Как и Федоровский городок. Ратная палата является памятником " русского стиля " , переживавшего расцвет в эпоху модерна, что было во многом связано не только с развитием исторической науки, но и с ростом интереса к искусству русского средневековья. Первоначально предполагалось расположить в Палате музей истории русских войск. Но с началом войны с Германией в 1914 году было решено создать Государеву Ратную палату и музей войны, разместив в них галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений. В 1915 году начальник царскосельского Дворцового управления князь М.С. Путятин согласно воле Императора запросил в войсках материалы для музея. Портреты около 500 георгиевских кавалеров размерами 39х30 см писали художники по фотографиям и описаниям сослуживцев. Принимались портреты заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный комплект георгиевских медалей. В 1916 году из Артиллерийского исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи идущей войны. В 1918 году здесь открылся народный музей войны 1914-1918 гг. Музей задумывался как обширное собрание не только трофеев и предметов войны, но и произведений литературы и искусства, документов и фотографий. Но в 1919 году музей был упразднен. Экспонаты Ратной палаты перешли в другие музеи и хранилища. Сегодня здания, пострадавшие в период Великой Отечественной войны, в целом восстановлены. Ныне здесь расположены реставрационные мастерские. Частое присутствие в Царском Селе царского двора в 1890-1900-х гг. повлекло за собой строительство на северо-востоке Фермерского парка большого комплекса казарм для полка казачьего конвоя и сводного пехотного полка. Комплекс казарм, как и другие сооружения в окрестностях Федоровского городка, построены неорусском стиле. Протяженное П-образное здание декорировано многочисленными шатровыми башенками. В настоящее время этот комплекс существует со значительными изменениями и утратами части зданий. Сегодня городок, разрушенный войнами и революциями, постепенно начинает приобретать прежний вид. Федоровский городок передан Русской Православной Церкви в бессрочное пользование. Постройки комплекса находятся под охраной ГИОП. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в 1994 году благословил создание на базе архитектурного комплекса " Федоровский городок " Патриаршего подворья для духовно-просветительского центра Русской Православной церкви, включающего в себя резиденцию Патриарха Московского и Всея Руси в Санкт-Петербурге; музей истории развития и деятельности Русской Православной церкви в Санкт-Петербурге и северо-западном регионе России, учебную деятельность, создание иконописных мастерских, возрождение старинных ремесел, гостиничные услуги.

http://sobory.ru/article/?object=00455

Ансамбль городка включает в себя дом для священников (Белокаменная палата), дом для причетников (Желтая палата), Трапезную с квартирой ктитора, дом дъяконов, здание канцелярии и другие постройки. В их архитектурном оформлении использованы многие характерные для древнерусского зодчества формы: наружные крыльца, переходы между зданиями, шатры над башнями. В качестве материала для кровли применялась поливная зеленая черепица и вырезанная по рисунку дранка (гонт). Все здания городка, кроме дома дьяконов, расположены по периметру участка и соединены стенами. В сторону пруда выходят фасады Трапезной палаты и дома священников, объединенные переходом над воротами. Трапезная палата - наиболее крупное здание ансамбля, частично одноэтажное. Гранитная лестница ведет на террасу второго этажа, над которой возвышается восьмиугольная башня с шатровой крышей. Здание первоначально было покрыто зеленой глазурованной черепицей. Орнаментальная живопись художника Н.П. Пашкова украшала свод трапезного зала. Декор многочисленных построек городка хранит особые черты, придающие различным зданиям характер средневековой архитектуры крупнейших культурных центров Руси - древних городов, в которых складывались традиции русского искусства и государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова, Москвы. Городок задуман как миниатюрная крепость с невысокими стенами и башнями. Белокаменная зубчатая стена с шестью шатровыми башнями окружает городок, придавая ему вид кремля. Входом в него являются белокаменные ворота со стороны пруда, украшенные сочной орнаментальной резьбой по камню, в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Все резные детали исполнялись из старицкого известняка, привезенного с берегов Волги. С точки зрения Дома Романовых, единство стиля являлось еще одним свидетельством внутренней целостности государства. Федоровский городок был призван символизировать архитектурное единство российских городов. Ратная палата построена в 1913-1916 годах у северной окраины Александровского парка в районе Федоровского городка архитектором С.Ю. Сидорчуком. Строилась она на средства частных пожертвователей. Среди них была и дочь основателя Третьяковской галереи Е.П. Третьякова. Здание Ратной палаты образует замкнутый неправильный многоугольник с внутренним двором. В ансамбле доминирует главное двухэтажное здание в " русском стиле " с большим двухглавым орлом на фасаде и примыкающей к нему восьмигранной трехъярусной башней, увенчанной высоким шатром. Вход в ратную палату оформлен крыльцом, в стиле средневекового зодчества. В центре здания - большой двухсветный зал на 400 мест с хорами, соединенный галереями-переходами с жилыми помещениями в виде крепостных башен. Стены и потолок зала были украшены изображениями гербов русских губерний.

http://sobory.ru/article/?object=00455

Не меньшее внимание сосредоточивал митрополит Питирим и на задачах Православия за границей. Он был единственным иерархом, не только разделявшим, но и поддерживающим мою мысль об учреждении епископских кафедр в столицах Западной Европы и перевод круга богослужебных книг, а также святоотеческой литературы, на иностранные языки. Последняя мысль признавалась среди иерархов чуть ли не еретической, но митрополит Питирим тем более горячо поддерживал ее, чем отчетливее сознавал все чрезвычайное значение ознакомление Запада с Православием. Он видел в этой мысли не только церковное, но и политическое значение и всемерно помогал мне… По этому вопросу я часто вел беседы с Владыкою, указывая на параллели, какие сами собой напрашивались при сопоставлении пропаганды католицизма и одновременной пассивности и инертности с нашей стороны… Предположено было начать осуществление этих мыслей с постройки православного храма в Лондоне. Насколько такая мысль встретила сочувствие как со стороны русской колонии в Лондоне, так и со стороны англичан, свидетельствует тот факт, что к началу 1917 года уже была образована в Лондоне комиссия по постройке храма, находившаяся в теснейшем общении с митрополитом Питиримом и намеревавшаяся весной того же года приступить к закладке храма… Но революция смела с пути и это благое дело… В теснейшем единении с митрополитом работала и Обер-Прокуратура, где был намечен ряд сложных кодификационных работ, имевших целью создать писанное церковное законодательство и многое другое. Но здесь условия для работы были еще сложнее. Глава XLI. Речь в покоях С.-Петербургского митрополита при вручении высокопреосвященным Питиримом Феодоровской Иконы Божией Матери Мои личные взгляды на церковно-государственные задачи находили со стороны митрополита Питирима живейший отклик; между нами царило полное единомыслие. Нас связывала, кроме того, и долголетняя личная дружба и я часто пользовался своими краткими досугами для того, чтобы навещать Владыку и своими беседами ободрять его. Я не могу не вспомнить с величайшей признательностью о том, с какой сердечной теплотой встречал меня митрополит Питирим, как ценил мое участие к нему и с какой скорбью воспринимал ту клевету, какая витала вокруг моего имени. Вскоре после своего назначения, я навестил митрополита. Поднимаясь по лестнице, я столкнулся сгруппой людей, шедших мне навстречу и громко делившихся своими впечатлениями от свидания с митрополитом… Еще и сейчас звучат у меня эти восторженные отзывы, еще и теперь я слышу их горячие слова… Глядя на них, я подумал: “Вот этих слов никто не слышит; а клевету разносят по всему свету, и никто не заступится за Владыку”…

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Однажды у одного из «урок» пропали часы. Эти часы он сам отнял у какого-то солдата, и по пьянке, наверное, сам где-нибудь потерял. Но ребята решили, что часы кто-то украл и пошли по казарме – их выбивать. Это было просто: втроем, пьяные, подходили ко всем (кроме «своих», конечно) по очереди и после вопроса: «Где мои часы?» били, может, и не очень сильно, но очень обидно… Дошла очередь и до меня. «Снимай очки!» – сказал мне Толик, старший из компании «выбивал». Я снял. Толик, сжимая и разжимая кулаки, около минуты стоял напротив меня. Потом как-то обреченно простонал: «Нет, не могу учителя ударить, уходи отсюда и скорее…». Мне этот случай кажется наглядной иллюстрация того, что где-то на генетическом уровне столетия христианского воспитания нашего народа создали определенные «зоны ответственности», когда даже в неверующем и недобром человеке может проснуться голос его православных предков. И что уважение к врачу, учителю, священнику составляет одну из важных духовных ценностей русского человека.   Протоиерей Александр Сорокин, настоятель собора Феодоровской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург Как я узнал, что можно спать на ходу 1985-1987 годы, войска связи, Тульская область – Хабаровский край, сержант Я был призван в армию с первого курса Филологического факультета Университета: в 1985 году Министерство обороны отменило отсрочку для студентов. Неожиданно я оказался в отрыве от всего привычного и любимого: семьи, друзей, родного города. Всего этого я лишился в один миг. Есть мнение, что армия – это потерянные годы, потраченные бездарно: на ущербное общение, какие-то бессмысленные действия. Но, оглядываясь, я понимаю, что не стоит судить так категорично. Еще неизвестно, какие годы у человека – лучшие! Армия – серьезная жизненная школа. Первые дни, недели, максимум полгода – необыкновенно трудное время, до такой степени трудное, что иногда кажется, что это кошмарный сон, который вот-вот должен закончиться, потому что такого быть не может… Дисциплина, режим, жесткие требования к внешнему виду. Вещи, которые кажутся ненужными и бессмысленными с позиции здравого смысла, в армии выполняются так, словно они имеют особую ценность. Например, вечерняя прогулка – это обязательно ходьба строевым шагом по плацу с песнями. После прогулки был обязательный просмотр программы «Время»: мы брали табуреты, стоявшие у каждого при кровати, и садились в колону по четыре, фронтом на телевизор.

http://foma.ru/chto-mne-dala-armiya.html

Главная задача школы библейской филологии — научить читать Священное Писание в оригинале ПРОСТРАНСТВО ЦЕРКОВНОГО И СВЕТСКОГО Главная задача школы библейской филологии — научить читать Священное Писание в оригинале Работа преподавателя не может быть бесплатной — поэтому с самого начала занятий в Школе библейской филологии предполагалось, что учащиеся будут вносить небольшое пожертвование. Однако в этом году проект получил помощь фонда Президентских грантов. Примечательно, что поддержку проекту оказали такие серьезные научные центры, как кафедра библеистики СПбГУ, Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербургская духовная академия, Русская христианская гуманитарная академия. Теперь слушатели компенсируют только часть затрат на организацию и проведение занятий. Однако если у человека совсем нет денег, можно заниматься и бесплатно. В этом учебном году в Школе библейской филологии в дополнение к изучению древних языков и занятий по Ветхому Завету открылось третье направление — лекции ведущих специалистов в области библейских исследований: как представителей светской науки, так и преподавателей Духовных академий. Предполагается, что до июня 2018 года в просветительском центре Феодоровского собора можно будет прослушать двадцать лекций из разных областей изучения Священного Писания. Например, лингвист Михаил Селезнев, в течение долгого времени бывший заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры, расскажет о кумранских рукописях, доцент кафедры истории Древней Греции и Рима Алексей Пантелеев будет рассуждать о феномене раннехристианского мученичества, преподаватель кафедры истории и филологии Древнего Востока Института восточных культур и античности РГГУ Яков Эйделькинд раскроет тему обмана в библейском материале на примере патриарха Иакова, а преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Евгений Горячев — тему крови в Пятикнижии. Каждая лекция будет записываться на видео и выкладываться в свободном доступе для просмотра на сайте Феодоровского собора и на УоиТиве.

http://texts.aquaviva.ru/aquaviva/

Как мы узнали, на данный момент в приюте около 20 подростков, хотя бывало и 60 воспитанников. Попадают туда разные дети, в основном трудные подростки, с которыми никто не может справиться, сироты, дети со сложнойжизненной ситуацией. Часто родители сами везут своих трудных детей, чему мы были свидетели. При нас мать привезла семилетнего сына Федю, и за два дня, проведенных с ним, многие успели хлебнуть неприятностей –с частых шалостей до воровства. Многие дети потом остаются при монастыре или конноспортивной школе, помогают воспитывать малышей-сирот или помогают в хозяйстве. Один из выпускников кулинарного техникума теперь трудится в трапезной в качестве повара. На базе приюта существует хорошо обустроенный конноспортивный комплекс, где детей обучают верховой езде, казачьим традициям. На территории приюта большое подсобное хозяйство и много построек: стадион для скачек, игровые площадки с качелями, загон для животных, где обитают лошади, пони, два верблюда, ослики, ламы, бык;в отдельном вольере поселился смирный медведь Хомка, который был привезен сюда еще маленьким медвежонком, есть скотный двор, птичник, кролики. Нас порадовали и хорошо обустроенные хозяйственно-бытовые корпуса: в приюте автономное отопление, оборудованная столовая, горячая вода, учебные комнаты, в каждойкомнате есть компьютеры, библиотека. Воспитываются там дети в казачьих традициях: «За веру и Отечество», о чем напоминает стоящий при въезде плакат могучего богатыря-схимника на коне со словами «Жизнь — Родине, душа — Богу, а честь — никому», ведь сам о. Борис, основатель этой обители, – казак по происхождению. Отец Борис – многодетный отец, из 18 детей6 родных и 12 приемных. Его примеру следуют и многие жители г. Верещагино. В приюте дети рано встают, идут на учебу пешком несколько километров до Верещагино, несут каждый свое послушание: дежурят по столовой, убирают сами территорию и помещения, а провинившиеся (кого застали курящим, нарушителей дисциплины, сквернословов) чистят сортиры, но самое страшное наказание – отлучениеот лошадей. Поэтому дети здесь не курят. А еще мы отметили приветливость и воспитанность этих детей.

http://sobory.ru/article/?object=23783

Но даровитый гвардейский офицер не пошёл по избитой колее своих сотоварищей, отдававших свободное от военной службы время удовольствиям и развлечениям, доступным беззаботной, вполне обеспеченной интеллигентной молодёжи, но, чувствуя влечение к литературе, посвящал свой досуг и силы занятиям в ней, в чём ему, кроме прирождённых талантов, помогало и отличное домашнее воспитание, и знание языков: немецкого, французского, английского и даже польского. Лев Александрович сделался сотрудником известного журнала «Маяк», который титуловал себя «журналом современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской», и издавался С. О. Бурачком – напечатал несколько переводных повестей с польского и стихотворений, к которым архимандрит Леонид всегда и до конца жизни питал некоторую слабость. О музе его юношеских лет и о том, чем жил молодой офицер Кавелин, один из его товарищей, тоже поэт, в посвящении ему пишет следующее: «Не ведает она [т. е. муза] людей и свету, Никто ея не знал и не ласкал… И право – ну, я истину сказал, А не подстать элегику поэту, Который сам себе наперекор Грустит в стихах, не видит зги под солнцем И, выменяв … на червонцы, Даёт хандре и негу, и простор». Но, однако же, нас интересуют не эти досуги пера и воображения, коим посвящает весьма часто время беззаботных и идеальных порывов юность, а те его литературно-научные работы в эти годы, в которых уже сказывался будущий «ветхословец», как любил себя называть архимандрит Леонид. Будучи ещё гвардейским офицером, он напечатал следующие научно-исторические литературные статьи: «Краткое изъяснение плана древнего города Казани» (Маяк, 1843, т. III), «Сношение Авгаря, царя Эдесского, с Господом нашим Иисусом Христом» (Там же. 1844, т. XIII), «Св. Авраамий, мученик болгарский» (Там же), «Посещение болгарских развалин Петром I и Екатериною II» (Там же, т. XIV), «Взгляд на древнюю Польшу с замечаниями о Литве и России» (с польского) (Там же, т. XV), «Избавление Костромы от татарского нашествия: чудо иконы Феодоровской Божией Матери» (Там же. 1845, т. XIX), «Памятники белорусской письменности» (в иллюстрации) (Там же. 1845, т. XX).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Выставка рисунков " солнечных детей " открылась в Феодоровском соборе мая 2016 Выставка работ, выполненных детьми - подопечными Санкт-Петербургской общественной организации инвалидов " Даун-Центр " , открылась в 22 мая в духовно-просветительском центре собора Феодоровской иконы Божией Матери . Соорганизатором выставки стал журнал " Вода живая " . Прихожане Феодоровского собора после воскресной Божественной литургии смогли познакомиться с творчеством " солнечных детей " : рисунками, коллажами, аппликациями, выполненными в самой разной технике, но объединенными пасхальной, вообще церковной тематикой. Важно, что практически все работы выполнены детьми абсолютно самостоятельно - преподаватели лишь задавали направление, предлагали тему. На выставке также были представлены фотографии, дающие представление о деятельности " Даун-центра " . Маленькие художники тоже присутствовали на открытии - они получили памятные грамоты и сладкие подарки. " Все началось с публикации в нашем журнале, - рассказывает выпускающий редактор " Воды живой " Тимур Щукин. - Синдром Дауна был выбран главной темой мартовского номера, и мы, конечно, не могли не рассказать подробно о петербургском " Даун-центре " , по-настоящему, даже в масштабах страны, уникальной организации, которая оказывает комплексную помощь людям с 21-й хромосомой. Мы подружились и решили сделать что-то совместное. Так родилась идея выставки. В чем ее смысл? В том, чтобы разогнать " тараканов " в головах у нас, у взрослых, не понимающих, боящихся " солнечных детей " . В " Даун-Центре " стремятся максимально приблизить воспитание и обучение детей с синдромом Дауна к стандартным методикам обучения и воспитания обычных детей. " Наша задача в том, чтобы они имели навыки для обучения в обычной школе, чтобы они могли эту школу окончить и затем найти себе работу, - рассказывает Виктор Лагун, заместитель председателя " Даун-Центра " . - В этом смысл инклюзивной педагогики, которая не только обучает, но и социализирует человека " . " Дети с синдромом Дауна - это одаренные дети, - говорит заместитель председателя " Даун-Центра " Наталья Слесарева. - И даже если они не успевают в чем-то одном, другое у них получается очень хорошо. Поэтому главная задача родителей, воспитывающих таких детей, - помочь в раскрытии их талантов, помочь им стать полноценными, полноправными членами общества. Это можно делать с помощью самых разных методов, в том числе и через рисование. Эта выставка показывает, что если с такими детьми заниматься с самого раннего возраста - а мы в нашем центре именно так и делаем, - то можно добиться весьма впечатляющих результатов. Почему выбрана церковная тематика? Потому что именно христианство дает обществу те ценности, которые нужны таким детям: понимание, доброту, необходимость заботиться о слабых. Я всегда говорю, что эти дети не с ограниченными возможностями, а с неограниченной потребностью в нашей любви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ШКОЛЫ БИБЛЕЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ШТУДИИ — Спор об опресноках вспомните. Стороны в пылу полемики не брезговали аргументами в стиле нашего Задорнова. Как будет слово «жизнь» по-гречески? — спрашивает учеников Александр Сизиков, преподаватель древнегреческого языка. — ζω («дзои»). — Правильно! А слово «живущий» как? — ζν («дзон»). — Верно. А как на древнегреческом звучит слово «опреснок»? Аудитория молчит. — ζυμον («азимон»), — сам отвечает учитель, — и некоторые спорщики делали отсюда следующий вывод: ζυμον («азимон», опреснок) звучит почти как ζων («адзон»), то есть «безжизненный». Такая вот народная этимология. Александр Владимирович Сизиков, преподаватель курсов Александр Владимирович рассказывает, что его задача-максимум в Школе библейской филологии — научить читать Новый Завет в оригинале с использованием словаря. Впрочем, большего не позволяет достичь хотя бы интенсивность занятий — уроки проходят всего лишь один раз в неделю — и занятость уже взрослых учеников в неучебные дни. — Поэтому у нас пока нет сформировавшейся программы обучения, — продолжает он. — Сейчас мы работаем над пособием, по которому можно было бы вот так, в ускоренном режиме, изучать язык. В университете студентов натаскивают на нюансы грамматики, у нас же цель — дать практические навыки чтения. Еще учтите, что студенты, в подавляющем количестве, — люди, которые ничем не занимаются, кроме как изучением языка. Здесь же другая картина. Научиться читать Писание на языке оригинала — это и задача каждого, кто пришел на занятия в Школу библейской филологии. Но нюансы этой мотивации могут быть разными: кто-то хочет разбираться в тексте без помощи толкователей, кто-то — глубже понять культуру ветхозаветного Израиля или Иудеи времен эллинистического периода. — Даже когда читаешь статью по библеистике, всё равно сталкиваешься с аргументацией филологического характера, — говорит слушатель курсов Роман Попков, кандидат физико-математических наук, — я не претендую на то, чтобы понимать Писание без посторонней помощи, но хотя бы научиться разбираться в доводах, которые приводят ученые, наверное, стоит.

http://texts.aquaviva.ru/aquaviva/

— Мы стремились создать единое пространство, в рамках которого могли бы сотрудничать представители светской и церковной науки, — комментирует отец Алексий Волчков. Кирилл Битнер, преподаватель древнееврейского, рассказывает, что некоторые его ученики открывают в себе поразительные филологические способности УЧЕБА В УСЛОВИЯХ ЗАНЯТОСТИ — Я теолог, учусь в РХГА, — говорит слушатель курсов Глеб. — У нас в программе запланировано изучение библейского иврита, но не с первого курса. Я же хочу начать заниматься им раньше. Многие термины из Писания на деле имеют двоякое толкование, а в переводе закрепилось лишь одно. Такие нюансы мне интересны. Кроме того, я давно уже интересуюсь еврейской традицией, древней и современной, сравниваю то, что было раньше, с тем, что происходит у них сейчас, ищу точки соприкосновения с христианством. Надеюсь, когда изучу язык, я смогу еще лучше понять еврейскую культуру. Изучением древних языков в Школе библейской филологии сегодня занимаются не меньше сорока человек: занятия по древнегреческому проходят на первом, втором и третьем курсах (вернее, последние два курса сейчас объединились в один), а по древнееврейскому — на первом и третьем, второй, к сожалению, «рассеялся». — Когда мы только объявили набор, людей пришло очень много, даже мест в аудитории не хватало, — вспоминает преподаватель древнееврейского языка Кирилл Битнер, — но постепенно некоторые бросили заниматься. Все-таки изучение языка требует регулярных занятий, и человек, пропустивший несколько уроков, уже с трудом может догнать свою группу, тем более что его основное время занято отнюдь не учебой, а работой, детьми и, в весенний и осенний сезон, еще и дачей. Но кто-то из тех, что бросили ходить тогда, в этом году снова пришли на первый курс. Из числа таких учеников — Марина Хохлова. Она рассказывает, что времени на учебу остается очень мало, но желание освоить древнееврейский язык вновь привело её в Школу библейской филологии. — Это моя вторая попытка, — объясняет она. — Когда попробовал читать Библию в подлиннике, уже не можешь смириться с тем, что так и не освоишь в достаточной степени это искусство. Ну и, кроме того, я очень люблю Израиль, меня притягивает его культура.

http://texts.aquaviva.ru/aquaviva/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010