Желаю, чтобы это описание, составленное мною из усердия к Святой Обители, по желанию и с содействия ея просвещенного Настоятеля, послужило для жителей города Курска к искреннейшему сближению с его родной Святыней, а для дальних посетителей и Богомольцев, посещающих эту Пустынь, преимущественно в летнее время, к ближайшему ознакомлению с нею. В заключение обращаюсь к читателям сего описания, и во первых к Отцам и братиям сей Святой Обители, словами древнего нашего летописца: «Отцы и братия! Еже где описах, или переписах, или недописах, чтите, исправляя Бога деля, а не кляните, паче же и помяните в своих Святых молитвах многогрешного». 1862 г. И. Л. I. Местоположение и вид обители Курская Коренная Рождество-Богородицкая Пустынь находится в Курской Губернии и уезде, расстоянием от Губернского города Курска в 27 верстах на север. Коренной пустынь сия называется от явившейся здесь в 1295 году при корне одного дерева чудотворной иконы Знамения Божией Матери, издревле называемой Курская, по области, к которой принадлежит место явления. Коренная пустынь расположена на реке Тускарь, на одном из нагорных холмов её правого берега; холм этот, находясь между двумя глубокими лесными логами или оврагами, представляет вид древнего городища, верхняя площадь которого имеет небольшую покатость от запада к востоку к реке и оканчивается обрывом или крутизной в несколько сажень. Береговое возвышение, по обеим сторонам Обители, поросло лесом; лес этот издревле называющийся Богородицким, оканчивается с севера и юга глубокими оврагами, которые составляют естественные грани монастырских владений; за ними расположены: с севера, село Долгое, с юга, деревня Служня, входившие до 1764 года в число монастырских вотчин. Белостенные здания Обители то живописно скрываются в купе окружающих их деревьев, то выглядывают из за них, как белая лилия из корзины зелени. Особенно хорош вид на монастырь с противоположного лугового берега р. Тускарь. Отсюда она разом открывается взору всею красотой своих зданий: на первом плане новый Соборный пятиглавый Храм Русско-Византийской (Тоновской) архитектуры, напоминающий собою две лучшие церкви нашей Северной Столицы: (Благовещенскую конно-гвардейскую и Егерскую). Позади его высится одинакового стиля столпообразная с шатровым верхом колокольня; золоченый крест её высоко блестит в воздухе. Близ Храма видно начало крытых сходов к нижнему источнику или кладезю, где явилась чудотворная икона. Самые сходы скрыты от глаз деревьями, которыми порос весь скат монастырского холма, но за то ясно видна нижняя шатровая церковь во имя Живоносного Источника, древнейшее здание обновленной обители, память усердия к ней первого Русского Фельдмаршала из Русских, Графа Бориса Петровича Шереметева.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/istorich...

Видя красоту Афонской земли, Пресвятая Богородица с молитвой обратилась к Своему Сыну, Господу Иисусу Христу, чтобы на этой земле воссиял Евангельский свет и чтобы проповедь Ее здесь дала обильный плод. Тогда прозвучал глас с небес: «Это место пусть станет Твоим Уделом, и садом, и раем, и убежищем для тех, кто жаждет спасения». Перед отъездом Она обратилась к жителям со словами:     «Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Господь благословит изобильными плодами труды подвизающихся здесь, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду Заступница места сего и Ходатаица о нем пред Богом».   Сказав это, Матерь Божия благословила народ и, взойдя на корабль, отплыла на Кипр. Сегодня на Святой Горе Афонской находится большое количество обителей, а в них - множество чудотворных икон Божией Матери, которые просто невозможно все перечислить.         Все чудотворные иконы Богородицы на Афоне:     В Великой Лавре Афанасия Афонского особо почитают иконы Божией Матери «Кукузелисса» и «Экономисса». В Ватопедском монастыре – «Пантанасса», «Закланная», «Живоприятная», «Ктиторская», «Отрада» или «Утешение». «Елеоточивая», «Простреленная». Главной святыней Свято-Андреевского скита стала икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». При входе в Иверскую обитель на левой стороне находится небольшая привратная церковь, в которой пребывает чудотворная икона «Портаитисса» (Вратарница), называемая также «Иверской». С Иверским монастырем связаны самые замечательные предания. Одно из них гласит, что Богоматерь, посетив Святую Гору, пристала в Климентовой бухте, близ Иверона, где ныне сооружена часовня. А девять столетий спустя иноки-грузины из Иверской обители увидели в огненном столпе, поднимающемся от моря, икону Божией Матери, которая чудесным образом пришла на Афон по морю и была названа «Иверская». Ее поместили над воротами обители Иверской. Однажды монахи решили поместить эту икону в храме для лучшей сохранности. Но икона трижды оказывалась вновь на прежнем месте. И, явившись ночью настоятелю, Божия Матерь сказала ему: «Не надо Меня беречь, Я вас буду оберегать». Монастырские ворота – это то, что соединяет обитель с миром. Божия Матерь, с одной стороны, хранит Свои обители от пагубных влияний мира сего, а с другой – устремляет в мир благодатное влияние обители. Преподобный Нил Мироточивый предвидел особое значение для иноков Афона в присутствии на Святой Горе иконы «Иверской» Божией Матери. «Пока Моя икона в сей обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет, - открыла ему Сама Царица Небесная. – Когда Я уйду из обители, тогда пусть каждый берет свои вещи и уходит куда знает, не забывая о своих монашеских обетах». Афонские иноки верят, что в последние времена икона покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти отсюда.

http://isihazm.ru/1/?id=636&c_pid=1

Здесь последовало несколько значительных вопросов, на которые Шушерин или не дал желаемаго ответа, или отвечал не так, как ожидали, почему и был отведен под стражу, под которой и пробыл, по его свидетельству, в течение трех лет, а следовательно, до 1670 года. Потом послан в изгнание, ворочен «на свою родину», в Новгород, где, по его словам, пробыл в изгнании (из столицы) всего 10 лет, а следовательно, до 1681 года, в котором по прошению благоверной Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны к своему племяннику Царю и Великому Князю Феодору Алексеевичу, взят в Москву и сделан крестовым дьяком Царевен, то есть заведывал церковным хозяйством (ризничною казною) собственной Дворцовой (теремной) церкви Царевен. Находясь в этом звании до самой своей кончины (=1693 г.), Иван Корнильевич, как известно (и не по одному его собственному свидетельству), «имея велию веру ко Господу Богу и ко святой обители Воскресенской, велие тщание показа, о навершении великой (соборной) церкви, ходатайством своим пред Царевною Татьяною Михайловною, у которой был в особой милости, паче инех сверстник своих чину того же». И.К. Шушерин скончался, как можно полагать, в 1693 году, ибо в приходо-расходных книгах Воскресенскаго монастыря за сей год в «...» месяц значится, что сын его Михаил Иванович Шушерин дал по отце своем на поминовение «...» рублей. Погребен в своей любимой обители – Воскресенской – близ гроба своего благодетеля Святейшаго Патриарха Никона , под Голгофою же, в трапезе храма св. Архангела Михаила, устроеннаго, как можно полагать, его же усердием, ибо освящен еще в 1690 году. В монастырской ризнице памятью усердия Ивана Корнильевича Шушерина к Воскресенской обители остается доселе напрестольный крест со св. мощами сребро-позлащенный и убранный драгоценными камнями и жемчугом Корсунскаго дела (по описи 2-й) с следующею надписью на шестигранной рукояти: «лета 7189 (1681) году июля в 4 день построил сей крест по обещанию во обитель св. Живоноснаго Воскресения Христова во Храм св. Голгофы, идеже есть крест Господень, или где настоятель сей обители изволит, Государынь благоверных Царевен Крестовый дьяк Иоанн Корнильев Шушерин за оставление грехов своих и в вечное поминовение по себе и по своих родителех».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Между тем сподобил меня Бог в минувшее лето (1838) посетить святой Синай морский. И каково же было удовольствие мое, когда, насладясь о Господе давно желанным лицезрением Обители, подобной граду, ему же художник и содетель Бог, ( Евр. 11:10 . Зач. 328), полной поклонников, со всего почти Российского севера слетавшихся, насладясь лицезрением святого его чина Богослужебного, благоустройства иноков, благословения Божия над всем, встретился я там, между прочим, со многими памятниками древности, которые объясняют Челобитную, называемую «Соловецкого Монастыря», и объясняют решительно так, что совсем не Соловецкий Монастырь составил ее, отнюдь не он упорствовал против книг Церковных, и что во время составления Челобитной были там все средства к дознанию истины старой Веры, если бы челобитчики, кто бы ни были они, хотели обратить на них какое-либо внимание! Такие памятники – самые вещи, книги, грамматы Царские и Иераршеские. Там находится старинная опись Монастыря, составленная в 7184 (1676) г., следственно в самом начале заключения Монастыря, после подачи Челобитной. Из сей описи легко видеть можно, что вещи и книги 3 , кои объясняют истинно старые обряды Веры и верность исправления Церковных наших книг, были тогда в Соловках. Грамматы, кои сего же предмета и времени касаются, говорят сами за себя 4 . Кто только имел в жизни утешение видеть спасение невинного, или оправдание обидимого, тот может представить себе особливый степень удовольствия, когда б представились ему во всей ясности виды невинности святой Соловецкой Обители в деле раскола! Считаю обязанностью разделить такие сведения с ближними моими, к общему, думаю, удовольствию всех благомыслящих. Возвратясь из Соловецкой Обители к своим, я приветствовал их везде молитвами Преподобных Угодников Соловецких и любовью ныне там иночествующих. Не было возможности изъяснить подобных благожеланий уклоняющимся от общения с Церковью вслед Челобитной Соловецкой: но да будут и для них благожеланиями, из Соловецкого Монастыря принесенными, сведения, кои теперь сообщить я имею. Пусть чуждающиеся истины Православной Церкви прочитают еще Челобитную с предлагаемым теперь изъяснением, с таким изъяснением, которое все в самых вещах могут они найти вместе в Соловецкой Обители. 5 Иных свидетельств, кроме местных тамошних, не будем мы выставлять здесь. Они, как нельзя лучше, изложены уже в иных исследованиях, напр. в упомянутых выше Ответах Преосвященного Никифора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В то время жил в Иверской обители настоящий ангел небесный – грузин Гавриил. Был он кроток душей, как ребенок, и беспощадно суров к своему телу. Видимо, не было в тех краях более чистого сердцем человека, раз явилась к нему во сне сама Богоматерь и сказала: — Скажи настоятелю и братии, что Я хочу дать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к вашей обители. Наутро на берегу снова собрались монахи, молящиеся за Гавриила. Святой старец с верой прошел по воде и вернулся с великой святыней в руках. Не было предела радости иноков! Три дня и три ночи шли перед ней не прекращаемые молебны, после чего икону Божьей Матери с почестями внесли в алтарь соборной церкви. Наступило утро следующего дня. Монахи с ужасом обнаружили, что чудесная икона исчезла. Но вскоре ее нашли… над вратами обители. Еще два раза ее пытались перенести в алтарь – и каждый раз, на рассвете, чудесный лик оказывался сияющим на прежнем месте. И снова Богородица является во сне старцу Гавриилу со словами: — Объяви братии, что Я не хочу быть охраняемою вами, но хочу Сама быть вашей Хранительницей не только в земной, но и в небесной жизни. Я испросила у Бога милость Мою вам, и доколе вы будете видеть Мою икону в этой обители, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет. Тогда вокруг врат был возведен храм, где и была оставлена прекрасная икона, которая хранится там и по сей день. Называется же она «Вратарница» или «Привратница» — от названия выбранного Божьей Матерью для своего дара места. А еще она носит название «Иверская» — по месту ее явления, Иверской обители. В 17 веке будущий Святейший Патриарх Никон обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Иноки с молебным пением омыли доску из кипарисового дерева святой водой с мощами, и отдали ее преподобноиноку Романову. Этой водой священник-иконописец развел краски и, находясь в строгом посте и молитве, изобразил на этом дереве копию Иверской иконы, ничем не отличимую от подлинника. Его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы.

http://pravmir.ru/istorija-iverskoj/

Большую помощь при открытии монастыря оказал монах архиерейского дома Трифон (Новгородский). Он вызвал из Золотоноши монахиню Мелетию, председательницу общины, и отдал ей доставшиеся ему после смерти родителей деньги для устройства монастыря. Много жертвовали на монастырь купцы Жировы, Гусевы, Бабушкины, Пчелкины, Ефановы, Алексеенко, Рыбаковы и другие. Из кирпича, который производился на заводе купца Сергея Рыбакова, были построены собор, зимняя церковь и все здания монастыря. После объявления о купле участка земли под монастырь предлагалось множество вариантов, но благодетели решили приобрести землю только вблизи Екатеринослава. Священник кладбищенской церкви Александр Белый жил один в собственном домике. Вот этот участок в 30 десятин с лесом в трех верстах от города и был куплен для обители. Позднее возник вопрос: во имя кого будет построен монастырь? Одни предлагали — в честь Вознесения Господня, так как основание будущей обители произошло 6 мая 1866 года, в праздник Вознесения. Другие — в честь Казанской иконы Божией Матери, которая был почитаема в Троицкой церкви (ныне кафедральный собор). Третьи — во имя святых, в честь которых они были названы, но, поскольку купцов было много, опять получилось разногласие. Тогда обратились к епископу Платону. Епископ пригласил монахиню Феониллу. Она передала предсказание старца, что поселится в обители, которая будет уделом Богородицы. Осталось решить, в честь какого святого образа или события, связанного с именем Богородицы, будет названа обитель. И опять было множество предложений. Но епископ остановил разногласия следующим решением: он благословил совершить трехдневный пост с молитвой, а затем молебен Царице Небесной и написать записку, в которой было бы указано во имя какого образа или события будет названа обитель. Со страхом и благоговением все разошлись, молясь Царице Небесной открыть Ее волю. К концу трехдневного поста Марии Гусевой во сне представилась неизвестная ей обитель. В ней — образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему святому образу, как вдруг неземной голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители». Проснувшись, Мария пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял сие за волю Владычицы и попросил Марию описать увиденный ею святой образ. После долгих поисков узнали, что сей образ Владычицы пребывает в городе Тихвине. Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии сего образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено, и в город Тихвин были посланы купец Сергей Рыбаков, Мария Гусева и монахиня Феонилла.

http://sobory.ru/article/?object=23258

Наконец в Симонове стало известно, где скрывался бывший настоятель, и наиболее ревностные иноки стали оставлять свой монастырь и присоединяться к нему. Среди них самым замечательным был старец Игнатий, молчальник, который спал стоя. Стали к ним присоединяться и миряне, ревнующие об иноческих подвигах. Так создался Кирилло-Белозерский монастырь с его знаменитым общежительным уставом, послужившим в течение трех веков образцом последующим пустыням. Посвящен он был Успению Пресвятой Богородицы. Вклады не принимались. Строгое молчание соблюдалось в церкви, трапезной, в кельях, на послушаниях; никто не смел войти в чужую келью иначе как по делу, и всякий раз с благословения, и то на самое краткое время. В кельях имелись только иконы и книги, даже воду ходили пить в трапезную. Без благословения никто не смел писать или получать письма. Выходы из обители строго воспрещались: только раз в год один из братии ездил в мир закупать все необходимое. Никому из князей, кроме Андрея Васильевича можайского, к уделу которого принадлежала Белозерская страна, прп. Кирилл не позволял посещать его обитель. Но он руководил ими письменно, поучал их добросовестному исполнению своих обязанностей и братолюбию, а перед кончиной своей завещал князю Андрею Васильевичу попечение о своей обители. Сохранилось несколько писем его к князьям. Небесный Покров не преставал, Пресвятая Богородица непрестанно ограждала обитель прп. Кирилла. Случилось, что некий боярин Феодор, завидовавший мнимому богатству обители, нанял разбойничью шайку, чтобы ограбить ее в такое время, когда он знал, что в обители никого из посторонних не было. Между тем разбойники увидели вокруг нее множество разных людей, стрелявших из луков в них, и обратились в бегство. Боярин был так поражен этим чудом, что немедленно поспешил к прп. Кириллу с чистосердечным покаянием. Святой же старец тихо и с любовью сказал ему: «Верь мне, чадо, что я не имею в жизни сей ничего, кроме ризы, которую ты на мне видишь, и немного книг». С тех пор боярин стал другом и благотворителем обители и часто посещал преподобного ради духовной пользы.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

Спаситель называет мужем мудрым того, кто созидает храмину свою на камени ( Мф.7:24 ): ибо таковая храмина тверда, не падет от бурь. – Святой Апостол Петр, убеждая христиан устроять из себя храм духовен, указует как на основание его, на камень живой. Сей живой, краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос , то есть: вера в Него, как Сына Божия, пришедшего искупить род человеческий ( Мф.16:16 ), вера в силу и действенность искупительных заслуг Его, и основанная на сей вере любовь к Нему, и наконец проистекающее из сей веры и любви хранение Его заповедей. Вот краеугольный камень, положением которого во главу угла должно начаться и совершаться созидание нашего внутреннего духовного храма. И всякий, устрояющий таковой храм, может устроять оный твердо и безопасно только на сем основании: основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, иже есть Христос ( 1Кор.3:11 ). Посему напрасен был бы труд – устроения, если бы кто не положил в основание сего камени; тщетное усилие заменить сей камень человеческою мудростью, разумом и тому подобным. Это значило бы устроять храм на песке, или и вовсе не устроять храма для Духа Святого: ибо Дух Святой даруется людям только по силе веры в Искупителя. И Сам Искупитель только в обители, устроенной на сем камени, обещает вселение Божества: аще кто любит Мя, говорит Он, – а любить Его невозможно без веры в Него, и мера любви к Нему есть мера веры, – аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). На сем краеугольном камени храма духовного должно быть наздано, по слову Апостола Павла, основание Апостол и Пророк ( Еф.2:20 ), т. е. вера в несомненную истину их учения, как слова Божия, исполнение которого должно служить основанием всей нашей жизни. Посему, христиане, вникнем в себя, на сем ли основании созидаем мы внутренний храм наш: кийждо да блюдет, како назидает ( 1Кор.3:10 ), и твердо ли положено основание сие, и если увидим, что на сем основании, и оно твердо положено: будем продолжать строить на нем не дрова, сено и тростие, но злато, сребро, камение честное – здание храма доброй христианской духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Возрождение этого храма, который, как вы знаете, был приходским, стало очень важным этапом возрождения святой обители. Обитель всегда именовалась Свято-Троицкой, а Свято-Троицкий храм был разрушен, и, как мне в свое время матушка сообщила, никакой возможности его возродить уже нет. Придел возрожден, как вы знаете, но сам храм возродить невозможно. А когда появилась возможность обрести этот храм, тогда я благословил матушку именовать его Свято-Троицким, чтобы историческое название обители не исчезло. И сегодня, поскольку сей главный храм является храмом Святой Троицы, мы по праву используем историческое наименование «Свято-Троицкая Махрищская обитель». Радуюсь и тому, как благоукрашен этот храм. Вспоминаю, как мы с Вами сюда зашли сразу после его передачи — ничего подобного здесь не было. А сегодня мы можем наслаждаться замечательными росписями, прекрасным пением сестер, радоваться вместе с многочисленными паломниками, которые сегодня здесь. Хотел бы также сердечно поблагодарить игумений из других монастырей, пришедших вместе с нами помолиться и разделить радость сей обители. Пусть Господь приклоняет милость перед вами. Господь приклоняет милость пред монашествующими не только потому, что Он благой и любящий Отец, но и потому, что Он особым образом относится к каждому или каждой, кто посвящает Ему свою жизнь. А из этого проистекают и иные последствия. Если мы, облачаясь в монашеские ризы, себя не посвящаем полностью Господу, то подвергаемся особым наказаниям и особому Божиему суду. Вот почему перед тем, как принять постриг, нужно осознать, что через принятие обетов тот или иной человек входит в особые отношения со своим Творцом. Он или она отказываются от мира и от того, что в мире, ради любви ко Господу. Но этот отказ должен быть по-настоящему отказом. Этот отказ должен быть действительно шагом к особому общению с Богом. Если же этот отказ заключается лишь в том, что одна одежда сменилась на другую, а в целом образ жизни остается прежним, ничем нас не утруждающим, то особое отношение Господа не распространяется на таких иноков и инокинь, которые жизнью своею отрицают приносимые Ему обеты.

http://patriarchia.ru/db/text/5261951.ht...

Во время цветущего состояния подвижничества в Святой Земле пустынников и отшельников было, как видно из церковно-исторических сочинений, бесчисленное множество. Некоторые из них были великими подвижниками, дивными по нравственным совершенствам и благодатным дарам. Они сделали известными и прославили самые незначительные и неизвестные дотоле места. Приснопамятны поэтому в летописях христианской Церкви и самые эти места, как места необыкновенных подвигов великих пустынножителей. Известнейшими в Святой Земле иноческими пустынями были: Иерусалимская, Елеонской горы, Иорданская, Рува, Каламонская, у Мертвого моря и Кармильская. Иерусалимская пустыня Иерусалимская пустыня лежала в окрестностях Иерусалима и простиралась от него на большее или меньшее пространство во все стороны. О ней часто упоминается в церковно-исторических сочинениях V–VI веков. Так, например, говорится в подписи Исихия, инока киновии Феодосия Великого, на актах Константинопольского Собора, созванного в 536 году против антиохийского лжепатриарха Севира: «Я, Исихий, по милости Божией священноинок обители блаженного аввы Феодосия, местоблюститель Софрония, священноархимандрита сей обители и всей пустыни Иерусалимской, подписался с прочими архимандритами Иерусалима, посланными в сей царствующий град и представляющими собою лицо всех архимандритов и иноков пустыни и трех Палестин» 521 . Отшельники жили и в горах, окружающих Иерусалим, и на ровных местах вблизи селений. Из подвижников Иерусалимской пустыни известны Филагрий и Иоанн, по прозванию Огненный. Филагрий всю жизнь провел в Иерусалимской пустыне отшельником; пропитание же имел от труда рук своих и работою занимался усердно и тщательно. В «Достопамятных сказаниях» сохранен случай, показывающий высокие нравственные качества отшельника. Однажды, когда он стоял на рынке и продавал свое рукоделье, кто-то уронил кошелек с тысячью монет. Старец, найдя его, остановился на том же месте, говоря: «Конечно, потерявший воротится». И вот потерявший идет и плачет. Старец отвел его в сторону и отдал ему кошелек. Тот ухватил старца и хотел дать ему что-нибудь из денег, но авва не принял. Тогда потерявший начал кричать: «Пойдите, посмотрите, что сделал человек Божий!» Но старец уже скрылся и вышел из города, не желая прославиться 522 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010