил их: не хотите ли и вы отойти? Таким вопросом Он предоставил Апостолам полную свободу следовать за Ним или уйти от Него, по примеру других. От имени всех Апостолов Симон Петр отвечал: Господи! к кому нам идти? другого учителя, к которому мы могли бы перейти, нет; Ты, и только Один Ты, преподаешь такое учение, которое верующих в Тебя приведет к вечной жизни; Ты имеешь глаголы вечной жизни. Нет, мы не отойдем от Тебя; мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. Петр говорил так за всех Апостолов, но Иисус, проникая в душу каждого из них, поправил Петра, сказав, что не все они имеют такую веру, что один из них так же враждебно относится к Нему, как диавол. Иисус не сказал, кто именно этот один; но Евангелист поясняет, что это Он говорил об Иуде Искариоте, который после предал Его. Когда именно запала в душу Иуды преступная мысль предать своего Учителя — неизвестно. Из дальнейшего повествования Евангелиста Иоанна мы знаем, что Иуда был казначеем малой общины Христовой, то есть носил ящик, в который верующие в Иисуса опускали свои пожертвования, и производил все расходы для удовлетворения скромных потребностей Иисуса и Апостолов; мы знаем также, что этот казначей был вор (Ин. 12, 6), то есть присваивал себе из денежного ящика то, что составляло общее достояние. Сделавшись вором, не оставался ли Иуда в числе двенадцати только потому, что находил это выгодным для себя? Не задумал ли он давно уже предать Иисуса врагам Его, неотступно следовавшим за Ним всюду, куда бы Он ни пошел? — Если на этот вопрос следует отвечать утвердительно, то Иисус, указавший на одного из двенадцати как на изменника и врага Своего, обнаружил тем Свое всеведение; если же в то время Иуда еще не думал о предательстве, то Иисус, говоря так, доказал, что Ему ведомо и будущее. Как в том, так и в другом случае мы видим проявление Иисусом таких свойств, какие присущи только Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Мф.26:24 .  Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается. Не поддавшись исправлению ни в первый, ни во второй раз, он не отстраняет стопы своей от предательства; но долготерпением Господа питает свое бесстыдство и собирает себе гнев на день гнева ( Рим. 2, 5 ). Лучше было бы этому человеку не родиться. Это нужно понимать не в том смысле, что он существовал, прежде чем родился, потому что благо может быть только тому, который прежде был; а сказано это в том смысле, что лучше гораздо не быть совсем, чем существовать, погруженным во зло (male subsistere). Мф.26:25 .  При сем и Иуда, предающий Его, сказал Так как прочие апостолы, сильно опечаленные спрашивали: «Не я ли это, Господи?» чтобы своим молчанием не показать, что они как будто предатели; то и Иуда спрашивает подобным же образом -[Иуда], которого и совесть мучила, который с дерзостью и руку простер к блюду. Не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. [Предатель] присоединяет к вопросу своему еще лесть или обнаруживает неверие. Действительно, те, которые не имели намерения предать, говорят: «Не я ли, Господи?» А он, имевший в виду совершить предательство, называет Его не Господом, а Учителем; как будто, отрицая Господа, и тем не менее предавая Учителя, он может иметь оправдание. «Иисус говорит ему: ты сказал». Предатель был опровергнут тем же ответом, который впоследствии был дан и Пилату. Мф.26:26–28 . 617   И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. После того, как совершена была Пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, – который укрепляет сердце человека, – и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое тело и Свою кровь, подобно тому, как сделал Мелхиседек, священник Бога вышнего, принесший хлеб и вино как прообраз Его ( Быт. 14, 18 ). В Евангелии от Луки мы читаем, каким ученикам Он приготовил две чаши 618 : одну чашу первого месяца и другую – второго, так что тот, который не мог вкушать агнца в первый месяц между святыми, будет вкушать козла во второй месяц между кающимися.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мф.27:3–4 . Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: чтó нам до того? смотри сам. Увидев, что Он осужден» и пр.: из этого нельзя заключать, будто Иуда, предавая Христа за деньги, не ожидал, что это предательство окончится осуждением Его на смерть, тем более, что Господь прямо и не раз говорил о Своей близкой смерти учениками, и притом смерти насильственной, от властей иудейских. Вероятно, ослепленная и омраченная сребролюбием совесть его, как скоро совершилось осуждение Господа, мгновенно проснулась, и пред нею предстал весь ужас его безумного поступка. – «Раскаялся»: сознал всю великую греховность своего поступка; но это было раскаяние с отчаянием, а не с надеждою. Это раскаяние есть только невыносимое мучение совести, без надежды исправления, почему оно и довело Иуду до самоубийства. – «Возвратил тридцать сребренников» и пр.: то, что казалось для него так пленительным, теперь, когда совесть возопила, показалось для него отвратительным. Таков грех вообще. – «Предав кровь неповинную»: на пролитие, т.е. предал на смерть человека невинного. Замечательное свидетельство о невинности Господа. Иуда в продолжение трех лет был ближайшим учеником Господа, и став из ученика врагом, свидетельствует, что он предал невинного человека. Но, свидетельствуя о невинности Господа, это признание Иуды пред начальниками иудейскими «умножает вину и его и их; его – потому, что он не раскаялся, или раскаялся, но уже поздно, и сам произнес осуждение на себя, ибо сам исповедал, что предал Его (напрасно); их вину умножает потому, что они, тогда как могли раскаяться и переменить свои мысли, не раскаялись» (Злат.). – «Что нам до того» и пр.? Что нам до терзаний твоей совести и до невинности Иисуса, – твое дело. Это бессердечное, холодное и насмешливое отношение к страшному душевному состоянию Иуды и к свидетельству о невинности Иисуса показывает их крайнее нравственное загрубение и нераскаянность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но среди них не было никого другого такого, как Иуда, он был в своем роде единственный, как единственной по-своему была и любовь его ко Христу. Христос не мог призвать по ошибке. Он знал, от начала знал, кто предаст Его, и призвал заведомо дьявола. Иуда был предвременно, по «писанию» призван занять свое место около Христа и до конца пройти свое служение. Его призывая в ученики, Христос брал на Себя и ответственность за него, являясь как бы соучастником дела Иуды. Последний, очевидно, уже таков был по самому сотворению, по мысли Божией о нем, которую он воспринял, как свою собственную судьбу и самоопределение. На вопрос Творца, его призвавшего к бытию, на определение Слова, сказавшего о нем свое особое слово, он ответил могучим и покорным да. Он и пришел в мир, чтобы стать апостолом-предателем, во имя жертвоприносящей любви, а не ради презренных сребренников, лишь сокрывающих его избрание своим позором. Молча, но слышимо внутренним слухом, призвал его Призывавший не к одному хождению за Ним и с Ним до конца, но и к жертвенному противоборству во имя любви: к жертве собой во имя Того, кого любишь, жертвоприношением Любимого. Ибо и Сам Христос Себя принес в жертву, согласно предвечному решению любви божественной, через посредство не ведавших, что творят, и прежде всего, сатаны, искавшего Его гибели, но осуществившего спасение мира. Значение предательства Иуды надо видеть не в самом его внешнем факте, который есть только подробность в истории страстей Господних, притом не имеющая вовсе первостепенного значения. Не говорит ли сам Христос народу: «как будто на разбойника вышли с мечами и с кольями взять меня; каждый день с вами сидел Я, учил в храме, и вы не брали меня. Сие же было, да сбудется писания пророков». ( Мф. 26, 55–56 ). И не раз, по Евангелию от Иоанна иудеи «брали камни, чтобы бросить на Него» (8, 59; 10, 31), так что ученики чувствовали эту нависшую над Ним угрозу (11, 8). Да и вообще не приходится говорить о «предательстве» Иуды в смысле какой-то особой организации, а не простого оказательства или предоставления удобного случая врагам без большого шума в предпасхальное время схватить Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Предательство – оно и так всем понятно, оно на поверхности. В подлиннике употреблено не слово «предать», а слово «передать, выдать». На первый взгляд, разница невелика. Но вот в чем вся соль: слово «передать» постоянно употребляется в Новом Завете в связи с мыслью о промысле Божием. Например, в нашем же Евангелии от Марка, когда говорится о судьбе Иоанна Крестителя ( Мк.1:14, 9:31, 10:33–34 ). Или вот у Апостола Павла ( Рим 1,24, 26, 28 ), где этот глагол самым непосредственным образом связан с мыслью о Божественном изволении. Иначе говоря, в земной судьбе Иисуса Христа действует воля Божия . Вот на что намекает глагол «передать». 2 . К предательству Иуду толкнула алчность, жадность, сребролюбие. В Евангелии от Иоанна ясно выражено, что Иуда, будучи казначеем общества 12-ти учеников, использовал свое положение для личного обогащения, то есть крал из общей казны. Иуда, – написано там, – «был вор. Он имел при себе денежный ящик и брал то, что туда опускали» ( Ин 12, 6 ). А в Евангелии от Матфея даже сказано, что «Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» ( Мф 26,15 ). Наверное, так оно всё и было, как сказано у Иоанна и Матфея. Но в самом древнем Евангелии от Марка ничего не сказано о причинах, толкнувших Иуду на его подлый поступок. Да и деньги ему были предложены только после того как он заявил первосвященникам о своем решении предать Иисуса. 3 . Еще один существенный момент, отличающий Евангелие от Марка от того, что написано в других Евангелиях. Согласно Евангелию от Иоанна, уже «во время вечери ... диавол вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» ( Ин 13,2 ). Примерно то же пишет и евангелист Лука: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» ( Лк 22,2–3 ). В отличие от этих евангелистов Марк не привязывает поступок Иуды к влиянию сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Протоиерей Сергий Булгаков Слова Вы друзья мои ( Ин.15:14 ) — на Тайной Вечере — звучат как награда и означают обетование спасения и встречи. От такой дружбы по собственной воле отсекает себя Иуда — ибо дьявол во время вечери вложил в сердце его мысль о предательстве. Казалось бы, это вина дьявола, но Иуда принял такое вложение, подставил сердце ему, предав дружбу с Иисусом еще раньше, чем он предал Его самого. Но даже от Иуды не отрекается Иисус, называя его другом, eitapos, то есть сотоварищ, спутник. Иуда уже не друг Иисуса в Пасхе, но все еще друг Его в пути. Это слово как бы оставляет ему последний шанс, которым он не воспользовался. Священник Владимир Зелинский Когда человек согрешит против своего друга, он испытывает перед ним страх, который превращается в ненависть. А ненависть ослепляет. Святитель Николай Сербский Тяжело страдать, а еще тяжелее страдать от друзей. Если же друзья угрызают тайно, то сие нестерпимо; и если они верующие — еще нестерпимее; а если Божии служители, то куда обратиться тогда? Как избежать стремления зол? Тяжело сносить огорчение. А если оскорбляет друг — это низко. Если он угрызает тайно — это зверско. И если это болтливая жена, то живешь в одном доме с бесом. И если это судия, то нужны гром и молния. А ежели священнослужитель, тогда Ты, о Христе, выслушай и разсуди прю (См.: Пс.42:1 ). Святитель Григорий Богослов Бывает, люди говорят: вот, мне в душу плюнули, не хочу, чтобы так еще раз вышло, потому буду теперь всегда один. Не надо бояться, что тебе плюнут в душу, — надо быть к этому готовым. На Господа тоже плевали — те, кто до того искал Его дружбы, Его помощи. Так почему мы должны опасаться этого? Как раз когда человек подобного не боится, для него такой исход бывает не слишком болезненным. Игумен Нектарий (Морозов) Дружба — образ Царствия Божия Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Мф.18:20 Некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

http://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe

Решившись предать Его, (Иуда) подошедшей толпе, намеревающейся схватить Иисуса, подал знак и сказал: «Кого я поцелую, тот и есть, возьмите Его» ( Мф. 26:48 ). Он, таким образом, сохранил в отношении к Нему некоторое чувство уважения: ведь если бы этого чувства у него не было, то тогда прямо без лицемерного целования он предал бы Его. Отсюда разве не ясно для всех, что в душе Иуды наряду со сребролюбием и со злым умыслом предать учителя было тесно связано чувство, произведенное в нем словами Иисуса, – то чувство, которое, – если можно так выразиться – заключало в нем еще некоторый остаток доброго расположения. В Писании мы читаем (Ср. Мф. 27:3–5 ): «тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел; пошел и удавился». Если сребролюбивый Иуда, крадущий милостыню, которую полагали в ящик ( Иоан. 13:29 ) в пользу бедных, возвратил тридцать сребренников архиереям и старейшинам из чувства раскаяния, то это несомненно является действием учения Иисуса, которого предатель не мог совершенно презреть и извергнуть. Да и выражение: «согрешил я, предав кровь невинную» – было, собственно, сознанием своей вины. Посмотри, какую жгучую боль произвело в нем раскаяние в совершенном преступлении: он не мог более выносить даже самой жизни, бросил в храм деньги, поспешно удалился (отсюда), ушел и повесился. И этим поступком он сам над собой произнес приговор и в то же время показал, какую силу имело учение Иисуса над Иудой, – этим грешником, вором и предателем, который все же не мог совершенно исторгнуть из своего сердца учение Иисуса, преподанное ему. И ужели единомышленники Цельса будут считать вымыслом все эти обстоятельства, которые доказывают, что отпадение Иуды, даже после совершенного им против учителя преступления, отнюдь не было полным? Ужели они будут выдавать за истину только тот факт, что один из учеников предал Его, и при этом добавлять к Писанию, что он предал Иисуса будто бы ото всей души? Ведь совершенно неразумно обосновывать доверие или недоверие к свидетельствам одних и тех же писаний на одном только чувстве ненависти.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великая среда на картине Дуччо ди Буонинсеньи 3 мин., 25.04.2019 Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в  проекте «Холст, Пасха» . Великая среда на картине «Предательство Иуды» итальянского художника конца XIII — начала XIV века Дуччо ди Буонинсеньи В Страстную среду Церковь вспоминает предательство Иуды. О самом предательстве и его мотивах известно мало. Однако, основываясь на Евангелии от Иоанна, церковное предание говорит о том, что Иуда был вор: Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин 12:3–6). В Евангелиях же от Матфея и Марка говорится о том, что первосвященники предложили ему за выдачу Христа плату, равную шестимесячному жалованию простого рабочего или воина — 30 сребреников. И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его (Мк 14:10–11). Дуччо изобразил момент передачи этого гонорара в руки предателя, хотя в Евангелии не указано, когда именно он получил деньги — до или после ареста своего Учителя. 1 Здание для заседаний синедриона при Иерусалимском храме. Иудеи признают только один храм, где приносится жертва Богу. Вначале это был храм, построенный царем Соломоном, чтобы заменить переносную Скинию собрания со скрижалями Завета. Но от этого первого храма ко времени жизни Спасителя практически ничего не осталось — его разрушили вавилоняне еще b VI beke до нашей эры. C V beka до нашей эры Иерусалимский храм начали восстанавливать. Завершил строительство второго храма царь Ирод Великий (тот, что приказал убить всех младенцев в Вифлееме, надеясь, что среди них окажется и Богомладенец). Это было — даже по современным меркам — грандиозное строение, целый комплекс зданий различного назначения. Именно там жили и проводили свои заседания члены синедриона. Второй Иерусалимский храм разрушили римляне в 70 году нашей эры. 2

http://foma.ru/velikaya-sreda-na-kartine...

Справедливо божественный Павел говорил, что корень всем злым сребролюбие есть ( 1Тим.6:10 ). Что ми хощете, – сказал он, – дати, и аз вам предам Его? Велика дерзость, велико безумие! Можешь ли ты, скажи мне, предать Того, Кто держит все, владычествует над всем, повелевает морем, Владыку всякой твари, творящего все словом и повелением? Но дабы укротить его безумие и показать, что Он по воле своей предан был, послушай, что делает Господь. В самое время предательства, когда вышли на Него с оружием и дрекольми, со светилы и свещами, Господь говорит: кого ищете ( Ин.18:4 )? Они не знали того, кого намеревались взять. Так далек был Иуда от возможности предать Его, если бы Сам Он не восхотел. Он не мог даже видеть того, Кого хотел предать, несмотря на то, что были светильники и столько света. Ибо это выразил евангелист, сказав, что они имели светилы и свещи, и при всем том не находили его. Сказано: Иуда же стояше с ними, т. е. тот, который сказал: что ми хощете дати, и аз вам предам Его? Ибо Он ослепил их ум, желая показать свою силу и расположить их к тому, чтобы они отстали от злобы своей и чтобы узнали, что они предпринимают невозможное для них. И потом, дабы ты знал неисчетную Его силу, послушай, что говорит евангелист: услышавши голос, – сказано, – отступили назад и пали на землю. Видишь ли, как они, не в состоянии будучи слышать и голоса, падением показали свое бессилие и силу испустившего глас? Но наблюдай человеколюбие Господне! Так как ни Иуда не оставил сего бесстыдства, ни иудеи своего безумия, то Он Сам себя предает. «Когда Я, – как бы так сказал Он, – сделал все с своей стороны, явил силу Свою и показал, что они