" Исцелить душу " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери " Поздравляю вас с престольным праздником и с памятью святителя Григория Паламы, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня, в Неделю вторую Великого поста, нам преподаются для назидания евангельские примеры, чтобы мы так же устраивали свою жизнь. Все деяния Спасителя на земле были продиктованы любовью к роду человеческому. Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает, как Господь находился в Капернауме у кого-то в доме и беседовал о вечной жизни. В это время четверо друзей пытались поднести к Нему расслабленного на носилках. Дом был плотно окружен людьми, и они не могли войти в дверь. Тогда они решили спустить его через крышу: разобрали кровлю, опустили носилки и положили больного к ногам Спасителя. Обычно, прежде чем совершить чудо, Господь спрашивал, верует человек в Него или нет, и если верует, исцелял. Но здесь Господь не спрашивал, потому что видел их веру на деле. Вера без дел мертва, а когда показана делами, это живая вера. Когда приход наполняется народом, у народа живая вера. Вот и Господь увидел, что эти люди имеют веру, и сказал: " Чадо! прощаются тебе грехи твои " (Мк. 2:5). Рядом были книжники и фарисеи, они возмутились: какое Он имеет право прощать грехи? Господь прочитал их мысли и спросил: " Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой " (Мк. 2:9-11). Больной встал, и это было невероятное чудо " . " Господь показал нам для назидания, как важна была вера людей, сострадавших этому человеку, - продолжил архипастырь. - Мы помним другую историю расслабленного, у Силоамской купели: тот человек лежал 38 лет, и у него не было никого, кто бы ему помог (Ин. 5:5-7). А этому человеку повезло, у него были друзья, наверное, он тоже помогал им, когда был здоров.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Омыть душу " апреля 2018 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском соборе В четверг Страстной седмицы, 5 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском морском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили настоятель протоиерей Богдан Сойко с клиром и другие священнослужители. Чтец храма иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " на Лесном проспекте Александр Малышев был рукоположен во диакона. Был совершен чин освящения соли. Затем митрополит обратился к верующим с проповедью. " Великий четверг - особый день в Церкви, без которого не было бы и самой Церкви, и нашего спасения, - начал владыка. - В этот день Господь установил Таинство Евхаристии. Он и пришел с неба на землю ради того, чтобы мы могли вкушать Его Тело и Кровь. " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин. 6:56). Господь исполнил последнее, что обещал - отдать Свою жизнь за нас. Показал, какая должна быть любовь в Церкви - жертвенная, когда мы полностью отдаем себя ближним " . " Если у нас половинчатая любовь, мы не ученики Христовы, не исполняем заповедь новую, которую Господь дал на Тайной Вечере ученикам: " Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга " (Ин. 13:34), - продолжил архипастырь. - Но жертвенная любовь невозможна без смирения. Господь на Тайной Вечере, как последний раб в иудейской традиции, омыл Своими руками ноги Своих учеников, показав нам, как мы должны приступать к Таинству Причащения " . " Перед причащением нужно обязательно омыть душу - исповедоваться. С чистой душой, страхом, трепетом и благоговением приступать к пречистым Телу и Крови Господним, чтобы причащение послужило к вечной жизни " , - отметил митрополит Варсонофий. Он поздравил причастников, пожелал верующим как можно чаще прибегать к Чаше Господней, а настоятелю преподнес Страстное Евангелие. Настоятель поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву, поздравил его с 40-летием диаконской хиротонии и преподнес икону Спасителя.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Понимание заповедей " сентября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери " Мы слышали сегодня евангельское чтение, где Господь разъяснил, что значит наследовать жизнь вечную, - сказал владыка в проповеди. - Некий юноша спросил Его, что надлежит делать, чтобы иметь жизнь вечную, и Христос ответил: " Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди " (Мф. 19:17). Заповеди - это то, что Бог дал людям уже в раю. Помните заповедь, которую Он дал Адаму и Еве? Вокруг них был прекрасный рай, в нем росло множество деревьев, они могли есть все плоды, кроме плодов с одного дерева: " От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт. 2:16-17). Так Господь воспитывал человека, чтобы он стал совершенным. И мы знаем, что человек не выдержал искушения - он был еще чист, непорочен, но диавол сумел подкрасться и искусить. Человек нарушил эту заповедь - и стал страстным, тленным и смертным. Этот личный грех первых людей как болезнь передается всем потомкам. Потом, мы знаем, Господь дал другие заповеди Моисею на горе Синайской, которые передал в скрижалях роду человеческому. Если бы человек исполнял эти заповеди, он тоже смог бы наследовать жизнь вечную. Но люди не только не исполняли эти заповеди - они искажали их. Например, сказано: " Почитай отца твоего и мать твою " (Исх. 20:12). Заповедь вроде бы понятная и простая. Но толкователи придумали, что тот, кто пожертвовал на храм, может ничего не давать родителям. Господь растолковал, что это людские измышления, а не Его заповедь " . " Господь часто говорит: " В Законе сказано так, а Я говорю... " То есть Он дал Свой комментарий на заповеди, хотя все их исполнял, ни одной не нарушил. Заповеди уже были искажены книжниками и фарисеями, и Христу пришлось их еще раз комментировать и растолковывать, в том числе для нас. Поэтому, если у нас есть недоуменные вопросы, как жить, поступать, Господь советует открывать Священное Писание: там на любой случай жизни есть ответ.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

После литии сотрудник Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии, настоятель храма святой равноапостольной княгини Ольги в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области иерей Евфимий Добрянский произнёс проповедь, в которой отметил: «Апостол Пётр говорит: " Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире " (1 Пет. 5: 8–9). Мы когда-то пришли в резиденцию к владыке Иоанну, в том числе отец Александр Захаров, представители Братства Иоанна Чурикова, Владимир Алексеевич Михайлов (который возглавил Православный клуб " Бодрствование " , действующий ныне при храме во имя иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " на заводе АТИ). Мы говорили с владыкой Иоанном о том, что как-то надо в Санкт-Петербурге поднимать дело трезвости. Мы просили владыку дать нам священников-трезвенников, чтобы они нас окормляли. На это владыка Иоанн сказал нам: " Из священнослужителей-трезвенников у нас только я и отец Александр " . Вот такое было тогда от владыки Иоанна благословение. Дай Бог нам, дорогие мои, и сегодня утверждать трезвость. Его благословение никто не отменял. Сейчас уже стало много священников трезвенников, а слова апостола Петра актуальные всегда. Дай Бог нам всем постоянно находиться в трезвении. Александро-Невская Лавра – это место упокоения священников, святителей, они нас вдохновляют своим примером, мы вспоминаем их, живём и радуемся. Дай Бог нам всем трезвиться, радоваться не только телесно, но и духовно. Без духовной трезвости одна телесная трезвость ничего не даст. Господь сказал: " Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего " (Иоан 15: 5). Помоги нам всем Господи пребывать в трезвости, чтобы обрести радость совершенную!» Далее участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба «Бодрствование» и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В. А. Михайлова, находящуюся неподалеку. Здесь также была совершена заупокойная лития.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/30/vs...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти 31 января 2021 года, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, в день памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобных Сергия Радонежского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Литургии владыка Иларион обратился к присутствующим c архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали, дает нам возможность задуматься о том, как мы читаем Евангелие и как мы понимаем слова Господа нашего Иисуса Христа. Очень часто люди из всего Евангелия выбирают какое-то одно изречение и, пытаясь понять его буквально, приходят к ложному представлению о том, чему в действительности учил Господь Иисус Христос. Наш великий русский писатель Лев Николаевич Толстой прочитал в Евангелии слова Христа: «не противься злому» (Мф. 5.39) и из этого извлек учение о том, что нельзя никогда сопротивляться злу, которое существует в мире. Если, например, начинается война, то не следует брать в руки оружие, чтобы защищать свою страну, и вообще христианину не следует служить в армии. Это лишь один из множества примеров неправильного, ложного истолкования того, что говорил Господь Иисус Христос в Евангелии. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о том, как некий человек подошел к Иисусу и сказал: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18.18). И Господь ответил ему: «что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18.19).

http://mospat.ru/ru/news/60684/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Покаяться – значит изменить образ жизни 17 января 2020 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Неделю пред Богоявлением мы слышим евангельский рассказ об Иоанне Крестителе. Он содержится в самом начале Евангелия от Марка, которое начинается со слов: «Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия…» (Мк. 1.1) , – и далее рассказывается об Иоанне Крестителе. Почему Евангелие Иисуса Христа, то есть благая весть, которую на землю принес Спаситель, Сын Божий и Воплотившийся Бог, должно было начаться не с Его проповеди, а с проповеди другого человека? Почему слова: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 1), – впервые произнес не Господь Иисус Христос, Который с них начал Свою проповедь, а Иоанн Креститель? Потому что Богу было угодно послать Иоанна Крестителя как вестника для  израильского народа, чтобы он подготовил народ Израиля к принятию Господа и Спасителя Иисуса Христа. «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1.4). Иоанн Креститель говорил людям: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3. 11). И люди внимали его словам – кто с любопытством, кто со страхом, кто с недоумением. Они не знали о Ком говорит Креститель, пока, как мы слышим из Евангелия от Иоанна, он не указал на Него перстом и не сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира» (Ин. 1. 29).

http://mospat.ru/ru/news/59753/

" Сострадать Ему " апреля 2019 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери Курской Коренной " Мы подошли уже к самим страданиям нашего Господа и Спасителя, - сказал владыка в проповеди. - В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается, как Иисус Христос, выйдя вечером из Иерусалима, пришел в дом к Симону фарисею, которого исцелил от проказы. Симон устроил Спасителю ужин, и одна женщина, узнав, что Он с учениками находится в доме Симона (а это была великая радость для любой семьи, радость неизреченная - Сам Господь приходил с учениками!), подумала: " Он излечил Симона от проказы, а я - великая грешница. Он может исцелить меня от моих грехов " . Женщина купила ароматы, пришла в тот дом и возлила на голову и ноги Христа драгоценное миро. Иуда стал говорить ученикам: " Зачем такая трата, ведь можно было продать это миро и деньги отдать нищим! " Господь прозорливо узнал о его мыслях и сказал: " Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала " (Мф. 26:10-13) " . " Конечно, ученики огорчились, что Спаситель опять говорил о Своей смерти, о погребении, - продолжил архипастырь. - Он сказал, что эту женщину будут помнить везде, где будет проповедано Евангелие - и мы как раз сегодня вспоминаем ее. Хоть она и была грешницей, но получила от Господа такую славу, что имя ее по всей земле звучит, и мы вспоминаем ее в Великую среду. Господь не дал ей никаких духовных даров - только сказал, что память о ней сохранится на века. Но за памятью последуют духовные дары и, главное, спасение ее души. Мы видим, что Господь никого не отвергает, никакого грешника. Что бы человек ни сделал, если идет с покаянием ко Господу, Он всех принимает. Поэтому мы поем в эти дни: " Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный! и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя! "

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Учиться молитве " марта 2018 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию на подворье Зеленецкого монастыря   В Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, 18 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель иерей Богдан Полевой с клиром и другие священнослужители. Митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью. " В этот день Святая Церковь в евангельском чтении напоминает о важности молитвы и поста, - сказал владыка. - Господь, спускаясь с горы Фавор, увидел внизу какое-то движение, услышал шум и крики. Отец привел бесноватого сына к ученикам Христовым, чтобы исцелить его, но те не смогли. Тогда он обратился к Спасителю, плакал и просил, чтобы Он исцелил его сына. Господь спросил у отца, с каких пор его сын так страдает, и тот ответил: " С детства " . Каждое слово в Евангелии имеет смысл, и эти слова тоже не случайны, мы к этому еще вернемся. Господь готов был исцелить бесноватого, но нужна была вера: " Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию " (Мк. 9:23-24). Вдумайтесь в эти три слова: " Все возможно верующему " . То есть если мы - настоящие верующие, то можем исцелять болезни, изгонять бесов. Если у нас такой силы нет, значит, какие мы верующие? " " Потом, наедине, Господь объяснил ученикам, почему они не смогли изгнать беса: " Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста " (Мк. 9:29), - продолжил архипастырь. - Апостолы не постились во время земной жизни Христа, и фарисеи упрекали Его в этом. Господь отвечал им: " Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься " (Мф. 9:15). В Гефсиманском саду Господь попросил учеников побыть с Ним, пока Он молится, и они заснули (Мф. 26:40), потому что не были усердными молитвенниками. Господь показывает, как нужно относиться к молитве и посту. Молитве надо учиться, она сразу не дается. Это особый дар, и если мы будем желать его, постоянно обращаться к Богу, спешить в храм, сможем его обрести " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Что мы радуемся этому счастию и чтим Матерь Божию, в Ея чудотворном лике, об этом, сказал Владыка, свидетельствует то, что вчера на сретение Ея вышли все – малый и большой, богатый и бедный, знатный и убогий, слуга и властелин, начальники и подчиненный. Не то ли же самое свидетельствует настоящее многочисленное стечение народа, теснота в храме, это неудержимое всех стремление к чудотворному образу, чтобы лобзанием его выразить свою любовь к Матери Божией и освятиться Ея благодатно, и наконец, предстоящий крестный ход кругом города, разрешенный высшею духовною властию, по просьбе представителей его». Далее Владыка сказал слушателями о томи, какую еще можно оказать любовь к Матери Божией по отношению к Ней и самих себя. «По отношению самих себя, сказал Владыка, мы сделаем угодное Матери Божией то, что, если кто из нас привязан к какой-либо страсти, разорвем эту связь здесь, в присутствии чудотворного образа. Матери Божией будете это приятно и для нас спасительно. По отношению к Матери Божией мы сделаем то, что в предстоящий крестный ход всею массою пойдем в след Ея. Да и возможно-ли иначе? Уже ли Матери Божией одной идти кругом града? По своим нуждам житейскими нас ничто не удерживаете оставаться дома и совершать иногда далекие путешествия. Уже ли же для Матери Божией мы не сделаем того, что делаем для себя и для других. Еще больше выразим усердия с своей стороны, продолжали Владыка, если в настоящие дни в честь Матери Божией будем совершать какие-либо добрые дела». При этом Владыка указали и примеры. «Тебе, например, должен бедный человек известную сумму, и уплата с его стороны почти не возможна, а тебя она не можете ни обогатить, ни разорить. Скажи ему ныне, что в честь Матери Божией прощается ему долг сей. Или – тебя оскорбили известный человек; ты можешь, по закону, подвергнуть его за сие немалому наказанию: вместо преследования отпусти ему нанесенное тебе оскорбление и скажи, что ты делаешь это в честь Матери Божией. Наконец, ты знаешь, что в убогой хижине живет вдова с малолетними детьми, которая сегодня, быть может, последний кусок хлеба разделила птенцами своими, а на завтра не иметь ничего. Зайди в эту хижину, окажи посильную помощь сиротами и скажи, что данное ими прислано от Матери Божией! Все эти и подобный ими дела, сказали Владыка, как будут приятны для Матери Божией! Как отрадны и полезны и для нас самих! Ибо Владычица мира не останется пред нами в долгу, а испросить у Бога Сына Своего новые милости и благословения».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

Обращаясь к гражданам, Владыка спросили: чувствуете ли, братия моя, милость и благодеяние Божие, дарованный вам чрез открытие у вас минеральных вод, и стараетесь ли быть благодарными к своему небесному Благодетелю?». Далее Владыка указали гражданами и самые способы к засвидетельствованию благодарности пред Господом. «Свою благодарность Господу, сказал Владыка, вы можете засвидетельствовать, во-первых, тем, если будете иметь особенное усердие ко храмам Божиим и попечение о их благоукрашении». Что Господь не оставляет воздаянием за то, что делается на пользу Его видимых на земле жилищ или храмов, Владыка указали на Давида и Соломона, из коих первый за одно желание создать храм и за приготовление материалов на его устроение, а второй за самое создание храма получили благословение Божие и себе, и своему потомству. «Во-вторых, вы засвидетельствуете благодарность свою Господу, продолжали Владыка, если с прибывающими к вам для лечения водами будете обращаться по духу любви и милосердия христианскаго, а не по своекорыстным расчетам. В-третьих, град ваш засвидетельствует свою благодарность Господу если вы, жители его, будете отличать себя чистотою нравов и благочестием христианским, если прибывающие для лечения водами не будут находить у вас искушений и соблазнов для себя. Это и будет вашею наилучшею похвалою и самою высокою благодарностью Господу за Его премудрый Творческий дар». В заключение Владыка сказали: «Когда Творец вселенной увидит, что благодеяние, от Него дарованное, служа внешнему процветанию города, не приносили вреда вечному преспеянию и духовному совершенству его обитателей, тогда усугубит свое благословение над целебною силою вод; слава их распространится еще более, а с нею увеличится и число посетителей. Напротив, когда граждане окажутся, по своей жизни, не признательными к своему небесному Благодетелю, не будут оказывать помощи страждущему человечеству, а стремиться лишь к своей личной пользе, то кто знает, что может быть чрез это? Не сбудется ли тогда, сказали Владыка, и над Старорусскими водами притча о соли обуявшей ( Мф.5:13 )? Как бы и они по примеру других вод не лишились своей целебной силы, когда не пребудет над ними Божие благодатное благословение. Да и пребудет ли оно там, где оскудели вера и любовь? Имеяй уши слышали да слышит», заключил Владыка.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010