В Галерее искусств открывается выставка икон из Рыбинского музея Москва, 17 января 2006 г . 18 января 2006 года в 17:00 в музейно-выставочном комплексе " Галерея искусств Зураба Церетели " открывается выставка икон из Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, сообщается на сайте «Музеи России» . Этот музей-заповедник обладает разнообразным собранием, включающим не только интересные коллекции по истории города, но и значительным собранием произведений искусства. На выставке музей показывает свою уникальную коллекцию русских икон (около 500 произведений). Большинство из них датируется XVIII-XIX столетиями, временем экономического и культурного расцвета Рыбинска, когда благодаря церковным заказам наладились связи города с известными в стране иконописными мастерскими и предприятиями по производству церковной утвари. В коллекции представлены ценнейшие памятники древнерусской живописи. В собрание вошли коллекции икон из усадеб Мусиных-Пушкиных, Михалковых, Тишининых, монастырские иконы из Югской обители под Рыбинском. Около 50 икон собрания имеют надписи, подписи и даты. Отличительное свойство рыбинского собрания – преобладание Богородичных образов. Среди них есть списки и с общерусских святынь – Тихвинской, Казанской, Знамения, Владимирской, и с местночтимых чудотворных икон. В этой коллекции встречается необычная для региона иконография, например образы Богоматери Почаевской. Рыбинские иконы являются неотъемлемой частью истории духовной жизни Ярославского края и могучей ветви ярославского иконописания. Ценнейшую группу в собрании составляют иконы " романовского письма " . В юбилейный для Рыбинского музея 95-летний год его существования выставка станет лучшим подарком знатокам и ценителям искусства и широкой общественности. Выставка будет работать до 26 марта 2006 года. 17 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15922.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как вплетать традиции в современные наряды: примеры от магазина «Терем» Традиционная одежда издревле славится своей красотой и удобством. Многие элементы русско-народных костюмов актуальны и в современном мире. Сегодня магазин женской одежды «Терем» в качестве подарка расскажет, как вплетать старые традиции в элементы гардероба и выглядеть при этом стильно.  23.12.2021 4 идеи для подарочных боксов близким людям Мастерская натуральной косметики «Мира» дарит читателям 4 подарочных бокса для ваших близких. Если вы до сих пор не знаете, чем порадовать родных на Рождество, то это отличная возможность найти идеи для вдохновения. К тому же «Мира» дарит вам скидку 20% на свою продукцию по промокоду «Фома». 21.12.2021 Как ухаживать за комнатной елкой в горшке? Инструкция от цветовода Араукарию не зря любят цветоводы во всем мире. У неё нежная вечнозелёная хвоя, изящные ветви, неприхотливый характер. Это единственное хвойное растение, которое прекрасно себя чувствует в комнатных условиях. 17.12.2021 Карточки с атмосферой Рождества от ANTINA PRESS Рождество — один из самых красивых праздников в году. Еще раз убедиться в этом поможет сегодняшний сюрприз от ANTINA PRESS. Их карточки с атмосферой Рождества напоминают о теплых моментах праздника и дарят хорошее зимнее настроение. 16.12.2021 Рождественская открытка от иконописной мастерской «Агнец» Дарить открытки на Рождество — давний обычай, который пришел в Россию еще в XIX веке. Дарья Черных и ее иконописная мастерская «Агнец» продолжают эту добрую традицию и дарят читателям «Фомы» свою авторскую открытку. 15.12.2021 Подборка рождественских историй от Петровской кофейни «Петровская кофейня» дарит читателям «Фомы» дайджест книг с атмосферой Рождества. Берите одну из них и приходите пить вкусный кофе в уютных монастырских стенах. 07.12.2021 Образы для похода в храм от бренда «Марфа и Мария» Храм — дом Божий. А в гости, как известно, принято надевать нарядную одежду. Бренд «Марфа и Мария» делится подборкой образов для походов в храм. Они не только помогут выглядеть красиво, но и заставят по-новому взглянуть на православный гардероб. Специально для «Фомы» стилист бренда «Марфа и Мария» составила 4 женских образа и 2 полноценные гардеробные капсулы,…

http://foma.ru/reklama_cat

Саккос митрополита Лаврентия. Россия. XVII в. В начале XVII в. памятники лицевого шитья представлены небольшим количеством произведений, в основном выполненных в Строгановских мастерских вне столицы.  Начиная с 50-х годов века наиболее известна мастерская Анны Злобиной (Строгановой). Среди известных произведений этой мастерской саккос митрополита Ростовского Ионы (Сысоевич) и митрополита Казанского Лаврентия.  Для этих работ во многом уже характерна попытка сочетать традиции русского шитья с новыми тенденциями в иконописи этого времени. Вместе с тем, неизменным остается сакраментальная наполненость шитых образов и высочайшее мастерство исполнения. Обратившись к основным памятникам русского лицевого шитья, необходимо отметить основные моменты, на которые оно опиралось в своем развитии. Во-первых, лицевое шитье всегда следовало за традиционной иконописью, вбирая лучшие иконографические образцы.  Во-вторых, оно всегда развивалось на основе уже сложившихся традиций, приумножая и во многом обогащая их. Лицевое шитье занимало строго определенное и важное место в общем контексте церковного богослужения и церковного искусства. И самое главное, оно всегда было в нераздельной связи с молитвой и духовным возрастанием, тех, кто занимался этим сложным видом церковного искусства. Общий упадок и противоречия в иконописном искусстве к концу XVII века привели к упадку искусства лицевого шитья, которое всецело было ориентировано на традиционную русскую иконопись. Стремление к подражанию западным образцам (гравюрам) привело к потере древних традиций лицевого шитья, утрате иконописного образа. Западные традиции живописи XVIII века не могли дать образной основы искусству лицевого шитья. Очень быстро официальное столичное искусство вытесняет из своей среды традиционную русскую иконопись и вместе с ней лицевое шитье. Традиционная иконопись уходит в провинциальные, в основном, северные города и монастыри, и переходит в разряд народного искусства. Подобная же участь ожидает и искусство лицевого шитья.

http://pravoslavie.ru/279.html

Выставка «Шедевры иконописи XIII-XIX вв. из музеев и частных собраний Болгарии» открывается в Государственном историческом музее 2 сентября 2009 г. 13:30 2 сентября 2009 года в Государственном историческом музее (Красная площадь,1) откроется выставка «Шедевры иконописи XIII-XIX вв. из музеев и частных собраний Болгарии». Организаторы экспозиции — Министерство культуры Республики Болгария, Министерство культуры  РФ, Национальный исторический музей (София), Государственный исторический музей и Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО. Выставка представляет искусство иконописи Болгарии — одного из главных центров христианской культуры в Европе. Богатство и разнообразие икон иллюстрируют зрелость болгарского иконографического творчества, многочисленность тенденций и поисков в различные периоды истории. Произведения отобраны из коллекций Национального исторического и Церковного историко-археологического музеев, а также Национальной художественной галереи, Регионального исторического музея Варны и частного собрания Светлина Русева. В экспозицию вошли около 60 икон XIV-XIX веков и плащаница XV века из Бачковского монастыря — бесценные памятники церковного искусства Болгарии. Многие из икон выставляются впервые. Подбор произведений соответствует различным направлениям развития церковной живописи и дает возможность получить целостное представление об искусстве средневековья и эпохи османского господства в Болгарии. Особый акцент выставки — иконы XIV века. Некоторые из них являются произведениями константинопольской школы и отражают взаимоотношения с Византией, другие раскрывают специфику местных художественных мастерских. Иконы периода XVI - XVIII веков представляют два главных направления в иконописи — первое, связанное с парадной живописью в традициях иконописной школы на Крите и Святом Афоне, второе — с различными региональными направлениями, с проявлениями черт специфической культурной идентичности. В состав выставки включены два оригинальных произведения XIX века — так называемые иерусалимии , связанные с паломничеством болгар в святые места. В экспозиции также представлена уникальная в своем исполнении плащаница XV века из Бачковского монастыря, совершенно незнакомая специалистам вне Болгарии и всего раз показанная публике в Национальном историческом музее. Тематически выставка объединила иконы, посвященные Иисусу Христу, Богородице, Архангелу Михаилу, св. Иоанну Крестителю и наиболее почитаемым святым, прослеживая развитие их образов во времени, разнообразие их иконографии, стиля и техники. Иконы, сочетающие живопись и резьбу по дереву, несомненно, вызовут интерес российского зрителя. Выставка продлится до 2 ноября 2009 года. Пресс-показ выставки состоится 2 сентября в 14.00. Открытие выставки — в 16.00. Аккредитация в пресс-службе ГИМ: тел/факс 692-0151. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/731903.htm...

Глубинный антиномизм относится к структурообразующим принципам этой культуры. Возникнув из культа Логоса («В начале было Слово»!), она сразу же поставила достаточно жесткие пределы человеческому разуму и слову, ограничив их сферой тварного мира. Главный закон античной философии – непротиворечия был отменен для уровней высшей духовности. Алогизм и абсурдное были признаны в качестве легитимных стражей всего сверхразумного мира, путь в который открывали только вера и духовно-сакральный опыт. В тварном мире на помощь слову были призваны образ, символ, знак. Творчество, и именно творение «по образу и подобию», было осознано в качестве нормы человеческого бытия, ибо божественная парадигма творческой деятельности была передана людям Св. Писанием. Сущность и лучшие стороны человека должны были раскрыться и раскрывались в творчестве, постоянно вдохновляемом и осеняемом самим Св. Духом. Бог не только творил (и творит, ибо для Него не существует времени, Он – вне временного потока, и все его деяния длятся вечно, т. е. – всегда в настоящем) «по образу», но и являл (являет) Себя людям в образах. Поэтому образ (икона) становится важнейшим феноменом и категорией одновременно христианской культуры; образ во всех его ипостасях – от словесно-поэтических образов священных текстов и богослужебных молитв до иконописных образов (собственно икон), сакральных образов-символов богослужения, духовных образов-видений и знамений, открывавшихся мистикам и святым. Христианская культура – это культура образа, иконы, пожалуй, в большей мере, чем культура слова в его буквальном смысле. Образ занимает главное место в этой культуре на ее сакрально-бытийственном (или онтологическом) уровне. Слово же активно функционирует только в богословской сфере, т.е. на путях постижения и описания тварного мира, на низших ступенях богопознания и в сфере организации индивидуально-социальной жизни христиан. И здесь оно опять же часто выступает не в своей лингво-семантической функции, а в структуре более сложных образований – словесных образов и символов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В наше время в Православной Богословской науке происходит глубокий процесс очищения и освобождения от западного инославного богословия и одновременно более глубокое осознание богословия святоотеческого. В области церковного искусства этот процесс лишь начинается, сталкиваясь с косностью и порой невежеством главным образом именно среди православных. Осознание это происходит более интенсивно на стыке Православия с западными исповеданиями, как раз там, где икона выявляется как видимое выражение Православия и потому приобретает особое значение в плане экуменическом. Поэтому вопрос православного церковного искусства, повторяем, не есть вопрос личного предпочтения и вкуса, а вопрос догматический, и руководящим принципом суждения о нем должны быть основные положения православного вероучения и соборные постановления, а не существующая в тот или иной момент церковная практика. Леонид Успенский Ответ Л. А. Успенского не только не удовлетворил архиепископа Сергия, но вызвал, можно сказать, возмущение. Даже в 1970-е гг. он вспоминал об их разногласии и говорил, что Л. Успенский предлагает фактически уничтожить все неканонические иконы, как делают безбожники. Богословские размышления Владыки Сергия запечатлелись в небольшой заметке «Свои мысли», записанной 23 января 1969 г. 23/I/69 г. Свои мысли Святые отцы VII Вселенского Собора особенный упор ставили на почитании образов в их связи с первообразами; и чем живее был, с их точки зрения, образ, тем более они восхищались. Можно указать на эти примеры, например, порт образ святой мученицы Евфимии, который был, по-видимому, реалистичным. Они указывали на них, когда вспоминали святых отцов IV в., ими, этими образами, восхищавшихся и приводивших их в умиление. Говоря же об образе Христа, они подчеркивали в Его образах подобие Его плоти, т.е. иными словами утверждали его реалистический вид, как бы через образ видели Его Самого. В этом отношении вопрос не ставился ими о форме образа, а о его сходстве с первообразом. Далее, когда говорили они, формулируя свое вероопределение через термин «иконописание», то и здесь они имели в виду не форму, а древнее церковное употребление образов в Церкви Христовой. Чем себя обманывает и делает проф. Л. А. Успенский . Тогда речь шла вовсе не о формах образов, а ставился вопрос о почитании образов в связи с их первообразом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Изображение П. и. отсутствует в цикле гравюр Богородичных образов работы Г. П. Тепчегорского (1713-1714), но имеется уже в ряду чтимых образов Пресв. Богородицы на раме к Владимирской иконе Божией Матери мастера И. Дорофеева (1722, частное собрание). Со 2-й пол. XVIII в. изображение П. и. в составе гравированных и иконописных сводов чудотворных икон носит устойчивый характер; с учетом в композиции минейного порядка икон, П. и. размещается среди образов, празднование к-рым приходится на дек., напр. на гравюрах: «Изображение 132 икон Богородицы» (согласно Д. А. Ровинскому, экземпляр из собрания А. В. Олсуфьева относится ко 2-й пол. XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 477-479. 1216), «Изображение 132 икон Богородицы» и «Изображение 160 икон Богородицы» нач. XIX в. (см.: Там же. С. 479-483. 1217; С. 483-485. 1218); на иконах: «Богоматерь Пахромская» (икона-спилок большого образа свода икон; 2-я пол. XVIII в., ЦМиАР, см.: Госкаталог РФ. 6027038), «Богоматерь Нечаянная Радость, со 120 чудотворными иконами Богоматери» (происходит из ц. Сорока мучеников Севастийских в Москве; 1-я пол. XIX в., ГТГ), «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы» (кон. XVIII - нач. XIX в., Богоявленский собор в Елохове, Москва), «Свод чудотворных икон Богоматери, с образом Неопалимая Купина» (1-я пол.- сер. XIX в., ГИМ, см.: Госкаталог РФ. 13171832). Изображение П. и. в рамках определенной иконографии (Богоматерь Дексиократусса, правой рукой придерживает Сына, левой, в жесте моления, указывает на Него, взгляды обращены друг к другу, левая рука Младенца Христа находится у лика Матери) достаточно вариативно. Так, на раме к Владимирской иконе Божией Матери П. и. представлена как «Умиление» «...типа Богоматери Ярославской, но в зеркальном воспроизведении и с оригинальным жестом правой руки Богородицы: Она как бы поддерживает ладонью голову Младенца» ( Комашко. 2019). К этому изображению наиболее близко клеймо с П. и. на иконе 1800 г. из частного собрания. Более распространенным представляется изображение, на к-ром Младенец показан стоящим в полный рост у правого плеча Богоматери, лики не соприкасаются, Христос обращается к Матери жестом раскрытой в ладони левой руки; жест правой руки различается: напр., на иконе из ГТГ она согнута в локте, со свитком, на хромолитографии А. В. Васильева - вытянута вдоль корпуса (1885, Москва. РГАДА. Ф. 1671) и т. д. Еще один извод - Младенец сидит на правой руке Божией Матери (напр., на иконах из ЦМиАР и Богоявленского собора в Елохове), положение голов и жесты - как в вариантах со стоящим Богомладенцем.

http://pravenc.ru/text/2579874.html

Большой купол и четыре малые главы Никольского храма символизируют Господа Иисуса Христа и евангелистов. Здание церкви не очень велико. В плане оно представляет собой четырехконечный крест, лишь одна вертикальная сторона которого немного длиннее остальных, а вокруг средокрестья описан квадрат со скошенными углами. Торцы трех верхних сторон креста имеют трехгранные завершения, заканчивающиеся сверху главным алтарем, а по бокам – северным и южным порталами храма. Такой редкий, красивый план – сложный крест, очень похожий на цветок, словно крест «расцветший», – придает объему здания компактность, даже камерность, а не слишком высокие вертикали колокольни и глав не нарушают ощущения «уютности» постройки. Это ощущение поддерживает и архитектурный декор. Здание построено в легком смешении двух стилей: сложный план, замысловатые формы покрытия колокольни и глав, некоторые элементы декора напоминают об уходящем барокко, а строгая простота дорического ордера в оформлении порталов – примета классицизма. Портик западного портала состоит из четырех колонн, двумя парами окаймляющих вход, треугольные фронтоны северного и южного портиков опираются на две колонны. На три стороны света с круглого верхнего яруса колокольни отмеряют время старинные часы. Сохранилась и ограда с тремя трехарочными воротами. Храм Святителя Николая Чудотворца особенно уникален своим иконным убранством. Причем даже если бы он был украшен большим количеством разрозненных, единичных образов, то и в этом случае значение старинного иконного собрания было бы велико. Но Никольский храм помимо множества отдельных образов украшен тремя иконостасами, система образов которых – и каждого в отдельности, и храмового комплекса в целом – представляет собой единую смысловую общность. Близость Невьянска – центра иконописной школы – дала возможность устроителям храма заказать исполнение икон первоклассным мастерам традиционного направления. Поэтому храм Святителя Николая Чудотворца – единственный сохранившийся храм, обладающий полным комплексом иконного убранства, исполненным в стиле невьянской иконописной школы. Иконостасы и отдельные образа создавались и наполняли храм в течение ста лет, а значит, эти произведения иконного художества отображают состояние и развитие невьянского стиля в течение этого времени.

http://sobory.ru/article/?object=01239

В среднем иконописец-«красочник» за неделю изготовлял 4-7 икон, за год - до 175. В сер. 80-х гг. XIX в. «красочники» написали ок. 8750 образов. Иконописец-«личкун» за 6-дневную неделю писал 18-25 несложных сюжетов, в год - от 720 до 1200 икон. По сведениям 1885 г., среднестатистическим борисовским «личкуном» было написано ок. 750 икон; количество икон, произведенных всеми иконописцами слободы, составило 307 тыс. Т. о., все борисовские иконописцы в 1885 г. создали ок. 315 750 икон. Также до 300 тыс. образов было написано в Борисовке с 1895 по 1896 г. (Кустарные промыслы: Текущая статистика за 1895/6 сельскохоз. год. СПб., 1897. С. 168). Число иконописцев с сер. 80-х гг. XIX в. до нач. 1900-х гг. оставалось почти неизменным - ок. 500 чел., при этом количество икон в год в среднем неизменно составляло ок. 300 тыс. образов. Воскресение Христово. Вход Господень в Иерусалим. Икона. Посл. четв. XIX в. Иконописная мастерская, Борисовка (частное собрание) Воскресение Христово. Вход Господень в Иерусалим. Икона. Посл. четв. XIX в. Иконописная мастерская, Борисовка (частное собрание) Иконографическую тематику определяли спрос и вкус южнорус. крестьянина: чтимые святые, покровители домашнего хозяйства, заступники в различных болезнях, святые, соименные покупателю иконы и членам его семьи, праздники. Наиболее распространенными в борисовской иконописи были иконы Христа Вседержителя и Пресв. Богородицы (Смоленской, Владимирской, Казанской), часто образующие пару, которой принято благословлять новобрачных, а также Тихвинская (чудотворная святыня края, находившаяся в Борисовском Тихвинском жен. мон-ре) и Козельщанская (прославилась чудотворениями с 1881 в расположенном недалеко от Борисовки с. Козельщине Полтавской губ.) иконы Божией Матери, иконы двунадесятых праздников, свт. Николая Чудотворца, сщмч. Харалампия Магнезийского (защитника «от глада и мора или злотворного воздуха, погубляющего плоды»), сщмч. Власия Севастийского (покровителя домашнего скота, защитника от чумных поветрий).

http://pravenc.ru/text/2462311.html

В., хотя в ранних памятниках св. князь почти всегда представлен в княжеской шапке и царском венце. Эти атрибуты отсутствуют и в коротком тексте Строгановского подлинника, но на помещенном в нем изображении голова князя увенчана городчатым венцом. В той же композиции М. В. и Феодор показаны как бы беседующими друг с другом. Эти особенности (позы святых не характеризуются в большинстве подлинников, за исключением РНБ. Соф. 1523, где сказано, что «у князя рука молебна… а зрит на Феодора»; ср.: Иконописный подлинник новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 6, 8, 12, 20-21) в сочетании с особенностями памятников, на которых князь изображен с покрытой головой, говорят о том, что в развитии иконографической традиции значительную роль играли древние авторитетные изображения. В то же время тексты подлинников повлияли на процесс распространения образов М. В. с непокрытой головой в искусстве XVII в. и Нового времени, хотя это явление отвечает и общим тенденциям эволюции иконографии рус. святых князей. Иконография Феодора в искусстве эпохи позднего средневековья и в традиц. иконописи XVIII-XIX вв., если верить иконописным подлинникам, отличается большей устойчивостью. Составители подлинников единодушны в том, что «Феодор… сед, власы с ушей повилися мало, брада доле Власиевы, аки Афанасиева (Александрийского.- А. П.), шуба верхняя лазорь камка, пестрена з белилом, исподь киноварью пестрен… в руце крест, а в другой меч в ножнах» (БАН. Двинск. 51. Л. 88 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 32; ср. также: «брада доле Афонасиевы и шире» - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 156). Сходные описания, но с упоминанием лишь «брады доле Власьевы» содержатся и в др. рукописях (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 63 об.; БАН. Арханг. 205. Л. 70 об.; РНБ. Соф. 1523. Л. 6; БАН. Дружин. 975. Л. 34 об.; РНБ. Погод. 1931. Л. 36; Иконописный подлинник новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 6, 8, 12, 20-21). Сведения о том, что Феодор «держит церковь рукама молебныма» (БАН.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010