К сожалению, в источниках, упоминающих об этом (древнейшим из них является «Слово на совершившееся во Влахернах чудо» Михаила Пселла, 1075 г.), не содержится описания той самой иконы, над которой поднималась Возможно, знание иконографического типа, в котором была представлена Богоматерь, существенно обогатило бы наши представления об истоках иконографии Покрова. Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник Почитание влахернских реликвий, как считали некоторые исследователи, не могло не оставить заметного следа в византийской богослужебной практике и в церковном календаре. Г. П. Георгиевский даже предполагал, что установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме. Однако аргументы о русском происхождении праздника не менее убедительны, но единого мнения о месте его возникновения нет. Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Тем не менее, прозвучавшая еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни. Не менее остро стоит вопрос и о византийских иконографических прототипах русских икон Покрова.И. А. Шалина предполагает, что образец мог быть иллюстрацией акафистного цикла, созвучной по смыслу с идеей заступничества Богоматери за человеческий род. Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. Ок. 1399 г. Новгородский музей-заповедник Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313). На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица — в строго фронтальной позе.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

Особое место занимают еще полностью нерасчищенные праздничные иконы из иконостаса Софийского собора, возобновленного после пожара архиепископом Василием в 1341г. Эти иконы совсем не похожи ни по своему композиционному строю, ни по своим плотным, несколько тяжелым краскам с широким использованием золотых ассистов, ни по характеру рисунка на бесспорные новгородские работы того времени. В них так много византийского, сближающего эти иконы с деятельностью мастерской «гречина Исайи», упоминаемого новгородской летописью под 1338г. Близка по стилю к данной группе вещей также икона Покрова из Зверина монастыря, где архиепископ Василий заложил в 1335г. церковь св. Богородицы. Вся эта группа икон ясно показывает, что в 1-й половине XIV в. в Новгороде существовало свое византинизирующее течение, резко отличное от направлений, коренившихся в местных традициях. С византинизирующим течением новгородской живописи связан и ряд клейм «Васильевских врат», исполненных в 1336г. для Софии Новгородской по заказу все того же вездесущего архиепископа Василия. Это течение, хранящее живые отголоски «Палеологовского Ренессанса», не сыграло решающей роли в новгородском искусстве XIV в. и очень быстро растворилось в местных традициях, которые оказались гораздо сильнее. Нигде так явственно не дает о себе знать прямая связь иконописного сюжета с реальными жизненными интересами, как на одной новгородской иконе, происходящей из Власьевской церкви (Исторический музей). Наверху, на фоне скалистого пейзажа, восседают св. Власий и св. Спиридоний, а внизу расположились охраняемые ими коровы, козы, овцы, телята и кабаны, окрашенные в яркие красные, оранжевые, белые, фиолетовые, голубые и зеленые цвета. Власий был популярнейшим в Новгороде святым. Его культ сложился под воздействием почитания местного славянского божества Велеса (или Волоса) и заносной византийской легенды. Уже Иоанн Геометр , греческий писатель X в., называет Власия «великим стражем быков». В греческих минеях его именуют также пастухом. Вероятно, на Руси христианский культ Власия прежде всего привился там, где живы были отголоски языческого культа Велеса, бога скота.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

он совершил с митр. Антонием литургию в ц. во имя ап. Филиппа. Летом 1984 г., к празднованию 1125-летия Новгорода, был отменен 25-летний запрет на колокольный звон. 29 июля 1986 г. митр. Антония сменил митр. Алексий (с 7 июня 1990 патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) ). А. К. Г., Б. Н. Ковалёв, Э. П. Р. Н. и С. е. в кон. 80-х гг. XX в.- 2018 г. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. произошли заметные перемены в отношениях между гос-вом и Церковью. В 1988 г. в Новгороде прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси; они были совмещены с торжествами по случаю Дня славянской письменности и культуры. В том же году местные власти по просьбе митр. Алексия передали Церкви Николо-Вяжищский мон-рь (5 июня 1989 возобновлен как женский). В числе первых верующим были возвращены Казанская ц. в Чудове (1988) и закрытая в 1961 г. ц. во имя вмч. Феодора Стратилата в дер. Верёхново (1989). Последняя была освящена на Пасху 1991 г. благочинным Старорусского окр. архим. Агафангелом (Догадиным; 1936-1999). В мае 1990 г. 2-м действующим храмом Новгорода стал Покровский собор Зверина мон-ря. После кончины патриарха Московского и всея Руси Пимена (3 мая 1990) Поместный Собор Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. избрал на Патриарший престол митр. Ленинградского и Новгородского Алексия. С 30 июня по 2 июля того же года состоялся визит патриарха Алексия в Новгород. Первосвятитель возглавил богослужения в Евфимиевской ц. Вяжищского мон-ря, в ц. во имя ап. Филиппа, посетил Покровский собор, осмотрел еще не возвращенный Церкви Юрьев мон-рь, провел пресс-конференцию и встречу с местными властями. Патриарх передал Вяжищскому мон-рю богослужебное Евангелие, принадлежавшее Ленинградскому и Новгородскому митр. Антонию (Мельникову). Синодальным постановлением от 20 июля 1990 г. была возобновлена самостоятельная Н. и С. е., на Новгородскую кафедру назначен Ташкентский еп. Лев (Церпицкий; ныне митрополит). 17 авг. он прибыл из Ташкента на Новгородскую землю, 1-я встреча епископа с духовенством и паствой состоялась в ц.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Макарий (Васильев) был приговорен к 3 годам ссылки. В сер. 30-х гг. в Новгородском и Боровичском районах поселились сосланные после освобождения из заключения ленинградские иосифляне - протоиереи сщмч. Викторин Добронравов , Димитрий Кратиров, священники Петр Белавский, Сергий Никольский и др. Они совершали тайные богослужения. Вернувшийся из ссылки в 1935 г. схиеп. Макарий (Васильев) нелегально проживал близ закрытой Макариевой пуст. и тайно окормлял общины «непоминающих» на территории Новгородской, Ленинградской и Калининской областей. В кон. 1937-1938 г. большинство «непоминающих» были репрессированы. 8 апр. 1929 г. вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», ужесточавшее борьбу с религией. Активизировалось финансовое давление на церковные общины. Вновь начисляемые платежи могли превышать предыдущие в 10-20 раз. В случае невозможности общин уплатить повышенные страховые и др. сборы церкви закрывали. Церковь могли закрыть по надуманным поводам. Напр., Знаменская ц. в Ст. Руссе была закрыта по ходатайству курортников (на общем собрании их оказалось больше, чем прихожан). В прессе была организована кампания по закрытию храмов. В новгородской газ. «Звезда» печатались статьи «Закрыть Иерусалимский собор и Тихвинскую церковь» (30 апр. 1929), «Водники и железнодорожники требуют закрыть Иерусалимский собор» (11 мая 1929), «Закрыть 5 церквей. Решение президиума горсовета» (15 июня 1929). В связи с решением президиума Новгородского горсовета о закрытии «без ущерба» и о передаче под склады хлеба Никитинской, Покровской, Десятинной, Николо-Кочановской и Тихвинской церквей из Москвы в нач. 1930 г. пришло указание закрыть не 5, а 10 храмов в Новгороде и Ст. Руссе ( Ковалёв. 1991). Были закрыты Софийский собор (1929), Троицкая ц. новгородского Духова мон-ря, боровичские Троицкий собор и Введенская ц. (снесена) и др. Колокола направлялись на переплавку. Так, с колокольни Зверина мон-ря было снято 7 колоколов - по 80, 40, 18, 8, 6, 3 и 1 пуду. В июле 1929 г.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Семь чаш гнева Божия ( Откр. 16:1–21 ) . Приготовленное на Небе для Рима вино ярости Божией было собрано в чаше и излито на Землю семью ангелами. Гнойные раны на людях, умерщвление животных морских, превращение речной воды в кровь, необыкновенный зной Солнца, помрачение царства и престола зверина, иссушение Евфрата и появление трёх нечистых духов из уст дракона, зверя и лжепророка, для обольщения царей Земли, были следствием излияния шести чаш ( Откр. 16:1–16 ). Седьмая чаша была заключением ярости Божией: величайшее землетрясение подвинуло в последний раз Землю, и град величиной в талант нанёс богохульникам страшные раны ( Откр. 16:17–21 ). Стих 2 . Гной зол и лют на человецех. В последующих казнях замечается сходство с казнями Египетскими. Сходство притеснений сопровождается и одинаковыми наказаниями. Что касается подтверждения этих казней примерами из истории Рима, то малоизвестность того времени скрывает от нас разгадку открытого здесь. Стих 10 . Излия фиал свой на престол зверин, то есть бедствие должно обрушиться на самого правителя Рима или на сам Рим. Но какое здесь помрачение нужно разуметь, открыть трудно. Стих 13 . Духи три нечистые яко жабы исходящие. Напоминает тот случай, когда волхвы Египетские своими волхвованиями извели жаб из земли. Стих 16 . Место, порицаемое еврейски Армагеддон. В русском переводе это слово означает место посечения, или собрания. Так называлась гора Магеддон, которая известна была сначала поражением хананеев Бараком и потом поражением царя Иосии фараоном Нехао. Собрать на место посечения означает призвать их на истребление. Суд над Вавилоном (17–18 главы). После бедствий, произведённых чашами гнева Божия, один из ангелов показал Иоанну великую блудницу, сидящую на водах многих и упоённую кровью святых с надписью на челе: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным ( Откр. 17:1–6 ). Ангел изъяснил, что рога и главы зверя, на котором она сидела, означали в последовательном порядке царей, которые будут вести войну с Агнцем, но будут побеждены, а жена означала город на семи горах, то есть Рим ( Откр. 17:7–18 ). Другой ангел громко возвестил падение Вавилона и указал на то, как будут сожалеть об этом городе цари и купцы, имевшие дело с ним ( Откр. 18:1–20 ); наконец, ещё один ангел выразил быстроту падения города вержением камня в море ( Откр. 18:21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

«Имени (же) не нарицают святого, – говорят они, – но како прозовут родители, в то имя и крестят, а не яко же св. Отцы установима; крестящимся не нарицают имен святых, но зверина имена нарицают: лев, пардус и прочих зверей». Этим обвинением полемисты хотели провести резкую черту между собой и латинянами, как это заметно и из других обвинений. 4 Еще же от пресвитеров, миром помазанных паки помазывать не страшатся (латиняне), епископов себе проповедающе и пресвитерское помазание не полезно быть и вотще совершаться блюдуще. Не лет бо есть, глаголют, священникам крещаемых миром освящать, но архиереям токмо узаконено есть. Откуда взято это постановление? Кто из апостолов, отцов, или какой собор установил такое правило? Как же незаконно это перепомазание, – спрашивает митрополит Иоанн, – когда в символе веры , всегда и везде, каждым верующим возглашается и читается так «исповедую едино крещение во оставление грехов?». А если одно крещение, то одно и миро святое в этом крещении, не другое – какое-либо, но в то же самое (с крещением) время совершаемое равно иереями и епископами). 105 5 Относительно таинства покаяния полемисты обвиняли латинян в том, что они (будто бы) совсем игнорируют, его. «А согрешившим не от Бога просить прощения, но прощают попове их на дару», чем, очевидно, указывается на симонию и латинские индульгенции. «Егда же, – дополняет полемист, крестився взрастет и впадет в грех человеческий, не покаянием и исповеданием исцеляют его, но помажут его маслом деревянным, а покаяние отметают». 106 А попове их (латинян) не женятся законной женитьбой, но с рабами дети добывают, и служат невозбранно, а епископы их наложниц держат; аще умрет первая жена, другую поимают и третью, другие-же и до седьмой жены поимают и служат. 108 «Попы ваши, – говорят с негодованием полемисты, – не женятся только по имени, а на деле держать у себя наложниц. Проведши распутно время, поп ваш идет утром к своей богомерзкой братии, говоря: «Простите меня грешного, – я согрешил, соблазнился»; и служит безнаказанно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Служит седмицу о. Никон, рассказывавший мне на кафизмах о своем учительстве в Перервинском Московском училище и прочее. Сильно вздыхал он при напоминании игуменом «Аллилуйя» (на «Бог Господь» — на утрени); очень напомнило Японию со спевками Якова Дмитриевича, отпевания, и всколыхнулись нервы, слезы выступили на глаза; как–то теперь моя милая Миссия! — В продолжение дня были два пожертвования: из Церкви Департамента уделов псаломщик принес ящик с прибором священных сосудов — старых; после обеда — две монахини привезли ящик с двумя иконами — жертва Новгородского Покровского Зверина монастыря. Не имея чем открыть ящик, мы со Степаном придумали, наконец, купить орудие откупорки. — Пища сегодня раз в день: белая капуста, вареная с грибами и в кочане сырая, четверть кочана, вареный картофель и укруг хлеба; желающим дают редьку и квас также. — День был очень хороший, морозный, но солнечный; утром, до часов, я гулял по кладбищу. 4 марта 1880. Вторник 1–й седмицы Великого Поста Утром Дмитрий Дмитриевич, потом о. Тимофей Раздоборов — из беспоповских раскольников, перешедших в православие вместе с о. Павлом Прусским. Он теперь в Петербурге для сбора на построение Церкви в своем приходе; я подписал от Японской Миссии три рубля, а он оставил свою брошюрку — «Письмо к другу». В девять часов пошел на часы в Крестовую; продолжались полтора часа. Кафизму на девятом часе Владыка разрешил опускать, равно как на утрени вместо трех кафизм велел читать, как всегда, две и на Первом часе кафизму не читать; притом кафизмы не вполне вычитываются. — После часов отправился в Церковь Удельного ведомства — на Литейной — взглянуть, стоит ли взять жертвуемый оттуда большой образ Бога Отца с рамой. Церковь очень роскошная; молящиеся — все народ чистый; поют военные певчие весьма хорошо, псаломщик читает выразительно; при Церкви всего — протоиерей и два псаломщика. Протоиерей о. Канидий (Каченовский) жаловался, что необходимость заставляет служить весьма сокращенно; если немного длинней служба, сейчас и жалобы: «Что это, батюшка?». Образ и рама оказались годными, и псаломщик Василий Матвеевич Кудрявцев, знакомый Сартова, обещался доставить; кроме того, предлагал свои услуги писать что–нибудь, укладывать и тому подобное, что отправил перед тем накопившиеся у него миссийские вещи для укладки в ящики. Пообедал у него совершенно постной пищей: грибы, пирог, суп грибной и сладкий пирог с яблоком. К трем часам был в Хозяйственном управлении, где Владимир Егорович Расторгуев и Казначей Синода сейчас же и выдали 600 рублей — Якова Дмитриевича Тихая наградные для отсылки к нему. Вернувшись, был на вечерни и утрени в Крестовой; ефимоны, как и вчера, читал Преосвященный Варлаам. — Готовился завтра к служению Преждеосвященной литургии в соборе с Высокопреосвященным Исидором.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Джордано Бруно хвастался, что он это умеет. Это была одна из причин его казни. А совсем не его симпатии к системе Коперника. Это инквизицию совершенно не интересовало. Елена Блаватская в 19 веке тоже хвасталась, что она умеет вселять духов в статуи. И в апокалипсисе сказано, что пророк антихриста тоже будет это делать. Проглаголит икона зверина. Антихрист — фальшивомонетчик Ну, а теперь я бы хотел на этот  же текст посмотреть с другой точки зрения, с точки зрения внутрихристианских споров. Для меня это один из самых радостных текстов в Библии. У меня есть немножко корыстная эгоистическая радость, узкоконфессиональная. Дело в том, что христианский мир не исполнил завет Христа. Христос молился: Отче, да будут все едины, яко же и Мы с Тобою едины. Христианский мир уже, увы, давно расколот. И есть свыше девяти тысяч различных сект, каждая из которых называет себя истинно христианской. Как же узнать, а где же настоящее христианство? И один из ответов я вижу именно в этой строчке апокалипсиса. Об антихристе мы знаем главное – он придет, чтобы, если возможно, соблазнить и избранных. То есть, может быть, конфуцианцы и буддисты антихристу неинтересны, они чужды Христу. А буддисты – вообще просто атеисты. А вот христиан бы привлечь к себе. Для антихриста это вкусно. Итак, мы знаем, на кого охотится антихрист — на избранных, на настоящих, а не номинальных христиан. Отсюда вывод. Если мы поймем, на кого охотится антихрист, мы поймем, кто настоящие христиане. Теперь, как узнать, на кого охотится антихрист, на какую конфессию? На христиан вообще, или есть какие-то конкретные крючки, рассчитанные именно на определенную конфессию? Смотрим на средства охоты. Если на вокзале в субботнее утро я вижу группу мужиков, одни стоят с корзинками, другие — с удочками, третьи — с дробовиками, четвертые – с двустволками, то по их снаряжению я могу понять, на кого они охотятся. С корзинками – по грибы, с удочками – по рыбу, с двустволками – на медведя, с дробовикам – на белочку. Понятно. Посмотрим, как вооружен антихрист, и будет понятно, на кого он охотится. Главное оружие антихриста всем известно – это подделки. Он – «вместо», вся его жизнь – это фальшь, он подделывается под Христа. Замечательно. А давайте конкретнее посмотрим, что он подделывает. И будет понятно, на кого он охотится.

http://pravmir.ru/kogda-nastupit-konec-s...

Так вот, такого рода суждения — не достойны ни Бога, ни Сатаны, ни человека. Сатане нужны сознательные гвардейцы. Неслучайны слова Христа об антихристе: он придет, чтобы аще возможно соблазнить и избранных. А избранные – это кто? Это и есть именно сознательные христиане. Антихрист будет выдавать себя за Христа. Итак, смотрите, что мы имеем. Антихрист – это человек, который, с одной стороны, иудеями принимается как Мессия. Он благодетель еврейского народа, и он политический лидер еврейского народа. При этом, парадоксальным образом он выдает себя за господа для христиан и требует именно религиозного благоговения перед своей личностью, напрямую именуя себя нашим Христом, а не только иудейским. И при этом у него, очевидно, глобальная политическая власть, а не только региональная ближневосточная. И мы говорим, что эта власть касается не только уплаты налогов или электорального поведения, а она касается еще и предмета наших верований, касается религии. Поскольку этих условий слишком много, то вряд ли это может подобраться к нам незамеченным. Лекция в Екатеринбурге, 27.02.08 О печатях и иконах звериных Дальше хотел обратить ваше внимание на строчку из Писания, которая чаще всего приходит на ум современным церковным людям. Это строка апокалипсиса об антихристе, который будет ставить свою печать на чело или десницу. Но, если вы внимательно будете читать эту главу, 13 главу Апокалипсиса, вы увидите такую подробность, общий сюжет. Появляется антихрист как политический лидер. А вот затем ему приходит помощь. Приходит пророк антихриста, предтеча антихриста, который магической силой уже, а не политическими реформами, не рекламой политической привлекает сердца людей к антихристу. Он творит чудеса. Пророк антихриста появится во второй половине земного царствования антихриста. И какими чудесами он завлекает людей? Он низводит огонь с неба, он оживляет образ Христа, антихриста. То есть радикальные, серьезные чудеса. Как это понять? Опять же, я помню годы, когда многие наши монахи утверждали, что это про телевизор. Видите, огонь с неба – сигнал с телевизионной вышки принимает и со спутника, а телевизор – вот она, проглаголит икона зверина. И, вы знаете, этот тезис, это толкование апокалипсиса оказалось очень убедительным в 60-70-е годы.

http://pravmir.ru/kogda-nastupit-konec-s...

Кондак глас 8-й Отечества, преподобно, и всего мирского мятежа уклонитися возжелал еси, и в пустыню вселився, тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси, и чада послушания и смирения в нем возрастил оси. Сего ради дерзновение стяжав ко Святей Троице, еже молитися богоблаженне о нас чадех своих, иже же собрал еси и о всех правоверных, да зовем ти: радуйся отче Мартирие, безмолвия пустынного любителю. Месяца ноемвриа в 11-й день. 3. Церковь Успения Божией Матери на подворье Новгородского Покровского женского Зверина монастыря Церковь находится в верхнем этаже монастырского подворья, на углу Надеждинской и Малой Итальянской улиц. История церкви и подворья следующая: В 1861 году жена генерал-майора, Варвара Михайловна Буткевич, урожденная Путятина, по усердию к новгородскому женскому звериному монастырю и по чувству благоговения к чудотворной иконе св. праведного Симеона Богоприимца, пожертвовала, в вечное владение монастыря, участок земли в 130½ квадр. саж. отделенный от дома и двора ея, и здесь, на собственное иждивение, устроила двух-этажное каменное здание, для помещения внизу подворья, а вверху – храма во имя Успения Богородицы. Право монастыря на владение участком утверждено 1861 года ноября 20, во 2 департаменте петербургской палаты гражданского суда, за 75, а 12 февраля 1862 года монастырь введен во владение. Под церковию находится небольшая часовня и, рядом с нею, помещение для жительства монахинь и послушниц, обязанных наблюдать за чистотою храма и за целостью ризницы. Церковь освящена 1863 г. марта 23 дня, преосвященным Леонтием, викарием петербургским, в присутствии великой княгини Александры Петровны. Главную святыню храма составляет икона Успения Божией Матери, привезенная из старого Иерусалима монахиней Анною Булатовою. Для служения при церкви полагается особый священник, с жалованьем в 600 р. с. в год, из церковных сумм. Обязанности чтения и пения отправляют трое певчих, получающих, каждый, по 180 р. с. в год. Церковный сторож получает в год 144 р. Священник, кроме жалованья пользуется церковными доходами, но не имеет квартиры. Весь церковный доход целится на две части. Одна часть идет на содержание причта, другая – в пользу монастыря, в котором живет ныне до 206 сестер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010