Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) «Нечаянная Радость» икона Божией Матери была передана в 1835 г. по завещанию прихожанки Александры Куницыной в Неопалимовскую ц. в Хамовниках (после 1930 судьба иконы неизвестна). Другой список XVIII в., почитавшийся патриархами Пименом (Извековым) и Алексием I, происходил из царского дворца и был пожертвован в ц. Благовещения на Житном дворе (разрушена в 1932). Вероятно, этот образ (или образ из закрытой в 1918 Константино-Еленинской ц. в Тайницком саду Кремля) после 1917 г. был передан в Воскресенскую ц. в Сокольниках, а с 1944 г. пребывает в ц. во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. Др. почитаемые иконы «Нечаянная Радость» находятся в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще и в ц. во имя вмч. Феодора Стратилата у Мясницких ворот. «Споручница грешных» икона Божией Матери прославилась в 1844 г. в Орловской губ., ее мироточивый список в 1848 г. передали в храм во имя свт. Николая в Хамовниках, где перед ним совершилось множество исцелений. Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Страстная икона Божией Матери явилась и прославилась чудесами исцелений в Н. Новгороде в 1-й пол. XVI в. Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте сретения иконы у Тверских ворот возвели храм в ее честь, а в 1654 г.- мон-рь, получивший название Страстного. Мон-рь был упразднен в 1919 г., но богослужения в его соборе продолжались до 1928 г. После сноса большинства построек мон-ря в 1937 г. образ был перенесен в Воскресенскую ц. в Сокольниках, где находится в наст. время. Икона Божией Матери «Три радости» - копия образа «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (Мадонна в кресле, Madonna della seggiola, ок. 1513, Галерея Палатина, Флоренция) кисти Рафаэля . На рус. списках образа позднее стали добавлять изображение прав. Иосифа Обручника и писать их в греко-визант. стилистике, в зеркальной композиции. Первообраз был привезен из Италии в нач. XVIII в. и помещен над входом перед папертью Троицкой ц. на Грязех у Покровских ворот. Икона прославилась в сер. XVIII в.: по молитве матери сын вернулся из плена, ее оклеветанный муж был оправдан и возвращен из ссылки, а конфискованное имущество возвращено. В 1861 г. Троицкая ц. на Грязех была перестроена (архит. М. Д. Быковский) и освящена митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) в честь иконы Божией Матери «Три радости». После закрытия храма в кон. 1929 г. образ пропал, с 1992 г. во вновь открытом храме имеется его список (сер. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Частицы мощей свт. Василия Великого и глава свт. Иоанна Златоуста хранятся в храме Христа Спасителя. В М. е. широко почитается свт. Николай Чудотворец. Его образ («Никола Можайский») с кон. XV - нач. XVI в. был помещен на Никольской башне Московского Кремля и, вероятно, дал ей название. В 1812 г. башня пострадала при подрыве Арсенала французами, но надвратная икона уцелела. В окт. 1917 г. образ был изрешечен пулями и осколками, но лик не пострадал. В 1918 г. с иконы были сняты записи масляными красками XVIII и XIX вв. В 30-х гг. XX в. образ был заштукатурен, в 2010 г. обнаружен реставраторами, раскрыт и освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Иконы свт. Николая Чудотворца разного времени с частицами его мощей ныне почитаются в Успенском соборе Новодевичьего мон-ря, в храмах во имя вмч. Георгия Победоносца в Ст. Лучниках, во имя свт. Николая Чудотворца в Голутвине, в честь Нерукотворного образа Спасителя на Сетуни, в честь Успения Пресв. Богородицы в Косине, во имя свт. Николая Чудотворца на Трёх Горах. Ковчег с частицей мощей святителя по воскресным и праздничным дням выносится из алтаря для поклонения в храмах во имя свт. Николая на Трёх Горах и в ц. Всех святых на Кулишках. Частицы мощей свт. Николая Чудотворца хранятся также в храме св. Отцов семи Вселенских Соборов в Даниловом (с 1991) мон-ре, в Сретенском (с 2014), Иоанно-Предтеченском, в бывш. Николо-Перервинском (с 2014) мон-рях, а также в Богоявленском соборе в Елохове, в Петропавловской ц. в Ясеневе, в ц. во имя арх. Михаила в Тропарёве, в Никольской ц. в Толмачах, в Никольской ц. в Ст. Ваганькове, в Никольской ц. в Котельниках (частица мощей подарена архиеп. Михаловским и Кошицким Православной Церкви Чешских земель и Словакии Георгием (Странским)), в Никольской ц. в Хамовниках (частица мощей из Бари передана Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в дек. 2010), в ц. в честь Рождества свт. Николая при Русском культурно-просветительском фонде св. Василия Великого (частица, отделенная от мощей в Бари в 2010, передана в 2012). Известны частицы мощей свт. Николая Чудотворца в ковчегах и в кресте-мощевике (храмы во имя свт. Николая Чудотворца в Покровском, во имя апостолов Петра и Павла в Лефортове, в честь Вознесения Господня на Гороховом поле).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Ист.: Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церк. печати б-ки А. И. Хлудова. М., 1872; Описи Московского Успенского собора XVII вв.//РИБ. 1876. Т. 3; Памятная кн. Вятской губ. и календарь на 1902 г. Вятка, 1901; Повести о великорецкой иконе свт. Николая/Изд.: А. С. Верещагин//Тр. Вятской УАК. 1905. Вып. 4. Отд. 2. С. 28-84. Лит.: Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийскаго, и слава его в России. СПб., 1899; Белов С. П. Икона «Никола Великорецкий» 1558 г. из Сольвычегодска//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 202-206; Маханько М. А. Икона св. Николы Великорецкого в колл. Амброзиано Венето и почитание чудотворного образа в XVI в.//Там же, 1997. М., 1998. С. 240-251; она же. «Вологодский извод» иконы «Никола Великорецкий»: О разных редакциях житийного варианта чудотв. образа// Бугаевский А. В., сост. Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире. М., 2011. С. 464-483; Бугаевский А. В., сост. «Правило веры и образ кротости»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004; Нечаева Т. Н. Иконография Великорецкого образа свт. Николая Чудотворца в рус. иконописи XVI в.//Там же. С. 439-455; Образ свт. Николая Чудотворца в живописи, рукоп. и старопеч. книге, графике, мелкой пластике, деревянной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве XIII-XXI вв.: из собр. музеев и частных коллекций северо-зап. региона России: Кат. выст. М., 2004; Серебрякова Е. И. Цикл миниатюр Лицевого летописного свода о принесении в Москву чудотв. Великорецкой иконы свт. Николы// Бугаевский. 2004. С. 456-476; Романова А. А. Рукописная традиция «Повести о Великорецкой иконе Чудотворца Николая»//Почитание свт. Николая Мирликийского и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве: Мат-лы и исслед./Сост., ред.: А. А. Рыбаков. М., 2007. С. 37-41. Гостунская (Никола Гостунский) икона По преданию, была явлена на р. Гостунке в Калужской земле, между Белёвом и Лихвином, в 1-й трети XV в. Возможно, на известность этой иконы в Москве повлияло ее происхождение с территории древних верхнеокских княжеств, бывших некогда в составе Великого княжества Черниговского, вотчины средней ветви потомков равноап.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

В XVI в. наиболее распространенными остались Ж. и. свт. Николая Чудотворца. В связи с бытованием большого числа посвященных ему агиографических сочинений появлялись новые сюжеты или подробно иллюстрировались традиционные. Уникальные житийные циклы святого были созданы на Русском Севере, напр. на иконе из ц. Св. Троицы в Нёноксе (1-я пол. XVI в., ГЭ). Некоторые Ж. и. свт. Николая иллюстрировали сюжеты из разных версий Жития, напр., на иконе из Рождественской ц. Тотьмы с 84 клеймами повествованию об отдельных чудесах отводится по 3 клейма (рубеж XVI и XVII вв., Тотемский краеведческий музей). В XVI в. получают прославление чудотворные Ж. и. В 1555-1556 гг. в Москву с Вятки была принесена икона «Свт. Николай Чудотворец (Великорецкий)», представлявшая собой поясной образ святителя с 8 клеймами (см.: Маханько М. А. Икона св. Николы Великорецкого в коллекции Амброзиано Венето и почитание чудотворного образа в XVI в.//ПКНО. М., 1998. С. 240-252; Нечаева Т. Н. Иконография Великорецкого образа свт. Николая Чудотворца в русской иконописи XVI в.//Правило веры и образ кротости…: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 439-455). Списки иконы получили широкое распространение не только в столице. Некоторые изменения в последовательности и подборе сюжетов этой иконографии сформировали особый извод, получивший название по Ж. и., прославившейся в Николо-Бабаевском мон-ре близ Костромы, напр. «Свт. Николай Чудотворец (Бабаевский)» из Успенского собора Костромы (кон. XVI в., ГТГ). Св. Троица, в бытии, с историей жизни прор. Моисея. Икона. 2-я пол. XVI в. (СГИХМ) Св. Троица, в бытии, с историей жизни прор. Моисея. Икона. 2-я пол. XVI в. (СГИХМ) В последней трети XVI в. некоторые сюжеты для Ж. и. свт. Николая Чудотворца черпались из лицевых рукописей. Напр., иконография «Чудо о св. Стефане Дечанском» восходит к миниатюрам из рукописи Жития свт. Николая из собрания С. Т. Большакова, ок. 1560 г. (РГБ. Больш. 15) ( Турилов А. А. Сцена убиения Стефана Дечанского в лицевом житии Николы и ее источник//ДРИ. М., 1983. С. 228-231; Саенкова Е. М. Сербские сюжеты в рус. иконописи//Црквене Cmyдuje. Ниш, 2006. С. 439-440).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ) Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ) На месте чудесного явления Богоматери и свт. Николая была построена часовня во имя свт. Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на к-ром сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. В 1515 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича на месте чудесного явления был основан Беседный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Сюжет Б. и. точно следует «Сказанию». Богоматерь предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами (икона кон. XVII в., ГРМ), с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери - свт. Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба,- Спас Эммануил, благословляющий 2 руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Успенский храм (икона XIX в., ГИМ). Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V-IX вв. (солид имп. Евдоксии, 437-453 гг., фреска в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 741-752 гг., фреска подземной ц. св. Климента в Риме, VIII в., икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в., и костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен). Нередкие в древнерус. искусстве изображения Богоматери вместе со свт. Николаем восходят к древнегреч. тексту македон. эпохи о следовании свт. Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» (цит. по: Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. С. 245).

http://pravenc.ru/text/78228.html

21 мая в Москву привезли частицу мощей святителя Николая. Сообщается, что часть мощей Николая Чудотворца будет доставлена из базилики итальянского города Бари в Россию впервые за 930 лет. Это не означает, однако, что до сих пор в России и Москве не было частиц мощей святителя Николая. Редакция Rublev.com предлагает неполный список тех московских храмов и монастырей, где хранятся частицы мощей  Николая Чудотворца . С 22 мая по 12 июля мощи святителя Николая будут доступны для поклонения верующих в храме Христа Спасителя. С 13 июля по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге. Частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы и Московской области Частица мощей святого хранится в московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря — Даниловский вал, 22. Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.  Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).  Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.  Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря. Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского. Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых — Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

К августу 2003 года Алексеевский приход получил проект нового, каменного, храма. 27 марта 2004 годав день празднования Похвалы Пресвятой Богородицы Его Высокопреосвященство митрополит Исидор, Управляющий Екатеринодарской Епархии, в сослужении благочинного протоиерея Михаила Спицына и священства совершил чин закладки краеугольного камня в основании храма в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Владыка особо подчеркнул, что для портового города строительство Свято-Никольского храма знаменательное и очень важное дело, которое нужно исполнить сообща, совместными усилиями, потому как почтение памяти святителя Николая привлечет благословение Божие и на весь славный город Туапсе . 30 апреля 2009 года построенный на пожертвования частных лиц, предприятий, а также при помощи администраций города и района новый приходской храм был освящён правящим архиереем Екатеринодарской и Кубанской Епархии митрополитом Исидором во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Деятельность прихода [ править править код ] При храме действует детская Воскресная школа, для детей разного возраста. I группа – малыши (с 5 – 9 лет), II группа (9 – 15) лет, Святыни [ править править код ] • Ковчежец с мощами святителя Николая, арх.Мир Ликийского, святителя Иоанна Златоустого, блгвер.кн. Петра и Февронии, прп. Серафима Глинского (Романцова) , Дивеевских святых (прп.Елены, прп.Александры, прп.Марфы, прп.Пелагеи, прп.Параскевы, прп.Марии, прп.испв.Матроны), свящмуч. Федора (Ремизова) , прп.Амвросия Оптинского, оптинских старцев прп.Моисея, Антония, Иллариона, Исаакия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия, прп.Алексия Зосимовского . • Храмовая икона святителя Николая ЧудотворцаИкона Божьей Матери «Всецарица» • Икона Божьей Матери «Призри на смирение» • Икона Божьей Матери «Петровская» • Икона Иоанна Крестителя • Икона Сергия Радонежского • Икона Серафима Саровского • Икона свт.Луки Крымского • Икона Ксении Петербуржской • Икона Матроны Московской • Имеется икона прп.Кукши Одесского с частицей мощей Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Богатом. 2016 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Богатом. 2016 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Кинельской епархии Самарской митрополии), находится в с. Богатом Богатовского р-на Самарской обл. Основан по решению Синода от 27 дек. 2016 г. на базе Никольского прихода, учрежденного весной 1998 г. по благословению архиеп. Самарского и Сызранского Сергия (Полёткина) . Под церковь администрация Богатовского р-на передала здание б-ки (нач. XX в.), к-рое вскоре было реконструировано: пристроены алтарь, ризница и крестильня, звонница, установлены купола. Настоятелем служил прот. Александр Пашков. 4 янв. 2015 г. игум. Петр (Луканов) в храме в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Чубовка Кинельского р-на постриг его в монашество с именем Николай. 17 мая того же года Кинельский и Безенчукский еп. Софроний (Баландин) передал в церковь частицу мощей свт. Николая Чудотворца. 5 февр. 2017 г. состоялось торжественное открытие мон-ря. Кинельский еп. Софроний в сослужении духовенства епархии совершил Божественную литургию в Никольском храме и возвел иером. Николая (Пашкова) в сан игумена. Н. Ч. м.- это единственная монашеская обитель на юго-востоке Самарской митрополии. Ансамбль монастыря включает каменный храм, колокольню, трапезную и братский корпус. Главными святынями Н. Ч. м. являются: чтимая икона Божией Матери «Достойно есть», принесенная с Афона в XIX в., и частица мощей свт. Николая Чудотворца, переданная преосв. Софронием. Недалеко от Н. м., на окраине Кутулукской дубравы, близ с. Знаменка Богатовского р-на, находится Знаменский (Никольский) родник, на к-ром, по преданию, ок. 1870 г. местные жители обнаружили икону свт. Николая Чудотворца. Святыню принесли в Знаменский храм в с. Знаменка; к нач. XX в. на средства крестьянина А. И. Никифорова над источником построили деревянную часовню, а вокруг - дубовый сруб. В дни памяти святителя к роднику съезжались паломники, приход с. Знаменка считался одним из самых богатых в Самарской епархии. В 1931 г. часовня была разрушена. В дек. 1989 г. по постановлению областного Совета народных депутатов родник был отнесен к памятникам, имеющим «научное, эстетическое и экологическое значение», весной 1990 г. его расчистили. К 2018 г. над источником построена каменная часовня. Икона свт. Николая Чудотворца, сохраненная старожилами,- одна из почитаемых святынь обители. Арх.: Архив ЦНЦ. Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2017. 2. С. 12. Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/2566180.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИГУМЕНИЯ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОНСКОЙ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». Нач. ХХ в. (мон-рь Хиландар на Афоне) Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». Нач. ХХ в. (мон-рь Хиландар на Афоне) чтимый образ, созданный в бывш. рус. келлии свт. Николая Чудотворца на Афоне (др. название - Белозёрка, искаженное греч. Буразери; в наст. время приписана к мон-рю Хиландар), к-рая известна рус. насельниками-иконописцами. Икона выполнена в академической манере одним из мастеров по заказу греч. губернатора Афона в нач. XX в. (в наст. время И. и. находится в храме свт. Николая Чудотворца). В ковчеге иконы помещены частицы Креста Господня и мощей святых. Этот образ, называемый также «Экономисса», не следует путать с иконой того же названия в соборном храме Великой Лавры прп. Афанасия Афонского (см. в ст. «Домостроительница», икона Божией Матери ). Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». Сер. ХХ в. (мон-рь Хиландар на Афоне) Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». Сер. ХХ в. (мон-рь Хиландар на Афоне) В композиции И. и. воплощена идея покровительства Божией Матери Св. Горе Афон. В ней совмещены элементы иконографии «Покров Пресв. Богородицы» и «Богоматерь Великая Панагия»: Пресв. Богородица изображена в рост, без Младенца, на облаках (как, напр., на иконе Божией Матери «Благодатное Небо»), в монашеской мантии, правой рукой благословляет, в левой держит посох и развернутый свиток со словами: «Сей жребий данный Мне от Сына Моего». В нижней части иконы - развернутая по горизонтали панорама Афона, за головой Богоматери - лучащееся солнце, по сторонам - монограммы («ΜΡ» и «ΘΥ»), чуть выше плеч - надпись: «i              i        θ  i». Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». 2003-2004 гг. (московское подворье мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне) Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». 2003-2004 гг. (московское подворье мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне)

http://pravenc.ru/text/293529.html

«Утоли моя печали» икона Божией Матери была принесена в Москву в 1640 г. и помещена в ц. во имя свт. Николая на Пупышах в Замоскворечье. Со временем обветшавшая икона была отнесена на колокольню. Образ прославился после исцеления от него расслабленной женщины в 1760 г. С иконы был сделан список и поставлен в приделе того же храма; список прославился чудесами во время эпидемии чумы 1771 г. В Москве происходили чудотворения от одноименных икон в храмах во имя св. Иоанна Крестителя на Покровке, во имя апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул., во имя свт. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, во имя прп. Сергия Радонежского на Рогожской заставе. Ныне чудотворная икона находится в ц. во имя свт. Николая в Кузнецах. Влахернская икона Божией Матери - рельефный чудотворный образ (2-я пол. XV в. на основе XIII в.) Влахернского храма, присланный из К-поля царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Свидетельствованная грамота патриарха Паисия I сообщает, что икона сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава». Согласно лит-ре XIX в., икона содержит пепел мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы), Синайских и Раифских, т. е. является мощевиком-реликварием. Образ хранился в жертвеннике кремлевского Успенского собора. В 1918 г. передан в Крестовоздвиженский храм близ Кремля, в 1931 г.- в ГММК, в настоящее время вновь пребывает в Успенском соборе Московского Кремля. Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» , по преданию, была написана евангелистом Лукой и привезена на Русь из К-поля в сер. XI в. Она стала символом преемственности и династической близости К-поля и Руси. Блгв. кн. Владимир Мономах перенес ее в Смоленск и поставил в храме, заложенном в 1101 г., после чего икона стала именоваться Смоленской. Церковное предание приписывает ей помощь в спасении города от нашествия войск Батыя в 1239 г. В 1398 г. икона была принесена в Москву и поставлена в Благовещенском кремлевском соборе. В 1456 г. вел. кн. Василий II Тёмный удовлетворил просьбу Смоленского еп. Мисаила (впосл. митрополит) о возвращении образа в Смоленск, предварительно приказав выполнить с него список для Благовещенского собора. В память о взятии Смоленска в 1514 г. на месте, откуда провожали образ, был основан в 1524 г. Новодевичий мон-рь, в храме к-рого годом позднее поставили чудотворный список из Благовещенского собора. В 1812 г. при оставлении Смоленска рус. войсками икона была доставлена в Москву в ц. во имя свт. Василия Кесарийского на 1-й Тверской-Ямской ул., далее крестным ходом была принесена в Успенский собор. Перед занятием Москвы французами образ отправили в Ярославль, а в дек. 1812 г. вернули в освобожденный Смоленск. В 1943 г. советские войска освободили Смоленск от фашистских захватчиков, но первообраз иконы в городе не был найден. В Новодевичьем мон-ре ныне почитается список 1-й четв. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010