и. появилось на рубеже XII и XIII вв., большинство из них - образы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. На нек-рых святые в среднике изображены в рост - прор.Моисей, вмц. Екатерина, св. Иоанн Креститель, вмч. Георгий Победоносец; свт. Николай Чудотворец и вмч. Пантелеимон - по пояс. Как правило, эти иконы больших размеров выполняли функции местных образов в одноименных храмах или приделах. По мнению исследователей, нек-рые из этих образов были созданы как храмовые для парекклисионов во имя святых и их Ж. и. отчасти замещали соответствующие монументальные росписи ( Weitzmann. 1986. Σ. 94-107). В нач. XIII в. был создан триптих с изображением Богоматери Одигитрии (Аристерократусы) в центре и сюжетами протоевангельского цикла на створках. К синайским памятникам стилистически близка икона св. Прокопия с клеймами жития (нач. XIII в., собр. Александрийского Патриархата; см.: Τσαντηλας Γ. Η λατρεια του αγιου Προκοπιου στην περιοδο των σταυροφορων και η βιογραφικη εικονα του στο Πατριαρχειο Ιεροσολυμων//ΔΧΑΕ. Περ. 4. 2006. Τ. 27. Σ. 245-257). Рубежом XII и XIII вв. датируется древняя живопись 2-сторонней иконы с ростовым изображением святых Космы и Дамиана с 12 сценами из их жития на верхнем и боковых полях (Византийский музей, Кастория). Аналогично размещены фрагментарно сохранившиеся клейма и на иконе с поясным изображением свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XIII в., Византийский музей, Кастория). Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Разнообразны Ж. и. XIII в., вышедшие из мастерских крестоносцев. Среди наиболее известных - монументальный образ «Свт. Николай, с житием» из ц. свт. Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии, Кипр (2-я пол. XIII в., Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия). На 2-сторонней иконе «Вмч. Георгий, в житии.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Также в соборном приделе во имя апостолов Петра и Павла (бывш. Петроверигском), у гробницы свт. Петра, митр. Московского, согласно летописям, и ранее существовала мироточивая икона свт. Николая (указана в Львовской летописи под 1472 г.- ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. Л. 433). О том, как выглядел успенский список вятской чудотворной иконы, могла бы свидетельствовать икона, вложенная в 1581 г. в Ипатиевский мон-рь под Костромой «на помин» души царевича Иоанна Иоанновича ( Масленицын С. Кострома. Л., 1968. С. 47, 52, 53; Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат./Общ. ред.: Н. И. Комашко. М., 2004. Кат. 11. С. 468), если предположить, что вклады такого ранга представляли собой списки с чтимых икон кремлевского Успенского собора (напр., вкладом по тому же случаю в Александров Свирский мон-рь была икона «Спас оплечный» - повторение образа «Спас Ярое Око», одного из древнейших в Успенском соборе). В костромской иконе за верхнюю границу средника выходит нимб святителя, повторяющий форму золотого венца. Эта деталь будет характерна и для др. списков вятской иконы. Икона из Ипатиевского мон-ря отличается композиционной гармонией, к-рая была усвоена рус. иконописью со времен Дионисия: в каждом клейме расположено не более 3 фигур, что в сочетании с изящными пропорциями и плавными жестами создает сцены, пронизанные спокойным ритмом, наполненные пространством, лишенные тяжеловесности. Икона отличается нарядностью благодаря сложному рисунку горок, завивающихся волн в сценах морских чудес, стройным формам простых по архитектуре зданий (с узкими вертикальными проемами, черепичными покрытиями). В изысканном колорите образа нежные салатовые, изумрудно-голубые, розово-лиловые цвета уравновешиваются пятнами яркой киновари. Этот список Великорецкой иконы, произведение столичной школы, передает красоту оригинала, будь то образ из Успенского собора или сама Великорецкая чудотворная икона. Чудотворный образ и его списки, предназначенные для митрополичьего и царского храмов, были украшены золотыми окладами. Небольшой поясной образ свт.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

В иконографии святителя выделяют различные иконы. Например, «Никола Отвратный» – иконографический извод изображения св. Николая Чудотворца, широко распространившийся в XVIII веке в России. Чаще всего изображение святителя на таких иконах оплечное с направленностью взгляда в сторону. Нижняя линия изображения часто обрезает до половины Евангелие и благословляющую руку. Нередко такая икона окружалась клеймами. Образ святителя «Никола Мокрый» получил свое необычное название благодаря чуду, произошедшему в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой свт. Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Нередко Николай Чудотворец изображается на иконах с мечом в правой руке и церковью или городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах святитель почитается как защитник христианских городов и христианской веры, в целом. Существуют два условных обозначения одного из типов иконографических образов свт. Николая: Никола «вешний», который изображается на иконах с непокрытой головой, и Никола «зимний», изображающийся в епископской митре. Современный месяцеслов Русской Православной Церкви содержит три праздника св. Николаю, у каждого из которых своя гимнография. 19 декабря (нов. ст.) вспоминают день смерти св. Николая, 22 мая (нов. ст.) совершается празднование перенесения мощей Николая Чудотворца в город Бари, а на 11 августа (нов. ст.) приходится Рождество святителя. Точное время установления празднования Рождества св. Николая на Руси неизвестно. В царствование императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества свт. Николая Чудотворца в России было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах других Поместных Православных Церквей того времени. В 2004 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил по желанию настоятелей храмов и прихожан возобновить празднование Рождества святителя.

http://azbyka.ru/test/svjatitel-nikolaj-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Митрофан Воронежский, свт. Описания иконы Митрофан Воронежский, свт. - житие Святитель Митрофан Воронежский, чудотворец (память 23 ноября, 7 августа и 4 сентября по старому стилю) Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан. Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Митрофан Воронежский, свт. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Россия. 1830-40-е.] Святитель Митрофан Воронежский. Икона. Россия. 1930 - 1940-е годы. 77 х 59. Из Музея Старой Москвы. С 1930 в ГИМе. Москва. Файл 8428.jpg:   Размер: 977x1200, 1.17 MPix, 300 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (412) , (23) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 8429.jpg:   Размер: 425x1200, 0.51 MPix, 80 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (185) , (7) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 8430.jpg:   Размер: 305x1200, 0.37 MPix, 52 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (175) , (8) . Описание: [Москва. 2005.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2004 - 2005 годы. Храм свт. Николая в Глинках. Вологда. Файл 8431.jpg:   Размер: 441x1200, 0.53 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (183) , (10) .

http://pravicon.com/icon-2456

В 1888 г. в Михайловском соборе была проведена масштабная реконструкция: по инициативе еп. Чигиринского Иеронима (Экземплярского) «возобновлены» нек-рые настенные росписи XVIII в., в основном объеме храма настелен дубовый паркет, а в алтаре и на солее - мраморный пол (вместо прежних чугунных плит), с зап. стороны сделаны пристройки для установки калориферного отопления, ко всем входам пристроены мраморные тамбуры. Для осмотра композиции «Евхаристия» были разобраны верхние ярусы 4-ярусного иконостаса (1718) и под рук. проф. А. В. Прахова отреставрированы древние фрески на предалтарных столпах. 4 дек. 1888 г. отремонтированный собор был освящен. К кон. XIX в. над посеребренными царскими вратами Михайловского собора находилась икона Успения Пресв. Богородицы в сребропозлащенной ризе, украшенной 158 бриллиантами. Этот образ в 1860 г. пожертвовала в обитель киевлянка Львова. Среди др. чтимых икон в иконостасе имелись образ арх. Михаила (пожалован в 1817 имп. Александром I) в ризе «из чистого золота в виде триумфальной арки» с 2280 бриллиантами, 301 алмазом и проч.; икона свт. Николая Чудотворца в серебряной ризе и митре (пожертвована кн. Д. Л. Волконским). В соборе также почитались Новодворская икона Божией Матери в сребропозлащенной ризе и венцах, перед которой по субботам читался акафист (Киево-Златоверхо-Михайловский мон-рь. 1889. С. 95-97). В 1713-1715 гг., при игум. Иоанникии (Сенютовиче), в К. З. м. была возведена (отчасти на монастырские средства, отчасти на пожертвования) каменная трапезная с ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В 1848 г. купол был покрыт железом и позолочен; в 1888 и 1893 гг. храм отремонтирован. В 1785 г. митр. Киевский Самуил (Миславский) при деревянных кельях устроил ц. во имя свт. Николая Чудотворца (в 1832 перестроена). По инициативе еп. Чигиринского Аполлинария (Вигилянского) при каменном настоятельском корпусе была устроена и 7 окт. 1856 г. освящена одноименная крестовая церковь. В 1884 г. храм был перестроен и расширен, освящен придел в честь Преображения Господня. В среднее алтарное окно храма была вставлена ростовая икона свт. Николая Чудотворца, «мозаической работы из стекол, расписанных разноцветными красками» (Там же. С. 89, 104). В 1852-1858 гг. по инициативе еп. Аполлинария была построена 2-этажная странноприимница с каменной 2-ярусной ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Кипарисовые престол и жертвенник были привезены из Иерусалима.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Николо-Угрешский монастырь (Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1). В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово. Частицы мощей святителя Николая в епархиях Русской Церкви Ковчеги и иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде приходских храмов. В последние годы в Россию неоднократно привозили частицы мощей святителя Николая — как происходящие из православных храмов братских Поместных церквей, так и принадлежащие католическим монастырям и приходам, а также частным лицам. Так, 19 мая 2012 года в храм во имя апостола Иоанна Богослова под Вязом (домовый храм Российского православного университета) привезли древний тосканский реликварий с частицей мощей святого Николая Угодника. Акцию приурочили к празднованию 925-летия перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. Реликварий со святыней постоянно хранится в частной коллекции и был предоставлен храму для поклонения во временное пользование. Фрагмент мощей взят из левой большой берцовой кости от мощей святителя Николая, хранящихся в Венеции. Перед тем, как святыня была привезена в Москву, аутентичность реликвария подтвердили в воронежском центре экспертиз. Чуть ранее, в марте 2012 года ковчег с частицей мощей святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, привозили в Тульскую епархию. В мае 2013 года ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца был доставлен из Москвы в Покровский кафедральный собор г. Красноярска. Эта частица мощей была передана Благотворительному фонду свт. Николая Чудотворца францисканскими монахами, служащими при базилике святителя Николая Чудотворца в г. Бари. Фонд организовал провоз мощей по восточным епархиям Русской церкви. Мощи провезли по Оби и Енисею, они посетили многие города Сибири, от Омска до Салехарда, прошли всю Камчатку от Командорских островов до южного побережья Камчатки.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Тихон Воронежский, Задонский, свт. Описания иконы Тихон Воронежский, Задонский, свт. - житие Святитель Тихон Задонский (память 13 августа по старому стилю) Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон, по явному указанию свыше, был избран еписк[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Тихон Воронежский, Задонский, свт. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 10474.jpg:   Размер: 425x1200, 0.51 MPix, 80 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (159) , (5) . Описание: [Москва. 2005.] Свт. Тихон Воронежский, Задонский с деисусом и избранными святыми на полях. Байкова Е. (выпускница Иконописной школы 2006 г.). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. 50 см. х 31.5 см. Учебная работа IV курса Иконописной школы. Собрание Ик. школы. Файл 10475.jpg:   Размер: 764x1200, 0.92 MPix, 170 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (289) , (11) . Описание: [Москва. 2005.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2004 - 2005 годы. Храм свт. Николая в Глинках. Вологда. Файл 10476.jpg:   Размер: 441x1200, 0.53 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (162) , (5) . Описание: Святой Тихон Задонский чудотворец. XIX век. Дерево, темпера. 10,8 х 8,2 х 0,7 см. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева. Файл 33321.jpg:   Размер: 602x800, 0.48 MPix, 127 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (70) , (0) .

http://pravicon.com/icon-3003

Москва. Кремль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Гостунского). Церковь Николы Гостунского, Никола Льняной, Никола Мокрый /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1506. Год утраты:1817 (разобрана из-за ветхости) Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, Ивановская площадь Координаты: 55.751354, 37.620566 Изменить описание объекта Вид в Кремле у Спасских ворот на Архиерейский дом и церковь Николы Гостунского, работа художника Ф.Я. Алексеева и его учеников, 1800-е годы. Источник: альбом " Допожарная Москва " . Елена Григорьева 1 июня 1800 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм во имя свт. Николая Чудотворца " Гостунского " в Кремле, Собор Николая Чудотворца Гостунского. Собор был построен супругой Ивана III, Софьей, на месте подворья ханских баскаков близ Спасских ворот с целью выжить татар из Кремля. Церковь сперва была деревянная и носила название Николы Ельняного, так как построена была из елового леса. В 1506 году великий князь Василий Иванович построил на ее месте церковь каменную, перенеся в нее из села Гостуни Лихвинского уезда икону Николая Чудотворца, и церковь стала известна под именем Николы Гостунского. В конце XVI века был здесь дьяконом Иван Федоров - первый Московский типографщик. В 1812 собор был опустошен неприятелем, но оставался в целости. В 1817 г. Николо-Гостунский собор " как обветшавший и по местоположению своему и по бедности архитектуры " был разобран до основания. Часть мощей, древняя резная деревянная икона свт. Николая Гостунского (ныне находится в церкви Ризоположения) и вся утварь были перенесены во второй ярус Успенской (Петроковской) звонницы колокольни Ивана Великого. Прежде там помещалася собор Рождества Христова. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М. Издательство братства святителя Тихона. 2001 Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля, почти вплотную примыкая с севера к Колокольне Ивана Великого. Входя в единый архитектурный ансамбль колокольни, составляют с ней композиционный центр Кремля. Храм Николы Гостунского в Успенской звоннице ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

http://sobory.ru/article/?object=42595

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОНАСТЫРЬ ИЕРЕЕВ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Монастырь Иереев во имя свт. Николая Чудотворца Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (монастырь Иереев, Кипр) По преданию, монастырь был основан в начале IV века прп. Евтихием и свт. Николаем Чудотворцем , тогда еще мирянином. Прп. Евтихий носил камни для строительства церкви из святилища богини Геры, а Николай Чудотворец их обтесывал. Воздвигнув храм, свт. Николай подвизался там непродолжительное время и затем вернулся в Малую Азию, а прп. Евтихий остался в монастыре до конца жизни. Эта легенда была записана ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Ефрем II Иерусалимский (1766-1771)), который нашел в ризнице монастыря Иереев пергаменную рукопись с Житием прп. Евтихия (утрачена) и частично опубликовал ее. В Житии говорилось, что Николай Чудотворец был послан Богом в помощники прп. Евтихию и что построенный святыми храм был посвящен Божией Матери. В одном из списков соч. Неофита Родосского " О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших из Кипрского острова " (Рим, 1659), сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (впосл. архиепископ Кипрский (1759-1767)), говорится, что в монастыре Иереев хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему, по преданию, Пресвятой Богородицей. В 1754 году эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский монастырь . В XIX веке омофор был утрачен: эта святыня или сгорела во время пожара 1813 года, или была похищена при разгроме монастыря турками в 1821 году. В 963 году в монастыре Иереев останавливался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский , покинувший Св. Гору после избрания Никифора Фоки императором. В X - XII веках монастырь процветал, в нем находился скрипторий (в наст. время монастырские рукописи хранятся в Национальной библиотеке в Париже). Древнейший из сохранившихся манускриптов, созданных в монастыре Иереев, - Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея - датируется 954 годом. Мон. Климент (впоследствии игумен монастыря Иереев) переписал декабрьскую Минею-Четью (1112 г., ) и Синаксарь (1-я четв. XII в. ), на которых впоследствии были сделаны записи исторического характера, в т. ч. перечень 14 игуменов, управлявших монастырем с 1227 по 1407 год, заметка о дарении монастырю не названным по имени кипрским королем подворья Агиофродиси. Всего в период правления французской династии Лузиньянов (1192-1489) монастырь Иереев имел три подворья.

http://drevo-info.ru/articles/13679998.h...

От времени правления Иоанна IV, крещенного во имя св. Иоанна Предтечи, сохранилось большое количество икон святого; царь заказывал их, вкладывал в храмы и монастыри. Примерно с сер. XVI в. получили широкое распространение житийные иконы И. П. Количество клейм в составе циклов варьировалось от 4 до 24: икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития и избранными святыми» (1-я пол. XVII в., ГТГ) - 4 клейма; «Св. Иоанн Предтеча в молении Христу, с житием» из собора Покрова на Рву (кон. XVI - нач. XVII в., ГИМ) - 6; «Св. Иоанн Предтеча, с житием» из с. Нёнокса (2-я пол. XVI в., АМИИ) - 16; «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, с житием» из псковской ц. Богоявления в Бродех (60-70-е гг. XVI в., ГРМ) - 16; икона из собрания В. А. Бондаренко (1-я треть XVII в.; «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко. М., 2003. С. 246-256) - 18; иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (2-я пол. XVI в., СИХМ; в наст. время на временном хранении в АМИИ) - 14; икона из Ярославля (сер. XVI в., ЯХМ) - 16; икона из с. Павлова (сер. XVI в., ГТГ) - 16; икона из Балахны (XVI в., НГХМ) - 18; икона из ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле (1551, ЯМЗ) - 20; икона из Благовещенского собора Сольвычегодска (кон. XVI - нач. XVII в., СИХМ) - 24; икона из ц. свт. Николая Чудотворца в Мясниках (1-я четв. XVII в., ГМЗК) - 24; костромская икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с Феодоровской иконой Богоматери и с житием» (сер. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен, Германия) - 17 клейм. Общее число эпизодов цикла И. П. в древнерус. искусстве XVI - 1-й пол. XVII в. насчитывает ок. 45 сцен, в то время как в состав отдельных памятников входило не более 30. Это открывало широкие возможности для вариации состава циклов и привело к тому, что из 15 известных в наст. время житийных икон И. П. указанного периода только 2 иконы дублируют друг друга по составу клейм («Ангел пустыни» с 16 клеймами из ЯХМ и ГТГ). Состав повествовательных циклов в перечисленных памятниках в целом соответствует более ранней визант.

http://pravenc.ru/text/471450.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010