Деисусный чин иконостаса Митрополит Петр. Деисусный чин иконостаса Рождество Христово Сретение Господне Пресвятая Богородица Вознесение Господне Пятидесятница Вход Господень в Иерусалим Пятидесятница. Фрагмент Успение Богородицы Успение Богородицы Святитель Григорий Богослов Введение во храм У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 сентября, 2021 9 июля, 2021 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 8 июня, 2022 26 октября, 2021 11 сентября, 2021 9 июля, 2021 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/ikonostac-kirillo-belo...

   Понятно, конечно, Ее недоумение и смущение, когда Она мыслила, хотя и Чистая и Святейшая была Ее Душа, но Она все равно мыслила по-земному: Дева не может быть матерью, а матерь не может быть девой, что-нибудь одно из двух. Архангел указал Ей, что это — воля Божия и что Господь так благоволит, а у Бога не изнеможет, не будет недейственен никакой глагол. Тогда Ее преданная Богу святейшая и чистейшая душа сразу успокоилась и Она только сказала те слова, которые нам нужно всегда помнить: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему» ! Раба не рассуждает, раба только заботится о том, чтобы волю Господню исполнить.    Так и нам нужно, возлюбленные, всегда в нашей жизни, когда какая-нибудь трудность пред нами, что-то неожиданное, затрудняющее нас, всегда искать волю Господню. Всегда нужно стремиться к тому, чтобы, как Дева Мария была предана святейшей воле Божией, так и в наших душах и сердцах была только всецелая преданность, послушание и доверие воле Господней. Аминь.                 Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы    Много праздников в честь Божией Матери знает, имеет, Православная Церковь. Прежде всего, двунадесятые праздники, потом множество праздников в честь икон чудотворных. Праздников много, но известных в особенности выделяются и своим значением, и своею торжественностью, два двунадесятых праздника: один это радостный, светлый весенний праздник Благовещения Божией Матери, а второй праздник конца лета и начала осени Успение Божией Матери.    Праздник Благовещения резко разделил земную жизнь Преблагословенной Девы на два периода: до этого события Она была почти никем не ведомая, жила просто, как благочестивая иудейская девушка. Но когда пред Ней предстал Архангел Гавриил, то Ее будущая слава уже заблистала пред Ней, когда он стал Ей говорить, что Ее Сын наречется Сыном Вышнего и Царствию Его не будет конца. Вот Она, взволнованная этим, спешит к праведной Елизавете и слышит от нее начало будущего ублажения: «откуда: мне сие, да придет Матерь Господа Моего ко мне?» (Лк.1:43)! Слышит это о Себе и Ей открывается Ее будущая слава, и Сама говорит: «отныне ублажат мя вси роди... се раба Господня: буди мне по глаголу твоему» (Лк.1:48, 38)!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пречистая Мария готовилась к исходу Своему и прежде всего известила о том св. Иоанна Богослова и, показав ему райскую ветвь, завещала нести её пред Своим гробом. Она спокойно сделала все распоряжения и приказала приготовить свечи, фимиам и все необходимое для погребения. Иоанн немедленно известил о том апостола Иакова, сына обрученника Иосифа, первого Иерусалимского епископа, который, со своей стороны, распространил эту весть не только по всему Иерусалиму, но и по окрестностям его. Множество народа стекалось со всех сторон в дом Иоанна Богослова, и все, услышав от Самой Богоматери о дне Её кончины и о Её переселении на небо и увидев райскую ветвь, начали горько плакать и громкими рыданиями наполнять дом; все умоляли общую Утешительницу не покидать их сирыми и беспомощными. Пресвятая Богородица утешала всех обещанием не оставить людей в сиротстве, быть скорою помощницею и заступницею для всех, кто будет призывать Её на помощь в бедах и печалях; в Её обещаниях сохраняется утешение для всего человечества. Все с благоговением взирали на Её Божественное лицо и внимали Её словам. Успокоив всех, Богоматерь не оставила сделать завещание относительно Своего скудного имущества и погребения: две одежды, остававшиеся после Неё, Она приказала отдать двум бедным вдовам, которые получали от Неё пропитание и служили Ей с любовью и усердием. Она всех любила, но особенно тех, кто в Ней наиболее нуждался, кому Она могла больше оказывать помощи. Тело Своё Она завещала положить в Гефсиманской пещере, где были погребены Её праведные родители и обрученник Иосиф, при долине Иосафатовой, между Иерусалимом и горой Елеонской. Когда Она передавала Свои предсмертные желания апостолам Иоанну и Иакову, внезапно поднялся шум, как бы во время бури, и все увидели светлые облака, окружившие дом. Господь исполнил желание Своей Пречистой Матери: святые апостолы были восхищены Божественною силою с разных концов мира и на этих облаках принесены к дому, где Она пребывала. Самовидцам и ученикам Господа дано было видеть успение Матери Его и послужить Ей при погребении. Апостолы, встретившись у дверей дома, обрадовались и недоумевали: что за причина совершившегося с ними чуда? Иоанн Богослов встретил их и объяснил, что настало время для Пресвятой Богородицы отойти ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

На Ефесском соборе 451 года, который и заседал в храме, посвященном Божией Матери, Она была официально, в догматическом документе, названа Богородицей. (Хотя само именование – Богородица, – несомненно, более древнего происхождения. В 4м веке Марию Богородицей называют повсеместно. Так, св. Григорий Богослов предупреждает Клидония: «Кто не исповедует Марию Богородицей, тот чужд Богу».) С 4–5го веков Богородице посвящаются отдельные праздники. Уже в 4м веке в Иерусалиме и вообще в Палестине широко праздновалось Успение Богоматери. В Византии в 5–6м веках особенное прославление Богоматери совершалось на следующий день после Рождества Христова – 26 декабря по старому стилю (празднование Рождества было приурочено к 25 января в 5м веке). И с тех пор в этот день (по новому стилю – 8 января) празднуется Собор Пресвятой Богородицы. В 4м веке уже существовал и праздник Благовещения, так как упоминания о нем мы находим в сочинениях авторов этого времени, например Афанасия Александрийского и Иоанна Златоустого. Святитель Афанасий назвал этот праздник «Первым всечестным днем Благовещения Божия о снисхождении Сына Божьего на землю», а св. Иоанн Златоуст именовал праздник Благовещения «Первым праздником» и «корнем праздников». В 6м веке в «Слове на Положение Ризы Богоматери» византийский богослов Федор Синкелл отмечал: «Сей царственный и богохранимый град, который говорящий или пишущий должен с похвалою называть “градом Богородицы”, украшен многими… божественными храмами; выше же громадной части и числа их стоят божественные храмы Богоматери… чисто восхваляется всечестное имя Ея, и оно вполне считается стеною и забралом спасения. Весь город так блистает и возносится в этой красоте». К 7му веку были установлены главные Богородичные праздники: Успение, Рождество Марии, Благовещение. Чуть позже стали праздновать Зачатие Богоматери и Введение Божией Матери во Храм. Новым этапом почитания Божией Матери становится время… иконоборческих споров. В 8–9м веках группа христиан выступает против икон с утверждением, что иконы – идолы, что изобразить неизобразимое – Божество – невозможно. И вот тогда образ Богоматери, ласкающей Сына, становится особым символом правоверных. Бога изобразить мы не можем. «Бога не видел никто никогда!» – повторяли за апостолом Иоанном святые отцы и продолжали: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). Или можно привести иные слова апостола: «Бога никто никогда не видел…», но: «Мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» ( 1 Ин. 4, 12,14 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Петровская - описание Этот образ Богородицы написан святым митрополитом Московским и всея Руси Петром, когда он ещё был игуменом Ратского монастыря. Однажды обитель посетил глава Русской Церкви Владимирский – митрополит Максим. Принимая святительское благословение, игумен Пётр преподнёс ему в дар две собственноручно написанные иконы: «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» и икону, которая впоследствии получила название Петровской. Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский решил послать к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Тот, взяв с собой святительский жезл и Петровскую икону, отправился в Царьград. Однако кандидатура Геронтия вызвала у многих русских людей недовольство. Среди недовольных был и Галицкий князь Юрий, который направил в Константинополь игумена Петра. По Божиему Промыслу игумен Пётр прибыл в Царьград раньше Геронтия и был посвящён Константинопольским патриархом в митрополита всея Руси. А в это время плывшему по морю Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Пётр, возведён будет на престол Русской митрополии». По прибытии в Константинополь Геронтий против своей воли рассказал патриарху о ночном видении. Патриарх забрал у несостоявшегося претендента на русский церковный престол святительский посох и Петровскую икону и передал всё законному русскому митрополиту. Так Петровская икона вернулась к тому, кто её когда-то написал. В 1325 году, когда русская митрополия была перенесена из Владимира в Москву, митрополит Пётр перенёс в Москву и Петровскую икону. С этой иконой связано немало важных исторических событий. Так, патриарх Иов брал её с собой вместе с Владимирской и Донской иконами, когда ходил к Борису Годунову уговаривать принять царство. А в 1613 году Петровскую икону Пресвятой Богородицы взяла с собой делегация, отправившаяся в Кострому призывать на царство боярина Михаила Романова. Многие специалисты считают, что находящаяся ныне в Успенской соборе Кремля Петровская икона Пресвятой Богородицы и есть тот самый образ, который был написан святителем Петром. Хотя есть предположения, что подлинник пропал ещё до революции. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Петровская " .

http://pravicon.com/info-441

Закрыть Когда смерть - не разлука 26.08.2004 209 28 АВГУСТА ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНУЮТ УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, ВО МНОГИХ ХРАМАХ К КАРТИНЕ ОБЩЕГО ПРАЗДНИКА ДОБАВЛЯЮТСЯ СВОИ КРАСКИ Почему люди радуются в день, когда вспоминается кончина Богородицы? Потому, что это не смерть, а Успение, понятие, в котором, как писал один богослов, соединяются сон, блаженство, мир, успокоение, радость. На иконе, которая выставляется в этот день в центре храмов, изображена удивительная картина: Богородица лежит на смертном одре в окружении апостолов, а вверху - Иисус Христос держит на руках, как ребенка, Ее живую. Это - не разлука, а встреча. И наш грешный мир Матерь Божия после Успения не оставила. Это чувствует любой христианин, потому так много молитв обращено к Деве Марии. Она утешает скорбящих, умягчает жестокие сердца, ходатайствует за грешников перед Сыном. С особой любовью Богородицу почитают в России. Нигде в мире нет такого, как у нас, количества икон и храмов, созданных в честь Царицы Небесной. В этих церквах предстоящий праздник встречают с особыми чувствами. А для прихожан храма Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода Истринского района Подмосковья этот день и вовсе чудесен. Общий православный праздник здесь переплетается и с местными торжествами по случаю 500-летия села, и с удивительной историей, которая тоже стала свидетельством заступничества Божьей Матери. Храм был построен в 1650 году Борисом Ивановичем Морозовым, ближайшим сподвижником царя Алексея Михайловича. Это сложнейшее не только по тем временам, но и по нынешним, архитектурное сооружение - огромный, с пятью главами, трапезной, двумя приделами, с величественной шатровой колокольней храм - в народе всегда называли царским. Тому были и исторические основания. В храме неоднократно бывал царь Алексей Михайлович - участвовал в богослужениях, отдыхал в колокольне, трапезничал. И другой государь - Федор Алексеевич, пятнадцатилетним отроком принявший престол от отца, молился в храме. В 1682 году, после его внезапной кончины, в Москве начался стрелецкий бунт, от которого в Павловскую Слободу бежали царевна Софья с малолетними братьями Иваном и Петром - будущим царем. Укрывались они в этом же самом храме.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Местные образа Спаса Вседержителя и Успения Пресвятой Богородицы - самые ранние иконы храма (XVII в). Образ " Успения Богоматери " представляет развёрнутую иконографию: в верхней части иконы изображены апостолы, которые были перенесены по повелению Божиему " на облацех " , чтобы почтить Пресвятую Деву ( " облачное Успение " ). Икона Богоматери " Всех скорбящих Радость " в местном ряду иконостаса сауровского храма - образец позднего, но весьма торжественного иконографического извода конца XIX века: Богоматерь изображена в центре со скипетром в руках, внизу живописная группа людей с ангелами, один из которых церемониальным жестом указывает на Богородицу, другой указывает " скорбящих " тканью. Вверху, за антаблементом, располагаются иконы пророков и праотцев на больших прямоугольных досках, а также семь круглых икон с сюжетами Страстного цикла, объединённые полукруглым образом Распятия. А весь этот цикл, да и весь иконостас в целом венчает икона Воскресения. Теперь рассмотрим южный и северный иконостасы. Предполагают, что северный и южный иконостасы установлены после 1870 года. Придельные трёхъярусные алтарные преграды декорированы в духе эклектики, с элементами псевдорусского стиля. Иконостасы приделов, их конструкции и убранство схожи. Над Царскими вратами - сени в виде своеобразного балдахина с кистями. Диаконские двери расположены не зеркально, т. к. дверца южного иконостаса находится на " завороте " иконостаса - сбоку. Ряды имеют килевидные завершения, напоминающие кокошники; в каждом из ярусов - лепные головки ангелов. Верхний ярус украшен свисающими характерными для стиля ампир изысканными гирляндами. Царские врата Никольского и Ильинского приделов благодаря их художественному решению являются украшением этих иконостасов: Богоматерь с Архангелом Гавриилом на вратах в композиции Благовещения расположены в киотцах, напоминающих кокошники, которые установлены на резных столбиках. Местная икона Спаса Смоленского с припадающими Сергием и Варлаамом точно представляет данную иконографию, восходящую к истории чуда 1521 года при нашествии Махмет-Гирея. Справа в иконостасе почитаемая икона свт. Николая в сплошном серебряном окладе с шестью клеймами жития, расположенными вверху и внизу иконы: четыре из них посвящены житию святого (Рождество, " чудо в купели " , " поставление во епископа " и Успение) и два - наиболее известным чудесам святителя. Оформление клейм арочками делает икону торжественной и выразительной, что вторит подобному убранству Царских врат придела и иконостаса в целом. Иконные чины иконостасов венчаются образом Страшного Суда в северном приделе и Знамением - в южном. Иконы овальной формы, укреплённые над Деисусом, смягчают абрис иконостаса; интересен выбор этих образов для придела святителя Николая: апостолы Симон Зилот и Иуда, брат Господень.

http://sobory.ru/article/?object=00570

Основные праздники В дальнейшем изложении мы вкратце разберем иконы церковных праздников. Прежде всего, это иконы величайшего праздника Пасхи (Сошествие во ад и Жены Мироносицы у Гроба) и иконы двенадцати великих, так называемых двунадесятых праздников – шесть Господских, четыре Богородичных (см. разбор иконостаса на с. 106–107), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня. Кроме того, среди икон главных праздников помещены также иконы других, менее важных праздников, как то: Воскрешения Лазаря, Покрова Божией Матери, Преполовения Пятидесятницы и две иконы Распятия – писаная и резная (крест). Иконы праздников, расположенные по течению церковного года, приведены в следующем порядке: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Благовещение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Жены Мироносицы у Гроба, Преполовение Пятидесятницы, Вознесение, Троица, Сошествие Святого Духа на Апостолов, Преображение Господне, Успение. В выборе разбираемых здесь икон, как праздников, так и Спасителя, Божией Матери и отдельных святых, мы руководствуемся не их художественным достоинством, а их строго православной иконографией. Другими словами, здесь воспроизведены лишь те иконы, которые не имеют никаких догматических искажений, никаких заимствований из западного искусства и вполне передают неповрежденное учение Православной Церкви, ничем не нарушая иконописного канона. Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы. Псков. Конец XVI- начало XVII в. Псковский музей-заповедник. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш...» 242 В день Рождества Богоматери (8 сентября) Церковь празднует святейшее человеческое рождение, «пречистый плод» которого избран и благословен уже от матернего чрева (Зачатие Марии св. Анной празднуется 9 декабря). Евангелие обходит молчанием Рождество Божией Матери, тогда как о Зачатии и Рождестве Предтечи, также празднуемых Церковью, повествуется подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

резные, чеканные золоченные с каменьями и крупными жемчужинами, ожерелье шито жемчугом и каменьями. Во втором, третьем и четвертом ярусах иконостаса икон по двадцати шести с изображениями праздников Господских, Богородичных, св. Апостолов и Пророков писаны на красках. Над иконостасом в самом верху – Распятие писанное; перед оным лампада опускная, серебр. чеканная, прорезная, накладная, внутренняя подкладка медная, а чаша, ставки для свечей цепи и зацепки серебряныя. Три паникадила – медные, среднее большее в 22 подсвечника, внизу привешено яйцо строфокамиловое; боковые паникадила меньшего размера, одно о 16, другое о 15 подсвечниках. Своды храма поддерживаются двумя столбами, около них иконы. Хоругви писаны по холсту красками и золотом, на одной Вход во Иерусалим и Благовещение, на другой Успение и Явление иконы Святителя Николая. Одежда напрестольная полосатая, золото с серебром, внизу кайма зеленая атласная с вышитыми золотом словами, с передней стороны крест составлен из серебряных золоченых дробниц круглых в числе девяти обнизанных кругом жемчугом. 2) Церковь Успения пресвятой Богородицы. Иконостас столярный, золоченный в четыре яруса. Царские двери сверху полукруглые с изображениями Богоматери, Арх. Гавриила и четырех Евангелистов, обложены кругом серебром басменной работы, венцы таковые же, все вызолочено. Над оными в сени образ Спаса Нерукотворенного, по сторонам два ангела и два святителя, венцы и оклады по полям серебряные гладкие, золоченные. Направо местный образ Успение Пресвятыя Богородицы, писан на красках, венцы серебряные золоченные, украшены самоцветными каменьями и жемчугом, ожерелья жемчужные; на предстоящих угодниках, венцы серебренные золоченые, басменной работы без каменьев. Обр. Святителя Николая, писан красками на твореном золоте, в житии; венец серебр. золоч., чеканной работы с финифтию, украшен каменьями и бурмицкими зернами. Налево местный образ Богородицы Смоленския, писан на красках твореным золотом; венцы серебр., резные золоч. убрусы и ожерелья низаны жемчугом с каменьями и запонами, также и зарукавья.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Травник) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Пресвятой Богородицы в Травнике (серб. Храм Пресвете Богородице у Травнику) — храм Дабро-Боснийской митрополии Сербской Православная Церкви в Травнике, в одноименной общине, в Боснии и Герцеговине. Содержание История [ править править код ] Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Травнике была построена в 1852 году. Реставрировалась в 1892, 1924 и 1977 годах. Достоверные источники о строительстве церкви относятся к 1852 году, когда разрешение на ее возведение было получено от османских властей. Церковная община получила землю в 1854 г. Кто был строителем церкви - неизвестно. Рядом с храмом в 1870 году также построена сербская школа, более известная как Первая сербская школа. В 1911 г. церковь была обновлена, а в 1923 г. в Сплите отлит церковный колокол и установлен на ее колокольне. В 30-х годах XX века художником Романом Петровичем для храма были написаны часть икон и настенных росписей. Иконостас полностью сохранился и является художественной ценностью. Конструкция украшена богатой резьбой по дереву с элементами необарокко. Иконы выполнены маслом в первой половине XIX века сразу после постройки храма, в живописи прослеживается влияние русско-украинского стиля. Точных данных нет, но считается, что во время Первой и Второй мировых войн церковь существенно не пострадала. В 2000 г. церковь была возвращена верующим. В феврале 2010 г. комиссия по сохранению национальных памятников приняла решение объявить эту церковь Национальным памятником Боснии и Герцеговины, который состоит из здания церкви с фресками и иконостасом с 38 иконами, включает 13 отдельных икон, церковную ограду и здание бывшей Первой сербской школы в Травнике. В течение 2017 и 2018 годов церковь была отреставрирована. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Gaj, Travnik, Босния и Герцеговина Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010