Машина ерзала влево, вправо, и у Жени свалились с ног завернутые пополам отцовские резиновые сапоги. – Зачем тебе в машине сапоги? – удивился Женька. – Ты ходишь в маминых, а я буду ходить в папиных. – Я надел по привычке. Ладно, ты их руками держи, посоветовал Женька. – А я тебя держать буду. Еще неделя, и ветер обвеет землю. Неувядаемый цвет Перед обедом мама перекрестилась на икону. – Вера Герасимовна, ты супец-то тоже покрести! – усмехнулся отец. – Петр Петрович, кончилось время, когда за любовь к Богу с работы гнали. – Вера Герасимовна, не будем мериться любовью к святому. Я, может, не меньше твоего молюсь! Но не напоказ. – Петр Петрович, за хлеб-соль спасибо Богу сказать не стыдно. Женька не любил, когда отец с матерью по имени-отчеству друг друга величали. Сделал вид – забыл что-то на дворе. Выскочил в сени. Постоял. Сообразил, в какой стороне солнце встает, перекрестился. – Боженька! Пусть они не ссорятся. А чтоб чего не подумали, достал из кадушки три огурца соленых. – Да у нас на второе сырники! – удивилась мама. – Я солененького тоже съем, – взял Женькину сторону отец. Вроде бы ничего, не рассорились. – Мы ужасные грешники! – пригорюнилась Вера Герасимовна. – Ведь теперь Великий пост идет, мясного, молочного есть нельзя. Куличи печем на Пасху, яйца красим, а недостойны праздника. – Мать, суп твой – объедение, но он хорош, когда горячий. Вера Герасимовна принялась есть и опять ложку в тарелке забыла. – Мне бабушка о прадедушке рассказывала. Дело было до революции, но от Бога тогда образованные отвернулись, а дедушка, может, не больно ученый-то был, но имел дар. Работал на фабрике, где духи производили. Хозяин ему платил не скупо. И завел дедушка моду – деньги нищим раздавать. В церковь не идет, а на паперти он – король. Нищие в ножки ему кланялись. Было дело, осиротевшему семейству все шубы свои раздал, а наутро похолодало. Вот и простудился. Вроде отболел, так на тебе: не чует нос запахов. Нарочно лук взялся резать. Слезы текут, а нос – бесчувственная чурка. Узнали нищие о беде своего благодетеля, к дому его толпой пришли, молиться обещали. А одна старушечка постучалась к нему, когда он всех докторов уже объездил, все надежды свои растерял: “Пойдем, – говорит, – сыночек, помолимся”. Он и пошел. Без веры. Европейские знаменитости не помогли… Привела старушка прадедушку в часовенку, а там икона Божией Матери. Обычная икона, только в руке у Благодатной веточка цветущая. Старушка помолилась, прадедушка “Богородицу” прочитал, свечку поставил. “Приложись”, – говорит старушка. Приложился – поцеловал, значит. И чувствует: благоухание в воздухе… Тут он на колени и в слезы. Как ребятенок малый плакал. А благоухание по всей часовенке – икона замироточила. У православных так бывает: миро вдруг на иконах объявляется. Прадедушка уж потом только узнал: икона та именовалась “Неувядаемый цвет”.

http://azbyka.ru/deti/s-moego-kry-lechka...

Женские: Алексиевский , 1 кл., в Москве, на Красносельской улице. Основан был в 1360 г. св. Алексием, митр. Московским, по желанию его сестер Евпраксии и Иулиании, на Остоженке, где ныне Зачатиевский мон. После пожара в 1547 г. он был перенесен ближе к Кремлю, на место, где ныне храм Христа Спасителя. В 1837 г., по соизволению имп. Николая I, желавшего построить на месте обители храм Христа Спасителя, мон. переведен был на нынешнее место (прежде Красное село), к приходской Крестовоздвиженской церкви. В мон. находятся Тихвинская и Грузинская чудотворные иконы Божией Матери. Эта последняя, по сохранившемуся в мон. письменному известию, во время бывшего в Москве при царе Алексее Михайловиче в 1654 г. морового поветрия, обретена была во впадине церковной стены за шкафом (по сонному видению одной инокини монастыря); по перенесении ее в церковь многие получили исцеление; день обретения ее, 15 окт., празднуется в мон. с особенной торжественностью. В мон. также хранится третья чудотворная икона Божией Матери. прославившаяся в XVIII в. и именуется «Целительница»: на этой св. иконе изображена во весь рост Богоматерь (без Богомладенца), стоящей у одра больного юноши; по свидетельству св. Димитрия Ростовского , поводом к этому изображению послужило исцеление от тяжкой болезни одного благочестивого клирика, имевшего обыкновение всегда при входе и выходе из церкви совершать с преклонением колен краткую молитву пред образом Божией Матери; празднование этой св. иконе совершается 18 сент. Находится в мон. также чтимая св. икона Богоматери, празднуемая 3 апр. и именуемая «Неувядаемый Цвет», на которой изображена Божия Матерь в короне, с сидящим на Ее правой руке Богомладенцем и держащею в левой руке лилию 84 (символ Ее девства и непорочности). В 1891 г. в мон. был освящен новый обширный и великолепный храм во имя Всех Святых. При мон. имеется школа, больница и богадельня. При этой обители находится благоустроенное кладбище, служащее одним из источников для ее содержания. Борисоглебский Аносин , 3 кл., общ., в 16 в. от г. Звенигорода, при с. Аносине, на бер. р. Истры. Основан в 1823 г. из существовавшей с 1820 г. женской общины. Здесь находится чудотворная икона Успения Богоматери, прославившаяся в 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

10 ½, в шир. 8 ½, верш. Венцы на ней, золотые, в два ряда убраны мелкими яхонтами и изумрудами, а риза серебряная с жемчужным ожерельем. На правой руке у Богоматери киотец золотой со св. мощами (ныне с частью ризы Ее), а у Богомладенца к правой благословляющей руке Его приделана золотая с финифтью, прорезная подвеска наподобие серьги. На полях и на самой ризе вычеканен синаксарь из Постной Триоди, читаемый в день Похвалы Божией Матери, т. е. в субботу на пятой седмице великого поста. Кроме того замечено, что подлинный Влахернский чудотворный образ 20 «принесен бысть в царствующий град Москву и поставлен в велицей церкви, и до сего дне, его же по самому подобию и мере, и сей настоящий (описываемый нами) образ Пречистой Богоматери, в заступление, по самой той благодати к Сыну Ее и Богу нашему, во обстояниях наших, и покровение и невпреборимую помощь от враг видимых и невидимых, устроен в лето от сотворения мира 7210, от Рождества же Христова 1701, индикта 10, месяца октоврия в 1 день; венец же и цка у сего святого образа (под ризой) вся исполненна святых мощей мно(го)численно, в предстательство наше и в заступление» 21 . В Высокопетровский монастырь икона поступила в 1704 г., из дома Федора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских 22 . На большой дске, в которую вставлена она, по сторонам Божией Матери изображены Благов. князь Михаил (какой?) и муч. Наталия, как тезоименитые родным стольника Ф. П. Дубровского. На той же дске написан лицевой акафист Пресвятой Деве. Образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемый «Цвет Неувядаемый», в выш. 13 и 3 / 4 , в шир. 11 верш. На нем серебро-позолоченная риза. Внизу на передней стороне дски надпись: «1733 году писал сей образъ 9-ти Myчehukobckiй (в Москве) дiakoh Bacuлiй Ивановъ». Толгская икона Божией Матери, в выш. 14, в шир. 11 верш., в серебряном чеканном окладе. Венцы чеканные, серебро-позолоченные с коронками, а убрус и ожерелье на Богоматери писаны по красной материи мелким кафимским жемчугом. Внизу на окладе вырезаны слова: «Списанъ сеи святый образъ съ подлинаго чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы, яже въ Толской обители...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

седые волосы и небольшая курчавая борода (2-я пол. XIX в., СГХМ; см.: Госкаталог РФ. 2578254). На иконе этого извода нач. XX в. (поновлена в нач. XXI в., Паисиев Галичский мон-рь) в правой руке П. четки. Вероятно, в XVIII в. или позднее сложился тип изображения П. как архимандрита в рясе, мантии и епитрахили, с наперсным крестом, на голове митра. На иконе предположительно XVIII в. (частное собрание) полуфигура святого показана вполоборота влево, правой рукой он благословляет, в левой - держит раз-вернутый свиток с упомянутым текстом; слева вверху - Овиновская икона Божией Матери. Сохранилось неск. «раздаточных» икон этого извода 2-й пол. XIX в. (частные собрания). В этом же типе П. (правая рука в молении, в левой - жезл) представлен на хромолитографии 1883 г. (цензор прот. Филарет Сергиевский), исполненной в мастерской Троице-Сергиевой лавры (СПГИАХМЗ; см.: Госкаталог РФ. 8212689; см. также цензурные экземпляры: ЦГИАМ. Ф. 2394. Оп. 1. Д. 4440. Л. 21, 440; Григоров А. И. Мат-лы по истории рус. фамилий. М., 2006. Т. 1: Овиновы. С. 247). Святой в правой части композиции предстоит Овиновской иконе Божией Матери (слева в облаках), за ним слева - узнаваемый вид белокаменной Паисиевой обители с сев.-зап. стороны. На подобных иконах П., как правило, изображали седобородым старцем с длинными, спадающими на плечи волнистыми волосами. На фотографии нач. XX в. (фототека ИИМК РАН) запечатлен надгробный комплекс святого: над ракой располагалась большая композиция с ростовым образом П. в богослужебном облачении во главе крестного хода с Овиновской иконой Божией Матери в руках. На редкой иконе нач. XIX в. (из собрания В. Н. Строковского; Музей икон Пресв. Богородицы «Неувядаемый Цвет» в дер. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.) святой предстоит в коленопреклоненной молитве Богоматери с Младенцем возле престола (тип Овиновской) на фоне пейзажа с монастырскими постройками, справа вверху в небесах - Господь Вседержитель на престоле. Фигуру П. вводили и в др. списки Овиновской иконы Божией Матери. Существовали иконы с изображением П., припадающего в молении к Спасителю (Спас Смоленский), как свидетельствует прорись с образа XVII в. ( Успенский В. И. Переводы с древних икон из собр. А. М. Постникова. СПб., 1898. Л. 27; иконный образец с образа XVII в. с коленопреклоненным П. хранится в ГРМ). У П. длинная, выступающая вперед, острая на конце и раздвоенная борода.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

И. Златоустого на Евангелие Иоанна, слово на латинов о Святом Духе, четыре слова – „о еже како подобает блюсти символ веры “, исследование Православной веры и об исправлении книг Русских, рассуждение о пользе грамматики, риторики, философии и другие. Оригинальные сочинения пр. Максима многочисленны и разнообразны по своему содержанию, но большей частью очень незначительны по объему, так что все вместе (около 134) составляют небольшие три книжки; они изложены то в форме размышлений и рассуждений, то в форме церковных слов и бесед, то в виде посланий, разговоров, исторических рассказов, молитв и св. песнопений, отрывков, заметок, иногда в несколько строк. Сочинения эти пользовались большим уважением: собирались в сборники, списывались в XVI и XVII в., цитировались последующими писателями наряду о святоотеческими творениями и вносились в другие сборники. 84 Известны также именуемые «Неувядаемый цвет» иконы Богоматери, находящиеся: в Московской приходской церкви Успения, что на Могильцах (празднуемая здесь 31 дек.), в г. Воронеже, в Богородице-Рождественской церкви, в г. Кунгуре, Тамбовской губ. (см. также о Кадомском мон., Тамб. еп.). С подобным же наименованием имеется местно чтимая древняя (поновленная в 1795 г.) икона в Никольской церкви с. Будищ, Полтавской губ.; на этой св. иконе, представляющей собою копию с Владимирской иконы, Богоматерь изображена держащею в правой руке цветок розы с листьями. 85 На именуемых Живоносный Источник иконах Богоматерь изображается, держащею в руках Богомладенца и сидящею в большой чаше (на подобие купели). Местно чтимые иконы с таким наименованием еще находятся: в г. Уржуме, Вятской губ., в Билярске, пригороде Чистопольского y., Казанской губ. (где эта икона называется также и «Источная»), в с. Валявке, в 12 в. от г. Пензы, в г. Липецке, Тамбовской губ., в г. Туле – в Старо-Никитской церкви (прославившаяся приблизительно в 1771 г.) и в Николаевской церкви, за Валом. 86 По преданию, эта Корсунская икона Божией Матери, принесенная св. кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На головах Богоматери и Христа пышные короны закрытого типа. На груди Богоматери широкое ожерелье из неск. рядов цепей посередине, обрамленных с 2 сторон жемчугом,- это драгоценные привесы на Ченстоховской иконе, традиционно воспроизводившиеся на ее многочисленных списках. На ксилографии из Толковой Псалтири (К., 1697) гравер с точностью изобразил эти основные особенности Л. и. На списках, копировавших чудотворную икону, центральное место в композиции занимало изображение Богоматери с Младенцем. Списки, к-рые писали непосредственно с чудотворного образа, имели пространную надпись об истории иконы под центральным образом Богоматери с Младенцем (икона XVIII в. (?) из Спасо-Преображенской ц. в Любече). Во 2-м, позднем варианте данного извода надпись внизу иконы отсутствовала (икона «Любецкая Богоматерь», XIX в., храм-музей икон «Неувядаемый Цвет», д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; 51×42 см). К числу более редких относятся списки, копировавшие сложносоставную икону работы иером. Иннокентия (Щирского). В XVIII-XIX вв. изображения Л. и. вошли в многочисленные гравированные и иконописные своды Богородичных икон (гравюра нач. XIX в. «Двенадцать икон Богородицы» - под 7 мая изображено «Явление иконы Пртыя Бцы Любецкой»; гравюра 1-й пол. XVIII в. «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» - во 2-м ряду 11) «Изображение чудотворнаго образа Пртыя Бцы Любецкой яже принесе излюбеча в kieb Селивестру Kiebcku мирополи inocmabiшa вцркви cbmoi Coфiu»; гравюра кон. XVIII в. «Изображение 130 икон Богородицы» - 12) с подписью: «Любецкая» ( Ровинский . Народные картинки. Т. 3. С. 473, 476, 478. 1212, 1214, 1216). Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 49; Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Скворцов И. М., прот. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 гг. К., 1854; Милорадович Г. А. Антониевский Любечский муж. мон-рь. [Чернигов, 1860]; он же. Любеч Черниговской губ.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

Св. изображения на иконах иконостаса написаны с обеих сторон. Этот иконостас сооружен иждивением инокинь сей обители Феофании Готовцевой и Александры Бердяевой. Св. иконы писаны сестрами монастыря. Здесь за левым клиросом помещается особочтимая икона Божией Матери, т.н. " Неувядаемый цвет " , пред которою горит неугасимая лампада и читают непрестанно Псалтирь. Сохранилось предание, что в 1812 году, пред нашествием Наполеона, появились слезки из очес сей Царицы Небесной, которыя одна благочестивая старица собрала на ватку и от которых потом получались исцеления. После сего усердием сестер сооружена была фольговая риза на нее, сделана приличная рамка со стеклом и возжена неугасимая лампада. К сей церкви с южной стороны примыкает трапеза, почему и церковь называется трапезною. В столовой также имеется несколько особочтимых икон, из коих считается чудотворною икона Святителя Николая, во весь рост, с чудесами; она имеет 1 1/2 арш. вышины, в серебряной ризе; пред нею горит неугасимая лампада и ежедневно, по окончании вечерняго правила, читается акафист Святителю. Другая икона недавно чудесным образом поновившаяся, Господа Вседержителя, с изображениями на ней Царевича Димитрия и Вел. Екатерины, а ниже на одной стороне Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский, а на другой преп. Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Вышина образа 1 1/2 арш., ширина 1 аршин. б) Троицкий собор Вблизи Воскресенскаго летняго собора, с восточной стороны, имеется второй величественный теплый храм в честь св. Троицы. Храм этот каменный трехпрестольный, устроен усердием и иждивением игумений Маврикии Ходневой и сестер обители в 1821 году, на месте погребения царских узниц, княгини-инокини Евдокии и Александры, где прежде была деревянная часовня. Храм устроен в виде продолговатого квадрата с выдающимися полукружиями в восточную и западную стороны, немного пониженными. С южной и северной стороны храма устроены фронтоны, поддерживаемыя четырьмя полуколоннами. Над полукружиями деревянные карнизы поддерживаются шестнадцатью каменными круглыми колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=04074

Местная икона Сошествие Святаго Духа, больших размеров в дорогостоящей ризе. Также находились прекрасные иконы святого великомученика и целителя Пантелеймона, святого преподобного Серафима Саровского и святителя Феодосия, Иверская Божия Матерь, огромная икона, высокохудожественной работы Плащаница, рукоделия сестер обители. Из старинных икон в соборе находились Казанская Божия Матерь, святитель Николай, великомученик Димитрий, Феодоровская Божия Матерь, Нерукотворенный Спаситель, Знамение Божией Матери. Вот чем славился собор. Под собором было огромное и сухое помещение, где на зиму хранился картофель и другие овощи, а также находился другой церковный инвентарь, как-то: носилки для икон, чан для водоосвящения и другой церковный инвентарь. На паперти и на хорах собора было четыре помещения, в которых хранились дорогостоящие облачения для священнослужителей, а также прекрасные пелены, ковры, иконы, богослужебные книги и другие богослужебные принадлежности – а всего этого было огромное количество. В собор вели три двери. Третья церковь теплая, однопрестольная, во имя Успения Пресвятой Богородицы. Иконостас пятиярусный с древними иконами. Более замечательные – это местная Успение, Нерукотворенный Спас, Неувядаемый Цвет и больших размеров другая Успение, без ризы. Церковь отоплялась тремя печами. Четвертая церковь находилась вне ограды монастыря на монастырском кладбище и была посвящена Иоанну Крестителю. Там служили очень редко, и особых достопримеча­тельностей в ней не было. У Святых ворот обители была часовня, в которой находилось резное изображение во весь рост святителя и чудотворца Николая, в серебряной ризе, с мечом в руке. Эту икону но­сили по приходу четыре раза в году. Еще в часовне находилось резное изображение во весь рост Спасителя, сидящего в темнице. Это изображение было у верующих в большом почете. Впоследствии я его видал в краеведческом музее города Мологи. Вторая часовня находилась на территории скотного двора, размером примерно 21/2 метра на 3, с иконостасом. Но иконы были литографические, на жести. Пола не было. В центре находилась могила, на которой лежала треснутая каменная плита с надписью, которую никто не мог прочитать, за исключением слов «игумен Корнилий», а остальное не разобрать. На северной и южной стенах висели очень древние иконы: Знамение Божией Матери и две преподобного Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

На местных иконах Преподобного, равно как и на иконе Собора святых Тверской епархии, Угодник Божий изображен по святцам академика Солнцева. Иконы особого письма имеются в Бежецкой Введенской церкви и в Апостольской церкви Тверского архиерейского дома. На них Преподобный изображен молящимся пред образом Божией Матери. В «Тверском Патерике» такое изображение объясняется рассказом писавшего эти иконы бежецкого живописца о бывшем ему во сне видении. «Шел я, — рассказывает живописец Яковлев, — в храм Введения Пресв. Богородицы и при входе на паперть видел преп. Нектария молящимся на коленях пред иконою Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Пред ним была открыта книга, лежащая на столе. Я почувствовал страх и вскоре проснулся. Этот момент был мною и воспроизведен на картине». От покойного протоиерея Введенской церкви В.Г. Лебедева приходилось слышать об иконе преп. Нектария, написанной по подобному же поводу какою-то художницей любительницею, замечательно художественной вдохновенной работы. Художница эта несколько лет тому назад умерла. Куда делась икона, осталось неизвестным. Обращает, наконец, на себя внимание большая, прекрасно исполненная, икона Преподобного в Кашинском городском соборе, пожертвованная туда одним из бежецких обывателей по обету, ради исцеления молитвами Угодника Божия его больной дочери. Местное празднование Преподобному совершается 3-го апреля — в день кончины его. Несомненно, в былой обители оно обставлено было большою торжественностью и носило характер общегородского праздника. Но потом, по закрытии обители, за то продолжительное время, пока Введенская церковь оставалась без причта и служб и затем получала священников временных и случайных, такой характер праздник этот совершенно утратил. Он свелся на служение причтом Введенской церкви панихиды по Преподобном в присутствии лишь особых чтителей его памяти. Такой порядок держался из года в год. Пресловутое освободительное движение последнего времени, когда повелись с особою силою стремления подорвать в народе веру и любовь к святыням, вывести его из-под влияния Св.

http://pravicon.com/info-2998

Арсения Каппадокийского привели к его прославлению в 1986 году в лике святых. Могилка святого Арсения доныне является местом паломничества, местные жители ухаживают за ней, однако сами мощи святого были увезены с Корфу и покоятся в монастыре Иоанна Богослова в Суроти (близ Фессалоники). Память преподобного Арсения празднуется 28 октября (10 ноября). К западу от Керкиры располагается важнейший курортный центр Палеокастрица: мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы (1298), византийская крепость Ангелокастро (XII b.). В центральной части острова, ближе к северу, рядом с деревней Айю, находится женский монастырь Пантократор (1890). Он основан возле полуразрушенной, расписанной фресками церкви, которая была построена за пятьсот лет до этого. В северной части острова, недалеко от деревни святого Афанасия, располагается монастырь святого Афанасия. Изначально монастырь был мужским, а ныне возродился как женская обитель. В северо-восточной части острова находится деревенька Касьопи. Деревня живописно расположилась в бухте между двумя лесистыми мысами, в 36 километрах от Корфу, отделенная узким проливом от Албании. Сердце ее – гавань, где рядом находятся таверны, сувенирные лавки, рыбацкие лодки и катера многочисленных школ водных видов спорта. Во времена римского владычества Касьопи была небольшим городом, в котором располагался солдатский гарнизон и храм Кассия Юпитера, который, по преданию, в I веке по Р. Х. посетил римский император Нерон. После принятия христианства на развалинах этого храма была построена церковь в честь Божией Матери, в которой хранится известная икона Касьопийской Богоматери, называемая «Неувядаемый Цвет». Икона покрыта серебряным окладом, откуда она появилась – неизвестно, но, возможно, была написана еще в византийские времена периода Палеологов. Самое известное чудо произошло в 1530 году, когда островом правил венецианец Симоне Леоне Балби. «Однажды четырнадцатилетний деревенский мальчик по имени Стефан возвращался домой из города Корфу. На окраине города он встретил попутчиков и дальше пошел с ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010