Мать Магдалина скончалась 1 мая 1900 г., не дожив до освящения собора 5 лет. Освящен собор был 26 июня 1905 года преосвященным Назарием, архиепископом Нижегородским, в честь Нерукотворного Образа Спасителя. На следующий день архимандритом Сергием был освящен правый придел в честь Богоотцев Иоакима и Анны. Одновременно с постройкой большого собора с 1898 года велось строительство теплого деревянного трехпрестольного храма, освященного в 1901 году, с главным престолом в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , с правым приделом в честь иконы Божией Матери " Скоропослушница " , и левым - во имя святых угодников: Василия Великого, Николая Чудотворца и Алексия, человека Божия. А первоначальный храм был разобран за ветхостью, и на его месте поставлена часовня. В декабре 1902 года Кутузовская община была преобразована в женский монастырь во главе с игуменьей Анфисой. К 1907 году число сестер в Кутузовском монастыре превосходило 300 человек. Для сестринских келий и мастерских построено было около 20 деревянных корпусов, не считая хозяйственных служб. При монастыре имелась богадельня на 11 кроватей и школа, где учились грамоте и рукоделию дети из окрестных селений. Находили в обители приют и руководство к доброй трудовой жизни и малолетние преступницы. Одной из главных святынь монастыря была икона Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " . При большой иконе преподобного Серафима Саровского в особой витрине хранилось несколько вещей Батюшки: довольно изношенная власяница, поручи, параман, лоскуток от мантии, лоскуток от рубашки, бывшей на нем, когда на него напали разбойники, часть его волос и два ногтя, нитяные носки, бумажный платок, сумка и деревянный ящик, в котором у Старца хранились свечи. По преданию будучи послушником Прохором, преподобный Серафим, проходя в Муром по этим местам, оставил в лесу небольшой камешек, пророчески предсказав, что место это будет свято. С тех пор камень этот стал расти, превратившись в большой валун, источая исцеления с верою приходящим. Там же послушница Анна рассказала нам, что в годы гонений на церковь этот камень пытались увезти с этого места с помощью крана и тракторов, но камень крутился но с места не сдвинулся.

http://azbyka.ru/palomnik/Кутузовский_ск...

Решение о строительстве храма была принято после преобразования в 2010 году подворья монастыря в поселке Приозерье в Свято-Елисаветинский женский монастырь. 8 мая 2013 г. Преосвященнейшим Серафимом епископом Балтийским был освящен закладной камень храма и 18 июля в честь 95 – летия со дня мученической кончины святой Елисаветы была совершена первая Божественная Литургия в строящемся храме. 4 марта 2015 года началось покрытие купола, и 6 июля того же года купол был установлен. Домовые и надвратные храмы [ править править код ] Часовни [ править править код ] Часовня для забора воды в честь св. прп. Силуана Афонского Часовня в честь св. блж. Ксении Петербургской Подворье монастыря [ править править код ] Подворье монастыря находится в г. Калининграде, по адресу: ул. Полецкого, д. 24. . На территории подворья расположен домовой храм в честь святой преподобномученицы Елисаветы . В приходском храме в честь иконы Божией Матери " Утоли Моя Печали " находится рака с частицами мощей святых преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, икона с частицей мощей святых Вифлеемских младенцев от Ирода убиенных. Иконостас храма выполнен в редкой технике из янтарных пластин. Рядом с храмом с 2015 года открыта купель для окунания, освященная в честь иконы Божией Матери " Утоли Моя Печали " . Во дворе монастыря находится бревенчатая часовня-колокольня в честь преподобного Афанасия Афонского . В центре монастырского двора расположен памятник преподобномученице Елисавете из белого мрамора и колодец с родниковой водой. В жилом корпусе подворья монастыря находятся кельи, трапезная и паломническая гостиница. Монастырь - ежегодный участник международной православной выставки-ярмарки " Русский край " , которая проводится в г. Калининграде в ТЦ " Кловер Сити-Центр " . В данной выставке также принимают участие православные монастыри и храмы России и зарубежья, ремесленники, мастерские, православные издательства, иконописцы. Скиты [ править править код ] Скит Марии Египетской [ править править код ] Скит Марии Египетской

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Елисавет...

Господь судил сестре лечь на этом кладбище и меня привел в Церковь, где в день нашего приезда бывает Престольный праздник. Мне в этом утешение, т. к. я верю, что в жизни случайно ничего не бывает. Очень прошу Вас, дорогой Владыко, помолитесь обо мне. А я всегда молюсь о Вас. Помоги Вам во всем Господь и Его Пречистая Матерь-Заступница наша. Всей душой почитающая Вас, Катя.» С самого раннего детства я помню в нашей семье, среди других икон, икону Божией Матери Утоли моя печали”. Она была большая, в киоте и богато украшенной ризе, и считалась старинной. Старообрядцы предлагали отцу большие деньги за нее, но он отказался от продажи. Когда Лиля собиралась выходить замуж, по предложению родителей из разных семейных икон она почему-то выбрала эту для родительского благословения при обручении с женихом. С тех пор считалось, что эта икона принадлежит Лиле. Перед отъездом в Германию мы были озабочены, как бы по возможности лучше обеспечить больную сестру Олю, которую оставляли одну в Киеве. Все ценное было продано в трудной борьбе за жизнь, и казалось, что осталась одна ценность – эта икона. Лиля решила ее продать. Как раз тогда, после долгого периода, открывались церкви, а потому появились специальные магазины, где продавали и покупали иконы, – время было благоприятное для продажи.Но, несмотря на красоту и ценность иконы, она не продавалась. День за днем мы носили икону по магазинам и комиссионным лавкам. Ее рассматривали, оценивали, но никто не покупал, словно было какое-то недопущение. Как бывает в жизни, будто случайно, мы встретили монахиню из Покровского монастыря, и та посоветовала нам отнести икону в церковь Покровского монастыря, отцу Адриану, который, по ее словам, любит хорошие иконы. На другой же день я и Оля понесли нашу икону в Покровский монастырь. Мы вошли в церковь во время литургии. Как церковь, так и отец Адриан, которого мы увидели впервые, произвели на нас самое отрадное впечатление. Икона Божией Матери «Утоли моя печали» После литургии отец Адриан подошел к нам и, узнав цель нашего прихода, не говоря ни слова, взял икону, положил ее на аналой и начал служить перед ней молебен, заказанный какой-то женщиной. На слова женщины: Батюшка, я не этой иконе хотела молебен” отец Адриан не обратил внимания.

http://pravoslavie.ru/121954.html

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы. В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранился напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР 1327 от 30.08.1960г.). 25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время при храме действует Местная православная религиозная организация-учреждение Свято-Георгиевский собор в г. Калуге, совершаются богослужения. 2. Церковь Никольская «на козинке» (г. Калуга, ул. Николо-Козинская (бывшая ул. К. Цеткин), 33) Храм был построен на общественные деньги в 1775-1779 гг. Первоначально он был небольшим однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня. Храм сооружен в стиле провинциального классицизма. К двухсветному четверику, перекрытому крестовым сводом и увенчанному одной главой, примыкает широкая алтарная апсида с полуциркульным сводом и боковыми разгрузочными арками. От храма алтарь отделен глухой каменной стеной с тремя арочными проходами. Трапеза и колокольня выстроены в стиле эклектики. Храм кубической формы (без трапезы) покрыт на четыре ската полукруглым шатром. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного большой главой в форме луковицы.

http://patriarchia.ru/db/text/191060.htm...

Андреевский кафедральный собор пользуется большой популярностью среди ставропольских православных жителей и имеет свои традиции. Традиционным праздником собора является день Андрея Первозванного, собирающий в стенах храма верующих со всей Ставропольской и Невинномысской епархии. Во время проведения этого праздника по традиции торжественное богослужение обычно возглавляет Архиепископ Феофан. На таких праздниках можно заметить прихожан самых разных возрастов - как детей, так и людей преклонного возраста. Люди молятся соборно, ставят свечи. На деревянном постаменте рядом с Андреевским собором — пробитый снарядом колокол, привезенный из Грозного. В последний раз он звонил в 1995 году и единственный уцелел после бомбежки храма во имя Михаила Архангела. Сегодня храм восстановлен, но вырванный язык колокола не дает забыть, как зыбко мирное благополучие. Посетить этот собор просто необходимо при посещении Ставрополя, так как это, плюс ко всему, еще и одна из самых главных исторических достопримечательностей города. Святыни [ править править код ] В Андреевском храме, чудом уцелевшем в эпоху гонений, находятся многие чтимые иконы. По учению церкви, каждая икона чудотворна. Из икон, заслуживших особое внимание, следует отметить те, которые написаны в Афонском Русском Пантелимоновом монастыре. Особо почитаемой иконой храма является образ Божией Матери «Троеручица» и «Утоли моя печали». Эти большие образа - ещё и свидетельство благочестия наших предков, поскольку принесены они были на руках с далёкого Афона. Мощи св. ап. Андрея Первозванного прибыли в Ставрополь Икона благоверного князя Александра Невского отличается хорошим письмом, основательностью. Она прошла страшную эпоху гонений и могла погибнуть просто от неблагоприятных условий. Но икона выстояла! В главном храме епархии находятся много и более поздних икон. Они создавались в военное и послевоенное время. Кто писал эти иконы? По сути те, кто умел хотя бы немного держать в руках кисточку, - ведь большинство иконописцев погибли вместе со своими произведениями, разделив их участь. К иконам того времени относится ростовая икона Спасителя, икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет».

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_А...

В приходском храме в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» находится рака с частицами мощей святых преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, икона с частицей мощей святых Вифлеемских младенцев от Ирода убиенных. Монастыри [ править править код ] Свято-Никольский женский монастырь [ править править код ] Свято-Никольский монастырь Свято-Никольский собор монастыря (бывшая кирха Юдиттен) считается самой древней постройкой (XIII в.) в городе Калининграде из сохранившихся до наших дней. Храм возведен в готическом стиле и известен как самое древнее готическое строение во всей Калининградской области и единственный чисто готический архитектурный памятник этой Построил храм Тевтонский орден. Сначала он был Католическим (до XVI в.), потом Лютеранским (до 1948 г.), и наконец стал первым Православным храмом (в 1985 г.) за 40 лет русской истории этого края, а в последствии (в 1999 г.) — главным храмом первого православного монастыря в Калининградской земле. В древности под его сводами стояло чудотворное скульптурное изображение Девы Марии к Которой стремились толпы паломников. Ныне его именуют «матерью церквей Калининграда», и множество людей приходят в него к святителю и чудотворцу Николаю – самому любимому святому русского православного народа. В настоящее время это главный храм действующего Свято-Никольского женского монастыря, в котором около двадцати насельников во главе с настоятельницей — игуменией Софией. При монастыре есть воскресная школа для детей и взрослых, библиотека, благотворительная трапезная, швейная мастерская, кузница, столярка, а также ритуальные услуги. Адрес: Россия. 236010, г. Калининград, ул. Тенистая Аллея 39 б. Телефон: (4012) 60-38-95 ; (4012) 96-27-43 , тел/факс: (4012) 60-38-96 Проезд: Автобусом: 48 — доехать до остановки «Клуб ЦБЗ-2» (от неё 55 метров до монастыря); 9, 24, 32, 48 — до ост. «ул. Брусничная» (477 м. до монастыря); 5, 105 — до ост. «ул. Менделеева» (785 м. до монастыря). Маршруткой: 81 — до ост. «Клуб ЦБЗ-2»; 61, 74, 79, 89 — до ост. «ул. Брусничная». Подворье Свято-Елисаветинского монастыря [ править править код ] Подворье Свято-Елисаветинского монастыря

http://azbyka.ru/palomnik/Калининград

А. А. Арендаренко: - Вот так вот. Можно и нынешним богатым людям взять в пример. А почему нет? Иерей Илья Тягин: - Было бы очень хорошо. И она купив особняк, привела его в порядок. Особняк был небольшой, община быстро развивалась, поэтому буквально через непродолжительное время они переехали в Лефортово. Кстати говоря, в 1871 году княгине Наталии Шаховской в стенах Высокопетровского монастыря был вручен крест, и она стала крестовой сестрой милосердия.  А. А. Арендаренко: - Как бы настоятельницей что ли, да? Иерей Илья Тягин: - Да. Дело в том, что на кресте с одной стороны была икона Божией Матери…  А. А. Арендаренко: - «Утоли моя печали», очевидно? Иерей Илья Тягин: - Не могу сказать точно. А. А. Арендаренко: - Ну, наверное, по логике. Иерей Илья Тягин: - Может быть. А с другой стороны – начальницей какой общины она являлась. Судя по всему, наверное, с одной стороны икона Божией Матери «Утоли моя печали», а с другой стороны – то, что она руководительница общины сестер милосердия «Утоли моя печали». И на благотворительные средства она купила землю. Там еще был особняк, говорят, что это было поместье Орловых.  ,А. А. Арендаренко: - Тот самый знаменитый царский фаворит? Иерей Илья Тягин: - Да. И она купила, отремонтировала, и это стало первым зданием, где начала развиваться Лефортовская община сестер милосердия.  А. А. Арендаренко: - Дворец Орловых – это же люди строили-то с размахом. Иерей Илья Тягин: - Кстати, он и сегодня стоит. Архитектором является Осип Бове. А. А. Арендаренко: - Известный очень.  Иерей Илья Тягин: - Да. Известный в то время зодчий. И там лепнина, есть зал приема, там Попечительский совет собирался. Очень красиво. Там, кстати, сегодня единственный портрет сохранившийся, написанный с княгини. До сих пор он находится там, висит, где она сидит в кресле. А. А. Арендаренко: - Хорошо, что сохраняют память. Это очень важно.  Иерей Илья Тягин: - Уже в 1875 году был достроен трехэтажный корпус больничный. В центре этого корпуса построили храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В молитве Пресвятой Богородице в честь этого образа есть такие слова: «И утоли печали моя, сокрушающие сердце. Ты бо еси возведение роду человеческому и в печалех скорая Утешительница». И эти слова путеводствовали всем сестрам милосердия, и конечно, в первую очередь княгине Наталии Шаховской. Я полагаю, именно это и стало мотивацией для названия общины в честь образа Божией Матери «Утоли моя печали». 

http://radonezh.ru/2024/03/11/v-voenno-m...

Храм освящён в честь иконы " Утоли моя печали " - копии с московской чудотворной иконы. Само её название является молитвой к Божьей Матери об избавления от многих болезней и скорбей душевных и телесных. Строительство велось два года, и завершилось в 1906 году, 27 мая (9 июня) 1907 года владыка Гермоген торжественно освятил главный и единственный престол в честь иконы Божией Матери " В скорбех и печалех Утешение " . По преданию, заказанная епископом Гермогеном на Святой Горе Афон главная храмовая икона была точной копией с чудотворного первообраза. В годы советской власти церковь функционировала до 28 января 1930 года. После закрытия здание было передано под клуб Дома матери и ребёнка. В 1948 году помещения занял саратовский планетарий. Во второй половине 1950-х годов левая входная группа была перестроена и лишилась навершия, кресты с куполов сняли в начале 1960-х. В 1965 году новый епископ Саратовский и Волгоградский Пимен обратился к городским властям с инициативой отреставрировать обветшавшее здание на средства епархии. С личного разрешения и под ответственность первого секретаря обкома партии А. И. Шибаева было решено отказаться от предложения епархии, но при этом изыскать средства на ремонт в городском бюджете, после чего бывший храм отреставрировали, на витые главы вернули кресты. Во второй половине 1980-х годов была проведена новая реставрация, в ходе которой восстановили навершие к левому крылу. В 1990 году здание вернули Церкви. В боковой пристройке был оборудован придел во имя преподобного Сергия Радонежского, освящённый в том же году. В 1992 году был восстановлен главный престол в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , после чего в 1993 году Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен совершил чин великого освящения возрождённого храма. Тогда же открылась первая в постсоветском Саратове воскресная школа, переданная в ведение церкви. В 1990-е годы были отремонтированы и расписаны внутренние помещения, приобретены иконы, построена колокольня. 15 октября 2004 года на основе прихода церкви было организовано Архиерейское подворье. С 2005 по 2009 годы в здании велись масштабные реставрационные работы, затронувшие внутреннее убранство и внешнюю отделку.

http://sobory.ru/article/?object=07134

В именах прославляемых икон Богоматери благодарное человечество отразило свои чувства к «теплой Заступнице мира холодного». То радость весны, ибо Дева была действительно весной для человечества, то похвала любви Ее – вот что звучит во многих из наименований святых икон Ее: «Благодатное Небо», «Благоуханный Цвет», «Взыграние», «Взыскание погибших», «Воспитание», «Всех скорбящих Радость», «Милующая», «Живоносный Источник», «Избавительница», «Милостивая», «Млекопитательница», «Нечаянная Радость», «Услышательница», «Неувядаемый Цвет», «Призри на смирение», «Скоропослушница», «Сладкое лобзание», «Спасительница утопающих», «Споручница грешных», «Умиление», «Утоли моя печали», «Целительница», «Утешение в скорбях и печалях». Если бы мы на земле жили жизнью бесплотных, мы бы не имели нужды ни в чем внешнем, и чувства наши не нуждались бы во внешнем выражении. Но человек не есть чистый дух. Он – дух, облеченный в плоть. Он окружен видимыми, осязаемыми вещами, а внутренняя жизнь его выливается во внешних действиях, и чувства его невольно выражаются внешним образом. Вот это свойство душ – возноситься мыслью и сердцем к любимым существам, смотря на их изображение – и дало повод к возникновению почитания святых икон. Забота Богоматери о роде людском избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ее с людьми. Богоматерь знала, как пусто и холодно будет людям без Нее, по уходе Ее из мира. И вот Она решила в изображениях лика Своего оставить христианам залог Своего непрекращающегося общения с ними. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько изображений Своих и обещала, что с этими изображениями – иконами Ее – пребудет всегда Ее благодать. В иконах Богоматери верующие люди, их писавшие, отразили Пречистую Деву в разные минуты Ее духовной жизни. Вот она со скорбию взирает на крест Своего Сына – «Ахтырская»; вот прижимает нежно обеими руками к щеке головку Младенца – «Касперовская»; вот, держа правой рукой Младенца, левую в скорби прижимает к голове (обычный жест тяжко страдающих людей) – «Утоли моя печали»; вот крепко-крепко обхватила и держит обеими руками протянувшего у Ней на груди Свои руки Младенца, точно боясь, что отнимут Его от Нее: так готова она принять на руки и держать в материнских объятиях всякого человека, которому грозят волны мира – «Взыскание погибших»; вот, как безгранично любящая Мать, Она держит на правой руке Своего Божественного Младенца, Который так крепко, доверчиво приник к щеке Своей Пречистой Матери, обвив Ее шею Своей ручкой – «Владимирская». Сколько ласки, любви во взоре! По преданию первой иконой, которую написал святой апостол и евангелист Лука, была эта икона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

13 (25) декабря 1869 года по приглашению устроителя Фёдора Герасимовича и игумении с сёстрами в новую обитель прибыл Преосвященнейший Епископ Тамбовский Феодосий (Шаповаленко). 15 (27) декабря сам Владыка освятил главный храм во имя Божией Матери " Утоли моя печали " . Указом Святейшего Синода от 6 (18) февраля 1875 года за Козловская Боголюбская женская община была переименована в общежительный женский монастырь. Изящная монастырская церковь была богато украшена. Со вкусом подобранная обстановка, стройное пение сестёр общины во время богослужения привлекали в эту церковь много молящихся даже в непраздничные дни. В монастырском храме хранились православные святыни, в том числе частица Креста Господня, частицы мощей 33 святых. На территории обители располагалось большое количество хозяйственных построек и флигелей. Была у монастыря и своя собственная небольшая деревянная звонница, библиотека, сиротский приют и церковно-приходская двухклассная женская школа для монастырских девочек-сирот и приходских детей. В 1918 году церковь женского Боголюбского монастыря была ликвидирована, а после её закрытия здесь помещался детский дом. Главка с крестом и барабаном, как нетрудно догадаться, были ликвидированы. В конце 20-х годов ХХ века здесь размещались Козловский окружной музей, Окружной отдел труда, Биржи Труда и коллективов безработных. В 1943 году бывшие монастырские кельи передали в распоряжение горжилкомхоза и превратили их в коммунальные квартиры, где и сегодня в обветшавших монастырских корпусах продолжают ютиться десятки семей. Из книги: Сазонов О. Мичуринск: прогулки с краеведом. - Липецк, 2018 Комментарии и обсуждение Монастырь возник из общины, которую устроил при Боголюбском соборе козловский купец Воронов в 1858 г. Храм один - в честь Иконы Божией Матери " Утоли моя печали " и во имя св. Пантелеимона. Боголюбов монастырь, общежительный, в городе Козлове. Основан в 1875 году из существовавшей с 1858 года женской общины. Здесь находится местно чтимая Боголюбская икона Божией Матери. При монастыре двухклассная школа и иконописная мастерская.

http://sobory.ru/article/?object=11322

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010