В храм военного городка в Саратовской области доставлена икона Феодора Ушакова Саратов, 22 августа 2005 г . Икона святого праведного воина Феодора Ушакова с частицей его мощей доставлена из Санаксарского монастыря, где покоятся мощи святого российского флотоводца, как благословение для городка военных химиков Шиханы-2, сообщает пресс-служба Саратовской епархии . Первый этап пути иконы был завершен в Благовещенском соборе города Вольска, где образ святого праведного воина находился несколько дней. 31 июля, в День Военно-морского флота России, состоялся крестный ход с иконой праведного воина Феодора Ушакова. Она была перенесена в воинский Крестовоздвиженский храм, находящийся на территории Вольского высшего военного училища тыла. В крестном ходе вместе с сотнями прихожан двух вольских храмов приняли участие преподаватели-офицеры и курсанты ВВВУТ. Затем святыня посетила еще один воинский храм: в честь иконы Божией Матери, именуемой " Скоропослушница " , в поселке Шиханы-1. Отсюда крестным ходом святыня и была перенесена " на вечное хранение " в Свято-Никольский храм военного городка Шиханы-2. Здесь икону встречали 5 августа, в день прославления святого праведного воина Феодора. В числе участников крестного хода, который возглавил священник Вячеслав Голощапов, были и командующие, и военнослужащие воинских частей, расквартированных в Шиханах, прихожане местного храма во имя Святителя Николая Чудотворца. Прибыли гости и из других военных городков области: со станции Сенная, верующие Саратова, Вольска. Участники крестного хода молились о мире и возрождении духовных традиций русского воинства. Российский флотоводец Феодор Ушаков, командовавший Черноморским флотом, прославивший Отечество в войнах с Оттоманской империей на рубеже XVIII и XIX столетий, вошел в сонм святых воинов, прославленных Церковью, несколько лет назад. С детства имевший перед собою пример святой жизни родного дяди – преподобного Феодора Санаксарского, воин Феодор Ушаков с помощью Божией, молитвами преподобного Старца и своим усердием стал великим флотоводцем. " Благодаря Богу " , как любил говорить святой воин Феодор, он не потерпел ни одного поражения в морских баталиях с превосходящими силами неприятеля, не потерял при этом ни единого корабля, ни один из его моряков, бывших у него на службе, не был взят в плен.

http://pravoslavie.ru/14318.html

В последние годы, когда в честь Божией Матери «Скоропослушницы» была устроена церковь при новой трапезе, празднование это перенесено на 9 ноября – день прославления святой иконы. Список с другой Афонской иконы Божией Матери, именуемой «Утешение в скорбях и печалях». Это точный снимок с древней чудотворной иконы, которую в 1863 г. афонские монахи приносили во время странствования по России и в г. Слободской (из Афонского Андреевского скита), и от которой 19-го ноября здешним живописцем Владимиром Неволиным получено исцеление от немоты. Этот снимок с чудотворной иконы снят самим исцеленным. Риза на монастырской иконе та самая, которая находилась на чудотворной иконе и пожертвована братией Андреевского скита в Слободской монастырь в память благодатных исцелений, полученных многими из притекавших с верою к св. образу Богоматери. Празднество в честь этой иконы 25 января и 19 ноября – в память чудесного исцеления Неволина. Список с «Иверской» иконы Божией Матери, это – также точный снимок с чудотворной иконы. На ней риза, украшенная разноцветными каменьями, сооружена игуменией Пульхерией на свои средства при участии некоторых граждан. Празднество иконе совершается 12 февраля, 31 марта и на 3-й день Пасхи. Из икон святых угодников особенно чтится икона великомученика и целителя Пантелеймона с изображением по сторонам его чудес, писанная на кипарисовой доске. Послана она в здешний монастырь в 1871 году из Афонского Русского Пантелеимоновского монастыря. Еженедельно по вторникам читается акафист в честь святого. Кроме святых икон есть в обители и части свв. мощей, хранящиеся в ковчеге, числом пятнадцать. Но более всего замечательна в обители икона Божией Матери «Целительницы». Эту икону берут к опасно больным, и многие от нее получают исцеления. Благоговейная игумения с заботами о храмах и святынях соединяла и заботы о благоустройстве быта сестер. В 1869 году ею была введена в обители община на 60 человек; в 1871 году в хорошем помещении открыта школа для бедных детей. Приведена в лучшее состояние монастырская мельница, при ней построен дом для приезда настоятельницы и отдельно – изба для крестьян-помольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Проходят годы. И вот, при благоговейном размышлении о вечности, душа, обремененная грехами, приходит в раскаяние, и чувство страха и трепета настолько овладевает ею, что она горит в огне, не находя себе успокоения. И только слезы, проливаемые ею с чувством живой веры перед образом Заступницы Усердной, смогут развеять окутавший ее мрак и возвратить ей благодатное настроение, мир и радость о Духе Святе. Православные христиане, в силу величайших щедрот Богоматери, именовали Ее разными именами. Называли Ее «Скоропослушницей», «Всех Скорбящих Радостью», «Взысканием погибших», «Нечаянной Радостью»; именовали Ее и «Путеводительницей». Праздник в честь иконы, носящей это имя, мы сегодня и совершаем. Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительницей» (по-гречески «Одигитрией»), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и до торжества христианства в греко-римском государстве находилась в Иерусалиме. Когда же христианская вера восторжествовала, то из Иерусалима «Путеводительницу» перенесли в Царьград, где греческие императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке (в 1046 г.) греческий император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за Черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, отчего икона и получила наименование Смоленской. Там она была поставлена в соборном храме в честь Успения Богоматери и там же впоследствии, когда полчища ордынского хана Батыя подступили к Смоленску и намеревались внезапно овладеть городом и разорить его, явила свою чудесную благодатную силу. Оказавшись на краю гибели, жители Смоленска собрались в Собор и перед иконой «Одигитрии» со слезами молились Божией Матери о помощи и заступлении. Горько сокрушаясь, они наложили на себя строгий пост и каялись, исповедуя свои грехи и испрашивая прощение. И вот, в полночь был церковному пономарю от иконы голос: «пойди, скажи рабу Моему Меркурию, чтобы он в воинской одежде пришел в храм». Когда воин Меркурий явился (а был это человек весьма благочестивый), то от иконы послышалось: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своей ратью, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал Он его в рабство вражее. Выйди тайно от всех в сретение врагу, и силою Христовою ты победишь. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победой ожидает тебя и венец мученический». Меркурий так и сделал – он умертвил воина-исполина, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд, и поразил рать Батыя при помощи молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, величественный лик Которой в ужас приводил врагов, но и сам упал убитым.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/09/...

Три четверти века оставалось ничем не отмеченным это дивное знамение милости Царицы Небесной к обывателям Александровки, и даже место явления святой иконы ничем не выделялось от окрестности, хотя бы водружением креста. Но Промыслу Божию угодно было в наши дни увековечить его дружным общественным слиянием множества людей в Братство для создания в Александровке храма в честь Богоматери. 28 апреля Львовская икона Названа Львовской по той причине, что явилась в городе Львове дьячку Илариону Симашке 28 апреля 1182 г. Других сведений о ней не имеется. Иконы Богоматери, празднование которым совершается в дни преходящие по Пасхалии Днями преходящими, по пасхалии, называются такие, которые падают не на одни и те же числа месяца. Например, праздник Вознесения не приходится на одно и то же число месяца, и празднование его зависит от времени Пасхи. Праздники, дни которых зависят от праздника Пасхи, называются «преходящими», то есть переходящими на различные числа месяцев. Есть несколько икон Богоматери, празднование которым совершается во дни преходящие. Эти иконы суть следующие: Гликофилусса, или Сладкое Лобзание (см. сведения о ней в конце марта месяца), празднование которой совершается в понедельник Светлой седмицы; Иверская на Афоне, которой празднуется во вторник Светлой седмицы (сведения о ней помещены под 31 марта); в тот же день совершается празднование иконе Божией Матери, именуемой Скоропослушница (см. о ней под 9 ноября), и иконам Одигитрии в разных местах России; в пяток Светлой седмицы празднуется иконам Богоматери — Живоносный Источник (см. о ней под 4 апреля), Бежевской (сведения о ней помещены под 11 апреля) и Почаевской (о ней см. под 8 сентября). В неделю Фомину совершается празднование иконе Богородицы Озерянской (см. 30 сентября), Пархимовицкой (см. 8 сентября) и Васьковской (сведения о ней помещаются ниже). Васьковская икона Явление ее последовало около 1760 года. Некоторое время икона находилась в Крестовоздвиженской церкви, но потом, по распоряжению минского губернатора, была перенесена в Троицкую приходскую церковь села Ельск, того же уезда. В Васьковской Крестовоздвиженской церкви существует только список с чудотворной иконы, отличающийся большими размерами сравнительно с подлинником.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Иконы Богоматери, празднование которым совершается во дни преходящие по пасхалии Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Днями преходящими, по пасхалии, называются такие, которые падают не на одни и те же числа месяца. Например, праздник Вознесения не приходится на одно и то же число месяца, и празднование его зависит от времени Пасхи. Праздники, дни которых зависят от праздника Пасхи, называются «преходящими», то есть переходящими на различные числа месяцев. Есть несколько икон Богоматери, празднование которым совершается во дни преходящие. Эти иконы суть следующие: Гликофилусса, или Сладкое Лобзание (см. сведения о ней в конце марта месяца), празднование которой совершается в понедельник Светлой седмицы; Иверская на Афоне, которой празднуется во вторник Светлой седмицы (сведения о ней помещены под 31 марта); в тот же день совершается празднование иконе Божией Матери, именуемой Скоропослушница (см. о ней под 9 ноября), и иконам Одигитрии в разных местах России; в пяток Светлой седмицы празднуется иконам Богоматери — Живоносный Источник (см. о ней под 4 апреля), Бежевской (сведения о ней помещены под 11 апреля) и Почаевской (о ней см. под 8 сентября). В неделю Фомину совершается празднование иконе Богородицы Озерянской (см. 30 сентября), Пархимовицкой (см. 8 сентября) и Васьковской (сведения о ней помещаются ниже). Васьковская икона Явление ее последовало около 1760 года. Некоторое время икона находилась в Крестовоздвиженской церкви, но потом, по распоряжению минского губернатора, была перенесена в Троицкую приходскую церковь села Ельск, того же уезда. В Васьковской Крестовоздвиженской церкви существует только список с чудотворной иконы, отличающийся большими размерами сравнительно с подлинником. Васьковская икона Богоматери считается чудотворной. Сказаний о чудесах ее на русском языке не имеется; сохранилась только в архиве мелешковичской Богородице-Рождественской церкви рукописная книга на польском языке, где описываются чудеса, совершившиеся у Васьковской иконы с 1773 по 1787 год. Празднование этой иконе совершается в неделю Фомину. Для молебнов перед ней богомольцы собираются в Васьковскую и Ельскую церковь обычно в первые недели после новолуний. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/440290/

Так, например, получались им по почте замечательные иконы. Первая такая икона была святителя Амвросия Медиоланского , около аршина вышины, и затем в особом ковчежце часть мощей сего угодника Божия. А потом афонцы в разное время прислали несколько икон: вышеупомянутую святого великомученика Пантелеимона и Божией Матери «Достойно есть», обе больших размеров и замечательно искусного писания, и еще из московской Афонской часовни икону «Скоропослушница». Всё это принимал старец как великую милость Божию, как проявление особенного благоволения к нему Матери Божией и святых. Непременно в первый же вечер по получении иконы служилось келейное бдение Божией Матери или тому угоднику Божию, в честь которого получалась икона; пред ней старец и молился с особенным благоговением и умилением, лобызая оную. Иногда, как упомянуто было, из с. Калуженки привозили в Оптину пустынь особенно чтимую всеми благочестивыми жителями Калужской епархии чудотворную икону Божией Матери, именуемую Калуженской. Слушая бдение или молебен пред нею, старец едва сдерживал слезы, которые иногда и против его воли буквально текли ручьями, по свидетельству очевидца протоиерея с. Калуженки отца Александра Соколова, всегда сопровождавшего в Оптину святую икону. Что-то трогательно-праздничное ощущалось в это время и в душах всех окружавших старца-молитвенника; живее верилось в ходатайство пред Богом Матери Божией и святых за людей православных. Но особенной торжественностью и великолепием отличался день Ангела старца Амвросия, 7 декабря, празднование памяти святителя Амвросия Медиоланского . Старец глубоко чтил своего духовного покровителя. С вечера как в монастыре, так и в скиту, и особо в келье старца, отправлялось бдение святителю Амвросию. Кажется, в начале семидесятых годов одним скитским иеромонахом Антонием 111 составлена была особая полная служба с акафистом святому Амвросию Медиоланскому , и старец с того времени у себя в келье всегда выслушивал эту службу с акафистом. В самый день батюшкина Ангела в монастыре и скиту отправлялись соборные литургии с молебнами святому Амвросию и с возглашением старцу Амвросию многолетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Управлял монастырем настоятель в сане архимандрита. Как правило вместе с настоятельской должностью он выполнял и обязанности ректора Тамбовской семинарии. Число монахов в монастыре во все годы было не велико и к 1917 году не превышало 20 человек. До революции монастырь был популярен среди паломников. Монастырь являлся местом пребывания ушедших на покой иерархов Тамбовской епархии: преосвященного Афанасия (Телятинского), «тамбовского Златоуста» епископа Николая (Доброхотова). Святынями монастыря являлись: икона складень Неопалимой Купины, с мощами апостола Андрея Первозванного других угодников Божиих и частью от Гроба Господня; крест со святыми мощами Иоанна Предтечи; особо-чтимая чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» (принесена из Афонской обители в 1867 году). После революции монастырь был упразднён. Здесь разместились места лишения свободы, были осквернены храмы, утрачены могилы архипастырей, как и весь монастырский некрополь, засыпаны святые колодцы. В 1920-1921 годах был превращён в первый советский концлагерь для участников крестьянского восстания под предводительством А. С. Антонова, через который прошло более 27 тысяч человек. В конце 1922 года концлагерь был расформирован. В 1927 году здесь разместилось тамбовское отделение исправительно-трудового дома, позже здесь располагались различные воинские части, а с начала 60-х годов — военный полигон. В сохранившихся зданиях, в том числе и в церквах, размещались военные склады. Окончательно разрушение храмов и всего архитектурного комплекса обители произошло в 50-60-е годы XX века. Уцелели только несколько построек: трапезная, монашеский келейный корпус, конюшни, ледник, сеносушильни. Современное состояние [ править править код ] В 1998 году началось возрождение монастыря. Был расчищен склон у реки, раскопан колодец, началось строительство храма и крытой купальни. В 2002 г. на территории бывшего Трегуляевского монастыря был возведён новый храм в честь Второго обретения мощей Святителя Питирима и часовня над источником, которую 8-го августа того же года освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей II во время своего визита в Тамбовскую епархию.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Обителью управляет игуменья. Иверский Выксунский монастырь в Ардатовском уезде. Общежительный Выксунский нештатный монастырь находится при селе Выксе. Основан он во второй половине прошлого столетия в виде богадельни; основателем его является старец Варнава, подвизавшийся в пещерах Гефсиманского скита, находящегося вблизи Троице-Сергиевой лавры. В 1874 г. богадельня была переименовала в Иверскую общину; через четыре года общину обратили в монастырь третьего класса. В монастыре четыре храма: соборный каменный, в честь Иверской иконы Богоматери, в честь собора Бесплотных сил, находящийся под соборным храмом в склепе, больничный – в честь Успения Богоматери и новый каменный, во имя Св. Живоначальной Троицы. В великолепном соборном храме замечательный храмовой образ, представляющий собой точную копию с московской Иверской чудотворной иконы Богоматери и украшенный серебряной вызолоченной ризой; чтится местно, как чудотворный; образ прп. Сергия – копия с чудотворной иконы, находящейся в лавре с частью древа от гроба угодника Божия Сергия Радонежского; икона Богоматери, именуемая «Скоропослушница», привезенная с Афона, и др. Обитель отличается благоустройством: при ней имеются больница, аптека, странноприимный большой дом и всевозможные мастерские, где работают сами сестры. Управляет монастырем игуменья. Крестовоздвиженский монастырь в Нижнем Новгороде. Первоклассный общежительный Крестовоздвиженский монастырь находится в Нижнем Новгороде близ Арзамасской заставы. В теперешнем своем виде он основан в начале прошлого столетия; образовался он из трех монастырей женских – Воскресенского, Зачатиевского и Происхожденского. Первый из них существовал уже в XIV столетии в Нижнем Новгороде. Происхожденский монастырь, основанный в XVII столетии, в начале века был переименован в Крестовоздвиженский; через сто лет его перенесен на теперешнее место. В 1856 г. он был возведен на степень первоклассного монастыря. В обители имеются четыре каменных храмов: Крестовоздвиженский, соборный, с двумя приделами, кладбищенский – Казанский, также с двумя приделами, больничный – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и во имя Св. Василия Блаженного; четвертый храм находится под алтарем соборного храма в склепе; устроен он в честь Иверской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Христо-Рождественский монастырь, 3 класса, в городе Слободске. Основан в XVII веке; в 1764 году упразднен; в 1777 году восстановлен. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение». Ежегодно 11 мая совершается крестный ход из монастыря по городу. При монастыре две школы — одноклассная и двухклассная, богадельня, больница, свечной завод и мастерские: столярная, иконописная, рукодельная и чулочная. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Монастырь Рождества Христова. Известен в начале XVII в. под именем Спасского. В 1764 году закрыт. В 1823 году возобновлён после перевода в него инокинь Уфимского Христорождественского монастыря. В начале ХХ века в монастыре было 3 храма: двухэтажные: первый - во имя Нерукотворенного Спаса вверху и в честь Смоленской иконы Божией Матери внизу, второй – во имя Митрофания Воронежского вверху и в честь Рождества Христова внизу, а также трапезный в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы. Из книги «Православные русские обители, 1910 г. В Слободском, по праву считавшемся носителем русского духа, существовал целый ансамбль, сооружения которого были выстроены в основном в псевдорусском стиле. Ансамбль этот - женский Христорождественский монастырь. И хотя возраст его к концу XIX века приближался к 300 годам, расцвета своего он достиг именно к концу XIX - началу XX века. Вот как описывался этот монастырь в 1905 году: «Если ехать из Вятки в Слободской на пароходе, то монастырь почти не виден, так как он лежит в самом центре города, видна только его высокая тонкая колокольня да купол теплого храма. Гораздо лучше открывается вид на обитель, если подъезжать к городу по почтовому тракту, который выходит на улицу, идущую как раз около монастыря. Площадь, занимаемая обителью, имеет форму квадрата, обнесена кругом высокой каменной стеной и недавно обсажена со всех сторон молодыми деревцами. Все корпуса церкви, монастырская стена - все окрашено в бледно-розовый цвет, что придает всему такой уютный, веселый вид».

http://sobory.ru/article/?object=03204

Первый монастырский храм сгорел в пожаре 1717 года. Этот пожар уничтожил практически всю обитель. Тогдашний игумен Иоасаф при помощи пожертвований смог вновь отстроить монастырь и возобновить Предтеченскую церковь, ставшую двухэтажной. Просуществовала она до 1753 года, когда за ветхостью была продана на снос, а вместо нее построена деревянная Введенская церковь. В 1790 году вместо обветшавшего Введенского храма заложили каменную церковь, которую назвали впоследствии в честь Рождества Иоанна Предтечи. Ее строительство продолжилось до 1808 года. В 1789 году перестроены братские кельи и трапезная, вновь построили настоятельский корпус, в 1790-х годах – два каменных флигеля, а в 1795 году монастырь обнесли каменной стеной. Введение штатов монастыря позволило упрочить пошатнувшуюся было дисциплину и удалить из обители всех, кто искал здесь легкой жизни. Управлял монастырем настоятель в сане архимандрита. Нередко вместе с настоятельской должностью трегуляевские архимандриты выполняли и обязанности ректоров Тамбовской семинарии, и членов духовной консистории. Трегуляевский монастырь привлекал паломников и своим местоположением, и духовным устроением. Нередко в обитель приезжали миряне и жили подолгу в монастырской гостинице. Со временем сложилось правило у многих жителей Тамбова и окружающих Трегуляй селений в Великий пост приезжать в монастырь для говения и причастия. Монастырь был известен в России: тысячи верующих со всей страны совершали паломничество в Трегуляй. В начале ХХ в. в Трегуляевском монастыре проводятся обширные строительно-ремонтные работы. В 1902 году завершилось строительство храма Спаса Нерукотворного. К 1903 году достроен новый пятиглавый Предтеченский соборный храм. В соборном храме во имя Рождества Крестителя Господня Иоанна чтимыми являлись: икона складень Неопалимой Купины, с мощами апостола Андрея Первозванного и других угодников Божиих и частью от Гроба Господня; крест со святыми мощами Иоанна Предтечи; особо чтимая чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» (принесена из Афонской обители в 1867 году).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010