– А что в частях про бывшего министра думают? – будто мимоходом интересуется преподаватель. – Бог ему судья... – неохотно ворчат священники. А потом все же добавляют: – Замечательно, что его сняли в день Чудотворной иконы Божией Матери, она всегда Русь спасала! Перерыв. Батюшки спешат на обед... сильнее оружия Единственный в стране священник-подводник в столовую не пошел. Мы сидим в пустой аудитории, и он рассказывает, как выходил с экипажами атомных лодок в автономки ( " Пастырь же должен видеть, с чем сталкиваются окормляемые! " ). И приятно улыбается, вспоминая, как прямо в море окрестил 8 матросов, которые решились принять веру, послушав его проповеди. – Это духовное братство посильнее оружия, может, – говорит священник. – Они воспоминания об этом таинстве через всю жизнь пронесут... Улыбка исчезает, когда начинаем говорить о проблемах. – Да, все мы на армейских должностях, но при этом у нас еще и на берегу приходы, – делится отец Олег. – То есть одновременно подчиняемся и владыке, и командиру части. И как быть, если вдруг учения, а владыка на службу вызывает? Или наоборот? Либо воинский, либо церковный устав нарушишь... – А откуда у батюшек такие познания о военных делах? – Здесь нет священников, которые в армии не были. Я вот мичман в прошлом... Звонок... Мало вкладываться в танки... Лекции для батюшек не похожи на обычные. Это скорее дискуссии о том, как воспитать из призывника не просто , не убийцу-карателя, а русского солдата. Защитника, которому не чужды милосердие и жертвенность. Которому за это и ставили памятники. – Мало вкладываться в танки, – констатирует преподаватель. – Нужно и в человека, который эту машину поведет! Батюшкам эти слова нравятся. – Находясь в сложных обстоятельствах жизни, человек цепляется за то, что близко для него, – скажет мне позже архимандрит Андрей Вац, который окормляет 102-ю российскую базу (Гюмри, Армения). – Здесь он готов услышать о чем-то высоком. У меня на каждом богослужении по нескольку солдат впервые в жизни исповедуются. Исповедь – это внутренний переворот, человек в корне меняет свое отношение к тому, что он совершил.

http://religare.ru/2_101040.html

На другой день утром Преосвященный отправился в дальнейший путь вверх по реке Кети. Ехали пустынной местностью. Во весь день не видно было никаких следов человеческого жилья. Вечером было отслужено всенощное бдение по случаю явления Тихвинской иконы Божией Матери. 26 числа в пять часов утра для нагрузки дров пароход остановился у небольшой деревни Усть-Речки (до двадцати домов). На берегу, в ожидании Преосвященного, стояли местные жители числом до пятидесяти человек. Несмотря на раннюю пору, Преосвященный вышел к ожидавшему его народу и стал объяснять происхождение воспоминаемого в этот день события. Затем, когда было приготовлено необходимое к богослужению, Преосвященный в сослужении местного благочинного и священника отслужил водосвятный молебен. После молебна, преподав жителям деревни Усть-Речки благословение, Преосвященный вошел на пароход, который и отплыл далее. Пароход остановился у села Кетного. На берегу собралось до полутораста человек – мужчин, женщин и детей. Они видимо знали о приезде Преосвященного. Когда владыка вышел на берег, вся толпа пала на колени. Преподав народу благословение, Преосвященный обратился к нему с речью. Между встречавшими было много детей. Воспользовавшись этим случаем, он в простых, удобопонятных словах разъяснил им о взаимных отношениях детей и родителей. Был отслужен водосвятный молебен. За молебном народ читал молитвы за Преосвященным и на прошения великой ектении пел: «Господи, помилуй». После молебна Преосвященный пригласил народ петь. Мужчины пели: «Пресвятая Троице, помилуй нас»; женщины: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Благословив затем молившихся, Преосвященный, в сопровождении поющего народа, вернулся на пароход. С трапа он еще раз благословил крестьян. Многие из них пали на колени. Они долго еще оставались на берегу, смотря вслед удалявшемуся пароходу. Вторую половину дня, ночь и весь следующий день Преосвященный и его спутники плыли безостановочно, не видя селений. Вечером 27 числа, накануне воскресного дня, было отслужено всенощное бдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Что сегодня происходит в обществе? XXI век, можно строить храмы, восстанавливать оскверненные церкви. Но нет, находятся те, кто не желает, протестует! Мало русскому сердцу урока, прогремевшего по всей стране 100 лет назад! Оказывается, еще не сполна мы ощутили трагедию происшедшего! Совсем недавно поднялась безумная тема - нашлись люди, которые придают передаче Исаакиевского собора Церкви политическую окраску! Попытались, наверно, Бога пригласить в… одну из партий! Но Бог вне партий, Он как раз - с народом! Задаешь вопрос: " Почему здание храма, где начертано " Дом Мой - Дом молитвы наречется " имеет такое противостояние в обществе " ? Он строился как дом молитвы и здесь должна звучать молитва - а сегодня она звучит не в полной мере. Пока у нас в храмах музеи или любые другие организации, уроки истории, нам не идут на пользу… Мы вновь слышим голос революции, который привел к потрясениям, крови, смертям. Надо образумиться. Бог хочет милости, а не жертвы. Пречистая Дева, пред образом Которой мы молимся, да подаст нам мудрость в верном движении исторического бытия, чтобы мы могли находить в своей жизни, своем духовном багаже, средство жить с Богом и чтобы Она нас Своими Пречистыми руками проносила сквозь скорби. А для этого нужно только желание жить с Богом, нужно приходить со своими детьми и внуками в храмы Божии, чтобы и они видели наше великое духовное наследие и чтобы никогда больше не проливалась на нашей земле человеческая кровь. Чтобы и столь важная победа, которая вершилась и здесь, на берегах Невы, тоже не была предана человеческой неправдой. Дай Бог, чтобы молитвами Царицы Небесной жизнь жительствовала: семьи сохранялись, становилось меньше разводов и абортов, а те, кто когда-то их делали, могли осознать свою неправду, и чтобы давая добрые уроки своим детям и внукам, мы в их глазах и в очах Божьих были чисты сердцем! " Настоятель храма протоиерей Валериан Жиряков поблагодарил правящего архиерея за молитвы и заботу о приходе. После Литургии владыка Игнатий побеседовал с клиром храма, прихожанами и жителями поселка.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

В Благотворительном фонде «Познание» прошла встреча митрополита Волоколамского Илариона с сирийскими детьми, прибывшими для лечения в Москву 15 июля 2019 г. 10:47 14 июля 2019 года на богослужении в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, которое возглавил настоятель храма, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , присутствовали сирийские дети, проходящие курс лечения в Москве. Семилетний Башар Канаан и тринадцатилетняя Сидра Зарур приехали с родителями в Россию 30 июня, чтобы пройти протезирование и реабилитацию в рамках благотворительного проекта «Чужих детей не бывает». В рамках этого проекта осуществляется программа помощи детям, в том числе пострадавшим в результате вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке. Башар год назад играл вместе с братьями в пригороде Дамаска, в это время рядом с детьми разорвалась мина. Он остался единственным выжившим ребенком в семье, но в результате взрыва мальчик потерял обе ноги. Сидра же потеряла ноги в результате взрыва в сирийском городе Алеппо три года назад. Тогда российские военные экстренно доставили девочку в Москву, где ей установили функциональные протезы. Сейчас они стали малы, и Сидра прибыла в Москву для повторного протезирования. После Божественной литургии дети встретились с митрополитом Волоколамским Иларионом на чаепитии. Владыка пообещал юным сирийцам всестороннюю помощь в реабилитации — даже после того, как они вернутся на родину, российские врачи будут продолжать следить за состоянием здоровья и новой жизнью детей. «Я хочу, чтобы вы были крепкими, здоровыми молодыми людьми, чтобы вы могли послужить своей стране. А мы вам будем помогать», — сказал архиерей Сидре и Башару. На чаепитии присутствовали представители благотворительных фондов «Познание» и «Линия жизни», которые организуют финансирование помощи детям и их приезд в Россию на лечение в Научно-практическом центре детской психоневрологии. Благотворительная программа расширяется — с тем, что чужих детей не бывает, согласны и представители фонда РУССАР. Три года назад они помогали Сидре с ее первыми протезами, а сегодня прибыли на встречу, чтобы скоординировать действия фондов для помощи другим пострадавшим детям.

http://patriarchia.ru/db/text/5471629.ht...

Наутро он рассказал об этом товарищам, и они бросились под нары – глянуть, жив ли еще святой старец. И из-под нар их осиял ослепительный свет. Поставив архиепископа на ноги, они просили у него прощения, и с этого дня все насмешки над ним прекратились. Администрация тюрьмы, увидев перемену в отношении к архиепископу Фаддею заключенных, перевела его в другую камеру. 30 декабря 1937 года оперуполномоченный Выгодчиков составил по делу архиепископа Фаддея обвинительное заключение, написав, что тот, «как руководитель контрреволюционной организации, давал задания участникам на организацию контрреволюционных церковно-монархических групп и повстанческих ячеек во вновь организованном Карельском национальном округе через своего посланца Митрофана Орлова, арестованного и осужденного к высшей мере наказания – расстрелу». Выгодчиков рекомендовал передать следственное дело на рассмотрение тройки НКВД. С этим согласились начальник 4-го отделения 4-го отдела УГБ УНКВД по Калининской области Рождественский и помощник начальника 4-го отделения 4-го отдела лейтенант госбезопасности Афанасьев. Само же заседание тройки состоялось еще в предыдущий день. 29 декабря тройка УНКВД по Калининской области в составе ее председателя начальника УНКВД по Калининской области А. В. Гуминского, 1-го секретаря обкома П. Г. Рабова и заместителя прокурора области И. П. Бобкова приговорила архиепископа Фаддея к расстрелу. Верующие не знали о состоявшемся уже приговоре и установили у ворот тюрьмы дежурство, чтобы знать, куда перевезут архиепископа. Архиепископа Фаддея казнили в последний день уходящего кровавого года, 31 декабря, утопив в яме с нечистотами. На следующий день одна из прихожанок принесла в тюрьму передачу, но передачу не приняли, а вместо этого сотрудник НКВД выдал ей в бумажном свертке вещи архиепископа – подрясник, скуфью и белье, а на вопрос, жив ли владыка, ответил: «Нет». Тюремный врач, поддерживавшая связь с близкими к архиепископу людям, сообщила, что его повезут хоронить на кладбище, расположенное напротив тюрьмы у храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», там недалеко от дороги уже вырыта неглубокая яма.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

Взгляд Соловьева на иконоборчество тесно связан с его воззрением на все христианские ереси эпохи Соборов. По его теории, сущность естественной религии Востока есть учение о безусловной разобщенности Бога и мира; в ней Бог является всегда как обособленный, недоступный, безжалостный и всемогущий владыка, как «бесчеловечный» Бог . Сущность естественной религии Запада, напротив, имманентность миру более или менее человекоподобного Бога, в обоготворении человека, в «человекобоге» – кесаре. Христианское откровение становится выше обеих крайностей: оно не разобщает мира и человека с Богом и не сливает их в одно, а учит о их совершенном примирении и объединении в идее истинного Богочеловечества – главном и единственном догмате христианства. Все ереси эпохи Соборов суть различные формы реакции восточного начала, разобщающего человека от Бога – сперва в учении о природах в Богочеловеке, чтобы отсюда перенести разобщение на Бога и человечество, предназначенное, по христианскому откровению, неразлучно и неслиянно объединиться с Богом в универсальном богочеловеческом организме – Церкви как теле Христовом и храме Духа Святого. Иконоборчество последнее в ряду этих ересей. Оно отрицает сперва возможность и значительность человеческого образа в Богочеловеке с тем, чтобы затем отрицать возможность проникновения плоти, или материи вообще, Божественным началом, наперекор откровению – учащему, что материя и дух предназначены к вечному просветленному существованию внутри Божества как Всеединого. Что иконоборцы отрицали значение человеческого образа в Богочеловеке – это, пожалуй, верно; хотя, собственно, они говорили лишь о «неописуемости» Христа по телу. Но далее Соловьев повторяет, только – наизнанку, ошибку Шварцлозе: он тоже приписывает иконоборцам-философам такие идеи, которые могли быть и были в ходу среди иконоборческой толпы, но самими этими мыслителями с негодованием опровергались и отвергались. Они признавали Христа неописуемым вовсе не по стремлению разобщать Божество и материю вообще, как изображает Соловьев. Они признавали святость материального креста, мощей, евхаристии; что плоть Христа была обожествлена, они не только признавали, но именно на этом основании и учили о ее неописуемости. Описуемость Божией Матери и святых они признавали без всякого спора, не отрицая их святости и осенения их Богом; значит, они отрицали не вообще возможность проникновения материи Божеством, а лишь изобразимость того вида их соединения, которому в истории мира есть лишь один (единственный) пример – Богочеловек. Икону Христа они признавали невозможностью, прочие же иконы ввиду невозможности той, которая должна бы быть главною, признавали лишь ненужными и неугодными Богу. Итак, чтобы понять их идею, необходимо ближе рассмотреть, почему именно Богочеловек и только он один, представлялся им объектом, недоступным кисти художника (неизобразимым вообще – ни кистью, ни резцом, ни какими бы то ни было другими средствами).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

«Народное единство – не только некий лозунг, свидетельство о прошлых достижениях нашей страны. Это вызов нашему обществу, которое до сих пор продолжает оставаться разделенным. Поэтому проблемы, которые стоят в сфере консолидации общественной жизни, являются весьма злободневными и важными» - считает митрополит Смоленский и Калининградский. По мнению Владыки, выставка «Православная Русь – к Дню народного единства» - это попытка внести вклад в формирование идейной, духовной, интеллектуальной парадигмы нового праздника. Именно поэтому выставка в «Экспоцентре» 1-4 ноября станет ярким не только церковным, но и общественным событием: говорить о консолидации общества, о значении добрых дел только в рамках религиозных мероприятий недостаточно. Вот почему в этой выставке примут активное участие представители и общественных организации, и государственных структур. Основой духовной доминантой выставки будет принесение в Москву из Костромы и выставление для поклонения верующим в центре павильона чудотворного образа – Феодоровской иконы Божией Матери. И это не случайно, ведь именно им в начале XVII века был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов, когда началась стабилизация общественной жизни в России после Смутного времени. В рамках выставки пройдет два мероприятия – общественные слушания, которые представят возможность для всех заинтересованных лиц участвовать в широкой дискуссии на тему народного единства. Так, первого ноября, сразу после открытия Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II выставки-форума, слушания будут посвящены социальному партнерству и единству общества. Планируется, что в них примут участие представители различных уровней власти, религиозных и общественных организаций, то есть самых разных слоев общества. «Мы сегодня очень много рассуждаем о социальном партнерстве, - заметил председатель Отдела внешних церковных связей. – И, действительно, в условиях свободного рынка, конкуренции и состязательности напряжения между различными полюсами: движениями и партиями, экономическими и политическими интересами, это является нормальным явлением. Но чем должна уравновешиваться состязательность, чтобы она не разнесла в клочья общественный организм? Чтобы нормальная конкуренция не превратилась в смертоносную борьбу? Необходимы некие рычаги, которые уравновешивали бы этот фактор, по сути своей, имеющий идею множественности, разделения, плюрализма», - подчеркнул Владыка.

http://pravoslavie.ru/18978.html

— Вы говорили, что одна из проблем связана с недостатком активных мирян. — Да, у нас очень остро стоит проблема миграции. Если человек теряет работу или уходит на пенсию, например, в Воронежской епархии, он, как правило, никуда не стремится уехать, и его можно пригласить помогать Церкви. У нас же, если люди лишаются работы, то они уезжают с острова при первой возможности. У активных людей такая возможность всегда есть, а неактивные остаются. Люди уезжают не из-за того, что не любят наш остров, они уезжают со слезами на глазах. Но ситуация экономическая такова, что на свою пенсию они будут жить, как бомжи. По-моему, в Москве бомжи живут лучше, чем у нас пенсионеры. И поэтому у нас не сформировался мощный костяк мирян, который мы можем видеть во многих других епархиях. Для нас огромным событием стало участие представителя Сахалинской епархии в перенесении Благодатного огня. Наверное, для центральных епархий поездка в Иерусалим за Благодатным огнем не такое уж большое событие. Но для нас это было очень и очень важно. И спасибо огромное Фонду Андрея Первозванного за это приглашение. Надо честно сказать, здесь у нас люди обижены. Они видят, что правительство бросило народ, забыло о нем. В Магадане, Анадыре, на Камчатке и Сахалине нет железной дороги, и поэтому все цены совершенно иные, тарифы драконовские. Трудно людям живется. И вот к ним, обиженным, забытым, привозят Благодатный огонь... К ним привозят чудотворные иконы. Вот, совсем недавно, в конце апреля, из Киева привозили икону Божией Матери «Призри на смирение». Это громадное событие для острова. Если говорить о миссии, то нам сейчас особенно важно, чтобы приезжали православные миряне. Нам не нужны миссионеры в рясах. У меня этим батюшки занимаются. Но мне очень нужны миссионеры-миряне. Почему? Вот иллюстрация. Когда я читал лекцию в Сахалинском университете, студенты обратились ко мне с таким вопросом: «Владыка, скажите, а православие — это отживающая религия?» Я говорю: «С чего же вы это взяли?» — «Да мы видим представителей православной веры, и эти умные, образованные молодые люди — всегда в рясах. Мирян, гражданских мы не видим. И в то же время к нам приезжают прекрасные светские люди, бизнесмены, общественные деятели, но они уже не православные. Они баптисты, адвентисты, пятидесятники…» Да, сегодня, у нас таких на Сахалине нет. Еще не сформировалась мощная прослойка православной общественности. И для нас очень важно, когда приезжает, например, директор школы, где введены основы православной культуры, и со своими коллегами начинает говорить на профессиональном языке. Приезжает к нам интересный, авторитетный врач, я веду его в областную больницу, и он там начинает с медиками говорить на общем для них языке. И мне очень приятно, что нашу боль, наши трудности сейчас могут разделить не только священнослужители, но и миряне. И я благодарен вам, что вы тоже приехали на Сахалин и потрудились на миссионерской ниве, общаясь с журналистами и студентами.

http://pravoslavie.ru/5017.html

– Были моменты, когда вы особенно остро чувствовали, понимали, что промысел Божий вершит судьбу? – Безусловно. Предначертанием Божиим было то, что я не погиб в авиационной катастрофе, когда летел в Аргентину. Первая посадка должна была быть в Люксембурге. Подлетая к аэродрому, самолёт врезался в водонапорную башню. После того, как машина со смятыми шасси, с горящим хвостом приземлилась в лесу, специалисты сказали, что им придётся долго ещё разгадывать загадку, почему самолёт не взорвался в воздухе. У меня же было такое впечатление, что кто-то специально подготовил полянку в лесу, чтобы пассажиры уцелели. К сожалению, не всем повезло: те, кто был пристёгнут, погибли после приземления, не успев выйти до взрыва самолёта. Я трижды собирался пристегнуться после того, как была на то команда, но что-то останавливало. Во время удара самолёта о землю меня перебросило через сиденье, ударился спиной о стенку, но серьёзных повреждений не получил. Из всего багажа уцелели лишь две деревянные иконы Казанской Божией Матери, которые по сию пору со мной, всё остальное сгорело. Это спасение иначе как милость Божию не расценишь. Перст Божий спас меня для покаяния и служения. Было много и других промыслительных событий, но это самое яркое, самое очевидное. Явных свидетельств постоянной связи мира видимого и невидимого достаточно. Но приоткрываются они не всем. Если каждый хорошенько напряжёт память, наверняка вспомнит, как Ангел-хранитель предостерёг от пагубного шага, а то и спас жизнь, потому что ещё не пришло время завершить её на земле – не всё предначертанное Богом совершено. Многие, с кем такое произошло, осознают эту милость Божию и продолжают свою жизнь, подчиняясь Божьим законам с радостью и благоговением. И получают откровения, другим недоступные. Владыка Лазарь с руководством Черноморского флота у памятника Святому праведному воину Федору Ушакову, русскому флотоводцу.      – Примером такого откровения может быть и событие, которое мы вспоминаем в эти дни – великое Таинство Рождения Сына Божия, весть о котором ангелы принесли на землю простым пастухам.

http://pravoslavie.ru/67199.html

«Мы отвергаем оскорбление Девы Марии и всех возвышенных религиозных символов, поскольку это бесчеловечный и аморальный поступок». Архиепископ Севастийский Феодосий. Фото: сайт «Ватани» Архиепископ Феодосий заявил, что «это преднамеренное оскорбление Девы Марии не сможет подорвать Ее высокий статус». Он также выразил удивление, что в трудное время пандемии короновируса, когда люди должны с покаянием обратиться к Господу, происходит атака на религиозные символы. Владыка потребовал изъять кощунственную продукцию с рынка и объявить ей бойкот , а также «потребовал от компании-производителя прекратить оскорблять Деву Марию». В заключение архиепископ Феодосий сказал, что мы помещаем Деву Марию в наши сердца, а «не на нашу обувь, и таким подлым образом, который направлен на оскорбление высоких религиозных и духовных символов» . Наконец, нашлась еще публикация на скромном греческом ресурсе NewsIT, который приводит дополнительные фотографии обувного кощунства. Публикация называется: «Те, кто верят, носят их! Ботинки с Богородицей-Одигитрией (Путеводительницей)» . Фото: NewsIT Как видно из новых фотографий, дизайнеры постарались поместить на каждый ботинок обувной пары сразу три репродукции иконы Божией Матери с Богомладенцем и ангелами: на левую и правую сторону, а также на самый носок ботинка. Фото: NewsIT В связи с этим автор публикации Танос Макрогамбракис пишет, что дизайн такой обуви разработала американская художественная группа «On art gear». Дизайнеры поместили на обувь «шедевр византийского искусства с изображением Девы Марии, держащей на руках Младенца Христа в окружении двух ангелов». По мнению автора, в этом нет ничего «ни священного, ни святого». Собственно, этим кратким замечанием осуждение кощунства и ограничилось. От себя добавим, что богохульная модель до сих пор продается в зарубежных Интернет-магазинах. Возможно, авторы этого «стиля» считают, что он «не хуже и не лучше» стиля «Мона Лиза». Для культурного человека и последнее оскорбительно, поскольку даже репродукциям шедевров мировой живописи не место на ботинках, зонтиках, одеялах и т.п. К сожалению, характерная черта нашего времени – это замена отсутствия художественного таланта механическими манипуляциями с чужими произведениями.

http://pravoslavie.ru/157742.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010