По словам матушки В., подобный случай произошел и в Волгограде. Там при фотографировании иконы Божией Матери Одигитрии полученное изображение разделилось на две части, где на одной стороне было изображение фотографируемой иконы, а с другой стороны было изображение этой иконы, где Богородица тоже была в кольчуге и в шлеме, а Младенец был одет в красный хитон. При попытке отделить образ Богородицы в кольчуге от изображения Богородицы Одигитрии, изображение опять поделилось на два образа. Поэтому Волгоградский образ состоит из двух изображений: Богородицы Одигитрии и Богородицы в кольчуге. Один из паломников в Почаевской Лавре видел подобный образ Богородицы в кольчуге и шлеме, только шлем Богородицы был дополнен защитным щитком от удара саблей по глазам. Подобный случай был и в Киеве. Кроме того, стало известно, что в Свято-Введенском Верхтеченском женском монастыре Курганской епархии было явление монаху Серафиму Пресвятой Богородицы. Она явилась ему в шлеме, кольчуге и с крестом в руке и дала повеление написать такую икону, как Она была явлена, и назвать этот образ Богородицей Русской. В этом монастыре была написана первая икона, тропарь и кондак. Впоследствии икона Богородицы была названа . Списки с иконы из Курганской епархии и с явленного Боголюбского снимка стали почитаемы по всей России. Символическое значение брони, шлема, креста в руке Богородицы дано в двух посланиях апостола Павла. (Первое послание апостола Павла к Солунянам 5,8) . (Послание апостола Павла к Ефесянам гл. 6 СТ.10 - 17) < Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.>

http://pravicon.com/info-614

Господь Иисус Христос, как Сердцеведец, не отверг сосуд с драгоценным миром от грешной жены ( Лк.7:37 ). Поэтому и у нас дозволяется всем принимать участие в созидании рукотворной святыни Божией. Вопрос 20. Почему совершается освящение икон в церкви? Мы это делаем по велению Божию, о чем ясно видно из Священного Писания. По устроении скинии Господь Бог повелел Моисею освятить ее, и Моисей освятил скинию и ковчег. Апостол о том говорит так: “Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою… говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог… окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные… Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами” ( Евр.9:19-23 ). Из этих слов видно, что и древнюю святыню освящали священники, и только по освящении скинии явилась слава Божия над ней: “И слава Господня наполнила скинию” ( Исх.40:34 ). Точно также после освящения храма Соломонова снизошла на него слава Господня, как сказано: “Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжения и жертвы, и храм наполнился славы Божией” (ср. 2Пар.7:1 ). На основании приведенных слов и у нас священнослужители освящают как вновь создаваемые храмы, так и всю священную утварь: иконы, кресты, сосуды, одежды священнические и прочие необходимые предметы для богослужений. Вопрос 21. Почему некоторые иконы становятся чудотворными? Это есть дело воли Божией, и Он Сам то ведает – одни иконы прославляет более, другие менее. У нас же, верующих христиан, все иконы святыми признаются, и от всех икон, по вере нашей, мы получаем спасение душ наших. В Церкви благодать Божия многоразлична. Господь и праведников Своих прославляет различными Своими дарами: одних – большей благодатью, других – меньшей. И светила небесные между собой различны. Согласно же слову Апостола: “Иная слава солнцу, иная слава луне и иная слава звездам”. Образ Бога невидимого подобен солнцу, образ Пресвятой Богородицы подобен луне, а образа святых подобны звездам. Да и звезды различествуют в своей славе, так и святые иконы различаются в славе Божией.

http://azbyka.ru/o-svyatyh-ikonah-i-kres...

По завещанию Юлии Григорьевны Линевой, прямой наследницы незнановской усадьбы (о представлении Юлией Линевой по духовному завещанию капитала в пользу церквей епархии. – ГАКО – ф.130.-оп.4. – д.2057.- лл.1-3об. 17.), село в 1900 году переходит Николаю Николаевичу Линеву, который занимал пост главы Нерехтской земской управы в течение 15 лет. После его кончины в 1908 году, его дочь – Елизавета, распродав незнановское имение и распустив дворовых, перенесла дома в г.Нерехту, забрав, естественно, и родовую икону. Затем она в 1910 году уехала в неизвестном направлении и следы иконы затерялись. Но, как видим, еще в 1924 году в сборниках, печатавших образы Богородицы «Незнановская», икона Божией Матери упоминается. Существует еще один образ иконы Божией Матери «Незнановская». Это дорожная икона в желтом окладе, овальной формы, размером примерно 9х12 см. Хранится в частной коллекции антиквара, пожелавшего остаться неизвестным. Но сам факт существования копии иконы свидетельствует о том, что их писали и брали с собой в дорогу. Это могли быть потомки дворян Линевых или люди, хорошо их знавшие и знакомые со святыней. Нам еще предстоит раскрыть многие тайны этой иконы и событий, связанных с ней. Икона поражает своей непохожестью на все существующие образы Богородицы. Богомладенец не держит в руках ни креста, ни хартии, не льнет к Своей Матери, не благословляет, как это Он делает на многих других иконах, а пытается уйти с колен Пресвятой Девы, которая пытается Его удержать. Но Он еще мгновение и покинет объятия Своей Матери… Лицо Его грустно, но полно решимости, левая ручка опирается на руку Пречистой Матери, как бы отстраняя и запрещая удерживать Себя, но правая, хотя и в руках Матери, но вот-вот выскользнет из удерживающей руки Богородицы и Ему остается еще только одно движение и что тогда?.. И здесь со всей очевидностью слышаться слова: «Се, гряду скоро!». А они из книги «Откровения Иоанна», из последней его главы: «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтоб воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтоб иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». (Откр.22,11-14).

http://pravicon.com/info-3817

Так, в книге Исход читаем: «И сказал Господь Моисею: «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки [ковчега]; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края... и будут херувимы с распростёртыми вверх крыльями..., а лицами своими будут друг к другу» ( Исх.25:18–2 0). Во-вторых, что поклоняться святым иконам должно, видно из того, что Сам же Бог Ковчег Завета с распростёртыми над ним херувимами поставил в предмет особенного почтения и благоговения; и это почтение евреи воздавали ковчегу действительно. Так, например, об Иисусе Навине в его книге говорится: «Иисус разодрал одежды свои и пал лицом... на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы» ( Нав.7:6 ). В-третьих, что должно почитать иконы, видно из того, что Сам Господь Иисус Христос изобразил Своё лицо на полотенце для князя Авгаря. Когда некто Анания вручил Господу письмо Авгаря и когда Господь прочитал оное, тогда потребовал воды и полотенце, умылся, отёрся полотенцем, и на полотенце ясно изобразилось пречистое лицо Его. Господь велел отдать этот нерукотворный образ Свой Авгарю, и Анания отдал. Когда Авгарь получил его, тогда исцелился от много лет одержавшей его болезни и крестился со всем домом своим. В-четвёртых, что должно и можно почитать святые иконы, видно ещё и из того, что Евангелист Лука писал оные. Так, в житии его пишется: «Он первее образ Пресвятые Богородицы, носящия младенца Предвечнаго Господа нашего Иисуса Христа на руках Своих, живописным художеством написа, и иныя две иконы Пресвятыя Богородицы, и принесе их Матери Господней, аще угодно Ей. Она же видевши тыя Свои образы, проглагола пречистыми устами Своими еще: «Благодать рождшагося из Мене, и Моя, буди с теми иконами». Такожде и святых верховных Апостолов Петра и Павла изображения тойжде Лука Святый на досках написа; и от него по вселенней тое доброе и пречистое дело, писание святых икон, начася». В-пятых, наконец, что можно и должно чтить иконы, открывается из определений седьмого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Кроме того, имеются еще – по одному – краткие чтения (capitula) из одного-двух библейских стихов. В рассматриваемом случае они таковы: на вечерне, в конце утрени и на третьем часе – Сир. 24: 10; на шестом часе – Сир. 24: 11–13 («Прежде века от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки», «Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе, Он дал Мне также покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме – власть Моя. И укоренилась Я в прославленном народе, в наследственном уделе Господа»). Иконография праздника Рождество Пресвятой Богородицы Середина XVII в. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ростове Великом Обстоятельства Рождества Богородицы самым существенным образом сказались на иконографии праздника. При сравнении с изображениями других двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий их строй. Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые. Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII в.) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X–XI столетиям. Однако устойчивая имеющая широко распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют о том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен. Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304), Киевского Софийского собора (первая половина XI в.), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.). На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий), ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.

http://pravoslavie.ru/31991.html

Женщина пробудилась с надеждой. Домашние привезли ее в Москву и внесли в храм святого Николая Чудотворца. Там иконы, показанной во сне, не оказалось. Сопровождавшие рассказали священнику о видении, которое было больной. Тогда он велел принести с колокольни все находившиеся там ветхие иконы Божией Матери. Среди них оказалась и икона с надписью: «Утоли моя печали». Как только икону Богоматери внесли в храм, больная, уже не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами от слабости, вдруг воскликнула: «Она! Она!». После молебна больная приложилась к чудотворной иконе Богоматери и почувствовала в себе силы. Она без посторонней помощи встала на ноги и потом без поддержки вышла из храма святителя Николая. Это чудо совершилось 25 января (7 февраля по новому стилю). В этот день совершается празднование в честь иконы «Утоли моя печали». В настоящее время этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы находится в храме святителя Николая Чудотворца в Кузнецах. Духовный смысл, который соединяется с названием иконы Божией Матери «Утоли моя печали», точно передает тропарь (глас 5): «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево». Объясните, пожалуйста, понимание символики черного цвета в православии священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В православном богослужении черные облачения применяются Великим постом – в период, определенный Церковью для сугубого покаяния и оплакивания своих грехов. Почему кошка ни разу не упоминается в Библии? иеромонах Иов (Гумеров) Слово «кошка» встречается только однажды в Библии – в неканонической книге «Послание Иеремии». Автор говорит о ничтожестве идолов: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки» (Посл. Иер. 1: 21 ). Отсутствие упоминаний в других книгах (прежде всего, канонических) можно объяснить тем, что Священное Писание не является энциклопедией жизни и быта древних людей Палестины, а представляет собой собрание богодухновенных текстов о домостроительстве нашего спасения. Ее цель – научить нас путям Божиим. Различные домашние животные упоминаются только в определенном библейском контексте: описание жертвоприношений, постановления Моисеева закона, важнейшие библейские события, притчи. Часто животные используются метафорически для сравнений и построений образов. Так, например, словом «пес» называются профессиональные блудники: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» ( Втор. 23:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Благодатное Небо Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат. Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5). Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.

http://pravicon.com/info-17

Но распространять эти прещения на святые иконы нет ни малейшего основания, ибо между идолами и иконами, как мы сказали, громадное расстояние. Идол изображает измышлённое существо разных языческих богов, которых никогда не было и быть не может; святые же иконы изображают Самого Господа, Пресвятую Богородицу, святых Ангелов и угодников Божиих. Начало иконам можно, как мы говорили, видеть в изображении Херувимов, которые поставлены были Моисеем в скинии. Следовательно, если приводимые проклятия распространять и на иконы, то этому проклятию подлежит и Моисей, сделавший изображение Херувимов, и всего страшнее, даже Сам Бог, Который повелел это устроить. Наконец, язычники металлические, деревянные и глиняные изображения считали за богов и этим, по слову апостола Павла, «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... и поклонялись, и служили твари вместо Творца» ( Рим.1:23–25 ). У язычников «тленное (то есть идолы) названо богом» ( Прем.14:8 ). Православная же Церковь , почитая святые иконы, не богами их почитает, а, напротив, всю честь, которая воздаётся иконе, она относит не к дереву и краскам, а к тем лицам, которые написаны на иконах. Поклоняясь иконам, мы представляем в своём уме изображаемых на них лиц, как бы они были перед нашими глазами. Например, когда поклоняемся Кресту, представляем в нашей мысли Христа, висящего на Кресте; а когда поклоняемся иконе Божией Матери, возводим ум наш к Пресвятой Богородице и называем Её Блаженной паче всех мужей и жён. Итак, поклонение святым иконам, совершаемое нашей Церковью, не нарушает второй заповеди, так как идолы, о коих говорит она, далеко не тождественны с иконами. Фома. Вы сказали, что излюбленным местом или коньком для противников иконопочитания служит слово второй заповеди Моисеева закона. Но у них есть и другой конёк – это слова апостола Павла, сказанные им в Афинском ареопаге: «мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян.17:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Умягчение Злых Сердец Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение». Как повествует святой евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу «...было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2. 26). И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и появилось название «Богоприимец») и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...» (Лк. 2. 29) Затем он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2. 34, 35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына Своего; после же откроются скрытые помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы. Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей – по три справа и слева и один снизу. Число «семь» в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, в данном случае – полноту всего того горя, «печали и болезни сердечной», которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни. Похожее изображение имеет еще «Семистрельная» икона Божией Матери. Разница только в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе – три с одной и четыре с другой стороны. Празднование этой иконе совершается 13-го августа, в то время, как празднование иконе «Умягчение злых сердец» приходится в Неделю Всех святых. Все верующие, прибегающие к чудотворным иконам с верой и молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются душевные и телесные страдания, они сознают, что когда молятся перед этими образами за врагов своих, тогда исчезают их враждебные чувства, уступая место доброте и милосердию. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Умягчение Злых Сердец " .

http://pravicon.com/info-183

Воспоминание VII Вселенского Собора Прокимен, глас 4, песнь отцов Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших,/и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Стих: Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами. Дан 3:26, 27а Зачало 334. Аллилуия, глас 1 Стих: Бог богов Господь заговорил и призвал землю. Стих: Соберите Ему святых Его. Пс 49:1а, 5а 13. Иверской иконы Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 16. Мученика Лонгина сотника Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 292. Аллилуия, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 18. Святого Апостола и Евангелиста Луки Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 260б. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6А, 8а 22. Казанской иконы Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 23. Святого Апостола Иакова, брата Господня Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010