В нач. XX в. в ризнице сохранялись 3 вкладных царских покрова на раку Н. (один из них - дар имп. Анны Иоанновны). Прп. Никон Радонежский. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в.(?) (ЦАК МДА) Прп. Никон Радонежский. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в.(?) (ЦАК МДА) Новым этапом развития единоличной иконографии Н. стали произведения письма выдающегося мастера Симона Ушакова: поясная икона-пядница «на кипарисе» 1673 г. и ростовой образ на крышку раки 1675 г. из ц. прп. Никона Радонежского в лавре (обе иконы вложены в обитель боярином Б. М. Хитрово и его семьей, СПГИАХМЗ). Образы исполнены в традициях «живоподобия», Н.- старец с тонзурой на темени, схимнический куколь лежит на плечах, перстосложение правой руки именословное, в левой - развернутый свиток, тексты варьируются: «Не скорбите оубо братие о нем же изыдосте о том и подвизати» (на пяднице); «Терпите братие правды ради скорби и беды да вечныя муки убежите…» (на ростовой иконе). Очевидно, эти памятники служили образцами для художников последующего времени. Ведущий царский изограф обращался к образу Н. также в произведении «Похвала Владимирской иконе Божией Матери (Древо государства Московского)» из местного ряда иконостаса московской ц. Св. Троицы в Никитниках (1663, ГТГ). Н.- один из преподобных в медальоне в цветке «древа» в правой части композиции (надпись на свитке: «Радуися, кореню веры православныя и плоде безсмертны[й]»). На иконе «Господь Вседержитель на престоле, с припадающими преподобными Сергием и Никоном Радонежскими» 1684 г. из местного ряда иконостаса Троицкого собора лавры, вложенной в обитель «памяти ради себе» и своих родственников самим Ушаковым, Н. припадает к подножию Спасителя в земном поклоне. В монастырской ризнице хранился поясной образ Н. кон. XVII в. под басменным окладом (СПГИАХМЗ). В 1783 г. создана ростовая икона Н. (под записью в академической манере), закрытая чеканным позолоченным окладом московского мастера, входящая в комплекс аналогичных произведений (образы Господа Вседержителя и Богоматери с Младенцем на престоле, прп. Сергия Радонежского; все - СПГИАХМЗ), предназначавшихся для местного ряда иконостаса лаврской ц. прп. Никона Радонежского. Облик Н. напоминает внешность прп. Сергия, его правая рука - на груди, в левой держит свиток. В кон. XVIII в. образ Н. был написан на сев. двери иконостаса Троицкого собора. В местном ряду иконостаса ц. Сошествия Св. Духа помещен единоличный образ Н. в схимническом куколе, с образом Св. Троицы в руках (1866-1868, иером. Симеон (Смирнов)). Ростовое прямоличное изображение Н. есть на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора лавры (святой в полной схиме, надетой поверх мантии, голова не покрыта, борода раздвоена на конце, в левой руке - свиток). Пример мстерской поясной иконы-пядницы с изображением Н.- образ кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова), на котором святой держит свиток обеими руками. Поясные и ростовые изображения Н. известны также на прорисях с икон XVI-XVI II вв.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Древний иконостас Троицкого собора, состоящий из 3 ярусов (деисусного чина из 15 икон, праздничного - из 19, пророческого - из 6 и царских врат с изображением «Благовещения Богородицы» и 4 евангелистов (СПГИАХМЗ)),- это «поистине прекраснейший иконостас из всех древнерусских памятников» ( Алпатов. 1972. С. 126). Он единственный из первых высоких иконостасов нач. XV в. сохранился почти полностью (утрачены лишь живопись иконы Божией Матери «Воплощение» в центре пророческого чина и, вероятно, одна икона из левой половины праздничного ряда) и находится в том же храме (за исключением царских врат), для которого был создан, причем непосредственно после его постройки. Среди особенностей следует отметить отсутствие икон местного ряда, написанных Д. и прп. Андреем. Это объясняется тем, что он был сформирован еще до приезда в мон-рь художников, т. к. в храме после завершения строительства стали совершаться службы (см. сообщение Житий об украшении церкви до начала росписи «многими красотами»). Вероятно, в число первоначальных икон местного ряда входила «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)» ок. 1422-1424 (?) гг. (СПГИАХМЗ), выполненная провинциальным (ростовским?) мастером. Ап. Иоанн Богослов. Работа прп. Даниила (?). Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г. Ап. Иоанн Богослов. Работа прп. Даниила (?). Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г. Большой интерес представляет расположение в центре праздничного ряда 2 икон с изображением таинства Евхаристии («Преподание хлеба» и «Преподание вина»). Воплощенная в зримых образах идея приобщения человека к Богу и освобождения его от грехов была первоначально подчеркнута строго центричным расположением этих икон по отношению к находившемуся под ними образу «Спас в силах». В наст. время вопрос об атрибуции икон Троицкого иконостаса остается открытым. Если Грабарь распределял раскрываемые в тот период иконы между 2 мастерами - Д. и прп. Андреем (из 14 раскрытых к 1926 икон лишь 3 он относил к Д.), то в дальнейшем возобладало мнение, что иконостас был выполнен большой артелью иконописцев во главе с Д. и прп. Андреем (Дёмина, Лазарев, Лебедева, Плугин и др.). Смирнова оставляла за ними лишь общее руководство работой, отрицая личное участие в написании икон. При атрибуции икон этого комплекса следует не забывать, что подлинная живопись этих произведений сохранилась плохо, причем, чем выше находится ряд, тем хуже сохранность икон. На нек-рых из них к первоначальным относятся лишь рисунок и основные подкладочные цвета. Правильное восприятие живописи искажают потемневшая олифа, общая загрязненность, остатки старых записей и реставрационные тонировки. Обследование иконостаса в 1999-2000 гг. показало, что краски икон были мажорными, многоцветными и хорошо гармонизированными, а их колорит в целом - плотным и насыщенным. Иконостас нуждается в дальнейшем комплексном исследовании, к-рое может помочь решить вопрос об атрибуции икон.

http://pravenc.ru/text/171187.html

Исаак же сам собою был образом Пригвожденного, быв послушен своему отцу даже до смерти, как и Христос» ( Greg. Pal. Hom. 11; рус. пер.: Григорий Палама, свт. Беседы. М., 1994. Т. 1. С. 109; см.: Царевская. 2007. С. 183). Так же парно в медальонах полуфигуры Авраама и И. были представлены на зап. склоне сев. подпружной арки в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363), на зап. и вост. склонах на сев. подпружной арке в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря в Вел. Новгороде (нач. XV в.?). Ростовой образ И. помещен между окнами барабана в ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.), в Спасо-Преображенском соборе в Ярославле (1563-1564), в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (1641) и др. Фреска «Встреча Исаака с Ревеккой» украшает внешнюю стену зап. галереи ц. прор. Илии в Ярославле (50-е гг. XVII в.). Вероятно, к XIII в. относится икона с праотцами Авраамом, И. и Иаковом из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Sotiriou A., Sotiriou M. G. Icônes du Mont Sinai. Athenes, 1956. Vol. 1. Fig. 181). «Жертвоприношение Исаака» представлено также на т. н. большом саккосе митр. Фотия (1414-1417, ГММК). Единолично И. изображен на иконах, входящих в праотеческий ряд высокого иконостаса. Самый ранний пример - ростовая икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (кон. XVI - нач. XVII в., вклад в собор Бориса Годунова). Подобные иконы происходят из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля (50-60-е гг. XVI в., ГММК) - полуфигура на архитектурном фоне, Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1652, КГОИАМЗ), Вознесенского собора Вознесенского мон-ря в Московском Кремле (ок. 1679, ГММК), Рождественского собора Антониева мон-ря (кон. XVII в.), Троицкого собора Троице-Сыпанова мон-ря в Нерехте (1679-1680, КГОИАМЗ), Покровской ц. с. Селезениха Лихославльского р-на Тверской обл. (кон. XVIII в., ГНИИР) и мн. др. В цикле «Страшный Суд» И. изображается вместе с Авраамом и Иаковом в раю: у сидящих на престолах ветхозаветных патриархов (или только у Авраама, как, напр., на фреске Успенского собора во Владимире, 1408) за пазухами видны детские фигурки - души праведных.

http://pravenc.ru/text/674115.html

На заседании Священного Синода 22 февраля 1995 года было принято решение о возрождении Свято-Троицкого монастыря. 2 сентября 1995 года Троицкий собор посетили епископ Василий (Родзянко) (+1999) и епископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Епископ Василий выразил огромную уверенность, что Троицкий собор еще возродится в своем былом великолепии. 7 марта 1996 года экспертная комиссия составила акт обследования состояния Троицкого собора для установления необходимых ремонтно-реставрационных работ. По заключении комиссия сделала вывод, что работа предстоит большая, чтобы привести собор в надлежащий вид. 10 декабря 1996 года Троицкий собор был передан Тобольско-Тюменской епархии. Первое богослужение в Успенском приделе Троицкого собора было совершено 28 августа 2001 года. С этого дня в приделе стали совершаться регулярные богослужения. 16 ноября 2001 года губернатор Тюменской области С.С. Собянин посетил Троицкий собор, выразив озабоченность состоянием уникального памятника, обещал всестороннюю помощь в деле восстановления собора. После праздника Рождества Христова в 2002 году начались работы в главном приделе собора. 29 ноября 2002 года начался монтаж иконостаса собора. 17 марта 2003 года начались работы по установке иконостаса. 15 июня 2003 года первое после 80-летнего перерыва богослужение в Троицком соборе совершил архиепископ Тобольский и Тюменский Димиртий. 28 ноября 2005 года были установлены новые позолоченные купола на главы собора, покрытых нитридом титана. В феврале 2014 года собор был закрыт на капитальную реставрацию. В декабре 2020 г. в Троицком соборе закончена реставрация живописи. В сравнении с рядом стоящей церковью Петра и Павла он кажется огромным. Входишь в собор и сразу отмечаешь его самобытность. Такой стиль росписи встречается довольно редко. На южной стене изображены сюжеты из жизни Иисуса Христа. На противоположной — ветхозаветная тематика: истории, связанные с Моисеем и Авраамом, другими праведниками. Как рассказал заведующий Тобольской иконописной школой, древлехранитель митрополии, иерей Виталий Ведерников, в центральной части собора сохранилось более 80 процентов росписей. Утрачены лишь части орнаментов.

http://sobory.ru/article/?object=05565

Сам Троицкий храм, вместе с большей частью кремля, был огорожен от Успенского собора деревянным забором, что сделало невозможным доступ в него верующих. Так продолжалось до 1920 года, когда храм всё же вернули Церкви. В 1920 году Троицкий собор был захвачен обновленцами. Богослужения в нём совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины. Так, в докладе о состоянии церквей и культимуществе г. Астрахани за 1928 год, представленном в Астраханский горсовет, говорилось: «В Троицком соборе служба производилась один раз в год, то есть в праздник Троицы, но в этом году территориальное управление не разрешило и этой службы и здание совершенно пустует». В связи с чем горсовет признал «ненормальным функционирование Троицкого собора при военном городке и просил ГИК добиться перед ВЦИКом закрытия последнего». Таким образом, в октябре 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжён, согласно акту, составленному 5 июля 1930 года. В самих помещёниях собора и трапезных палат было размещёно Окрархивбюро. В 50-х годах архив из Троицкого собора перевели, а в 70-х годах на его территории постепенно начались реставрационные работы. Была разобрана южная парадная лестница, а на её месте построено гульбище, по предположениям ар-хеологов составлявшее первоначальный облик комплекса Троицкого собора. С северной стороны восстановлена галерея с парадной лестницей. Сами реставрационные работы затянулись надолго и ведутся по сей день. Если монастырский комплекс внешне уже и приобретает благолепный вид, то внутри предстоят ещё значительные работы. Из древних святынь, составлявших некогда достояние Троицкого монастыря, ничего не дошло до наших дней. Но сам монастырь представляет собой величайшую духовную ценность. Здесь под сводами собора похоронены были первые астраханские архиереи: архиепископы Онуфрий, Макарий и Рафаил. Вокруг собора хоронили братию монастыря, а по преданию к северу от храма в братской могиле были погребены убиенные по приказу Степана Разина астраханцы – числом 441 человек. А самое главное – Троицкий монастырь хранит в себе память о пребывании в нём астраханского угодника Священномученика Иосифа, прошедшего в обители путь от молодого послушника до архимандрита. Статья полностью взята с сайта Астраханско-Енотаевской Епархии  (который на момент внесения статьи в sobory.ru прекратил своё существование - прим. мод.) Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18059

и зап. золоченых ворот. Курировали реставрационные работы архитекторы Л. С. Васильев, И. Ш. Шевелёв, искусствоведы Кильдышев и Е. В. Кудряшов. По итогам реставрации сформировался уникальный архив (документы 2-й научной реставрации Троицкого собора хранятся в архиве ГП «Костромареставрация»). В кон. XX в. началась 3-я научная реставрация Троицкого собора (документы 3-й научной реставрации Троицкого собора 1998-2003 хранятся в Департаменте гос. имущества и культурного наследия Костромской обл.). С нач. 80-х гг. XX в. специалисты фиксировали в архитектурных конструкциях собора увеличение старых и появление новых трещин вслед. активизации движения подземных вод и грунта на территории И. м. в результате подъема уровня Волги после строительства системы плотин и водохранилищ. Высокий холм, на к-ром стоит И. м., за последние десятилетия стал возвышаться над водой всего на 2 с небольшим метра. В 1999 г. было проведено исследование состояния фундаментов собора и сделано заключение о срочном их укреплении во избежание обрушения. Средства на проведение работ были получены из фонда Президента России Б. Н. Ельцина, посетившего И. м. в 1998 г., и в течение года необходимые работы были выполнены. В 2000-2001 гг. костромские специалисты осуществили профилактическую реставрацию иконостасной рамы (Костромской филиал ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря) и икон иконостаса (ООО «Изограф»), нанесли новое покрытие сусальным золотом на главу и крест центрального купола (Нерехтская реставрационная мастерская), реставрировали подклет под основным объемом собора и алтарем. С 2005 г. за реставрацию Троицкого собора отвечает наместник И. м. архим. Иоанн (Павлихин). О. С. Куколевская Библиотека В кон. XVI-XVII в. И. м. обладал значительным книжным собранием. Согласно древнейшей из сохранившихся описей церковного имущества И. м. (1595), в б-ке значилось 149 книг. Позднейшие описи (выписка из описи 1643 г. в составе «Описи книгам, в степенных монастырях находящимся», 1689 г. (КГОИАХМЗ. Инв. 389), 1701 г. (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Существует детально разработанная генеалогическая классификация иконографии изображений, входящих в деисусную композицию 12 . Она по­зволяет судить об их вариативности. Надо напомнить, что в состав деисусного чина Спасского монастыря входят иконы Спаса в силах, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апосто­лов Петра и Павла, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Леонтия Ростовского, мучеников Димитрия Солунского и Георгия. Этот сюжетный репертуар отличается от представлен­ного иконами последней четверти XIV в. в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля 13 введением второй пары Святителей — Гри­гория Богослова и Леонтия Ростовского. В составе датируемого теперь вторым десятилетием XV в. иконостаса Успенского собора во Владимире (Васильевского чина), связываемого с мастерской Андрея Рублёва, ещё есть изображения Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, а также была вторая пара Святителей; вероятно, были и мученики. Сохранился чин частично 14 . Выполненный около 1425 г. деисусный чин иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря также имеет вторые пары изображений Апостолов и Святителей, а также иконы мучеников Димитрия Солунского и Георгия 15 . Примерно то же и в деисусном чине иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, где к уже приведённому перечню добавлены иконы Леонтия Ростовского и Петра, митропо­лита Московского 16 , а также иконы мучеников Артемия и Евстратия 17 . Деисусный чин иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненного не позднее 1502–1503 гг., кроме обычного сос­тава изображений тоже имел две пары изображений Апостолов и две пары изображений Святителей 18 . Наконец, следует упомянуть деисусный чин из церкви Иоанна Предтечи Кирилло-Белозерского монастыря 1534 г., в составе которого — две пары икон Апостолов, одна пара икон Святите­лей (Василия Великого и Николы), одна пара икон мучеников, и ещё иконы преподобных Кирилла Белозерского и Сергия Радонежского 19 . В приведённый перечень включены деисусные чины этапных иконостасов, от­ражающих московскую церковно-художественную традицию последней четверти XIV – второй четверти XVI вв., которая позволяет понять именно те особенности, которые свойственны ярославскому деисусному чину.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

Илл. 30. Пророк Аввакум, прп. Иоанн Дамаскин . Фреска в нартексе мон. Высокие Дечаны. XIV в. Косово. Сербия. Илл. 31. Пророк Аввакум, Фреска в парусе церкви Богородицы Перивлепты. XIV в. XIV в. Охрид. Македония Илл. 32. Пророк Аввакум. Фреска на юго-западном столбе нефа. Собор мон. Грачаница. XIV в. Косово. Сербия. Илл. 33. Пророк Аввакум. Фреска в приделе Иоакима и Анны собора мон. Студеница. 1313–14 гг. Сербия. Со второй половины XV века в русских и поствизантийских памятниках (илл. 34–36) в изображении пророка Аввакума наступает долгожданное еди­нообразие, правда, цвета одежд еще варьируются и весьма широко. Закреп­лению иконографии пророков способствовало развитие высокого русского иконостаса. Так, в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры пророк Аввакум изображен в багровом хитоне и синем гиматии (илл. 34), фигура пророка находится с южной стороны и повернута к цен­тру. В иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (илл. 35) пророк Аввакум изображен почти фронтально, только голова повернута влево от него. Дело в том, что в ранних пророческих рядах еще не было центральной иконы Божией Матери «Знамение». Ряд разбивался на несколько вытянутых горизонтально икон, на каждой из которых изоб­ражалось обычно по три пророка: один в центре фронтально, а те, что по краям, в той или иной мере были повернуты к центру доски. Цвет хитона Аввакума здесь синий, цвет гиматия – вишневый с яркими голубыми раз­делками (отливом). В пророческом ряду иконостаса Рождественского со­бора Ферапонтова монастыря начала XVI века (илл. 36) пророк Аввакум расположен слева от центра, на нем фиолетовый плащ и голубая туника с золотым оплечьем. Сер. XVI в. Новгородский государственный объединенный музей-запо­ведник. Илл. 34. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Троицкий. 1425–1427 гг. Сергиев Посад. Илл. 35. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

45 fin.. При царе Михаиле Фёдоровиче ещё нет в иконостасе Троицкого собора Сергиевой лавры яруса местных икон, – см. сочинения Скворцова Д. И. об архимандрите Дионисии стр. 403 fin. (киоты верхние Успенского собора Троицкой лавры); Летописец лавры, издание Бычковым, архимандрит Дионисий. Из описи Троицкой Сергиевой лавры 1641 года (хранящейся в Лаврской ризнице) как будто следует, что в Троицком соборе лавры местные иконы были тогда уже вплотную приставлены к алтарю, а что в других церквах её ещё не были приставлены, ибо при описании иконостаса собора речь начинается с местных икон, как главной составной его части, а при описании иконостасов других церквей отдельно говорится о деисусе и отдельно о местных иконах. Если справедливо наше предположение о местных иконах Троицкого собора лавры, то и начало приставления их вплотную к алтарю должно быть относимо к более раннему времени, чем собор 1667 года. – В 1636г. местные иконы ещё не в иконостасе, – Исторические записки о Костроме протоиерея Островского стр. 83 fin.. В Костроме в 1677г. икона Феодоровской Божией Матери была поставлена вне иконостаса: Островского Историческое описание Костромского Успенского собора, стр. 20. А в 1702г. образ в иконостасе – ibidd. На стр. 22 не говорится, что вне иконостаса? В 1724г. местные иконы ещё не в иконостасе, ибо во время драки в церкви они повалены, – статейка А. С. Лебедева: „К вопросу о крепостном владении приходских церквей”, стр. 8. В половине XVIII века местные иконы сами по себе, а деисусы сами по себе, – Описание рукописей И. А. Вахрамеева, составленное А. А. Титовым, выпуск третий, приложения, стр. 75 (местные образа в киотах), 109 (местные образа в киотах столярных позолоченных), 115 (то же), 119, 120 (местные образа в иконостасе столярном золочёном), 121 (то же). А иконы деисуса над местными иконами на полках? „Местные образа”- главный ярус иконостаса, – Исторические записки о Кривоезерской пустыне иеродиакона Филумена, стр. 15 и 16; Владимирский сборник Тихонравова стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Образ Спасителя, подле Царских врат в главном иконостасе Софийского собора. Список с образа, написанного по откровению греческим императором Мануилом. Образ Софии Премудрости Божией, в главном иконостасе Софийского собора, прославленный чудотворением в 1542 году. Образ Спасителя, на стене пред церковию святителя Иоанна, архиепископа, что в Архиерейском доме. От сего образа в 1179 году был чудный глас святому Иоанну архиепископу, касательно защищения Новограда от суздальцев. Образ Спасителя, из сгоревшей Спасской, что на валу, церкви, перенесенный в церковь святого пророка Илии. Образ Спасителя в часовне, что на южной стороне крепостной стены. Образ Сошествия Святаго Духа, в главном иконостасе девичьего Свято-Духовского монастыря, прославившийся чудотворениями в 1560(?) году. Чудный Крест. В часовне на Волховском мосту. Образ Знамения Божией Матери, в главном иконостасе Знаменского собора, явивший свою чудотворную силу в отражении от Новгорода суздальцев в 1169 году. Образ Тихвинской Божией Матери, в кладбищенской церкви, что на Красном Поле. Образ Умиления Божией Матери, в главном иконостасе градской Троицкой церкви. Образ Владимирской Божией Матери, в часовне на Торговой стороне. Образ святого Симеона Богоприимца, в Зверином монастыре, прославившийся исцелениями во время моровых поветрий. Образ святителя Николая Чудотворца, в главном иконостасе Никольского Дворищенского собора, чудесно обретенный и прославившийся исцелением Новгородского князя Мстислава Владимирыча в 1113 году. Образ св. Николая Чудотворца, в часовне, что на восточной стороне крепостной стены. Образ святых исповедников Гурия, Самона и Авива, в приделе во имя сих святых при Софийском соборе, известен по чудотворению 1410 года. Моление преподобного Варлаама Хутынского (Новгородское сказание) В обители славной Пречистого Спаса, где близ Новограда святой Варлаам воздвигнул издревле часовню и храм – о дивном виденье молва пронеслася. В полночную пору старик пономарь, войдя за церковной потребой в алтарь,

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010