По 6-й песни: кондак и икос 1-го святого. По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то чита­ется эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха; – если в Минее находится только один светилен, то читается светилен Минеи; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха; – если в Минее приводятся два светильна, то сле­дует читать светилен 1-го святого, светилен 2-го святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха. Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами ут­рени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры на «Слава», то после стихир Октоиха на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря 2-го святого, обозначенный «в конец утрени». §2.2.6. В случае одного святого (шестеричного или малого) в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав совершения службы одному святому в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 7 сентября, 10 сентября, 15 сентября и прочих. По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Кафисмы по Уставу (всегда читается 2 кафисмы, в том числе и в период зимнего расписания – 3-я кафисма в этом случае переносится на грядущую вечерню). Седальны по кафисмам – седален праздника, «Слава, и ныне»: еще раз тот же седален. Канон : – если служба святому без знака: канон праздника на 8 и канон святого на 4. Катавасия – ирмос канона святого; поется по каждой песни (так как используется вариант «Поем Господеви…», который предполагает пение катавасии по каждой песни). По 3-й песни: кондак и икос (если есть) святого, седален святого; «Слава, и ныне»: седален праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й. На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Чашу имеяй…». «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Преполовения, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Преполовения, глас тот же: «Просветившеся, братие…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Преполовения, глас 8-й (единожды). На часах – тропарь и кондак Преполовения. На Литургии блаженны 1-го и 2-го канона Преполовения, песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом). На входе: «...Воскресый из мертвых, поющия Ти…». По входе – тропарь Преполовения. «Слава, и ныне» – кондак Преполовения. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения). Апостол и Евангелие – дня. Задостойник – ирмос 9-й песни 2-го праздничного канона Преполовения: «Чужде матерем девство…». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 4-й – 3, и святителя, глас 3-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «Молитвами святителя Ермогена…» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Празднику преполовляющуся…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 . На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителю Ермогене...» (см. 1-ю стихиру на стиховне) , «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполовившуся празднику…». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества...». «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества...», «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды; см. в среду Преполовения).

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-25/

Утреня По «Бог Господь...»: тропарь воскресный – 1 раз; тропарь первому святому; «Слава» – тропарь второму святому; «И ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря второму святому. По 1-й кафизме: седальны Октоиха; «Слава и ныне» – богородичен воскресный настоящего гласа. Однако, если этот богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь...» (при совпадении тропаря второму святому с гласом недели), то читается рядовой богородичен Октоиха. До канона исполняются, по обычаю, только воскресные песнопения. Канон Воскресный – на 4; Богородице – на 2; первому святому – на 4; второму святому – на 4. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос первому святому; кондак и икос второму святому (если есть); седален первому святому; «Слава» – седален второму святому; «И ныне» – богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш...», экзапостиларий (светилен) евангельский; светилен первому святому; «Слава» – светилен второму святому; «И ныне» – богородичен воскресного экзапостилария. Стихиры на «Хвалите»: воскресные – на 8; «Слава» – евангельская стихира; " И ныне» – «Преблагословенна еси...» По славословии: тропарь воскресный. Часы На 1-м и 6-м часах: тропарь воскресный; «Слава» – тропарь первому святому. На 3-м и 9-м часах: тропарь воскресный; «Слава» – тропарь второму святому. Кондак воскресный на всех часах. Литургия Блаженны: Если первому святому в Типиконе не указаны Блаженны, тогда поются только Блаженны Октоиха на 8. Если первому святому указано в Типиконе петь Блаженны, то в этом случае поются Блаженны на 10: Октоиха – 6; первого святого – 4 (канон Минеи, 3-я песнь). Тропари и кондаки по входе: В храме Господском: тропари: воскресный, первого святого, второго святого; кондак первого святого; «Слава» – кондак второго святого; «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы: тропари: воскресный, храма, первого святого, второго святого; кондаки: воскресный, первого святого; «Слава» – кондак второго святого; «И ныне» – кондак храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«И ныне» – догматик гласа. Стихиры на литии: стихира храма и стихиры праздника (со стиховни вечерни); «Слава, и ныне» – праздника. Стихиры на стиховне: воскресные; «Слава» – святому; «И ныне» – праздника. Если святому не положено стихиры на «Славу», тогда поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...» и Трисвятом: «Богородице Дево...» – дважды; тропарь праздника – единожды. Утреня По «Бог Господь...» : тропарь воскресный – дважды; «Слава» – тропарь святому; «И ныне» – тропарь праздника (если нет тропаря святому, то «Слава, и ныне» – праздника). По 1-й кафизме: седальны Октоиха; «Слава, и ныне» – богородичен воскресный настоящего гласа. До канона богослужение совершается по чину воскресной утрени. Канон Воскресный – на 4; Богородице – на 2; праздника – на 4; святого – на 4. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос праздника; кондак и икос святого; седален святого; «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш...», экзапостиларий евангельский; «Слава» – светилен святому; «И ныне» – светилен праздника. Если нет светильна святому, то по «Слава, и ныне» – светилен праздника. Стихиры на «Хвалите»: Если святой не имеет хвалитных стихир: воскресные – 4, праздника – 4 (со стиховни утрени, причем последние два припева – праздничные, а не воскресные); «Слава» – евангельская стихира; " И ныне» – «Преблагословенна еси...» Если святой имеет хвалитные стихиры: воскресные – 4, святому – 4; «Слава» – евангельская стихира; " И ныне» – «Преблагословенна еси...» По славословии: тропарь воскресный. Отпуст: дневной. Часы На 1-м и 6-м часах: тропарь воскресный; «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника. На 3-м и 9-м часах: тропарь воскресный; «Слава» – тропарь святому (если нет тропаря святому, то читается тропарь праздника). Кондак воскресный. Литургия Блаженны: Если святому в Типиконе не указаны Блаженны, тогда поются Блаженны на 10: Октоиха – 6, праздника – 4 (канон, рядовая песнь).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «Ангелом дивящимся...». «Слава, и ныне» – тот же седален . По 2-м стихословии – седален праздника, глас 3-й: «Превечный Бог...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Сошедый с Небесе...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». Евангелие – праздника (Мк., зач. 71). «Воскресение Христово видевше...» (единожды) . По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира праздника, глас 6-й: «Днесь на Небесех...». Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4, и праздника 2-й (глас 4-й) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен...». По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всед на облаки...». По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Еже о нас исполнив смотрение...», и икос, глас тот же: «Яже земли на земли оставившии...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника Вознесения. Первый припев праздника: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо, Христа Жизнодавца» . К тропарям канона святителя – припев: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...». «Слава» – светилен святителя: «Во свете Православия...», «И ныне» – светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и святителя, глас 7-й – 3. «Слава» святителя, глас тот же: «Приидите, ублажим пастыря добраго...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Родился еси...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-25/

Катавасия – ирмос канона второму святому; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: кондак и икос (если есть) второму святому; седален первому святому; «Слава» – седален второму святому; «И ныне» – богородичен 338 (в среду или пятницу – крестобогородичен) Минеи. По 6-й песни: кондак и икос первому святому. По 9-й песни: – если в Минее указан только один светилен или нет светильнов вообще – по аналогии с исполнением канона одному святому (см. выше); – если в Минеи приводятся два светильна, то следует читать эксапостиларий Октоиха, светилен первому святому; «Слава» – светилен второму святому; «И ныне» – богородичен Минеи (в среду или пятницу – крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»). «Всякое дыхание...» и стихиры на «Хвалите» не поются. Стихиры на стиховне: Стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»); 339 «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богоро-дичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; в среду или пятницу – крестобогородичен Минеи на ряду. Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется богородичен (крестобогородичен) Октоиха. По «Благо есть...»: – одному святому: тропарь святого; «Слава, и ныне» – богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени»; – двум святым: тропарь первого святого; «Слава» – тропарь второго святого; «И ныне» – богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря второму святому, обозначенный «в конец утрени». На часах: – одному святому – тропарь и кондак святого; – двум святым – тропари: тропарь первого святого; «Слава» – тропарь второго святого; «И ныне» – богородичен часа; кондаки попеременно (на 1-м и 6-м – кондак первому святому; на 3-м и 9-м – кондак второму святому). Литургия Антифоны Иногда в дни памяти двух святых, которые обозначены в Типиконе шестеричным знаком, назначаются Уставом Блаженны и потому поются изобразительные антифоны (см. 15 января, 18 января) 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – великомученика. Апостол и Евангелие – великомученика. Примечание. Рядовые чтения переносятся на четверг (26 июля). Б. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия днесь…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон…» . Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Матернее возлюбив благочестие…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескверная…» . По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Жезл силы…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Жезл силы…». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и великомученика на 6. Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Дева и Агница…» . По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен великомученика: «Милостивную твою душу…», «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры великомученика, глас 8-й и глас 5-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Днесь просия…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Распинаема Христа…» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 декабря 2023 года 24. Четверг. Попразднство Введения. Вмц. Екатерины. Вмч. Меркурия. Мч. Меркурия Смоленского. Служба вмц. Екатерины и вмч. Меркурия шестеричная, совершается вместе со службой попразднства. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: вмц. Екатерины, глас 1-й – 3, и вмч. Меркурия, глас 4-й – 3. «Слава» – вмц. Екатерины, глас 2-й: «Радостно к торжеству…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «По Рождестве Твоем…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – вмц. Екатерины, глас 2-й: «Житие невещественно…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Давид провозглашаше…». По Трисвятом – тропарь вмц. Екатерины, глас 4-й. «Слава» – тропарь вмч. Меркурия, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды), тропарь вмц. Екатерины, глас тот же (единожды). «Слава» – тропарь вмч. Меркурия, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). (Седальны вмц. Екатерины не поются.) Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), вмц. Екатерины на 4 и вмч. Меркурия на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (вмч. Меркурия). По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак вмч. Меркурия, глас тот же; седален вмц. Екатерины, глас тот же: «Жениха твоего…». «Слава» – седален вмч. Меркурия, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Давиде, предъиди…» (см. в Минее 24 ноября). Примечание. Типикон умалчивает о кондаке и икосе вмц. Екатерины, глас 3-й, а также о седальне великомученицы, глас 4-й: «Лик составим…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 238) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос вмц. Екатерины, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен вмц. Екатерины (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ангельстии чини…» (см. в Минее 24 ноября).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

24. Среда. Попразднство Введения. Вмц. Екатерины. Вмч. Меркурия. Мч. Меркурия Смоленского. Служба вмц. Екатерины и вмч. Меркурия шестеричная, совершается вместе со службой попразднства. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: вмц. Екатерины, глас 1-й – 3, и вмч. Меркурия, глас 4-й – 3. «Слава» – вмц. Екатерины, глас 2-й: «Радостно к торжеству…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «По Рождестве Твоем…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – вмц. Екатерины, глас 2-й: «Житие невещественно…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Давид провозглашаше…». По Трисвятом – тропарь вмц. Екатерины, глас 4-й. «Слава» – тропарь вмч. Меркурия, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды), тропарь вмц. Екатерины, глас тот же (единожды). «Слава» – тропарь вмч. Меркурия, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). (Седальны вмц. Екатерины не поются.) Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), вмц. Екатерины на 4 и вмч. Меркурия на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (вмч. Меркурия). По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак вмч. Меркурия, глас тот же; седален вмц. Екатерины, глас тот же: «Жениха твоего...». «Слава» – седален вмч. Меркурия, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Давиде, предъиди...» (см. в Минее 24 ноября). Примечание. Типикон умалчивает о кондаке и икосе вмц. Екатерины, глас 3-й, а также о седальне великомученицы, глас 4-й: «Лик составим...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 238) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос вмц. Екатерины, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен вмц. Екатерины (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ангельстии чини...» (см. в Минее 24 ноября).

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-07/

Библейские песни в каноне располагаются в хронологическом порядке. Исключением являются песни Ионы (хотя точно датировать эту песнь едва ли возможно) и Аввакума. Четные песни канона – скорбные, нечетные – радостные (но эта особенность нарушается в конце канона). Библейские песни имеются в Псалтири и Ирмологии. В современной богослужебной практике библейские песни исполняются только в период Великого поста. Из всех библейских песен, на каноне в современной практике поется только песнь Богородицы. В большие праздники песнь Богородицы заменяется особыми величаниями. Устав о пении песни Богородицы находится в 20 главе Типикона. Структура канона Канон состоит из девяти песен. Вторая песнь используется только в период Великого поста по вторникам. Иногда (в период Великого поста) канон имеет усеченный вид, включая только две, три или четыре песни. Такие каноны называются двупеснцами, трипеснцами и четверопеснцами. Такие неполные каноны в своем составе всегда имеют восьмую и девятую песни. Каждая песнь канона состоит из ирмоса, тропарей с припевами и катавасии. Песнь Богородицы находится между восьмой и девятой песнями канона. Она не имеет ни ирмоса, ни тропарей, ни катавасии. На практике в один день соединяется несколько канонов. При этом происходит соединение песен канонов. Первая соединяется с первой, вторая со второй и т.д. Структуру канона можно представить в виде схемы: 1, 3 песни малая ектения b седален 4, 5, 6 песни малая ектения, кондак и икос 7, 8 песни, песнь Богородицы, 9 песнь малая ектения, светилен. Ирмос, тропари канона Слово «ирмос» происходит от греческого ειρμος – связь. Ирмос – это небольшое молитвословие, с которого начинается песнь канона. В современной практике канон исполняется хором. Ирмос определял метрику, мелодию и содержание песни канона. Часто ирмос воспроизводит стих из библейской песни. После ирмоса следуют тропари канона. В идеале они также должны по смыслу перекликаться с библейской песнью, связывать память Спасителя, Божией Матери или святых с содержанием библейской песни. Количество тропарей песни канона регламентировано уставом и зависит от праздничного знака святого. Если следовать этим указаниям, тропари канона иногда следует повторять по несколько раз. Регламентация количества тропарей канона появилась с X–XI века.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010