Он рассказал им все, что было, и прибавил: «Ангел написал ее. И вот он стоит возле меня и хочет меня взять». И, сказав это, предал дух. Тело его приготовили к погребению, вынесли в церковь , сотворили над ним обычное пение и положили в пещере с преподобными отцами о Христе, Господе нашем. («Киево-Печерский Патерик»). X. О черноризце Эразме, истратившем имение свое на святые иконы и за то получившем спасение. Был в Печерском монастыре черноризец, именем Эразм. Он имел большое богатство, которое истратил на церковные нужды и на украшение святых икон. Наконец, дошел он до последней нищеты, и все начали пренебрегать им. И вот стал он отчаиваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в Церковь , а не на милостыню раздал его: диавол вложил ему это в сердце. И стал он нерадеть о житии своем: во всяком небрежении и бесчинстве начал проводить он дни свои. Однажды разболелся он так сильно, что наконец перестал говорить, лежал с открытыми глазами; грудь едва дышала. Так пробыл он семь дней. В 9-й же день пришли к нему братия, и, видя страшное его издыхание, чудились все и говорили: «Горе, горе душе брата сего! Жила она в лености и во всяком грехе, и теперь видит что-то такое, мятется и не может выйти». Но вдруг Эразм встал, как будто никогда болен не был, сел и начал говорить им: «Братия и отцы, послушайте, истинно таю грешен я, как вы сами знаете; и не покаялся даже доныне. И вот теперь явились мне святые – Антоний и Феодосий, и сказали: «Мы молились Господу, и Он дал тебе время покаяться». И вот увидал я Пресвятую Богородицу: Она держала в руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и все святые были с Ней. И сказала Она мне: «Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в Царстве Сына Моего. Нищих же вы всегда имеете с собой ( Мф. 26:11 ). Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе, чистого, возлюбившего благолепие дома Моего " ». И, сказав это, Эразм начал пред всеми исповедовать сделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошел в церковь и пострижен был в схиму; в третий же день отошел ко Господу в добром исповедании. («Киево-Печерский Патерик»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отец Г. в восхищении слушал слова старца. Он понял, что означала раздача монет. В нем укрепилась вера в то, что святые живы и наблюдают с любовью за трудами монахов. С этого дня он с еще большим благоговением чтил иконы Пресвятой Богородицы и преподобномученицы Анастасии, а также святые мощи последней. Однажды отец Г. заболел рожистым воспалением: лицо его покраснело и распухло, головная боль и лихорадка измучили его. И тут не помышлял он ни о каком лечении, уповая лишь на мощи святой Анастасии. И чудо вскоре совершилось. Но не надо удивляться. В жизни монаха, а святогорца особенно, сверхъестественное начало весьма ощутимо. Монахи «привыкли» к непривычному. Многое случается. Как говорил апостол Павел: «Бог Господа нашего Иисуса Христа... просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его и какое богатство славного наследия Его для святых» 45 . Уход на покой За время игуменства отец Афанасий изведал множество трудностей и искушений. В первые годы ему досаждала проблема календаря. Он был настроен решительно против нововведений в монастыре, диктуемых духом модернизма. Его позиция напоминала убеждения студийских монахов. «Мы должны, – говорил он, – быть непоколебимыми столпами древних традиций наших отцов, мужественными воинами Христа, а не руководиться правилом: „Так велели владыки и патриархи». Что говорит нам апостол Павел – уста Христовы? Вот его слова: „Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» 46 ». В 1927 году старец даже не допустил в монастырь государственного чиновника, прибывшего туда с официальным визитом. Эта акция имела следствием отстранение отца Афанасия от игуменства по решению Священного Кинота. Ему угрожало даже изгнание. Однако продолжалось это недолго, и уже через несколько дней он был восстановлен в прежнем своем положении. По истечении тринадцатого года игуменства отец Афанасий почувствовал внутреннюю необходимость освободиться от этого многотрудного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Отче, так как некоторые соблазнились относительно твоей святости, утверждая, будто бы ты не признаешь Госпожу нашу Пречистую Деву Богородицу Матерью Божию, то заклинаю тебя Пресвятою Единосущною Троицею сказать нам истину и изъять соблазн из сердец наших, чтобы и мы не погрешили, неправильно думая о тебе. Преподобный Максим преклонился на землю крестообразно, и потом, вставши, воздел руки к небу и торжественно произнес со слезами: — Кто не исповедует Госпожу нашу, всепетую, святейшую и Пренепорочную Деву, честнейшую всех разумных существ, истинною Матерью Бога, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, тот да будет анафема от Отца, и Сына, и Святого Духа, единосущной и преестественной Троицы, и от всех тел небесных, от лика святых апостолов и пророков, и бесконечного множества мучеников, и от всякой праведной души, скончавшейся в вере, ныне, всегда и во веки веков! Услышав это, все прослезились и высказали ему благопожелания в словах: — Бог да укрепит тебя, отче, и да сподобит тебя достойно и беспрепятственно совершить свое поприще! После этого собралось туда множество воинов послушать благочестивые речи отцов, беседующих между собой. Тогда один из приближенных начальника армии, видя большое стечение войска, усердно слушающего слова святого и порицающего правительство за изгнание его, повелел немедленно вывести оттуда святого и вести его далее за два поприща 2 , пока снарядятся те, которые должны вести его в Перверу в заточение. Клирики, подвигнутые Божественною любовью, шли те два поприща пешком, провожая святого. Когда пришли воины, чтобы вести его в изгнание, клирики понесли святого на руках и посадили на коня. Затем они обнимали его со слезами и, простившись с ним, возвратились в свой город. Святого же повели в Перверу и там заключили в темнице. Прошло много времени 3 , и царь снова послал привести в Константинополь из заточения преподобного Максима и обоих его учеников. Когда они пристали к городу на корабле, при захождении солнца, явились два начальника стражи с десятью воинами и, выведши их из корабля полунагих и необутых, разлучили и заключили каждого особо. Спустя несколько дней, их повели в царскую палату. Оба ученика были оставлены на дворе под стражей, а старец был введен внутрь, где заседали сановники и многие почетнейшие лица. Святой был поставлен среди восседавших правителей. Тогда царский казнохранитель, с раздражением в голосе, обратился к нему:

http://isihazm.ru/1/?id=12

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. 15 февраля. ПРАВМИР. Церковь празднует Сретение Господне. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество. Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», которую необходимо отличать от иконы «Семистрельная». Икона «Симеоново проречение» символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-sret...

Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35). Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме. Читайте также — Вознесение Что означает слово Сретение? Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом. Но почему Сретение, а не Встреча? – размышляет митрополит Вениамин (Федченков). Праздник Сретения Господня становится известен с IV века, а на Западе – с V века. Песнопения Сретения Господня Тропарь Сретения Господня Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,/дарующаго нам воскресение. Радуйся, благодатная Богородица Дева,/ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещающий находящихся во тьме./Веселись и ты, старец праведный,/принявший во объятия Освободителя душ наших,/дарующего нам воскресение. Кондак Сретения Господня Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бранех жительство/и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим,/и руки Симеона благословивший,/заранее, как надлежало,/и ныне Ты спас нас, Христе Боже./Но огради миром среди войн народ Твой/и укрепи тех, Ты возлюбил,/Единый Человеколюбец. Величание Сретения Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень. Иконы Сретения Господня Первая икона Сретения Сретение. Иосиф Бродский Сретение. Читает Иосиф Бродский Анне Ахматовой

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-isto...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры 29 августа 2021 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, попразднство Успения Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Божественной литургии архипастырь обратился к присутствующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь Иисус Христос изгнал беса из бесноватого отрока. Когда ученики спросили: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф. 17.19), Сын Божий ответил: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17.20). Слова эти часто звучат в нашем сердце, и мы спрашиваем себя: а как же возможно человеку иметь такую веру, чтобы она двигала горами? И почему, когда мы молимся и о чем-то просим, мы не получаем этого? Потому ли, что у нас слабая вера? Или потому, что Бог не хочет нам дать просимое? Или по каким-то иным причинам? Если у человека сильная вера, то самая главная молитва, которую он произносит – это молитва, которой нас научил Господь Иисус Христос: да будет воля Твоя. Сам Христос явил именно такой образ молитвы, когда перед Своим крестным страданием, зная, что в эту ночь Он будет предан на смерть, молился в Гефсиманском саду Своему Отцу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26. 39). Это были слова Человека, Который страшился смерти, как страшатся ее все земные люди, но в то же время в этой молитве Сын Божий вверял Себя Богу Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22. 41). Это была молитва Человека, Который всю Свою волю всецело соединил с волей Небесного Отца. Это была молитва Богочеловека, Который пришел спасти людей от всякого греха. И эта молитва научает нас тому, как мы должны молиться, и какую мы призваны иметь веру.

http://mospat.ru/ru/news/87928/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Кадило. Суть вещей 5 мин., 10.01.2017 Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам. Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Каждение Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом. Фото Владимира Ештокина Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву: Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа. Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться. Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках. История возникновения Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению: Святая Святых в Храме царя Соломона, 1995. Художник Зелий Смехов И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.

http://foma.ru/kadilo.html

С тех пор, как Господь воплотился, с тех пор, как Он пришел в мир и жил среди людей, этот путь открыт для всех нас. И потому мы с особым благоговением в эти великопостные дни, приближаясь к Страстной седмице, молимся Господу, пострадавшему и распятому за нас. Мы просим Его укрепить нас на жизненном пути, молимся о том, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Он пребывал с нами, чтобы Он благословлял нашу Церковь, наши семьи, наши труды. Наша молитва — о том, чтобы мы, причащаясь Святых Христовых Таин, исполнялись Божественной благодатью, Небесным светом, который проистекает от Самого Источника жизни Господа нашего Иисуса Христа. Всего этого мы были бы лишены, всего этого мы не имели бы, если бы не святой равноапостольный князь Владимир. Подобно апостолу Павлу, он был просвещен Божественным светом, и его Господь избрал для того, чтобы просветить светом Христовой истины нашу русскую землю. И с тех пор на протяжении более тысячи лет Православие озаряет нашу землю. С тех пор Господь изливает на наш народ Свои особые милости и щедроты через Пресвятую Богородицу, через Ее чудотворные иконы, в том числе через чудотворный Казанский образ Царицы Небесной». Председатель ОВЦС пожелал православной пастве в этой российской республике являть пример истинно христианского образа жизни: «Мы знаем, что в нашей стране бок о бок с православными людьми живут люди других вероисповеданий, и Бог призывает нас быть в мире со всеми людьми. Словами святого апостола Господь говорит, что мы должны быть в мире со всеми для того, чтобы вместе идти по пути к Царству Божию (см. Евр. 12:14). Господь, указавший этот путь, учил нас ни с кем не враждовать, всех любить. И для тех, кто, как вы в этом регионе нашей страны, живет среди людей, исповедующих иную веру, есть особая миссия: являть людям свет Христовой истины, являть людям то, чем Господь заповедал нам быть, когда сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего, Который на небесах» (см. Мф. 5:16).

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Святая Троице, сих прослави и утверди даже до конца в правоверии, отвращающия же ся святыя и спасительныя православныя веры и Христовы Церкве обрати и сотвори, да вси приидут в познание вечныя Твоея истины, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых. Певцы: Аминь. Затем иерей произносит: Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков. Певцы: Аминь. И поют песнь святого Амвросия Медиоланского: Тебе, Бога, хвалим,/Тебе Господа исповедуем,/Тебе Превечнаго Отца вся земля величает;/Тебе вси Ангели,/Тебе Небеса и вся Силы,/Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают:/Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф,/полны суть Небеса и земля величества славы Твоея./Тебе преславный апостольский лик,/Тебе пророческое хвалебное число,/Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство./Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь,/Отца непостижимаго величества,/покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына,/и Святаго Утешителя Духа./Ты, Царю славы, Христе,/Ты Отца Присносущный Сын еси./Ты, ко избавлению приемля человека,/не возгнушался еси Девическаго чрева./Ты, одолев смерти жало,/отверзл еси верующим Царство Небесное./Ты одесную Бога седиши во славе Отчей,/Судия приити веришися./Тебе убо просим:/помози рабом Твоим,/ихже честною Кровию искупил еси./Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати./Спаси люди Твоя, Господи,/и благослови достояние Твое,/исправи я, и вознеси их во веки:/во вся дни благословим Тебе,/и восхвалим имя Твое во век, и во век века./Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам./Помилуй нас, Господи, помилуй нас,/буди милость Твоя, Господи, на нас,/якоже уповахом на Тя./На Тя, Господи, уповахом,/да не постыдимся во веки. Аминь. Во время пения весь освященный собор целует святые иконы на аналоях, и бывает отпуст. Сказал Господь: Смотрите, не пренебрегайте ни одним из малых сих. Говорю вам, что Ангелы их на небесах постоянно видят лицо Отца Моего, Который на небесах. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если будет у некоего человека сто овец, и заблудится одна из них, не оставит ли он девяноста девяти в горах, и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, – истинно говорю вам, что он радуется о ней более, чем о девяноста девяти не заблудившихся. Так нет воли Отца вашего, Который на небесах, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним. Если он послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, чтобы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же он их ослушается, скажи Церкви; а если и Церкви ослушается, да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Мф 18:10–18 Другие переводы

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-p...

Сей преподобный от руки Венчающего милостью и щедротами получил большое богатство. Поразмыслив, что иноку неприлично иметь его, и возлюбив благолепие дома Господня, он все, что имел, отдал на украшение церковное, оковав многие иконы в церкви Печерской серебром и золотом. В то же время украшал он и душу свою, как церковь Бога Живаго и образ Его, но не серебром и золотом вещественным, а чистой любовью и всякими добродетелями иноческого закона, говоря о благолепии своем с пророком: Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра (Пс. 118, 72). Сему преподобному случилось немалое искушение после того, как он истратил свое имение на украшение церкви и сделался бедным. Все стали пренебрегать им. Злохитрый прелестник диавол начал тогда внушать ему, что он не получит никакой награды за потраченное на украшение церкви богатство, а лучше было бы раздать его нищим. Блаженный, не поняв искушения, впал в отчаяние и начал жить в нерадении и всяком небрежении, проводя дни свои бесчинно. Но вот, Щедрый и Праведный, вспоминая прежние добродетели блаженного, спас его от погибели таким образом. Он навел на него лютую болезнь; больной, находясь при смерти, лежал с закрытыми глазами семь дней, едва дышал. В восьмой день пришли к нему все братия и, видя его тяжелую кончину, удивлялись, говоря: «Горе душе брата сего, ибо в лености жил он и во грехах, а ныне же видит нечто душа его и мятется, будучи не в силах выйти из тела». И вдруг блаженный Еразм встал, как будто бы не болел, сел и сказал братии: «Отцы и братия! Воистину как вы говорите, грешен я и не покаялся, но ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали мне: «Мы молились о тебе Господу Богу, и Он даровал тебе время покаяния». Потом видел я и Пречистую Богородицу, как на иконе, имеющую на руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и множество святых с Нею, и Она сказала мне: «Еразм! Так как ты украсил церковь Мою и возвеличил ее иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в Царстве Сына Моего, ибо нищих всегда имеете с собою, церковь Мою не везде имеете. Встань теперь, покайся и прими великий ангельский образ, в третий же день я возьму тебя к Себе, возлюбившего благолепие Моего дома»». Сказав это, блаженный Еразм начал исповедывать перед всей братией грехи свои без всякого стыда, затем пошел в церковь и был здесь пострижен в схиму, а в третий день, по проречению Пресвятой Богородицы, отошел ко Господу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010