Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Патриарх Варфоломей несвободен в своих действиях 27 октября 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Несколько дней назад в Ватикане состоялась Ваша встреча с Папой Римским Франциском. В настоящее время достаточно развит диалог между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Чем можно объяснить то, что участились контакты с Римско-Католической Церковью? Правы ли те, кто говорят, что сейчас нам западные христиане ближе, чем братья из Константинополя? Митрополит Иларион: Отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквями получили новый импульс к развитию после того, как Патриарх Кирилл встретился с Папой Франциском в Гаване два с половиной года назад. Надо сказать, что и до того контакты были регулярными. Я бы не сказал, что они сейчас участились. За время понтификата Папы Франциска, я с ним встречался 7 раз, то есть в среднем я с ним встречаюсь один раз в год. Обычно это бывает осенью, в том числе и потому, что осенью проводятся заседания Синода Римско-Католической Церкви, на которые традиционно  приглашаются наблюдатели от нескольких Православных Церквей. Уже много лет я приезжаю туда в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви. Обычно я приезжаю на один или два дня. Мне дают 10 или 12 минут, чтобы высказать точку зрения Русской Церкви на конкретную тему, ведь у нас есть регулярный студенческий обмен, к нам приезжают группы сотрудников или священников из Ватикана, а мы направляем своих сотрудников или священников в Ватикан. Уже третий год у нас проходят двухнедельные Летние институты на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры. На полях Синода я всегда встречаюсь с Папой. Обычно это бывает аудиенция, которая длится около часа и позволяет обсудить вопросы, стоящие на повестке двусторонних отношений.

http://mospat.ru/ru/news/47017/

Протоиерей Олег Махнёв: О Православии в Чехии, миссионерстве и клевете на священников А нападки идут только со стороны тех, кто выбрал пусть служения тёмным силам. Но мы к этому готовы. Ведь наша пастырская служба – она как воинская. Мы действительно воины Христовы – сидим в окопах на передовой, а в нас со всех сторон стреляют вражеские танки, артиллерия… Клевещут то есть, даже неосознанно пытаются досаждать или провоцировать. А если идут нападки, стреляют со всех сторон – значит, ты занял хорошую позицию, ты хороший воин. 13 апреля, 2013 А нападки идут только со стороны тех, кто выбрал пусть служения тёмным силам. Но мы к этому готовы. Ведь наша пастырская служба – она как воинская. Мы действительно воины Христовы – сидим в окопах на передовой, а в нас со всех сторон стреляют вражеские танки, артиллерия… Клевещут то есть, даже неосознанно пытаются досаждать или провоцировать. А если идут нападки, стреляют со всех сторон – значит, ты занял хорошую позицию, ты хороший воин. — Русскоязычная эмиграция Чехии очень разнородная. Может ли Православная церковь стать её объединяющим началом? — Православная церковь, безусловно, служит фундаментальным, объединяющим началом для всех русскоязычных мигрантов. У этого две причины. Во-первых,  когда человек находится вдали от дома, вне привычного уклада жизни и работы, он более явно чувствует потребность в чём-то родном и близком, православном храме, например. Второй момент – качество общения. Собеседнику за границей предъявляются повышенные требования – с ним необходимо полное взаимопонимание и доверие. Не в питейных же заведениях их искать! Это тоже одна из причин почему  люди и приходят в Храм Божий. — Приходят только те, кто и раньше был близок церкви? — И те, и другие. Те, кто имеет дар веры, те в любом случае приходят. А те, кто не имеет – с уже обозначенной мной целью: пообщаться с людьми, которым можно доверять. — Их количество увеличивается или уменьшается? — Оно практически всегда стабильно. Рано или поздно люди всё равно приходят в Храм. Те, у кого есть потребность в духовном, приходят сразу. Со мною например, было так, когда сюда приехал в 98-м – первое, что сделал, нашёл православный храм в Пльзне. Что-то с самого начала влекло. И сразу начал жить жизнью церкви.

http://pravmir.ru/protoierej-oleg-maxnyo...

Разделы портала «Азбука веры» Насколько я понял в ад попасть можно по любой мелочи — посмотрел на девушку с вождением, переспал с ней, разгневался на кого, не подставил вторую щёку когда по первой ударили (или того хлеще — ударил в ответ), любишь вкусно покушать, по дольше поспать, разбогатеть хочешь а не жить в нищете… не так вдохнул, выдохнул, моргнул, не моргнул… В общем что делай или не делай, а похоже что все пути ведут только в ад, которого не избежать никому( Выходит логично предположить что подавляющее большинство тамошних грешников могут быть вполне себе нормальные обычные и даже хорошие люди, а не злодеи какие-нибудь? Вопрос закрыт для новых ответов. 12 Ответов 1. В ад не попадают «хорошие люди». Туда попадают преступники. Что такое хорошо или плохо определяется не представлениями общества, а Божьим законом. Также и тяжесть тех или иных преступлений определяется им, а не нами. Кроме того, только нераскаянные смертные грехи подвергают душу вечным мучениям, а не любые проступки и мысли. 2. Если вы внимательно посмотрите на реальные библейские заповеди, а не на карикатурные домыслы, то сможете увидеть, что каждая из них очень глубока и разумна. Грех — это всегда действие против справедливости и против любви, а не безобидное действие. 3. Могу сказать по себе, что соблюдение заповедей нисколько не ущемляет мою жизнь, не мешает мне иметь семью, друзей, зарабатывать деньги, иметь разумные развлечения. Они наоборот ограждают меня лишь оттого, что разрушило бы мою жизнь и мои отношения с Богом и с людьми. Прп. Анастасий Синаит замечательно говорит: Поскольку Господь говорит: “Иго Мое благо, и бремя мое легко” ( Мф. 11:30 ), то ясно, что и старику, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь Он не предписал нам ни [сохранения] девства, ни удаления от всего мирского, ни воздержания от мяса и вина, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, не быть злопамятным, не осуждать [других], [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям] по мере [своих] сил, молиться в сердце [своем], терпеливо переносить скорби, быть кротким и мирным. А все это может делать и немощный, и старый, и лежащий на одре [болезни], и сочетавшийся в этом мире с женой. Осуществивший это будет, конечно, спасен.

http://azbyka.ru/vopros/v-adu-polno-horo...

Разделы портала «Азбука веры» Слово «успех» известно давно, но в настоящее время на слуху производное от него — «успешность». Для многих это понятие имеет некий отрицательный налет. Увы, слишком часто в наше время успешности так или иначе, прямо или косвенно сопутствуют ложь, интриги, бесчестие, скандальность, а то и настоящее преступление. Но действительно ли успешность настолько связана с безнравственностью? Или же успешным можно в полной мере назвать даже глубоко верующего христианина? Об этом размышляет настоятель храма в честь Рождества Богородицы в Крылатском, духовник Московской Патриархии протоиерей Георгий Бреев . Успешность заложена в человека Богом Мне кажется, Сам Господь заложил в человеческую природу стремление к успешности. Это одна из духовных сил, которая человека активизирует, собирает воедино и побуждает стремиться к избранной цели — мыслями, чувствами, действиями. И эта движущая сила склоняет нашу волю к исполнению того, что мы задумываем, что ложится желанием в душу.  Успех — это то, что дается человеку не сразу, но если он его достигает, то это сообщает ему некое чувство радости, и даже счастья. Цели у всех разные — кто-то хочет быть кандидатом наук, кто-то иметь хорошую, прибыльную работу, кто-то хорошую семью и много друзей. Но всех тех, кто достигает поставленных перед собой целей, мы, современным языком, называем успешными, перспективными.  Многие говорят себе: «Я должен успеть». Слово «успеть» имеет двоякий смысл: во-первых, уместиться в срок, успеть завершить какое-то дело; а во-вторых, открыть для себя путь, который может стать путем восхождения.  Как только человек начинает себя сознавать личностью, у него появляется стремление в чем-то успеть. Это можно наблюдать даже на примере детей. Родители и педагоги всячески поощряют ребенка, чтобы он преуспевал в учении, в душевном развитии; этим ему открывается дорога, по которой можно вступить в самостоятельную жизнь. Если дитя чувствует, что справляется, слышит одобрение, этот успех вызывает у него чувство удовлетворенности, ощущение, что он, пусть отрок или младенец, действительно в жизни чего-то достигает. И тут же это берется ребенком на вооружение. Это стимул для его развития. Потому одна из воспитательных мер — показать ребенку, что он молодец, что он не лентяй, что у него что-то получается.

http://azbyka.ru/uspeh-tam-gde-chelovek-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Разговор начистоту. Часть 1. Статья первая. Родина 11 мин., 01.01.2009 Верующему человеку приходится часто сталкиваться с недоумением окружающих людей, особенно интеллигентных: " Ну допустим - ты веришь в Бога, это вполне можно понять. Некоторые из нас тоже верят. Но причем здесь церковники?! Причем здесь эта иерархия, которая... " И тут на православного обрушивается поток информации обо всяких пакостях, якобы совершаемых или действительно совершенных кем-то из " церковного начальства " . Затем - о " неправильных " святых, которых либо не надо было раньше, либо не надо сейчас канонизировать. Вслед за этим - рассказы о " теневых " страницах церковной истории. Далее - о " злой старухе " , которая набросилась на рассказчика с клюкой в момент посещения им православного храма. Потом - о пьющем (ругающемся, надменном, сребролюбивом и т.д.) батюшке из церкви города N. И наконец - девятый вал. Обвиняющий переключается с церковников на Церковь; с верующего человека - на " злого " ( " несправедливого " , " лишающего свободы " , " противоположного Евангельскому " ) Бога. Я сгущаю краски? Вполне возможно. Упреки и недоумения сведены тут в " столбик " . Или, правильнее сказать, целый столб, к которому люди оказываются так крепко привязаны, что веревка скорее задушит их, чем позволит свободно пойти в Церковь. Самое смешное (или самое страшное?) в данной ситуации - то, что на эти упреки и вопросы мало кто из нас, православных, пытается ответить. Мы молчим, как партизаны, боясь выдать " врагу " какую-то " военную тайну " . Действительно, бывают случаи, когда лучше промолчать: например, если говорящему важен не столько ответ, сколько возможность поупражняться в споре. И все же с острыми вопросами часто обращаются к нам именно те, кому совсем не все равно, что мы ответим. Люди, такие же, как и мы сами - сомневающиеся, недоверчивые, ищущие смысла - ждут этого ОТВЕТА. Они хотят понять и себя - правильно ли то, что они живут без веры, вне Церкви. Понять и нас: отчего их православные друзья или родственники выбрали это самое православие? И зачем их ближним оказалась нужна именно православная Церковь, когда в ней так много " недостатков " ?

http://foma.ru/razgovor-nachistotu-chast...

С.В. Нестеров Особенности миссионерского служения просветителя Алтая И вот пустынники наши – отцы и братия – начинают входить в знакомство с удивительными соседями; мирно ходят по юртам их, ласково принимают их в своем жилище и говорят с ними, как и в большом свете водится, прежде о перемене погоды, о большом снеге, трескучем морозе, об ужасном буране, потом о Боге... ...В нашей службе делание без хранения оказывается тщетным и суетным. Прп. Макарий Алтайский В письме к обер-прокурору Святейшего Синода С. Д. Нечаеву архимандрит Макарий следующим образом высказался об экклесиологических основаниях православной миссии: «Созерцая подобный небесам образ первой Церкви Христовой, начертанный в книге Деяний Апостольских, мы видим, что она вся была Апостольская, что дружина действователей не ограничилась ни числом двенадцати, ни числом семидесяти Апостолов, но возрастала с удивительною быстротою; что все верные или действовали непосредственно, как Апостолы, или содействовали и помогали Апостолам, что все приобретали живейшее участие в деле Иисуса Христа, которое было своим для каждого, и между тем как одни приобретали ему новых учеников, другие принимали на себя обязанность пещись о бедных между новыми братиями, что не только все вещественное было у верных общее, но и сердце одно, единого ищущее и единого любящее, и душа одна, исполненная одних чувствований и помышлений... происходивших от живого сознания во всех и в каждом общего всем назначения. Как чада света... они светили Христовым светом в своей окружности, находились ли среди братий и в церкви... или действовали на внешних, или действователям служили. Но как Господь Иисус Христос во веки один и тот же, и обещался не разлучаться со своими до скончания века: то первая Церковь Его есть образец, которому Христианская Церковь должна подражать во всяком веке; и хотя внешние выражения, в которых открывается дух Евангелия, могут принимать изменения, но самый дух истинной Церкви Христовой всегда один и тот же – любовь к Богу и к человекам во Христе Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах. Часть 2 Еретики, раскольники, сектанты. Фрагмент иконы Страшного суда По вопросу отсутствия духовной жизни и возможности спасения вне Церкви архиепископ Иларион находит согласие почти всех отцов Церкви. Основная же сложность состояла в согласовании и примирении идеи органического единства Церкви и безблагодатности отделившихся от нее сообществ с церковными каноническими правилами, согласно которым приходящие к Церкви из ереси и раскола присоединялись различным образом – через крещение, миропомазание или покаяние. В случае, если этому факту придается догматическое значение, описанные выше взгляды на границы Церкви оказываются ошибочными. Анализируя церковные канонические правила, определяющие способы приема в Церковь приходящих от еретических и раскольнических обществ, архиепископ Иларион делает вывод, что эти правила не имеют под собой догматического основания и не являются признанием благодатности внецерковных сообществ и их таинств. Он приводит в защиту этого мнения следующие аргументы. 1. Нигде в церковных правилах нет определения взаимосвязи степени поврежденности или истинности вероучения со степенью благодатности или безблагодатности отделившегося общества и совершаемых им таинств. «Если бы церковная практика неразрывно связана была с положениями догматическими, если бы принятие еретика или раскольника без крещения означало его принадлежность к Церкви и действительность совершенных вне Церкви таинств, если действительность таинств зависит от веры и догматического учения еретика, то Церковь необходимо должна была совершенно точно определить, какое заблуждение делает еретиком, отрывает от Церкви и делает недействительным таинства. Такого определения нет…» («Единство Церкви и всемирная конференция христианства») . 2. Порядок принятия в Церковь не соответствует степени поврежденности догматического учения отделившихся сообществ, «и из церковной практики нельзя вывести никакой общей руководящей мысли» догматического характера . Так, VI Вселенский Собор 95-м правилом предписывает ариан, македониан, новатиан, тетрадитов и апполинаристов принимать через миропомазание, а несториан – через покаяние. «Возможно ли объяснить это определение Вселенского Собора с точки зрения догматической? – рассуждает архимандрит Иларион. – Невозможно. Новатиане – раскольники; несториане – несомненные еретики, осужденные Вселенским Собором. И вдруг к раскольникам канон VI Вселенского Собора более строг и требователен, нежели к еретикам!» .

http://pravoslavie.ru/33288.html

Скачать epub pdf 10. Так говорит Библия – или ее толкователь? «А в Библии написано, что…» – главный аргумент в разных богословских спорах. И ссылку обычно дают, а то и пальцем показывают: действительно, что-то такое написано. Или не совсем такое, но звучит похоже. Или не очень похоже, но… Стоп! А как определить, действительно ли библейский текст подтверждает именно то, что с его помощью пытаются доказать? Разве Библия недостаточно понятна сама по себе? А если понятна, откуда так много разных богословских школ, не согласных друг с другом? «Ты читай, что написано!» Есть анекдот про богослова, исследователя Посланий апостола Павла, который умер и попал в рай. Конечно, там он сразу пожелал встретиться с самим апостолом. И вот беседуют они за закрытой дверью час, другой… а потом выбегает апостол, держась за голову, и кричит: «Да не имел я этого в виду!» А за ним по пятам богослов: «Нет, ты читай, что в Библии написано!» В самом деле, почему мы так уверены, что можем точно понять смысл библейского текста? В повседневной жизни мы то и дело переспрашиваем друг друга: «Что ты имел в виду?», «Ты на самом деле так думаешь, или это шутка?» Но если даже в быту нам не всегда с первого раза удается достичь взаимопонимания, то тем более непросто бывает понять, что имели в виду авторы, жившие много веков назад и говорившие о довольно сложных вещах. Так понятна ли Библия сама по себе? И да, и нет. С одной стороны, едва ли среди религиозных текстов мира отыщется столь же простой и ясный, как Евангелие. Всё самое главное в Библии сказано предельно ясно. Но если человек начинает вчитываться, интересоваться подробностями и деталями, у него возникает множество вопросов, ответить на которые бывает непросто… В одном и том же Евангелии от Иоанна Христос говорит вещи, казалось бы, противоположные: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ) и «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ). Одно из этих выражений можно понять только через призму другого. Где же критерии выбора? Если истолковывать Библию исключительно изнутри самой Библии, то его нет: можно понять так, можно эдак. Но есть коллективный опыт прочтения Библии общиной верующих, которая этот текст сама и породила – этот опыт мы называем церковным Преданием. И оно подсказывает, что главное здесь: «Я и Отец – одно»; второе высказывание не отменяет первое, но говорит о добровольном подчинении Сына Отцу, о том, как Он умалился в воплощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Скачать epub pdf О смысле жизни 28 На прошлой беседе мы с вами говорили о том, что необходимо быть смиренными, покорными воле Божией. Даже если человек не понимает, для чего он создан, но слушается Бога и, если можно так выразиться, верит Ему, то чувствует осмысленность своего существования. Да и сама вера в Бога уже придает жизни человека смысл: он служит Господу всей душой, всем своим существом и не задается вопросом «для чего живет человек?» Поэтому прежде всего нужно стремиться к тому, чтобы твоя собственная жизнь была наполнена смыслом, чтобы она имела значение. А уже из своего опыта ты сможешь судить и о других людях и понять, для чего вообще создан человек. Отчего у человека возникает вопрос о смысле жизни? От внутренней пустоты, от того, что человек лишился благодати. Этим вопросом может задаваться как человек неверующий, то есть совершенно лишенный действия благодати, так и верующий, но по какой-то причине – из-за грехов, из-за суетности – опустошившийся. Тогда в нем воскресает сомнение; словно из небытия возникает то, что будто бы уже окончательно ушло из его души, то, что в минуты блаженства казалось ему забытым. Так было с апостолом Петром: во время преображения Спасителя на Фаворе он ни о чем земном не помышлял, но прошло какое-то время, начались искушения, в особенности во время Гефсиманской ночи, и он даже трижды отрекся от Господа. Получается, что, в зависимости от того, присутствует ли благодать в душе человека или по каким-то причинам уходит, человек понимает смысл жизни или перестает его понимать. Когда благодать действует в душе человека, в его уме, то ему кажется, что он все понял и может это объяснить, все для него становится ясным, четким, определенным. Но благодать человека оставляет – и у него опять недоумение, все путается, прежние убедительные доводы кажутся теперь совершенно неубедительными, какими-то легкомысленными. Человек пытается найти новые аргументы, но он их не найдет, пока в его душе снова не начнет действовать благодать: тогда, может быть, первоначальные доводы вновь покажутся вескими или же в его уме появятся новые рассуждения, новые доказательства. Не от собственных усилий, подчеркиваю, а от действия благодати. Мы знаем, что святые отцы, писавшие на догматические и нравственные темы или вступавшие в полемику с язычниками и безбожниками, приводили множество всевозможных доводов, с помощью которых убеждали людей в истинности православного вероучения, необходимости нравственной жизни. Находить эти аргументы им удавалось не только потому, что они были чрезвычайно умными людьми, но и потому, что благодать Божия их вразумляла, придавала им особенное вдохновение, как бы окрыляла их ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Судная часть греко-восточного или так называемого византийского права состояла из трех видов церковного суда: 1) суда над духовными лицами, в кругу церковных дел, в которых они вполне подчинены были своему духовному начальству; 2) суда над теми же лицами, по делам их частным или гражданским, в которых они были судимы на основании общих законов, и лично могли подлежать суду столько же духовного, сколько и гражданского начальства, по положению: actor forum rei sequitur, 5) суда церковного над светскими лицами, подлежавшими этому суду по церковным делам, и тем мирским или гражданским, которые были ему предоставлены законами империи. Что касается до первой части церковного суда: то византийское право в этом отношении имело у нас полное действие. Все духовные лица, в духовных делах, т. е. касающихся звания и служения, были исключительно подчинены суду своего начальства, на основании древних церковных правил, и не подлежали судилищам светским. В уставах к. в. Владимира, Ярослава, Всеволода, Ростислава, выражается одно общее положение, – что «в дела церковных людей не вступаются ни князи, ни княжи волостели, а ведают их епископы, по правилам св. отец». В судебниках Uoahha III и IV также положительно определено: «попа, диакона, чернца и черницу судити святителю, или его судиам» 1 . – В Стоглаве этот предмет развит в подробности 2 . В соборном приговоре, от имени царя Иоанна Васильевича, о учреждении в Москве поповских старост (1551 г.), постановлено: «избранных старост приводить пред митрополита, и он, рассмотря их, и доволи наказав, придаст им закон божественных писаний, по правилам св. отец, и о церковном благочинии, и о священническом духовном попечении, – и они во всяких нужных делах рассужают по правилам св. отец» 3 . На соборе 1667 года: «быти духовному человеку, спречь архимандриту с другими искусными мужи, в патриаршем дому, в духовных делах судити и рассуждати духовные лица, священнического и монашеского чина, яко да не вовлекают священников и монахов в мирские судилища, ниже да судят мирские люди освященного чина и всякого церковного причта, якоже запрещают свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010