Цитата из книги Л.В. Кригер, Г.А. Чесноков " Архитектура исторических городов Воронежской области " Собор в г. Новохоперске пятиглавый, величественной архитектуры, в нем три престола. Правый придел был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, а недавно переименован в честь иконы Божией Матери, именуемой Скоропослушницею, с левой – в честь св. апостолов Петра и Павла. Первоначальная постройка собора, вероятно, относится ко времени основания самого города. Новохоперск или «хоперская крепость» построен в начале XVIII ст. в 1710 г., по некоторым данным – в 1716 г. Прежде на местности, занимаемом Новохоперском, находились казачьи городки: Пристанский, Беляевский и Григорьевский, они были уничтожены в 1708 г. при усмирении Булавинского бунта. На место означенных городков по приказанию Петра I была основана Хоперская крепость, название заимствовано от реки Хопра, на правом берегу которого расположен Новохоперск… Первоначальное население этой крепости состояло из казаков, купцов и разночинцев из ближних городов. Крепость была земляная, регулярная с бастионами, окруженная рвами, на валах ее было 20 пушек. Повыше крепости на Хопре устроены были верфь, магазины для материалов и припасов, госпиталь. В этой же крепости был свой магистрат и в ней жил комендант. В 60-х гг. XIX ст. остатки крепостного вала были срыты и через то образовалась обширная и ровная площадь. В 1779 г. Новохоперск сделан был уездным городом Тамбовского наместничества, в 1782 г. отошел к Саратовскому, в 1802 г. поступил в состав Воронежской губернии. Воскресенский собор возобновлен в 1861 г. усердием новохоперского гражданина церковного старосты Василия Михайловича Степанова. Благотворитель не жалел средств для благолепия собора; один иконостас в нем стоит 20 000 руб. серебром. Возобновленный собор был освящен высокопреосвящ. Серафимом, архиепископом Воронежским, 10 октября 1865 г. Замечательна в этом соборе свято чтимая, с Афона принесенная в 1863 г., вышеупомянутая икона Божией Матери-Скоропослушницы. Придел иконы Божией Матери Скоропослушницы в Воскресенском соборе до 1881 г. был издревле посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, но так как в соборе находится с 1863 г. свято чтимая икона Божией Матери Скоропослушницы, на поклонение которой стекаются богомольцы из отдаленных мест, то по желанию причта и прихожан Рождество-Богородицкий придел был переименован в честь сей иконы.

http://sobory.ru/article/?object=09128

Христо-Рождественский монастырь, 3 класса, в городе Слободске. Основан в XVII веке; в 1764 году упразднен; в 1777 году восстановлен. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение». Ежегодно 11 мая совершается крестный ход из монастыря по городу. При монастыре две школы — одноклассная и двухклассная, богадельня, больница, свечной завод и мастерские: столярная, иконописная, рукодельная и чулочная. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Монастырь Рождества Христова. Известен в начале XVII в. под именем Спасского. В 1764 году закрыт. В 1823 году возобновлён после перевода в него инокинь Уфимского Христорождественского монастыря. В начале ХХ века в монастыре было 3 храма: двухэтажные: первый - во имя Нерукотворенного Спаса вверху и в честь Смоленской иконы Божией Матери внизу, второй – во имя Митрофания Воронежского вверху и в честь Рождества Христова внизу, а также трапезный в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы. Из книги «Православные русские обители, 1910 г. В Слободском, по праву считавшемся носителем русского духа, существовал целый ансамбль, сооружения которого были выстроены в основном в псевдорусском стиле. Ансамбль этот - женский Христорождественский монастырь. И хотя возраст его к концу XIX века приближался к 300 годам, расцвета своего он достиг именно к концу XIX - началу XX века. Вот как описывался этот монастырь в 1905 году: «Если ехать из Вятки в Слободской на пароходе, то монастырь почти не виден, так как он лежит в самом центре города, видна только его высокая тонкая колокольня да купол теплого храма. Гораздо лучше открывается вид на обитель, если подъезжать к городу по почтовому тракту, который выходит на улицу, идущую как раз около монастыря. Площадь, занимаемая обителью, имеет форму квадрата, обнесена кругом высокой каменной стеной и недавно обсажена со всех сторон молодыми деревцами. Все корпуса церкви, монастырская стена - все окрашено в бледно-розовый цвет, что придает всему такой уютный, веселый вид».

http://sobory.ru/article/?object=03204

Первый монастырский храм сгорел в пожаре 1717 года. Этот пожар уничтожил практически всю обитель. Тогдашний игумен Иоасаф при помощи пожертвований смог вновь отстроить монастырь и возобновить Предтеченскую церковь, ставшую двухэтажной. Просуществовала она до 1753 года, когда за ветхостью была продана на снос, а вместо нее построена деревянная Введенская церковь. В 1790 году вместо обветшавшего Введенского храма заложили каменную церковь, которую назвали впоследствии в честь Рождества Иоанна Предтечи. Ее строительство продолжилось до 1808 года. В 1789 году перестроены братские кельи и трапезная, вновь построили настоятельский корпус, в 1790х годах – два каменных флигеля, а в 1795 году монастырь обнесли каменной стеной. Введение штатов монастыря позволило упрочить пошатнувшуюся было дисциплину и удалить из обители всех, кто искал здесь легкой жизни. Управлял монастырем настоятель в сане архимандрита. Нередко вместе с настоятельской должностью трегуляевские архимандриты выполняли и обязанности ректоров Тамбовской семинарии, и членов духовной консистории. Трегуляевский монастырь привлекал паломников и своим местоположением, и духовным устроением. Нередко в обитель приезжали миряне и жили подолгу в монастырской гостинице. Со временем сложилось правило у многих жителей Тамбова и окружающих Трегуляй селений в Великий пост приезжать в монастырь для говения и причастия. Монастырь был известен в России: тысячи верующих со всей страны совершали паломничество в Трегуляй. В начале ХХ в. в Трегуляевском монастыре проводятся обширные строительно-ремонтные работы. В 1902 году завершилось строительство храма Спаса Нерукотворного. К 1903 году достроен новый пятиглавый Предтеченский соборный храм. В соборном храме во имя Рождества Крестителя Господня Иоанна чтимыми являлись: икона складень Неопалимой Купины, с мощами апостола Андрея Первозванного и других угодников Божиих и частью от Гроба Господня; крест со святыми мощами Иоанна Предтечи; особо чтимая чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» (принесена из Афонской обители в 1867 году).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

На сегодняшний день на территории женского монастыря находятся три храма: 1) Успения Пресвятой Богородицы, 2) Спасо-Преображенский, 3) домовой Свято-Покровский. В Свято-Успенском храме находятся частицы святых мощей угодников Божиих: святителя Григория Богослова, святителя Нифонта, патриарха Цареградского, частица древа Честного Животворящего Креста Господня, мучеников Мамонта и младенца Кирика и много других. Также в этом же храме находятся чудотворные иконы Божией Матери " Скоропослушница " и " Акафистная " . Чудотворная икона " Скоропослушница " первообраз находится в монастыре Дохиар на Святой Афонской Горе, написанная по Преданию еще при жизни основателя обители преподобного Нифонта. Икона была помещена в нише, на наружной стороне стены, перед входом в монастырскую трапезу. Затем икона сия была принесена в монастырь 1938 году схиигуменом Серапионом и передана в Иерусалимскую Миссию с благословением Иерусалимского патриарха Тимофея. С того времени чудотворный образ находился в женской обители. " Акафистная” икона Божией Матери также принадлежит Домбокской женской обители, которая неразрывно связана с возрождением Православия в Закарпатье и с участью архимандрита Алексия (Кабалюка), исповедника Карпаторусского. На ее обратной стороне находится надпись, что икона была написана и освящена в июле 1920 года Дионисием, монахом Свято-Пантелеимоновского русского монастыря на Святой Горе Афон. Инок Дионисий преподнес ее митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому), который пребывал тогда на Святой Горе для „...возлюбленного во Христе собрата, иеромонаха Алексия (Кабалюка) с его достолюбезными сотрудниками и соратниками в Прикарпатской Руси " . Из этого следует, что образ сей есть " ...видом и мерою подобие чудотворной Афонской иконе, именуемой „Акафистная”- „Предвозвестительница”. В настоящее время В монастыре ежедневно совершается Богослужение по монастырскому Уставу. Утром совершается Полуношница, читается акафист, а затем Божественная Литургия. Сии святыни и по сей день находятся в Свято-Успенском женском монастыре села Домбоки.

http://sobory.ru/article/?object=26541

Управлял монастырем настоятель в сане архимандрита. Как правило вместе с настоятельской должностью он выполнял и обязанности ректора Тамбовской семинарии. Число монахов в монастыре во все годы было не велико и к 1917 году не превышало 20 человек. До революции монастырь был популярен среди паломников. Монастырь являлся местом пребывания ушедших на покой иерархов Тамбовской епархии: преосвященного Афанасия (Телятинского), «тамбовского Златоуста» епископа Николая (Доброхотова). Святынями монастыря являлись: икона складень Неопалимой Купины, с мощами апостола Андрея Первозванного других угодников Божиих и частью от Гроба Господня; крест со святыми мощами Иоанна Предтечи; особо-чтимая чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» (принесена из Афонской обители в 1867 году). После революции монастырь был упразднён. Здесь разместились места лишения свободы, были осквернены храмы, утрачены могилы архипастырей, как и весь монастырский некрополь, засыпаны святые колодцы. В 1920-1921 годах был превращён в первый советский концлагерь для участников крестьянского восстания под предводительством А. С. Антонова, через который прошло более 27 тысяч человек. В конце 1922 года концлагерь был расформирован. В 1927 году здесь разместилось тамбовское отделение исправительно-трудового дома, позже здесь располагались различные воинские части, а с начала 60-х годов — военный полигон. В сохранившихся зданиях, в том числе и в церквах, размещались военные склады. Окончательно разрушение храмов и всего архитектурного комплекса обители произошло в 50-60-е годы XX века. Уцелели только несколько построек: трапезная, монашеский келейный корпус, конюшни, ледник, сеносушильни. Современное состояние [ править править код ] В 1998 году началось возрождение монастыря. Был расчищен склон у реки, раскопан колодец, началось строительство храма и крытой купальни. В 2002 г. на территории бывшего Трегуляевского монастыря был возведён новый храм в честь Второго обретения мощей Святителя Питирима и часовня над источником, которую 8-го августа того же года освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей II во время своего визита в Тамбовскую епархию.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Описание иконы Скоропослушница из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Трогательно и знаменательно это название! Недолго надо призывать Богоматерь, чтобы быть Ею услышанным... Стон сердца быстро доходит до Нее, как и мать земная стережет стон больного ребенка... На Афонской горе, в монастыре Дохиар, находится первообраз этой иконы, написанный, по преданию, при жизни основателя обители прп. Неофита. Икона помещена в нише, на наружной стороне стены, перед прежним входом в монастырскую трапезу. Как-то трапезарь обители Нил ночью проходил с зажженной лучиной мимо иконы так близко к ней, что копоть от лучины легла на святой лик. Он услышал от иконы голос: — Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа. Нил сперва был испуган этими словами, а потом объяснил себе, что с ним говорил кто-нибудь из братии; спокойно вернулся он в свою келью и продолжал по-прежнему ходить мимо иконы с зажженной свечой и ненамеренно коптить образ. Тогда второй раз от иконы Божией Матери «Скоропослушницы» раздался голос: — Монах, недостойный этого и[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Скоропослушница Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Скоропослушница " Молитва первая Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая, мор[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Скоропослушница Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Скоропослушница " Тропарь, глас 4 Богородице притецем, сущий в бедах, и святей иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: скоро наше услыши моление, Дево, яко Скоропослушница нарекша[...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Скоропослушница Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Скоропослушница " Кондак 1 Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, скоро-послушливо внемлющей молитвам смиренным, и токи целебныя изливающей верным от иконы Своея святыя, благодарственное[...]

http://pravicon.com/icon-297

Молва о свершившемся пред иконой чуде быстро разошлась по всему Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне, с удивлением слушавших прозревшего трапезаря. После сего монахи, благоговейно помолившись, огородили то место, где находилась сия икона, и устроили с правой стороны храм во имя Пресвятой Богородицы Скоропослушницы. Боримые страстями иноки, обращавшиеся за помощью к «Скоропослушнице», скоро возвращали мир своей душе, помогала икона и во время мора и других бедствий. С тех пор в монастыре Дохиар избирается самый благоговейный иеромонах (монах — священник) для того, чтобы находиться при иконе Божией Матери «Скоропослушница» постоянно. Каждый день утром и вечером он совершает молебны. Вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой умилительный канон Божией Матери (по греч. параклис), священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира. Перед иконою теплится двадцать лампад, из них шесть неугасимых — все они пожертвованы христианами в разное время в память о совершившихся чудотворениях. Елей для лампад ежегодно привозится паломниками, искавшими и получившими небесную помощь от Небесной Заступницы. Доныне Пресвятая Богородица оказывает чудодейственную помощь всем православным христианам, прибегающим к Ней с верою, благоговением и сокрушенным сердцем. Копии икон Божией Матери «Скоропослушница» распространены по всей России, многие из них прославились чудесами. Отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования. Особенно этот образ почитаем на Вологодчине. В Таллине, во Введенском храме подворья Пюхтицкого монастыря, который был снесен в годы гонений, был чтимый образ «Скоропослушницы». В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В настоящее время также чтимые иконы «Скоропослушницы» находятся в Александро-Невском соборе и в Таллинском Скорбященском храме. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/59113.html

Потом несколько месяцев я работала с материалами этой беседы и анализировала работу школы, которая, как удалось мне выяснить, является одной из лучших в районе. Учителя этой малой «страны знаний» участвуют в конкурсах профессионального мастерства – и побеждают в них; кроме этого школа успешно участвует в грантовых конкурсах, которые проводит ПАО «ЛУКОЙЛ». А на выигранные средства приобретает оборудование для экологических исследований, занимательных опытов и т.д. Столовая в школе поселка Набережный – одна из лучших в республике Также одной из лучших, по результатам конкурса, проводимого среди образовательных организаций в Коми, была признана и столовая школы поселка Набережный. А проблема местной «страны знаний» заключалась в том, что в соседних населенных пунктах есть образовательные организации, куда родители Набережного все чаще стали отправлять своих детей, полагая, что там, возможно, ребенок получит образование еще лучше. А своя родная школа таким образом стала терять учеников. Пока продолжалась моя работа над собранными в ходе посещения школы материалами, я посоветовала своим героям молиться Божией Матери, и вот почему. Забытая икона Божией Матери «Скоропослушница» В одном из школьных кабинетов можно увидеть икону Божией Матери «Скоропослушница» Дело в том, что директор образовательной организации Вера Коковкина и завуч Вера Галашева провели для меня экскурсию по школе, которая недавно отметила свое двадцатилетие, то есть это практически новое и современное здание. Я побывала в красиво оформленных школьных кабинетах, миниатюрной библиотеке, в которой тем не менее имеется вся необходимая литература, и в уютной столовой, в которой даже розы цветут. В школьной библиотеке Вот мы пришли с Верой Владимировной в кабинет английского языка, истории и, судя по глобусам на шкафчике, географии, и вдруг среди школьного инвентаря я заметила икону Божией Матери, именуемую «Скоропослушница». Как известно, в городе Печоре есть и монастырь, освященный во имя этой иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/158905.html

Порт-Артурская икона в Казанском храме г. Харькова, 25 июня 2013 г. Некоторые ревнители Порт-Артурской иконы указывают, что харьковский список известен с 1904 года, то есть фактически с самого появления образа в русской духовной истории. Чтобы выяснить, так ли это, нам, харьковчанам, – Д. Тростникову и автору этой статьи – пришлось провести небольшое расследование, для чего мы побеседовали с тремя священниками, в разное время служившими в этом храме, и с художником, осуществившим эту работу. Мы организовали и фотосъемку святыни, за что благодарим настоятеля храма протоиерея Михаила Богачева, а также известного харьковского деятеля русского движения Г. Макарова и фотографа С. Кочетова. Порт-Артурская икона в Казанском храме г. Харькова, 25 июня 2013 г. Мы поговорили с протоиереем Петром Василашку и с отцом настоятелем. Наиболее подробно рассказал о создании иконы протоиерей Михаил Колодько, который и задумал написание Порт-Артурской иконы в харьковском храме. Сам ездил в Москву, искал у коллег первоисточники, пытался в меру сил анализировать иконографию, потом обеспечивал иконописцев материалами. Почему именно «Порт-Артурская»? Батюшка считает, что это случилось промыслительно. Изначально у него была мысль написать в храме несколько канонических Богородичных образов. А начал – с Порт-Артурской. К слову, в храме имеется также привезенная с Афона икона «Скоропослушница». Протоиерей Михаил Колодько и Станислав Минаков в Харькове на привокзальной площади,12 июня 2013 г. Точней детали дела прояснил художник Виктор Верховод, выпускник архитектурного факультета ХИСИ (ныне – Харьковский национальный университет строительства и архитектуры): икона Божией Матери «Порт-Артурская» написана в харьковском Казанском храме в июне-июле 2000 года на холсте, наклеенном на западную стену внутри храма слева от входа. Эта работа не была случайной. По свидетельству мастера, после написания образов для Казанского храма жизнь у него переменилась. Он полностью посвятил себя храмовой росписи. В частности, В.В. Верховод вместе с Л.Я. Марьенко, В.А. Мушик, Л.М. Золотаревым, Е.Н. Борисовой осуществил с 2003 по 2008 годы обновление росписи подкупольного пространства в известной харьковской Трехсвятительской церкви на Заиковке, именуемой в народе Гольберговской (в честь купеческой семьи, построившей храм). В чем-то стилистика письма Трехсвятительского храма напоминает васнецовские работы в знаменитом Владимирском храме Киева, построенном к 900-летию Крещения Руси. Напомним, что Владимирский храм в Киеве строился за счет пожертвований, собиравшихся со всей Российской Империи. Сегодня он, увы, пока что захвачен раскольниками.

http://pravoslavie.ru/141365.html

Алтарь во имя преп. Сергия, Радонежского чудотворца, устроен с правой стороны; имеет неправильную форму, окрашен клеевою краскою. Святый антиминс освящен преосвященным Варсонофием в 1885 г. Алтарь во имя св. Николая устроен с левой стороны трапезной церкви, имеет также неправильную форму, окрашен клеевою краскою. Святой антиминс – желтого атласа, освящен преосвященным Варсонофием в 1883 г. Оба придельные предалтарные иконостасы столярной работы, окрашены кармином, с вызолоченною на полимент резьбою и с резными царскими дверями. Местные иконы Спасителя и Божией Матери в серебряных ризах, кроме полей, с вызолоченными венцами. Храмовая икона преп. Сергия также в серебряной ризе, кроме поля, с вызолоченным венцом. Храмовая икона св. Николая в серебряной ризе, с вызолоченным венцом находится рядом с южной дверью в приделе св. Николая. В приделе преп. Сергия – иконостас с колоннами и резьбою, весь вызолочен на полимент. В этот иконостас вставлена икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушницей». Икона выписана с Афона в феврале 1892 г. купцом Иваном Федоровичем Веселовым. Тогда же им сделан был для иконы и новый иконостас и подарен подсвечник. Летом некоторые благочестивые прихожанки стали приносить в дар «Скоропослушнице» старое серебро на сооружение венца. Это подало повод г. Веселову заказать в Москве серебряно-вызолоченную ризу, украшенную искусственными бриллиантами, из которых один настоящий. Коронка на иконе из французских стразов; весу в ризе 11 фунтов; с позолотой и украшениями икона стоит 650 руб. Позади левого клироса прежде находился покрытый масляною краскою иконостас, с колонками и резьбою, вызолоченный на полимент. В нем под стеклянным футляром помещалась икона ветхозаветной Троицы с предстоящими Авраамом и Сарою, в серебряных венцах. В 1892 г. для этой иконы был переделан по новому рисунку иконостас, и приступлено к сооружению ризы на всю икону. Для этого в 1893 г. открыт был предварительный сбор старого серебра. Благочестивые горожане откликнулись на это доброе дело; некоторые жертвовали прямо деньгами. Устройство ризы было заказано московским мастерам и в августе 1894 г. риза была получена. Она сделана вся серебряной, вызолоченною, с венцами, украшенными эмалью и стразами; цена ее с позолотой и украшениями около 1350 руб.

http://sobory.ru/article/?object=36471

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010