Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Благодать (древнегреч. χρις) — 1) Божественное действие вообще; 2) Божественное действие, направленное на сохранение и развитие мира; 3) Божественное действие (энергия, сила — δναμις), направленное на спасение человека. Само слово «благодать» означает благой, добрый дар , потому что только Бог является источником высшего блага . Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью? Помимо того, что Церковь различает в Боге сущность и Лица, она признаёт и действительность проявления Божьей сущности. В принципе, любая сущность проявляет себя в той или иной форме: не проявляемой сущности не бывает по определению, ведь само существование сущности — это уже её проявление. И конечно же, непрестанно проявляется и сущность Того, Кто является Сущим ( Исх.3:14 ) в самом точном и исключительном значении этого слова. Проявление сущности Отца и Сына и Святого Духа именуется в Православной Догматике Божественной энергией или Божественным действием. Ввиду того, что Божественная энергия неотделима от сущности, а сущность неотделима от своего проявления или энергии, её именуют Богом (см. подробнее: Что такое Божья благодать, и как она «изображается» на православных иконах? ; Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция» ). Равным образом проявление или действие природы огня — раскаленное, сияющее движение газов, созерцаемое в форме языков, — мы называем не только горением, но и огнём. Как прикасаясь к огню, мы приобщаемся не к его сущности, а к его действию (обжигает ведь именно действие), так и причастность Божественному проявлению или энергии, причастность благодати, есть причастность Самому Богу. В этом отношении благодать Божья нередко именуется так же, как и третье Лицо Пресвятой Троицы — Святым Духом, хотя её можно обозначить и более развёрнутым выражением: благодатью Святого Духа или благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Святым Духом она называется потому, что Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом. Что значит стяжать Святого Духа?

http://azbyka.ru/blagodat

поиск:   разделы   рассылка Евгений Стрельчик Памяти Алексия II Источник:  Эхо Москвы Е. БУНТМАН – У нас в студии журналист Евгений Стрельчик, который был очень давно знаком с патриархом. Е. СТРЕЛЬЧИК – Да, действительно я был знаком. Нельзя сказать, что это было близкое знакомство. Обычное журналистское знакомство. Но действительно если смотреть когда это произошло, первый раз это было избрание патриарха на московскую и российскую кафедру в Троице-Сергиевой лавре. И конечно, тогда это был интерес к этой личности. И волей журналистской судьбы мне пришлось, может быть, есть люди, которые теснее с ним общались, но мне, светскому журналисту это было интересно и брать интервью и общаться и видеть его в разных ситуациях. Действительно я сейчас вспомнил, что я его видел и на Святой Земле, и в Белграде, когда была война. И действительно эти вещи, сегодня получив это известие, так всплывают из памяти. Действительно вызывают некоторую боль, озноб. М. ГАЙДАР – Что вам запомнилось? Е. БУНТМАН – Первое впечатление. Е. СТРЕЛЬЧИК – Безусловно, это масштабный человек и обладающий колоссальной духовной силой. Я всегда искал в любом человеке, в чиновнике или каком-то известном человеке что-то человечное и в нем это просматривалось. Человек, обладающий, на мой взгляд, чувством юмора, при этом вроде как бы казалось, что священник это какая-то доброта, но при этом, когда я был на заседании совета Москвы, я слышал, как он достаточно жестко и требовательно отчитывал батюшек за какие-то неприятности в храмах и на приходах. И это было интересно, когда это совмещалось все в одной личности. Действительно знакомство с этим человеком... М. ГАЙДАР – А ваше отношение к нему менялось на протяжении этого времени? Е. СТРЕЛЬЧИК – Нет, оно не менялось. Оно, наверное, более углублялось, потом просто жизненный опыт дает знания и понимаешь, что человек на таком посту испытывает давление с разных сторон. И ясно, что его решение или его поведение та золотая середина, к которой должен идти руководитель. Руководитель церкви. И иногда в начале мне казалось, какие-то решения, их было много, если брать новейшую церковную историю, казалось в какой-то момент, что надо реформировать. Особенно на рубеже 90-х годов, когда все в нашей жизни реформировалось, а церковь отставала. И я тоже как молодой неофит мне казалось, что сейчас патриарх все сделает. А потом приходит осознание, что эта рассудительность, когда понимание ситуации, как это можно раскачать, вы посмотрите, церковь это тот общественный институт, который у нас сохранился, и его не так сильно потрясли все эти события. Мы видим в церкви только некоторые свершения. Это же большие свершения. Я сейчас захожу в храм и вижу, когда в 90-х годах там была комнатка, то сейчас там иконостас и росписи и так далее. Думаешь, ты тут писал что-то, а люди строили, делали. И это делалось как раз благодаря патриарху и благодаря той позиции, в том числе в отношении с властью, с государством, которую выстроил патриарх Алексий II.

http://religare.ru/2_60332.html

Мы все хорошо знаем, что на Руси семьи все были многодетные. А в наше время семья даже с тремя детками – большая редкость. Многие семьи считают, что лучше иметь одного или двух детей. Действительно ли невозможно дать все 4 или 5 деткам? Действительно ли детям в большой семье внимания, любви и заботы будет уделяться меньше?Мы попросили рассказать о своей семье о. Михаила Немнонова, отца пятерых детей. Мы все хорошо знаем, что на Руси семьи все были многодетные. А в наше время семья даже с тремя детками — большая редкость. Многие семьи считают, что лучше иметь одного или двух детей, но дать им все самое лучшее, чем, и тут вводится модное выражение «плодить нищету». Действительно, вырастить много детей — это подвиг. Но действительно ли невозможно дать все 4 или 5 деткам? Действительно ли детям в большой семье внимания, любви и заботы будет уделяться меньше? Мы попросили рассказать о своих семьях тех, кто не понаслышке знает о трудностях и радостях больших семей. В семье о.Михаила и матушки Натальи пятеро детей — Батюшка, как вы раньше относились к многодетным семьям, представляли ли, что сами будете иметь многодетную семью? — Нет, я не представлял, что буду многодетным отцом. У нас с родителями были знакомые, имевшие троих детей, и это казалось каким-то немыслимым подвигом. Я рос в семье один, и думал, что если в семье двое детей, то это уже много, а если трое, то очень много. И потом мы с матушкой, честно говоря, не думали о детях, когда женились. У меня представления о семье и о детях были больше теоретические. Просто в какой-то момент вы узнаете, что у вас родится ребенок. Так семья постепенно и становится многодетной. – Расскажите, как создавалась ваша малая Церковь, как вы познакомились с матушкой Натальей? -Мы познакомились, когда я был алтарником в храме Святителя Николая в Пыжах на Большой Ордынке. Наташа пела в этом храме. День нашей первой встречи ничем не запомнился. Год или больше мы не обращали друг на друга особого внимания – отношения были доброжелательными и только: «здравствуйте – до свидания».

http://pravmir.ru/v-kakoj-to-moment-vy-u...

Вот о чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающие для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения. И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песни, – едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно действительно действительно во Святая Святых – не вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал. И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога… Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием, местом вселения…

http://pravmir.ru/vvedenie-bozhiej-mater...

Уильям Д. Маунс Глава 42. Имперфект изъявительного наклонения Прикосновение к экзегетике Греческое время имперфект и ограничено, и многогранно в своём в употреблении. Ограничено тем, что встречается только в изъявительном наклонении, но в этом наклонении его значение имеет несколько интересных особенностей. В основном, имперфект выражает линейное действие в прошлом. Это действие может быть повторяющимся или просто длительным. Однако иногда имперфект описывает неоднократно предпринимавшиеся попытки. Например, в Гал. 1:13 , где Павел говорит: «Ибо вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и пытался разрушить её». Оба глагола во второй части предложения в данном стихе употреблены в имперфекте. Первый (δωκον) просто описывает повторяющееся в прошлом действие. Павел говорит, что он регулярно гнал Церковь . Второй (πρθουν) выражает действие-попытку. (Вот почему в переводе NIV добавлено слово «пытался», отсутствующее в греческом тексте.) Павел неоднократно гнал Церковь , но его жестокое действие не разрушило её. На самом деле, и не могло разрушить. Его действия были лишь попытками, причём слабыми. Обещание Иисуса о Своей Церкви было и остается верным: «Врата ада не одолеют ее». Уолтер Вессел Обзор В этой главе вы узнаете: – о том, что имперфект, как правило, описывает процесс, протекавший в прошлом; – о том, что форма имперфекта состоит из приращения, основы настоящего времени, соединительной гласной и вторичного личного окончания; – о том, что приращение – это приставка, указывающая на прошедшее время; если глагол начинается с согласной, то в качестве приращения используется эпсилон (λω λυον), если с гласной, то приращение заключается в удлинении этой гласной (γαπω γπων); – о вторичных окончаниях действительного и страдательного залогов, то есть о двух последних наборах окончаний. Русский язык 21.1. В русском языке только одно прошедшее время. Однако вид действия может быть совершенным и несовершенным. Например, «Иван написал (совершенный) вчера письмо, но он писал (несовершенный) его всю ночь до утра».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Скачать epub pdf О святом Вселенском шестом соборе Святой Вселенский шестой собор (третий из проходивших в Константинополе) состоялся в 680 г. по P. X. в правление Константина Погоната, потомка Ираклия, в зале императорского дворца, называемой Труллой; Собору принадлежат 18 деяний (Синодикон. Т. 2. С. 527). На нем собралось 170 отцов, согласно Фотию, Никифору, Нилу и Анониму, или 389, согласно другим. Предводительствовали ими: Георгий Константинопольский; пресвитеры Феодор и Сергий вместе с диаконом Иоанном – представители Римского папы Агафона; монах Петр, представлявший епископа Александрии; пресвитер Георгий, представитель епископа Иерусалима. Присутствовали также три епископа, представлявшие западных отцов, которые в то время собрались в Риме. Этот Собор осудил Сергия, Пирра, Павла и Петра, патриархов Константинопольских, Гонория Римского [ 174 ] , Кира Александрийского, Феодора, который или был епископом Фаран, по Зонаре и Вальсамону, или происходил из Фаран, по Льву II, папе Римскому (о чем последний пишет императору); Макария Антиохийского вместе с его учеником Стефаном и Полихрония, старца с младенческим разумом. Все они дерзнули предложить догмат о том, что во Христе одна воля и одно действие. Настоящий Собор, напротив, установил догмат о том, что Господь наш Иисус Христос после воплощения имеет в одном Лице как две природы, так и две природные воли и два природных действия [ 175 ] , т. е. Божественную волю и действие и человеческую волю и действие, нераздельные и в то же время неслитные. Ведь ни Божество, ни человечество – две природы Христа – не лишились воли и действия после соединения. А если бы свойства природ, чем и являются воля и действие, были упразднены, то вместе с ними неизбежно упразднились бы и сами природы, так как любая природа возникает и существует вместе со своими природными свойствами и не может возникнуть без них. Итак, кратко сказать, настоящий Собор установил догмат о том, что «в Ипостаси Богочеловека Слова каждая из форм (μορφ) совершала с участием другой то, что ей свойственно, именно: Слово совершает то, что свойственно Слову, а тело исполняет то, что свойственно телу». Точно такой же догмат, изложенный в послании Льва, прежде установил IV Вселенский собор 176 . В самом деле, не одному и тому же действию, как говорит мудрейший Фотий, было свойственно восставлять хромого и утомляться от путешествия, воскрешать Лазаря и плакать о нем, но также не одной и той же воле было свойственно просить, чтобы миновала чаша смерти, и вместе с тем называть ее своей славой и желать нежеланного. Первое было действием Божества, а второе – человечества, и, соответственно, первая воля была волей человечества, а вторая – Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

11. Слово в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича 37 «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол. 2, 7 ). Невольно, братие, приходят на память эти пророческие слова великого «апостола языков» ( Рим.11:13 ), когда мы начинаем размышлять о духе и событиях последнего времени. Тайна беззакония, говорит апостол, уже в действии. Если она была в действии уже в то время, когда закваска учения евангельского только начинала еще производить свои действия, когда среди многих народов имя Христово было еще неизвестно, то не тем ли более эта тайна беззакония в действии в наши дни, когда учением Христовым наполнен весь мир и когда действия Духа, «обличающего мир о его грехе и о правде и о суде» ( Ин. 16, 8 ), сделались вполне очевидными? В наши дни, когда все более и более провозглашается мудрецами века сего, что человечество должно усвоить земные, а не надземные идеалы жизни (Ницше); когда столь многие послушные подобным призывам сыны земли Русской все более и более утрачивают веру в Бога и совесть, а утратив их, развращаются и начинают вести жизнь тупую и пошлую (ср. героев, выведенных у Горького и Чехова); когда сами мнящие себя призванными проложить «новые пути» жизни более всего стремятся как будто сделать духовное христианство плотяным (Розанов, Мережковский и др.) или по крайней мере скрыть от увлекающихся ораторским красноречием их писаний необходимость духовного подвига и борьбы со страстями плотскими (ср. современное увлечение писаниями свящ. Гр. Петрова), в эти дни не все ли менее остается на земле места для созидательных действий Утешителя Духа в душах подобных людей, нередко более по имени лишь называемых христианами? А вместе с тем не отнимается ли у живущих на земле то «удерживающее», что пока препятствует тайне беззакония открыться во всей ее силе? Ибо «удерживающее» это и есть благодать Духа, действующая в Церкви, чрез проповедь Евангелия преобразующая мир, подобно закваске, и чрез государственную власть (по изъяснению святителя Иоанна Златоуста ) препятствующая крайнему разлитию зла на земле. Слишком в последнее время «резко попирают всюду религию и борются против богооткровенной веры, со всяческими усилиями стараются порвать какие бы то ни было отношения человека к Богу», – говорит и вновь избранный папа Пий Х в недавно вышедшей энциклике; так что внимательный наблюдатель не может не исполниться опасения, не близок ли конец мира и пришествие антихриста, уподобляясь которому человек в наши дни едва ли не ставит уже себя на место Бога и себе одному хочет усвоить Божеское поклонение 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Закрыть itemscope itemtype="" > ЛЮБЫЕ НАШИ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ УМИРОТВОРЯТЬ ОБЩЕСТВО Из книги С.Григорьева и А.Степанова " Крестовый поход Кароля Войтылы " 01.06.2001 248 Время на чтение 4 минуты Из интервью " Русской линии " - На лето запланирован визит Иоанна Павла II на Украину , по этому вопросу высказался МИД России. Вы, наверное, слышали, что посол России в Ватикане высказал свою озабоченность в связи с подготовкой предстоящего визита. Со своей стороны, депутаты Государственной Думы тоже проявляют активность, хотя инициатором думских обращений была столь одиозная личность, как Владимир Жириновский. Таким образом, озабоченность высказывает не только Церковь, но и государство. Как вы с церковной точки зрения на это смотрите? - Вот вы сейчас перечислили, те лица, инстанции, которые выражают озабоченность по поводу визита Папы Римского на Украину. Конечно, это хорошо, но для меня авторитетным и главным является заявление Святейшего патриарха Алексия II, который выразил свою озабоченность от полноты Церкви. Он заявил, что православный канонический епископат Украины не приглашал Папу и не выражает никаких положительных эмоций по поводу его визита. Я думаю, что это самое главное, эта та отправная точка для людей Церкви, которую мы должны положить в основу своего взгляда на визит Папы. Я всегда за то чтобы любые наши действия, тем более действия высокопоставленных людей, умиротворяли общество и не в коем случае не приводили его к конфронтации. - А как вы считаете, должна ли светская власть вмешиваться в вопросы межхристианских отношений? - Я сегодня просматривал новостные сообщения и обратил внимание на информацию на сайте МИДа, в которой речь идет о проблеме скита на Афоне. Так вот, представитель МИДа сказал, что это вопросы чисто церковные и поэтому МИД в эти вопросы вмешиваться не будет, пусть, дескать, Церковь решает свои проблемы сама. Как относится к такому сообщению? Личное отношение к этой информации двоякое. Речь идет все-таки о собственности нашей Церкви, Русской Церкви. Церкви, которая находится в России, в государстве, которое мы называем Россия. Поэтому, мне кажется, чем больше усилий мы сложим воедино для решения того или иного вопроса, тем большего добьемся. И это будет только на благо и Церкви, и государству, и всему народу. Но коль скоро есть такие заявления, значит, об этом говорить еще рано.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Светлая Лиза из Москвы Отклик Геннадия Сазонова на авиакатастрофу в небе над Черным морем 26.12.2016 1762 Время на чтение 3 минуты Много разных трагических событий происходит в России постоянно, на протяжении последних 30 лет. Кое-кому кажется, что они не касаются его, мол, пускай гибнут люди. Но рано или поздно какая-нибудь трагедия обязательно заденет своим крылом и того, кто думает, что его не касается. Так и меня вдруг задела за сердце катастрофа самолёта вооруженных сил РФ «ТУ-154», когда я услышал, что на его борту была, так называемая «Доктор Лиза», человек, действительно, редкостной души. Вспоминаю, как восемь лет назад я впервые увидел её на Чистых Прудах, в театре Александра Калягина, когда там торжественно подводили итоги конкурса на премию Артёма Боровика, в числе дипломантов был и я. Народу в зале битком. Даже в проход принесли стулья. Сергей Шойгу , тогда министр МЧС, поздравил всех. «Журналистское расследование - вещь небезопасная, но крайне нужная, - сказал министр со сцены театра. - И журналист, который его ведёт, если он действительно профессионален и занимается действительно своим делом, является одновременно и судьей, и прокурором, и следователем, а, бывает, и палачом. Во всех этих ипостасях, которые человек концентрирует в себе одном, он должен быть безошибочен, потому что от его вердикта зависит достаточно много». Девиз конкурса: «Честь. Мужество. Мастерство» уже говорил сам за себя. А председатель жюри, известный писатель Генрих Боровик был гарантией тщательного и строгого отбора работ, поступивших со всех концов страны. Ведущий называл имена победителей, и на сцену театра поднимались люди, действительно, не робкого десятка, как Александр Крутов из Саратова. Елизавета Глинка, худенькая, невысокая, как бы немного испуганная, напоминающая собой школьницу, меньше всего походила на того, кого отличает мужество. Но имя её прозвучало из уст ведущего, и она стала подниматься на сцену. Не одна, а вместе с Зоей Ерошонок, профессиональной журналисткой. Взяв микрофон, Зоя пояснила, что Лиза - героиня её очерка «Бродяги», что Лиза - по сути такой же автор очерка, как и она, Зоя. Поэтому решением жюри им обоим и были присуждены дипломы за победу в столь престижном конкурсе.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/26/sv...

О половинках правды, или роскошь как рабочий инструмент Как и следовало ожидать, позиции православных блогеров разделились. Условно говоря, возникли партии «нестяжателей» и «иосифлян», причём «нестяжателей» в разы больше. Я понимаю всю условность этой аналогии, ведь исторический спор иосифлян и нестяжателей был вовсе не о роскоши, а о допустимости/недопустимости монастырского землевладения. 15 апреля, 2011 Как и следовало ожидать, позиции православных блогеров разделились. Условно говоря, возникли партии «нестяжателей» и «иосифлян», причём «нестяжателей» в разы больше. Я понимаю всю условность этой аналогии, ведь исторический спор иосифлян и нестяжателей был вовсе не о роскоши, а о допустимости/недопустимости монастырского землевладения. Я, как и многие, слежу за полемикой, которая разгорелась в блогосфере вокруг высказываний прот. Всеволода Чаплина. Напомню, речь шла о допустимости и даже необходимости роскоши для духовенства и священноначалия. То есть, во-первых, говорилось о том, что церковный народ хочет этой роскоши для священнослужителей, воспринимает её в том же ключе, что и храмовое убранство, украшение икон драгоценностями. А во-вторых — что только используя предметы роскоши, церковное священноначалие может выстраивать отношения с сильными мира сего, и посему роскошь — не более чем рабочий инструмент. Как и следовало ожидать, позиции православных блогеров разделились. Условно говоря, возникли партии «нестяжателей» и «иосифлян», причём «нестяжателей» в разы больше. Я понимаю всю условность этой аналогии, ведь исторический спор иосифлян и нестяжателей был вовсе не о роскоши, а о допустимости/недопустимости монастырского землевладения. Но если смотреть не на предмет спора, а на используемую аргументацию, то аналогия вполне работает. Причём обе стороны ссылаются на Евангелие, на святых отцов, на Предание, на исторический опыт Церкви. У обеих сторон есть своя правда. Действительно, не должен христианин прилепляться к богатству, действительно, нельзя одновременно служить Богу и мамоне, действительно, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко. Но и другое верно — «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (1 Кор. 9:9), и про денежный ящик Иуды можно вспомнить, и сколько в житиях святых историй о святителях, раздававших бедным золото (значит, было что раздавать!), и пышность византийского богослужения, так потрясшая послов князя Владимира, и слова из песни Высоцкого «купола в России кроют чистым золотом» — действительно отражают направленность русской православной души. Ну и, разумеется, шёлковая ряса святого праведного Иоанна Кронштадского и его же личный пароход…

http://pravmir.ru/o-polovinkax-pravdy-il...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010