Закрыть Столетие явления Державной иконы Божией Матери и Чудотворная мироточивая икона Государя на Псковской земле 10.04.2017 1969 Время на чтение 15 минут 11 марта делегация Войсковой Православной Миссии, сопровождающая Чудотворную мироточивую икону Царя Николая, побывала в храме Успения Божией Матери с. Коростынь и в г. Старая Русса, православные паломники помолились в часовне Св. Николая Чудотворца и приложились к Старорусской иконе Божией Матери. 12 марта 2017 г. в неделю 2-ю Великого поста в главный воинский храм святого благоверного великого князя Александра Невского была привезена из г. Москва мироточивая Чудотворная икона Царя-Страстотерпца, в память о трагедии произошедшей 100 лет назад, когда в результате переворота, совершенного врагами и изменниками России, Государь Император Николай II был отстранен от власти. Весь день люди приходили в храм, чтобы приложиться к святыне. Так же в этот день, вечером, была совершена первая Пассия в Великом посту. 13 марта Чудотворная мироточивая икона Царя Николая была доставлена в Творожковский женский монастырь, сюда же прибыла на микроавтобусе из Москвы редакция православной народной газеты «Русь Державная» во главе с главным редактором Андреем Николаевичем Печерским. Москвичи привезли с собой список Державной иконы Божией Матери, неоднократно источавший миро и являвший по молитвам помощь и заступничество. Утром 14 марта редакция газеты «Русь Державная» и православные миссионеры выехали в г. Дно, на место стоянки захваченного в результате военного переворота Императорского поезда. 14 марта митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил чин основания храма в честь святых Царственны Страстотерпцев на станции города Дно, откуда начался страдальческий путь последнего Русского Императора. Крестным ходом делегации приходов, многочисленные паломники во главе сонма духовенства прибыли к историческому месту у железнодорожной станции. Его Высокопреосвященству сослужили наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни игумен Спиридон (Иващенко), наместник Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря игумен Савва (Комаров), ответственный за Отдел по строительству и реставрации Псковской митрополии протоиерей Иоанн Муханов, заведующий канцелярией Псковской митрополии иеромонах Фома (Демчук) и многочисленное духовенство. За богослужением молились Губернатор Псковской области Андрей Турчак, глава Дновского района Валентина Тюрина, Николай Костючков, игумении Псковских обителей и многочисленные верующие.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

В рамках выставки «Православная Русь» состоялась конференция « " Теперь мы стали безгосударны, и Патриарх у нас человек начальный " : державное служение Церкви в Смутное время» 4 ноября 2007 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в просветительской программе четвертого дня работы VI церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – к Дню народного единства» состоялась конференция « " Теперь мы стали безгосударны, и Патриарх у нас человек начальный " : державное служение Церкви в Смутное время». Организаторами конференции выступили Научный совет Российской академии наук «Роль религии в истории», Российское дворянское собрание, Паломнический центр Московского Патриархата, сообщает Служба коммуникации ОВЦС. Научно-церковную конференцию открыл заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк. В своем докладе на тему «Служение Русской Церкви народу и Отечеству в Смутное время» Владыка описал тяжелый период 1604-1613 годов, когда государство находилось во внутриполитическом кризисе и испытывало натиск интервентов. Епископ Марк отметил, что единственной духовной опорой жизни народа оставалась Русская Православная Церковь и ее Предстоятель - Патриарх Московский Гермоген, который вдохновил народное ополчение на борьбу с интервентами. Будучи заточен поляками, находившимися уже в московском Кремле, он продолжал писать грамоты, в которых благословлял «всем стоять и умереть за православную веру». Центром освободительного движения стал Нижний Новгород, народное ополчение возглавил стольник и воевода Димитрий Пожарский. Священномученик Гермоген благословил пронести список Казанской иконы Божией Матери по отрядам ополчения, таким образом, Казанская икона явилась «знаменем освободительной борьбы» в Смутное время. В заключение епископ Егорьевский Марк подчеркнул: «Этот период показывает, что и государственная власть может ошибаться, и элита может преследовать свои интересы, только Православная Церковь остается основным стержнем государства, оплотом народного духа».

http://pravoslavie.ru/24695.html

На царских вратах Евангелисты и Благовещение художнической работы. Против правого клироса, близ иконы Благовещения, – на аналое глава Иоанна Крестителя, резная с серебрянным вызолоченным венцом, на серебрянном блюде, в киоте за стеклом. Вправо от иконостаса: иконы Вседержителя, Владимирской Божией Матери в серебрянных вызолоченных ризах. Против левого клироса икона Божией Матери всех скорбящих. Пред нею, на аналое, в кивоте за стеклом 11 крестиков и один круглый ковчежец серебренные вызолоченные (один крест перламутровый) с частицами мощей разных святых. Влево от иконостаса иконы: Св. Тихон Задонский , Сергий Радонежский и Митрофаний Воронежский . Ризы на сватителях Митрофание и Тихоне серебряные вызолоченные, пожертвованы в 1875 г. (в 1023 р.). Амвон высокий паркетный в 8 ступеней. На столбах за правым и левым клиросами, кроме чудотворных икон Казанской Божей Матери и св. Николая, помещаются в узких киотах же иконы Спасителя и Божией Матери очень хорошего письма темноватого фона. Но самые важные и многочтимые иконы в этом храме чудотворные: Казанской Божией Матери и св. Николая. 4. Казанская чудотворная икона Божией Матери Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всхъ молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всм твориши спастися, въ державный Твой покров прибгающимъ. Всхъ насъ заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже въ напастехъ и въ скорбехъ, и въ болзнехъ, обремененныхъ грхи многими, предстоящихъ и молящихся Теб умиленною душею и сокрушеннымъ сердцемъ, предъ пречистымъ Твоимъ образомъ со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавленія всхъ золъ. Всмъ полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дво, Ты бо еси Божественный покровъ рабомъ Твоимъ. Тропарь, глас 4 Казанская чудотворная икона Божией Матери хранится в г. Казани в женском Богородицком монастыре. Название свое эта икона получила от обретения ея в г. Казани, на том самом месте, где впоследствии построен означенный монастырь. Божия Матерь изображена на ней с преклоненною главою к божественному Младенцу. Изображение Богоматери, так называемое, грудное, а потому не изображено ни одной руки Ее. Богомладенец представлен стоящим, по одежде препоясанным и десницею, несколько отклоненною в правую сторону, благословляющим. Икона письма греческого, цвета темного 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

– А вот тут (показывает на глубокую нишу с окном) нужно устроить Гефсиманию, где будет храниться плащаница Божией Матери. А на стене над аркой прямо так и написать: ГЕФСИМАНИЯ». Так мы и сделали, поместив туда плащаницу Пресвятой Богородицы и подвесив к потолку в арке целую гирлянду замечательных старинных лампад. В начале весны 1992 года отец Иоанн пригласил меня зайти к нему в келью. Когда я пришел, то батюшка вручил мне завернутую в холщевое полотно икону Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевскую, которая, как он сказал, была благословением старца Глинской пустыни схиархимандрита Серафима (Романцова †1976), и попросил поместить ее в алтаре Благовещенской церкви на простенке под потолком, над престолом: «Там ее никто не достанет», – добавил батюшка с хитрой улыбкой. Вернувшись в свою келью, я развернул икону и нашел лежащую на ней записку, в которой было написано рукой келейницы отца Иоанна Татьяны Сергеевны: «Перед этой иконой до 1976 года молился благодатный старец схиархимандрит Серафим. Им икона завещана архимандриту Иоанну (Крестьянкину). В 1992 году икона передана в дар Благовещенской церкви Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря». Эта записка хранится у меня до сих пор.      В 1992 году празднование Торжества Православия выпадало на день памяти иконы «Державная» – 15 марта. В обители этой иконы не было, но мне очень хотелось, чтобы в этот день «Державная» икона Божией Матери была в центре храма. У меня оставался месяц... Во все остальное время икона находилась в моей келье и выносилась только на день ее памяти. Сейчас она хранится в монастырской ризнице. А 19 февраля 1992 года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона. И сразу же в Псково-Печерский монастырь отцу Адриану была доставлена частица его мощей. Он показал мне эту частицу и благословил написать образ святителя Тихона Московского. Я сразу же приступил к работе, параллельно заканчивая «Державную» икону Божией Матери. В перерывах между послушанием помощника благочинного, а в основном по ночам, в своей келье (в то время я жил на первом этаже братского корпуса в угловой келье прямо под кельей отца Иоанна, напротив часовни) писал икону Патриарха Тихона. Уж очень хотелось успеть ко дню его преставления 7 апреля, то есть к Благовещению.

http://pravoslavie.ru/137291.html

В 1817 г. на Воробьевых горах заложили храм Христа Спасителя – памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Он должен был террасами спускаться с вершины Воробьевых гор к Москве-реке. Однако во время земляных работ обнаружилось, что грунт осыпается и сползает; поэтому в 1827 г. строительство здесь прекратили и позже перенесли на Пречистенку. Так Троицкая церковь осталась в этих местах единственным памятником и свидетелем героических событий 1812 г. В XIX веке обновление Троицкого храма происходило дважды: в 1858–1861 гг. и в 1898 г. В XX веке, в 1964 и 1971 гг., производился внешний ремонт здания, а в 1971–1972 гг. – внутренний ремонт. Чистилась настенная живопись, частично была сделана новая. В 2006 г. церковное здание также ремонтировалось снаружи и внутри. Наружные стены храма и колокольни в настоящее время украшают фрески. На колокольне вверху расположен образ Божией Матери «Знамение», а на нижнем ярусе – «Прп. Сергий Радонежский благословляет блгв. кн. Димитрия Донского», «Митр. Московский Алексий исцеляет царицу Тайдуллу» и «Моление прп. Серафима Саровского на камне перед образом Богородицы “Умиление”». На правой стене трапезной изображен святитель Николай, на левой – преподобный Сергий Радонежский (в соответствии с расположением приделов). На портике южного входа находится фреска «Св. Троица с Авраамом и Саррой под Мамврийским дубом». Далее против часовой стрелки: образ Иоанна Предтечи, на внешней стене Горнего места – Голгофа, и, наконец, образ Спасителя. Особого внимания заслуживает настенная живопись внутри храма. Над входом в главную часть из трапезной изображена Ветхозаветная Троица, на куполе – Бог Отец и Бог Дух Святой с предстоящими ангелами, а над алтарем – Вознесение Господне. На стенах в медальонах – изображения пророков Илии и Моисея, святителей Николая и Алексия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также образ Божией Матери «Знамение». Над южной дверью ниже медальонов – Сретение Господне и «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами», над северной – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного престола привлекает внимание икона Божией Матери «Живоносный Источник», как память о прежнем названии храма. Перед солеей слева – Печерская икона Божией Матери, справа – образ Спаса Нерукотворного. За этими иконами располагаются два лика (хора) для антифонного пения. Слева от амвона – небольшая икона новомучеников Российских, справа – такая же по размеру икона Царственных мучеников. На северной стене находится икона Божией Матери «Утоли моя печали» и особо чтимый образ Божией Матери «Благодатное Небо», на южной стене – икона Божией Матери «Державная».

http://sobory.ru/article/?object=02278

Иисус Христос, Царственные страстотерпцы Николай II и Александра Феодоровна, с избранными святыми. Икона. Нач. XXI в. Иконописец С. Марзоев Иисус Христос, Царственные страстотерпцы Николай II и Александра Феодоровна, с избранными святыми. Икона. Нач. XXI в. Иконописец С. Марзоев Образы Н. А. включаются также в деисусные ряды храмовых иконостасов, напр. икона в ц. во имя Царя страстотерпца на Головинском кладбище в Москве (2011, иконописец С. Вершинин). Предание об отсечении головы Н. А. легло в основу его изображений как кефалофора. Этот образ, очевидно, связан с серб. иконографией обезглавленного на Косовом поле кн. мч. Лазаря Хребеляновича, изображаемого с усеченной главой в руках. С ней сходна икона молящихся государя и его супруги с изображением Христа в небесном сегменте (2002, собрание иконописной школы МДА; иконописец В. Фёдоров). Еще один вариант (нач. XXI в., иконописец С. Маликова) представляет имп. чету в молении Феодоровской иконе Божией Матери, на фоне многокупольного храма, под к-рым показана сцена убиения царской семьи в подземелье. «Снятие пятой печати». Икона. Ок. 1998 г. (ц. Владимирской иконы Божией Матери Сретенского мон-ря, Москва) «Снятие пятой печати». Икона. Ок. 1998 г. (ц. Владимирской иконы Божией Матери Сретенского мон-ря, Москва) Существуют парные иконы Н. А. и Александры Феодоровны в молении ко Христу или к Божией Матери. Царственная чета изображается также в предстоянии Христу, восседающему на троне. Эта иконография восходит к изображениям визант. императоров (напр., на иконе 2004 г. С. М. Марзоева царственные супруги страстотерпцы одеты в имп. византийские одежды). Достаточно редко встречаются иконы, на к-рых Н. А. представлен с др. святыми, чаще - со свт. Тихоном, патриархом Московским и всея России. Так, на одной из икон оба святых изображены предстоящими Распятию Христову, к которому слетают ангелы с орудиями Страстей; на Н. А.- накинутая на парадный мундир горностаевая мантия, в руках - сабля. Еще один вариант иконографии: Н. А. и свт. Тихон показаны на фоне Кремля, над ними - Державная икона Божией Матери и ангелы с орудиями Страстей; на Н. А.- шинель. Вместе со свт. Тихоном Н. А. предстоит Богоматери с Младенцем на Державной иконе Божией Матери из Казанской ц. в с. Пески Поворинского р-на Воронежской обл. (нач. XXI в.). Известны также иконы, на к-рых государь изображен с равноап. кн. Владимиром.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

В июне 1997 года по указу архиепископа Рязанского и Касимовского Симона церковь с. Константиново становится подворьем Свято-Иоанно-Богословского монастыря. Современное состояние [ править править код ] Сейчас в храме регулярно проводятся богослужения и совершаются Таинства Православной Церкви, действует воскресная школа и приходская библиотека. Храм имеет приписную церковь в честь святых Благоверных Петра и Февронии Муромских в селе Кузьминское. Святыни [ править править код ] Храмовая Казанская икона Пресвятой Богородицы Икона Пресвятой Богородицы Казанская - храмовая, наиболее почитаемая прихожанами. Написан образ Пресвятой Богородицы в 1950 году масляными красками на холсте (доске). Чудотворная икона подарена храму архимандритом Авелем (Македоновым), подвизавшимся в Иоанно-Богословском монастыре села Пощупово. В период с 2005 по 2008 годы икона благоухала. Неоднократные исцеления, подаваемые по молитвам к Заступнице усердной «всем творящей спастися в державный её покров прибегающим» (из тропаря Казанской иконе), притекающих к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери, были зафиксированы прихожанами и настоятелем храма. В память об этих чудесных исцелениях принесены дары, которые украшают икону. Еще одна икона Пресвятой Богородицы Казанская расположена в четверике храма слева от амвона на аналое. Эта икона так же почитаема прихожанами. Каждое Воскресенье, кроме периода Великого поста, после Божественной Литургии перед этой иконой служится водосвятный молебен с акафистом Пресвятой Богородице. В храм икона «Благодатное Небо» была пожертвована жительницей с. Кузьминское Рыбновского района Рязанской области в храм в период его открытия (1990 год). История иконы связана с селом Кузьминское. Образ Богородицы находился в Воскресенском храме этого села. После разрушения церкви уцелевшие иконы уничтожались, в эту икону стреляли – остались следы от пуль. Когда кто-то решив спасти образ хотел пустить его по водам р. Оки одна жительница села взяла икону себе и бережно ее хранила. Долгое время на иконе были еле различимы только лики Богоматери и Младенца, видны следы от выстрелов в нее. С начала 2008 года икона начала проявляться, стали отчетливо видны не только фигуры Пресвятой Богородицы с Младенцем на правой руке, но и светлые нимбы вокруг ликов, а также образы ангелов в верхних углах изображения.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_храм...

В это сложное и нелегкое для многих время, связанное с возникшими разделениями, часто касающихся близких родственников и друзей, Господь не лишил нас благодатного Своего утешения: в нашей епархии пребывали две замечательные чудотворные иконы Божией Матери. Во-первых, Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы, которая находилась в пределах нашей епархии в течение целых четырех месяцев, посетив почти все наши приходы, общины и обители в Австралии и Новой Зеландии, принося великое счастье и утешение посещением многочисленных домов верующих. Пребывание второй иконы – дивного чудотворного образа Божией Матери «Державной» – было связано с празднованием восстановления в этом году канонического церковного единства Русской Церкви. Явление Державной иконы, обретенной в день отречения от престола царя-мучениа Николая II в 1917 году, ознаменовало принятие Божией Матерью под Свой небесный покров страждущей Русской земли в годы наступивших кровавых гонений против Церкви Христовой и против всех русских православных христиан. Эта святая икона, хорошо известная в пределах русского зарубежья, милостиво посетила и нас в Мельбурне и Сиднее по благословению Святейшего Патриарха Алексия. Ее сопровождала церковная делегация в следующем составе: митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, ректор Московских духовных семинарии и академии архиепископ Верейский Евгений, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Владислав Цыпин, несколько других клириков и хор Сретенского монастыря, состоящего из 42-х голосов. Эта делегация вместе с Державной иконой посетила в сентябре Богородице-Успенский храм Данденонге, Покровский кафедральный собор в Мельбурне, Покровский храм в Кабраматте и Петропавловский кафедральный собор в Стратфильде. Наличие столь великой святыни, архипастырей Русской Церкви и замечательного мужского хора на торжественных богослужениях в наших храмах произвело незабываемое, благоприятное духовное впечатление на всех присутствовавших богомольцев.

http://pravoslavie.ru/5708.html

Источник фото — сайт прихода храма в честь иконы Державной Божьей Матери в д. Гусино  Весть о явлении новой иконы 15 марта 1917 г. в подмосковном Коломенском быстро облетела не только Москву, но и другие уголки неспокойной тогда России. Времена смутные — февральская революция, поражения на фронтах, госпитали, заполненные ранеными воинами, крушение традиций и государственных устоев, иллюзорные надежды на свободы, разговоры о равенстве и братстве... В этот же день многие узнали о «добровольном» отречении от престола последнего царя из династии Романовых, будущего страстотерпца Николая II. Для многих весть о том, что в тот же день была обретена икона Богородицы, держащая в своих руках регалии царской власти — державу и скипетр, стали странным предзнаменованием. К иконе потянулось множество богомольцев, ее стали возить по московским храмам, появились списки с новоявленного образа, при активном участии святителя Тихона была составлена служба и акафист в честь образа Державной Божией Матери. Скоро грянула буря, и вихрь страшных событий закрутил со страшной демонической силой все русское общество, разрушая храмы, попирая святыни, перемалывая людей и меняя облик городов и весей, но то, что в руках у Пречистой Девы люди видели символы попечения и покровительства верным — скипетр и державу, оставляло надежду на милость Божию. Сегодня, осмысляя происшедшее и задумываясь над будущим, открываешь для себя некие символы, не похожие на простые совпадения. Не так давно мы вспоминали 400-летие избрания Земским собором на Российский царский престол первого царя династии Романовых —Михаила Феодоровича и фактического прекращения смуты в Русском государстве. Но задумывались ли мы о том, что начало династии Романовых начинается перед чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, а заканчивается явлением Державной иконы? А случайно ли то, что делегация от Земского собора выехала из Москвы на поиски избранного на царство Михаила Феодоровича Романова, чтобы убедить его принять бремя царской власти над разоренной смутой Русской землей, именно 15 марта (2 марта старым стилем) и в этот же день, «делегаты» от русского народа вынудили царя, ставшим последним в этой династии, отказаться от попечения о своем народе, а Пресвятая Богородица смиренно приняла эти, ставшие ненужными народу, видимые символы попечения? А ведь именно при восшествии на царский престол Михаила Феодоровича впервые, на законном основании, были вручены ему эти два атрибута царского бремени — скипетр и держава.

http://foma.ru/obraz-milosti-bozhiej.htm...

О разрушении России скорбел в конце жизни – удивительно, но факт! – даже «герой революции» Буденный, о чем свидетельствует один из священнослужителей Церкви, участник Великой Отечественной войны диакон Николай Попович, сообщающий о том, что «…внучка маршала Буденного, моя крестница, рассказывала, что в конце жизни ее дед надевал мундир хорунжего с четырьмя Георгиевскими крестами (он был полный Георгиевский кавалер!), читал Библию (а не «Капитал» Маркса!), плакал и сокрушался: “Что мы наделали?” Очевидно, оплакивал свои заблуждения…» . Не может, конечно же, быть случайностью то, что именно в самый день отречения государя – 2 (15) марта 1917 года в селе Коломенском, тогдашнем ближайшем Подмосковье, в подвале известной древней Вознесенской церкви была обретена весьма известная ныне икона Божией Матери «Державная». Обретение ее состоялось после того, как крестьянке Евдокии Адриановой дважды являлась во сне Богоматерь, сказавшая ей: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять и сделать “красной” (церк.-славянск. – красивой: то есть освободить из-под вековой копоти красоту святых ликов Марии и Богомладенца Христа. – д. Г.М.). Пусть молятся». Как удалось впоследствии установить, первоначально эта икона принадлежала московскому женскому Вознесенскому монастырю, но во время нашествия Наполеона в 1812 году была спрятана в Коломенском, где затем и осталась. В 1929 году Вознесенскую церковь большевики закрыли, а чтимую икону Божией Матери «Державная» заточили в запасниках Исторического музея (как памятник иконописи рубежа XVIII–XIX веков). И лишь 27 июля 1990 года, с началом крушения большевизма в России, этот находившийся в столь долгом плену святой образ Пресвятой Девы вернулся наконец в Коломенское. Сейчас он хранится в здешней церкви XVII века – в честь Казанской иконы Божией Матери. Царственный образ Богородицы, восседающей на престоле, держава и скипетр в Ее руках – все эти знаки власти и притом нетрадиционный для богородичных икон алый цвет одежд (скорее царской порфиры, чем традиционного мафория) как бы особо указывали на то, что отныне, с уничтожением монархии в России, Сама Матерь Божия становится Царственной Возглавительницей Святой Руси – страны, вступившей на путь мученичества за веру Христову.

http://pravoslavie.ru/54865.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010