При переплёте листы в ркп. не везде расположены в правильном порядке, а некоторые и совсем утрачены. Так листы: 263–268 должны стоят после л. 450. 419 (по преж. кат. 837). Параклитик., в лист, персаг., пис. уставом, 137 л., 1369 г. Параклитиком у Греков называется октоих или осмогласникъ. Октоих, изданный в 1837 г. в Венеции, имеет такое заглавие: Παρακλητικ τοι μεγλη κτηχος. Сие название встречается и в некоторых Славянских изданиях октоиха (Львов. 1644. 1686 г.). Но по всем спискам Синодальной библиотеки параклитик сокращённее октоиха и довольно от него разнится. В параклитике содержатся только по два канона на дни воскресные, и по одному на прочие дни седмицы каждого гласа. В каноне воскресном полагается по 6-й песни кондак и икос. Но нет в параклитике никаких стихир на Господи воззвах, на стиховне, на хвалите; вообще нет ничего кроме канонов: но и те не все. Нет канонов богородичных на повечерии, и канонов троичных на полунощнице воскресной. Притом не во всех списках одни и те же каноны, не во всех одинаковы по числу тропарей, в них содержащихся. В параклитике 419. каноны имеют не более трёх тропарей в песни. – При рассмотрении сих списков имелись в виду издания октоиха М. 1618. и 1818 г., между собою по большей части сходные, кроме исправлений в переводе. Л. 1. Отдельно написаны разными руками некоторые стихиры: богородичен, следующий за ексапостиларием воскресным 7-м, две стихиры воскресные, поемые после славословия великого, и ексапостиларий 1-й. – об. Параклитъ. о бз. поинамъ. Непосредственно за сим следуют два канона в неделю, 1-го гласа, – воскресный и крестовоскресный: впрочем, в рукописи сих названий нет. Первый тот же, что в печат. издании, только один из тропарей 9 песни иной, и богородичны 8 и 9 песни заимствованы из 3-го канона, богородичного, положенного на утрени того же гласа. Второй канон разнится иногда в ирмосах, но также и в тропарях, именно в песни 1, 7 и 8. – Над словами первого ирмоса и первых двух тропарей в первом каноне повторяется один и тот же нотный знак: фита, окружённая двумя чертами горизонтальными и двумя отвесными, с левой и с правой стороны. Отсюда видно, что и тропари пелись, а не читались. (См. тоже и в кан. воскр. 8 гласа, л. 118 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди . Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя, глас 2-й: «Молитвами и скорбьми…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителя, глас 8-й: «Рекл еси, отче…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Празднику преполовившуся…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач. (от полу),10:1–9). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Познал еси тайну…». Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Пасхи: «Воскресения день…». По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Чашу имеяй…» (см. в среду Преполовения). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 3-й – 3 (см. на хвалитех), и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просветившеся, братие…» (см. на хвалитех). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Седальны по кафисмам: седален праздника; «Слава, и ныне»: еще раз тот же седален. Канон : праздника на 6, канон 1-го святого на 4, канон 2-го святого на 4. Катавасия – ирмос канона 2-го святого, поется по каждой песни. По 3-й песни: кондак и икос 1-го святого 216 , кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого; «И ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос праздника. По 9-й песни: «Достойно есть…» не поется. Читается светилен 1-го святого, «Слава»: светилен 2-го святого; «И ныне»: светилен праздника. Однако если только один из святых имеет светилен, то читается светилен святого; «Слава, и ныне»: светилен праздника. Если же ни один святой не имеет светильна, то читается светилен праздника дважды (через «Слава, и ныне»). Если же имеется два праздничных светильна, то читается 1-й светилен праздника; «Слава, и ныне»: 2-й светилен праздника. Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: тропарь праздника. §3. Утреня с великим славословием Дни, когда совершается утреня с великим славословием. В церковном году можно насчитать всего около трех десятков дней, когда полагается совершать утреню с великим славословием. При этом можно выделить три основных типа славословных служб: – службы святым со славословием, когда на утрене поется Октоих (23 сентября, 23 октября, 25 июля); – службы славословным Богородичным праздникам, когда Октоих не поется (9 декабря, 2 июля, 31 августа); – богослужения в дни отдания двунадесятых праздников. Существует также немало славословных богослужений, которые нельзя отнести ни к одному из этих видов и которые, в сущности, представляют собой исключения (1 и 13 сентября, 26 декабря, 7 января, 5-я и 6-я субботы Великого поста, Преполовение Пятидесятницы, 1 и 16 августа и другие). §3.1. Последование утрени с великим славословием

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Во время чтения первых трех псалмов священник стоит на своем месте перед престолом и благоговейно внимает читаемому, затем со Служебником в руках выходит северной дверью на солею и перед царскими вратами читает 12 утренних молитв, а по окончании шестопсалмия произносит великую ектению и стихи на «Бог Господь», после чего входит в алтарь южной дверью. Хор поет «Бог Господь» на глас тропаря дневному святому, самый тропарь (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен отпустительный, находящийся в конце Минеи. Если совершается служба святому с великим славословием, то поется Богородичен воскресный по гласу тропаря святому. После этого стихословятся две рядовые кафизмы, иногда три, согласно указаниям Устава. Между кафизмами читаются или поются седальны Октоиха с Богородичнами или Крестобогородичнами наряду. Малая ектения не произносится, а после седальнов читается псалом 50, и затем следует канон. Каноны поются из Октоиха и Минеи. Из Октоиха два: первый на 6 с ирмосом, ирмосы по одному разу; второй на 4. Из Минеи дневному святому на 4 без ирмосов. Если служба совершается двум святым и у каждого из них есть свой канон, то первый канон Октоиха берется на 6 с ирмосом, второй опускается, и поются оба канона святым без ирмосов на 8. Если служба правится святому с великим славословием или шестиричному святому, берется первый канон Октоиха на 4 с ирмосом, а мученичны его опускаются, затем следует второй канон Октоиха на 4 без ирмоса и канон святому из Минеи на 6 без ирмоса. Ирмосы Минеи поются вместо катавасии по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях канона Октоиха. После 3-й песни ектения малая и седальны из Минеи. После 6-й песни ектения малая, кондак и икос из Минеи. Ектении после 3-й и 6-й песней произносятся священником в алтаре или перед царскими вратами, последнее предпочтительнее. При пении 8-й песни канона священник кадит алтарь, выходит северной дверью перед царские врата, по каждении царских врат и икон Спасителя и Богоматери становится перед последней и по окончании 8-й песни возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: – если святой имеет два канона: канон воскресный на 4, Богородице из Октоиха на 2 и оба канона святого на 8; – если святой имеет один канон: канон воскресный на 4, Крестовоскресный на 2, Богородице из Октоиха на 2, святого на 6. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос святого, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два седальна, то после икоса читается 1-й седален, «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен). По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры Октоиха – 4; стихиры святого со стихирой «Славы» на 4, причем последние две стихиры поются не с воскресными припевами, а с припевами со стиховни великой вечерни святого; «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святого храма (в храме в честь святого) и празднуемого святого. На часах На 1-м и 6-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак святого. На 3-м и 9-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак воскресный. Литургия «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4. По входе: – в храме Господском: тропарь воскресный, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный; – в храме Богородичном: тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропари: воскресный, храма, святого, кондаки: воскресный, храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По Трисвятом – тропарь отцов, глас 8-й: «Препрославлен еси, Христе Боже наш...». «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» . Отпуст: «Иже во славе...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Званию Господню последовав...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Ангелом дивящимся...». По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 6-й: «Крест Христов на рамо взем...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Аду пленившуся...». Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Егда благодать Святаго Духа...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й (см. по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Призри, Владычице...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго...». Стихира преподобного, глас 6-й: «Богоносне и преблаженне отче Мефодие...». Каноны: праздника Вознесения 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу...». По 3-й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6-й; седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки...» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...» (см. в праздник Вознесения). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: Триоди (праздника), глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и преподобного, глас 5-й 3. «Слава» преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Триоди (праздника), глас 2-й: «Вознеслся еси во славе...» (см. на стиховне утрени).

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-17/

седален святого по 1-й кафизме (без богородична); седален святого по 2-й кафизме (без богородична); «Слава» – седален святого по полиелеи; «И ныне» – богородичен полиелейного седальна. Затем следуют степенные антифоны, воскресный прокимен гласа и воскресное Евангелие по чину (все следующие песнопения до канона – воскресные, как в обычное воскресенье). Канон Воскресный на 4; Богородице на 2 (Октоих) и святому на 8. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос святому; седален святому дважды (на практике – 1 раз); «Слава и ныне» – бргородичен седальна святому (Минея). По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш...», экзапостиларий (светилен) евангельский; «Слава» – светилен святому; «И ныне» – богородичен воскресного экзапостилария. На «Хвалите»: стихиры Октоиха – на 4, стихиры святому на 4 со стихирой «Славы», причем последние два припева не воскресные, а из стиховни Великой вечерни святого; «Слава» – евангельская стихира; " И ныне» – «Преблагословенна еси...» По славословии: тропарь воскресный (конечный). Отпуст – праздничный: «Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго (имярек), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». На отпусте упоминается только празднуемый святой. На часах: тропарь воскресный; «Слава» – тропарь святому; «И ныне» – богородичен часа. По «Отче наш» – кондаки воскресный и святого попеременно (на 1-м и 6-м – кондак воскресный, на 3-м и 9-м – кондак святому). Литургия Блаженны на 10, начиная после «Блаженны кротцыи...»: Октоиха – 6, святому (3-я песнь канона) – 4, причем на «И ныне» необходимо прочитать богородичен из канона святому. Тропари и кондаки по входе: В Господском храме: тропари: воскресный, святому; «Слава» – кондак святому; «И ныне» – кондак воскресный. В Богородичном храме: тропари: воскресный, храмовому празднику (тропарь храма), святому; кондак воскресный; «Слава» – кондак святому; «И ныне» – кондак храма. В храме святого: тропари: воскресный, святому (празднуемому); кондак воскресный; «Слава» – кондак святому; «И ныне» – «Предстательство христиан...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й; седален Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие...» (см. в Неделю). Примечание. Типикон умалчивает о седальне Предтечи на «Славу», глас 4-й: «Пророче Божий...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 215) этот седален также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи. «Слава» ин светилен Предтечи, «И ныне» – светилен праздника (по выбору; см. в Неделю). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Предтечи, глас 5-й 4 (первая стихира – дважды). «Слава» Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу...», «И ныне» Триоди, глас тот же: «Царю Небесный...» (см. на стиховне утрени). Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени) и Предтечи, глас 5-й – 3. «Слава» Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу...», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Царю Небесный...» (см. на стиховне утрени). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки праздника и Предтечи читаются попеременно. На Литургии блаженны Предтечи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я 4. Примечание. Допустимо тропари на блаженнах петь следующим образом: блаженны праздника (обоих канонов), песнь 4-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и Предтечи, песнь 3-я (или 6-я) 4. При подобном распределении тропарей на блаженнах в богослужении сохраняется рядовая песнь канонов праздника (Пятидесятницы). На входе – «...спаси ны, Утешителю Благий...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-07/

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), равноап. Нины на 4 и праздника 2-й на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос равноап. Нины, глас 2-й; седален равноап. Нины, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои праздника, глас 5-й. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» . К тропарям канона равноап. Нины – припев: «Святая равноапостольная Нино, моли Бога о нас» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен равноап. Нины, «И ныне» – светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и равноап. Нины, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – равноап. Нины, глас 2-й: «Днесь силы Небесныя...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Христос...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь равноап. Нины, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня). На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь равноап. Нины. Кондаки праздника и равноап. Нины читаются попеременно. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и равноап. Нины, песнь 3-я – 4. На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропарь праздника, тропарь равноап. Нины. «Слава» – кондак равноап. Нины, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и равноап. Нины. Апостол и Евангелие – равноап. Нины и дня. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня). 1 См.: Минея, 14 января. 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-27/

Повечерие малое. На нем по Достойно и по трисвятом кондак праздника 591 . Полунощница субботняя. На утрени на Бог Господь тропарь праздника 2. Слава – отцев, И ныне – праздника. Обычные кафизмы. После каждой малая ектения и седальны отцев по 2. Слава, и ныне – праздника. Чтение либо праздника, либо отцев. После Помилуй мя, Боже... каноны: праздника с ирмосом на 6, ирмос по 2, и отцев на 8; ирмос 2 песни канона отцев 1-ды (ср. 2-ю половину 5 мр. гл. 2 февр., л. 170 на об.). Вторую песнь надобно петь с припевом: Преподобнии отцы, молите Бога о нас (см. послед. Сырной субб. на утр., 49 гл. Тип., л. 304 на об.); прочие же со стихами из песней Свящ. Писания по отделу Ирмологиона: Поем Господеви. Катавасия праздника, а после второй песни на катавасию ирмос этой песни. После 3 песни и ектении кондак и икос праздника и седален отцев 2. Слава, и ныне – праздника. По 6 песни и ектении кондак и икос отцев. По 9 песни и ектении светплен отцев. Слава, и ныне – праздника. Всякое дыхание, хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех праздника стиховенные того дня 3 и отцев 3. Слава – отцев. И ныне – праздника. Слава тебе, показавшему нам свет. Славословие великое (поется). Тропарь отцев. Слава, и ныне – праздника. Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец. Аминь. Исполним утреннюю молитву... Яко Бог милости... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Твое бо есть еже миловати... Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице, спаси нас.. Честнейшую херувим… Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст праздничный. Многолетие, исхождение в притвор и час 1-й. На часах тропарь праздника. Слава – отцев. Кондак праздника и отцев попеременно. На литургии после изобразительных псалмов блаженна праздника песнь рядовая на 4 и отцев песнь 6 на 4. По входе тропарь праздника, тропарь отцев, тропарь храмового святаго, кондак храмового святаго. Слава, кондак отцев. И ныне, кондак праздника 592 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010