Успенская приходская церковь являлась одним из наиболее ярких примеров «архангельского барокко». Главный объем представлял высокий двусветный бесстолпный четверик, завершенный световым восьмигранным барабаном с луковичной главкой. Обширная трапезная с приделами вместе с церковью составили единый объем. Размеры храма были следующие: длина собственно церкви составляла 6 сажен, ширина - 4 сажени, высота до карниза здания - примерно 6 сажен; высота алтарной апсиды и трапезной равнялась 4 аршинам. В архитектурном украшении фасадов использовались элементы, присущие зодчеству петровского времени. Фасады кафоликона разделялись карнизом на два ската. По вертикали все фасады членились каннелированными пилястрами. На церкви они образовывали три прясла, а на трапезной - четыре прясла. Прямоугольные окна трапезной, нижнего яруса кафоликона и верхние арочные обрамлялись профилированными наличниками с «ушами» на четырех углах. По осям проемов под венчающим карнизом храма имелись фигурные ниши, оформленные профилированной тягой. Дробно профилированный карниз энергично раскрепован в местах соединения с пилястрами. Карниз всего здания и межъярусный карниз были украшены поясом фигурной кладки. Окна храма декорированы сандриками. Фасады колокольни также были обработаны угловыми каннелированными пилястрами. Базы пилястр всех четырех ярусов выделялись филенками, а на верхнем ярусе - «ширинками». Венчающие карнизы всех ярусов колокольни были такими же, как и на церкви. Внутренняя структура храма и приделов была различной. Собственно церковь имела лотковый свод, а приделы - сомкнутый. На западной стене располагались хоры высотой чуть более 2 сажен. В 1764 г. был заключен контракт на роспись главного храма и приделов с художниками Е.А. Либеровским, Мехряновым и Елизаровым. Они же писали и иконы для тяблового иконостаса. Одна из старых икон была подписана Михаилом Слепохиным. В храме сохранялась деревянная скульптура святого Николая Чудотворца. В июле 1820 г. архангельский купец Андрей Долгошеин обратился к епископу Архангельскому и Холмогорскому Иосифу (Величковскому) с прошением о замене старого иконостаса на новый. При этом он приложил и чертеж иконостаса. Разрешение было получено. В 1822 г. 4-ярусный резной столярной работы, увенчанный восьмиконечным крестом иконостас, выполненный в формах ампира, был установлен. Нижний, или местный, чин образовывали иконы, располагавшиеся по сторонам от царских врат: икона Спасителя (справа) и Богородицы (слева). В том же ряду помещалась местная икона «Успение Пресвятой Богородицы», почитаемая архангелогородцами как чудотворная (ныне она находится в соломбальском храме Мартина Исповедника), и другие наиболее почитаемые на Севере иконы. Над местным рядом располагался праздничный чин, на нем были помещены восемь икон на тему двунадесятых праздников. Главной иконой девятифигурного деисуса была икона Спасителя на престоле, а пророческого ряда — икона Божией Матери «Знамение», Давида и Соломона и других пророков.

http://sobory.ru/article/?object=55631

Афонские монастыри Великая Лавра, Ватопед, Филофей, скит Ксенофонта, а также многочисленные кельи посвящены Благовещению Пресвятой Богородицы. Рождеству Богородицы посвящен кириакон Нового Скита, в том числе и различные кельи, в частности, блаженного старца Паисия, отличавшегося особенной любовью к Богоматери. Успение Богородицы чтится Иверским монастырем, где в этот день совершается пышное празднование (панигири), святым храмом монастыря Протату и многими кельями. Введению во храм посвящен кафоликон Хиландарийского монастыря. На Святой Горе находится около шестидесяти известных чудотворных икон Богородицы, как византийских, так и более позднего времени, в драгоценных окладах, со множеством приношений, с серебряными и золотыми лампадами, принимающие поклонения преданных монахов и благочестивых паломников. Перед этими иконами читаются восхищенные акафисты, молебные каноны, каноны богородичника. Горят восковые свечи и благоуханный ладан. Иконы принимают молитвы, поклонения, земные поклоны. Каждая из них обладает удивительной историей, чудесами, традициями, свидетельствами. Их прославляют псалмами, гимнами, радостными духовными песнопениями. Вот некоторые из этих икон: «Лавриотисса» – Экономисса преподобного Афанасия Афонского, «Кукузелисса», икона преподобного Иоанн Кукузеля, великого псалта, которого сама Богородица наградила за его чудесное искусство. Ватопедская «Виматарисса» (Алтарница), иверская «Портаисисса» (Вратарница), хиландарийская «Трихеруса» (Троеручица), икона Дионисиата «Акафистная», «Всемилостивая Заступница» монастыря Кутлумуш, «Геронтисса» Пантократора, дохиарская «Скоропослушница», филофейская «Гликофилуса», «Мировлитисса» (Мироточивая) монастыря св. Павла, ксенофонтская «Одигитрия», «Антифонитрия» монастыря Констамонит, «Достойно есть» монастыря Протат. В благочестивых житиях афонских преподобных, собранных в один том, мы видим их живую связь с Богоматерью: Гавриил Кареот, впервые услышавший ангельских гимн «Достойно есть», Гавриил Иверский, нашедший в море чудесную икону «Вратарница».

http://pravoslavie.ru/97205.html

Добавлено на опознание: 2013-06-28 10:50:22 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо!!! Добавлено на опознание: 2013-06-28 07:17:38 Владелец: Fotiniy Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Помогите,пожалуйста, установить век и название иконы Пресвятой Богородицы. [Добавлено 2013-06-28 08:18:33]: 26 см.х51 см. Ответов: 4. Последний ответ: Спасибо всем большое. Добавлено на опознание: 2013-06-20 10:38:59 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 3. Последний ответ: Богоматерь Заступница (Агиосоритисса). Добавлено на опознание: 2013-06-20 10:05:33 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: " Сострадание " Добавлено на опознание: 2013-06-19 21:10:33 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: Более правильно Образ Успение Пресвятой Богородицы. Добавлено на опознание: 2013-06-17 13:50:36 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 5. Последний ответ: Кровоточивая икона Пресвятой Богородицы из Сербского Свято-Ильинского монастыря. Добавлено на опознание: 2013-06-16 08:30:10 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 3. Последний ответ: Троеручица Добавлено на опознание: 2013-06-14 23:35:15 Владелец: yuliya Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона найдена на чердаке в доме, не далеко от Сергиева Посада. В деревне (названия не помню) в позапрошлом веке сгорела церковь, и вроде она оттуда. Надписи не читаемые. Икона размером чуть больше книги. [Добавлено 2013-06-15 11:49:04]: у3знала как называется деревня - Дубининское Ответов: 1. Последний ответ: Название деревни роли не играет. В данном случае главное - это фотография самой иконы. А фотография ужасна. По ней вообще ничего не видно. Могу только догадываться о сюжете по размытым очертаниям. Посмотрите, пожалуйста, вот в этом разделе есть пох [...] Добавлено на опознание: 2013-06-14 21:52:52

http://pravicon.com/unknown/107

Постепено вокруг богадельни образовался поселок. Многие русские парижане скупали земли, строили дачи, и зачастую, оставались там жить постоянно. Постепенно общими усилиями был куплен клочок земли для стротельства будущего храма, который был торжественно освящен митрополитом Евлогием в 1939 году. Проект храма разработал архитектор и художник Альберт Николаевич Бенуа (родной брат основателя " Мир искусства " Александра Бенуа). На арочных воротах при входе на кладбище изображены архангелы Михаил и Гавриил с иконой. Сама церковь по своей форме напоминает крест. На высоком белом барабане расположен сливающийся с небом купол с большим восьмиконечным крестом. Над входом в храм нанесена яркая роспись, изображающая Успение Пресвятой Богородицы, в честь которого названа церковь. Внутри храма - строгий двухъярусный иконостас, расписанный художниками и прихожанами Львовой и Федоровым. На левой от входа стене изображены темы из жития Пресвятой Богородицы, на противоположной - сцены из жизни Христа. Как и росписи над апсидами, это - творение рук Альберта Бенуа. Западная (входная) стена расписана иконописцем Морозовым. В храме много икон, почти все они подарены русским эмигрантами. Справа от храма стоит звонница с маленьким куполом над двумя арками. В них шесть колоколов. В правой арке - один большой, в левой - пять разных поменьше в две высоты. Под нефом, в крипте покоится прах митрополитов Евлогия и Владимира, архиепископа Георгия и других священнослужителей. Там же покоится сам зодчий и его жена Маргарита Александровна - тоже художница. Ссылки: www.russie.net/article5840.html-Francia; http://erich-bubbi.ucoz.ru/forum/2-987-1 О кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, расположенном в 30 км от Парижа, сегодня слышали многие жители России, поэтому каждый из них, бывая во Франции, стремится посетить этот «Пантеоне русской эмиграции», чтобы увидеть могилы знаменитых соотечественников. По размерам с этим кладбищем в Европе может сравниться только русское кладбище в Тегеле, на окраине Берлина, но на нем мало примечательных могил. Другие известные кладбища русских эмигрантов (в Белграде, Ницце, Праге, Висбадене, Хельсинки) в историческом плане тоже сильно уступают Сент-Женевьевскому, так как Париж долгие годы был центром русской белой эмиграции.

http://sobory.ru/article/?object=00634

По писцовым книгам 1675-77 годов на церковной земле значилось в щепетильном и красильном рядах 30 лавок, построенных при боярине И. Н. Романове и 7 новых лавок; на церковной же земле в мясном ряду - 10 амбаров, 15 лавок, 7 кузниц, харчевня, 60 полков. С первых лавок оброк шел в государеву казну, а со вторых - в пользу церкви, это было закреплено еще раз в 1680 году грамотою царя Федора Алексеевича, документ этот хранился в церковном архиве. К началу XVIII столетия бывшая на Погосте деревянная церковь обветшала и по просьбе вотчинника боярина Льва Кирилловича Нарышкина, митрополит Рязанский, и Муромский  Стефан благословили в 1702 году строить каменный храм. В этом храме устроено два престола во имя Живоначальной Троицы и св. Николая Чудотворца. В 1745 году Никольский придел был переустроен и освящен вновь с благословления Алексея - архиепископа Рязанского. В 1791 году в южной стороне трапезы устроен другой придел в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1795 году во время бывшего в селе пожара церковь обгорела. После капитального ремонта храм был лично освящен Ксенофонтом - епископом Владимирским. В 1843 году трапеза храма была значительно расширена, и с того времени наружный вид храма остается без изменений. Церковь пятиглавая, кресты на главах прорезные с полулунием внизу и короную вверху. Алтарь храма - с тремя полукруглыми выступами. Внутри церковь богато украшена. Из св. икон своею древностью и богатством отличались икона св. Николая Чудотворца в серебряной кованой ризе, Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе, венец вызолоченный, а убрус низан жемчугом, икона Пресвятой Троицы в серебреной ризе. Дорогие серебряные ризы имелись также на иконах Пресвятой Троицы, Печорской Божией Матери, Спасителя, Смоленской и Страстной иконы Божией Матери. Своею ценностью замечательны также две бархатные плащаницы,  положенные в гроб Господа Христа и Успение Божией Матери – шиты золотом и украшены жемчугом. На Евангелии три  различные подписи: 1 - пред Евангелием Марка подписано: «Князь Васильев - сын Вяземской и другие; 2 - по листам внизу подписано: «Променял Евангелие  Спасской   поп …  Дмитриевскому  попу  Гаврилу, рукою своею подписал». 3. Подписано: «Лета 7092 сие Евангелие приложили на престол Чудотворцу Николе и святой Пятнице - Обросим Якимов сын – Шелепова; да Богдан Мелентьев сын - Рябчика, да Ондрей  Васильев - сын Згоева  по своих родителях и по своих душах, а дали за него три рубля».

http://sobory.ru/article/?object=09879

Начало церковного года освящается празднованием Рождества Пресвятой Богородицы и заканчивается празднованием Ее Успения, которое приводит Церковь к переживанию премирного, Божественного, трансцендентного бытия; смерть переживается как рождение в этом бытии. Эти два величайших события связаны литургически с празднованием софийных икон. Рождество Пресвятой Богородицы связано с Киевской иконой Софии, Премудрости Божией, Успение - с софийной иконой Новгородской. Киевская икона Софии имеет апокалиптический смысл: Пресвятая Дева изображена с распростертыми крылами, под ногами Ее - луна и семиглавый дракон (Откр. 12, 1), на груди - медальон с Богомладенцем. Два ангела держат над Ее головой корону. Православное сознание связывает эту икону с образом победоносной Небесной Церкви и с праздником Рождества Богородицы, что указывает на предвечность Церкви и Богоматери. Начало церковного года - начало воплощения Небесной Церкви, начало становления Церкви земной. Икона " Знамение " восходит к изображениям катакомбного периода типа Оранты, относящегося к наиболее многомерным христианским символам, значение которых выявляется в непосредственном переживании их в акте восхождения к Божественному Первообразу. В образе Девы с воздетыми руками можно видеть воплощенный образ молитвы души умершего, Девы Марии - служительницы Иерусалимского храма, диаконисы, и, наконец, самой Церкви. Ее печатью отмечена сокровенная жизнь творения. В ней получает силу молитва, соединяющая душу с Богом. Воздетые руки Оранты - выражение преобладания сознания над темными стихиями. Живущий со Христом, по слову апостола Павла, умер для стихий мира (Кол. 2, 20). Характерно, что перед началом евхаристического канона священник воздевает руки и возглашает: " Горе имеим сердца " . И возглас, и жест принадлежат к числу наиболее древних в литургическом предании Церкви. Они призывают общину отрешиться от всего земного, от мира стихий, и вознестись всем существом к божественно-духовному. Только после перенесения сознания в горний (высший, небесный) мир создаются необходимые предпосылки для совершения таинства пресуществления. В молитве человек как бы умирает для всего низменного, непросветленно-земного.

http://pravicon.com/text-9

Собор московских святых: Знает ли Москва своих святых? Московская Русь: рожденная святыми     Православные праздники 3 сентября Прп. Аврамия Смоленского (XIII). Авраамий Смоленский прославился иноческими подвигами, написанием известных икон и неутомимой пастырской деятельностью. На проповедях Авраамий призывал паству помнить о смерти и молиться день и ночь, что бы не быть осужденным на Страшном Суде. Был игуменом Ризположенского монастыря, получившем впоследствии его имя – Авраамиев монастыря. Канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году.     Православные праздники 4 сентября  Грузинской иконы Божией Матери (1650). Икона была написана в Грузии, но затем захвачена иранским шахом и увезена в Иран. В 1625 г. ее купил русский купец Лыткин и подарил Черниговскому монастырю под Архангельском, где ей стали проявляться чудеса. В 1654 г. икона была привезена в Москву во время эпидемии чумы и помогла исцелением множеству страждущих. По указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, в день появления иконы в монастыре, было установлено празднование.   Православные праздники 5 сентября  Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.   Отданием называется последний день празднования двунадесятых праздников, которые длятся много дней. В этот день верующие завершают праздник Успения Пресвятой Богородицы.   Успение   Православные праздники 6 сентября  Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479). Святитель Петр, митрополит Московский, создал Московскую митрополичью кафедру в 1325 году, пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и возвышение Москвы как центра Русского Государства.  Празднование было установлено в 1479 году, в честь второго перенесения мощей, после освящения вновь построенного Успенского Собора.     Посох святителя Петра, митрополита Московского. Инфографика Как Москва стала церковной столицей России: История  в картинках   Православные праздники 7 сентября  Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Апостол Варфоломей умер мученической смертью в армянском городе Альбан. На месте погребения Варфоломея происходили многочисленные чудеса и многие люди обращались в христианство. В 507 году мощи были перенесены в город Анастастиуполь. Во время штурма города шахом Хозроем, ковчег с мощами был брошен в Черное море, силою Божией ковчег совершил чудесное плавание к берегам Италии к церкви на острове Липары, где с мощами стало связываться множество исцелений от болезней.  В IX веке мощи были перенесены в город Беневент и положены в главной церкви города.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Особенности путешествия Два раза в день из Пскова до деревни Большая Толба ходит автобус. Оттуда до островов добираются водным путем (на лодке или катере), по предварительной договоренности с отцом Сергием по электронной почте: denmikbox@mail.ru . Подробнее... Святыни Псковской области [ править править код ] ПСКОВ. Кафедральный Троицкий собор: мощи благ. кн. Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил Псковские, прмч. Иоасаф Снетогорский, блаж. Николай Саллос (части мощей в общей раке), оригиналы «Чирской» («Псковской») и «Псково-Покровской» икон Божией Матери, икона муч. Пантелеимона Целителя. Александро-Невский храм: «Сурдегская» икона Божией Матери. Д. ОЗЕРА, Гдовского района. Покровский храм: мощи преп. Иларион Гдовский (XV в.). С. ЕЛИЗАРОВО, Псковского района. Спасо-Елеазаров женский монастырь: икона «Спас Елеазаровский», «Феодоровская» икона Божией Матери. Д. ОСТРОВ ЗАЛИТ (о. Залит (Талабск) на Псковском озере). Кладбище: чтимая могила прот. Николая Гурьянова. Д. ОСТРОВ ИМ. БЕЛОВА (о. им. Белова (Верхний) на Псковском озере). Петропавловский храм: мощи преп. Досифей Верхнеостровский (XV в.). КРЫПЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Псковский район; к востоку от д. Тупицы): мощи преп. Савва (XV в.) и Корнилий (XIX в.) Крыпецкие. П. ИЗБОРСК, Печорского района. Храм Рождества Богородицы: мощи преп. Серапион Изборский (XVI в.) (мощи под алтарем). Никольский храм: «Корсунская» икона Божией Матери. Д. МАЛЫ, Печорского района. Рождественский храм: мощи преп. Онуфрий Мальский (XVI в.) (мощи под алтарем), блаж. Матфей (не канонизирован; чтимая могила около храма). ПЕЧОРЫ. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: мощи преп. Марк, Иона, Васса (XV в.), Корнилий (XVI в.), Лазарь (XIX в.) и Симеон (ХХ в.) Псково-Печерские, мц. Татиана (десница), иконы Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), в пещерах – чтимые могилы митр. Вениамина (Федченкова) , архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина) , схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.

http://azbyka.ru/palomnik/Псковская_обла...

А то, что наша Церковь именно так всегда веровала, видно хотя бы из 9-ой песни торжественного пасхального канона, в котором содержится такое обращение к Воскресшему Христу:  «О Пасха велия и священнейшая Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило!... подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего!» Не все иконы Софии, Премудрости Божией, вполне одинаковы, но все они ясно выражают одну и ту же мысль – Матерь Божию, послужившую орудием для воплощения Ипостасной Премудрости Сына Божия. Только этим и объясняется, что празднество в честь этих икон и храмов у нас на Руси совершается преимущественно в дни Богородичных праздников: на Рождество Богородицы, как в Киеве, или на Успение, как в Новгороде и других городах, где имеются такие иконы. Но по дошедшим до нас сведениям, престольный праздник главного храма Св. Софии в Константинополе, послужившего прототипом для всех позднейших, совершался в день Рождества Христова, – праздник воплощения Бога Слова, именуемого также Премудростью Божиею. В виду всего вышесказанного, каждому православному христианину должно быть, вне всякаго сомнения, ясно, что  София, или Премудрость Божия, это – Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий,  Воплотившийся от Пресвятой Девы Марии, а уж никак не Сама Пресвятая Дева Мария или какое-то измышленное нашими горе-философами фантастическое существо: Четвертая «Женственная Ипостась» или какая-то «Ипостасность», ибо на это нет ни малейшего намека в Слове Божием и в учении нашей Св. Церкви. А говорить к тому же о какой-то «Женственной Ипостаси» – это просто кощунственно, ибо в духовном мире не существует этого чисто-земного различия между мужеским полом и женским. Об этом прямо говорит Сам Христос-Спаситель в Своем ответе искушавшим Его саддукеям:  «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией; ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах»   ( Матф. 22, 30 ). То же самое подчеркивает и св. Апостол Павел в своем послании к Галатам, гл. 3, ст. 28:  «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободнаго; нет мужескаго пола, ни женскаго, ибо все вы одно во Христе Иисусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В 1871 была организована подписка по Нижнетагильской волости и решено: «…для усиления сумм, нужных на достройку церкви обложить каждого годного работника не отяготительным сбором по 15 копеек серебром в год». За шесть лет по пятнадцатикопеечной раскладке с 6700 работников было собрано пять с половиной тысяч рублей. Заводовладельцы пожертвовали 500 рублей на крышу и подарили на 400 рублей парчи на праздничные ризы. Появился и жертвователь из «дальних стран», который был известен Шорину, но для прочих пожелал остаться неизвестным, скрываясь под инициалами «А.А.Г.». Сначала он передал 500 рублей, а затем, когда пришло время приобрести для церкви на Гальянке благовестный колокол, выслал Шорину доверенность на продажу своего каменного дома стоимостью 3500 рублей. При этом благотворитель не торгуется и согласен продать этот дом в Тагиле за 1600 рублей, чтобы деньги пошли на отливку колокола. Этим жертвователем оказался Андриан А.Густомесов, в прошлом выпускник Выйского училища, соученик Д.П.Шорина, уже более 20 лет проживавший в Астрахани. Давая деньги на отливку колокола, он просил сделать на нем надпись: «От служащих на заводах Павла Павловича Демидова в знак благодарности за воспитание в Выйском училище». Иконостас храма был задуман богатый, шестиярусный. Отделкой занимался художник Ф.Д.Топорков, он исполнил резные работы, вызолотил херувимов, звезды, царские врата, рамы около образов, колонны, карнизы и орнаменты.  На иконостасе – изображение «всех двенадесяти и прочих икон, выражавших идею освобождения и благодарности Царю Освободителю». В нижнем ярусе изображены «Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царства небесного, Богоматерь с Предвечным младенцем, как бы объемлющим вселенную, и святой благоверный князь Александр Невский на молитве, а за ним монахи…» Во втором ярусе можно было видеть Успение Пресвятой Богородицы, Введение во храм, рождество Христово, Сретение Господне и кончину Александра Невского. В середине четвертого яруса взгляду открывались живописные картины: Воскресение Спасителя с надписью: «4 апреля 1866 года, в память первого избавления Царя-Освободителя (имеется в виду покушение на Александра II), затем помазание на царство царя Давида, Воздвижение Животворящего Креста, Крещение спасителя, Преображение, Вход в Иерусалим и равноапостольные Владимир и Ольга – предки Александра Невского…» Над капителями колонн вензель «A.II.».

http://sobory.ru/article/?object=01208

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010