Местные образа Спаса Вседержителя и Успения Пресвятой Богородицы - самые ранние иконы храма (XVII в). Образ " Успения Богоматери " представляет развёрнутую иконографию: в верхней части иконы изображены апостолы, которые были перенесены по повелению Божиему " на облацех " , чтобы почтить Пресвятую Деву ( " облачное Успение " ). Икона Богоматери " Всех скорбящих Радость " в местном ряду иконостаса сауровского храма - образец позднего, но весьма торжественного иконографического извода конца XIX века: Богоматерь изображена в центре со скипетром в руках, внизу живописная группа людей с ангелами, один из которых церемониальным жестом указывает на Богородицу, другой указывает " скорбящих " тканью. Вверху, за антаблементом, располагаются иконы пророков и праотцев на больших прямоугольных досках, а также семь круглых икон с сюжетами Страстного цикла, объединённые полукруглым образом Распятия. А весь этот цикл, да и весь иконостас в целом венчает икона Воскресения. Теперь рассмотрим южный и северный иконостасы. Предполагают, что северный и южный иконостасы установлены после 1870 года. Придельные трёхъярусные алтарные преграды декорированы в духе эклектики, с элементами псевдорусского стиля. Иконостасы приделов, их конструкции и убранство схожи. Над Царскими вратами - сени в виде своеобразного балдахина с кистями. Диаконские двери расположены не зеркально, т. к. дверца южного иконостаса находится на " завороте " иконостаса - сбоку. Ряды имеют килевидные завершения, напоминающие кокошники; в каждом из ярусов - лепные головки ангелов. Верхний ярус украшен свисающими характерными для стиля ампир изысканными гирляндами. Царские врата Никольского и Ильинского приделов благодаря их художественному решению являются украшением этих иконостасов: Богоматерь с Архангелом Гавриилом на вратах в композиции Благовещения расположены в киотцах, напоминающих кокошники, которые установлены на резных столбиках. Местная икона Спаса Смоленского с припадающими Сергием и Варлаамом точно представляет данную иконографию, восходящую к истории чуда 1521 года при нашествии Махмет-Гирея. Справа в иконостасе почитаемая икона свт. Николая в сплошном серебряном окладе с шестью клеймами жития, расположенными вверху и внизу иконы: четыре из них посвящены житию святого (Рождество, " чудо в купели " , " поставление во епископа " и Успение) и два - наиболее известным чудесам святителя. Оформление клейм арочками делает икону торжественной и выразительной, что вторит подобному убранству Царских врат придела и иконостаса в целом. Иконные чины иконостасов венчаются образом Страшного Суда в северном приделе и Знамением - в южном. Иконы овальной формы, укреплённые над Деисусом, смягчают абрис иконостаса; интересен выбор этих образов для придела святителя Николая: апостолы Симон Зилот и Иуда, брат Господень.

http://sobory.ru/article/?object=00570

Деисусный чин иконостаса Митрополит Петр. Деисусный чин иконостаса Рождество Христово Сретение Господне Пресвятая Богородица Вознесение Господне Пятидесятница Вход Господень в Иерусалим Пятидесятница. Фрагмент Успение Богородицы Успение Богородицы Святитель Григорий Богослов Введение во храм У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 8 июня, 2022 26 октября, 2021 11 сентября, 2021 9 июля, 2021 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/ikonostac-kirillo-belo...

В его честь было построено много церквей, в том числе и на Брянской земле. Одна из икон - крайняя правая в ряду изображает «Николая Зарайского». Вокруг изображения в шестнадцати миниатюрных клеймах написано его «житие» - эпизоды биографии святого, эта икона хорошего и тонкого письма, клейма ярким орнаментом обрамляют образ, который не лишен торжественной величавости. Остальные иконы второго ряда или «обновлены», или написаны заново в 1903 г. Над Царскими вратами помещена икона «Спас Нерукотворный». По местному преданию, она принадлежит кисти крепостного художника, который написал икону для только что построенной церкви. Это произведение, пожалуй, самое выразительное во всем иконостасе. Третий ряд составляют двенадцать икон размером 28x35 сантиметров каждая. Они посвящены Христу («Христос среди учеников», «Жены-мироносицы», «Воскрешение Лазаря», «Крещение» и другие). Наиболее интересна икона «Успение». Вместо обычного фона - вида Иерусалима - художник изобразил закатное небо с красными отблескам солнечных лучей. Колорит картины подчеркивает драматизм момента. Четвертый ряд - Деисусныи. «Деисус» - это прошение, моление о милости к людям, к их грехам. Земное поднимается вверх - «выше». Деисусныи ряд состоит из восьми икон размером 50x70 сантиметров каждая. Центральный образ этого рада - «Спас». По его сторонам изображения «Богородицы» и «Иоанна-крестителя». А дальше, влево и вправо, изображены архангелы, апостолы, святители, великомученики, митрополиты. Самая старая по времени написания и самая интересная икона - «Спас в Силах». Она находится над Царскими вратами. Спас изображен сидящим на простом деревянном кресле. Его одежда ярко-красная, с золотой разделкой. От Спаса исходят белые и золотые лучи. На левом колене его поддержанное рукой раскрытое Евангелие с изречением: «Придите ко Мне все труждающинеся и обречённые, и Я успокою вас». Правая рука в благословляющем жесте. Вокруг парят полупрозрачные серафимы. Очень выразительно написаны глаза Спаса - они кажутся устремлёнными на зрителя, в какой бы части церкви он ни находился. Живописная композиция тускло поблёскивающего позолотой иконостаса завершается распятием. Фронт иконостаса в нижней части расширен двумя киотами. Левый киот занимает икона Богоматери «Умиление». Тема этого изображения традиционно происходит из Древней Руси, от «Богоматери Владимирской», некогда вывезенной Андреем Боголюбским из «стольного града Киева» во Владимир (эта редкостная икона хранится в Государственной Третьяковской галерее). В Гудовской церкви «Умиление» написано и установлено «за ниспослание дождя в засушливое жаркое лето 1865 года». В правом киоте - икона «Архистратига Михаила». Михаил Архангел считался предводителем небесного воинства. Церкви его имени на Руси часто ставились в память военных событий.

http://sobory.ru/article/?object=46204

Многие из неверующих жителей Иерусалима скоро услышали необыкновенное пение и, увидев торжественное шествие, поспешили донести о том первосвященникам и старейшинам, и все они воспылали гневом и завистью при виде почестей, воздаваемых Матери распятого ими Иисуса. Начальники иудейские немедленно выслали войско и научили народ напасть на христиан с оружием и дрекольем, всех разогнать, апостолов убить, а тело Богородицы сжечь; но сила Божия не допустила такого злодеяния: светозарный облачный венец, сопровождавший погребальное шествие, спустился на землю и оградил его, как стеною. Преследователи слышали шаги и пение, но, поражённые слепотой, ничего не видели, и некоторые из них тут же, стеснившись у городской стены, разбили себе головы, а другие, не зная, куда идти, искали провожатых. Особенною дерзостью отличался один из иудейских священников, по имени Афоний: он изрыгал богохульства над одром Богородицы и поносил Её Сына, Господа Иисуса Христа. Прежняя зависть и злоба закипели в его сердце, и с яростью он бросился к одру, чтобы сбросить на землю пречистое тело; но едва руки его коснулись одра, как ангел Господень отсек ему обе руки невещественным мечом гнева Божия; отсечённые руки повисли на одре, а сам он упал на землю со страшным воплем. Ужасное наказание вразумило его; он познал грех свой и воззвал к апостолам: «Помилуйте меня, рабы Христовы!» Апостол Пётр остановил шествие и сказал Афонию: «Исцелить тебя мы не можем; все может только Тот, Кого вы распяли: Господь наш Иисус Христос. Но и Он не подаст тебе исцеления, пока ты не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть воистину Мессия, Сын Божий». Тогда Афоний громко возопиял: «Верую, что Христос есть обещанный Мессия, Спаситель мира!» Апостолы и все верующие возрадовались о спасении погибавшей души, и апостол Пётр велел Афонию, с верою призывая имя Пресвятой Богородицы, приложить остатки рук к отсечённым частям, висевшим на одре. Как только Афоний исполнил это, рассечённые руки тотчас срослись и стали совершенно здоровы, осталась только красная черта, как нить, около локтей в знак отсечения. Афоний пал пред одром, поклонился Господу Иисусу и Его Преблагословенной Матери и, ублажив их многими похвалами, последовал за апостолами в Гефсиманию. Многие из иудеев, познав такое чудо, тоже раскаялись и, прикасаясь к одру Владычицы, получали исцеление и возвращение зрения. Милостивейшая Матерь человеческого рода, как в рождестве Своём дала радость всему миру, так и в успении Своём никого не хотела опечалить, всех миловала и обрадовала даже врагов Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Но мир радовался ее рождению, в день Рождества Богородицы родилась наша заступница перед Богам, по молитвам к которой свершаются великие чудеса. Введение во храм Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из главных церковных праздников, посвященных земной жизни Богородицы. Кроме Введения празднуются также Рождество Богородицы и Успение Богородицы. Эти праздники основаны на Священном Предании. На Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда Ангел Господень явился сообщить о зачатии Христа. Кроме этих главных праздников, празднуются и другие православные праздники — праздники чудотворных икон Богородицы, Покров (этот день особо любим в народе) и много других дней, отражающих нашу любовь к Пресвятой Богородице. Введение во храм Девы Марии — это особая дата, не имеющая аналогов среди других церковных праздников. Священное Предание рассказывает о том, что, как только Деве Марии исполнилось три года, родители — Иоаким и Анна отвели ее в храм, чтобы, согласно обету, данному Господу, воспитать ее в Божественной благодати. Этот обет был исполнен в благодарность за дарованное дитя. Он не означал принятие ребенком обета монашества или особой аскетической жизни, но его воспитанием занимались уже не родители, а служители храма. Это — знак высшего доверия Богу. В Иерусалиме в те времена существовал один храм, в алтаре которого некогда хранился ковчег Завета. В этом же храме существовала особая духовная школа, где воспитывались отроки и отроковицы, посвященные Богу. Деву Марию встретил первосвященник Захария. Он играл важную роль в Ветхозаветной Церкви и был непререкаемым моральным авторитетом для верующих. Без посторонней помощи Дева Мария взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в святилище, едва переступив порог храма. Увидевшие это восприняли восхождение как чудо. Несмотря на тело младенца, Богородица уже тогда была совершенна душой. Она вошла в храм радостной и торжествующей, как в родной дом. Первосвященник Захария вел девочку в святая святых храма, куда он сам мог входить только раз в году. Он сразу увидел, что перед ним — не обычный ребенок. Пребывая во храме Дева Мария восхищала всех полнотой своей добродетели, будучи при этом смиренной и кроткой. Это была еще одна ступень на пути к явлению в мир Спасителя, поэтому верующие так чтят эту знаменательную дату и выделяют ее среди многих православных праздников. Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)

http://pravmir.ru/cerkovnye-prazdniki/

Обилие небольших икон в храме, особенно пядниц, объясняется необходимостью определенного гармоничного «комплектования» местного ряда иконостаса. Обычно иконы нижнего яруса различались по размерам: наряду с огромными были и небольшие; над последними и помещали пядницы, чтобы придать всему ярусу более или менее одинаковую высоту. Наиболее чтимой иконой местного ряда было «Успение» (первая четверть XV века). Во всех описях монастыря она приписывалась кисти Андрея Рублева. По совершенству композиции, по легкой просветленности ликов, по изысканности гармоничных цветовых соотношений эту икону можно отнести к работе Рублева. Однако некоторая архаичность форм и почти новгородская грузность образов противоречат такой атрибуции. Скорее всего, это произведение ближайшего ученика Рублева. Возможно, что сам мастер написал лишь одну-две основные фигуры. В местном ряду иконостаса Успенского собора находилась и икона «Кирилл Белозерский», выполненная известным художником Дионисием Глушицким в 1424 году. Дионисий Глушицкий как личность весьма характерен для русского средневековья. Он родился в 1362 году близ Вологды, а умер в 1437 году, уже будучи игуменом основанного им же Сосновецкого монастыря на берегу реки Глушицы (отсюда и его прозвище). Круг интересов Дионисия был чрезвычайно обширен. Еще пребывая в иноках Кирилло-Белозерского монастыря, он не только писал иконы, но был и резчиком по дереву, и книгописцем, и плотником, и кузнецом, и плел корзины, Этому «мастеру на все руки» приписывалось множество икон. Однако после их расчистки в 1919-1920 годах выяснилось, что все они стилистически различны. Единственно достоверным произведением Дионисия Глушицкого в настоящее время является икона «Кирилл Белоэерский». На ней изображен кряжистый, вросший в землю, сутуловатый старик с окладистой бородой, с добрым, приветливым и умным лицом. В образе Кирилла воплощен идеал нравственно сильного и деятельного человека. В 1614 году для иконы был специально сделан деревянный резной позолоченный киот.

http://sobory.ru/article/?object=05139

Чудотворная Семипалатинско-Абалацкая икона Божией Матери считалась главной святыней Знаменского собора. Она хранилась в ряду местных икон иконостаса главного предела, слева от царских врат. Вот подробное описание чудотворной иконы, помещенное в «Летописи Знаменского собора»: «Из икон сего храма уважается народом и почитается за чудотворную местная икона Знамения Божией Матери. Божия Матерь изображена на этой иконе с распростертыми дланями Предвечным Младенцем во утробе с предстоящими по сторонам святителем Николаем и преподобной Марией Египетской. Доска ея в длину несколько более 6 вершков, а в ширину немного более 5. Прежде риза на ней была серебряная в 95 золотников устроенная в 1789 г. в Тобольске священником Василием Макарьевым, но с 1797 г.она вся и с венцем золотая в 1 ¼ фунта устроена на церковные 3000 рублей, только на венце корона, для большей рельефности серебряная без позолоты, но с драгоценными камнями в числе 6 аметистов и 73 бриллиантов. Ее прислала в 1844 г. покойная супруга генерал-губернатора Западной Сибири княгиня Наталия Димитриевна Горчакова. Святая икона, по малому ее размеру, для большего благолепия вставлена в середину другой большей иконы на которой изображены: вверху коронование Божией Матери, по сторонам Рождество Ея, Введение во храм, Благовещение и Успение, а внизу Покров Пресвятой Богородице, что все покрыто сребропозлащенной ризою. Внизу чудотворной иконы (на ризе - авт.) подписано: «Истинное изображение и мера чудотворного образа Пречистой Богородицы Абалацкой в крепости Семипалатинской». Огромное количество людей - православных паломников стремилось на поклонение чудотворной иконе. Исторические источники того времени отмечают, что в Знаменском соборе, в приделе освященном в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских хранилась еще одна Абалакская икона Божией Матери такого же размера и вида, как чудотворный список. «Этот список, а иногда подлинный список с Абалакской иконы обыватели селений стоящих возле Семипалатинска, по течению Иртыша, носят в свои селения и на свои поля, и к своим пастбищам скота; а прежде, когда Семипалатинская область по церковному управлению принадлежала к Тобольской епархии, икону носили почти до города Омска».

http://pravicon.com/info-3847

— Не плачьте, друзья и ученики Христовы, — отвечала им Богоматерь, — и вашим сетованиям не растворяйте Моей радости; но радуйтесь со Мною, что Я отхожу к Сыну и Богу Моему. Вы же тело Мое в том самом виде, как Я убрала его, отнесите в Гефсиманию и предайте обычному погребению, затем возвращайтесь к делу вашей проповеди. Меня же, если будет на то воля Божия, вы можете увидеть после смерти Моей. В это время к одру Богоматери предстал божественный Павел, первоверховный апостол, и вдохновенными устами своими стал ублажать Богоматерь. — Радуйся, — говорил он, — Матерь жизни и вдохновение проповеди моей! Если я и не насладился на земле лицезрением Христа Господа моего во плоти, прежде вознесения Его на небеса, то, когда на Тебя смотрю, кажется мне, что Его вижу. Прибыли со святым Павлом и его сотрудники в деле благовествования: Дионисий Ареопагит , Иерофей дивный и Тимофей, также и прочие из числа семидесяти апостолов. Всех их собрал Дух Святый, чтобы всем им сподобиться благословения Пресвятой Девы Марии, и чтобы с большею честью совершилось Ее погребение. Она же, подзывая каждого из них к Себе по имени, благословляла их и ублажала веру их и труды, понесенные ими в благовествовании Христовом; желала каждому вечного блаженства и творила Богу моление о благоденствии всего мира и о мирной жизни его. Настал пятнадцатый день месяца августа; приблизился тот ожидаемый благословенный час (третий дня, по-нашему — девятый), в который должно было совершиться преставление Пресвятой Богородицы. Было зажжено много свечей, и апостолы творили славословие. Пренепорочная Дева лежала на украшенном одре, готовясь к блаженному исходу, ожидая пришествия к Себе Самого желанного Сына и Господа Своего. И вот внезапно свет божественной неисповедимой славы облистал храмину, и померкли в нем огни свечей. В ужасе были все те, кому открылось это видение. Крыша храмины казалась раздвинувшейся, и с неба спускалась слава Господня. И вот Царь славы Христос с тьмами архангелов и ангелов, со всеми небесными силами и с праведными душами святых праотцев и пророков, некогда предвозвестивших о Пресвятой Деве, приближался к Своей Пречистой Матери. Она же, видя схождение Сына Своего, с радостью воззвала словами некогда воспетой Ею песни, говоря:

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Ученик и последователь Павла Тимофей (1054 – позднее 1067 г.) – тот, кто преобразил первоначальную скромную обитель и сделал ее поистине прославленным монастырем Пресвятой Богородицы Евергетиды и потому рассматривается как его второй создатель и благодетель (ктитор). Он сам написал два устава, ктиторский и служебный. В ктиторском устанавливались правила организации и управления хозяйственной деятельностью, а в церковном – порядок проведения храмовых служб (эти документы хранятся в каталоге под номером 788 в Национальной афинской библиотеке, изданные А. Дмитриевским в Киеве в 1895 году). В них четко регламентируются задачи и деятельность обители и монашеская жизнь. В Евергетидском монастыре было три храма. Один в честь Спасителя, другой – апостолов и третий кладбищенский, где отпевали и совершались поминальные службы по усопшим братьям. Обширные пространства монастырских стен были расписаны на тему Успения Пресвятой Богородицы. Братия отмечала два главных праздника в году: Успение – 15 августа и День обновления 4 – 29 декабря. Достойна упоминания и монастырская библиотека. Она начала создаваться довольно рано, сразу после появления ктитора Павла, который передал братии свои собственные обширные собрания духовных назидательных текстов. А его последователь Тимофей организовал в обители мастерскую по переписке рукописей, в которой работали искусные каллиграфы. Он также заботился и о пополнении монастырской библиотеки большим количеством новых рукописных книг (тогда типографий еще не существовало), приобретении священной утвари, икон, мебели, как и обширных земельных угодий для обеспечения братства всем необходимым. Каждый день в установленное время нищие получали в монастыре питание и пособие. В нем работал и странноприимный дом, в котором была больница, где помощь оказывалась и бедным. У монастыря было свое подворье, посвященное преподобному Андрею Христа ради юродивому, расположенное внутри крепостных стен Константинополя, в его юго-западной части. Примерно в 1200 году в нем останавливался русский святой Антоний из Новгорода (ум. в 1238 г.) и работал над Молитвословом. На подворье хранилась трость преподобного Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Наши предки всегда стремились к простоте, которая изначально была присуща христианскому православному сознанию и позволяла акцентировать внимание на главном. «Где просто, там ангелов со сто», говорил своим духовным чадам преподобный Амвросий Оптинский. Этот же подход оправдан в отношении формулировки названий монашеских обителей. В России было основано много монастырей в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, но Оптина пустынь у нас одна, как одна и Троицкая Сергиева Лавра.  Желательно различать между собой полные официальные названия монастырей и их краткие формы, например: Московский ставропигиальный Данилов мужской монастырь или Данилов монастырь. Иначе на свет появляются сложные гибриды, наподобие современного именования женской обители в городе Болхов, основанной по преданию тем же покаявшимся разбойником Оптой - Болховский Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь. Между тем, в описании православных русских монастырей 1910 года она значилась просто как Троицкий Оптин монастырь,  Очень распространено явление называть храмы и монастыри в честь Рождества, Успения или Покрова Пресвятой Богородицы, а также в честь Ее икон Свято-Богородицкими. Именуя Пречистую Деву Марию Богородицей, мы тем самым свидетельствуем о той величайшей духовной и нравственной высоте, на которую Она взошла, удостоившись стать Матерью Сына Божия. В самом этом именовании уже заключено указание на Ее святость. Если глубже вдуматься в значение слова святость, то станет очевидно, что оно само по себе указывает на особое, неотмирное, благодатное состояние. Например, говоря, святой Сергий, мы уже подразумеваем, что этот Сергий отличается от других людей с подобным именем тем, что духовно совершенен, что на нем почивает Божия благодать. Только в этом случае во имя его может быть воздвигнут храм, и уже совершенно излишним становится добавлять к названию этого храма слово свято. Подобным образом нельзя не признать изначально святым каждый церковный праздник. Всякое торжество, совершаемое Святой Соборной и Апостольской Церковью имеет Божественное происхождение. Может ли, например, не быть святым Воскресение Христово или Успение Божией Матери?

http://pravoslavie.ru/1934.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010