Скачать epub pdf Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину – профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии. – Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике? – Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей – с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса. – Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься? – Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная. – Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Список епархий и архиереев HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Юрий Максимов Список епархий и архиереев Раздел о епархиях Элладской Церкви включает сведения о правящем архиерее, контактную информацию, статистику по количеству монастырей, храмов и клириков, епархиальных изданиях, главных обителях и святынях каждой епархии. Афинская архиепископия Кафедра: г. Афины Правящий архиерей: архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним Хиротония: 04.10.1981 Митрополии: Этолийская и Акарнанийская митрополия Кафедра: г. Месолонгион. В епархии насчитывается шесть мужских монастырей и одинадцать из которых самый – Феотоку Лиговициу, где подвизаются 10 монахинь. 212 приходских храмов и 582 служит 193 клирика. Действует епархиальный дом престарелых и сиротский приют. Выходит периодическое издание «Αγιος Κοσμας ο Αιτωλος». В епархии хранятся честные мощи прп. Андрея Отшельника, св. Иоанна Врахорита и священномученика Иакова. Правящий архиерей: митрополит Косьма (Папахристос) Хиротония – 08.10.2005 Тел.: (26310) 22421/22322 E-mail: imaa@otenet.gr Александрупольская митрополия Кафедра: г. Александруполис. Епархия располагается в области, где проживает значительное количество мусульманского населения. В епархии есть один мужской монастырь и один женский, - Панагия ту Евру, где подвизается 50 монахинь. Насчитывается 61 приходской храм и 96 прочих храмов, служит 86 клириков. Выходит еженедельник " Γνωριμα " , действует православная радиостанция (91,5). Имеется школа, фонд помощи больным и др. В епархии хранятся честные мощи святых пяти новомучеников Самофракийских: Мануила, Георгия, Михаила, Феодора и Георгия, священноисповедника Луки Крымского, великомученика Кириака. Правящий архиерей: митрополит Анфим (Кукуридис) Хиротония – 09.10.2004 Тел.: 25510-27853 Факс: 25510-21657 Сайт: http://www.imalex.gr/ E-mail: imalex@imalex.gr Арголидская митрополия Кафедра: Навплион. У епархии есть своя радиостанция (105FM), дом престарелых, детский дом. Действует один мужской монастырь и семь женских. Приходских храмов – 78, остальных храмов - 507, клириков – 83.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

ЦВ 22 (443) ноябрь 2010 /  16 ноября 2010 г. Миссия должна быть делом всей Церкви. Из слова Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. То, что сегодня происходит в нашей Церкви, называется в принятой в 2007 году концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви второй христианизацией, и это вполне справедливо. Действительно, страна с 1000-летней культурной христианской традицией, явившая миру множество святых угодников Божиих, стяжавшая наименование Святой Руси, как бы отказалась от своего исторического предания и, пройдя через страшные исторические катаклизмы, разрушила собственную историческую традицию. На этих духовных развалинах выросло четыре поколения людей, и поэтому сегодня невозможно проповедовать Христа, просто апеллируя к традиции, к генетической памяти. Действительно, прошел слишком большой период времени, когда общество развивалось вне всякого участия Церкви. Конечно, это участие никогда не пресекалось на уровне отдельных людей или отдельных семей, но в общественном пространстве голос Церкви был неслышен. И для того чтобы люди приняли Христа, сегодня действительно нужны миссионерские усилия. В первую очередь местом приложения миссионерских усилий должен быть приход. Приход — это наибольшая драгоценность, которую имеет Церковь. Приход объединяет единомышленников, верующих людей — именно там люди, объединяясь вокруг престола Божия, становятся единым телом, причащающимся от единого Тела и Чаши. И сегодня нужно употребить особые усилия, чтобы помочь реализации того духовного потенциала, который существует на каждом приходе, в каждой христианской общине. Речь идет о том, чтобы на каждом приходе — конечно, в меру его возможностей, ведь некоторые приходы очень небольшие, слабые — работали образовательные, социальные, молодежные программы. К этим направлениям я бы добавил, конечно, и миссионерскую деятельность. Пока у нас не будет совершенно конкретных задач, которые мы можем сформулировать и поставить перед людьми, у нас не будет и работы. И самая первая задача, которую мы должны сегодня поставить и постараться быстро решить, — это создание миссионерской инфраструктуры в нашей Церкви, постоянно действующего механизма миссии.

http://e-vestnik.ru/church/443missiya_do...

Что такое чудо? Что нужно сделать, чтобы впустить его в свою жизнь? Что такое промысел Божий? Как совместить промысел и свободу? Что такое чудо? Что нужно сделать, чтобы впустить его в свою жизнь? В гостях у матушки Олеси Николаевой на  канале «Спас» наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) . Видео — телеканал «Спас». Расшифровка текста передачи — портал «Правмир». — Здравствуйте, отец Тихон. — Здравствуйте. — В церковных песнопениях поется: «Ты еси Бог, творяй чудеса». И, действительно, в христианстве все – чудо . Это чудо Боговоплощения, чудо Воскресения Христова. И сам Христос совершает множество чудес в Евангелии. Мало того, что Он исцеляет больных, очищает прокаженных, воскрешает мертвых, ходит по водам, останавливает бурю, Он еще и своим ученикам передает этот дар. Он говорит: «Даю вам власть наступать на всю силу вражью. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте». Такое впечатление, что чудо – это на самом деле и есть норма христианской жизни. — Для Бога нет ничего невозможного. И поэтому то, что происходит с христианами, порой совершенно непостижимым образом, и то, что в обиходе у нас называют чудом – это действительно наша жизнь. Давайте мы не будем долго теоретизировать, а вспомним историю, которую Вы прекрасно знаете, и я знаю эту историю. Что это, чудо или не чудо – решать, наверное, зрителям. В 1986 году, когда меня перевели из Псково-Печерского монастыря в Москву готовить тысячелетие крещения Руси, мне позвонил один замечательный священник из Псково-Печерского монастыря и попросил срочно приехать в Печоры: «Я тебя умоляю, приезжай, потому что вещь действительно крайне важная». Я приехал, и этот священник рассказал мне о том, что недавно (это был 1986 год) появился в монастыре молодой человек, недавно спустившийся с Кавказских гор, по имени Августин, который является монахом. Совсем молодой человек, у которого убили мать. Охотники ворвались в их хижину. А он с матерью жил, она воспитала его с детства, воспитала в монашеской жизни, в горах.

http://pravmir.ru/video-arximandrit-tixo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Сербский Ириней как верный союзник Ватикана Посещение Предстоятелем Сербской Церкви синагоги и участие в иудейской ханукии – закономерный шаг 11.12.2010 4882 Время на чтение 3 минуты Как уже сообщалось, в ночь на 9 декабря Патриарх Сербский Ириней (Гаврилович) посетил белградскую синагогу «Сукат Шалом» и зажег одну из восьми свечей во время традиционной церемонии по случаю иудейского праздника Хануки. Напомним, что в соответствии с правилами Святых Апостолов, данное действие можно оценить как апостасийный акт. В известных правилах говорится следующее. Правило 45: «Епископ, или пресвитер, или диакон с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен». Правило 65: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного» . Правило 70: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Наконец, правило 71: «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного». Данный отступнический шаг Патриарха Сербского является логическим результатом той экуменической политики, которую он начал открыто проводить после своего вступления в должность. Она направлена на подрыв духовной опоры сербского народа и обеспечение идейной поддержки режима Тадича, встраивающего Сербию в евроатлантический порядок на правах бесправного и находящегося под внешним управлением псевдогосударства. Уже сразу после интронизации Патриарх Ириней поспешил заявить о своих прокатолических взглядах. В ходе своей первой пресс-конференции он предложил провести экуменическую встречу с папой Римским в 2013 г. в Сербии (это будет первый в истории страны визит понтифика), где собираются отметить 1700-летие издания Миланского эдикта Константина Великого, положившего конец гонениям на христиан. По его замыслу, на эту встречу должны быть также приглашены лидеры Поместных Православных Церквей, которые, таким образом, смогут вступить в непосредственный контакт с папой Римским. Как указал Патриарх Ириней, «с помощью Божией диалог сможет преодолеть то, что произошло в прошлом, и выйти на новый путь». Эту готовность Патриарха к диалогу с папой Римским пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди назвал тогда «открытым и экуменическим подходом», который св. престол принимает «с глубоким удовлетворением».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/11/pa...

МОЖНО ЛИ ВХОДИТЬ В МОЛИТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ С НЕПРАВОСЛАВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ (ЕРЕТИКАМИ)? Можно ли возносить молитвы за инославных христиан живых? «По духу и смыслу церковных законоположений церковная молитва должна быть возносима только за тех верующих, которые состоят или состояли в подчинении Церкви, признают или признавали ее своей матерью, веруют или веровали в нее, а с теми, которые чуждались или чуждаются Церкви, не должно быть общения молитвенного. По 45-му апостольскому правилу «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен»; тому же отлучению по 10-му апостольскому правилу подлежит всякий, «кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме»; по 46-му правилу запрещается принимать жертву от еретиков. Эти правила повторяются и подтверждаются дальнейшими соборными определениями (см.: Антиохийский Собор, пр. 2; Лаодикийский Собор, пр. 6, 33, 37) и они должны лежать в основании практики церковной, и в своей пастырской деятельности пастырь Церкви не должен отступать от этих правил. Очевидно, с этими правилами не согласно возношение церковных молитв за тех, которые стоят вне церковного общения» 693]. Из апостольских правил: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (пр. 10). «Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам» (пр. 11). «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен» (пр. 45). «Епископа, или пресвитера, приявших крещение, или жертву еретиков извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с Велиаром? Или кая часть верному с неверным? ( 2Кор. 6:15 ) (пр. 46). «Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения» (пр. 32). «Не подобает молиться с еретиком, или отщепенцем» (пр. 33). «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий» (пр. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Шапочка для Мастера, или Некоторые особенности сделки с нечистым 01.12.2011 3515 Время на чтение 32 минут " Господи! прости им, ибо не знают, что делают " (Евангелие от Луки, гл. 23; стих 34) Разумеется, вы догадались, что речь пойдет о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», где памятна всем читателям лунная дорога, ведущая... Куда она, кстати, ведет? Или Вы помните, главным образом, нехорошую квартирку, сумасшедший дом и первую встречу с воландом на углу у Патриарших? Вне всяких сомнений, роман этот прославил автора более всех других его произведений. Сколько восторгов, обсуждений, споров, опасений он породил. Историки, критики, философы, режиссеры, литераторы, рядовые читатели уже многие годы переосмысливают образы, стараясь приоткрыть завесу таинственных шифров, сочувствуя героям и автору, восхищаясь, страшась и снова восхищаясь, отыскивая ответы на возникающие вопросы в биографии писателя, в трудах его предшественников и современников, в собственном опыте. Читая роман внимательно можно поразиться множеству символов, зашифрованных смыслов, аналогий, метафор и мистических иносказаний. Их перечисление и анализ могли бы составить несколько томов исследований. Мы остановимся лишь на некоторых значимых моментах, намеренно избегая подробного следования сюжетной и философской линии знаменитого романа. Оставим это литературоведам и биографам писателя. Кривое зеркало Вряд ли для кого-то станет новостью, что выигранные Мастером 100 тысяч рублей символизируют известную уже в мировой литературе сделку с дьяволом. При этом обстоятельства встречи с Маргаритой в переулке, который оказался совершенно пустым, не случайно напоминают обстановку беседы Берлиоза и Ивана Бездомного с воландом. При этой встрече тоже «пуста была аллея». Это лишь одно из многочисленных указаний на волю сатаны, соединившего судьбы Мастера и Маргариты. А шапочка, которую носит Мастер? Это чуть тоньше. Головной убор в самых различных религиозных и иных мистических традициях - это знак посвящения. Монашеский клобук, митра, камилавка или скуфья у православных, ермолка (кипа) у иудеев, тюрбан (чалма), тюбетейка или феска у мусульман - это признаки причастности к священству или вообще к религиозной традиции, статусу, посвящению. Передача духовной силы символически связана с головой. Рукоположение (посвящение в сан) происходит именно через возложение рук на голову посвящаемого. Монашество или крещение сопряжено с постригом волос на голове. И тот, кто совершает над твоей головой священное действие, имеет власть над тобой. И еще важнее, что власть имеет Тот, во имя Кого совершается действие.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/02/...

1. Учение отцов Церкви о Святой Троице Согласно отцам Церкви до Августина или же стоящим вне августиновской традиции, Бог Отец есть Начало в Троице, Тот Связующий, в Котором осуществляется Ее единство через передачу Его природы. Сын извечно рождается Отцом из Его сущности, без разделения этой сущности. Он Ему единосущен, то есть, будучи Лицом (или Ипостасью), отличным от Отца, от Которого Он имеет Свое бытие, Он обладает численно одной с Ним природой (или сущностью), а не некой сущностью, подобной Отчей, но численно отличной; если бы это было так, то Он был бы " другим Богом " , чем Отец. Дух Святой исходит от Отца, то есть получает Свое ипостасное бытие от Него одного. Он единосущен Отцу и Сыну, то есть обладает (не присваивая ее Себе) той же сущностью, что и Отец и Сын. Для выражения этого единосущия Духа Отцу и Сыну некоторые отцы, в частности александрийцы и западные, говорили, что Дух Святой есть Дух Отца и Сына (выражение, взятое из Писания), что Он " исходит " от Отца и " получает " от Сына или же от Отца и Сына то, что принадлежит Отцу и Сыну (святитель Иларий Пиктавийский) и даже (как святитель Амвросий Медиоланский), что Он " исходит " от Отца и Сына (латинский термин " procedit " имеет значение менее точное, нежели соответственный греческий термин). Однако контекст этих выражений показывает, что, употребляя их, отцы имеют в виду не причину ипостасного бытия Духа, а лишь порядок, являемый либо в действии Божественных Лиц в домостроительстве спасения, либо в проявлении Их в вечности. Понимаемое таким образом выражение " Филиокве " может получить и православный смысл. В годы, последовавшие за униатским Лионским собором, на котором святоотеческие тексты истолковывались в смысле более позднего латинского богословия, Константинопольский патриарх Григорий Кипрский хорошо уточнил их значение. " Дух имеет Свое совершенное бытие от Отца, Который есть единственная причина, из которой Он исходит вместе с Сыном, Своим, свойственным Ему способом, являясь одновременно через Сына, через Него и при Нем воссиявая, так же как свет исходит от солнца вместе с лучом, сияет и является через него, и при нем, и даже от него... Ясно, что когда некоторые говорят, что Дух Святой исходит (ο) от Обоих, то есть от Отца и Сына, или от Отца через Сына, или же что Он является, или воссиявает, или происходит, или существует из сущности Обоих, или же еще из Отца и Сына, то все это не значит, что они исповедуют, что бытие Духа Святого происходит от Сына так же, как от Отца... Действительно, ведь и вода, которую черпают из реки, существует из нее; так и свет существует из луча. Но ни тот, ни другая (то есть ни свет, ни вода) не имеют причиной своего бытия эти две вещи (луч или реку). Действительно, вода существует от источника, от того первоисточника, из которого она изливается, существуя; а свет существует от солнца, откуда он, получая свое сияние, светится вместе с лучом и через него происходит (ο) "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/416/...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия. Гадание по Библии (где развернется), а также употребление суеверных молитв и заклинаний Слово Божие и слова из церковных молитв ставить наряду с гадательными книжками или картами – вовсе не допустимо. В слове Божием, в духе которого составлена большая часть церковных молитв, нет двусмысленных мест, которые бы разъясняли для человека желаемый вопрос. Оно дано человеку (между прочим, и предсказаниями будущего) только для спасения души, а не для разгадки каких-либо иных вопросов. В Номоканоне (при большом требнике) сказано: “…Суду подлежат… иже ключи во Псалтирь влагают, оттуда ложная вещающе… иже (употребляют) молитву нежита (или от лихорадки: сюда же нужно отнести заклинание или заговаривание истекающей крови)… вся сия от бесов действуются” (ст. 20). Вера в талисманы (таинственные предохранения от болезней и других злополучий) У православного христианина есть крепкие защитники от напастей. Это – нагрудный крест его и вместе с тем частое ограждение себя крестным знамением; это святые иконы, это – Ангел-хранитель. Носить же или хранить такие вымышленные вещи, как, например – “сон Пресвятой Богородицы” или “письмо, найденное в Иерусалиме”, полное всяких нелепостей и жалкого суеверия; а также надевать на детей “ладанки”, для предохранения их от болезней и “лихого глаза” бумажки с какими-либо текстами или амулеты (например, цепочки, шнурки и клыки, или шерсть с медведя) – все это значит не что иное, как (говоря текстом соборных правил) надевать на себя “узы душ”. За этот грех даже полагается извергать из Церкви (Лаодикийский Собор, 36). Вера в домовых, водяных, леших, ведьм и прочих Несомненно, злые духи существуют и христианин не может не признавать их существования после множества свидетельств о них в слове Божием и по собственному опыту борьбы с ними, если он стремится к большей чистоте жизни. Но “домовых”, “русалок” и прочих нет. Это вымысел и разные олицетворения языческого мира. Верить в домовых и бояться их, значит “в христианстве язычествовать”: Кое же согласие Христова с Велиаром? ( 2 Кор. VI, 15 ). Отсюда грех также называть кого-либо в гневе ведьмой (“старой”) или лешим. Вера всяким снам – опасное и грешное дело

http://sueverie.net/gadaniya-po-biblii-v...

24. Сотрудник Братства св. Гурия. 8 мая 1910 года Как интеллигенцию вернуть в Церковь Примечание : Речь на закрытом для посторонних казанском пастырском совещании. Эта речь появлялась уже в печати, но в совершенно неудовлетворительном виде, за что автор нисколько не ответствен. Когда поднимается этот скорбный вопрос, всегда приходится сожалеть, что нет никакой возможности спросить эту загадочную интеллигенцию, верит она действительно в Церковь и церковные идеалы или нет, по крайней мере любит-ли она всё то высокое и чистое, всю святую Истину, которой служит святая Церковь. И конечно, к великому горю, нужно согласиться с тем мнением, что существует ныне и такая часть интеллигенции, которая остаётся вовсе глуха к призыву Церкви, которая точно окаменела сердцем и стала вовсе как бы бесчувственной к слушанию слова Божия. Но великое большинство интеллигенции чего-то ищет, хочет чего-то великого и святого для себя. Она ищет и часто не находит. Она видит или доброе дело вне веры и вне Церкви, или слышит церковное учение, не осуществляемое на деле, существующее вне жизни. В последний мой приезд в Петербург мне пришлось видеть именно такой глубокий жизненный контраст. Я был за утреней в Александро-Невской лавре. Шла превосходная полиелейная, торжественная утреня. Богомольцев в 4 ч. у. почти не было. Но все скамейки для сидения были заполнены несчастными людьми, – женщинами, подростками мальчиками и девочками, которые или дремали или вовсе спали. Я спросил одного монаха, что же это за люди? „А это „несчастные“, – был добрый ответ доброго старца о. Ф., – что с ними делать? Голодные, холодные! Им некуда деваться; вот хоть погреются... Жаль выкинуть их“. Так вот и вспомнилась при этом ответе несчастная блудница, некогда ко Христу пришедшая... И Церковь действительно ни в прямом, ни в переносном смысле не может „выкинуть“ их, всех этих ,,несчастных“. Любовь Христова – никого не отгоняла от себя! И Церковь , вся верующая, и верная своему Учителю братия церковная должна взять в руки это общественное доброделание и осуществить в жизни учение Христово. Монахи не могут этого сделать, а Церковь : приходские пастыри и миряне это сделать должны все вместе и неразрывно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010