Феодосия. Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Принято считать, что храм, сложенный из дикого камня, возведен в XIV веке, но не исключено, что гораздо раньше. Он несколько раз перестраивался, к квадратному в начале зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами. Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре — Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой. В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились. Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: «Хожение за три моря». Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них — храм Иоанна Предтечи — встречается в литературе и сейчас. Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь. Службы здесь совершались до середины 1920-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 1990-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г. В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого.

http://sobory.ru/article/?object=06270

В октябре 1991 года в полуразрушенном и вновь освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы храме состоялся первый престольный праздник будущей обители и отслужена Литургия. В феврале 1992 года в неделю праздника Сретения Господня произошло чудесное обретение главной святыни будущего монастыря - чудотворного образа Божией Матери Тервенической. Духовник сестричества иеромонах Лукиан мечтал о списке Касперовского Корсунского образца Божией Матери и во сне увидел, как сама Пресвятая Богородица указывает на икону, которая должна быть в обители. После долгих поисков икона, точно такая же, как отец Лукиан видел во сне, была обретена в мастерской одной из одесских художниц. Когда икону привезли в будущую обитель, она чудесным образом обновилась. Летом 1992 г. в Тервеничи приехала паломницей будущая настоятельница монастыря. Ее постриг состоялся в то же лето накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы с именем Лукианы. Тогда же, после долгих поисков, был обретен источник и над ним построена деревянная часовня, которую вскоре заменили каменной на пожертвования тех, кто получил исцеление. Для сестричества был написан образ " Явление Божией Матери в Тервеничах " , где Царица Небесная указывает на источник и на икону. Чин освящения часовни совершил архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Назарий. В сентябре 1996 г. решением Священного Синода Свято-Покровская женская община в Тервеничах обращена в монастырь, а церковь в пос. Дачном, освященная во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, объявлена его подворьем. В 1997 году в 20 км от Тервеничей по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в деревне Пирозеро был основан скит монастыря, храм которого освящен во имя иконы " Неупиваемая чаша " . Деревня Тервеничи известна с 12 века. С середины 18 века в деревне открылась церковно-приходская школа, а с 1884г. – училище Министерства Народного Просвещения. В нале 20 века стала работать земская больница. В Теревеничах всегда была церковь, а то и несколько. Но храмы были деревянные, часто горели, и до наших дней ни один из них не сохранился. Известно, что в селе была церковь Архангела Михаила. В конце 18 века был построен еще и храм Покрова Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1917 году.

http://sobory.ru/article/?object=00107

Государю был подарен древний, 15 века, образ Спасителя византийского письма (12 вершков длиной), Государыне Императрице — копия чудотворной иконы «В скорбех и печалех утешение» в серебряном с эмалью окладе и книга скитского издания «Взбранной воеводе», Цесаревичу – складень «В скорбех и печалех утешение» со святителем Алексием Московским и св. ап. Андреем Первозванным, Великой княгине Ольге Николаевне – образ Казанской Божией Матери, Татьяне Николаевне — складень с иконой Божией матери «Достойно есть», с ап. Андреем и блгв. Кн. Александром Невским, Марии Николаевне – складень с Казанской иконой Божией матери, с Серафимом Саровским и Александром Невским, Анастасии Николаевне – Касперовская икона Божией Матери.. Кроме того, были подарены: альбом видов скита с 36 снимками и пояснением к ним, краткая история скита, экземпляр издания «Наставления и утешения Святой веры христианской» за 1912 год, кипарисовый ларец с афонским ладаном и просфора о здравии». Хотя первая фотолаборатория на Афоне появилась ещё в середине 1850гг. но первый и единственный фотоальбом Андреевского скита был издан в Одессе в 1914 году. На обложке напечатано: Его Императорское Величество Государь император Николай Александрович и, что поднесён Государю Императору 30 января 1914 года. Это свидетельствует о том, что альбом специально издан для аудиенции. Известен только один подобный альбом сохранившейся в архиве, другой представлен на выставке. Как свидетельствуют воспоминания об императорской аудиенции подобные экспонаты, которые можно увидеть на выставке были подарены андреевцами Николаю II: это один из экземпляров книги «Исторический очерк» и экземпляры журнала, только за 1913 год. Они интересны тем, что в них печатались материалы к 300-летию Дома Романовых. Среди редких экспонатов можно увидеть финансовые документы закупок для одесского подворья и самого скита. У одесских купцов, в Ростове на Дону кон. XIXbb. И периода Первой Мировой войны у Красного креста для лазарета организованного одесским подворьем в честь наследника цесаревича Алексея.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/15/v_...

Государю был подарен древний, XV века, образ Спасителя византийского письма (12 вершков длиной), Государыне Императрице – копия чудотворной иконы „В скорбех и печалех Утешение“ в серебряном с эмалью окладе и книга скитского издания „Взбранной Воеводе“, Цесаревичу – складень „В скорбех и печалех Утешение“ со святителем Алексием Московским и св. ап. Андреем Первозванным, Великой Княгине Ольге Николаевне – образ Казанской Божией Матери, Татьяне Николаевне – складень с иконой Божией Матери „Достойно есть“, с апостолом Андреем и благоверным князем Александром Невским, Марии Николаевне – складень с Казанской иконой Божией Матери, преп. Серафимом Саровским и Александром Невским, Анастасии Николаевне – Касперовская икона Божией Матери. Кроме того, были подарены: альбом с видами скита, 36 снимками и пояснением к ним и краткой историей скита. Был подарен также экземпляр издания „Наставления и утешения Святой веры христианской“ за 1912 год, кипарисовый ларец с афонским ладаном и просфора о здравии» 456 . Наступил 1914 год, и Андреевский скит не остался безучастным и к судьбе России. По благословению отца Иеронима на подворье в Одессе был организован лазарет на 20 мест. «Уже 24 августа 1914 года устройство лазарета согласовано с городским комитетом Красного Креста, а 28 августа уже состоялось освящение. 2 сентября уже начинают поступать первые раненые. Кроме того, обитель жертвует через обер-прокурора Синода 5000 рублей на нужды Красного Креста и 5000 рублей Его Императорскому Величеству на военные нужды. В действующую армию было отправлено 2 миллиона брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, а также многие тысячи экземпляров Евангелий, священных изображений, крестиков. На склад фонда ее Императорского Величества поступил скитский журнал в количестве 30 000 экземпляров В 1914 году лазарет принял 53 раненых, в 1915 году – 131 раненого. На оборудование и содержание лазарета израсходовано в 1914 году 34 000 рублей, в 1915 году – 6250 рублей. Лазарету было присвоено имя Наследника Цесаревича» 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

        Невольно становлюсь свидетелем диалога двух женщин у одной из икон: «А эту икону ты бы себе взяла?.. А эту?» - «Да… и эту тоже…». Решаюсь прикинуть на первый взгляд, какие иконы выставки я «взяла бы себе». Стала записывать, их оказалось около двух десятков, почти половина выставки. А потом внимательнее посмотрела на те, которые «не взяла». Оказывается,  просто – не рассмотрела. Да и что такое «взять себе»? Разве что вместе с этим выставочным залом? Потом подумалось о судьбе этих икон. Конечно, это очень дорогие иконы.  И по вложению драгоценностей, и по работе, которая должна стоить по крайней мере - не меньше. Кто-то вложился, надеясь на отдачу… Хорошо, если бы не надеялись. Ну, вложились – и вложились… А на нужду Бог подаст. Конечно, икона должна быть в храме. В Храме Христа Спасителя  есть уже две иконы Божией Матери  из мастерской «Прикосновение» - «Тихвинская» и «Касперовская». А иконы выставки  хорошо бы оставить здесь, в музее храма. Ну, может ли быть более приличное место для них? И тут же мелькнула диктаторская мысль: без права приобретения. А то ведь купят эту, а потом еще и эту икону… И ладно бы – в храм, а то ведь и в частную коллекцию… А здесь, когда они все вместе, это же  пир духа. Устроители выставки – Фонд Святого Архангела Михаила – сознают, Что они представили посетителям. Поэтому и здесь вложение – максимальное, вложение любовное. Практически каждая икона, или некий триптих, представлены отдельно. Большая часть икон имеет отдельный подход, они будто вложены  в большие шкатулки темно красного бархата, куда можно войти. Продумана и подсветка: три глазка снизу, или один глазок сверху. Переходя от одной иконы к другой, вы невольно останавливаетесь: что это, откуда отзвуки? Может быть этажом выше идет репетиция хора? Но песнопения постовские, а сейчас – Пасха… Звуки гимнов, то приглушенные, то усиленные, отвечают восприятию, создают фон. А вот звучит  и искомое: «…Хвалите Его в кимвалех восклицания». Этот из150-й псалма Давида. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/analytics/put-vozrozh...

Чудное обновление образа произошло без свидетелей, среди глубокой ночи, в феврале 1840 года. Для семьи Касперовых, не известно, по каким обстоятельствам, настали скорбные времена, и помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом. Однажды во время молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг «стал столь светлым и живым», что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божией Матери. Супруги Касперовы по взаимном совещании решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божия судила быть иначе! Образ обновился чудесным образом и с тех пор у иконы начинают происходить многочисленные и явные исцеления… В соседстве с селом Касперовкой в то время находилась деревня Кизим. В 40-х годах 19-го века жила здесь мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева; женщина была долгое время больна, с омертвевшей левой рукой. После напрасных попыток излечиться, слышит она по весне 1840 года в сонном видении голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться св. образу. Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Ионовны, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление. «От сего случая, — говорила г-жа Касперова, — в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление». На лето 1843 года падают три выдающихся исцеления. Получил совершенное здравие после молитв пред образом Божией Матери крестьянский 13-летний мальчик из города Херсона Иван Шумяков, который страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом госпожи Касперовой привезли, так как, разбитая параличом, она не владела половиной своего тела и двигаться сама была не в силах. Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием…

http://azbyka.ru/palomnik/Касперовская_и...

В мае 1991 года батюшка и его спутники во время своих поисков остановились в Тервеничах на ночлег, а наутро огляделись вокруг и поняли: вот оно, это место. Храм был практически разрушен, но стоял в живописном месте - на холме на берегу озера. Батюшка и прихожане начали восстанавливать храм своими силами. «Я помню, храм был завален мусором выше человеческого роста. Что там, внутри, было не видно. Только через крошечное отверстие можно было разглядеть алтарную часть», - вспоминает старейшая насельница обители схимонахиня Мария. Возле храма было старое кладбище. Летом, во время работ по расчистке территории, к батюшке подошла молодая пара. Гости рассказали, что им в течение трех дней снилась усопшая бабушка, жительница соседнего села, и велела привезти в Тервеничи десять рублей и отдать их священнику на восстановление храма. Таким было первое пожертвование на будущую обитель. Накануне праздника Покрова Божией Матери, 13 октября 1991 года, состоялся первый постриг, 31 декабря - следующий. Первые монахини обители живут и здравствуют, ныне это схимонахини Мария и Саломия. Третьей по счету сестрой, приехавшей в монастырь, оказалась нынешняя его игумения - монахиня Лукиана (Рысева). По благословению митрополита Иоанна (Снычева) обитель была зарегистрирована как сестричество. В восстанавливаемом храме служили молебны, а на Покров 1991 года впервые совершили Божественную литургию. 14 апреля 1997 года по представлению митрополита Владимира решением Священного Синода Покровское сестричество получило статус монастыря, храм святых мучениц в Санкт-Петербурге стал его подворьем. Монахиня Лукиана стала первой настоятельницей, духовником монастыря -отец Лукиан (Куценко). «…ЮЖЕ БЛАГОИЗВОЛИЛА ЕСИ ЯВИТИ НА ГОРЕ ТЕРВЕНИЧЕСТЕЙ» Обитель была основана, но своих святынь в ней поначалу не было. Эти святыни Бог открыл и даровал монастырю через духовника обители. Ему в тонком сне явилась Божия Матерь: Она стояла на Тервенической земле, указывая на лежащую рядом икону, из-под которой струилась вода. Икона была похожа на Касперовский образ Божией Матери, особо почитаемый в Одессе, откуда отец Лукиан родом. Вскоре будущая монастырская святыня была найдена в мастерской одесской художницы. 23 февраля 1992 года икону привезли в Санкт-Петербург, в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Мало кто подобно А. С. Грибоедову мог говорить: «В русской церкви я в отечестве, в России. Мы русские только в церкви, – а я хочу быть русским.» Подвергался осмеянию за свою религиозность Гоголь, написавший удивительное по силе «Размышление о Божественной Литургии.» Ученые интеллигенты, собравшиеся в девятисотых годах в Штутгарте, с негодованием восставали против самой возможности прославления мощей преподобного Серафима в столь «просвещенный» век. И им вторили десятки тысяч людей, считающих себя солью земли русской. Особою удалью считалось высмеять, унизить все церковное, часто же и национальное. Злобным шипением откликалась интеллигенция на святую деятельность столь почитавшегося народом о. Иоанна Кронштадтского . Еще во время Отечественной войны 1812 года, когда Россия избавилась от нашествия двунадесяти языков, живы были заветы Суворова. Чудотворная икона Смоленской Божией Матери сопровождала войска, перед нею молились и Кутузов, и его воины перед Бородинской битвой. Памятником этой войны явился храм Христа Спасителя в Москве; с войной этой тесно связан и Казанский собор в Петрограде. Но уже во время Севастопольской кампании главнокомандующий светлейший князь Меньшиков кощунственно отказался встретить принесенную к вратам города чудотворную икону Касперовской Божией Матери. Он велел передать архиепископу Херсонскому Иннокентию , что тот «напрасно беспокоит Царицу Небесную – мы и без Нее обойдемся.» Во время русско-японской войны 1904–1905 годов насмехались над молебнами и благословением войск иконами. В последнюю войну даже лица духовного звания, как протопресвитер Шавельский, не пожелали подобающе встретить привезенную 5 октября 1915 года в царскую ставку чудотворную икону Песчанской Божией Матери, заявив, что им «некогда» устраивать крестные ходы! С насмешливой улыбкой взирали верхи общества на церковные устремления и молитвенную жажду обоих последних наших государей. В царской же семье, невидимыми духовными узами связанной с подлинным народом, жили еще, хотя временами и придавливаемые чуждыми, вросшимися в русскую жизнь влияниями, заветы Святой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Рубрики Коллекции Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 14 октября 2023 года: что будет в храме? 11 мин., 12.10.2023 Поделиться Ежегодно Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. В этот день мы обращаемся в молитве к апостолу от 70-ти Анании, преподобным Роману Сладкопевцу, Савве Вишерскому, Иоанну Кукузелю, преподобномученику Михаилу Зовийскому и с ним 36-ти преподобномученикам, мученику Домнину Солунскому. Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего, а также равноапостольных Мириана, царя Иверского, и царицы Наны, принявших Крещение со своим народом, а также Собора Молдавских святых совершается 14 октября. Священномучеников Алексия Ставровского , Михаила Вологодского , Александра Агафоникова , Георгия Архангельского , Николая Кулигина и мученика Иоанна Артемова почитает Церковь в этот субботний день. Иконы Божией Матери Псково-Покровская, Люблинская, Гербовецкая, Браиловская, Барская, Касперовская чествуются 14 октября. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью 14 октября. Суббота, 14 октября 2023 года, Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии В день Покрова Божией Матери, 14 октября по новому стилю, христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе: Она распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо было явным свидетельством Ее помощи. Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих православных праздников, причем почитается он именно в России. Подробнее о празднике читайте в наших материалах: • Покров. Праздник побежденных • Детям о Покрове Богородицы • Приметы на Покров: будет ли снег? • Икона Покрова Богородицы Особенности православного богослужения Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

http://foma.ru/pokrov-presvjatoj-vladych...

С 1932 года, по благословению Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, Свято-Успенский собор стал кафедральным, так как прежний Преображенский был разрушен советской властью. В конце 1930-х годов собор был закрыт, как и другие храмы Одессы. Во время войны фашистской бомбой был разрушен центральный купол и часть храмового здания. В 1942 году был восстановлен нижний храм собора. Много забот по восстановлению и благоукрашению собора проявили следующие правящие архиереи: архиепископ Никон (Петин), прах которого покоится в нижнем храме собора, митрополиты Борис (Вик), Сергий (Петров) и ныне здравствующий митрополит Агафангел (Саввин). Главной святыней Свято-Успенского кафедрального собора является Касперовская чудотворная икона Божией Матери, принесенная впервые в Одессу в 1854 году из села Касперово и избавившая наш город от англо-франко-турецкого флота в страшные годы Крымской войны. В нижнем храме собора находятся мощи ревностного nacmыpя XIX-XX века, современника святого праведного Иоанна Кронштадтского — праведного протоиерея Ионы Атаманского. 30 октября 2009 года на очередном пленарном заседании XXVII сессии Одесского областного Совета было принято решение о передаче Одесского Успенского кафедрального собора Одесской епархии Украинской Православной Церкви. Храм состоит из двух отделений: верхнего и нижнего, с тремя престолами в каждом. Престолы: Успения Пресвятой Богородицы (верхний главный), св. Иакова (верхний южный), преподобной Ксении Миласской (верхний северный), святителя Николая Мирликийского (нижний главный), Трех святителей (нижний южный), Введения во храм Пресвятой Богородицы (нижний северный). http://drevo-info.ru/articles/14003.html Первый Успенский храм появился в Одессе спустя 20 лет после основания города. Небольшая старообрядческая часовня была освящена 7 июля 1814 года. В 1845 году был утвержден план строительства трехпрестольного Свято-Успенского храма, а 8 лет спустя, в 1853 году, сюда впервые внесли одну из главных святынь юга царской России – чудотворную «Касперовскую» икону Божьей Матери. В 1854 году именно она защитила город от англо-франко-турецкого флота, который зашел в одесский залив.

http://sobory.ru/article/?object=08409

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010