И, выйдя оттуда, обходит все соборные церкви и монастыри, повсюду молебны совершая и милостыни обильные подавая. После этого приходит к отцу своему Филиппу, митрополиту всея Руси, прося благословения и отпущения грехов. Святитель же ограждает его крестом, и молитвой вооружает его, и благословляет его и всех его воинов на врагов, как Самуил Давида на Голиафа. Князь же великий Иван Васильевич, приняв благословение отца своего митрополита Филиппа и всех епископов державы своей и всех священников, выходит из Москвы того же месяца июня двадцатого, в четверг, в день памяти святого отца Мефодия, епископа патарского, и с ним царевич Даньяр и прочие воины великого князя, князья его многие и все воеводы, с большими силами собравшиеся на противников, – подобно тому, как прежде прадед его, благоверный великий князь Дмитрий Иванович, на безбожного Мамая и на богомерзкое его воинство татарское, так же и этот благоверный и великий князь Иван на этих отступников. Ибо хотя и христианами назывались они, по делам своим были хуже неверных; всегда изменяли они крестному целованию, преступая его, но и хуже того стали сходить с ума, как уже прежде написал: ибо пятьсот лет и четыре года после крещения были под властью великих князей русских православных, теперь же, в последнее время, за двадцать лет до окончания седьмой тысячи лет, захотели отойти к католическому королю, и архиепископа своего поставить от его митрополита Григория, католика, хотя князь великий посылал к ним, чтобы отказались от такого замысла. Также и митрополит Филипп не раз предостерегал их, поучая, будто отец детей своих, по Господню слову, как сказано в Евангелии: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; и если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою двух или трех, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое твое слово. Если же и тех не послушает, скажи церкви; если же и церкви слушать не станет, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Но нет, люди новгородские всему тому не внимали, но свое зломыслие учиняли; так не хуже ли они иноверных? Ведь неверные никогда не знали Бога, не получили ни от кого правой веры, прежних своих обычаев идолопоклонства держась, эти же долгие годы пребывали в христианстве и под конец стали отступать в католичество. Вот и пошел на них князь великий не как на христиан, но как на язычников и на отступников от правой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделал пред Тобою, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним: Да будут уши Твои и очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя... Таблица 9. Молитвы-ектении на Вечерни: 1 Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Ещё молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), и всей во Христе братии нашей. Еще молимся о Богохранимей стране нашей, Властех и Воинстве ея, да тихое и безмолвное Житие поживём во всяком благочестии и чистоте. Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего, и о Всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Прочее время Живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим. Христианский кончины Живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Имяславческие споры начала века поразительно напоминают споры XIV века о природе Фаворского света и по сущности вопроса, и по раскладу противостоящих сил. Здесь, по выражению архиепископа Никона, «простецы " -монахи выдвинули «новый догмат», «противоречащий законам нашего разума», и во времена святителя Григория Паламы рядовые монахи-исихасты, омфалопсихи или «пуподушевные» 154 , были возмущены светской гуманистической философией «просвещённого» Варлаама. Как в XIV веке, так и в XX веке на защиту православного исповедания монахов встали лучшие богословские умы. В XIV веке – преподобный Григорий Синаит , Святейший Патриарх Каллист I, Святейший Патриарх Филофей Кокин, святитель Григорий Палама , Давид Дисипат , император Иоанн VI Кантакузин , Николай Кавасила и другие 155 ; в XX веке – отец Антоний (Булатович), Владимир Эрн, профессор М. Д. Муретов , отец Павел Флоренский , отец Сергий Булгаков , А. Ф. Лосев , М. А. Новосёлов, И. П. Щербов 156 . Известны положительные отзывы в отношении имяславия митрополита Вениамина (Федченкова) , епископа Феофана (Быстрова) , епископа Феодора (Поздеевского) , В. Н. Лосского . Имяславие, или ономатодоксия, послужило толчком к созданию трудов, ставших золотым фондом религиозно-философской литературы «серебряного века» – это «Философия имени» отца Сергия Булгакова 157 , очерки отца Павла Флоренского о слове и об именах 158 , всё творчество А. Ф. Лосева , насквозь проникнутое имяславческими идеями 159 . К сожалению, до настоящего времени официальной точкой в имяславческом деле является Синодальное послание 18 мая 1913 года, осудившее афонских имяславцев. К сегодняшнему дню накоплено большое количество трудов, посвящённых этому вопросу, и сейчас, когда столько говорится о возрождении духовной культуры нашего общества, как никогда необходимо направить усилия церковной общественности на серьёзное богословское исследование имяславческих идей. В противном случае нас вновь, как и восемьдесят лет назад, может постигнуть судьба иудейских заклинателей, бесчинно призывавших имя Господа Иисуса: Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян. 19:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

К сожалению, голос проповедника часто бывает голосом вопиющим в пустыне, конечно – не в физической а в духовной пустыне. Часто проповедь его пред многочисленным собранием, в храмах, переполненных народом, бывает малодейственною, как если бы он проповедовал в безлюдной пустыне, пред одними скалами и камнями. В этом случае он испытывает судьбу притчевого сеятеля. Из семян Слова Божия, которые он сеет, одна часть, как говорит Сам Спаситель в своей притче, падает на дороге и затаптывается проходящими, другая попадает на каменистую почву и не восходит, третья падает между терниями и заглушается сорною травою, и только небольшая часть падает на добрую почву и приносит плод. Не такова-ли часто бывает участь и проповедника – сеятеля Слова Божия? Многие слушают его, но только телом, а не душою; не воспринимают проповеди его своим сердцем, не следуют тому, что им проповедуется, а потому Слово Божие не производит на них должного впечатления; они идут своим путем, отходя все дальше и дальше от Бога. Он хочет пробудить нравственно заснувших от их глубокого сна, а они не трогаются его словами, Если же, наконец, он, объятый праведным гневом, смело и неустрашимо возвышает свой голос против явных и тайных пороков в своей пастве, то или подвергается насмешкам и презрению, или же делается предметом явного и тайного преследования врагов своих, которые при этом не стесняются в средствах. И исполняются над такими мужественными проповедниками – обличителя слова Премудрого, который устами обличаемых нечестивцев так изображает участь праведника: «Устроим оковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в делах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания. Он пред нами – обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью, и удаляется от путей наших, как от нечистот. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его» (Прем. Сол. 2, 12, 14, 15, 16, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Календарь Материалы 29 января 2007 г. [Гость сайта] Алексей Сагань 21 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве премию Международного фонда единства православных народов. В последовавшей за этим пресс-конференции владыка Савва рассказал о положении Православия в современной Польше. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их, и поставь им царя. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Епископ Афанасий (Евтич) Сайт «Православие.Ru» предлагает вниманию читателя впервые публикуемые на русском языке главы из книги известного сербского иерарха и богослова епископа Афанасия (Евтича) «Альфа и Омега». «Мы выбрали эту тему – о человечности и бесчеловечности, – пишет автор, – так как она очень актуальна и вопрос этот глубоко христианский». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Митрополит Анастасий (Грибановский) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Продолжаем знакомить наших читателей с отрывками из этой книги. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Нафанаил (Львов) Святитель Василий Великий (330—379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, — великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] В каждый воскресный ив праздничный день я произносил в церкви или слова и беседы собственного сочинения, или проповеди митрополита Григория. Некоторые из моих бесед изданы, и весьма много осталось в рукописи. Изданы беседы «О Пресвятой Троице», «О сотворении мира» и«О блаженствах евангельских». Новости 29 января 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070129

Немалая ответственность ложится на священника, если он этого не объяснил своим прихожанам, если не посоветовал им сразу же после смерти своего родственника горячо помолиться Богу за его душу. Если же родственники будут молиться за своего покойника, то их молитвы подкрепят духовные крылья души покойного и она, духовно усилившись, легче дойдет до своего вечного жилища, определенного ей Богом. 5. О духовном врачевстве и клятвах безумных 5.1. О епетимиях Церковь получила от Самого Господа власть определять епитимии (епитимия – слово греческое и означает «наказание» или «запрещение») для тех, которые каются, а также связывать их запрещениями на некоторое время, тогда же, когда получила от Него власть прощать грехи. Господь не только сказал Своим апостолам, а через них и наследникам их, что разрешите на земле, то будет разрешено на небе, но и: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе ( Мф.18:18 ), и не только – кому простите грехи, тому простятся, но, вместе с тем, и: на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:23 ). Апостолы, при необходимости, употребляли данную им от Господа власть. Так, святой апостол Павел, услышав о преступлении кровосмесителя в Коринфе и желая его от этого греха освободить, осудил его на тяжкую епитимию, потребовав отлучить его от общины церковной: предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен ( 1Кор.5:1–5 ). Когда впоследствии епитимия совершила свое спасительное действие и преступник покаялся, то он простил его, и призвал Коринфян снова принять кающегося в церковную общину ( 2Кор.2:6–8 ). Еще с апостольских времен Святая Церковь употребляла епитимии для тех, которые должны были покаяться. В первые века христианства для кающихся существовали и явные епитимии, на которые их осуждали. Эти епитимии разделялись, в зависимости от тяжести грехов, на четыре вида или на четыре подразделения. Первые были предназначены для тех грешников, которые должны были у дверей церковных плакать и молить тех, кто заходит в церковь , чтобы за них молились Богу, ибо им не дозволено присутствовать при богослужении. Вторые могли уже присутствовать в притворе церковном и здесь слушать святую службу, но только до тех пор, пока совершалась литургия оглашенных. Третьи могли войти в храм и выстаивать всю литургию, но только при дверях храма. Наконец, четвертые стояли в храме вместе с верными и полностью слушали Божественную службу, но не могли причащаться вместе с верными («Догматическое богословие» Макария. Пер. архиепископа Митрофана Шевича. Карловац, 1896, II, с. 276). Позже, с течением времени, Святая Церковь отложила такое явное осуждение и теперь кающиеся не подвергаются таким строгим епитимиям.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Никакое дело не препятствует непрестанному повторению про себя этой молитвы: «Руки работают, а ум и сердце с Богом», по выражению святителя Феофана Затворника . 248 Особая благодатная сила Иисусовой молитвы проистекает из того, что она содержит имя Иисуса. Сам Христос заповедал молиться во имя Его: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» ( Ин. 16:23–24 ). О чудотворной силе Своего имени Он говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками... возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого, первосвященники спрашивали их: «Какою силою или каким именем вы это сделали?» На что Петр ответил: «Именем Иисуса Христа... поставлен он перед вами здрав... ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:7–12 ). В раннехристианской литературе немало упоминаний об имени Иисуса и его чудотворной силе, а также о непрестанной молитве этим именем. В книге «Пастырь» (II в.) ангел говорит: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир... Он (Христос) поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его». 249 В жизнеописании священномученика Игнатия Богоносца говорится, что, когда его вели на казнь, он непрестанно призывал имя Иисуса. Воины спросили, зачем он призывает это имя? Святой Игнатий ответил, что оно написано у него в сердце. Когда мученик был растерзан зверями, его сердце сохранилось невредимым. Один из воинов рассек его пополам и увидел надпись: «Иисус». «Неважно, – пишет по этому поводу архиепископ Финляндский Павел, – считаем ли мы этот рассказ чудом Божьим или благочестивой легендой. Во всякой случае это, как и другое имя Игнатия – «Богоносец» – говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя». 250 Эта практика жила в Православной Церкви как в ранние века, так и в самое последнее время; она продолжает жить и сейчас – не только в монастырях, но и среди мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

П Мир тебе! Ч И духу твоему. Проповедь Д Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие! П Мир всем! Н И духу твоему. Д От Марка святого Благовестия чтение. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Д Будем внимательны! Чтение Евангелия ( Мк.10:13–16 ) В те дни привели к Иисусу детей, чтобы Он к ним прикоснулся; но ученики выпроваживали их. Увидев это, Иисус исполнился негодования и сказал им: «Пусть дети приходят ко Мне, не препятствуйте им; ибо таким принадлежит Царство Божие. Аминь, Я говорю вам, кто не примет Царства Божия, как дитя, не войдёт в него».И Он, обняв их, возложил на них руки и благословил их. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Проповедь Сугубая ектения Д Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя, услышь и помилуй. Н Господи, помилуй (трижды на каждое прошение). Д [ Ещё мы молимся о великом господине и отце нашем святейшем патриархе (имя) [и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе ) (имя)] и обо всех во Христе [предстоящих ] братьях наших. Ещё мы молимся о богохранимой стране нашей (имя), обо всёмнароде и властях её, дабы проводить нам спокойную и тихую жизнь во всёмблагочестиво и достойно. ] Ещё мы молимся Господу Богу нашему, дабы Он милостиво воззрел на этих детей, и ниспослал в сердца, в ум и уста их духа премудрости, разума, и благочестия, и страха Своего, и просветил их светом Своего откровения, и подал им силу и крепость, чтобы им скоро принять и быстро усвоить наставления божественного Закона Его, как и всякое благое и полезное назидание, и чтобы преуспевать в премудрости и разумении и во всех благих делах во славу всесвятого Его имени; и дабы Он даровал им здравие и сохранил их на многие годы, к созиданию и славе Церкви Своей, – возгласим все: Господи, услышь нас и милостиво помилуй! Н Господи, помилуй (12 раз). Молитва сугубой ектении П Услышь нас, Боже, Спаситель наш, надежда всех концов земли и морей далёких, и будь милостив, Владыка, милостив к нам, грешным, и помилуй нас, – ибо Ты милостивый и человеколюбивый Бог и Тебе мы воссылаемславу, Отцу и Сыну и СвятомуДуху, ныне и всегда и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ПМир тебе, читавшему! ЧИ духу твоему. Проповедь Ч Аллилуия, аллилуия, аллилуия! Н Аллилуия, аллилуия, аллилуия! (Трижды.) Д Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие! П Мир всем! Н И духу твоему. П От Луки святого Благовестия чтение. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Д Будем внимательны! Чтение Евангелия ( Лк.2:41–52 ) 15 П В те дни ходили каждый год родители Иисуса в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда исполнилось Ему двенадцать лет, совершали они обычное паломничество в Иерусалим на праздник, и после положенного числа дней пошли назад; а Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Родители этого не заметили, думая, что Он идёт с другими, и прошли дневной путь, а тогда стали искать Его среди родичей и знакомых. Не найдя Его, они вернулись для розысков в Иерусалим. И вот, через три дня нашли они Его в храме; Он сидел посреди учителей, слушал их и задавал им вопросы, и все, кто слышал Его, дивились Его уму и Его ответам. И увидев Его, родители были изумлены, и Матерь Его сказала Ему: «Сын, зачем Ты так поступил с нами? Посмотри, как отец Твой и Я в скорби искали Тебя?» И сказал Он им: «Что же вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне должно быть в доме Отца Моего?» Но они не поняли слов, которые Он сказал им. И Он пошёл с ними и пришёл в Назарет, и во всём их слушался; а Матерь Его сохраняла всё это в сердце Своём. Меж тем Иисус возрастал, и возрастали Его мудрость и любовь к Нему от Бога и от людей. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Проповедь Великая ектения Д В мире Господу помолимся! Н Господи, помилуй (на каждое прошение). О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира, об укреплении святых Божьих церквей и о единении всех Господу помолимся. [ О великом господине и отце нашем святейшем патриархе (имя) [и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе ) (имя)], почтенном пресвитерстве, во Христе дьяконстве, обо всём клире и народе [Божьем ] Господу помолимся. О богохранимой стране нашей (имя), обо всём народе и властях её Господу помолимся. ]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Помолитесь, чтобы Господь вразумил меня, что я должен делать, и скажите мне благое слово совета. Забота не о том, что случилось лично со мною, а о том, могу ли я сколько ни будь быть полезен на службе. Не указуется ли мне время устраниться, чтобы оплакивать грехи мои, и вне мятежа дел молиться о благосостоянии святыя церкви?» 208 «Итак люди», добавим к тому словами покойного профессора московской духовной академии П. С. Казанского, «вмешавшиеся не в свое дело, которых не жаль было метлою смести с занимаемого ими места, мужа, заменить которого может быть не найдутся способные не в одно столетие, едва не принудили отказаться от должности» 209 . Но Господу угодно было служение великого святителя и особенно в то тяжелое время. Святителю в то время не было еще и 60 лет. Он был в полном расцвете ума и опытности, столь важных в то время «запутанностей» 210 для церкви русской. Наместник лавры успокоил взволнованного святителя утешительным письмом, на которое святитель отвечал от 23 апреля следующее: «много благодарю за писанное 11 дня сего месяца. Дело не о том, что в запутанных и темных обстоятельствах полезнее и безопаснее от нарушения долга. Подписанное полумертвою рукою 211 представлено, как написанное живою и сильною, и Высочайше утверждено. В таком случае молчать значить некоторым образом не давать свидетельства истине, а говорить значило бы дать ищущим вины-вину к тяжкому обвинению, которое поставило бы еще более крепкие преграды против свидетельствования о истине. В таком положении дела я рад, что мои мысли, хотя похищенные у меня, вошли в акты с моим именем, и следственно что по мере моего разумения представилось истинным, о том и свидетельствовано. Другие сказали или умолчали свое мнение или не имели благовременности сказать, не мне их судить,-Господь сам сый истина, да изведет Сам истину Свою, яко свет» 212 . Затем от 25 апреля святитель на некоторую просьбу архиепископа тверского Григория Постникова отвечал следующее: «письмо ваше от 6 дня пришло тогда, как с прекращением заседаний настало время неудобное для того, чтобы видеться и говорить, с кем нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010