Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Состав установленного, очевидно, еще в XVII в. иконостаса неизвестен. В описании 1764 г. он характеризуется как иконостас «новоманерной... и резной работы», позолоченный, состоявший из местного ряда, праздничного чина, яруса пророков и праотцов. Перед местным рядом находились 4 медные лампады. В 1836 г. были расписаны стены внутри собора и на паперти храма. Никольский храм был преобразован в посл. четв. XVII в. в придельную церковь, располагавшуюся в сев. части Троицкого собора. Архитектурные особенности придела не отмечены в описи К. м. 1764 г. Иконостас в это время включал только местный ряд. В ярусе над царскими вратами находились образ «Отечество», 2 образа архангелов, 2 - апостолов, иконы Божией Матери «Троеручица» и «Казанская». К 1823 г. был устроен новый иконостас, вызолоченный позолотчиком из г. Осташкова М. В. Печкиным за 800 р. В нач. XX в. иконостас «простой работы», с вызолоченной резьбой был окрашен масляной краской. В 1823 г. каменный пол в приделе был заменен деревянным. По-видимому, ремонтные работы проводились и позднее, т. к. в 1832 г. придел был освящен архиеп. Тверским и Кашинским Григорием (Постниковым) . К кон. XIX - нач. XX в. к сев.-зап. стороне придела пристроено каменное помещение для ризницы и б-ки. В Никольском приделе, под полом, возле зап. стены храма, находилась каменная палатка - место упокоения храмоздателей Никольской ц. схимников Сергия Клобуковского (Ансимова) и Марфы, насельницы кашинского в честь Сретения Господня жен. мон-ря. Палатка построена ок. 1669 г. на средства схим. Марфы. На зап. стене собора была установлена белокаменная плита с памятной надписью. Место погребения в храме в 1-й трети XIX в. было огорожено решеткой, перед к-рой установлена древняя Казанская икона Божией Матери, на стене над решеткой находилась фреска с изображением «преподобных Сергия и Марфы».

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Возможно, уже в И. Успенского собора во Владимире (25 икон) имелась икона «Св. Троица», которая числится в описи храма 1771 г. Иконы пророческого ряда в XV в. были поясными, единоличными («Кашинский чин») или по 2–3 изображения на досках горизонтального формата. В Троицком соборе все пророки обращены к центру ряда, где находилась икона Божией Матери «Воплощение» («Знамение «; не сохранилась), в И. Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря фигуры сгруппированы по 3, центральная показана прямолично, боковые – в повороте к ней. Состав пророков не был жестко иксирован, однако главное место отводилось св. царям и пророкам Давиду и Соломону, затем Моисею и 4 пророкам – Исайи, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу. Атрибуты помимо свитков с текстами пророчеств в это время встречались редко (рог у прор. Самуила в иконостасе Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря). В XVI в. из праздничного ряда исключили Страстной цикл (кроме «Распятия»), но добавили «Воздвижение Креста» и Богородичные праздники протоевангельского цикла: «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм» (иконостас Рождественского придела Софийского собора в Вел. Новгороде, сер. XVI в.). Во 2-й пол. XVI в. в праздничном ряду «Походного иконостаса « (ТКМ) впервые встречается «Покров Богородицы». Последовательность икон могла соответствовать евангельской хронологии или календарной очередности праздников, но чаще оба принципа комбинировались. Пророческий ряд появился в ростовом варианте (иконостас Софийского собора в Вел. Новгороде, 1528?). Важнейшим новшеством стало возникновение во 2-й пол. XVI в. поясного праотеческого ряда (наиболее ранний из достоверно датированных – в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, 1598). В центре его находилась икона «Отечество» (в более поздних И.– «Господь Саваоф», «Св. Троица (новозаветная)»). В Благовещенском соборе Сольвычегодска (кон. XVI в.) имелось 40 образов праотцев на 10 досках, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря (1600) – 21 икона праотцев. Над иконами праотцев устанавливали на столбиках резных или литых шестокрылов-херувимов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

Ныне мощи аввы Германа почивают в часовне его имени 191 . Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келлие преподобного Савватия и пред которым молился вместе с ним и авва Герман 192 . Вот древний тропарь авве Герману: «Украсившись, премудре, постническим житием, спостник был еси и сожитель в морском отоце преподобным отцом Зосиме и Савватию, сподвизався в молитвах и трудах и в пощениях, преподобие отче Германе: но яко имея дерзновение к Богу, моли избавити нас от враг и спасти души наши». Этот тропарь написан был в 1602 году на старой Тотьме пресвитером Григорием, по приказанию явившегося ему Германа, и им же потом одобрен. По тому же видению написан был образ преподобного Германа, вместе с Зосимою и Савватием, и от того образа истекло несколько исцелений больным 193 . Приложение 4-го числа. Преподобный Андрей Рублев Сведения о святом Андрее Рублеве очень немногочисленны. Это житие преподобного Никона Радонежского, краткой и пространной редакции; «Отвещание любозазорным» святого Иосифа Волоцкого ; «Сказание о святых иконописцах» конца XVI – начала XVII веков и летописные упоминания. Важное дополнение к немногочисленным сведениям о святом Андрее составляют его произведения – иконы и росписи. Согласно известному постановлению VII Вселенского Собора, Православная Церковь почитает образ «наряду с Крестом и Евангелием». Поэтому создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. Подвиг благочестия может перерастать в святость. Отсюда особый чин в православной иерархии святости – чин святых иконописцев во главе со святым апостолом и евангелистом Лукою, написавшим, по преданию, образ Божией Матери. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий. Величайшим русским иконописцем был и святой Андрей Рублев. Его основные произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле, росписи и иконостас Успенского собора во Владимире, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора в городе Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре, икона «Святой Троицы» из того же собора; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Столярные работы выполнялись в Абрамцевских мастерских художественной резьбы по дереву, иконы были заказаны иконописцам Троице-Сергиевой лавры. Интерьер верхнего храма украшал стильный одноярусный дубовый иконостас с небольшим праздничным чином, массивные киоты на солее, дубовое паникадило. Через 50 лет после обустройства храма этот иконостас был демонтирован, его заменили на более пышный по декору, перемещенный сюда из закрытого Христо-Рождественского собора. Иконостас выполнен в неорусском стиле, по проекту архитектора В.А.Косякова, изначально находился в Либаве (Лиепае), в церкви св. Александра Невского (1896 г.). В Ригу, в Христо-Рождественский собор этот иконостас был перевезен после 1 мировой войны, когда вновь обустраивали интерьер поруганного немцами храма. Вероятно, из Христо-Рождественского собора были перемещено и большое паникадило в технике прорезного железа, а также крупные киоты в стиле эклектики, которые мы видим сегодня у стен. Все эти элементы убранства красивы, но разностильны, поэтому интерьер собора уже не имеет прежней целостности. Местонахождение первоначального дубового иконостаса и паникадила Св.-Троицкого собора неизвестно. На солее сохранились два киота с виртуозно выполненной резьбой, еще несколько киотов перемещены в нижний храм. Роспись стен выполнена только на восточной стене и на подпружных арках. Интерьер нижнего храма сохранился в своем первоначальном виде. Это единственный в Латвии замечательный памятник церковного искусства в стиле модерн. Одноярусный дубовый иконостас вписан в низкие своды храма-усыпальницы. Резная дубовая сень установлена над гробницей с плащаницей Успения Божией Матери. Убранство дополняют резные поворотные подсвечники на иконостасе, оригинальные аналои и киоты, плиты надгробий, дубовые двери. Храм строился на средства из государственной казны, отпущенные по указу Императора Николая II, а также на частные пожертвования со всей России. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06104

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры Орёл в память спасения Петра 1-го внутри Успенского собора. Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока. Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII b. с иконами XVII b. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII b.). Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения. Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV b. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

http://sobory.ru/article/?object=03961

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Сер. (?) XVIII в. (Кресто-воздвиженская ц. в Иркутске) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Сер. (?) XVIII в. (Кресто-воздвиженская ц. в Иркутске) В XVIII-XIX вв. для храмов Вел. Устюга и окрестностей в большом количестве создавались изображения блаженных Прокопия и И. в традициях стиля барокко, а затем - академической живописи. Эти иконы, сохраняя уже сложившуюся иконографию юродивых, нередко дополнялись фигурами др. святых, особо чтившихся в синодальный период (сведения о таких произведениях см.: Сорокатый. 2005. С. 298, 304, 307, 309, 312, 313, 319, 332). В 1740 г. К. И. Березин написал для иконостаса собора устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря икону блаженных Прокопия и И., мч. Иоанна Воина, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия, блгв. кн. Александра Невского. В 1777 г. А. В. Колмогоров выполнил для иконостаса Троицкого собора Троице-Гледенского мон-ря образ устюжских юродивых и свт. Димитрия Ростовского. Развитие почитания свт. Стефана Пермского как местного, устюжского святого отразилось в соединении его образа с изображениями блаженных Прокопия и И. на иконе местного ряда иконостаса Успенского собора, написанной в 80-х гг. XVIII в. прот. В. А. Аленевым ( Он же. 2003. С. 144; известна также икона свт. Стефана, блаженных Прокопия и И. 1903 г.). Развитие устюжской монументальной живописи XVIII в. привело к появлению образов блаженных Прокопия и И. в росписях храмов Устюга и др. городов и сел региона (заключенные в барочные картуши фигуры устюжских юродивых, очевидно выполненные в посл. четв. XVIII в., сохр. в алтарной части Благовещенского собора в Сольвычегодске). Из произведений XIX в. следует отметить образы блаженных Прокопия и И. в посвященных им часовнях 1814 г. у св. ворот устюжского Михаило-Архангельского мон-ря ( Савваитов П. И. Описание Велико-Устюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского мон-рей. СПб., 1848. С. 34; Сорокатый. 2005. С. 342) и убранство ц. во имя И., уже обновлявшейся в 1713 г. и в 70-80-х гг. XVIII в. В 1830 г. была переделана рака святого (видимо, тогда была изготовлена сень с клеймами, изображающими чудеса и преставление И.; надгробный образ в ризе «с сердцеподобным ожерельем» мог быть более ранним), в 1833 г. акад. П. Медведков и устюжский иконописец Решетов написали иконы для местного ряда иконостаса, в т. ч. образ И. ( Попов. 1862. С. 24, 26, 27).

http://pravenc.ru/text/469408.html

XVII в. и 3-й четв. XVIII в. (КМЗ КОК 24419; 24595; КМЗ ВХ 560). К 2011 г. часть книжного собрания И. м. хранится в Церковном историко-археологическом музее Костромской епархии, отдельные рукописи (помимо перечисленных выше) - в ГА Костромской обл. (Ф. 558) и в фонде 138 ОР РГБ (собрание Костромской обл. б-ки им. Н. К. Крупской). А. А. Турилов Святыни, ризница Частица ризы Господней в ковчеге (XVIII в.). Дар царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета Частица ризы Господней в ковчеге (XVIII в.). Дар царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 1 июля 1626 г. царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет пожаловали И. м. часть ризы Господней, полученной им в 1625 г. в дар от персидского шаха Аббаса I. Святыня хранилась в Троицком соборе над царскими вратами в чеканном сребропозлащенном ковчеге (XVIII в.) вместе с частицами мощей многих святых. В местном ряду иконостаса Троицкого собора (2-я слева от царских врат) находится чтимая икона - список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери (сер. XVI в.). Точных сведений о времени появления иконы в монастыре нет. В краеведческой литературе сер. XIX - нач. XX в. она упоминалась среди вкладов в обитель царя Михаила Феодоровича, однако во вкладной книге монастыря упоминаний об иконе нет. Тем не менее в монастырской описи 1701 г. указано, что икона стояла в местном ряду соборного иконостаса 2-й слева от царских врат (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 34). В 1756 г. ее поместили в специальный киот перед правым клиросом, в 1827 г. вернули на прежнее место в иконостасе. В 1867 г. в С.-Петербурге в мастерской Ф. А. Верховцева для иконы был создан «бриллиантовый» оклад (снят в 20-х гг. XX в. и передан в ГТГ, ныне местонахождение неизв.); совр. драгоценный оклад изготовлен в 2010 г. ( Куколевская. Тихвинская икона. 2003). Тихвинская икона Божией Матери. Икона местного ряда Троицкого собора. Сер. XVI в. Тихвинская икона Божией Матери. Икона местного ряда Троицкого собора. Сер. XVI в. К нач. XX в. в Троицком соборе сохранились ок. 90 икон, пожертвованных Д.

http://pravenc.ru/text/673737.html

1 декабря 1619 года освящена церковь Преподобного Сергия в селе Деулине. В 1620 году Авраамий Палицын завершил работу над Сказанием об осаде Троице-Сергиева монастыря. В 1621 году была расписана трапезная палата Троице-Сергиева монастыря. К старой трапезной палате Троицкого монастыря (1469 год) пристроена каменная церковь во имя преподобного Михаила Малеина. Церковь освящена архимандритом Дионисием. А главы Успенского собора Троицкого монастыря обиты белым немецким железом. В 1622 году в западной паперти Успенского собора была похоронена дочь Бориса Годунова царевна Ксения, в монашестве Ольга. В 1623 году была начата постройка новой каменной церкви во имя преподобного Никона Радонежского. А в сентябре 1624 года состоялось освящение новопостроенной Никоновской церкви. В том же году была построена кирпичная келарская палата у казны и кирпичная кузница за братской поварней, устроенная мастером Елисеем. В 1625 году были украшены серебряными окладами иконы и иконостасы в Троицком и Успенском соборах. 29 апреля 1626 года царь Михаил Федорович приложил к иконе Святой Троицы Троице-Сергиева монастыря три драгоценные цаты «с привесными плащами». Вклад царя Михаила Федоровича хранится в лаврской ризнице. В начале сентября 1628 года погорели келии по сторонам Святых ворот и верх Троицкого собора. Уже 23 сентября состоялось освящение Троицкого собора после пожара. А в 1629 году были построены каменные келии по сторонам Святых ворот. В 1632 году устроены новые большие часы на пристроенной к Духовской церкви колокольнице. 10 мая 1633 года скончался преподобный Дионисий – архимандрит Троице-Сергиева монастыря. Он был погребен у южного фасада Троицкого собора. Настоятелем монастыря стал архимандрит Нектарий (Вязлетин; 1633–1640). В 1635 году по завещанию боярина Б. М. Нагого местные мастера возобновили фресковые росписи в Троицком соборе, сохранив при этом композиции фресок преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. В том же году начали строить каменные больничные палаты с церковью при них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Внутренние столбы Троицкого храма также украшены стенописью. В ряду изображений святых на юго-восточном столбе находятся, между прочим, художественные портретные изображения царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, во весь рост, в царских одеждах и со скипетрами в руках и притом в нимбах. Появление этих изображений в Троицком храме объясняется, с одной стороны, тем значением, какое имел этот храм, как место избрания Михаила Феодоровича на царство, а с другой, - из вспоминания о воссоздании этого храма царем Алексеем Михайловичем в 1650-1652 годах. На стенах Троицкого соборного храма, внизу стенописей, имеются две записи о времени исполнения настенной живописи в храме и об исполнителях ее. Первая запись крупною древнеславянскою вязью сделана в виде широкой ленты поверх панели по трем сторонам храма - южной, западной и северной и содержит в себе сведения о том, что церковь сия " изографствомъ подписана " в 1685 году, при державе благоверных великих государей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев, патриархе Московском Иоакиме и архимандрите Ипатьевского монастыря Пахомии с братиею. Вторая запись сделана в клейме на северной стороне храма, вблизи двери, и содержит в себе перечисление имен 18 мастеров, исполнявших стенописи в сем храме. Кроме указанных выше предметов старинного зодчества и фресковых стенописей, в Троицком соборном храме сохранилось много и других драгоценных памятников древности, особенно в виде св. икон, заслуживающих особенного внимания не только со стороны их происхождения, но и со стороны художественности их исполнения, не говоря о материальной их ценности. Предварительно же указания таких икон, обратим внимание на самый иконостас. Существующий иконостас устроен взамен прежнего в 1756 году, при епископе Костромском Геннадии Андреевском, в стиле XVII века, по образцу иконостаса, бывшего до пожара в 1773 г. в Костромском городском Успенском соборе. Иконостас величественный - о пяти ярусах, со столбами, капителями и подзорами, с резными тяблами — виноградными ветвями и кистями, а вокруг столбов храма находятся такие же киоты с тумбами. В 1758 году, при преосвященном Дамаскине Аскаронском, новый иконостас был вызолочен на полименте. В главном иконостасе собора находится до 90 икон, всех же икон в Троицком соборном храме до 270, со включением остальных, помещенных в киотах вокруг четырех внутренних столбов храма и в приделах его. Все эти иконы - старинного письма XVI-XVII веков. По ярусам иконостаса иконы распределены таким образом: в нижнем ярусе - св. иконы, так называемые, местные, богато украшенные ризами и венцами из золота, серебра и драгоценных каменьев; во втором ярусе - праздничные иконы, в третьем - апостольские, в четвертом - пророческие и в пятом ярусе - праотеческие иконы, а наверху иконостаса возвышается св. крест.

http://sobory.ru/article/?object=05167

Г., Каткова С. С. Возрожденные шедевры//Памятники Отечества. М., 1991. 1(23). С. 24-37; Рубанкова Г. Ипатьевский мон-рь: Великое противостояние//Костромские вед. 1992. 15 июля; Нам кажется, пора остановиться: Обращение сотрудников КИАХМЗ к общественности г. Костромы и области//Костромской край. 1992. 18 сент.; Чернецов А. В. Золоченые двери XVI в.: Соборы Московского Кремля и Троицкий собор Ипатьевского мон-ря в Костроме. М., 1992; Заботкина О. К вопросу о вотчинном землевладении костромского Ипатьевского мон-ря (XVI-XVIII вв.)//Краеведческие зап. Кострома, 1993. Вып. 5. С. 14-19; Слепынина Л. Ю. История колоколов Ипатьевского мон-ря//«Минувшее, сливаясь с настоящим…»: IV Тихомировские чт. Ярославль, 1993. С. 19-21; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Васильев Л. С. Церковь Рождества Богородицы Ипатьевского мон-ря//Светоч: Альм. Кострома, 1996. С. 54-56; Румянцева О. Реставрация Ипатьевской обители//Там же. С. 57-60; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 1998. Вып. 1. Ч. 3. С. 4-36; Васильев Л., Зонтиков Н. Правильно ли мы датируем Троицкий собор Ипатьевского мон-ря?//Сев. правда. 2001. 11 окт.; Каткова С. С. Иконостасы храмов Ипатьевского мон-ря по переписным книгам 1595 г.// Она же. Века и судьбы: Сб. ст. Кострома, 2001. С. 68-81; она же. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского мон-ря сер. XVII в.//Там же. С. 82-107; она же. Иконостасы 1756-1758 гг.//Там же. С. 108-135; она же. Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского мон-ря//Светоч: Альм. 2008. 3. С. 67-75; она же. Наружные росписи Троицкого Ипатьевского монастыря. Закомары//Светоч: Альм. Кострома, 2009. 5. С. 183-188; Кострома: Ист. энциклопедия/Под ред. А. К. Шустова. Кострома, 2002. С. 208-209, 211-214, 247-252; Костромские святыни. Кострома, 2002. С. 18-33; Куколевская О. С. Ипатьевский мон-рь: Путев. М., 2003; она же. Тихвинская икона Богоматери (XVI в.) - чтимый образ Ипатьевского мон-ря//Краеведческие зап. 2003. Вып. 6. С. 177-187; она же. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/673737.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010