Из образов в сей церкви замечательны по древности письма и украшению три храмовых образа Введения Пресвятыя Богородицы. 1 . Образ Введения Божией Матери. Риза на Божией Матери серебряная, вызолочена, венец с сиянием и короною; вокруг венца две нитки крупного жемчуга, а по ризе 4 нитки и на рукавах обведено средним и мелким жемчугом; в поясе алмазные и яхонтовые искры. 2 . Образ Введения Божией Матери. Риза и венец серебряные, чеканные, золочёны, по убрусу и венцу Божией Матери в 3 нитки обнизано средним жемчугом, а между жемчугом 8 зеленых и красных камешков и две алмазные искры, на коронах искры красные и зелёные, 8 бурминских зерен и 4 изумруда, – на зарукавье 4 жемчужины и два изумруда, на образе 6 венцов. 3 . Образ Введения Божией Матери – местный. На нём риза серебряная, венец на Божией Матери с сиянием и короною, в которой два камня зелёных и 1 белый, в сиянии стразы. 4 . За левым клиросом в киоте образ Боголюбивой Божией матери, список с настоящей Боголюбской иконы такой же меры. На нём риза серебряная чеканная. III. Церковь во имя Казанской Божией Матери, об одной главе, крыта железом. Построена она в 1710 году иждивением царевны Натальи Алексеевны ради престарелых больничных монахинь. Иконостас столярной работы, царские двери прорезные; стенного письма нет; пол деревянный. Из икон замечательных, храмовая местная икона Казанской Божией Матери, по всей вероятности, вклад царский. Венец и оклады серебряные, чеканные, вызолочены; венец с короною, по сторонам Божией Матери изображения апостола Петра и Наталии; 4 убрус вынизан жемчугом, в убрусе звезда с 4 красными камешками и 4 голубыми; на ожерельице 4 голубых камня и 3 красных, – низано оно жемчугом с алмазами. Из икон, хранящихся в монастырской ризнице, особенно замечательны как по древности письма, так и по украшению, следующие: 1) Икона Казанской Божией Матери – это очень верный список с чудотворной иконы, которая находится в г. Казани. На ней риза серебряная и венец с короною, немного повреждённою, оклад по сторонам иконы серебряный, золочён, с 7-ю финифтяными украшениями; убрус и ожерельице низаны жемчугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Календарь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс Будет ли Казанская икона возвращена в Казань? (комментарий в русле истории) В ВАТИКАНЕ НАХОДИТСЯ НЕ ЯВЛЕННАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА, А ОБРАЗ ИЗ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ Как отмечает старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталия Чугреева, Казанская икона Божией Матери, которая в настоящее время находится в Ватикане, не может быть подлинником чудотворного образа, явленным в Казани в 1579 г. и украденным в 1904 г. из казанского Девичьего монастыря. Красочный слой иконы из Ватикана не может быть отнесен к XVI в. В то же время известно, что чудотворная Казанская икона никогда не реставрировалась и не поновлялась. По стилю письма принадлежащую папе римскому икону можно отнести к началу-середине XVIII в. Однако рентгеновский анализ иконы показал, что на ней нет записей. Иконографически и стилистически она отличается от явленного образа и более ранних списков с него. В частности, благословение Богомладенца на иконе из Ватикана именословное, тогда как на явленной иконе – двуперстное. Размеры иконы, находящейся в Ватикане (31,1 Х 27 см), не совпадают с размерами явленного образа (26,7 Х 22,3 см), равно как и с размерами списка Казанской иконы, находившегося при Ополчении Минина и Пожарского и прославившегося в период Смуты (27,3 Х 24,5). Украшенный изумрудами оклад иконы, которая хранится в Ватикане, датируется началом – первой третью XIX в. Он значительно отличается от ризы явленной Казанской иконы, хорошо известной по фотографиям. Н.Чугреева полагает, что икона, которую папа римский обещает вернуть в Казань, - не явленный образ, а список с него, который принадлежал первоначальнице Дивеевской обители схимонахине Александре (Агафии Семеновне Мельгуновой) и находился в дивеевской Казанской церкви. Об этом сообщал протоиерей Стефан Ляшевский (1899 – 1986), который видел икону до революции в Серафимо-Дивеевском монастыре, а затем в 1943 г. в Таганроге, куда дивеевскую святыню привез хранивший ее иеромонах Серафим (Смыков). О. Стефан Ляшевский отмечал, что икона из Дивеева имела очень богатый оклад с изумрудами и другими драгоценными камнями. Впоследствии о. Серафим, будучи уже в сане архимандрита, был арестован в Югославии после прихода туда Советской Армии. Дивеевская Казанская икона тогда исчезла.

http://sedmitza.ru/text/393965.html

17 сентября Флоренская или Флорентийская икона Икона Божией Матери Флоренская или Флорентийская явилась в Италии, во Флоренции. На старинных гравюрах, изображающих эту икону, стоит год 6600 от сотворения мира. Эта цифра указывает на время, когда последовало явление иконы; на наш счет это соответствует самому концу XI столетия. Икона изображает священное событие Благовещения Богородицы. В книге архимандрита Иоанникия (Голятовского) «Новое небо» об обстоятельствах явления этой иконы рассказывается, что живописец не мог изобразить лика Пресвятой Девы. Он долго раздумывал над тем, как лучше изобразить ему священный лик, и, наконец, решил предоставить это дело на волю Божию. И вот в одну ночь ангел Господень чудесно изобразил лик Божией Матери. Цареградская икона Цареградская икона Божией Матери находится в соборной церкви города Старой Руссы Новгородской губернии. О явлении ее предание рассказывает, что в давние времена два греческих монаха проездом из Царьграда были в Старой Руссе и слушали здесь в соборной церкви божественную литургию. На память о своем пребывании здесь они оставили в соборе икону Божией Матери. Эта икона прославилась затем многими чудотворениями и доселе хранится в Старорусском соборе. Она выбита на грифельной доске и имеет весьма небольшие размеры — всего 2 дюйма. Икона пользуется большим почитанием, и к ней во множестве стекаются поклонники. Есть другая Цареградская икона, сведения о которой помещены под 25 апреля. Одигитрия Макарьевская Эта св. икона явилась в княжение Василия Васильевича Темного (1425—1462 гг.) преподобному Макарию, Унженскому чудотворцу, подвизавшемуся на пустынных берегах реки Унжа Костромской губернии. Явление ее последовало в то время, когда Галичская область, к которой принадлежала нынешняя Костромская губерния, находилась в самом бедственном положении: она страдала от внутренних междоусобных войн и была теснима татарами, гнездом которых было Казанское царство. Татарские полчища толпами бродили и производили страшное опустошение.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

Тихвинская икона Божией Матери, вышины 1 арш. 4 верш., ширины 12 верш., новгородского иконного письма; пожертвована в 1842 г. Козельским купцем Арчаковым. Оклад по оплечью и полям и два венца серебряные ветхи, чеканной работы; надписи черневой работы, позолочены, весу серебра 5 ф. 74 зол. Помещена в Пафнутьевском приделе Введенского собора. Феодоровская икона Божией Матери, вышины 14 1 / 2 , ширины 11 верш., – точная копия и подобие с чудотворной. Древнее и весьма искусное подражание так называемому греческому письму. Образ прислать в обитель в 1835 г. по завещанию Белевского купца Ив. Ив. Дорофеева; риза и венец с сиянием, серебряные, чеканной работы, серебра весом 5 ф. 48 зол. Помещается в Пафнутиевском приделе Введенск. собора. Казанская икона Божией Матери – храмовая в Казанской церкви. Икона сия местночтимая, – пожертвована в 1808 году козельской помещицей Елиз. Сем. Сабуровой, – точная копия с чудотворной, московского старинного письма; на ней убрус и риза, низаны мелким, средним и местами крупным жемчугом; на жемчужном убрусе звезда из роз. Поля, оплечики и венец серебряные, позолоченные. Владимирская икона Божией Матери , в вышину 7, а в ширину 8 верш., московского письма. Икона пожертвована в 1 8 8 г. На ней убрус низан крупным и средним жемчугом. В убрусе звезда из роз. Поля, оплечье и венцы серебряные и вызолоченные, чеканной работы, весом 1 ф. 4 зол. Икона помещена в Казанской церкви. Икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста , московского иконного письма, на доске в 10 верш. ширины и в 11 вершк. вышины. В верхнюю часть иконы врезан старинный медный позлащенный крест. Образ пр. Пафнутия Боровского чудотворца, вышина 1 арш. 11 1 / 2 вершк., ширина 1 арш. Преподобный изображен во весь рост, в мантии и в епитрахили; правая рука благословляющая, в левой игуменский посох и хартия со словами: «Не скорбите убо, братия, и не стужайте. Бог , создавый нас, Той рабов Своих утешит и от всякие скорби изба....» Икона московского письма, устроена по обещанию стольниками Шепелевыми в 1689 году. Ныне образ сей местным в Пафнутиевском приделе Введенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По распоряжению епархиального начальства, до сведения которого было доведено о том, приглашены были, летом 1873 года, три профессора архитектуры, в том числе Рудольф Богданович Бернгард, которые, внимательно осмотрев весь храм и особенно его своды, официально засвидетельствовали полную его безопасность. В таком виде храм существует доселе, только опять значительно обветшал снаружи и закоптел внутри. Особенных достопримечательностей, в отношении древности и ценности, в Георгиевском храме нет. Все иконы по иконостасу украшены серебряными ризами. Есть много икон, размещенных на стенах алтаря и храма в серебряных и сребропозлащенных ризах, которые пожертвованы, в разное время, разными лицами – после погребения усопших; из них особенно выделяются: 1) икона Воскресения Христова в алтаре близ жертвенника, пожертвованная гг. Васильевыми, 2) икона Боголюбской Божией Матери – за правом клиросом, в богатом золоченом киоте, пожертвованная купцами Исаевыми, 3) икона Казанской Божией Матери за левым клиросом, тоже в золоченом киоте, пожертвованная неизвестно кем, 4) икона Казанской же Божией Матери, на колонне, в правой стороне церкви, поставленная Ананьиными, 5) икона Покрова Божией Матери – на левой колонне, устроенная Илличевскими, 6) икона Богоматери с Предвечным Младенцем – на левой стене храма, над могилою Крутова, 7) икона св. Иоанна Милостивого и св. мученицы Екатерины, на правой стене храма, над могилою Ив. Иванова и Екатерины Павловой Борисовых 143 8) икона всех святых в панихиднице, в резном из белого мрамора киоте, пожертвованная Ан. Павл. Щедриною. На колокольне, кроме вышеупомянутого большого колокола весом в 252 пуд. и 32 ф., находятся: отлитый в 1846 году весом в 25 п. 23 ф. и еще пять меньших колоколов. е) Церковь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского Не смотря на трудность сообщения между городом и Охтой, особенно в то время, когда еще не было ни одного постоянного моста чрез Неву и когда, во время распутицы, нельзя было никаким образом попасть из города на Охту, Георгиевское кладбище, еще в прошлом столетии, начало быстро замещаться телами умерших городских обывателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

иконных окладов Нового времени//Рус. церк. искусство Нового времени/Отв. ред.: А. В. Рындина. М., 2004. С. 107-118. Ил. 8, 9, 11). «Народные» К. и. писались по всей России ( Иванова И. А. Кашин. [М.], 2009. Ил. на с. 18), многие из них - во владимирских иконописных селах. В нач. XX в. по заказу Н. П. Кондакова К. и. исполнил известный мстёрский иконописец И. В. Брягин (ГРМ) («Пречистому образу Твоему». СПб., 1994. 147. С. 233. Ил. на с. 232). К. и. занимает важное место в верхнем ряду икон-целебников с надписью, что ей молятся «о прозрении ослепших очес» (Русская икона из колл. Г. Сависаара/Авт. текста: Ю. Мануилов. Kirjastus, 2009. 73. С. 86-87 с ил.). Часто встречаются иконы с избранными святыми, предстоящими в молении К. и. Казанская икона Божией Матери. 1676 г. (?) Иконописец Симон Ушаков. Киот 1694 г. (ГЭ) Казанская икона Божией Матери. 1676 г. (?) Иконописец Симон Ушаков. Киот 1694 г. (ГЭ) Казанская икона Божией Матери. 1721 г. Иконописец Тихон Семёнов (ГВСМЗ) Нек-рые К. и.-пядницы кон. XIX - нач. XX в. стилизуют явленную К. и. (ГИМ, частные собрания). Ок. 1912 г. иконописцем Н. С. Емельяновым (?) выполнена К. и. для Феодоровского собора в Царском Селе (частный музей «Дом Иконы на Спиридоновке») (Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. 224. С. 346. Ил. на с. 285). В одеждах Богоматери и Христа живописными средствами воспроизводятся мотивы оклада Петербургской К. и., пропорции иконы также приближаются к квадрату (71,8×71,3 см), но лики исполнены в неовизант. стиле с «воспоминанием» явленной К. и. По полям оклада в 2 ряда - рельефный текст тропаря К. и. В 1913-1914 гг. к канонизации патриарха Ермогена по инициативе имп. Александры Феодоровны на его св. мощи изготовлена шелковая мантия, на скрижали к-рой разноцветными шелковыми нитями гладью вышита К. и. (ГММК). Рисунок для вышивки был разработан в иконописной школе Ивановского (Иоанно-Предтеченского) жен. мон-ря при участии В. М. Васнецова, исполнена она была мастерицами московского Алексеевского мон-ря ( Георгиевский В.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Между св. вратами и холодным собором, несколько к востоку, устроены две небольшие часовенки, огороженные деревянными решетками. Часовенки эти указывают места св. престолов древних деревянных монастырских церквей во имя явления Казанской Божией Матери и Рождества Пресвятыя Богородицы. В заключение считаем нелишним исправить некоторое несправедливое мнение, утвердившееся как в предании народном, так и переходящее уже в печатные книги, будто Казанский митроиолит Гермоген был священником в церкви св. Николая Тульского: Гермоген был священником при церкви св. Николая, иже зовется Гостин 76 . У Николы Тульского в старину были дворы: два двора, один боярского сына Ивана Онучина, да прямо улицею к Арским воротам дворы по обе стороны 19. Двора стрельца Данила Онучина в писцовых книгах 1566–1568 г. не находится. Может быть это имя взялось от Данилова прибора – Хохлова в стрелецких слободах меж стрелецких дворов 77 . 10. Крестные ходы с иконою Казанской Божие Матери Крестные ходы , в коих участвует Чудотворная Казанская икона Божией Матери. 1) 8-го июля чудотворная Казанская икона Божией Матери до литургии приносится в Казанский Благовещенский Собор. Отсюда с крестным ходом, в котором участвуют еще иконы: чудотворная икона, Смоленской Божией Матери (Седмиозерская), Св. Девяти мучеников Кизических, Святит. Казанских Гурия, Варсонофия и Германа и св. мученика Авраамия Болгарского, икона возвращается к началу литургии, в Казанский женский Богородицкий монастырь. Во время этого крестного хода бывает краткая лития при повороте с Воскресенской улицы в проулок, ведущий к монастырю. По приходе в монастырь, в арке, под церковию св. мученицы Софии, бываеть полная лития с чтением Евангелия. После литии иконы вносятся в Казанский Собор и начинается литургия. Этот крестный ход с чудотворною Казанскою иконою Божией Матери самый древнейший: вскоре по обретении в 1579 г., как известно, чудотворная Казанская икона Божией Матери принесена была в кафедральный Благовещенский Собор, где находилась несколько времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Тут же у столба стояла икона времен патриарха Никона – «Неопалимая Купина» в металлической ризе. Она была больших размеров. В правом приделе, устроенном в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» и св. великомучениц Екатерины, Варвары и Августы, находился иконостас резной, окрашен в вишневый цвет, местные иконы – Спаситель, сидящий на престоле, Скорбящая Богоматерь и св. муч. Екатерины, Варвары и Августы, в высокохудожественных серебряных ризах. Во втором ярусе находились иконы – над царскими вратами Христос, благословляющий хлеб и вино, Тихвинская Божия Матерь, креститель Иоанн, святитель Митрофан и святитель Димитрий. Возле правого клироса – икона преп. Макария Калязинского во весь рост без ризы, но в прекрасном резном киоте. По южной стене в простенках находились следующие иконы – Глава Иоанна Крестителя в серебряной ризе; Спаситель; Алексей Человек Божий; большая икона в киоте и ризе Казанской Божией Матери; икона великомученика Димитрия Солунского на коне, в серебряной ризе. На северной стене придела помещались иконы св. Николая, поясное изображение, вставленное в раму с изображением жития святителя, в большом киоте, в прекрасной ризе, икона была после монахов (т. е. осталась со времен мужского монастыря– Авт.). Икона Иверской Божией Матери размером 21/2 аршина на 2, без ризы, но серебряный с камнями венок и в прекрасном киоте. Образ Архангела Михаила во весь рост с огненным мечом в руке – икона новая, принесенная иконописцами в дар казначее Иннокентии. Икона пророка Ильи, больших размеров, после монахов – это всё, что находилось в правом приделе. На потолке были больших размеров изображения – Скорбящей Божией Матери, Сошествие Святаго Духа и встреча с Елизаветою. Левый придел был посвящен святителям Афанасию и Кириллу. Иконостас такой же, как и в правом приделе, но что-то в нем дышало глубокой древностью, как-то: иконы в басменном окладе и все очень темные, среди них – больших размеров икона Афанасия и Кирилла в басменном окладе, икона Корсунской Богоматери, Страстной Спаситель, Толгская Божья Матерь и несколько других небольшого размера. В церкви висели три прекрасных паникадила и две пары металлических хоругвей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

3) Чудотворная икона Божией Матери, называемой Одигитрия, в кованной серебряной вызолоченной ризе, украшенной жемчугом, камнями и насыпными, из хрусталя, звездочками. Икона написана не позже царствования Иоанна Грозного. В 1891 году для неё устроен серебряный киот Вдовскими купцами: Пахомовыми и Ипатовыми и Скамейскою купчихою Анною Громовою. Празднество в честь сей иконы совершается 28 Июля. 4) Чудотворная Казанская икона Божией Матери, в золотой ризе, убранной жемчугом и камнями. Оклад и венцы золотые, чеканной работы. Корона и венцы украшены изумрудом, топазом и яхонтами. Риза сделана в Москве на сумму Государева дьяка Никиты Виньяминова, под надзором Князя Иоанна Андреевича Голицина. 5) Чудотворная икона Успения Божией Матери (не в житии), издревле называемая старою. 110 Она была выставлена, по повелению Самой Божией Матери, на монастырскую ограду во время осады Святой Обители воинами Батория, а во время первого освящения пещерного Успенского храма, при преподобном Ионе, ознаменовала себя чудесным исцелением слепой женщины. 111 Она стоит в алтаре, на горнем месте. 6) Чудотворная икона Святителя Николая, которая в древних записях монастырских названа «Начальный Николин образ, Чудотворный, Великорецкой». 112 Эта икона древнего греческого письма, украшена серебром, жемчугом и камнями. 7) Медная хоругвь, с изображением на одной стороне Нерукотворенного Образа Спасителя, а на другой – Одигитрии Пресвятой Богородицы. Она в 1581 году, была выставляема в г. Пскове на крепостной стене, против неприятеля. Из других икон замечательны ещё: 1) Икона Божией Матери Троеручицы, большая, украшенная серебряно-позолоченною ризою с жемчугом и каменьями. Она замечательна своею живописью и к сей иконе с особою верою и благоговением относятся многие, в особенности простой народ, замечая в лице её частые изменения и почитая ее чудотворною. 2) Икона Казанской Божией Матери, в серебряном окладе, с подписью: «подана в 7137 (1629) году от боярина Бориса Васильевича Бутурлина». 3) Икона Покрова Пресвятыя Богородицы, в серебряной позолоченной кованной ризе и серебряном окладе, с надписью внизу: «1718 года Июня 20 день, по приказу Благоверныя Государыни, Царицы и великой княгини Парасковьи Феодоровны, 113 построила сию ризу Игуменья Евстолия Ладыгина», а с левой стороны на серебряной пластинке другая резная надпись: «7108 (1600) года Августа в 6 день писана бысть сия Икона Покрова Пресвятыя Богородицы в Печерском монастыре, при Государе, Царе и Великом Князе Борисе Феодоровиче всея Руси, и при Епископе Псковском Геннадие, повелением тоя Печерския обители Игумена Иоакима с братиею». Икона находится на правом столбе в Антоние-Феодосиевском приделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Икона Божией Матери «Державная» возвращается во Владивосток Владивосток, 30 июля 2008 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Владивостокско-Приморскую епархию передается обратно святыня – икона Божией Матери «Державная». Эта икона возглавляла крестный ход Владивосток-Москва, прошедший с молитвенным шествием с 20 мая 2007 года по 8 июня 2008 г. более 10500 километров. В настоящее время святыня пребывает в храме св. блгв. вел. князя Александра Невского г. Балашихи Московской области. Именно в этот подмосковный город пришли участники крестного хода, а затем именно отсюда начался последний этап пути, который завершился 10 июня у храма Христа Спасителя. В ближайшее время икона Божией Матери «Державная», принадлежащая Владивостокской епархии, будет возвращена. По благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина в г. Москву за ней отправился Андрей Носиков, прихожанин храма Рождества Божией Матери г. Партизанска. Справка. Икона «Державная» занимает особое место в ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери. Она была обретена в начале ХХ веке, и ей суждено было стать одной из главных святынь России. Образ был явлен народу 15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-страстотерпца Николая Александровича, последнего российского императора. Святая икона явилась в сновидении крестьянке Евдокии Андриановой, которая услышала таинственный голос: " Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся " . Благочестивая женщина отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь. В подвале храма была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневший образ промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — отсюда и произошло название “Державная”. Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя очень быстро распространилась по всей России. Перед ней были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”, были подготовлены служба и акафист. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Список (копия) «Державной» иконы был специально написан для крестного хода Владивосток-Москва мастерами Мстеры. По возвращении икона будет пребывать в одном из храмов епархии. Официальный сайт Владивостокской епархии 30 июля 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27305.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010