Если Господь даровал тебе благодать и силу победить какой-либо грех, страсть, отбить прилог врага – немедленно от всего сердца благодари Господа за дар сей, ибо великое дело – сохранить неоскверненною от греха, от страсти душу свою и пребыть верным Господу, Его заповеди о любви к Богу и ближнему. Се, благодарю Тебя, Господи, яко многие прегрешения мои очищаеши и в страстях углебнути мне не попускаеши. Благодарю Тебя, о пренеисчетная Благостыня! Благодарю и Тебя, Пренепорочная Владычице, яко присно спасаеши мя от всяких лютых и покров Твой святой присно на мя простиравши. Чтоб не прельщаться сластями и красотами мира сего, помни непрестанно, что они временны, минутны, тленны, что душа твоя нетленна, бессмертна, что у ней есть свои сладости, свои красоты, вечные, духовные. Помни, что тебе уготованы блага превосходнейшие, кроме того превосходства, что они вечны, что тебе уготованы вечные обители, вечные красоты и сладости райской жизни, свет неизреченный, умный, превосходнейший этот тленный свет. Помни, что ты христианин и от тебя требуется и на земле небесное житие. 30 июня был у нас в Кронштадте и в Соборе Государь Император Александр Николаевич. Слушал краткий молебен. Остался доволен. В молитве враг ищет смутить, утеснить и сбить с толку сомнением, разленением сердца, упадком духа, нерасположением и отвращением к словам молитвы, хотя они – живая истина и сладость для души в другое время и в это самое, если от всей души произнесешь их; за столом – смущает, теснит, сбивает с толку и бросает в бессмыслицу, убивает дух скупостью, жалением сластей сидящим за столом; в обращении с женщинами влагает в ум скверные мысли, а в сердце – нечистые желания, похоти и опять смущает, омрачает, теснит и уничижает этим бедную душу; при обращении с низшими и нищими надмевает сердце гордостью и презорством, с высшими – поражает малодушием и страхом, с равными – дерзостью, неуважением, завистью, – при всяком деле, во всех обстоятельствах жизни противится нам, смущает, теснит, омрачает нас, дурачит нас, усиливаясь повергнуть нас в страсть, безумие, отупение, в состояние животного неразумного, чтоб мы были подобны зверям по злости и жадности, или коням по женонеистовству и гордости, или петухам по заносчивости и драчливости, или свиньям по обжорству и нечистоте, или собакам по зависти, и по скупости – кому? какому животному?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так Матфей, а также и Лука соединяют в одно место несколько притчей, чудес и прочего. Таким объяснением отвергается единство и цельность этой беседы. Но ближайшее знакомство с содержанием этой беседы и со связью мыслей, в ней излагаемых, заставляет предположить, что это не соединение нескольких речей, а одна цельная речь, со стороны Иисуса Христа имевшая характер вступительной беседы, следовательно, обнимающей по возможности весь нравственный Закон Христов, Его взгляды на Закон Моисеев и открывающей пути к блаженству и прочее. Некоторые места беседы прямо указывают на то, что Иисус Христос в первый раз говорит эту речь слушателям Своим ( Мф.5:17, 21, 27, 32, 43, 7:28 ). Стих 3. Под именем блаженств, по слову Святого Григория Нисского , разумеется вся совокупность и полнота всего того, что почитается за благо и что желается как благо, без всякого недостатка в пожелании и лишения или препятствия в осуществлении. Последователями Христовыми оно не только чается как будущее, но и присуще душе их как настоящее, насколько присутствует в них Сам Христос. Число блаженств в сей беседе у Евангелиста Матфея девять. Но это число как можно бы было увеличить ( Мф.13:16 ; Лк.1:45 ; Деян.20:35 и другие), потому что в дому Отца Небесного обители многи есть для блаженства праведных: так и сократить (у Луки только четыре блаженства), потому что все они в Боге, Который будет всяческая во всех. Святой Амвросий Медиоланский , говоря о блаженствах, по исчислению Луки, находит соответствие между ними и известными философскими добродетелями: воздержанием, правдой, благоразумием и мужеством. Воздержание видит в первом блаженстве – о нищете; правду во 2-м, потому что в нём говорится об алчущих правды; благоразумие в 3-м, так как благоразумному свойственно оплакивать тленное и искать вечного; и наконец мужество в 4-м, так как оно проявляется в терпеливом перенесении преследований за веру, а не за преступления. Стихи 3 и 6. Исчисляя пути блаженств, Матфей говорит о нищих духом, об алчущих правды; Лука – просто о нищих и алчущих и в противоположность им полагает богатых и сытых. Но понятно, что это не может составлять большего различия в выражении мысли. Как нищета телесная часто не соответствует нищете духовной, так этой нищете не препятствует и богатство земное.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

81 Сам Аввакум упоминает в своих посланиях о Крестах, таким образом, устроенных; но что же между тем говорит о четыреконечном? – Он прибавляется к осмиконечному будто бы для того, «чтобы истинный не дотыкался к телу». Возможно ли, по совести, рассуждать таким образом?! 96 Достойно замечания, что в книге сей и трех следующих, по экземплярам, имеющимся ныне в Соловецкой библиотеке, почисток не оказывается, и следственно те экземпляры, с которых составлена выписка, были в то же время уничтожены челобитчиками, и оставлены только новые экземпляры, с которых чинены и почистки в выписке и указания или ссылки в Челобитной. Нынешние экземпляры не во всем сходны с выпискою и в прочем. 101 Последних написано по подчищенному, другою рукою и другими чернилами. Приметно, что до почистки было подле него, как и смысл речи и связь слов требует. 102 По подчищенному и весьма приметно, что выправлено из слова «три». Так велит и упоминаемая Кириллова книга. См. ниже. 105 Правильнее написать следовало бы так: «и тис у сфрагизете мета дио дактилон, ос ке о Христос, на ести афорисменос». Ε τις ο σφραγζεται μετ δο δακτλων, ς κα Χρις, ν φορισμνος. 107 Подобное сказание о троеперстии, а не двуперстии, помещено в больших Макарьевских Четь-Минеях рукописных под 13 числом Декабря: но книги этого месяца нет ныне в Соловках. Писатель их – тот самый Макарий, Митрополит Всероссийский, который держал первенство на Стоглавном Соборе. 109 Примечание. Книга «о Вере», печатанная при Патриархе Иосифе, изъясняется о сложении перстов несообразно ни с Феодоритовым Словом, ни с самой собою. Видно, что она затруднялась, как выразиться ей об обычае, тогда уже неправильно одолевшем духовных после Стоглава. 1095–1099, лист в ней 74. 111 Пишет о сем очевидец, Святейший Патриарх Иоаким, при котором все сие было, – в Увете Дух. в Предисловии. 1948–1950. 112 Т. 2. 113, 124, 125, 183. См. выше ст. 3. Упоминает о том и История о страдальцах Солов., соч. Семена Денисова. 122 Достойно замечания, что нет там ныне и месяца Декабря, где под 13 числом заключается сказание о прении Никифора Панагиота с Азимитом, а в том сказании упомянуто что креститься надобно треперстным Крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

31) Рассказывали еще о том же старце, что однажды пошел он на рынок купить себе одежду. Купил и отдал одну златицу. Оставалось ему приплатить еще несколько мелкими монетами. Он взял одежу и положил под себя, и стал отсчитывать мелочь на дощечку. Тут кто-то подошел и пробовал вытащить из-под него одежу. Ощутив это, старец понял, что это значило, и жалея о трудящемся, стал понемногу приподниматься, как бы потягиваясь с монетою, пока тот вытащил одежду и ушел; – и старец не обличил его. – После сего блаженный Зосима сказал: чего стоила эта одежда его, или те украденные у него вещи? Но сколь высокоценно произволение его! Он показал, что, имея их, он был таков, как бы ничего не имел. Когда их похищали, он оставался таким же, не скорбя о том и не раздражаясь за то; ибо как я всегда говорю, не то вредит, чтоб иметь, но иметь с пристрастием. Старец сей хотя бы весь мир имел, был бы таков, как бы ничего не имел: ибо тем, что он сделал, показал, что свободен от всего. Восподвизаемся же, братие, и мы подражать примерам святых отцов, и ревностно исполнять словеса их, чтоб исполнясь здесь плодов благих, сподобиться и вечных благ во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святой Максим Исповедник Краткое сведение о святом Максиме Исповеднике Св. Максим, Цареградец, рода знатного. Получив полное образование и богословское, и философское, и всякое другое, какое требовалось в то время, он был взят императором Ираклием в придворные и исправлял дела первого секретаря с успехом и достойною похвалою. Когда поднялась монофелитская ересь, в порождении которой виновен был и царь с патриархом, и начались смуты и во дворце, и в городе, и в других областях царства, св. Максим почел это благословным поводом к удовлетворению всегдашнего своего желания оставить мир и поступить в какую-либо обитель. Уволившись от дел, поступил он в Хрисопольскую обитель (641 г.) и со всею ревностию предался аскетическим подвигам по строгим отеческим уставам, являя в себе для всех и во всех отношениях пример достойный подражания. Почему, когда потребовался новый настоятель в обители, он единодушно всеми избран был на сие служение, которое и исправлял достодолжно, не поблажая себе и не человекоугодничая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Противно Господу такое состояние людей потому, что таковые никогда почти не приносят покаяния и теряют как сознание своей виновности, так и необходимости его сознания, и потому и безнадёжны для Царствия Божия. Чтобы кому не приходила в голову или в сердце горделивая мысль о своих, якобы достоинствах и о недостоинствах своих друзей, необходимо иметь правильное понятие о деле спасения, о средствах к тому, и природе человека, о праведности нашей и о греховности. С той поры, как жало греховное уязвило наших прародителей, природа наша подверглась такой порче, что для восстановления её потребно было Самому Сыну Божьему сойти с небес и обновить обветшавшее в плену греха ( Рим. 8:3 ) человеческое естество. Люди, предоставленные самим себе, тонули в грехе и так он пропитал человеческое естество, точно вода губку, что когда пришёл и Сам Сын Божий и заговорил и устами и языком Божьими, то не все Его слушали: многие Ему не верили, многие на Него негодовали; многие Его не хотели понимать, и многие Его оставляли. Когда Ему пришло время оставить сей мир и идти к Отцу Небесному, чтобы приготовить там обители Своим, то многие ли Его провожали на гору Елеон? Поймите отсюда, как сильно природа человеческая, предоставленная своим собственным силам, склонилась под ярмо греха. Но вот уже и Дух Святой освятил Своею силою искупленных людей Божьих и даровал им все силы, яже к животу и спасению. Но всё-таки в церквах, которые зовутся Богу возлюбленными ( Иак. 1:16 ) и святыми ( 2Кор. 1:1 ), не перестают господствовать споры, вражды, несогласие, разделение ( 1Кор. 1:10; 3,3 ), убийства и кровосмешения ( 1Кор. 5:1 ). Значит, как видите, и Апостольской церкви, стоящей под действием освящающего Духа, приходилось бороться с грехом. Что же сказать о нас, столь отдалённых от времени, источавшего такие реки небесной благодати, и тем более о тех, которые отпали от церкви, источника жизни? Здесь пребывающие в смирении и полном ей послушании – ангелоподобны, а вне её ограды все горды, своевольны, и некоторые из вашего ряда, обезумев, в гордости сочли себя саваофами и богородицами, князь же мира сего, действуя в таких сынах противления, внушает им и учения бесовские ( Еф. 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Но и пред самыми, так называемыми, вельможами я ясно и без стеснения проповедовал православную нашу веру, будучи просвещен и укреплен благодатию поклоняемого Божественного Параклита. Короче сказать: куда бы я не был послан от святой обители Ватопедской по воле преподобных отцев моих за милостынею, везде, просвещаемый благодатью святого Параклита, я проповедовал чисто православную веру и с подобающею честью был опять отпускаем во Святую Гору, и нигде не попадал в оковы и не был заключаем в темницы или морим голодом, холодом и дымом, как это случилось со мною здесь, праведными судьбами Божиими, по множеству, вероятно, грехов моих, но никак не за какую-нибудь ересь. Надеюсь на милосердие Господа моего Иисуса Христа, что нива сердца моего была, есть и до конца пребудет чистою, благодатью Спасителя моего, от всякой еретической хулы. И если я в своих занятиях книгами в чем-либо погрешил против вашего благоверия, или теперь лгу, или одно думаю в сердце, другое говорю вам и пишу: то пусть праведный Судия попустит на меня такую же проказу, какую Он попустил на Гиезия, или ту горькую смерть, какая постигла Ария. Горе мне, окаянному: к каким клятвам принужден я, окаянный, прибегать! Но Бог – Судия праведный и крепкий и долготерпеливый: Он воздаст каждому по делам его. Ему слава во веки, аминь. Если этим кратким объяснением я возмогу уверить ваше благочестие в своей невинности и окажусь пред вами достойным милости, то и вы, будучи благочестивы, скажите сами про себя о мне то, что сказали некоторые благоразумные и праведные судьи, хотя и были нечестивы: Ничтоже достойно смерти и уз сотворил человек сей, и можно было бы отпустить человека сего, аще не бы кесаря нарицал ( Деян. 26:31–32 ). Я же не кесаря смертного и нечестивого властелина земного, но самого Создателя и Владыку всех Иисуса Христа, единого сердцеведца, призываю во свидетеля души моей пред вами, господами моими, что я чист во всем том, что говорили против меня мои противники, которым – Бог Судья, и что я, как сначала был, так и теперь состою доброжелательным богомольцем вашей благочестивой державы и до конца пребуду таковым – и здесь, и везде, по заповеди Спасителя, которую если кто презирает, тот не получит спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Совершенно в другую сторону поворотились челобитчики: там вступаются за то, что писано строго: здесь настоят, почему слабо? Кому уподоблю род сей? ( Мф. 11:16 . Зач. 40). Где же, впрочем, положено в новоисправных книгах, чтобы не употреблять мантии, точно так, как написано в правилах Св. Василия Великаго ? Отнюдь нигде. Если же один или несколько монахов усмотрено безчинно ходящих; то книги ли в том виновны, или одни те монахи? Иначе можно нанесть укоризну и всей Вере Христианской, если судить о ней по некоторым поступкам людей, несообразным с Верою. Надобно знать при сем, что замечание о хождения монахов яко бы без мантии взято из Проскинитария Арсения Суханова : он видел в Греции властей духовных, ходящих без мантии. Относится ли слово ко книгам или к нам 144 ? 50) «А в пострижении, Государь, иноческом в Потребнике печатном той мантии и параман на постриженников класти у них не указано.» Замечание о парамане взято опять у Суханова и с Греков. Мы ссылаемся на самую книгу Требник первого новоисправного издания. 145 Там велено возлагать на постриженников мантию, названную в книге «палий», что значит то же. Не упомянуто почему-то о парамане: но, как свидетельствует доселе самый опыт, и параман, как и мантия, возлагаются на монахов при пострижении. О парамане не упомянуто в особенности потому, вероятно, что носят его живущие в Монастырях еще ранее пострижения полного, особенно при рясофоре. Подобно не сказано в Требниках времени Челобитной и о Кресте, с параманом вместе возлагаемом, потому, без сомнения, что он на всякого Христианина возлагается еще при Крещении. Кто же, однако, усомнился бы по Требнику челобитчиков о том, указано ли возлагать на монахов, при пострижении, Крест? Все это знают и исполняют, равно как все знают и о парамане. 51) «Да они же, Государь, в покаянии и исповеди Псалмы и молитвы исповедником и над умершим прощательные и разрешительные молитвы, и величания Святым отставили.» Что слово здесь, то клевета. Клевета сия взята из Проскинитария Арсения Суханова , который, видя в Греции того времени, что некоторые из Священников не совсем точно исправляли службу Божию, в особенности опускали Полеелейные празднования, в кои бывают у нас Величания, записал это в своих наблюдениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

    Но да избавит всех нас Господь Бог от такового несчастья, о чем и должны мы к Нему прибегать за помощью в деле спасения, памятуя Его слова: «Яко без Мене не можете творити ничесоже доброго и спасительного» (Ин.15:5).    Аминь.    3 16 июня 1935 г.  Боголюбивые матери и сестры святой обители сея!    Благодать Св. Духа да почиет на Вас.     В этот раз мы с вами побеседуем о монашеской жизни, не только о внутренней, но и о внешнем поведении, которое чрезвычайно важно в иноческой жизни, — оно должно быть чисто и благопристойно, как подобает святым, ибо если сей благопристойности у нас нет, то и внутренней не ищи, ибо в такой душе все внутреннее испарилось.     Наружная благопристойность должна выражаться приблизительно в следующих видах: начиная с вечера, например, перед тем, как возлечь на одр свой должно помыслить о том, как проведен день, — что видела и что слышала, и быть может, кого-либо заочно осудила. Если ничего подобного не вспомнишь, это не значить, что ничего такого не случилось, но то значит, что по рассеянности все забыто; тогда кайся Богу не только за замеченные грехи, говоря мысленно: «Господи, прости и помоги» (то есть, прости, что так согрешила и прогневала Тебя, и помоги, чтобы сего не было), но если все забыто, по рассеянности, тогда кайся Богу и за то, что забыто, говоря либо словами, либо мысленно: «забыла я Тебя, Господи, (трижды) увы мне, увы мне». А потом скажи Богу: «Не забуди меня, Господи, Тебя забывающую»... И сие надо произнести медленно, тоном моления, ибо именно в таком тоне заключается сердце сокрушенное и дух смиренный, его же Бог не уничижит, т. е. не оставит без помощи. Потом перед возлеганием на одр свой скажи себе: «Господь и Бог наш не имел где главу преклонити, а нам всякое удобство даровал», и затем перекрести одр свой в трех местах и затем самое себя со словами: «огради мя, Господи, от всякого зла», и потом: «Господи, да будет воля Твоя на мне». Но если беспокоят мысли, при возлежании на одре, тогда надо беспрестанно мысленно творить краткую молитву: «Господи, помилуй», пока уснешь. Если проснешься во время сна, перекрестись, предавая себя воле Божией. А когда, по пробуждении, увидишь дневной свет -скажи себе: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Затем, начиная обуваться и одеваться, говори себе мысленно: «Господи, благослови, Господи, помилуй». Начиная умываться, перекрестись и за сим говори себе: «Господи, очисти скверну души моея». Делая так, мы будем все делать по завету св. Апостола — во славу Божию. За мытьем посуды или белья, говори: «Господи, очисти скверну души моея», и твоя мысль или ум всегда будет в Боге.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3506...

Тогда он прислал к ней служанку гордого и строптивого нрава, которая била свою госпожу и всячески досаждала ей. И раба Божия, на сей раз, осталась весьма довольна и благодарила святителя. Так и наш батюшка видел во всем происходящем Промысел Божий и умел из всего извлекать духовную пользу, стремясь научить и нас тому же. Ничто не могло ему повредить. Так «извод честное недостойнаг» 40 , он был воистину как бы устами Божиими, провозвестником Его Святой Воли. Батюшка имел от Господа дар рассуждения: он, при необходимости, мог быть снисходительным или строгим и, по слову Апостола Павла, «всмъ былъ вс» 41 . Его кротость не была лицемерной, батюшка мог переживать, выражать свою боль и сожаление, но слушающий чувствовал, что не гнев и раздражение движет батюшкой, но искреннее желание помочь. «Ну, доченька, что же это такое? – скажет бывало батюшка, – я сейчас должен буду тебя поругать...» А после этого он начинал объяснять, в чем заключалась ошибка. Кроме таковых бесед, у нас иногда получались совсем неожиданные, «незапланированные» беседы и встречи с нашим духовным отцом, например, во время его прогулок, когда он потихоньку ходил по монастырскому двору с палочкой, или сидел в кресле около игуменского корпуса. Бывало, что я потихонечку совершала с ним «обход» всей обители: батюшка сидел в специальном инвалидном кресле, а я катала его по монастырским дорожкам. Тогда все сестры старались собраться вокруг батюшки и в непринужденной обстановке задавали ему различные вопросы. Батюшка очень любил, когда его духовные дети предлагали ему вопросы, и всячески поощрял в нас интерес к духовной жизни, желая, чтобы его не боялись и не стеснялись спрашивать необходимое. Каждая стремилась подойти к батюшке, принять его благословение, поговорить с ним. Это были незабываемые беседы, когда мы чувствовали в нем именно отца. Темы бесед с батюшкой во время его прогулок были самыми разнообразными, характер их, хотя и зависел от вопросов сестер, по преимуществу был духовным и назидательным: батюшка имел широкие и глубокие познания в разных областях человеческой жизни и огромный духовный опыт, он мог ответить на любой вопрос и своим ответом направить мысль собеседника к небесному, духовному.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

XXXI. Поучение, сказанное воспитанницам Иллукстокого Примонастырского женского училища 31 . Законченное образование – великое благо в жизни человека Поздравляю вас с окончанием вами полного курса вашего образования в сем учебному заведении и с получением вами Высочайше дарованных сему училищу прав на звание учительниц, и радуюсь вместе с вами вашей радостью. И, действительно, есть чему радоваться, и есть с чем поздравить вас, потому что окончание курса в учебному заведении и получение в нём более или менее полного и законченного образования в духе православной веры и благочестия – есть великое дело и великое благо в жизни человека. Оторванный в раннем детстве от родного гнезда – от своих родителей и родственников, вы более шести лет провели в сем заведении; тяжёл был пройдённый вами путь школьной жизни, но в тоже время он и многополезен был для вас, ибо вы выходите отсюда более или менее окрепшими физически и нравственно и на всякое благое дело предуготованными: за проведённое вами время в училище вы возросли в нём умственно, физически, нравственно и религиозно. Прежде всего, в сем заведении, при помощи Божьей и содействии всеосвящающей, возращающей, укрепляющей и вразумляющей благодати Всесвятого Духа, развились душевные ваши силы и способности: развился и обогатился ум ваш добрыми и полезными познаниями в преподанных вам науках; воля ваша навыкла и окрепла в добре; сердце ваше приучено к восприятию всего доброго, честного и святого. Возрастая и укрепляясь умственно, вы в сем заведении возросли и физически, постоянно охраняемые строгим надзором и присмотром старших от всего вредного для вас. Самое же главное – вы в этом учебном заведении, в тишине святой обители сей, под покровом и заступлением Царицы Небесной, которой посвящена самая сия обитель, вдали от мирской суеты и многоразличных соблазнов, так вредно влияющих на нравственность молодых детских сердец, возросли и воспитались в нравственно – религиозном отношении. Вы здесь не только в классе слышали основательные объяснения уроков Закона Божия, но и в окружающей вас жизни постоянно видели примеры строгой нравственности и благочестия, постоянно присутствовали при Богослужении в святом храме, участвуя не только в молитве, но и в самом Богослужении своим прекрасным пением, питая, развивая и укрепляя религиозное чувство не только своё, но и других молящихся в сем храме, доставляя всем им истинное духовное наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010