Подобные изображения «Похвалы Богоматери» имеют отдельные черты, характерные уже для «Н. Ц.». Помимо восточнохрист. истоков в сложении образа «Н. Ц.» важную роль сыграли заимствования из зап. аллегорических композиций, в к-рые включались прообразовательные символы. Это «Богоматерь с четками» (нем. Rosencranzmadonna; итал. Madonna del rosario) и «Непорочное зачатие» (Conceptio immaculata). Соединение зап. элементов с темой Акафиста породило новую иконографию, а множественность источников привела к многообразию вариантов. В качестве наиболее раннего изображения «Н. Ц.» Д. И. Паллас указывает исполненную в зап. стиле гравюру из венецианского издания «Βιβλον νομαζμενον Νος Θησαυρς» (Βενετα, 1612) («Библия, называемая Новая Сокровищница»), на к-рой Богоматерь с Младенцем представлена стоящей на месяце, а из головы Богомладенца вырастают розы ( Πλλας. 1973. Σ. 230). Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Центральная часть триптиха. XVIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Центральная часть триптиха. XVIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) На иконах «Н. Ц.» есть обязательная деталь - помещенные в вазоны или сплетенные в гирлянды цветы, к-рые украшают жезлы или являются постаментом для образа Божией Матери с Младенцем. Чаще всего Богоматерь и Христос облачены в царские одежды; Пресв. Дева может быть окружена прообразовательными символами или изображена без них. Сохранившиеся иконы представлены в 2 основных типах, каждый из к-рых имеет свои изводы. Наиболее распространенный тип иконографии «Н. Ц.» восходит к изображению «Одигитрия», в к-ром, как правило, присутствуют прообразовательные символы Богородицы. Примеры: икона 1703 г. (Филиал староболг. искусства при НХГ, София; см.: Паскалева К. Икони от България. София, 1981. Кат. 82; Болгарская живопись IX-XIX вв.: Кат. выст. М., 1976. Кат. 138); икона 1-й пол. XVIII в. (Византийский музей, Веррия; см.: Veria Byzantine Museum.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

Ответов: 1. Последний ответ: Икона Божией Матери " Споручница Грешных " . http://pravicon.com/icon-307 Добавлено на опознание: 2012-01-04 14:39:51 Владелец: nklein1962 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Как написано - святитель Николай Чудотворец. Добавлено на опознание: 2012-01-04 14:39:31 Владелец: nklein1962 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 4. Последний ответ: Но Вера не великомученица Добавлено на опознание: 2012-01-04 14:39:12 Владелец: nklein1962 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: На иконе читается имя одного из святых (справа): Пантелеймон Ответов: 1. Последний ответ: Праведный Симеон, архангел Гавриил, великомученик Пантелеимон. Сельская скорописная икона конца 19 в. Добавлено на опознание: 2012-01-04 14:37:38 Владелец: nklein1962 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Подпись на иконе: Обрезание Господне Ответов: 4. Последний ответ: Виноват поторопился, это конечно, икона. Господь вразумил в День события, изображенного на иконе Добавлено на опознание: 2012-01-01 15:41:00 Владелец: ostapenko Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Прошу Вас помочь опознать икону, представленную на изображении. Данная икона была приобретена в Греции в 2011 г. На иконе нет никаких надписей. На оборотной стороне на этикетке указано, что это копия древней Византийской иконы. Заранее благодарна. Светлана Ответов: 4. Последний ответ: Значит так, разберём всё по-порядку.Есть два образа Богородицы с Христом и лилиями(или цветами):,,Неувядаемый цвет,. и ,, Благоуханный цвет,,.Так вот, на образах отличие заключалось в том, что на иконе,,Неувядаемый цвет,, Богомладенец восседал не на [...] Добавлено на опознание: 2011-12-28 18:40:42 Владелец: Lili Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Подокладная икона Святителя Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского. Скорее всего конец 19 - начало 20 вв. Левая часть обломилась или отпилена.

http://pravicon.com/unknown/84

Святыни в церкви: чтимая икона Божией Матери, именуемая " Неувядаемый цвет " . Иконы с частицами святых мощей святителя Амвросия Медиоланского, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, преподобного Пимена Великого, преподобной Евфросинии Полоцкой, великомученика и целителя Пантелеимона, праведного воина Феодора Ушакова, святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского. Ковчег с частицами святых мощей Радонежских и иных святых угодников Божиих. Икона Успения Божией Матери с вложенными частицами святых мощей Киево-Печерских преподобных. В 2007 году в храме велись ремонтно-реставрационные работы: была заменена кровля, изготовлен и установлен шатер главной башни, установлены кресты на малых башнях, произведен ремонт свода и стен в алтаре храма, отремонтированы крыша придела прп. Сергия Радонежского, фасад храма и трапезной. В 2008 году ремонтно-реставрационные работы были продолжены. В 2009 году в храме установлена противопожарная система, заменена система отопления, произведен ремонт кровли храма, вентиляции в трапезной, ремонт и покраска двух приделов и алтарей «Утоли моя печали» и Сергиевского, отремонтирован фасад здания. Храм признан объектом культурного наследия регионального значения. К храму приписана часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенная на Театральной площади Саратова. По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии . Церковь-часовня при Архиерейском доме была построена попечением будущего священномученика епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганёва). Проект, являющийся уменьшенной копией московского собора Василия Блаженого на Красной площади, был разработан саратовским архитектором П. М. Зыбиным в 1903–1904 годах. Среднюю башню венчает высокий восьмигранный шатёр с золотой маковкой, окружённый тремя рядами изящных кокошников и разноцветными небольшими луковичными куполами. По бокам симметрично расположены два притвора. Здание церкви окрашено в яркие цвета: белоснежный фасад, розовые кокошники, многоцветные маковки - всё это делает храм нарядным и праздничным, напоминающий пасхальный кулич.

http://sobory.ru/article/?object=07134

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1797 году (ныне в поселке городского типа Кадом) как женская богадельня при Димитриевском борном храме по инициативе Е.Ф. Рожновой и Е.Ф. Горской, которые занимались в 1793-1797 годах подготовкой к ее открытию. В 1824 году, по завещанию С.М. Богдановой, был передан ее дом с усадьбой и постройками. В 1849 году переименована в женскую общину. Иноческая жизнь организовывалась согласно уставу Саровской пустыни. Первоначально богослужения проходили в Димитриевском храме. В 1852-1856 годах был построен летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой (освящен в 1857 г.). Позже, по проекту архитектора Четверикова, к нему были пристроены приделы: с южной стороны, в русско-византийском стиле, во имя Преображения Господня; с северной - во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм со стенными росписями. В южной части возвели колокольню (40 м). В 1858 году была сооружена каменная ограда, затем построен второй и третий храмы. Во второй половине XIX века появились двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки. В 1868 году монастырь получил новое название, с этого момента он упоминается как Кадомский женский Милостиво-Богородицкий монастырь. В 1914 году в монастыре было 365 насельниц, он владел 622 десятинами земли. Святыни монастыря: храмовая икона Божией Матери Милостивая, образ Божией Матери " Неувядаемый Цвет " древнего византийского письма. После 1917 года монастырь целенаправленно разрушали: священников, монахинь, детей-сирот (всего около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. Весной 1920 года соборный храм превратили в зернохранилище, затем - в учебный корпус швейного техникума. В 1930-е годы сброшены купола. Во втором храме устроили склад райпотребсоюза; третий, деревянный, разобрали. В 1990-е годы начался сбор средств на восстановление и реставрацию храма, переданного в 1993 году местными властями Церкви. Окончательно монастырь был возрожден в апреле 1997 года. Каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой с двумя приделами - во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского - освящен 31 августа 1997 года. В монастыре имеется один жилой корпус – на первом этаже расположены комнаты для паломников, трапезная и пекарня, на втором – кельи сестёр. В 2008 году в храме во имя иконы Божией Матери Милостивая были произведены восстановительные работы: покрыта новая крыша, частично реставрирован фасад, восстановлены шатёр и купола храма. В настоящее время монастырь активно возрождается.

http://sobory.ru/article/?object=10016

97-105 105-106 НЕСТОР (Попович (иногда в литературе - Йованович) Никола; 1833-1884), еп. Нишский Сербской Православной Церкви 106-107 107-108 НЕСТОР (Сиротенко Евгений Юрьевич: род. 4.09.1974, Москва), митр. Корсунский и Западноевропейский 108-109 НЕСТОРИАНСТВО учение, которое получило название по имени его основателя Нестория († не ранее 450), архиеп. К-польского (428-431), осужденного Вселенским III Собором в Эфесе 110-127 НЕСТОРИЙ (80-е гг. IV в. - не ранее 450), архиеп. К-польский (10 апр. 428 - 3 сент. 431), один из крупнейших представителей Антиохийской школы, основатель несторианства, осужденный на Вселенском III Соборе в Эфесе 127-137 НЕСТОР ИСКАНДЕР предполагаемый автор «Повести о взятии Царьграда турками», наиболее подробного в древнерусской письменности рассказа о падении К-поля в 1453 г. 109-110 НЕСТЯЖАТЕЛИ представители внутримонашеского течения, к-рые рассматривали монашеский обет нестяжания не только как индивидуальный, личный обет каждого монаха, но и переносили его в сферу социального бытия мон-ря 137-144 «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ икона Божией Матери (празд. 3/4 апр., 31 дек.), один из почитаемых образов Пресв. Богородицы 144-149 149-152 НЕФ вытянутая в длину, как правило, прямоугольная в плане часть внутреннего пространства здания 152-155 НЕФФАЛИМ 6-й сын ветхозаветного патриарха - прав. Иакова, родоначальник одноименного колена израильского 155-157 НЕХОРОШЕВСКИЙ Мартин (Мартын) Нестерович (ок. 1700 - 1758), гравер (в техниках ксилографии, резцовой гравюры на металле, офорта) НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию НЕЧАЕВ Нечаев Стефан Трофимович († 1667), Христа ради юродивый, автор послания и покаянных стихов 158-159 НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор 159-165 165-169 170-172 НИБУР Карл Пауль Рейнхольд (1892-1971), амер. протестант. теолог, проповедник, профессор, политический деятель, публицист

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

Athens, 1987. P. 102; образ Богоматери с Младенцем - XVI в., ГИМ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры: Кат. выст. М., 1988. Кат. 101). На белорус. иконе 1-й пол. XVII в. (НХМ; см.: Высоцкая Н. Ф. Темперная живопись Белоруссии кон. XV-XVIII вв. в собр. Гос. худож. музея БССР. Мн., 1986. Кат. 12) Богомладенец держит цветок; кроме того, на головах Богоматери и Христа изображены царские венцы. На появление нехарактерных для правосл. иконописи деталей, таких как цветы и венцы, повлияла зап. иконография, широко использующая различные атрибуты и символы (к древнейшим произведениям такого рода относится скульптурная группа «Богоматерь с Младенцем Христом» (ок. 1300), в к-рой Христос изображен сидящим на усыпанном розами кусте; см.: Bayerisches Nationalmuseum: 120 Meisterwerke. Münch., 1991. S. 22). Если в правосл. иконографии царский венец на голове Марии изображался только в отдельных сюжетах («Царь Царем», «Предста Царица», сформировались не ранее 2-й пол. XIV в.), то в зап. искусстве это распространенный атрибут уже с XIII в. Важную роль в сложении данного сюжета сыграла появившаяся в кон. XIV в. иконография «Похвала Богоматери», в к-рой пророки, воздавая хвалу Пресв. Богородице, протягивают Ей свитки с текстами пророчеств, а рядом с каждым из них изображены прообразовательные символы Божией Матери: закрытые врата, скрижали завета, лествица, процветший жезл, руно, горящая купина, ковчег, клещи, звезда и гора. Нередко изображение «Похвала Богоматери» помещалось в среднике иконы и окружалось клеймами, иллюстрирующими Акафист (см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1995. С. 58). В укр. изданиях Постной Триоди XVII в. служба Акафиста сопровождалась гравюрой «Похвала Богоматери», в которой вокруг образа Богоматери типа «Умиление» изображались пророки со свитками и с символами (Постная Триодь. Львов. 25.X.1689). В греч. иконописи XVIII в. известны образы Богоматери с Младенцем на престоле, в венцах: Она держит в руке процветший жезл или цветок, а вокруг - пророки с текстами пророчеств на свитках.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

Александр Николаевич немало сделал для того, чтобы имена писателей И.С. Шмелёва, В.А. Никифорова-Волгина стали известны современникам, чтобы их наследие заняло свое достойное место на полках библиотек и в умах и сердцах читателей. Нельзя не сказать о его редакторской работе, особенно хочется выделить «Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова)», над которым он трудился. В 2019 году его вклад в русскую литературу и русскую культуру был высоко оценен Русской Православной Церковью: он стал лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кончина Александра Николаевича опечалила всех, кто его знал, всех его читателей. Александр Николаевич ушел, но то, что сделано им для нашей культуры, навсегда останется в ее сокровищнице, обогащая как нас, его современников, так и многие поколения потомков. Да упокоит Господь душу новопреставленного в Царствии Небесном. Вечная ему память».   В каждой из книг Александра Николаевича осталась частица его светлой, по-христиански щедрой души, радость и тепло его уникального, Богом данного дара... Этот свет, это тепло и радость никуда не уйдут, они остались на память нам и нашим потомкам... Александр Николаевич Стрижев был давним другом и многолетним автором «Литературоведческого журнала»… БУДЕМ ПОМНИТЬ АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА СТРИЖЕВА, БУДЕМ ВДУМЧИВО ЧИТАТЬ ЕГО КНИГИ, ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ!     P . S . Многие книги А.Н. Стрижева давно стали библиографической редкостью, некоторые из них невозможно найти даже в крупнейших Российских библиотеках (РГБ, РНБ и т.д.). К примеру, при составлении библиографии А.Н. Стрижева нам не удалось нигде разыскать книгу «Яблочный Спас: книга для чтения в православной семье» (М., 2004), а свой экземпляр Александр Николаевич кому-то подарил. Другой пример: несколько лет назад к нам обратилась исследовательница из Франции – она нигде не могла найти книгу «Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»» (М., 2006), и нам пришлось сканировать авторский экземпляр и отсылать ей по электронной почте. К сожалению, большинство книг А.Н. Стрижева были изданы только в печатном виде, и не существует их электронных версий. Не один раз обращались к нам читатели с просьбой выложить в интернет электронные версии его книг. Очень надеемся на помощь издателей и благотворителей в переиздании на современном уровне книг русского писателя-патриота Александра Николаевича Стрижева.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/26/...

Церковь получила широкую известность в России - в частности, своей иконой Божией Матери " Неувядаемый Цвет " . Эту икону особенно почитал преподобный Серафим Саровский, который говорил, что она чудотворная, и неоднократно присылал для неё свечи и масла. Размером примерно метр на метр, образ был написан старинным византийским письмом на полотне, наклеенном на доску. Матерь Божия на нём представала с символами царской власти - скипетром в правой руке и державной в левой. Богородица и младенец Иисус - в коронах, над Христом был изображён пророк Иоанн Предтеча. Чудотворная икона досталась обители вместе с домом госпожи Богдановой, отец которой долгое время нёс воинскую службу на Кавказе. Благотворительница рассказывала, как однажды он, спасаясь от горцев, вплавь преодолевал бурные воды Терека и едва не утонул, но взмолившись: " Царица Небесная! Ради Своей иконы, которая теперь со мной, спаси меня! " - был чудесным образом перенесён на берег. А надо заметить, что офицер всегда возил этот образ с собой. Следы иконы Божией Матери " Неувядаемый Цвет " затерялся в богоборческие годы. До постройки храма эта икона находилась в трапезной, перед ней постоянно горела лампада. В какой-то момент сёстры, желая сэкономить, перестали зажигать лампады перед образом. И вот однажды, когда насельницы обедали, юродивая послушница Пелагея Алексеевна, увидела, как огонь голубоватой лентой сошёл откуда-то сверху на лампаду, находящуюся перед " Неувядаемым Цветом " . Лампада зажглась, и это так ужаснуло Пелагею, что она громко закричала: " Горит! " Крик заставил всех обратить внимание на лампаду, которая светилась ярким пламенем. Сестёр обуял панический страх, они прервали обед, припав к образу с молитвами. С той поры и до закрытия монастыря в 1920-х годах, около полувека, перед иконой Божией Матери " Неувядаемый Цвет " никогда не гасла лампада. В 1872 году над образом установили балдахин, украшенный позолоченной резьбой. Эта икона особо почиталась преподобным Серафимом Саровским, духовным отцом Кадомской женской обители.

http://sobory.ru/article/?object=20181

В монастырском храме хранится чудотворная Акафистная икона Божией Матери " Неувядаемый цвет " , а в приделе пророков Моисея и Илии, в апсиде, видны камни древнего храма и фрагменты византийской мозаики. На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм Мелхиседека. На Фаворе произошло много исторических событий. Гора была стратегическим местом, поэтому люди здесь селились издавна. Гора Фавор упоминается в Библии, в частности, в связи с пророчицей Деборой. Согласно библейской истории, когда израильтяне в наказание за свои грехи были подчинены Хацорскому царю, пророчица Дебора призвала их восстать против царя. Кровавое сражение, в результате которого израильтяне разбили врага, произошло у подножия горы Фавор. Во времена Иудейской войны евреи Галилеи, разгромленные римлянами, укрылись в крепости на горе Фавор. Эта крепость была построена губернатором Галилеи Йосефом бен Маттитьягу, (известным позднее как писатель и историк под именем Иосиф Флавий). Вскоре у повстанцев кончилась вода и, несмотря на обещания римлян помиловать сдавшихся, большинство их было распято на крестах, стоявших вдоль дороги на Фавор. Чудотворная бумажная икона Божией Матери " Неувядаемый Цвет " , иногда, называемая " Акафистная " доступна для поклонения пилигримов и верующих туристов, совершающих паломничество на Святую Землю в Женском монастыре Преображения Господня на горе Фавор. Эту простую черно-белую бумажную литографию купил в середине 1950-х годов Георгий Назиракис, живший на острове Крит, рядом с православными святынями Греции. Он вложил икону вместе со свечкой и ладаном в бутылку. В записке он написал, что хотел бы, чтобы икона оказалась среди святынь Святой земли, и просит молиться за него; но если по его недостоинству бутылку прибьет к берегам Крита или Греции, тогда пусть икону перешлют в монастырь на острове Тинос. Три месяца спустя двое православных арабов из Назарета, оказавшихся в Яффе на морском берегу, заметили недалеко в море светящийся предмет. Опасаясь, что это плавучая мина, они стали бросать в него камнями; что-то треснуло, но не взорвалось, и тогда они вошли в море, подобрали бутылку и вынули из нее свернутую бумажную икону, записку, свечу и ладан.

http://elitsy.ru/holy/temple/25690/

Насыщенные символами библейские стихи о «корне Иессееве» (Ис 11. 1-5) повлияли на др. иконографические сюжеты, не связанные между собой. Символическое древо в виде пня с молодыми ветвями появляется в композициях «Рождество Христово» (Университетская б-ка Гейдельберга, Германия. Biblia pauperum. Fol. 148, 1-я пол. XV в.). Особенное почитание Богоматери в Зап. Европе в XIII-XIV вв. выразилось в Ее изображении в верхней части древа (напр., Шеренбергская Псалтирь из Страсбурга, ок. 1260, Б-ка земли Баден-Вюртемберг. Cod. St. Peter perg 139. Fol. 7v). В поствизант. искусстве известны иконы схожего извода, распространение к-рого, возможно, связано с осмыслением идеи заступничества,- икона Божией Матери «Мировлитисса» («Корень Иессеев»), XV в., из ц. свт. Николая Чудотворца в мон-ре свт. Николая на о-ве Андрос, Греция. В монументальной живописи композицию «Древо Иессеево» иногда включают в ряд эпизодов, прославляющих Богоматерь, как, напр., в росписи внешнего нартекса ц. Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310-1313). Изображение древа вошло в известную в искусстве Зап. Европы с XV-XVI вв. иконографию «Непорочное зачатие» (Immaculata Conceptio - Богородица на полумесяце в облаках, иногда - в окружении цветов: резной алтарь в церкви кордельеров в Амьене, нач. XVI в.), «Благовещение» (алтарный образ ок. 1400, музей в Бад-Херсфельде, Германия). С этой композицией соотносится сцена в среднике иконы «Древо Иессеево» (нач. XVII в., Протат, Афон) с коронуемой ангелами Богоматерью и благословляющим Младенцем на облачном троне. К зап. влиянию (типу «Rosenkranzmadonna», варианту Immaculata Conceptio), по-видимому, восходит связанная с Акафистом Пресв. Богородице иконография «Неувядаемый Цвет», известная с XVIII в.: икона «Древо Иессеево» с образом Богоматери «Неувядаемый Цвет» в среднике, мастер Антониос Сигалас (1786, Византийский музей в Афинах). Образ И. встречается и в др. прообразовательных сюжетах, напр. в композиции «Неопалимая Купина» - на иконе из местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря (кон. XVI в., ГМЗК) с иллюстрацией текста (Ис 11. 1-3) об отрасли от корня И. на полях.

http://pravenc.ru/text/293804.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010