Феодоровская-Костромская икона Божией Матери написана, по преданию, святым евангелистом Лукой, подобно Владимирской и Смоленской иконам. По иконографии Феодоровская икона очень близка к Владимирской: Богомладенец изображен на ней нежно прильнувшим к Пресвятой Богородице, Которая держит Его на правой руке. Название свое икона получила от великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича († 1246), носившего во Святом Крещении имя Феодор (в честь святого великомученика Феодора Стратилата). Первоначально икона была обретена его старшим братом святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем († 1238; память 4 февраля) в старинной часовне, близ селения Городца, Нижегородской области. После гибели святого Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, его брат Ярослав-Феодор, ставший великим князем Владимирским, торжественно перенес в 1239 году мощи святого Георгия из Ростова Великого в Успенский собор Владимира-на-Клязьме. Оставшейся от брата иконой он благословил в том же году своего сына святого Александра Невского (память 23 ноября) на брак с полоцкой княжной, дочерью полоцкого князя Брячислава. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение родителя – стала моленным образом святого Александра Невского и постоянно находилась при нем. После смерти святого Александра Невского († 14 ноября 1263) икона была взята его младшим братом Василием Ярославичем, в то время князем Костромским (в 1272–1276 – великий князь Владимирский). Феодоровская икона была перенесена князем Василием в Кострому, в собор святого великомученика Феодора Стратилата. В 1272 году, когда к Костроме подступили татары, икона была обнесена перед русским войском. При приближении татар от нее стали исходить яркие лучи, вызвавшие у захватчиков невольный страх. Они были разгромлены русскими и бежали. После кончины князя Василия, обретшего место последнего упокоения в Костроме († 1276), Феодоровская икона была вновь поставлена в соборе во имя святого Феодора Стратилата. Через чудотворную икону жители Костромы не раз получали благодатную помощь Царицы Небесной в течение нескольких столетий. Знаменательно, что конец Смутного времени (вызванного польско-шведской интервенцией и выступлениями самозванцев Лжедимитрия I и Лжедимитрия II) связан с благословением Феодоровской иконой, которое преподала инокиня Марфа своему сыну Михаилу Феодоровичу Романову при избрании его на царство в Костромском Ипатиевском монастыре 14 марта 1613 года. В память об этом историческом событии было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери 14 марта. Царица Марфа принесла с собой в Москву список с чудотворной иконы, появились и другие списки. Со второй половины XVII века получили распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиаконом Ипатиевского монастыря Лонгином было составлено «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Клинский городской округ. Акатово. Троицкий Александро-Невский монастырь. Собор Александра Невского (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Сергиево-Посадский городской округ. Сергиев Посад. Казанской иконы Божией Матери (новая), церковь Ступинский городской округ. Покровское. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Наро-Фоминский городской округ. Афинеево. Усекновения главы Иоанна Предтечи, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Дмитровский городской округ. Дмитров. Казанской иконы Божией Матери в Подлипичье, церковь Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск. Бывалино. Казанской иконы Божией Матери, церковь Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв. Заветы Ильича. Казанской иконы Божией Матери, церковь Каширский городской округ. Растовцы. Казанской Иконы Божией Матери, церковь Луховицкий городской округ. Белоомут. Трех Святителей, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Коломенский городской округ. Старое Бобренево. Бобренев монастырь. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Солнечногорский городской округ. Тимоново (Солнечногорск-7). Казанской иконы Божией Матери, церковь Богородский городской округ. Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Часовня Казанской иконы Божией Матери Домодедовский городской округ. Истомиха. Казанской иконы Божией Матери на Домодедовском кладбище, часовня Истринский городской округ и ЗАТО Восход. Ламишино. Казанской иконы Божией Матери, церковь Рузский городской округ. Нестерово. Спаса Преображения, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Шатурский городской округ и г. Рошаль. Андреевские Выселки. Спаса Преображения, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Можайский городской округ. Большое Тёсово. Димитрия Солунского, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Щёлковский городской округ и г. Фрязино. Алмазово. Сергия Радонежского, церковь Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск. Поречье, пос. санатория. Казанской иконы Божией Матери при приюте Медведниковой, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=167

В 2020 году отмечается 400-летие этого официально утвержденного празднования в память о том, что первый государь из Дома Романовых, Михаил Феодорович, принес у чудотворного образа обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, главная святыня Костромского края, одна из древнейших икон, явленных на Русской земле. Первые исторические известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она почитается жителями старинного поволжского города Городец. Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Ее общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. С 1991 года чудотворный образ, перед которым, даже несмотря на безбожное советское время, молились в разных храмах Костромы, пребывает в Богоявленском кафедральном соборе Богоявленско-Анастасиина женского монастыря. С этого же года здесь ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. К настоящему времени таких событий зафиксировано более 100. С 27 по 29 января 2009 года чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была торжественно доставлена из Костромы в Москву на Поместный Собор Русской Православной Церкви в Храм Христа Спасителя. 1 февраля святыня находилась в главном храме России во время интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Известно, что Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли. Этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. С середины XIII века икона пребывает на Костромской земле в пределах младшего брата Александра Невского – князя Василия Ярославича. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия.

http://pravoslavie.ru/129746.html

Состоялась презентация книги «Судьба Храма - Судьба России» марта 2007 28 марта в книжном магазине «Буквоед» на Восстания состоялась презентация книги «Судьба Храма Судьба России», посвященной судьбе храма Феодоровской иконы Божией Матери. 28 марта в книжном магазине " Буквоед " на Восстания состоялась презентация книги " Судьба Храма Судьба России " , посвященной судьбе храма Феодоровской иконы Божией Матери. Партнерами данного мероприятия являются телекоммуникационная компания Телрос , православный журнал " Фома " , книжный клуб " Буквоед " и Издательство Зимина . Презентацию проводил настоятель Храма Феодоровской иконы Божией Матери, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской Епархии протоиерей Александр Сорокин и генеральный директор компании " Телрос " Александр Гусаров, который является одним из спонсоров проекта. Издание книги, а вернее альбома, входит в часть программы по восстановлению прихода. Работа над книгой-альбомом шла два месяца - это рекордно короткий срок для издания такого масштаба. Дизайнеры, верстальщики, журналисты работали день и ночь, чтобы скорее представить альбом читателям. Альбом включает в себя редкие исторические фотографии храма: этапы строительства собора, царская семья, посещающая храм, крестный ход, в котором принимали участие члены царской семьи, и страшные моменты разрушения собора, снос куполов, уничтожение исторической реликвии. Возможно, название книги может показаться претенциозным, но, всматриваясь в исторические контуры, нельзя не прейти к мысли, что это практически застывшая история последнего поколения династии Романовых. Судьба последних лет дореволюционной России, событий революции, запечатлелась на сводах храма Феодоровской иконы Божией Матери. В возрождении храма принимает участие партия " Единая Россия " в лице Бориса Грызлова. Напомним, что 15 ноября 2006 года состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и Бориса Грызлова . В ходе встречи была достигнута договоренность о взаимном сотрудничестве в деле восстановления храма Феодоровской иконы Божией Матери.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=180...

Островское. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Богородицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Богородицкий храм [при Троицкой церкви 1791 г.], зданием каменный, теплый, построенный на приходские средства в 1820 г.; в нем 3 престола: а) в честь Феодоровской иконы Божией Матери, б) святит. Николая Чудотворца и в) прп. Сергия Радонежского. Информация с сайта " Православные храмы Костромской губернии " В 1820 г. к юго-западу от Троицкого храма была построена одноглавая теплая церковь Феодоровской Богоматери, имевшая в трапезной приделы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Церковь Феодоровской Богоматери, выстроенная в стиле раннего классицизма с незначительными реминисценциями барокко, состоит из двусветного четверика храма, к которому с востока примыкает более низкий, квадратный в плане со скругленными углами алтарь, незначительно уступающий ему по ширине. Цоколь здания выделен небольшим выступом стен. Углы четверика были оформлены фланкирующими пилястрами, по которым раскрепован антаблемент с нешироким фризом и развитым, многообломным карнизом, членящим фасады храма на два яруса и продолжающимся по верху стен апсиды. На западных углах четверика видны следы примыкания трапезной. На апсиде по-барочному скругленные рустованные углы оформлены по сторонам пилястрами. Над перемычками прямоугольных окон первого света храма и алтаря уцелели профилированные сандрики, соединенные внизу с плоским лежачим щитом, а под подоконниками - прямоугольные лежачие филенки. В интерьере храм и апсида объединены широким арочным проходом. Такой же проход находится в западной стене четверика. В апсиде сохранились остатки пят сводчатого перекрытия. В верхней части ее стен уцелели фрагменты штукатурного карниза с пальметтами и фризом, покрытым волнообразным орнаментом. Информация с приходского сайта церкви Иоанна Кронштадтского с. Островское Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=22007

В Калининградскую епархию принесена Феодоровская икона Божией Матери 27 ноября 2013 г. 20:53 В ночь на 27 ноября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Калининградскую епархию авиарейсом из Москвы доставлен чудотворный Феодоровский образ Божией Матери, хранящийся в Богоявленско-Анастасиином соборе Костромы. Святыню в калининградском аэропорту Храброво встречали губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, мэр г. Калининграда А.Г. Ярошук, ключарь кафедрального собора Христа Спасителя протоиерей Вадим Дегтярев, духовенство Калининградской епархии. Икону сопровождала делегация священнослужителей Костромской епархии  во главе с временно управляющим Костромской епархией епископом Макарьевским Ферапонтом . По принесении Феодоровской иконы в кафедральный собор Христа Спасителя г. Калиннграда состоялся молебен, который возглавил епископ Ферапонт. По окончании богослужения владыка Ферапонт рассказал о Феодоровской иконе Божией Матери и поблагодарил всех собравшихся за совместные молитвы, несмотря на поздний час — богослужение завершилось в начале 4-го утра. Многие калининградцы приняли участие в молебне, который состоялся с задержкой на два часа из-за плохих погодных условий в аэропорту вылета. В кафедральном соборе Христа Спасителя Феодоровская икона Богородицы пробудет до 12.00 28 ноября, после чего она будет перенесена в храм Архистратига Божиего Михаила г. Черняховска. Затем состоится принесение  святыни в города Гусев и Советск, информирует сайт Калининградской епархии . В начале ноября 2013 года Феодоровская икона была принесена из Костромы в Москву на период проведения  выставки-форума «Православная Русь. Романовы» в ЦВЗ «Манеж». По окончании выставки 24 ноября чудотворный образ был перенесен в Донской ставропигиальный мужской монастырь столицы, где был доступен для поклонения верующих до 26 ноября. Феодоровская икона была написана не позже XIII века. По преданию именно этим чудотворным образом Богородицы в 1613 году юного Михаила Федоровича Романова, первого царя из династии Романовых, благословила на царство его мать. Икона была особо почитаема российскими самодержцами. Начиная с Николая I, все российские императоры и многие члены царской семьи считали своим долгом посетить Кострому  «колыбель Дома Романовых»  и помолиться пред иконой. В ее честь переходившие в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество Феодоровна. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3395967.ht...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Всероссийская святыня - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - с 28 июня по 2 июля посетила Архангельск и Соловецкий монастырь. Шесть дней пробыла в Санкт-Петербурге чудотворная Феодоровская икона Божией Матери из Костромы. Перед образом молились в Александро-Невской лавре, в Феодоровском Государевом и Софийском соборах Царского Села. 16 сентября 2002 г., в последний день пребывания в северной столице, покровительница рода Романовых находилась на месте упокоения русских царей в соборе Петропавловской крепости. Здесь был отслужен прощальный молебен. Краткая история Феодоровской иконы Божией Матери Главная святыня Костромы - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - хранится в Костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Святыня имеет общероссийское значение: на протяжении трех веков она была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Перед ней в 1613 г. в Костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был избран на Русский Престол юный Михаил Феодорович Романов. История явления чудотворной Феодоровской иконы в Костроме замечательна и промыслительна. Икона, написанная, по преданию, св. апостолом и евангелистом Лукой, первоначально хранилась в волжском городе Городце и была моленным образом святого благоверного князя Александра Невского. При разорении татарами Городца чудотворный образ на некоторое время исчез. А в 1263 г., в день праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, жители Костромы наблюдали на улицах своего города дивного воина с иконой Божией Матери на руках. Воин пронес икону через весь город, а на следующий день благочестивый костромской князь Василий Ярославич, младший брат святого благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу речки Запрудни (на том месте, где сейчас находится храм). Обретение иконы князем сопровождалось чудесными знамениями. В явленной иконе узнали образ, пропавший четверть века назад из Городца, а в дивном воине единодушно признали святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитавшегося на Руси. Икона, поставленная в кафедральном Успенском соборе, прославилась многими чудесами. За ней закрепилось название Феодоровской, а святой великомученик Феодор Стратилат стал почитаться как небесный покровитель Костромы.

http://pravoslavie.ru/8828.html

Икона Божией Матери «Феодоровская» прибывает в Нижний Новгород Нижний Новгород, 2 февраля 2004 г. 5 февраля в Вознесенский Печерский мужской монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Костромы прибывает самолетом чудотворная икона Божьей Матери «Феодоровская», сообщает пресс-служба Нижегородской епархии. Ее сопровождает архиепископ Костромской и Галичский Александр, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, представители Министерства культуры РФ и другие официальные лица. Удивительный факт, но вплоть до 2001 года Феодоровская икона никогда не покидала пределы Костромской земли. В 2001году чудотворный образ, по традиции считающийся покровителем православной семьи и подрастающего поколения, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, - доставлялся в Москву и в Екатеринбург, где освящал собою крупные православные молодежные форумы. Феодоровскую икону в этих длительных путешествиях сопровождал архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Московского Патриархата. За время пребывания святыни в Москве и Екатеринбурге сотни тысяч верующих людей смогли поклониться ей, получить благодатное молитвенное утешение. В столицу Урала икона была доставлена крестным ходом по воздуху, и этот крестный ход сопровождался, можно сказать, чудесными знамениями. Несмотря на очень плохие метеоусловия, самолет со святыней на борту - единственный из десятков других - смог совершить посадку в аэропорту Екатеринбурга. В Екатеринбурге состоялся покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам убиения и погребения Святых Царственных Страстотерпцев. Событие это, учитывая историческую и духовную связь иконы с Царской Семьей, несомненно, имеет глубокое символическое значение. С ходатайством о том, чтобы чудотворная Феодоровская икона посетила Архангелогородскую землю, обратился Преосвященный Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Цель визита святыни на Север - освящение собою церковных торжеств по случаю 320-летнего юбилея исторического бытия Архангельской и Холмогорской Епархии. Благословил это благое дело Патриарх Алексий.

http://pravoslavie.ru/8828.html

Состоялось освящение домового храма РГСУ во имя Феодоровской иконы Божией Матери Москва, 31 августа 2006 г . Сегодня, 31 августа, в стенах Российского Государственного Социального Университета в Москве произошло замечательное событие - освящение домового храма Университета во имя Феодоровской иконы Божией Матери. Чин Великого освящения совершил викарий Московской епархии архиепископ Истринский Арсений в сослужении московского духовенства. За чином освящения и последуюшей за ним первой Божественной Литургией присутствовали профессора, преподаватели университета и студенты. В конце Литургии архиепископ Арсений зачитал поздравительное послание Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Алексия II, обращенное к преподавателям и студентам  университета: «…Храм, в котором с сегодняшнего дня начинается богослужебная жизнь, есть видимый символ духовного возрождения нашего Отечества, возвращения нашего общества, интеллигенции и студенчества к духовным корням и традициям, питавшим поколени россиян на протяжении многих столетий. Помощь Божия и Его всеблагой покров да сопутствует всем потрудившимся в созидании и благоукрашении храма и всем здесь учащим и учащимся» Храм Феодоровской иконы Божией Матери уникальный в своем роде: это единственный в Москве домовой университетский храм, построенный по инициативе студентов, которая была активно поддержана ректором Университета Василием Ивановичем Жуковым, на пожертвования преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов РГСУ. Храм был построен и расписан за сравнительно небольшой срок - 25 ноября 2003 года состоялась закладка первого камня храма, и вот в последний день лета он сияет в своем великолепии.   Будучи православным человеком, ректор В.И. Жуков понимает существенную необходимость воцерковления и одухотворения современного образования. Итогом его забот и стало не только строительство храма, но и активное сотрудничество Университета с Русской Православной Церковью. В стенах РГСУ только в прошедшем учебном году происходили такие значимые общецерковные мероприятия как Форум, посвященный 625-ти летию Куликовской битвы, Рождественские чтения, заседания одной из секций Русского Народного Собора.

http://pravoslavie.ru/18382.html

Состоялась презентация книги, посвященной истории украшения нижнего храма Феодоровского собора сентября 2013 В ней приняли участие авторы-составители издания. Книга, посвященная истории украшения нижнего храма  Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых , представлена 1 сентября. Во встрече, состоявшейся в соборе, приняли участие авторы-составители издания. Его название - " Анастасис " - имеет подзаголовок: " Подлинная история украшения нижнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери, рассказанная участниками и очевидцами событий " . Презентацию вел  один из авторов книги, настоятель храма  протоиерей Александр Сорокин . Главным героем встречи стал архимандрит Зинон (Теодор) - автор концепции художественного убранства нижнего храма, росписи апсид алтаря, диаконника и жертвенника, создатель многих икон. Отец Александр рассказал о творческом пути архимандрита Зинона, о том, при каких обстоятельствах известный иконописец принял решение участвовать в восстановлении Феодоровского собора, о перипетиях, связанных с работой мастера. Слушатели узнали о том, что особенности устройства и планировки нижнего храма собора (отсутствие иконостаса, открытый алтарь, сливающийся с основным храмовым пространством в одно целое) отразили пожелание Строительного комитета в отчете 1917 года (намерение создать храм в традициях домонгольских церквей). С другой стороны, эти решения подсказывал сам опыт приходской жизни общины. Искусствовед Ирина Языкова проанализировала богословские основания творчества отца Зинона, рассказала об иконографических особенностях росписи нижнего храма. По ее словам, отцу Зинону удалось выполнить сложную задачу: он сделал храмовое пространство живым с точки зрения переживания Божественной литургии. С художественной точки зрения, его творения одновременно и современны, и восходят к вечным классическим образцам церковного искусства. В связи с этим опыт воссоздания Феодоровского собора может оказаться важным в нынешних условиях возрождения церковного искусства. 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=358...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010